Патриарх фотий

Святитель Фотий Константинопольский

Кондак 1

Яко премудрости благоцветнейший луг и церкве непоколебимое основание ублажаем тя, богодухновенне иерарше. Но яко исполненный просвещения Божественного Духа, и наша разумения просвети зовущих ти:

Радуйся, всемудре Фотие!

Икос 1

Ангел истинны, яко служитель премудрости показался еси, Фотие, богоявленне, и ангельским твоим гласом православия проповедуеши красоты. Сего ради светлости твоей дивящеся, вопием:

Радуйся, имже Троица воспевается.

Радуйся, имже враг прогоняется.

Радуйся, церкви великий учителю.

Радуйся, благочестия риторе всемудрый.

Радуйся, уста боговещанная учений священных.

Радуйся, устне небогремящяя догматов благочестных.

Радуйся, яко обличаеши ереси крепце.

Радуйся, яко подъял еси гонения богумудренне.

Радуйся, славных мучеников единонравне.

Радуйся, благочестивых преподобных сожительниче.

Радуйся, имже лесть упразняется.

Радуйся, имже истина сияет.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 2

Основание церкви апостольскою ревностию и всяческою твоею премудростию показался еси, Фотие чудне, еретиков низлагая беснования: всех бо научаеши Святой Троице пети: Аллилуиа.

Икос 2

Из рода изряднаго, яко плодоносный финикс произшел еси волею Господнею, и плодам и твоих добродетелей питаеши благочестивых множества, Фотие священнейше, верно тебе, отче, вопиющих:

Радуйся, прозябение цветущаго корене.

Радуйся, плоде честного земледелания.

Радуйся, родителей святых процветание.

Радуйся, жребия Божественнаго стяжание.

Радуйся, высото неудобозримая знания обильнаго.

Радуйся, глубино многославная благодати явленная.

Радуйся, яко сияеши добродетелей лучами.

Радуйся, яко разжигаеши светом всяку тварь.

Радуйся, светильниче веры всесветлый.

Радуйся, звездо владычествующаго неприступная.

Радуйся, премудрых учений изобилие.

Радуйся, честных дарований гусло.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 3

Славу земную призрел еси, мудре, во дворех царских пребывая, яко разума исполненный и всячески ко Христу взирая, от Негоже световодим, отче Фотие, взывал еси: Аллилуиа.

Икос 3

Возсия еси мудростию и светлым житильством, и ритор благочестия показался еси, отонудуже яко пастыреначальнику мудрому церкве, божественным благоволением пророчествованному, Фотие, взываем ти сице:

Радуйся, риторе благочестия.

Радуйся, уста истины.

Радуйся, церкве пастырю Богопроизведенный.

Радуйся, иерарше Христов Богодухновенный.

Радуйся, имя вседивное православных светильниче.

Радуйся, слышание многовещанное благочестивых утверждение.

Радуйся, яко иконоборцев разобличаеши заблуждение.

Радуйся, яко манихеев прогоняеши повреждение.

Радуйся, мудрый в словесех и деяниниих.

Радуйся, многий в делех и благодеяниих.

Радуйся, душ очищаяй скверноту.

Радуйся, Божие к нам изъявляяй сострадание.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 4

Ревнитель показался еми Христовым апостолом во всем, свещеннейше отче. Сего ради свет Евангелия в болгарех верно проповедал еси, их же ко Христу привел еси, отче Фотие, зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Премудрость твоя святая и жития святаго твоего свет богоглаголивый множайших приведе ко Христу, во во мраце ереси сидящих. Сего ради светлости твоей дивящеся, взываем:

Радуйся, светильниче омраченных.

Радуйся, светило заблуждших.

Радуйся, благочестия великий учителю.

Радуйся,апостолов святых приемниче.

Радуйся, уста богодвижимая спасительного учения.

Радуйся, око безмятежное светлосиянныя души.

Радуйся, яко источаеши сладость спасения.

Радуйся, яко изсушаеши яд злобы.

Радуйся, образе пастырей богоизваянный.

Радуйся, правило святыя кротости.

Радуйся, Христа ревнителю и служителю.

Радуйся, света небеснаго зрителю.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 5

Богоглаголивым языком твоим Рима древнего предстоятеля Николая заблуждение, мудре, обличил еси, Фотие, и того гордыню до земли смирил еси: не разуме бо безумный право Троице взывати: Аллилуиа.

Икос 5

Священно направляя к пажитем спасения Христову непорочную церковь, гонения подъял еси лютая и от стада твоего нуждно разлучен был еси. Но верний твой, святе не престаша взывающе:

Радуйся, великий во иерарсех.

Радуйся, богодухновенный в пастыреначальницех.

Радуйся, терпения столпе непоколебимый.

Радуйся, благочестивых пение немолчное.

Радуйся, солнце многосветлое озаряющее всю землю.

Радуйся, мечу обоюду острый посецающий папскую гордыню.

Радуйся, яко подъял еси гонения и озлобления.

Радуйся, яко обличаеши гонителей лики.

Радуйся, пастырю всех пастырей предъизбранный.

Радуйся, верных всех защитниче.

Радуйся, Христов божественный таинниче.

Радуйся, наш заступниче и избавителю.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 6

Глашатай сый благочестия, православно проповедуеши яко Дух Всесвятый, отче, исходит от Отца, и латинское злословие обличил еси, верных научил еси, Фотие, пети Троице: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв на востоце яко светлая денница, озаряеши всю поднебесную и западный мрак, торжествуеши же светоносными догматы, иерарше всечудне, слыша от нас таковая:

Радуйся, востока великое светило.

Радуйся, всех верных почитание.

Радуйся, западного омрачения обличителю.

Радуйся, Божественного светозарения причастниче.

Радуйся, угле, попаляяй всякую латинскую лесть.

Радуйся, светильниче просвещаяй всех Благодатию Троическою.

Радуйся, яко Троицу Святую проповедуеши.

Радуйся, яко латинян заблуждение отсецаеши.

Радуйся, света невещественнаго исполненный.

Радуйся, многими благодатьми изобилующий.

Радуйся, Божиих дарований изъявителю.

Радуйся, мудрый и славный богоявителю.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 7

Таиннописец догматов православных сый, обличаеши манихеев заблуждение и иконоборцев крепость, возгремев словесы твоими, Фотие священноявленник божественный церкве явился еси вопия: Аллилуиа.

Икос 7

За законы церкве и уставы святых мудре поборствуя, богоглаголиве, латинян нашествие претерпел еси крепчайше, Фотие. Сего ради кротости твоей дивящеся, взываем:

Радуйся, латинян поразителю.

Радуйся, прелести низложителю.

Радуйся, апостолов ревности подражаяй.

Радуйся, злославных дерзость превращаяй.

Радуйся, органе богодухновенный Божия мудрости.

Радуйся, мечу огнеобразный на прелесть вражию.

Радуйся, мироположнице добродетелей небесных.

Радуйся, столпописание борений святых.

Радуйся, источниче вод благодатных.

Радуйся, заре вышняго сияния.

Радуйся, живота священного проведче.

Радуйся, верных истинный наказателю.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 8

Удивляет сердца верных, богоглаголиве, богатство многия твоя мудрости, сквозь всего бо добраго прошед, приятелище добродетели показался еси, Фотие, велие имя, световодяй взывающих: Аллилуйя.

Икос 8

Весь исполнь покоя, образом являяй души твоея величие, отче, сонмищу гонителей на тя сошедшихся предстал еси, верных же удивил еси Божественным нравом твоим, зовущих:

Радуйся, благодати строителю.

Радуйся, богослове изряднейший.

Радуйся, ярость безсловеснейшую понесый.

Радуйся, силу необоримую явивый.

Радуйся, образе кротости и любве сокровище.

Радуйся, Духа Святыне и душ световодителю.

Радуйся, яко предстал еси неправедному соборищу.

Радуйся, яко поучаеши словом благодати.

Радуйся, врагов безумия не убоявыйся.

Радуйся, верных разум облиставаяй.

Радуйся, судей неправедных посрамление.

