Патриарх иов

После смерти великого русского царя Ивана Грозного в 1584 году, русский престол достался его сыну. Царь Федор Иванович к делам государственным был холоден и управлением страной практически не занимался. Природа наградила его слабым здоровьем, поэтому большую часть времени новый царь проводил в кровати или в молитвах. Понимая, что царь Федор Иванович не сможет управлять страной, от его имени принимать решения взялся Борис Годунов, брат жены Федор, Ирины.

Начало царствования Федора обещало быть сложным, поскольку ему, равно и лицам от имени его правящим, предстояло сплотить российское общество, прежде всего, бояр и дворян, семейства большинства из которых находились во вражде из-за опричнины, введенной Иваном Грозным. Одним из способов достижения этой цели стало публикованные указа о «заповедных летах». Суть этого указа заключалась в запрете крестьян переходить в услужение к новому хозяину без согласия старого. Это был временная мера, но на Руси нет ничего более вечного, чем временное. Сей указ впоследствии так никто и не отменял.

Эпоха, в которой властвовал Царь Федор Иванович, отличалась большим ростом строительства церквей, храмов и монастырей. Многие дети дворян в это время были насильно направлены в Европу для обучения. Это был необходимый шаг, поскольку без развития науки в стране, Россия могла навсегда отстать от европейских государств.

В 1586 году случилось важное событие для внешней политики России. В этом году умер король Речи Посполитой Стефан. Воспользовавшись этим фактом, Борис Годунов, от имени русского царя, заключил с поляками мир до 1602 года. Это был важный шаг, позволивший нашей армии сфокусироваться на единственном противнике – шведах. В это время Шведское государство было крайне могущественным и открыто заявляло о своих притязаниях на земли в Прибалтике. В результате в 1590 году началась русско-шведская война. Продлилась она 3 года. По ее результатам Российское царство вернуло себе города Ям, Корела, Копорье и Ивангород, тем самым значительно упрочив свои позиции в данном регионе. Одновременно с этим большие силы был брошены на укрепление южных границ государства, что должно было обезопасить Россию от набегов Крымского Хана.

В 1587 году Александр, царь государства Кахетия, что на Кавказе, просил о присоединении своей страны в состав России. Просьба сия была удовлетворена. Расширение границ государства продолжалось. К 1598 году на территории Сибири было полностью разбито сопротивление местного Хана, и этот регион вошел в состав России.

Знаковым для истории России сей эпохи стал день 15 мая 1591 года. Из Углича, в котором жила Мария, жена Ивана Грозного, и ее сын Дмитрий, в этот день пришли известия о смерти Дмитрия. В Углич была отправлена специальная комиссия, деятельность которой, однако, сложно назвать продуктивным, поскольку в заключении ими вынесенном говорилось, что Дмитрий сам изранил себя ножом. Важность этого события заключается в том, что Царь Федор Иванович не имел детей, и Дмитрий, как младший сын Ивана Грозного, должен был унаследовать русское царство.

Царь Федор Иванович 6 января 1598 года умер, прервав своей смертью, целую династию Рюрика.

ИОВ — пер­вый пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си (1589-1605 годы), ду­хов­ный пи­са­тель, свя­той Русской пра­во­слав­ной церк­ви.

