Печать антихриста

VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.

НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ
ИМЯ ЗВЕРЯ
ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Понятие «печать Антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:

1. «И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666» (Откр. 13, 16-18).

2. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (…) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 9-1 1).

3. «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр. 19,20).

4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20,4).

Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.

НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать ……………., а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).

Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирии), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, перевернутый вниз крест). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные («чтобы не затруднялись сим», т.е. чтобы беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы -преподобный Ефрем Сирии). 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке — Втор. 6,8; Мф. 23, 5). 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).

Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира…», наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям» (1, С. 412).

Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать чего-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирии пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (т.е. предтеча) Антихриста «будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимо для жизни» (1, С. 377). В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе увенчание ритуальным языческим венцом (1, С. 224-225).

Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука — деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело — познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, т.е. выкуп Царствия Небесного за земную жизнь. Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: «Куплю дейте, дондеже прииду» (Лк. 19,13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского (1, С. 377).

ИМЯ ЗВЕРЯ

Принято считать, что имя зверя, т.е. Антихриста не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге» (1, С. 377). Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста предостерегает нас от обмана, т.к. он может придти с другим именем, чем мы ожидаем (1, С. 198). Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, «что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем» (1, С. 395).

Имя ангела бездны, т.е. диавола, приводится в другом месте Откровения: «имя ему по-еврейски, Авваддон, а по-гречески — Аполлион» (Откр. 9,11), т.е. Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарийский упоминает также в толковании на стихи 13, 16-17 (1, С. 377). Имя Антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает, Спаситель) — Авваддон, Аполлон (гибель, Губитель). Указания на имя Антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ангеле-истребителе (Шар. 21,15), ангеле-губителе для истребления (Ис. 54,16).

ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666: 1) согласно числовой символике 2) согласно греческому алфавиту. Согласно числовой символике число 666 связывается:

1) с количеством шести дней, в которые был сотворен мир — т.к. антихрист должен восстановить все отступничество которое было за время существования мира (с этим ранее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет).

2) с шестым днем, в который был сотворен человек, чрез которого грех вошел в мир.

3) с шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его.

4) с истуканом Навуходоносора «Который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия Антихриста.

К сожалению, данный тип числовой символики, коренящийся в Священном Писании, не был продолжен последующей святоотеческой традицией. Лишь архиепископ Андрей Кесарийский однажды использовал данное толкование святого Иринея, но в другом месте — Откр. 14,20. Продолжая ряд толкований святого Иринея, его можно дополнить.

5) Число 666 употребляется для исчисления количества золота, которое царь Соломон ежегодно собирал в качестве дани с других народов «В золоте, которое проходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3 Цар. 10,14. Ср.: 2 Пар. 9,13). В данном случае число 666 является символом земного богатства, золота (Мамоны), а также символом дани, налога с подвластных народов.

6) В символической системе Откровения число 7 — символ полноты, следовательно, число 6 — символ недостатка, неполноты, несовершенства.

7) Число 6 определяет количество дней, отведенных в Ветхом Завете деланию, работе ради земной жизни, а день 7-й — Господу Богу твоему (Исх. 20, 8-11). В этом смысле числа 6 и 7 символизируют противостояние земного и небесного, человеческого и Божьего.

8) Число 6 символизирует «усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение 2, с. 130).

Примечание: Мы не обсуждаем здесь вопросов о законности и законах. числовой символики, которые в конечном итоге коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.

В различных контекстах одно и то же число может нести различный, вплоть до противоположного смысла.

Так, например, число 6 может, вероятно, символизировать творение, творчество, почему оно используется как строительный модуль (3 Цар. 10,16-20; 3 Цар. 6, 26); может нести смысл только количественный (ср. напр.: 666 [сыновей Адоникама — 1 Ездр.2,13). Некоторые символы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом Завете приобрели смысл противоположный (звезда Давида, сам храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанный на Священном Писании и Предании, число 666 всегда было и есть символом Антихриста и таковым воспринималось на протяжении всей истории христианства.

Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, «в ком восстанавливается все (…) отступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный» (1, С. 197).

Второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.