Радуйся, победо наша богодарованная.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 9

Духом Святым прошед житие, понесл еси гонения мужественно и сообразен страстем Христовым быв, священнейше Фотие, того Божественней славе приобщился еси, зовый: Аллилуйя.

Икос 9

Ветия сый богоглаголивый, словеса спасительная, яко мудрый пастыреначальник, предложил еси пастве твоей словесней и всей церкви, Фотие: светильник всем явился еси, просвещая зовущих:

Радуйся, всея церкве светило.

Радуйся, душетленныя лести сожжение.

Радуйся, многочудне Фотие великий.

Радуйся, пастырю священнейший и славный.

Радуйся, поточе происходяй из Эдема таинственнаго.

Радуйся, стено необоримая церкве честныя.

Радуйся, яко возсияваеши небесное ведение.

Радуйся, яко подаеши здравие тя просящим.

Радуйся, верных священное веселие.

Радуйся, врагов всесовершенное поражение.

Радуйся, имже латиняне умолкают.

Радуйся, к немуже вернии взывают.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 10

Тя незаходимое сияние Спас всяческих яко свет церкви паки возведе яко благ, просвещати, путеводствовати и земледелати, Фотие, богомудры словом твоим Господеви поющих: Аллилуиа.

Икос 10

Всемудрых словес твоих и учений твоих Божественных сил никакоже противовещати вси западнии мудрецы могут, иже языком хульным своим на тя, отче, движут. Но мы верно тебе зовем:

Радуйся, всесветлая деннице.

Радуйся, величайший богоглагольниче.

Радуйся, мудрости луже благоуханнейший.

Радуйся, болящаго наказания обличителю.

Радуйся, сокровищехранительнице даров Божественных.

Радуйся, священный алавастре смыслов возвышенных.

Радуйся, яко всемудре люди твоя пасеши.

Радуйся, яко вещество ересей попаляеши.

Радуйся, яко огнь Божественный возжигаеши.

Радуйся, врага злейшаго поражаяй.

Радуйся, мудрых священнейшая славо.

Радуйся, верных богодарованная крепосте.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 11

Пеcньми Церковь вся Святая поет тя священными, иерарше, по долгу, Фотие мудре, яко тобою от злейших ересей избавися Божественною Благодатию и пастыреначальнику поет: Аллилуиа.

Икос 11

Света твоего, отче трепещет мрака предстатель, светоподательным же твоим званием полчище ересей яко огнем гонимо исчезает. Благочестивии же, Фотие радостию зовем ти:

Радуйся, богодухновенный первосвященниче.

Радуйся, ко Господу наш предстателю.

Радуйся, лжи попаляяй плевелы.

Радуйся, злобы обращаяй беснования.

Радуйся, православныя веры угле искрящийся.

Радуйся, Божественных преданий звездо лучистая.

Радуйся, папского безумия обличителю.

Радуйся, таинственныя радости подателю.

Радуйся, Христов служителю теплейший.

Радуйся, пастырю пастырей мудрейший.

Радуйся, верных озаряяй смыслы.

Радуйся, рог врагов побеждаяй.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 12

Радуйся к небесным переселился еси обителем и зриши несредственно Всесвятыя Троицы паче слова блистания, богодухновенне, причастием обожаем, и поя Фотие, непрестанно: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя подвиги, Фотие иерарше, припадаем тебе со многим умилением, но отче отцев основание, даждь и мне каплю от твоея мудрости, просвещая сердце мое, яко да непрестанно взываю ти:

Радуйся, великий первоиерарше.

Радуйся, всех верных предстателю.

Радуйся, православных христиан осияние.

Радуйся, богоглаголивых отцев украшение.

Радуйся, Церкве Христовы державо и утверждение.

Радуйся, вражеския лести крепчайший низложителю.

Радуйся, православия озаряяй красоту.

Радуйся, злословия низлагаяй заблуждения.

Радуйся, имже от мрака избавлюся.

Радуйся, имже света исполнюся.

Радуйся, верных ко Христу ходатаю.

Радуйся, и мои светодателю и избавителю.

Радуйся, всемудре Фотие!

Кондак 13

О, предивный отче Фотие иерарше, всея Церкве красото, песненная моления милостивно прием, испроси нам света Божественнаго и небеснаго, яко да Троице Святей вопием: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

Молитва

О, всемудре и преизрядне архиерею равноапостольный просветителю земли болгарския, светлогласная гусло Божественного Духа, святителю отче Фотие к тебе ныне притекаем, и малое сие моление тебе умиленно приносим. Услыши нас, смиренных чад твоих, яви предстательство твое о нас к Вышнему, тепле Того умоляя да простит ны рабы своя, да отверзет нам двери милосердия своего. Несмы бо достойни, ниже довольно зрети высоту небесную от множества грехов наших сляцаеми. Но аще и тажце согрешихом и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений его, обаче не обратихомся к богу иному, ниже прострохом руце к богу чуждему. Преклоняюще колена сокрушенна и смиренна сердца нашего зиждителю своему и твоего отеческаго заступления к Нему паки просим: предстательствуй, угодниче Христов, светлопозлащенный Фотие, стране нашей и Церкве Болгарстей, некогда потом трудов твоих напаяемой, ныне же горькими соблазны снедаемой. Помози нам, святче Божий, да не погибнем со беззаконии нащими, избави нас от всякого зла и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердца наша в православней вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством ни ранами, ни прещением, ни коим гневом от Создателя своего умаленны будем. Молитимся, пастырю добрый, волки тяжки от словеснаго стада Христова отгоняй, латинскую гордыню, аки бы смирением себе покрывающую, и лестне о любви глаголющую, на Церковь же Соборную крепце востающу, якоже древле посецы. Нас же от еретических ухищрений добре сохрани и истинствовати в любви настави. Всякому доброделанию, наипаче же покаянию слезному о гресех нас научи: яко да по исходе нашем в тамошный мир омофором молит твоих покрываеми и Матерним заступлением Преблагословенныя Владычицы нашея сохрани, избавимся воздушных мытарств и вечнаго мучения, да с тобою и со всеми всегда прославляем Всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и в безконечныя веки веков, Аминь.

Свт. Фотий Константинопольский

Свт. Фотий Константинопольский

Фотий I Великий (греч. Φώτιος; ок. 820 — ок. 891), б. патриарх Константинопольский, святитель, исповедник, в греческих месяцесловах — равноапостольный

Память 6 февраля и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)

Родился около 820 года в семье преподобного Сергия и Ирины. Его отец был братом патриарха Тарасия, т.е. по рождению он принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Отец его много претерпел от иконоборцев за свой строго православный образ мыслей, лишившись должности и имущества, по некоторым сведениям он скончался мученической смертью за защиту икон.

Получил блестящее образование и приобрел обширные и глубокие познания в богословских, философских и других науках.

Карьера будущего святителя началась в царской гвардии и продолжалась в государственной канцелярии. Состоя в родственных отношениях с императорским домом , занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: «сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними».

В доме Фотия собирались любознательные люди, с которыми он делился плодами своих занятий; беседы на филологические и философские темы сменялись беседами богословского характера; располагая богатейшей, собранной им самим библиотекой, Фотий прочитывал со своими учениками избранные места из различных сочинений и метко оценивал их со стороны формы и содержания. Зато властная натура Фотия требовала от учеников безусловного повиновения. Даже и впоследствии, когда он занимал патриарший престол, дом его продолжал быть средоточием живой умственной деятельности. Он не знал ни одного языка, кроме своего родного греческого; даже языки латинский и еврейский, без которых не может обойтись ни один современный нам богослов, были ему незнакомы. Это объясняется тем, что Византия в IX веке сохраняла еще положение мировой державы и византийцы, подобно своим предкам — эллинам, довольствовались собственной культурой и склонны были смотреть на другие народы, не исключая «латинян», как на варваров. Фотий был настоящий византиец; это помогло ему стать во главе церковного и национального движения против Рима.

Первое патриаршество (858-867)

Икона свт. Фотия Константинопольского

Икона свт. Фотия Константинопольского

В 858 г. в Константинополе совершился церковный переворот. Кесарь Варда из мести за недопущение его патриархом Игнатием к приобщению Св. Таин уговорил своего племянника, молодого царя Михаила III, сместить Игнатия и удалить его в изгнание.

