Парголовский храм

Спасо-Парголовский храм

О нашем храме

Спасо-Парголовский храм на Шуваловском кладбище в г. Санкт-Петербурге освящен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 21 (8) сентября 1880 г. в день Рождества Пресвятой Богородицы. Храм никогда не закрывался, является архитектурным памятником регионального значения, охраняется государством.

Наш храм четырехпрестольный.
Центральный престол освящен в честь Спаса Нерукотворенного образа,
южный — в честь Покрова Божией Матери,
северный — в честь святителя Николая Чудотворца,
нижний крестильный — в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Настоятель храма — Протоиерей Роман Ковальский.

Богослужения: ежедневно утром и вечером.

Исповедь: на буднях в 8:30, в воскресные и праздничные дни в 6:30 и 9:30, а также накануне воскресных и праздничных дней с 17:30 до конца Всенощного бдения.

Божественная Литургия: по будним дням – 9:00 (Часы в 8:40).
После Литургии — общий молебен, общая панихида и частные требы, которые совершаются дежурным священником в течение дня.
По воскресным и праздничным дням совершаются три Божественные Литургии:
в 7:00 (Часы в 6:40),
в 8:30 (Часы в 8:10),
в 10:00 (Часы в 9:40).

Вечерние богослужения: ежедневно в 18:00.

Чтение акафистов в 18:00:
по воскресеньям поочередно – Спасителю, Покрову Божией Матери, перед иконой Божией Матери «Отрада и Утешение»;
по понедельникам – Архистратигу Михаилу;
по средам – перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и «Тихвинская»;
по четвергам – свт. Николаю Чудотворцу.

Крещение ежедневно: в будние дни с 11:00, в субботу и воскресение в 10:00 и в 11:30.
Индивидуальное крещение для взрослых совершается полным погружением.

Взрослым, желающим креститься, крестным, родителям крещаемых детей и детям старше 14 лет необходимо предварительно посетить огласительную беседу.

Огласительные беседы проводятся в помещении Воскресной школы:
— по вторникам, четвергам и пятницам в 19:00,
— по субботам в 12:30.
По окончании занятия выдается справка, которая предъявляется при оформлении крещения.

Курс катехизических бесед «Азы Православия» для желающих восполнить знание о Православии, укрепиться в вере и обрести личный опыт христианской жизни проводятся
по субботам в 15:30 с октября по апрель.

Адрес храма:
194356, Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 106А, Тел.: (812) 554-1658, (812) 513-2472

Ныне существующий каменный Спасо-Парголовский храм был заложен 11 июля 1876 года. Храм был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст.ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Проект Спасо-Парголовского храма был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым. Храм построен в византийском стиле.

Однако история прихода в Шувалово началась намного раньше. Поселение Парголово существовало уже в начале XVI века (упоминается в переписных окладных новгородских книгах, которые велись для сбора и учёта податей), но оно находилось в то время значительно севернее места, где стоит храм.

В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы как майоратное владение (не подлежащее продаже и передаче) графам Шуваловым, которые перевезли сюда часть крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян (из Суздальской губернии). Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект. Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна. Со времени существования первого храма и до строительства храма каменного причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Первым священником нового храма стал отец Иоанн Дмитриев, который перешёл в него для служения по приглашению графа П.И. Шувалова «от Троицкой церкви, что в Галерной гавани». После строительства храма Большая Суздальская слобода стала именоваться Спасским селом. Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне, в настоящее время реставрируется.

В следующем году на склоне холма, чуть ближе к селу, на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, урождённой Салтыковой, по проекту известного архитектора Луиджи Руска был сооружён новый деревянный храм. Облик второго храма на горе над озером был запёчатлён на рисунке 1825 года художника Г.Г. Чернецова, о храме упоминает А.С. Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» от 26 июня 1826 года:»Разного рода мысли и чувства возбуждает, несколько вёрст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».