Из по­сад­ских лю­дей. Обу­чал­ся гра­мо­те в Ус­пен­ском монастыре города Ста­ри­ца, где в 1556 году при­нял мо­на­ше­ст­во. Около 1569 года, по при­ка­зу Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го, воз­ве­дён в ар­хи­ман­д­ри­ты то­го же мо­на­сты­ря. С 1571 года на­стоя­тель московского Си­мо­но­ва монастыря, с 1575 года — Но­во­спас­ско­го монастыря. С апреля 1581 года епи­скоп Ко­ло­мен­ский, с января 1586 года ар­хи­епи­скоп Рос­тов­ский. При под­держ­ке Бо­ри­са Фёдо­ро­ви­ча Го­ду­но­ва в 1587 году воз­ве­дён на Мо­с­ков­скую ми­тро­по­ли­чью ка­фед­ру вме­сто ни­зло­жен­но­го митрополита Дио­ни­сия, всту­пив­ше­го в конф­ликт с ца­рём Фё­до­ром Ива­но­ви­чем. 26 января (5 февраля)1589 года Иов был вы­бран ца­рём Фё­до­ром Ива­но­ви­чем из трёх пред­ло­жен­ных Ос­вя­щен­ным со­бо­ром кан­ди­да­тов и по­став­лен в пат­ри­ар­хи при уча­стии пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ие­ре­мии II с ти­ту­ла­ми «Мо­с­ков­ский и всея Рос­сии и се­вер­ных стран», «Вла­ди­ми­ро-Мо­с­ков­ский и всея Ру­си и всех ги­пер­бо­рей­ских зе­мель и все­го Се­вер­но­го края», «Вла­ди­мир­ский, Мо­с­ков­ский и всея Ру­си». В 1590 году в Кон­стан­тино­по­ле бы­ла со­бор­но ут­вер­жде­на ка­но­ническая са­мо­стоя­тель­ность русской Церк­ви, оп­ре­де­ле­но пя­тое в пат­ри­ар­шем по­ме­ст­ном дип­ти­хе ме­сто Мо­с­ков­ской ка­фед­ры — по­сле Ие­ру­са­лим­ской. Это ре­ше­ние под­твер­дил Ве­ли­кий Кон­стан­ти­но­поль­ский со­бор 1593 года.

Пат­ри­арх Иов при­ни­мал не­по­сред­ст­вен­ное уча­стие в ре­ше­нии важ­ных государственных дел совместно с ца­рём и боя­ра­ми. Уси­лил над­зор за московским ду­хо­вен­ст­вом и его нравственным со­стоя­ни­ем: в Мо­ск­ве, в це­лях во­дво­ре­ния боль­ше­го бла­го­чи­ния в низ­шем ду­хо­вен­ст­ве, в 1592 году бы­ло на­зна­че­но 8 по­пов­ских ста­рост и им в по­мощь пре­дос­тав­ле­но 4 де­сят­ских диа­ко­на для над­зо­ра за ду­хо­вен­ст­вом, ко­то­рым пред­пи­сы­ва­лось еже­днев­но со­би­рать­ся и об об­на­ру­жен­ных не­га­тив­ных яв­ле­ни­ях до­но­сить пат­ри­ар­ху. За­ни­мал­ся обу­ст­рой­ст­вом уже су­ще­ст­вую­щих пра­во­слав­ных хра­мов (пре­имущественно на собственные сред­ст­ва и на цар­ские вкла­ды), вёл ак­тив­ную строительную по­ли­ти­ку: толь­ко в Мо­ск­ве в пе­ри­од с 1592 по 1600 годы бы­ло воз­ве­де­но 12 хра­мов. По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иова в Мо­ск­ве был ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь. Иов под­дер­жи­вал мис­сио­нер­ст­во в По­вол­жье и в Си­би­ри, а так­же в Ка­хе­ти. Ус­та­но­вил цер­ков­ные празд­ни­ки в честь трёх свя­ти­те­лей Мо­с­ков­ских (Пет­ра, Алек­сия и Ио­ны), святого Ио­си­фа Во­лоц­ко­го (1591 год, ка­нон и служ­ба в свя­зи с этим празд­ни­ком на­пи­са­ны са­мим Иовом), осу­ще­ст­вил ка­но­ни­за­цию Ва­си­лия Бла­жен­но­го (1588 год), Ан­то­ния Рим­ля­ни­на (1597 год), Кор­ни­лия Ко­мель­ско­го (1600 год) и др.