В преемники Игнатия был намечен Фотий, что оправдывалось его общепризнанной ученостью и благочестием, родством с патриархом Тарасием и с царским домом. То обстоятельство, что Фотий возводился в патриархи прямо из мирян, не составляло препятствия в глазах поддерживавшей его партии, так как при подобных же обстоятельствах сделались патриархами Тарасий и Никифор.

Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а 25 декабря 858 года епископами Сиракузским Григорием Асвестой, Гортинским Василием и Апамейским Евлампием был посвящен во епископа с возведением на патриарший престол.

В глазах игнатиан, сторонников низложенного патриарха Игнатия, Фотий был узурпатором. Завязалась полная трагизма борьба между игнатианами и фотианами. Начало этой борьбы следует искать не в личных отношениях вождей обеих партий, а в предшествующей истории Византийской Церкви, особенно в тех отношениях, которые господствовали в Византии во время управления просвещенного патриарха Мефодия. Вся многочисленная партия последнего не могла не тяготиться правлением Игнатия, который при всей своей высокой нравственности был ревностным аскетом и покровителем монахов, особенно монахов Студийского монастыря, несочувственно относившихся к широким и гуманным церковным мерам Мефодия. Партия Мефодия единодушно поэтому поддержала кандидатуру Фотия, по убеждениям своим сходившегося с Мефодием. Подобно последнему, он проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников; подобно Мефодию, Фотий гуманно относился к еретикам и стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Монахи, особенно Студийский монастырь, встретили избрание Фотия крайне враждебно; вся партия Игнатия перешла в оппозицию. Отношения партий сразу обострились: игнатиане произнесли анафему на патриарха и его приверженцев, фотиане ответили тем же. Партия Игнатия подверглась со стороны Варды жестоким преследованиям, но угрозы и насилия не могли заставить свергнутого патриарха добровольно отречься от сана.

Теснимые могущественными врагами, игнатиане решились на шаг, окончательно подорвавший их авторитет: изменив основным политическим задачам византийской Церкви, они искали опоры в безусловном подчинении папскому примату. Византийский двор и партия Фотия в свою очередь признали желательным склонить на свою сторону папу Николая I (858—867) и отправили в Рим блестящее посольство с дарами и с просьбой прислать в Константинополь легатов на собор, который должен был собраться для умиротворения церкви и уничтожения остатков иконоборства. В этом шаге восточной Церкви Николай, к которому игнатиане уже успели обратиться с унизительной апелляцией, мог видеть признание своего примата. Он послал двух епископов с приказанием ознакомиться с спором между Фотием и Игнатием и доставить ему точные сведения по этому вопросу. В двух посланиях к царю и к Фотию папа порицал незаконность действий Фотиевой партии, требовал присутствия Игнатия на соборе и отказывался признавать Фотия патриархом ранее его полного оправдания. Надменное подчеркивание папского главенства, требование выдачи конфискованного имущества Римской Церкви в Калабрии и Сицилии и притязания на восстановление папской власти в солунском и сиракузском диоцезах должны были неприятно поразить национальное чувство византийцев.

Икона свт. Фотия Константинопольского

Икона свт. Фотия Константинопольского

Тем не менее двор решился добиться своей цели мирным путем; папских легатов удалось задобрить подарками и обещаниями; собравшийся Константинопольский Собор в мае 861 года, состоявший преимущественно из сторонников Фотиевой партии (318 епископов), заставил Игнатия отказаться от престола и в присутствии папских послов признал избрание Фотия законным. Когда папские легаты в сопровождении византийского посольства возвратились в Рим, Николай собрал духовенство, сообщил ему отчет о византийских делах, прочитал письма царя и Фотия, наполненные льстивыми выражениями, но вместе с тем и порицаниями ошибок латинской Церкви, и провозгласил низложение Игнатия и избрание Фотия незаконным (март 862 г.). Следующей весной на Римском Соборе не только был подтвержден этот приговор, но преданы отлучению провинившееся легаты, Фотий и архиепископ Сиракузский Григорий Асвеста, совершивший обряд его посвящения.

Свт. Фотий, поддерживаемый царем Михаилом и кесарем Вардой, приготовился к борьбе. Располагая сочувствием большинства духовенства, он внес в среду своей партии сплоченность и единодушие. Как тонкий политик, он связал с своим личным делом интересы восточной Церкви и византийской политики.

В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году — святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке.

Однако приверженцы папы в Болгарии возбудили недоверие болгар к проповедникам Восточной Церкви. Бедственное положение Болгарии из-за нападения германцев заставило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к папе с просьбой прислать ему своих епископов. Прибыв в Болгарию, папские легаты начали активно утверждать в ней учение и обычаи латинские вместо православных. Святитель Фотий, будучи твердым защитником истины и обличителем неправды, известил окружным письмом Восточную Церковь о делах папы, указав на отступление Римской Церкви от древнего Православия не только в обрядах, но и в вероисповедании. В частности, послание затрагивало вопрос о целибате и Filioque.

На соборе, состоявшемся в Константинополе во второй половине 867 г. под руководством царя Михаила и нового кесаря Василия, партия Фотия восторжествовала: папу Николая объявили низложенным и предали анафеме. Фотий воспользовался также несогласиями, возникшими между папой и западным императором Людовиком II; последнему были посланы постановления собора вместе с письмом патриарха, в котором Фотий старался склонить Людовика на свою сторону.

Низложение и заточение

Допрос патриарха Фотия. Миниатюра из "Historia Bizantina" (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании

Допрос патриарха Фотия. Миниатюра из «Historia Bizantina» (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании

В 867 году императорский престол захватил Василий Македонянин, умертвив императора Михаила. Почти одновременно в Риме умирает папа Николай I, появляется возможность нормализовать отношения с новым папой.

Император Василий I считал столкновение с Римом слишком опасным для своего воздвигнутого на преступлении престола, династические интересы в данном случае шли вразрез с национальными и церковными. По другой версии, новый церковный переворот был вызван патриаршим обличением Василия как убийцы своего предшественника и недопущением императора до приобщения Святых Таин.

Монах Сандабарена у ног патриарха Фотия. Миниатюра из "Historia Bizantina" (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании

Монах Сандабарена у ног патриарха Фотия. Миниатюра из «Historia Bizantina» (Византия, XII в.). Мадрид, Национальная Библиотека Испании

25 сентября 867 года святитель Фотий был удален с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу.

В Рим было отправлено новое посольство с извещением о восстановлении Игнатия на патриаршем престоле и с просьбой об утверждении его. Но новый папа Адриан II продолжал держать себя по отношению к Византии с той же резкостью и прямолинейностью, как и его предшественник. По прибытии послов Василия и Игнатия папа созвал в соборе св. Петра синод римского духовенства, на котором был предан анафеме Константинопольский собор, сожжены его постановления и повторены проклятия по адресу Фотия и его приверженцев. Затем три папских легата отправились в Константинополь, чтобы и там уничтожить постановления «ложного» собора, настоять на требованиях Николая и добиться признания папского главенства.

Под председательством этих легатов с 5 октября 869 г. по 28 февраля 870 г. состоялся Собор, названный римской Церковью восьмым Вселенским.

Вызванный на Собор святитель Фотий молчанием отвечал на все нападки легатов и лишь на вопрос судей: хочет ли он покаяться, отвечал: «Одумались ли сами судьи?»

Решения этого собора, подписанные только 102 епископами-игнатианами, равнялись полной победе римской церкви: Фотий и его приверженцы были отлучены от Церкви, все действия их уничтожены, восточная Церковь поставлена в зависимость от курии. Святитель Фотий был послан в заточение на 7 лет и, по его собственному свидетельству, «только благодарил Господа, терпеливо нес суды Его…».

Но эта победа Рима была непродолжительна. Прежде всего, в вопросе о новообращенных булгарах даже игнатиане дали решительный отпор притязаниям папы. Латинское духовенство было изгнано из Болгарии, и патриарх Игнатий послал туда своих епископов.