Он сводится к поиску имени Антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным числам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан (1, С. 99), святой Викторин — Антемос, а на латинском языке — Диклюкс (1, С. 284), архиепископ Андрей Кесарийский — Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец (1, С.377-378). К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса. К чему это привело, можно видеть на примере толкования единоверческого священника Иоанна Малышева, который используя почему-то славянский алфавит, приводит в особых таблицах более 200 имен Антихриста ( 6, с. 33-58). Конец таким толкованиям должно было положить еще замечание самого святого Иринея о том, что, «хотя известно число имени Антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам (..). Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным» (1, С. 199). Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен.

Таким образом, в понятие «печати Антихриста» входят: 1. Начертание зверя 2. Имя зверя 3. Число зверя. Принятие печати Антихриста приравнивается в Апокалипсисе поклонению самому Антихристу или его образу (изображению).

Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия «предпечати Антихриста», распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие «предпечати Антихриста» образовано по подобию «предтечи Антихриста». Но предтеча Антихриста действует согласно Апокалипсису одновременно с Антихристом.

Понятие «предпечати» весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.

КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования Антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени — построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедб лжепророка и др.

Возможно ли несознательное принятие печати Антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.

«Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу (…) Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сие пресвятое и пречистое имя — вовсе не называлось во времена змия» (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 91 на пришествие Господне — 1, С. 298). «Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (…) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря» (Преподобный Ефрем Сирии — Слово 92 на пришествие Господне — 1, С. 299).

(Отр. 14,9): «Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений».

(Откр. 14,11): Следует понимать «под «ночью» — мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение. — 1, С. 379,380).

Псевдо-Ипполит в «Слове о кончине мира…» так изображал сознательность отречения от Христа: «Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра. — та печать, которая будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую» (1, С. 412).

Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13:

В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны булут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однакож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемых нам сила Божия есть (1 Кор. 1,18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 ор. 2,15). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.

Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит^» что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли св. Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.

У Солунян пред лицем были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительнаго слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов, — нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь безпредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: «любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

Ст. 11. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи.

Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и очетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружит ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Св. Златоуст пишет: «для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы».

Феодорит прибавляет: «сие же: послет им Бог действо лети, сказано Апостолом вместо — попустит явиться льсти, чтоб оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих». Экумений: послет, — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога». Феофилакт: «послет, — вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими».

Ст. 12. Да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволивший в неправде.

Да суд приимут, — праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, -раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна; и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. — Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого, — все эти, неверовавшие и проч., кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины, и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив лежали сердцем своим, — благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.

Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверять антихристу. Св. Златоуст пишет: «заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос (видимо человек) назвал себя Богом, — то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отымет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, — тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит. Аз приидох во имя Отца во имя свое, того приемлете (Иоан, 5, 43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как напротив о Христе, — что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага» — Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта» (5, С. 330-335).

Итак, принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

На протяжении всей своей истории, когда Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной), она подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.

Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.

Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.

Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4, 3), может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т. к. это неизбежно приводит к расколу внутри Церкви.

Библия и чипирование

Апокалиптические настроения не покидают нас с тех самых дней, когда Адам не смог уберечь Еву от обольщения. Мир погрузился во мрак, и страх обуял все последующие поколения. Что впереди? Когда это будет? А что будет потом? Нет более популярных вопросов. Даже ученики Христа спрашивали своего Учителя: «…не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю»? (Деян.1:6).

Конечно, это не вопрос о конце дней в прямом смысле, но это один из тех самых животрепещущих вопросов: когда же конец? Ответ Иисуса: «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:7-8).

В ответе Иисуса есть очень важные утверждения:

Бог царствует. Бог контролирует всё. Некоторые Свои планы о людях Бог открыл нам. Некоторые не открыл. Но главное – это исполнять то, что Он поручил нам как Его Церкви – быть Его свидетелями до края земли.

Очень важны слова Иисуса: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф.25:13). Но тем не менее все равно остается множество вопросов у христиан относительно того, в какой период времени живем, появился ли антихрист или нет, прозвучала та или иная труба уже или нет. Отсюда и все попытки объявить о времени наступления власти антихриста, о внедрении печати и т.п. Иногда это своего рода попытка отвлечь внимание христиан от наших прямых обязанностей. Слова «не ваше дело знать времена и сроки» – очень ясные, строгие. Это как приговор, который обжалованию не подлежит.