Спо­соб­ст­во­вал из­бра­нию на российский пре­стол в 1598 году Б.Ф. Го­ду­но­ва. Иов не толь­ко ор­га­ни­зо­вал со­зыв Ос­вя­щен­но­го и Зем­ско­го со­бо­ров, но и ак­тив­но вли­ял на при­ня­тие бла­го­при­ят­но­го для Го­ду­но­ва ре­ше­ния. Под руководством Иова шла под­го­тов­ка до­ку­мен­тов об из­бра­нии Го­ду­но­ва на цар­ст­во. Пос­ле его смер­ти без­ус­пеш­но под­дер­жи­вал ца­ря Фё­до­ра Бо­ри­со­ви­ча. От­ка­зал­ся при­сяг­нуть Лже­дмит­рию I, со­став­лял об­ли­чительные гра­мо­ты про­тив не­го, пре­дал его ана­фе­ме. В ию­не 1605 году на­силь­ст­вен­но низ­ло­жен и со­слан в Ста­ри­цу. По вы­зо­ву ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го и пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на в феврале 1607 года пат­ри­арх Иов при­ез­жал в Мо­ск­ву для при­ня­тия все­на­род­но­го цер­ков­но­го по­кая­ния в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. По­гре­бён в Ус­пен­ском со­бо­ре Ста­риц­ко­го монастыря; пе­ре­за­хо­ро­нен в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля в 1652 году.

Иов — ав­тор «По­вес­ти о че­ст­нем жи­тии ца­ря и ве­ли­ко­го кня­зя Фео­до­ра Ио­ан­но­ви­ча всея Ру­сии»; по­сла­ний к ца­рю Фё­до­ру Ива­но­ви­чу и ца­ри­це Ири­не, ца­рю Бо­ри­су Го­ду­но­ву; гра­мот и по­уче­ний. В сво­их со­чи­не­ни­ях чёт­ко раз­де­лял ду­хов­ное и свет­ское на­ча­ла, ут­вер­ждая, что «два ве­ли­кия на­ча­ла от Бо­га ус­та­нов­ле­ны в ми­ре: свя­щен­ст­во и цар­ст­во». Тя­го­тел к ху­дожественной ма­не­ре митрополита Ма­ка­рия с её па­не­ги­рическими порт­ре­та­ми, тор­жественной эмо­цио­наль­но­стью, слож­ными син­так­сическими кон­ст­рук­ция­ми и утя­же­лён­ным цве­ти­стым язы­ком. При пат­ри­ар­хе Иове впер­вые на Ру­си бы­ли из­да­ны Триодь По­ст­ная (1589 год), Триодь Цвет­ная (1591 год), Ок­то­их (1594 год), Чи­нов­ник ар­хие­рей­ско­го слу­же­ния (1600 год), Ми­нея Об­щая (1600 год), Слу­жеб­ник (1602 год).

По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Пи­ме­на и Свя­щен­но­го Си­но­да РПЦ, имя свя­ти­те­ля Иова вошло в Со­бор Твер­ских свя­тых (пер­вое празд­но­ва­ние Со­бо­ра Твер­ских свя­тых со­стоя­лось в ию­ле 1979 года). Для все­российского по­чи­та­ния свя­ти­тель Иов был ка­но­ни­зиро­ван на Ар­хие­рей­ском со­бо­ре РПЦ (1989 год). Дни па­мя­ти — 5(18) ап­ре­ля, 19 ию­ня (2 ию­ля), 5(18) ок­тяб­ря.

Иллюстрация:

Пат­ри­арх Иов. По­рт­рет из «Ти­ту­ляр­ни­ка». 1672. Рос­сий­ский го­су­дар­ст­вен­ный ар­хив древ­них ак­тов (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

Иов Многострадальный на гноище. Фреска монастыря Грачаница. Сербия.

Иов Многострадальный на гноище. Фреска монастыря Грачаница. Сербия.

Первый русский патриарх провиденциально получил в монашеском постриге имя библейского праотца Иова Многострадального. И, подобно его небесному покровителю, первая половина жизни святителя Иова прошла благодатно и благополучно. Это было время духовного возрастания, совершенствования добродетелей, стяжания церковного и государственного опыта, преумножения славы, видимых успехов и даже определенного благосостояния. А когда настало Смутное время, – время неимоверных трудностей и тяжких страданий, патриарх Иов достойно встретил их и остался тверд в вере, которую пытались уничтожить, в испытаниях, угрожавших существованию и отдельных людей, и всей страны. Даже враги не решились уничтожить первосвятителя, открыто вступившего с ними в духовную брань. Они беззаконно свергли его с патриаршего престола, свели, уподобив праотцу Иову, «на гноище» и отправили умирать туда, где он появился на свет и где началась его монашеская жизнь

Патриаршество Иова протекало в такую пору, когда Московскоегосударство переживало исключительные по важности и драматичностисобытия: прекращение царского потомства Иоанна Калиты, попыткаустановления новой правящей династии в связи с утверждением напрестоле Бориса Годунова, последовавшая вскоре гибель его сынаФеодора от приспешников самозванца Дмитрия. Поэтому гораздо чащепатриарх Иов вынуждено появляется на страницах истории какполитический деятель, чем как иерарх, устрояющий Церковь.