Настроение народа и большинства духовенства было решительно на стороне Фотия, который с достоинством, не защищаясь, выслушал приговор собора и удалился в Скепский монастырь; точно так же и многочисленные приверженцы Фотия, отказавшиеся подписать унизительную, составленную в Риме формулу и подчиниться решению управляемого легатами собора, произвели на народ огромное впечатление, усилившее авторитет Фотия. Благоприятное для Фотия движение еще усиливалось фанатизмом Игнатия и его низкопоклонством перед Римом. В лице Фотия лучшие пастыри восточной Церкви чувствовали себя униженными пред ненавистным Западом. Даже сам император Василий с течением времени вполне подчинился влиянию свт. Фотия, который был избран в воспитатели наследника престола.

Второе патриаршество (877-886)

Свт. Фотий, патр. Константинопольский. Фреска (Греция, кон. XX в.)

Свт. Фотий, патр. Константинопольский. Фреска (Греция, кон. XX в.)

После смерти патриарха Игнатия (+ 877), незадолго перед кончиной примирившегося со своим противником, свт. Фотий вторично вступил на патриарший престол в октябре 877 года.

Для укрепления своего положения патриарх желал примириться с новым папой, Иоанном VIII (872-882). По просьбе Василия папа прислал своих легатов на Собор, который должен был умиротворить Церковь.

На новом Соборе, состоявшем из 383 епископов и проходившем с ноября 879 по март 880 г., Фотий не только добился признания, что могло быть истолковано в смысле извинения курии, но и настоял на включении в акты Собора в опровержение решения Собора 869 г. восточной формулы об исхождении Св. Духа. Столь же решительное поражение понесли папские легаты и в вопросе о папском примате — Собор признал независимость и равенство обоих престолов и обеих Церквей (Западной и Восточной), и в булгарском вопросе — Собор постановил уничтожить в Болгарии церковные обычаи и обряды. Не добившись соглашения, кардинал Марин объявил, что Рим прекращает всякое общение с Фотием; Папа Иоанн VIII снова отлучил патриарха от Церкви.

Повторное низложение

При преемнике императора Василия, Льве Мудром, святитель Фотий вновь пострадал по ложному доносу, обвиненный в заговоре против императора, и был низведен с кафедры в 886 году, сопровождаемый общим сочувствием.

Вторичное низложение Фотия отнюдь не привело к отречению византийской Церкви от своих притязаний; церковно-политическая программа его через несколько поколений была восстановлена с буквальной точностью; дух Фотия настолько укоренился в константинопольской церкви, что, несмотря на неоднократную поддержку папских притязаний византийскими императорами, эта церковь с успехом могла отражать властолюбивые попытки Рима. Дело Фотия было докончено патриархом Михаилом Керуларием.

Кончина и почитание

Старинные, но малодостоверные известия относят его кончину к 891 году в монастыре Арменианов (μονή των Αρμενιανών) в Команах Понтийских куда он был сослан; вообще о последних годах его жизни имеются только скудные известия.

Ввиду примирительной политики, которой держалась Византия после 886 г., реабилитация Фотия через внесение его имени в синодик могла произойти не без борьбы и колебаний и сравнительно поздно; но уже один из ближайших преемников Фотия, его почитатель и ученик Николай Мистик, сильно содействовал очищению его памяти, а на соборе 1156 г. наряду с святоотческими приводились места из сочинений Φотия .

Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры.

Энциклопедия Брокгауза называет свт. Фотия самой крупной фигурой в Византии IX в. После полного застоя духовной жизни, продолжавшегося с середины VII в. до исхода иконоборческого периода, внезапное появление столь разностороннего и плодовитого писателя и ученого, каким был Фотий, свидетельствует о наступлении литературного и культурного возрождения в Византии, достигшего своего апогея в XII и XIII вв.

Молитвословия

Икона свт. Фотия Константинопольского

Икона свт. Фотия Константинопольского

Молитвословия в переводе с греческого Наталии Бахаревой

Тропарь, глас 5

Му́дрости яви́тель све́тел быв,/ правосла́вия побо́рник яви́лся еси́ богоутвержде́н,/ отце́в добро́то,/ Фо́тие вели́кий./ Ты бо ересе́й лю́тых шата́ние столпопису́еши,/ Восто́ка боже́ственное облиста́ние/, Це́ркве све́тлосте,// ю́же сохрани́, о́тче, неколе́блему.

Кондак, гла́с 4

Це́ркве свети́льник лучеза́рнейший/ и правосла́вных путево́ждь боже́ственнейший,/ да венча́ется ны́не пе́сненными цве́ты,/ богогла́сная цевни́ца Ду́ха,/ крепча́йший ересе́й противобо́рник,/ ему́же зове́м:// ра́дуйся, Фо́тие всече́стне.

Труды

Крупнейшее из богословских сочинений свт. Фотия — «Амфилохии», названные так по имени кизического митрополита Амфилохия, к которому обращается автор. Это ряд (более 300) ученых рассуждений, чередующихся без определенной системы, о разных вопросах светской и церковной науки; сочинение это дает возможность оценить высоту византийской образованности около середины IX в. Более 3/4 «Амфилохий» касаются экзегетических вопросов по поводу текстов из книги Бытия, Пятикнижия, Псалмов и Евангелия; затронуты и догматические темы — учение о Св. Троице, искуплении, воплощении, иконопочитании и т. д. Автор совершенно не касается вопросов, по которым православная Церковь расходилась с римской, хотя сочинение написано во время первого изгнания Фотия (867—877). Святитель широко пользуется трудами Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, Кирилла Александрийского и др.

К экзегетическим сочинениям Фотия принадлежат также его библейские комментарии.

В области догматики свт. Фотий еще менее обогатил византийскую литературу, чем в области экзегетики. Только опровержением филиокве он глубоко повлиял на догматическую литературу византийцев: вопрос этот красной нитью проходит через всю позднейшую богословскую литературу и породил неисчислимое количество трактатов.

Главное сочинение Фотия, направленное против латинян, озаглавлено: «Περί της τού άγιον πνεύματος μυσταγωγίας». Здесь святитель соединил все доказательства, которые можно было почерпнуть в пользу греческой формулы из св. Писания и святоотеческих трудов. Большая диалектическая ловкость и страстный тон — отличительные черты этого труда. Фотий не нападает прямо на римскую Церковь; он даже ссылается на прежних пап, как на представителей истинного вероучения против Амвросия, Иеронима и Августина. Позднейшие полемисты охотно пользовались этим трудом Фотия для борьбы с Римом.

Другое полемическое сочинение Фотия, «Διήγησις περί τής Μανιχαίων άναβλαστήσεως» посвящено опровержению главнейших манихейских и павликианских лжеучений.

К догматико-полемическим сочинениям Фотия относятся и многие его письма, напр. известное его окружное послание к епископам (Εγκύκλιος έπιστολή, 867 г.), письмо к патриарху аквилейскому по поводу спора с латинянами, сохранившееся в армянском переводе письмо к Захарии, католикосу Великой Армении. Константинопольский патриархат не терял надежды вернуть к единению армянскую церковь, единственную из восточных церквей, с которой могли поддерживаться непосредственные сношения.

Небольшое сочинение «Συναγωγαί καί άποδείξεις», несмотря на свое церковно-историческое содержание, имело целью оправдание избрания Фотия.

Свт. Фотий, патр. Константинпольский. Греческа икона (XX-XXI в.)

Свт. Фотий, патр. Константинпольский. Греческа икона (XX-XXI в.)

Полемические рассуждения против Юлиана Отступника и еретика Леонтия Антиохийского не дошли до нас.

Святитель Фотий был замечательный проповедник, но из его духовных речей сохранились лишь немногие, да и они не все напечатаны; они были сказаны частью по поводу праздников Господних и Богородичных, частью по поводу исторических событий. Особенно ценны две гомилии по поводу нападения русских (860 г.), принадлежащие к древнейшим свидетельствам о предприятиях русских против Византии. Оратор видит в нашествии грозных варваров тяжкую кару Божию за грехи Христианства.

