Патриарх болгарский

07.12.2012

После смерти 99-летнего патриарха Болгарского Максима БПЦ необходим новый глава. Какие проблемы ему придется решать в связи со скандалом вокруг шпионской деятельности ряда сановников, попытались узнать корреспонденты DW.

Ситуация в Болгарской православной церкви (БПЦ), по мнению профессора Калина Янакиева, известного болгарского богослова, сложилась непростая. В начале 2012 года стало известно о том, что 11 из 15 епископов и митрополитов Болгарской православной церкви были агентами службы госбезопасности во времена правления коммунистов. О связях церкви с коммунистической верхушкой упоминается и в исследовании, проведенном немецким Фондом имени Конрада Аденауэра (Konrad-Adenauer-Stiftung). По словам одного из авторов исследования, Марко Арндта (Marco Arndt), после этого скандала возникает множество вопросов, в частности, о независимости церкви и ее роли в жизни болгарского общества.

Доверие к церкви резко упало

Глубоко религиозными считают себя только 13 процентов

За последние десятилетия БПЦ потеряла авторитет и поддержку верующих. Влияние православной церкви на общество в Болгарии менее заметно, чем, например, в Греции, Сербии или России. Хотя в настоящее время около 80 процентов болгар исповедуют православие, глубоко верующими считают себя только 13 процентов. Апосле скандала, связанного со шпионажем, доверие к церкви резко упало — с 53 процентов до 36.

Кроме того, в период с 1944 по 1989 годы одной из главных целей верного Москве правительства Болгарии было желание сделать БПЦ более послушной. Поэтому число священников резко сократилось, церковное имущество было частично национализировано, отмечать христианские праздники запрещалось. Коммунисты терпели лишь некоторые церковные ритуалы, что фактически уменьшило значение церкви.

Раскол церкви

В 1989-1990 годах было создано движение за обновление БПЦ. Иеромонах Христофор Сыбев, бывший физик-ядерщик и диссидент, собрал тысячи людей на акцию протеста против церковных сановников. Он занялся активной политической деятельностью, был избран депутатом парламента, где возглавил комиссию по делам вероисповедания. Созданным при его участии (раскольническим) Синодом Болгарской Православной Церкви Христофор в ускоренном порядке был возведен в сан архимандрита и рукоположен в епископы. Но затем он, окончательно рассорившись с руководством канонической БПЦ, эмигрировал в США.

В 1996 году произошел официальный раскол Болгарской православной церкви. Часть митрополитов и епископов устроили переворот и выступили против патриарха Болгарского Максима, а бывший митрополит Пимен был провозглашен альтернативным патриархом.

Патриарх Максим

Этот раскол БПЦ длился целых три года, до самой смерти Пимена, который, как выяснилось позже, также оказался агентом службы государственной безопасности. По словам историка Момчиля Методиева, радикальные изменения в Болгарской православной церкви «были не только невозможны, но и нежелательны». А вот главной заслугой патриарха Максима, убежден Методиев, стало именно преодоление раскола внутри церкви.

Два сценария развития

По словам Марко Арндта, сейчас основной проблемой БПЦ является «феодализация» церкви, а также концентрация власти в руках митрополитов». Согласно исследованию, в будущем возможны два варианта развития событий. «В случае негативного сценария проблемы церкви будут усугубляться, а некоторые митрополиты-лоббисты объединятся на предстоящих выборах патриарха с целью сохранения статуса-кво. Кроме того, возможно, что этот процесс пройдет при участии местных влиятельных бизнесменов», — отмечает Марко Арндт.

Три бизнесмена с весьма сомнительной репутацией стали архонтами церкви. Хотя православные верующие в Болгарии резко высказались против архонтства, а Синод БПЦ назвал его незаконным, архонты входят в состав Церковно-народного собора, который и избирает нового предстоятеля БПЦ из трех претендентов.

Позитивный сценарий, как подчеркнул сотрудник немецкого фонда, предполагает усиление роли гражданского общества, что приведет к возрождению церковной общины, и успешного контроля над митрополитами. По словам Марко Арндта, при этом необходимо улучшить уровень образования священников и будущих монахов, а также наладить международные контакты, разобраться с коммунистическим прошлым церкви.

Борьба за власть продолжается

Новый предстоятель БПЦ будет избран 24 февраля 2013 года. Многие болгары внимательно следят за борьбой кандидатов на патриарший престол. У одиннадцати сановников, которых подозревают в шпионаже, шансов стать предстоятелем БПЦ практически нет. Митрополит Варненский Кирилл, один из кандидатов, больше известен своей любовью к дорогим автомобилям, а митрополит Пловдивский Николай ненавидит гомосексуалов и иноверцев. Еще два кандидата моложе 50 лет, а значит, согласно уставу БПЦ, не могут быть избраны.