Иов, патриарх Московский и всея Руси

Иов, патриарх Московский и всея Руси

В политической сфере патриарху Иову суждено было не только переживать тяжелые времена междоусобий, а смута продолжалась во все время правления Иова, но и самому деятельно участвовать в борьбе и даже стать жертвой этой борьбы. В своем духовном завещании патриарх Иов пишет: «Бог знает, в какие рыдания и слезы я впал с тех пор, как возложен был на меня сан святительства, или из-за своей немощи, не имея сил духовных, или, соболезнуя бедам паствы своей, погружаем был в лютые напасти, озлобления, клеветы и укоризны. Все это меня, смиренного, постигло».

В 1591 году в Угличе погиб царевичДимитрийИоаннович, и смерть его вызвала беспорядки в городе и самосуднад государевыми людьми. В Угличе и Москве пронесся слух о том, чтоДимитрий не пал жертвой несчастного случая, а зарезан людьми,подосланными Борисом Годуновым, который, дескать, сам намереваетсязанять царский престол. Правительство послало для расследованиякомиссию во главе с боярином Василием Шуйским и митрополитомСарским и Подонским Геласием. Выводы расследования гласили: кончинацаревича была нечаянной вследствие его болезни. Патриарх и соборпосле длительного обсуждения, основываясь на показаниях более чем70 свидетелей, решили, что «смерть царевича Димитрияучинилась Божиим судом». Тем самым версия о наличии злого умысла ио причастности к нему Бориса Годунова была отвергнута. ПатриархИов, как духовное лицо, достаточно хорошо знал и понимал БорисаГодунова, поэтому и не верил в причастность его к убийствуцаревича. И сохранил эту уверенность до конца своих дней.

Семь лет спустя после углической трагедии, не оставив прямыхнаследников, скончался царь Феодор Иоаннович. Царство он завещалсвоей супруге Ирине. Но она, несмотря на уговоры патриарха,решительно отказалась от престола и постриглась в монахини с именемАлександра.

Когда следом за ней уехал из Москвы и брат ее, правитель БорисГодунов, государство осталось на попечении патриарха и боярскойдумы. И в эти дни, и в последующее «безгосударное» время Московскийпатриарх считался «начальным человеком», без которого, по понятиямтого времени, боярам нельзя было вершить земские дела. Для нихпатриарх обладал столь же высоким авторитетом, как и сам царь.Поэтому и в деле царского избрания святитель Иов волей-неволейдолжен был принять на себя руководство.

Владыка Иов, невольно оказавшийся во главе государства, послесовета с москвичами – духовенством, боярством и посадскимлюдьми, а потом и по решению Земского собора, предложил царскуюкорону Борису Годунову. Борис Годунов к тому времени получилвсеевропейское признание сфере внешней политики и проявил себя какэнергичный и способный правитель во внутренней государственнойдеятельности. Немало сделал он и для Русской Церкви. Поэтому ипатриарх и народ стояли за Бориса.

Но Борис Годунов несколько раз отказывался от трона, прошелслух, что он даже готовится к пострижению. И сестра его,царица-инокиня Александра, «брата своего на государство непожаловала».

Царевич Димитрий. Герб угличского уезда.

Царевич Димитрий. Герб угличского уезда.

Тогда патриарх решил применить против Годуновых самую крутуюмеру. В случае окончательного отказа от трона он пообещал снять ссебя и с собратьев-архиереев святительский сан, облечься в простыемонашеские ризы, а службы в церквах приостановить. И это, пригрозилон, виною ляжет на Годуновых за их ослушание соборному избранию.Затем к стенам Новодевичьего монастыря, в котором укрывались Бориси его сестра, патриарх устроил крестный ход с чудотворнымиБогородичными иконами – Владимирской, Донской иПетровской.