Много богословских сочинений приписано Фотию неосновательно, но, с другой стороны, не подлежит сомнению, что под чужими именами скрываются подлинные труды патриарха. Ему приписывали «Номоканон», обработанный в 883 г., но теперь это мнение опровергнуто. На каноническое византийское право Фотий тем не менее оказал влияние: постановления соборов 861 и 879—880 гг., включенные им в собрания канонов, постепенно получили почти вселенское значение.

Гораздо выше значение святителя Фотия как светского писателя, тонкого ценителя и популяризатора классического образования. В «Библиотеке» (или «Мириобиблоне»), составленной по просьбе брата его Тарасия, собран без систематического расположения по содержанию или литературным родам ряд отзывов о прочитанных в кружке Фотия книгах, то в виде летучих заметок, то в виде обстоятельных рефератов с значительными выдержками, иногда и с биографическими очерками. Это — огромная компиляция, вроде тех, за которые так охотно принимались византийцы. Поражает не только разнообразие и множество прочитанных в отсутствие Тарасия книг (в «Библиотеке» 280 отзывов и извлечений из сочинений грамматиков, риторов, натуралистов, историков, врачей, из соборных постановлений, житий святых и др.), но еще более — тонкое и самостоятельное суждение Фотия; в этом отношении он — единственный из византийцев, выдерживающий сравнение с Аристотелем. Почти полное отсутствие поэзии (не считая метрических переложений библейского характера) ясно говорит о реалистическом направлении автора «Библиотеки». Особенно ценны извлечения из исторических сочинений, так как у Фотия были под рукой памятники, впоследствии совершенно или отчасти утерянные. Общеизвестные писатели, как Платон, Ксенофонт, Аристотель, Фукидид, Полибий, Плутарх, Павзаний, Гиппократ, совершенно опущены в критико-библиографическом пособии Фотия. Для облегчения чтения древних, особенно классических писателей, а также и Св. Писания, под редакцией Фотия был составлен его учениками «Словарь».

В письмах Фотия (до сих пор известно их более 260), имеющих разнообразнейшее содержание, ярко выступают индивидуальные особенности патриарха как глубокого ученого, остроумного собеседника и тонкого стилиста, соперничающего блеском своих риторических приемов со старинными мастерами.

Ему принадлежит также собрание поговорок, числом 214.

Почти все сочинения Фотия, кроме «Словаря», изданы у Migne, «Patrol. gr.», 101—104 (1860). Сведения о позднейших изданиях некоторых произведений Фотия см. у Крумбахера .

На русском языке издано:

  1. Энциклика Восточным патриархам / Пер. архиепископа Филарета (Гумилевского) // Разговор между испытующим и уверенным о Православии Восточной Церкви. СПб., 1815. То же / Пер. А. Н. Муравьева // Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1849. То же // Платонов И. В. Патриарх Фотий. М., 1891. С. 141-144. То же / Пер. прот. Александра Иванцова-Платонова // О Римском католицизме и его отношении к Православию. Вып. 1. М., 1869. С. 223-243.
  2. Номоканон / Пер. Казань, 1899.
  3. Введение в таинство / Пер. Е. Ловягина // Духовная беседа. 1866.
  4. О гробе Господа нашего Иисуса Христа / Введ. и греч. текст А. Пападопуло-Керамевса. Пер. Г. С. Дестунис. Армян. текст и пер. Н. Марра // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. ХII-298.
  5. Беседы по случаю нашествия Россов на Константинополь / Пер. Е. Ловягина // Христианское чтение. 1882. II. С. 414 слл.
  6. Письма: — Князю Михаилу Болгарскому об его обязанностях князя. М., 1779. — Католикосу Армении Захарию // Православный Палестинский Сборник. Вып. 31. СПб., 1892. С. 227-245. Также: Христианское чтение. 1845. III. С. 159 слл.; IV. С. 379 слл.; 1846. II. С. 3 слл.; Духовная беседа. 1859, 1875; Воскресное чтение. 1855-1856.*

Литература

  • J. Hergenröther, «Photios, Patriarch von Konstantinopel, sein Leben, seine Schriften u. das Griechische Schisma», 3 т., Регенсбург, 1867—1869);
  • Г. Яреда (иером. Герасим), «Отзывы современников о Фотии» («Христианское чтение», 1872—73);
  • проф. А. П. Лебедев, «Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, Χ и XI вв.» (2 изд., М., 1902);
  • проф. А. П. Лебедев, «История разделения церквей в IX, Χ и XI вв.» (М., 1900);
  • А. Иванцов-Платонов, статья в «Журн. Мин. нар. просв.» за 1892 г. (тт. 280, 281 и 283);
  • Ф. И. Успенский, «Очерки по истории византийской образованности» (СПб., 1891).

Использованные материалы

  • Жизнеописания на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.):
  • Сайт Ό Άγιος Φώτιος ο Μέγας Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως (греч.)
    • (иллюстрации)

«Ὁ Ἅγιος Φώτιος ὁ Ἰσαπόστολος καὶ Ὁμολογητὴς Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

Cестра царицы Феодоры, царевна Ирина, была замужем за патрицием Сергием, братом Фотия.

Ф. И. Успенский, «Очерки по истории византийской образованности». СПб., 1891

Тропари еллинстии. Февруарий (1/ 14 — 14/ 27) // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) —


Икона святого Фотия с изображения не фреске в Софийском соборе, Киев
Фотий I (греческий Φώτιος Phōtios), (примерно 810/820 — 6 февраля 893 года), был Константинопольским Патриархом с 858 по 867 год и с 877 — 886; Он признан в Восточной православной церкви как Святой Фотий Великий.
Фотий общепринято считается самым могущественным и влиятельным церковным лидером Константинополя начала пятого века после архиепископства Иоанна Златоуста. Он также рассматривается как самый важный интеллектуал своего времени — «ведущий свет ренессанса девятого века». Он был центральной фигурой как в обращении славян в христианство, так и в Фотиевском расколе, и считается «отличным систематическим составителем Восточной Церкви, занимающим аналогичную позицию по отношению к Грациану на Западе» , и чья «коллекция в двух частях … сформировала и до сих пор является классическим источником древнего церковного права для греческой церкви».
Светская жизнь
Фотий был образованным человеком из благородной семьи Константинополя. Двоюродным дядей Фотия был предыдущий Патриарх Константинопольский, святой Тарасий. Он намеревался быть монахом, но вместо этого предпочел быть ученым и государственным деятелем. В 858 году император Михаил III (р. 842-867), сверг с патриаршего престола Святого Игнатия и назначил на его место начинающего и тогда еще неопытного Фотия. В результате противостояния за власть между папой и византийским императором Игнатий был восстановлен в качестве Патриарха. Фотий возобновил свое патриаршество после того, как Игнатий умер (877 г.), по приказу византийского императора. Новый папа Иоанн VIII одобрил восстановление Фотия. Католики считают законным Четвертый Совет Константинополя (Римско-католический), анафематизирующий Фотия, в то время как восточные православные считают законным последующий Четвертый Совет Константинополя (восточный православный), опровергающий решение предыдущего Совета. Эти вошедшие в противоречие Советы означали конец единства, представленного семью Вселенскими Соборами.
Исследования показывают, что Фотий почитался как Святой уже в девятом веке, а Римской церковью — в XII веке. Тем не менее, Фотий был официально канонизирован в 1847 году.
Большинство первичных источников, описывающих жизнь Фотия написаны лицами, враждебными к нему. Поэтому современные исследователи осторожно оценивают точность информации, которую предоставляют эти источники. Мало что известно о происхождении Фотия и его ранних годах. Известно, что он родился в благородной семье и что его дядя Святой Тарасий был Патриархом Константинопольским с 784-806 гг. при императрице Ирине (годы правления — 797-802), и императоре Никефоросе I (годы правления 802-811). Во время второго иконоборчества, начавшегося в 814 году, его семья подвергалась преследованиям, так как его отец Сергий был выдающимся иконофилом. Семья Сергия вернула к благосклонность только после восстановления икон в 842 году. Некоторые ученые утверждают, что Фотий был, по крайней мере частично, армянского происхождения, в то время как другие ученые просто ссылались на него как на представителя «греческой Византии». Византийские писатели также сообщают, что император Михаил III (р. 842-867) однажды сердито назвал Фотия «Хазароликим», но являлось ли это просто попыткой досадить или ссылкой на его этническую принадлежность — неизвестно.
Хотя у Фотия было отличное образование, нет информации о том, как он получил это образование. Знаменитая библиотека, которой он обладал, свидетельствует о его огромной эрудиции (теология, история, грамматика, философия, юриспруденция, естественные науки и медицина). Большинство ученых полагают, что он никогда не преподавал в Магнауре или в любом другом университете; Василейос Н. Татакс утверждает, что, даже будучи патриархом, Фотий учил «своих учеников, страстно желающих познать» у себя дома, который «был центром обучения». Он был другом известного византийского ученого и учителя Лео Математика.
Фотий говорил, что когда он был молод, у него была склонность к монашеской жизни, но вместо этого он начал светскую карьеру. Путь к общественной жизни был, вероятно, открыт для него (согласно одному из рассказов) браку его брата Сергия на Ирине, сестре императрицы Феодоры, которая после смерти мужа Императора Феофила (т. 829-842) в 842, принял регентство Византийской империи. Фотос стал капитаном охраны (prōtospatharios) и впоследствии главным имперским секретарем (protasēkrētis). В неопределенную дату Фотий участвовал в посольстве Аббасидов из Багдада.