Ещё в 30-х годах XIX века сюда из Санкт-Петербурга приезжали дачники, снимавшие на лето крестьянские домики. Вторая волна «дачного бума» пришлась на 1960-е годы. Село Спасское, которое тогда называлось уже Первым Парголовым, из всех окрестных поселений стало самым «фешенебельным». По соседству с ним возникают дачные местности Шувалово и Озерки. В 1870 году открывается Финляндская железная дорога, а в 1877 году графы Шуваловы, ввиду затруднительного финансового положения, получают Высочайшее Разрешение на продажу части своего майоратного имения «Товариществу на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». К этому времени деревянный храм, построенный для крестьян, уже обветшал и, главное, не мог вмещать всех нуждающихся в церковном окормлении. Каменный храм, проект которого был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым, был заложен 11 июля 1876 года.

Новый парголовский храм строился под руководством церковно-приходского попечительского общества, председателем которого был Светлейший Князь Павел Андреевич Воронцов-Шувалов. Сооружался храм на средства крестьян и дачников, собравших около 70 тыс. рублей. Старый деревянный храм был сохранён, а позже (в 1885-1886 гг.) отремонтирован под руководством того же К.А. Кузьмина и заново освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского. После 1930-х гг. его использовали только для отпеваний, постоянные богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном.

В новый храм из старого были перенесены древние святыни, как привезённые крестьянами графа Шувалова из средней России, так и пожертвованные прихожанами: резная из мамонтовой кости икона Успения Божией Матери XVI века; икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших к нам из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. К сожалению, большинство этих святынь ныне утеряны.

Основателем и строителем каменного Спасо-Парголовского храма является протоиерей Александр Александрович Налимов, служивший в деревянном храме с 16 мая 1871 года. В 1877 году он был назначен помощником благочинного, а в 1878-1879 годах был благочинным Заречного округа. О. Александр заканчивал строительство Спасо-Парголовской церкви, будучи уже больным, а ко времени её освящения находился за штатом. Умер 6 апреля ст. ст. 1883 года. Погребён у главного алтаря храма. Его сын, владыка Николай, в бытность свою архиепископом Финляндским и Выборгским в 1899-1905 годах часто служил в храме.

Новый трёхпридельный, рассчитанный на 850 человек, Парголовский храм Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в византийском стиле, был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Боковые приделы были освящены: южный – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Четыре раза в год отмечаются в храме престольные праздники: 29 августа – в день иконы Спаса Нерукотворенного Образа (центральный придел); 14 октября – в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы; 22 мая и 19 декабря – в дни памяти Святителя и Чудотворца Николая. Изящный белый храм с двумя голубыми куполами стал украшением окрестностей.

Приход Спасо-Парголовского храма был весьма обширен, и включал в себя парголовских и шуваловских жителей, а также живущих у Поклонной Горы и рядом с Успенским (ныне Северным) кладбищем. К приходу были приписаны церковь Петра и Павла в Шуваловском парке (построена в 1840 г. по проекту арх. А.П. Брюллова, освящена 27 июня 1846 г.), часовня во имя Александра Невского на Вокзальной горе (у Выборгского шоссе, постр. в 1881 г., рядом – памятник императору Александру II) и часовня в дер. Новосёлки. 9 (22) мая ежегодно устраивался большой крестный ход по окрестным деревням.

Храм на горе надолго оставался единственным духовным центром стремительно развивающейся дачной окраины столицы. При храме имелась библиотека, где хранились метрические книги, самые ранние записи в которых датировались серединой XVIII века. Священники храма являлись законоучителями окрестных земских крестьянских школ, две из них (I Парголовская и Шуваловская) находились совсем рядом с храмом. Сохранилась фотография молебна, открывающего праздник в пожарной части I Парголова, находившейся в двух шагах от храма. В начале XX века при храме существовало церковноприходское попечительство, ежемесячно помогавшее деньгами двадцати беднейшим семьям прихода; на великие праздники раздавались денежные и продуктовые подарки более чем на 700 руб; проводились мероприятия по борьбе с холерой. За счёт церкви «неимущим школьникам, путешествующим и дровосекам в лесу до 80 человек за месяц раздавался чай и сахар», и каждый месяц 300-400 человек из «безработного и проходящего люда» были накормлены обедом. Председателем попечительства являлся настоятель прихода.