Второе утверждение Иисуса в Его словах заключается в том, что Господь открывает нам Свой план. Более того, это не просто предсказание о грядущих событиях. Это прямое указание на то, к чему призваны ученики Христа. Это прямое откровение, что сила Святого Духа дарована Церкви для проповеди Евангелия и совершения служения. Но иногда возникает больше споров и определенного времени на разгадывание загадок относительно тех или иных знаков и событий, нежели исполнения слов Христа о том, что «вы будете Мне свидетелями».

Немного о начертании.

Иоанн видит время, когда антихрист вступает во власть. Начертание связано с признанием его власти, требует поклонения ему. Это печать зверя, как знак его власти над жителями земли.

Это момент, когда «взят удерживающий теперь», т.е. Церковь восхищена. Отказ от поклонения приводит к смерти. Апогей противостояния Богу завершается повелением небесных сил. «Пусти серп твой и пожни. Жатва на земле созрела». «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Откр.14:19-20). Это время великой скорби. Церкви уже нет на земле. Последующие события описывают Божье наказание и окончательное осуждение сатаны и всех ангелов его.

Вокруг начертания существовало и продолжает существовать огромное количество различных версий и утверждений. Это и «Комитет 300», и масонство, и иллюминаты. Конечно, явление антихриста, время восхищения, начертание зверя – это чрезвычайно актуальные темы. Но многое, что говорят по данной теме, больше относится к суевериям, нежели к библейски обоснованному утверждению. И все эти предположения нагоняют страх! Говорят, что будут управлять мозгом и человек пойдет туда, куда не хочет… За время существования Церкви на печати зверя было множество спекуляций и ложных учений. Число зверя многие узрели в именах Нерона, Гитлера, Ленина, Сталина и т.д. В общем, кто на что горазд! Некоторые до сих пор не хотят получать паспорт с личным номером, потому что, мол, это печать зверя. Есть люди, которые в свое время не хотели покупать товары из-за штрихкода, который разделен тремя более длинными линиями, соответствующими цифре 6. Откуда это? Точно ли об этом написано в Библии? А теперь разгорается своеобразная агония про чипы. Некоторые однозначно утверждают, что чипизация – это наложение печати зверя: «Вживленный чип и печать зверя – это одно и то же!» Почему мы постоянно додумываем то, чего совершенно нет в Священном Писании? Ведь главная мысль в книге Откровение состоит в том, что зверь будет требовать поклонения себе, и в его богохульстве.

Конечно, чипизация может быть технической подготовкой человечества к приходу антихриста. Но на данном этапе единая карточка, как банк данных, не очень многое меняет в нашей жизни. Вместо того чтобы иметь пакет документов, свидетельствующих о том, кто вы и откуда, будете иметь весь комплект в одной карточке.

Но никакие чипы или идентификационные номера не являются начертанием зверя – они попросту не соответствуют библейскому описанию этого начертания.

Причина, по которой чипы, налоговые номера, штрихкоды и иные системы быстрого учета некоторые фанатично настроенные люди стали относить к начертанию зверя, – это именно их функция легкого и быстрого контроля и идентификации.

В Библии сказано: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр.13:16-18).

Что мы здесь видим? Речь идет о некотором отличительном знаке и о том, что экономическая деятельность людей будет взята под контроль, в зависимости от наличия этого отличительного знака. При этом дается намек на некое число 666. Ввиду того что целый ряд систем в мире разработан с целью идентификации и учета, досужие люди всякий раз при появлении новых таких систем торопились увязать их с начертанием зверя. Я вспоминаю старые рисунки людей со штрихкодами на лбу; статьи в журналах о том, что кредитные карточки и пластиковые деньги – это инструмент зверя, который будет использоваться для тотального контроля над правом человека покупать и продавать. Как только были разработаны микрочипы, люди снова вспомнили о начертании зверя. Но для контроля за людьми совершенно нет надобности использовать все это. Есть еще ряд других проверенных методов. В свое время Советская Россия ввела поголовную паспортизацию населения, в то время как в других странах паспорта выдавались исключительно выезжающим за рубеж. Паспортизация использовалась именно для контроля за людьми – появилось понятие прописки или регистрации места жительства и места пребывания. Однако никто сегодня не думает отказываться от паспортов или называть их начертанием зверя! Когда наступали периоды кризисов или голода, правительства разных стран вводили карточные системы продажи продуктов – нет карточки, и хлеба не купишь. И это была система, изначально созданная для контроля покупок, однако никто не говорил о том, что эти карточки являлись начертанием зверя. Почему? Потому что все хотели есть! Если проанализировать современные технологии, то можно сделать вывод: даже если вы откажетесь от кредитных карточек, чипов, налоговых номеров и иных систем контроля и учета, вы все равно не избежите того контроля, который может быть установлен государством.