Посол в Аббассидском Халифате при Халифе Ма’муне, Иоанн Грамматик, делает отчет византийскому императору Теофилу. Манускрипт 12-го века.
Патриарх Константинопольский
Церковная карьера Фотия стремительно пошла вверх после того, как Цезарь Бардас и его племянник, молодой Император Михаил, положили конец регентству Феодоры и ее дромологофета Фоккиста в 856 году (Дромологофет (греч.:Λογοθέτης τοΰ δρόμου — Логофет Дрома) в Византийской империи так назывался главный начальник почтового ведомства. Впоследствии он скреплял своей подписью царские указы и золотые буллы (Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον)).

Михаи́л III (19 января 840 — 24 ентября 867) — византийский император с 842 года, последний правитель Аморейской династии.
В 858 году Бардас оказался вовлеченным в противостояние с тогдашним Патриархом Игнатием, который отказался пустить его в Собор Святой Софии, поскольку до Игнатия дошли слухи , что тот имел интимные отношения со своей овдовевшей невесткой. В ответ Бардас и Михаил подстроили смещение Игнатия и его последующее заключение на основании обвинений в государственной измене, оставив тем самым патриарший трон пустым. Престол вскоре был занят родственником Барды, самим Фотием, который был пострижен монахом 20 декабря 858 года, и в течение следующих четырех дней был последовательно назначен лектором, поддиаконом, диаконом и священником, а затем в Рождество, патрональный праздник Константинопольского собора, Святой Софии, Фотий был освящен как Патриарх.
Отложение Игнатия и внезапное продвижение Фотия вызвали скандал и церковное разделение в экуменическом масштабе, поскольку Папа и остальные западные епископы приняли сторону Игнатия. Смещение последнего без формального церковного суда означал, что выборы Фотия были неканоническими, и в конечном итоге Папа Николай I стремился вовлечь себя в определение легитимности правопреемства. Его легаты были отправлены в Константинополь с инструкциями по расследованию, но, обнаружив, что Фотий уже обосновался на своем новом месте, они согласились на подтверждение его избрания на Синоде 861 года. По возвращении в Рим они обнаружили, что это совсем не то, что намеревался получить Папа Николай, и в 863 году на Синоде в Риме Папа сместил Фотия и вновь назначил Игнатия законным Патриархом, вызвав тем самым раскол. Четыре года спустя Фотий был вынужден отреагировать на это решение Синода, и созвав Совет он отлучил от церкви Папу Николая по причине ереси — по вопросу о двойном шествии Святого Духа. Ситуация дополнительно осложняется вопросом о папской власти над всей Церковью и спорной юрисдикцией над новообращенной Болгарией.
Такое положение вещей изменилось после убийства покровителей Фотия, Бардаса в 866 году и императора Михаила III в 867 году его коллегой Василием Македонянином (возможна и другая версия, связанная с потерей трона и жизни в результате поражения в русско-арабско-византийской кампании), который после этого захватил трон.

Убийство цезаря Бардаса у ног Михаила ІІІ
Фотий был свергнут как Патриарх, не столько потому, что он был протеже Барды и Михаила, но потому, что Василий I искал союза с Папой и с императором Западной Римской Империи.

Миниатюры эпохи Василия І Македонянина.

Василий І Македонянин с сыном, будущим императором Византии, Львом VI Мудрым. Средневековая миниатюра.
Список византийских императоров Македонской династии:
— Василий I Македонянин (греч. Βασίλειος Α΄ο Μακεδών) (около 811 — 29 августа 886)
— Лев VI Мудрый или Философ (греч. Λέων ΣΤ’ ο Σοφός, Leōn VI) (19 сентября 886 —11 мая 912). Дочь Льва Мудрого, Анна, была женой Великого Князя Киевского Владимира Светославовича и его соправительницей и матерью его сыновей.
— Согласно хроникам современников, Титмара Мерзебургского и арабского летописца Яхьи Антиохийского, занималась активной политической деятельностью и принимала участие в процессе крещения Руси.
— Александр (греч. Αλέξανδρος) (около 870 — 6 июня 913) — византийский император c 11 мая 912 года
— Константин VII Багрянородный (Порфироро́дный, Порфироге́нет, греч. Κωνσταντίνος Ζ’ ο Πορφυρογέννητος) (17/18 мая 905, Константинополь — 9 ноября 956, Константинополь) — византийский император номинально с 913 года, фактически с 945 года
— Роман I Лакапин (Арма́нус Лекапе́н, греч. Ρωμανός Α΄ Λακαπήνος) (около 870 —15 июня 948) — византийский император с 920 по 944 год
— Роман II Младший (греч. Ρωμανός Β΄) (938—963) — византийский император с 9 ноября 959 по 963 год
— Никифор II Фока (греч. Νικηφόρος Β΄ Φωκάς, (около 912—969) — военачальник, затем византийский император c 963 по 969 год
— Иоанн I Цимихсий (Оване́с Курку́ас, греч. Ιωάννης «Τσιμισκής» Κουρκούας) (около 925—10 января 976) — византийский император с 969 по 976 год
— Василий II Болгаробойца (Вулгарокто́н, греч. Βασίλειος B’ Βουλγαροκτόνος) (958 или 956—1025) — византийский император c января 976 года
— Константин VIII (греч. Κωνσταντίνος Η΄, 960—15 ноября 1028) — византийский император (как соправитель различных императоров, с детства), фактически 1025—1028
— Зоя (греч. Ζωή) (около 978—1050) — соправительница с 15 ноября 1028 по 1050 год и византийская императрица с 19 апреля по 11 июня 1042 года
— Роман III Аргир (Аргиро́пуло, греч. Ρωμανός Γ΄ Αργυρός) (968—11 апреля 1034) — византийский император с 1028 по 1034 год
— Михаил IV Пафлагонский(греч. Μιχαήλ Δ΄ Παφλαγών) (1010—10 декабря 1041)
— Михаил V Калафат(греч. Μιχαήλ Ε΄ Καλαφάτης) (1015—24 августа 1042) — правил четыре месяца в 1042 году.
— Феодора (греч. Θεοδώρα) (984—31 августа, 1056) — соправительница (1028—1030), византийская императрица c 11 января 1055 по 31 августа 1056 года