Сложившуюся ситуацию метко описал отец Виссарион из болгарского монастыря Зографе, находящемся на горе Афоне: «Каждая церковная община всегда получает того пастыря, которого она заслуживает».

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 году, при святом князе Борисе I (+907).

В 919 году на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 году Константинополь признал эти решения.
В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+869) и Мефодий (+885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (+916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+946) почитается как небесный покровитель Болгарии.
Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.
Возглавляющий ныне Болгарскую Церковь 21-й Патриарх Болгарский Максим (Минков) родился 29 октября 1914 года в селе Орешак Троянско-Ловчанского округа (скончался 06.11.2012 г.).
С 1950 по 1956 год архимандрит Максим был настоятелем Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве. 30 декабря 1956 года он был хиротонисан во епископа Браницкого.
Избрание Блаженнейшего Максима Предстоятелем Болгарской Православной Церкви состоялось 34 июля 1971 года, чин интронизации был совершен в тот же день.
Титул Предстоятеля: «Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский».
Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.
В 1992 году в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.
В 1998 в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.
Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.
В 2003 году каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

Предстоятель:
Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский (Димитров Симеон Николаев)

Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg

Епархии Болгарской Церкви
Софийская митрополия
Правящий архиерей: Максим, патриарх Болгарский и митрополит Софийский
Кафедра и резиденция патриарха: София
Патрирший кафедральный собор: храм Св. Александра Невского
Варненская и Преславская митрополия
Кафедра: Варна
Правящий архиерей: Йоан, митрополит Варненский и Великопреславский
Велико-Тырновская митрополия
Кафедра: Велико Тырново
Правящий архиерей: Григорий, митрополит Велико Тырновский
Видинская митрополия
Кафедра: Видин
Правящий архиерей: Дометиан, митрополит Видинский
Врачанская митрополия
Кафедра: Враца
Правящий архиерей: Калиник, митрополит Врачанский
Доростольская митрополия
Кафедра: Силистра
Ловчанская митрополия
Кафедра: Ловеч
Правящий архиерей: Гавриил, митрополит Ловчанский
Неврокопская митрополия
Кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)
Правящий архиерей: Нафанаил, митрополит Неврокопский
Пловдивская митрополия
Кафедра: Пловдив
Правящий архиерей: Николай, митрополит Пловдивский
Русенская митрополия
Кафедра: Русе
Правящий архиерей: Неофит, митрополит Русенский
Сливенская митрополия
Кафедра: Сливен
Правящий архиерей: Иоаникий, митрополит Сливенский
Стара-Загорская митрополия
Кафедра: Стара Загора
Правящий архиерей: Галактион, митрополит Старазагорский
Американо-Австралийская митрополия
Кафедра: г. Нью-Йорк
Правящий архиерей: Иосиф, митрополит США, Канады и Австралии
Западно-Европейская митрополия
Кафедра: Берлин
Правящий архиерей: Симеон, митрополит Западно- и Среднеевропейский.

Дочерняя организация:
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви).

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Болгарская Православная Церковь (или Болгарский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Болгария; в «диаспоре» наиболее представлена в США и Германии, также в странах Западной Европы, Канаде, Австралии; на канонической территории нескольких поместных Церквей ведает приходами для болгар
  • Богослужебный язык: церковнославянский и болгарский
  • Календарь: основной новоюлианский, в отдельных случаях юлианский
  • Кафедральный собор: Александро-Невский в г. Софии (также в Софии и резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский
  • Место в диптихе: 9 (Рус.) или 8 (Конст.)
  • Состав: 28 архиереев; 15 епархий; более 1500 священнослужителей (кон. 2008) ; ок. 2600 приходов (кон. 2008) ; ок. 120 монастырей (кон. 2008) ; 4 высших духовных школы; ок. 4,374 млн. членов (2011)

Каноническое устройство

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты. Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян. Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии, которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов. Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами.

Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии

  1. Софийская
  2. Варненская
  3. Великотырновская
  4. Видинская
  5. Врачанская
  6. Доростольская
  7. Ловечская
  8. Неврокопская
  9. Плевенская
  10. Пловдивская
  11. Сливенская
  12. Старозагорская
  13. Русенская
  • В «диаспоре»:
  • Американская
  • Западноевропейская
  • Исторический очерк

    На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен. По преданию, епископские кафедры имелись в городе Одисс (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла апостол Амплий, и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), где епископствовал апостол Ерм. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал. В V-VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии.