Однако давайте рассмотрим другую сторону этого вопроса. До сих пор мы говорили о методе учета. А как насчет цели учета? Образно говоря, до сих пор мы обсуждали, какую форму должен иметь стол – круглую или овальную, на трех ножках или на пяти. Но мы так и не задали вопрос: а для чего нам нужен этот стол и что на нем будет располагаться? А может, и без стола можно обойтись, найдя подходящую для наших задач поверхность?

Итак, для чего нужно это начертание вообще? Для того ли только, чтобы кого-то лишить возможности покупать и продавать? Мы можем гадать, чем же является это начертание зверя, и будем стараться избегать любой системы идентификации, полагая, что тем самым мы избежим принятия этого числа зверя. Однако суть в том, что мы смотрим абсолютно в противоположную сторону и никак не сможем защитить себя от подлинного начертания зверя. Потому что мы не на те признаки стали обращать внимание! Мы вырвали пару фраз из общего контекста Библии, а потому совершенно потеряли истинный смысл.

Давайте для начала прочитаем несколько стихов перед уже процитированным текстом о начертании зверя: «Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр.13:12-15).

И только после этого говорится о начертании, которое будет дано на руку или на чело. Т.е. «запечатывать» зверь будет своих, тех, которые соглашаются ему служить и хулить Бога. Это вам не просто паспорт или личный номер! Это не чип или компьютер! Это подчинение воли человека воле зверя. Это завет человека с дьяволом. Сможем ли мы, христиане, отличить одно от другого? Далее написано, что кто имеет ум, тот сочти число зверя.

Суть этого текста заключается в том, что некая власть, представленная вторым зверем, всеми средствами стремится заставить всех людей в мире поклоняться тому, что представлено первым зверем. Помним, что книга Откровение записана в символах, а потому и звери, равно как и само начертание на челе или на руке – в первую очередь символы, а не обязательно реальные вещи! Главная суть всего – ПОКЛОНЕНИЕ. А поклонение – это уже область религии, если человек верующий, либо подчинения существующей религиозной системе власти, если человек сам по себе не верующий, но стремящийся получить свободу при существующей религиозной системе. То есть поклонение подразумевает признание определенной религиозной системы власти, восхваление ее, а главное – подчинение ей и исполнение ее требований в форме богослужебных обрядов, действий и образа жизни.

Могут ли попытки избежать чипов, штрихкодов, налоговых номеров, кредитных карточек и иных систем контроля спасти вас от принятия решения в пользу поклонения или не поклонения определенной религиозной системе? Вы можете уйти в пустыню или тайгу; вы можете зарыться в глубокий подземный бункер, набрав себе запасов пищи на долгие годы. Но вы не сможете уйти от вопроса, кому поклоняться и кому служить: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16).

Религиозная система поклонения имеет только два выбора, и третьего не дано – никто не может остаться нейтральным, но каждый так или иначе делает выбор в пользу либо одного, либо другого – либо послушание Богу и праведность, либо грех и смерть. Смерть вечная, а не смерть обычная, земная. Христос говорил: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Кстати, в процитированном тексте из Откр.13:12-15 можно заметить, что еще до того, как люди начнут получать начертание зверя, будет «убиваем… всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». Получается, если вы к этому времени будете оставаться в числе живых, то начертание зверя вам обеспечено! Как же избежать этого начертания? Какой выбор сделать – принимать или не принимать чипы? Или все же позаботиться о послушании Богу и праведности?

Читаем дальше, что Библия говорит о начертании зверя:

«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр.14:9-11).