До прещения дело не дошло. Увидев крестный ход, Борис сам вышелнавстречу ему со Смоленской иконой Божией Матери. БлагословивБориса крестом, патриарх еще раз обратился к нему с просьбойпринять решение собора как Божию волю, а затем, отслуживБожественную литургию в монастыре, нарек Бориса Феодоровича царем ипровозгласил первое многолетие. Патриарх сам составилутвердительную грамоту об избрании Бориса Годунова на царство,которую подписали все участники Земского собора, числом околопятисот. По Руси были разосланы грамоты патриарха, сообщавшие овоцарении нового государя и повелевавшие молиться о нем.

Царь Борис Федорович Годунов

Царь Борис Федорович Годунов

Начало XVII века было для Русского государства тяжелым временем. Обострились противоречия между царем и высшей знатью – боярами и дворянами. К тому же Россию поразил страшный голод. В народе возникло мнение, что царствование Бориса Годунова не благословлено Богом, если с его приходом к власти страну постигло такое несчастье. На окраинах государства, переполняемого темными слухами, а вскоре и возле самой Москвы появились разбойничьи шайки.

В этот момент в Польше и объявился самозванец, выдававший себяза царевича Димитрия, якобы чудесно спасшегося от насильственнойсмерти. Польский сейм ему, конечно же, не поверил, но решилиспользовать в борьбе против Москвы. При поддержкеСигизмунда III самозванец стал подготавливать выступление для»отыскания» себе русского царского престола.

Патриарх Иов написал соборную грамоту польско-литовским магнатами киевскому воеводе Константину Острожскому, в которой разоблачалсамозванца Григория Отрепьева – беглого инока Георгия изЧудова монастыря – и уговаривал их поймать его и прислать вМоскву для наказания. Однако на организаторов войны против Россииэти грамоты не подействовали. К концу 1604 года почти всяюго-западная Русь отошла от Москвы под руку самозванца. Патриарх непереставал рассылать грамоты по всей земле, свидетельствуя, чтоистинный царевич Димитрий умер, что принявший его имя естьрасстрига и еретик. Призывал помнить Бога и крестное целование царюБорису и совершать моления о даровании ему победы, но народ былглух к посланиям святителя. Тогда владыка Иов предал анафемесамозванца и его сообщников как злодеев и еретиков, замышляющихупразднить Православие на Руси. По повелению патриарха анафемупроизносили во всех церквах Великой России.

Войска царя Бориса, выступившие против самозванца, сражалисьвяло. Бездействие и измена некоторых воевод дали возможностьпротивнику овладеть ситуацией. А внезапная смерть Бориса Годуноваусилила нестроения в войске и приободрила тайных сторонниковЛжедмитрия. Народ же усмотрел в этой смерти Божие наказание Борисуи милостивое покровительство самозванцу.

Посреди всеобщего замешательства твердым оставался едва ли неодин только патриарх Иов. Чтобы воодушевить и объединить людей, онпервым со всем духовным собором выразил верность вдовствующейцарице и ее детям – Феодору и Ксении. За ними присягнули бояреи все жители Москвы. Однако некоторые бояре и воеводы, стоявшие воглаве русского войска, заколебались и не присягнули Феодору.Большая же часть русской армии, признав самозванца, двинулась кМоскве.

Лжедмитрий I

Лжедмитрий I

Лжедмитрий боялся входить в Москву, пока там оставались его недруги. Поэтому он, обосновавшись в Туле, отправил в Москву своих клевретов, чтобы они подняли народ против семейства Годуновых и патриарха Иова. 1 июня 1605 года приверженцы самозванца зачитали на лобном месте его грамоту. Большинство населения, частью запуганное, частью обманутое, присягнуло Лжедмитрию. В столице началась жестокая расправа со сторонниками законного порядка. 10 июня сторонники Лжедмитрия убили молодого царя и его мать. Ксению насильно постригли в монашество и отправили в монастырь.