— Константин IX Мономах (по другому счету Х или XI; Мономах, (греч. Κωνσταντίνος Θ΄ Μονομάχος) (около 1000 —11 января 1055) — византийский император c 11 июня 1042 по 11 января 1055 года. Дочь Константина Мономаха, Мария Мономахиня, стала женой Великого Князя Киевского, Всеволода Ярославовича, в крещении — Андрей, и матерью Великого Князя Киевского, Владимира Мономаха, в крещении — Василия, продолжившего династическое имя «Мономаха» Аршакидов Македонского Дома в Киеве.
Последней правящей представительницей македонской династии была Феодора, (греч. Θεοδώρα) (984—31 августа, 1056) — Византийская императрица c 11 января 1055 по 31 августа 1056 года.
Браки и наследники Василия І Македонянина:
От своей первой супруги, Марии, Василий І имел несколько детей, среди которых:
— Бардас;
— Анастасия, которая вышла замуж за генерала Христофора;
От второго брака с Евдокией Ингериной, у Василия І было также несколько наследников:
Симбатиос, позже переименованный Константином (865-879 гг). Являлся соправителем Василия І с 6-го января 868-го года до его смерти.
— Леон (Лев), который унаследовал трон после смерти Василия І Македонянина;
Стефан І, Патриарх Константинопольский с 886-го по 983-й годы;
— Александр, который стал императором в 912-м году;
-Анна, Елена и Мария Багрянородная.
Фотий был удален из своего кабинета и изгнан в конце сентября 867 года, и Игнатий был восстановлен 23 ноября. Фотий был осужден Советом 869-870 годов, что положило конец расколу. Однако во время своего второго патриархата Игнатий следовал политике, не очень отличающейся от политики Фотия.
Вскоре после своего осуждения Фотий перебрался к Василию Македонянину и стал наставником детей византийского императора. Из сохранившихся писем Фотия, написанных во время его изгнания в монастыре Скепи, складывается впечатление, что экс-патриарх оказывал на византийского императора давление, чтобы тот восстановил его на патриаршем престоле.
К этому периоду, восхождению на византийский трон, Василия І Макердонянина, относится событие, известное как «фотиевское крещение Руси», которое последовало за военными событиями, нападением Руси на Константинополь и относилось к последним годам царствования императора Михаила ІІІ.

Поход Руси против Византии 860 года — нападение русов на окрестности византийской столицы Константинополя в июне 860 года. Царьград. Русь под стенами Константинополя.
Дата: 18 июня 860 года
Противники: Византийская империя/Русь
Командующие: Византия: Император Михаил III и эпарх Ориха/ Русь: Неизвестно. Возможно — данная военная кампания была продолжением похода Киевского Князя Владимира на византийский Херсонес. По некоторым версиям, легендарный победоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известный только по «Повести временных лет», но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года.
Силы сторон: Русь: неизвестно/200-360 кораблей/Византия: до 8 тыс. воинов
Военный поход известен по византийским, европейским и древнерусским источникам. Описание похода на Константинополь в наиболее ранней древнерусской «Повести временных лет» заимствовано из византийской хроники Продолжателя Амартола.
Обстановка, предшествовавшая описанным ниже событиям, и предпосылка для похода Руси, военно-политического союзника Аббассидского Халифата, и русских князей, состоявших а династическом родстве с арабскими правящими семьями, на Византию.
В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Как сообщает Продолжатель Амартола, для охраны города был оставлен эпарх Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении Руси застигла императора у Мавропотама (Чёрной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.
Михаил III принимал активное участие в войнах против Аббасидов и их вассалов на восточной границе с 856 до 863, и особенно в 857 году, когда он послал армию из 50 000 человек против Эмира Умара аль-Акты из Мелитены. В 859 году он лично осадил Самосату, но в 860 году пришлось покинуть экспедицию, чтобы отразить нападение Руси на Константинополь.
Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать.
Ошибочное прочтение одной фразы в 1-м издании гомилий Фотия как «мы поработили немногих молотильщиков» привело к появлению гипотезы о том, что нападение русов было вызвано обидами, причиненными неким русским работникам (‘молотильщикам’) в Константинополе. Ошибка была вскоре обнаружена, но продолжает встречаться время от времени в работах историков.
Результатом похода киевской дружины на Константинополя был отзыв византийской военной операции против Багдада и последующая смена Аморейской фригийской династии, к которой принадлежал Михаил ІІІ по прозвищу П’яница, на Аршакидскую персидскую Македонского Дома. Свержение и гибель представителей этой династии, цезаря Барды и его племянника, Михаила ІІІ, могло стать результатом поражения в войне против Руси и взятия ее войсками столицы Византии, Константинополя. Известно, также, что после успешного похода на Византию князь Владимир сочетался браком с византийской царевной, предположительно из Дома Аршакидов Василия Македонянина, Анной, родственницей будущего императора Константина Багрянородного, и призвал в Киев миссионеров для осуществления крещения государства.

О посольстве русов в Константинополь вскоре после похода известно из окружного послания патриарха Фотия восточным патриархам (начало 867) и от продолжателя Феофана. Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил на Русь епископа:
«… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос — те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»
Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950-е годы, о крещении русов во времена Василия I Македонянина (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Согласно ему, уже сами византийцы дарами уговаривают русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа. Возможная дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с возможной датой крещения по Фотию, но если в обоих случаях речь идёт об одном и том же событии, то свидетельство участника крещения патриарха Фотия более достоверно.
При содействии Патрарха Фотия в 863 году Святыми Кириллом и Мефодием было обеспечено обращение в христианство Великой Моравии и разработан ими же глаголический алфавит для написания на славянском языке, что позволило славяноязычным народам приблизиться к обращению в православное христианство через свой собственный, а не чужой язык.
Биограф Игнатия утверждает, что Фотий подделал документ, относящийся к генеалогии и происхождению семьи Василия І Македонянина, и разместил его в императорской библиотеке, где его друг был библиотекарем. Согласно этому документу, предки византийского императора были не просто крестьянами, как все считали, а потомками династии Аршакидов Армении (Аршакиды Армении — малоазийское крыло персидской династии Ахеменидов, происходившее от одного из персидских сатрапов, потомков царя Аршака ІІ Тиридата, предком которого считался Александр Македонский). Правдива эта версия или нет, подобные технологии по сокрытию реального происхождения царствовавшего лица применялись и в Российской империи, например, в случае сокрытия происхождения императрицы Екатерины Первой из Василевских, герб «Лелива-Држевице» и Скавронских и Гендриковых, герб Арпадов Австро-Венгрии (см.Новая Сербия), и этот ряд можно продолжить, но эта история раскрывает зависимость Василия от Фотия по литературным и идеологическим вопросам. После возвращения Фотия Игнатий и экс-патриарх встретились и публично выразили свое примирение. Когда Игнатий умер 23 октября 877 года, было само собой разумеющимся, что его старый противник сменит его на патриархальном троне через три дня. Шон Тугер утверждает, что с этого момента Василий больше не зависел от Фотия, но на самом деле он был во власти его.

