Парастас, что это такое?

Ответ священника:

Существуют разные виды церковного поминания усопших: проскомидия, отпевание и панихида, сорокоуст. Отличие их в том, что заздравная и заупокойная проскомидия, а также сорокоусты (ежедневное поминание усопшего в течении сорока дней после кончины) совершаются за литургией: в алтаре читаются подаваемые верующими записки, а священник вынимает при этом частицы из просфор, которые в конце службы высыпаются в Чашу с Кровью Христовой для омывания грехов живых и усопших членов Церкви, в силу совершаемой здесь, Бескровной Жертвы — Евхаристии. Отпевание же и панихида служатся вне проскомидии. Какой вид поминания более действенен? – Считается, что – литургический. Однако, святитель Григорий Двоеслов, если обратиться к его житию, вымолил душу усопшего языческого императора Трояна, пользуясь, только лишь, личной молитвой. Так что, здесь нужно помнить главный принцип молитвенного взаимодействия: Церковь – живой организм, каждый её член – клетка. Больная клетка не может поделиться здоровьем с другой больной клеткой, поскольку сама им не обладает. Но в той мере, в какой я выздоравливаю от грехов, я могу поделиться этим состоянием и с другими. У нас же молитвенное поминание усопших сводится лишь к обрядоисполнению: более всего, людей интересуют вопросы о том, как правильно положить покойного, как обрядить в церковную атрибутику, как жечь свечи, куда девать после похорон хлеб и воду, и т. д. Родственники ограничиваются подачей записок в алтарь (пусть батюшка – молится!), сами же избегают молитвенного труда (подали – и ушли из храма), что лишает любой вид поминания действенности.

DSC0Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.