В эти дни первосвятитель Иов обнаружил всю свою твердость. Оннеустрашимо обличал клятвопреступников и почти все время проводил вмолитве в переполненном людьми Успенском соборе.

Через несколько дней после убийства царя Феодора Борисовичабеснующаяся вооруженная толпа ворвалась в алтарь Успенского собора,где патриарх Иов совершал Божественную литургию. Не дав окончитьсвященнодействие, они сорвали со святителя облачение. Патриархвластно отстранил злодеев, подошел к Владимирской иконе БожиейМатери, снял с себя драгоценную панагию, подаренную царем ФеодоромИоанновичем и возложенную на него вселенским патриархом Иеремией вовремя интронизации, положил у иконы и произнес: «Здесь, в этомхраме, пред сею иконою святою, я удостоен был сана архиерейского идевятнадцать лет хранил целость веры. Ныне вижу бедствия Церкви,торжество ереси. Матерь Божия, спаси Православие!» Молитвасвятителя еще более озлобила мятежников. Они начали избивать егопрямо в храме, потом потащили на лобное место и там снова били,затем измученного старца посадили в телегу и в простой рясе чернецаотвезли в заточение в родной ему Успенский монастырь, в Старицу.Так подвигом исповедничества завершался путь первого патриархаРусской Церкви.

Под конец своего земного странствия святитель Иов вернулся вобитель своей юности, Старицкий Успенский монастырь. Блаженногостарца, вопреки указанию Самозванца держать присланного «возлоблении скорбном», с любовью принял его духовный сын,архимандрит Дионисий, настоятель монастыря. Он постарался датьполный покой мужественному исповеднику Православия. ВпоследствиипреподобныйДионисийРадонежский стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря ируководил обороной обители во время ее осады. Шестнадцатимесячноестояние троицкой сотни против регулярного польского войска явилосьначалом освобождения России от смуты.

Кандидата на патриарший престол самозванец подыскал еще на путик Москве. Им стал архиепископ Рязанский Игнатий, грек, некогдазанимавший архиерейскую кафедру на Кипре. Изгнанный оттуда турками,он некоторое время жил в Риме, где принял унию. В 1595 годуИгнатий прибыл в Москву, скрыл свою причастность к унии и черезвосемь лет получил для управления Рязанскую епархию.

Лжедмитрий, назначив патриарха самочинно, послал его в Старицупросить благословения на патриаршество у святителя Иова. ОднакоИгнатий благословения не получил. Самозванец вторично послал своегоставленника за благословением угрожая заключенному патриарху Иовумучениями. И опять напрасно – старец остался непреклонен.

Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея России

Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея России

Самозванец и лжепатриарх правили Московским государством менее года. Затем Лжедмитрий был свергнут и убит, а Игнатий заточен в Чудов монастырь. На царский престол вступил Василий Иванович Шуйский. Вновь встал вопрос о патриархе. Царь и собор духовенства просили патриарха Иова возвратиться на первосвятительский престол. Однако, к тому времени, старец, находившийся в преклонных летах, ослеп, от предложения отказался и, как свидетельствует предание, благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена.

В начале 1607 года, в тяжелую пору войны с Болотниковым исамозванцем Петром, желая возродить нравственные силы народа,изможденного смутой, подавленного сознанием собственной измены иклятвопреступления, царь Василий Шуйский и патриарх Ермоген решиливызвать в Москву святителя Иова, чтобы он простил и разрешил всехправославных христиан от совершенных ими преступлений: нарушениякрестного целования и присяги дому Годуновых и убийства юного царяФеодора Борисовича. В свое время владыка Иов предал изменникованафеме. Кто наложил клятву, тот должен был и снять ее. Разрешение,полученное от нового патриарха Ермогена, было признанонедостаточным.

Старец-патриарх прибыл в Москву 14 февраля. После совещанияобоих патриархов с духовенством народу было предписано поститься ичерез несколько дней сойтись на Соборной площади.

20 февраля весь Кремль был переполнен народом. СвятительИов пришел в собор в рясе простого монаха, плача и рыдая облобызалчудотворные иконы и мощи первосвятителей Московских, затем встал упатриаршего места.