Когда возникло окружающее храм Шуваловское клабище — в точности неизвестно. Протоиерей Василий Петрович Юноковский утверждал в 1910 году (видимо, исходя из метрических книг), что первое захоронение было произведено здесь в 1769 году. Ныне самой старой из существующих могил считается могила Елизаветы Михайловны Кассель, умершей в 1843 году. Бытует мнение, что кладбище во всё время своего существования оставалось непопулярным и малозаметным. Однако это не так. Уже в XIX веке здесь хоронили лиц знатного происхождения и священнослужителей. Так, до революции здесь были похоронены статс-секретарь Государственного Совета В.А. Железников с супругой; сенатор, генерал-лейтенант, наказной атаман Оренбургского казачьего войска, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор Г.В. Жуковский; протоиерей церкви при доме градоначальника о. Пётр Симеонович Никольский; протоиереи о. Феодор Лекарев, о. Иоанн Ветвеницкий и другие священнослужители; представитель старейшего дворянского остзейского рода O.K. фон Беренс; П.Н. Бодиско, урожд. графиня Нирод; одна из первых в России женщин-врачей А.Н. Жегина, архитектор, академик И.А. Монигетти и другие.

На рубеже XIX и XX веков храм уже не мог вмещать всех приходивших богомольцев. В летние праздники: на Троицу, Преображение вокруг него стояли толпы народа. Было решено построить ещё один храм у Поклонной горы. 4 мая 1904 года при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского была освящена новая Свято-Троицкая церковь в Озерках (ныне — баптистская).

В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии. На сегодняшний день известно трое клириков прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов, арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков, который был сыном диакона храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель храма протоиерей Стефан Черняев, расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин, настоятели протоиерей Филофей Поляков, Александр Мошинский и, вероятно, другие.

Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён блокадный настоятель протоиерей Александр Мошинский. В конце войны, в 1944 г. в храм был назначен в качестве штатного священника исповедник, опытный пастырь, подвижник и поэт протоиерей Владимир Шамонин, память о котором трепетно хранится в нашем приходе. Происходил из дворян. Родился в Орле. За сочувствие волнениям 1905 года был отчислен из юнкерского училища, попал в Петропавловскую крепость, но раскаялся и по поручительству столичного митрополита Антония (Вадковского) поступил в Духовную Академию. Служил в с. Покровское (ныне ст. Войбокало), потом в Феодоровском соборе, был настоятелем в Николо-Барградском храме, известном тогда на всю столицу чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница», в храме св. Бориса и Глеба на Синопской набережной. В 1933 году арестован, провёл несколько месяцев в тюрьме, затем выслан на Дальний Восток. В 1937 году был возвращён из ссылки, без права проживания в крупных городах. Смог вернуться в Ленинград и к служению лишь в конце войны. Вначале, по разрешению о. Александра Мошинского до воссоединения с семьёй жил в сторожке при храме. Похоронен о. Владимир вместе с матушкой недалеко от стен Спасо-Парголовской церкви у дороги, объединяющей оба храма.

В 1950-е годы в храме часто совершались архиерейские богослужения с участием епископов Симеона (в миру Сергея Ивановича Бычкова), ректора Ленинградских Духовных школ и Романа (Романа Йоханновича Танга). Епископ Лужский Симеон служил в храме ещё до архиерейской хиротонии в 1937-1938 и в 1941-1942 гг. в качестве священника. С нашим настоятелем о. Александром Мошинским его связывали дружеские отношения. И похоронены они у стен Спасо-Парголовской церкви почти рядом. Владыка Роман был сначала епископом Таллинским (1950-1955 гг.), затем Лужским (до 1956 г.), обе эти кафедры являлись Ленинградскими викариатствами.

В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, храм перестал относиться к Пригородному благочинию. В 1970-е гг. к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены. Храм стал настоящим городским храмом. Именно в эти годы (с 1976 г.) сюда вернулся замечательный пастырь, протоиерей Василий Лесняк, служивший здесь ещё в 1952-1957 годах.