Система зверя обещает экономическую блокаду и смерть тем, кто откажется ей поклоняться. Но Бог обещает вечные мучения в озере огненном тем, кто избирает поклонение зверю. Что мы видим здесь? Это – великое противостояние между Богом и системой зверя. Здесь не вопрос политики или экономики. Здесь вопрос, на чьей стороне мы окажемся – на Божьей или на звериной. И как же я решаю этот вопрос? Просто отказом от чипов или налоговых номеров? Ну, не пошел я в соответствующую контору за получением свидетельства ИНН (Идентификационного налогового номера), ну, не получил я паспорт с встроенным чипом, хранящим информацию о том, что написано в паспорте, – и всё? И я уже послушный Богу праведник? Так просто?

Читаем дальше, следующий стих за только что прочитанным текстом: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:12-13).

Начертанию зверя и поклонению ему Бог противопоставляет… соблюдение заповедей Божьих и истинную веру Иисуса Христа! А затем говорится о делах умирающих в Господе.

Начертание зверя имеет дело не с какими-то системами учета и контроля. Это вопрос более серьезный, это – религия! Это вопрос вашей веры и повиновения Закону Божьему. Это исполнение заповедей Божьих. Причем исполнение не просто так, ради галочки, а с истинной верой Иисуса. И формальный протест против вживления чипа здесь не поможет, хотя бы потому, что нет такой заповеди в Законе Божьем: «Не используй чипы, не подчиняйся государственным системам учета и контроля». Напротив, в Библии мы видим другие принципы, требующие от христианина подчинения мирским властям до тех пор, пока они не требуют от него нарушения заповедей Божьих. И потому мы можем иметь личный номер, пластиковую карточку, паспорт, пока без чипа, конечно, но это потому, что еще паспортов с чипами не выдавали. Но все эти вещи не мешают нам исполнять заповеди Божьи по вере в Иисуса.

Но читаем еще, что Библия говорит о звере и его начертании. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:4-6).

Обратите внимание на то, что в этом описании присутствуют все умершие, но разделенные на две группы. Если бы речь шла о всех живых, то мы решили бы, что это касается только нас, живущих во времена чипов и штрихкодов. Однако умершие жили и тогда, когда не было ни фотографий, ни паспортов, не говоря уже о компьютерах. Обратите внимание, что здесь представлены две группы людей и два воскресения. О двух воскресениях в свое время говорил Иисус Христос в Евангелии от Иоанна 5:29. Их будет только два – праведники в одном, а нечестивые в другом. Одно будет до тысячелетнего царства, а другое – после. В первом будут все те, кто не имел начертания зверя, а во втором все остальные. Какой вывод? Вывод очевиден: начертание зверя не имеет отношения к компьютерам, чипам и прочим системам учета и контроля. Начертание зверя имеет отношение к соблюдению или несоблюдению требований Божьих, Его заповедей.

Читаем дальше эту же главу:

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:11-15).

Начертание зверя – это система сатаны, которую он использует для учета своих людей. Но у Бога есть Своя система учета. Мы имеем печать Духа Святого! В свое время Иисус говорил ученикам: «однако тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). Мы должны стремиться к тому, чтобы наше имя было вписано в небесную Книгу жизни. Тогда никакие чипы нам не будут страшны.

Какой же вывод из всего этого размышления? Библия достаточно говорит нам о поклонении зверю и образу его, о начертании зверя и имени зверя. Мы не знаем, в каком виде и в какой форме это будет. Этого знать не обязательно до тех пор, пока мы знаем и исполняем то, что Господь повелел делать в поклонение и служение Ему! Мы не можем знать всех видов и форм начертания зверя, но мы можем знать единственную форму повиновения Богу, которая поможет нам избежать любого начертания зверя: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр.14:12).

Соблюдайте волю Божью, заповеди Его и делайте это со всей искренностью поклонения Богу, со всей верой Иисуса Христа, и вам обеспечено спасение. Это так просто. И никакие чипы и иные системы контроля вам не повредят. Следование за Христом, послушание заповедям Божьим могут означать многие трудности и лишения, а подчас даже и плотскую смерть. Господь никогда не обещал Своим последователям безмятежную жизнь на земле, где правит сатана и зверь.

Если человек пребывает в союзе с Богом, то ему не надо беспокоиться о чипах и начертании зверя. Избирая истинное поклонение Богу, вы тем самым автоматически отказываетесь от поклонения зверю и его образу, и, следовательно, никакое начертание зверя не коснется вас. Только оставайтесь верными Богу до конца, невзирая на обольщения и искушения этого мира.

«Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет.4:7-8).

«А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд.1:20-21).

Сергей Поднюк