Все взоры были обращены к слепому Иову.

После молебна, совершенного патриархом Ермогеном, народ кинулсяс плачем и воплями к патриарху Иову: «Пастырь добрый, простинас, словесных овец бывшего стада твоего… Мы сами уклонились оттебя, заблудились в дебрях греховодных, сами отдали себя насъедение лютому зверю, всегда готовому губить души человеческие.Восхити нас из нерешимых уз по данной тебе благодати!»

В челобитной, зачитанной архидиаконом с амвона, народ, а такжецарь от лица народа, каялись за все Русское царство, просяотпустить именем Божиим все грехи. По прочтении разрешительнойграмоты, составленной от имени двух патриархов, святой Иовобратился к народу с последним увещеванием: «Чада духовная! Всвоих клятвах и крестного целования преступлениях, надеясь нащедрость Божию, прощаем вас и разрешаем соборно. Да приимитеблагословение Господне на главах ваших. Впредь же, молю вас, да непокушайтесь такое совершать или крестное целование в чем-либопреступать, ибо велика сия заповедь…».

Старица. Успенский монастырь.

Старица. Успенский монастырь.

Чин разрешения произвел сильное воздействие на народ. Все плакали каялись, просили прощения у патриарха, приклонялись к его стопам, лобызали его десницу. Великий старец, так много пострадавший среди общих народных бедствий, но вместе с тем и духовно обновленный и утешенный в эти минуты, с радостью благословлял коленопреклоненный народ и давал свои последние наставления: хранить верность святому Православию.

Недолго пробыл святитель Иов в Москве. Не подействовали ниуговоры патриарха Ермогена, ни царские просьбы остаться. Он спешилвозвратиться в свой монастырь, в Старицу. Земные подвиги патриархаИова были завершены. Как жил он в этом мире в смирении и чистоте,так и уходил из него: в совершенной простоте, вдали от дворцовых имирских смут.

Спустя четыре месяца после всенародного покаяния, 19 июня1607 года, в ночь на воскресенье, патриарх Иов мирно отошел коГосподу.

После смерти святителя у его могилы в Старицком монастыре сталипроисходить исцеления. В 1652 году стараниями митрополитаНовгородского Никона, будущего патриарха, мощи святителя Иова былиперевезены в Москву и положены в Успенском соборе Кремля, где они ипочивают доныне.

Царь Алексей Михайлович

Царь Алексей Михайлович

Сохранилось письмо царя Алексея Михайловича митрополиту Никону о встрече в Москве мощей патриарха Иова. «Я встречал гроб Иова с патриархом , со всем Освященным собором и со всем государством от мала до велика. Было так многолюдно, что не помещались от Тверских до Неглинных ворот, по кровлям и переулкам негде было яблокам упасть, нельзя было ни пройти, ни проехать. А Кремль велел запереть, ибо и так насилу пронесли в собор; такая теснота была, что старые люди за 70 лет не помнят такой многолюдной встречи. Патриарх, отец наш, со слезами говорил мне: «Вот смотри, государь, как хорошо за правду стоять! И по смерти слава!”».

Почитание патриарха Иова как чудотворца отмечается в различныхрукописях и агиографических изданиях. Материалы к прославлению егоначал готовить уже патриарх Иосиф. Среди местночтимых Тверскихсвятых патриарх Иов упоминается в конце XIX века. АрхиепископДимитрий (Самбикин), известный агиограф, свидетельствовал, что денькончины его праздновался во всех городских храмах епархии. В 1989году, во время празднования 400-летнего юбилея учрежденияпатриаршества в России, патриарх Иов был прославлен в ликеобщепочитаемых святых Русской Православной Церкви. Память емусовершается 5/18 апреля и 19 июня / 2 июля.

Патриарх Иов всей деятельностью своей и горячей молитвой к Богусдерживал натиск темных сил, стремящихся низложить и уничтожитьРоссию как оплот Православия. Верим, что и ныне предстоит онПрестолу Вседержителя как горячий молитвенник и неустанный ходатайза всю Русскую землю и за каждого с верою к нему обращающегося.