Фотий теперь получил формальное признание христианского мира в Совете, созванном в Константинополе в ноябре 879 года. Легаты Папы Иоанна VIII присутствовали на нем, готовые признать Фотия законным Патриархом, то есть, принять решение, к которому Папу очень сильно подталкивала латинская общественность.
Патриарх твердо стоял на своем при рассмотрении трех главных пунктов, вызывавших раскол между восточной и западной церквями: требованием извинения перед Папой, церковной юрисдикцией над Болгарией и добавлением филиокве к никейскому вероучению западной церковью. (Филио́кве (лат. Filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына»).
В конце концов, Фотий отказался извиниться или принять filioque, и папские легаты удовлетворились только одним его согласием вернуть Болгарию Римской Церкви. Однако эта уступка была чисто номинальной, поскольку возвращение Болгарии к византийскому обряду в 870 году уже обеспечило для нее автокефалию. Без согласия Бориса I Болгарского (т. 852-889) папство не смогло привести к исполнению свои требования.
Во время препирательства между императором Василем I и его наследником Львом VI, чье биологическое происхождение не подтверждено и он мог быть сыном предшественника Василия І Македонянина, Михаила ІІІ, что, также, может быть оспорено, как элемент придворной интриги и борьбы за монархическую наследственную власть еще в византийские времена, судя по древним изображениям Василия І и Льва VI, где Лев назван сыном Василия, Фотий принял сторону византийского императора. В 883 году Василий обвинил Льва в заговоре и заточил царевича во дворце; он бы даже ослепил Льва, если бы его не отговорили Фотий и Стилианос Заутзес, отец Зои Заутзайны, любовницы Льва. В 886 году Василий разоблачил и наказал заговорщиков со стороны Хиканатои Иоанна Куркуаса Старшего и многих других чиновников. В этом заговоре Лев не был замешан, но Фотий, возможно, был одним из заговорщиков против авторитета Василия.
Согласно официальной истории, Василий умер в 886 году от ранений, полученных во время охоты. Уоррен Т. Тредголд полагает, что на этот раз доказательства указывают на заговор от имени Льва VI, который стал императором, и сверг Фотия, хотя последний был его наставником. Фотос был заменен братом византийского императора Стефаном и отправлен в ссылку в монастырь Борди в Армении. Из писем от Папы Стефана и ответа на него подтверждается, что Лев силой добился отставки у Фотия. В 887 году Фотий и его протеже Теодор Сантабаренос предстали перед судом за государственную измену перед трибуналом, возглавляемым старшими должностными лицами во главе с Андреем Скифом. Андрей Скиф (умер после 887 года) был старшим византийским офицером, который отличился в арабо-византийских войнах. В конце-концов он занял пост Доместика Школ, старший военный пост в Византийской империи, в последние годы правления Василия I Македонского и в раннем царствовании Льва VI Мудреца до самой его смерти. Он сыграл важную роль во внутренних делах раннего правления Льва, особенно в освобождении и судебном процессе над Патриархом Фотием.
Хотя источники, сочувствующие Фотию, свидетельствуют о том, что суд закончился без осудительного приговора, в летописи Лже-Симеона четко указано, что Фотий был изгнан в монастырь Гордон, где он позже умер. Однако, судя по прозвищу автора, этот источник не может рассматриваться, как надежный исторический документ.
Фотий продолжал свою карьеру писателя на протяжении всей своей ссылки, и Лев, вероятно, восстановил свою репутацию в течение ближайших нескольких лет; в своей «Эпитафии» на его братьев, написанной, вероятно, в 888 году, Император благосклонно изображает Фотия, изображая его как законного архиепископа, и инструмент конечного единства, образ, который сочетается с его отношением к Патриарху в предыдущем году. Подтверждение того, что Фотий был реабилитирован (или не был осужден, как и свидетельствовали некоторые летописцы?), связана с его смертью. Согласно некоторым хроникам, его тело было разрешено похороненить в Константинополе. Кроме того, по словам антиокианского биографа Игнатия, сторонники экс-патриарха после его смерти пытались требовать для него «честь святости», то есть, канонизацию.
Кроме того, один из ведущий придворных чиновников Льва VI, Лев Чойроспактес написал стихи, посвященные памяти нескольких выдающихся современных ему деятелей, таких как Лев Математик и Патриарх Стефан, а также написал одну поэму в честь Фотия. Шон Тугер отмечает, однако, что «однако прохождение Фотиуса кажется довольно приглушенным для такой великой фигуры византийской истории. Лев VI, конечно, не позволил ему вернуться в сферу политики, и, несомненно, его отсутствие на этой арене объясняет его спокойствие».
Восточная Православная Церковь почитает Фотия как святого; его праздничный день — 6 февраля.
Фотий — одна из самых известных фигур не только Византии 9-го века, но и всей истории Византийской империи. Один из самых образованных людей своего времени, и почитаемый — даже некоторыми его противниками и хулителями — как самый плодовитый богослов своего времени, он заслужил известность благодаря своему участию в церковных конфликтах, а также за свой интеллект и литературные произведения. Анализируя его интеллектуальные работы, Татакс считает, что Фотий «больше обращался к практике, чем к теории». Он считает, что благодаря Фотию гуманизм был добавлен в Православие как основной элемент национального сознания средневековых византийцев, возвратив его в то место, которое оно имело в позднеримском (раннем византийском) периоде. Татакс также утверждает, что, поняв это национальное сознание, Фотий стал защитником греческой нации и ее духовной независимости в своих дебатах с Западной Церковью. Адриан Фортескью считает его «самым замечательным человеком всего средневековья» и подчеркивает, что «он не связал свое имя с великим расколом, но его всегда запомнят как величайшего ученого своего времени».
Труды
Важнейшей из работ Фотия является его знаменитая библиотека или мириобиблон, коллекция выдержек и сокращений 280 томов классических авторов (обычно называемых кодами), оригиналы которых в настоящее время в значительной степени утрачены. Работа особенно богата выдержками из трудов исторических писателей. Некоторые ученые прошлых лет полагали, что Библиотека была фактически составлена ​​в Багдаде во время посольства Фотия при дворк Аббасидов, поскольку многие из упомянутых работ редко цитировались во время так называемых византийских темных веков c. 630 — c. 800, и было также известно, что Аббасиды интересовались произведениями греческой науки и философии. Однако специалисты по византийской истории этого периода, такие как Пол Лемерл, показали, что Фотий не мог составить свою Библиотеку в Багдаде, потому что он ясно заявляет как в своем вступительном, так и в своем постскриптуме, что, узнав о своем назначении в посольство, он отправил своему брату резюме книг, которые он читал ранее, «с тех пор, как я научился понимать и оценивать литературу», то есть с юности. Более того, Аббасиды интересовались только греческой наукой, философией и медициной; у них не было греческой истории, риторики или других литературных произведений; и у них не было перевода христианских святоотеческих писателей. Тем не менее большинство работ в Библиотеке принадлежат христианским патристическим авторам, и большинство светских текстов в Библиотеке — это история, грамматика или литературные произведения, обычно риторика, а не наука, медицина или философия. Это еще раз указывает на то, что большинство работ нельзя было прочитать, пока Фотий находился в империи Аббасидов. Фотию мы обязаны почти всем, чем обладаем «Ктесиасом», «Мемноном Гераклейским», «Кононом», потерянными книгами Диодора «Сикулусом» и потерянными трудами Арриана. Теология и церковная история также очень полно представлены, но поэзия и древняя философия почти полностью игнорируются. Похоже, он не счел нужным иметь дело с теми авторами, с которыми каждый хорошо образованный человек, естественно, был бы знаком. Литературная критика, в целом отличающаяся острым и независимым суждением, и выдержки сильно различаются по длине. Многочисленные биографические заметки, вероятно, взяты из работы Исихия из Милета.
«Лексикон» (Λέξεων Συναγωγή), опубликованный позже, чем «Библиотека», был, вероятно, главным образом работой некоторых из его учеников. Он был предназначен как справочная книга для облегчения чтения старых классических и священных авторов, язык которых и словарный запас устарели. В течение долгого времени единственными рукописями «Лексикона» были «Codex Galeanus», который перешел в библиотеку Тринити-колледжа, Кембриджа и Беролиненсиса, окт. 22, оба из которых были неполными. Но в 1959 году Линос Политис из Университета Салоников обнаружил полную рукопись, кодекс Заворденсис 95, в Завординском монастыре (греческий Ζάβορδα) в Гревене, Греция, где он все еще находится. Его самая важная богословская работа — «Амфилохия», сборник из 300 вопросов и ответов на трудные моменты в Писании, адресованные Амфилохию, архиепископу Кизикусу. Другие подобные работы — это его трактат в четырех книгах против манихейцев и павликов, а также его споры с латинянами о Святом Духе. Одно длинное письмо с богословскими советами Фотий также адресует новообращенному Борису I Болгарскому. Многочисленные другие Послания также сохранились.
Фотий также является автором двух «Зеркал Князей», адресованных Борису-Михаилу Болгарскому (Epistula 1, ed. Terzaghi) и Льву VI Мудрому (главы адмонитов Василия I ).
Главным современным авторитетом в жизни Фотия является его горький враг, Никиаы Пафлагон, биограф его соперника Игнатия.
Первый английский перевод Свято-Преображенского монастыря «Мистигации Святого Духа» от Фотия был опубликован в 1983 году. Другой перевод был опубликован в 1987 году с предисловием архимандрита (ныне архиепископа) Хризостома Этна.