    В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII — IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары, а за страной Болгария.

    Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 году, при святом князе Борисе I.

    В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году — Патриархатом с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в. Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя, автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии. Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

    После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор (1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

    В 1994 году в Болгарской Православной Церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

    Предстоятели

    Архиепископы

    • Стефан (с 870)
    • Георгий (ок. 878)
    • Леонтий
    • Димитрий
    • Сергий
    • Григорий

    Патриархи

    • Дамиан (927 — после 971)
    • Герман (кон. X в.)
    • Филипп (кон. X в. — нач. XI в.)
    • Давид (1016 — 1018)
    • Иоанн (1018 — 1019)
      • см. далее архиепископов Охридских

    Архиепископы Тырновские

    • Василий I (1186/87 — после 1230)
    • Виссарион

    Патриархи Тырновские

    • Свт. Иоаким I (1235 -1246)
    • Василий II (1246 — ?)
    • Иоаким II (ок. 1265)
    • Игнатий (до 1273 — после 1277)
    • Cщмч. Макарий
    • Иоаким III (1280-е — 1300)
    • Дорофей
    • Роман
    • Феодосий I (ок. 1337)
    • Иоанникий I
    • Симеон (ок. 1346)
    • Феодосий II (ок. 1348 — ок. 1360)
    • Иоанникий II (ок. нач. 1360-х — ок. 1375)
    • Свт. Евфимий (1375 -1393)

    Экзархи Болгарские

    • Иларион (Иванов) (12-16 февраля 1872)
    • Анфим (Чалыков) (16 февраля 1872 — 17 июня 1877)
    • Иосиф (Йовчев) (24 апреля 1877 — 20 июня 1915)
      • Парфений (Иванов) (1915 — 20 июня 1918) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
      • Василий (Михайлов) (июнь 1918 — октябрь 1921) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
      • Максим (Пелов) (22 октября 1921 — 28 марта 1928) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
      • Климент (Шивачев) (28 марта 1928 — 3 мая 1930) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода
      • Неофит (Караабов) (4 мая 1930 — 15 октября 1944) митр. Видинский, наместник-председатель Священного Синода
      • Стефан (Шоков) (16 октября 1944 — 21 января 1945) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
    • Стефан (Шоков) (21 января 1945 — 6 сентября 1948) митр. Софийский
      • Михаил (Чавдаров) (8 ноября 1948 — 4 января 1949) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
      • Паисий (Анков) (4 января 1949 — 3 января 1951) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода

    Патриархи Болгарские

      • Кирилл (Константинов) (3 января 1951 — 10 мая 1953) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
    • Кирилл (Константинов) (10 мая 1953 — 7 марта 1971)
      • Максим (Минков) (13 марта — 4 июля 1971) митр. Ловечский, наместник-председатель Священного Синода
    • Максим (Минков) (4 июля 1971 — 6 ноября 2012)
      • Кирилл (Ковачёв) (10 ноября 2012 — 24 февраля 2013) митр. Варненский, наместник-председатель Священного Синода
    • Неофит (Димитров) (с 24 февраля 2013)

    Исторические титулы предстоятеля

    • патриарх Болгарский, митрополит Софийский (с 8 мая 1953 — упом. 2013)

    Святые и святыни

    В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

    Статистика

    • 1999 — 8 млн. членов
    • кон. 2008 — ок. 2600 приходов; ок. 1500 священников; в Болгарии 120 монастырей с около 200 монашествующих
    • 2011 — в Болгарии 4 374 135 «восточноправославных»

    Учебные заведения

    • Богословский факультет Софийского университета
    • Богословский факультет Великотырновского университета
    • Софийская духовная семинария
    • Пловдивская духовная семинария

    Ставропигии

    • Бачковский монастырь
    • Рыльский монастырь
    • Троянский Успенский монастырь (с 1830 — ставропигия Константинопольского патриарха)
    • Софийский Александро-Невский собор, патриарший кафедральный храм-памятник
    • Софийский Иоанно-Рыльский семинарский храм
    • Пловдивский Кирилло-Мефодиевский семинарский храм
    • Бывшие ставропигии:
      • Поморийский Георгиевский монастырь (? — 2008)
      • Преображенский монастырь на Янтре (? — 2008)

    Внешние связи

    Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно болгарами Зографским монастырём на Афоне.

    Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

    • Болгарская церковная община в Стамбуле, ведает православными болгарами Турции, на территории Константинопольской Церкви
    • Московское подворье, представительство при патриархе Московском и всея Руси
    • Западноевропейская епархия включает:
      • На территории Сербской Церкви: Загребский Седмочисленницкий храм
      • На территории Чехословацкой Церкви: Пражский Никольский храм, Братиславский Иоанно-Предтеченский храм
    • Американская епархия преимущественно располагается на территории Православной Церкви в Америке, при том что автокефалия последней признана Болгарской Церковью

    Литература

    • Народы и религии мира. Энциклопедия, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Москва, 1999, 693.

    Использованные материалы

    • Скурат К. Е., История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 тт., М.: Русские огни, 1994, гл. IV, «Болгарская Православная Церковь»:
    • Частный блог Лалю Метева (взяты фамилии и даты правления экзархов и наместников 1872-1928)

    Например по юлианскому календарю живёт Харпер-Вудский Саввинский монастырь.

    «около 1500 священников» согласно статье «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009,

    «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009,

    «120 монастырей в стране» согласно статье «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009, . В то же время количество монастырей Болгарской Церкви за границей не превышало двух-трёх.

    По переписи населения Болгарии 2011 года, , в которой ответ на вопрос о религии был необязательным, «восточноправославными» записались 4 374 135 человек. Вычитая количество раскольников и прибавляя количество членов Болгарской Церкви в диаспоре, можно предположить что сумма изменится незначительно.

    Основа списка предстоятелей — ст. Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., «Болгарская Православная Церковь», Православная энциклопедия, т. 5, с. 615-643,

    Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

    По переписи населения Болгарии 2011 года, , в которой ответ на вопрос о религии был необязательным.

    Русская посольская церковь в Софии (Болгария) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    Знаменитая среди русского населения Софии церковь, официально названная храмом Св. Николая Мирликийского, дошла до наших дней с начала 20 века. Это очень красивое здание, обладающее к тому же большой духовной важностью. Выстроить её собирались после завершения русско-турецкой войны, когда в столице Болгарии образовалась значительная русская община. Для постройки церкви была уничтожена мечеть, и долгое время собирались пожертвования. Первый камень в строительстве был заложен в 1907 г.

    Постройка была завершена за четыре года, но ещё два года после этого продолжались работы над внешней и внутренней отделкой. Архитектурный проект, по которому церковь была выстроена, принадлежал М. Преображенскому. Храм был освящён в 1914 г., но уже год спустя богослужения в нём прекратились: началась Первая мировая война, в которой Болгария выступила против России.

    Изнутри храм столь же красив, как и снаружи. Здесь можно увидеть замечательную роспись в традиционном стиле, выполненную В. Перминовым.

    Некоторое время положение дел с церковью оставалось смутным, пока, наконец, в 1934 г. она не была передана Болгарской православной церкви. Но после Второй мировой войны храм вернули Русской православной церкви в Болгарии, и впоследствии она стала подворьем Московской патриархии.

    В 1970-х гг. церковь отреставрировали: в частности, обновили внутренние росписи. В 1990-х гг. храм пережил более капитальный ремонт, а последняя реставрация была начата в 2013 г. Но и сегодня мы можем любоваться прекрасной церковью во всём её величии. Это прямоугольное здание с красиво оформленным крылечком и мозаикой над входом, на которой изображён Николай Чудотворец. В центре возвышается барабан с шатром в форме конуса, поверх которого установлена небольшая главка. Вкруг главного купола стоят ещё четыре главки с золочёными куполами.

    Изнутри храм столь же красив, как и снаружи. Здесь можно увидеть замечательную роспись в традиционном стиле, выполненную В. Перминовым. В алтаре помещён прекрасный образ Богородицы с младенцем Иисусом, а на своде изображён Бог-отец. Более поздние росписи и иконы принадлежат кисти Н. Ростовцева; это лики Богородицы, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В церковной крипте находится мраморная гробница с мощами св. Серафима, архиепископа Богучарского и чудотворца Софийского.

    Архиепископ Серафим (Соболев) прибыл в Болгарию в 1921 г. и жил здесь до самой смерти, сотворив, согласно свидетельствам, множество чудес в деле помощи как русским, так и болгарам.

    Также стоит обратить внимание на иконостас с майоликой, который был сделан в Санкт-Петербурге. Это прекрасный одноярусный иконостас, отделанный золотом, по которому пущен цветной орнамент. Иконы на нём представляют собой копии с работ В. Васнецова, оригиналы которых можно видеть в киевском Владимирском соборе. А икона Николая Чудотворца, помещённая в храме, представляет собой копию с работы М. Нестерова, которая также находится в Киеве.

    Практическая информация

    Адрес: бульвар Царя Освободителя, 3.

    Церковь находится в центре Софии, на территории парка Царска Градина, в 150 м от Национальной художественной галереи и примерно в 400 м от храма Александра Невского.