Пенитенциарное учреждение

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА — в ши­ро­ком смыс­ле — со­во­куп­ность со­ци­аль­ных, об­ще­ст­вен­ных, государственных ин­сти­ту­тов, средств, ме­то­дов, обес­пе­чи­ваю­щих рас­кая­ние, а имен­но — осоз­на­ние че­ло­ве­ком сво­ей ви­ны в со­вер­шён­ных пре­сту­п­ле­нии, про­ступ­ке, ошиб­ке, вы­ра­же­ние со­жа­ле­ния о со­де­ян­ном.

В современной Рос­сии на ос­но­ва­нии ши­ро­ко­го по­ни­ма­ния в по­ня­тие «Пенитенциарная система» вхо­дят уч­ре­ж­де­ния и ор­га­ны, ис­пол­няю­щие уго­лов­ные на­ка­за­ния и ме­ры уго­лов­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра, ме­ры административного на­ка­за­ния и ме­ры про­фи­лак­тического воз­дей­ст­вия на пра­во­на­ру­ши­те­лей. К Пенитенциарной системе мо­гут быть от­не­се­ны и сеть специальзированных об­ра­зо­вательных уч­ре­ж­де­ний для не­со­вер­шен­но­лет­них пра­во­на­ру­ши­те­лей, и ре­лигиозные уч­ре­ж­де­ния различных кон­фес­сий; вы­пол­ня­ют пе­ни­тен­ци­ар­ные функ­ции и другие ор­га­ны и уч­ре­ж­де­ния.

Пенитенциарная система в уз­ком смыс­ле — со­во­куп­ность, как пра­ви­ло, государственных уч­ре­ж­де­ний и ор­га­нов, ис­пол­няю­щих уго­лов­ные на­ка­за­ния и иные ме­ры уго­лов­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра. По­доб­ные уч­ре­ж­де­ния воз­ни­ка­ют в XVII-XVIII веках, ко­гда в свя­зи с раз­ви­ти­ем ка­пи­та­ли­стических от­но­ше­ний соз­да­ют­ся ус­ло­вия для со­дер­жа­ния осу­ж­дён­ных и лиц с ан­ти­со­ци­аль­ным по­ве­де­ни­ем (про­сти­ту­ток, ни­щих, бро­дяг) в отдельных по­ме­ще­ни­ях — тюрь­мах. Тюрь­мы соз­да­ют­ся в Ев­ро­пе (цухт­хау­зы, при­юты, ис­пра­ви­тель­ные до­ма), Северной Аме­ри­ке (ре­фор­ма­то­рии, пе­ни­тен­циа­рии), в Ав­ст­ра­лии и других стра­нах. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли Фи­ла­дель­фий­ская (Пен­силь­ван­ская) и Оборн­ская тю­рем­ные сис­те­мы, в ко­то­рых бы­ла реа­ли­зо­ва­на идея ре­лигиозного про­тес­тант­ско­го дви­же­ния ква­ке­ров о по­кая­нии пре­ступ­ни­ка как ос­но­ве его ис­прав­ле­ния. Со­от­вет­ст­вен­но эти тюрь­мы на­зы­ва­лись пе­ни­тен­циа­рия­ми, по­это­му тер­мин «Пенитенциарная система» ото­жде­ст­в­лял­ся имен­но с тю­рем­ной сис­те­мой.

По­ми­мо тю­рем, пе­ни­тен­ци­ар­ные (тю­рем­ные) сис­те­мы различных го­су­дарств вклю­ча­ют раз­ные ви­ды тю­рем­ных уч­ре­ж­де­ний за­кры­то­го (ис­пра­ви­тель­ные до­ма, тру­до­вые до­ма, пе­ре­ход­ные тюрь­мы, тру­до­вые и ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вые ко­ло­нии) и по­лу­от­кры­то­го (тюрь­мы-фер­мы, сельско-хозяйственные ко­ло­нии-по­се­ле­ния) ти­пов, а так­же ор­га­ны, обес­пе­чи­ваю­щие ис­пол­не­ние мер на­ка­за­ния или мер уго­лов­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра без изо­ля­ции осу­ж­дён­ных от об­ще­ст­ва (служ­ба про­ба­ции, ин­спек­ции ис­пра­вительных ра­бот, спец­ко­мен­да­ту­ры, уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ные ин­спек­ции и т. п.). Реа­ли­за­ция государственного при­ну­ж­де­ния яв­ля­ет­ся пре­ро­га­ти­вой го­су­дар­ст­ва, по­это­му не­ред­ко Пенитенциарную систему оп­ре­деля­ют как со­во­куп­ность государственных уч­ре­ж­де­ний и ор­га­нов, ис­пол­няю­щих на­ка­за­ния и иные ме­ры уго­лов­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра. Од­на­ко в ря­де го­су­дарств (США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция и др.) су­ще­ст­ву­ют и част­ные тюрь­мы.

В Рос­сии в Пенитенциарную систему вхо­дят: тюрь­мы, ис­пра­ви­тель­ные ко­ло­нии об­ще­го, стро­го­го и осо­бо­го ре­жи­ма, ко­ло­нии-по­се­ле­ния, вос­пи­та­тель­ные ко­ло­нии, от­час­ти след­ст­вен­ные изо­ля­то­ры, аре­ст­ные до­ма (на­ка­за­ния, свя­зан­ные с изо­ля­ци­ей осу­ж­дён­но­го от об­ще­ст­ва), уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ные ин­спек­ции (на­ка­за­ния, не свя­зан­ные с изо­ля­ци­ей осу­ж­дён­но­го от об­ще­ст­ва), ис­пра­ви­тель­ные цен­тры (на­ка­за­ние в ви­де ог­ра­ни­че­ния сво­бо­ды), су­деб­ные при­ста­вы-ис­пол­ни­те­ли (на­ка­за­ние в ви­де штра­фа), дис­ци­п­ли­нар­ные во­ин­ские час­ти (на­ка­за­ние в ви­де на­прав­ле­ния в дис­ци­п­ли­нар­ную во­ин­скую часть), га­упт­вах­ты (на­ка­за­ние в ви­де аре­ста во­ен­но­слу­жа­щих) и ко­ман­ди­ры во­ин­ских час­тей (на­ка­за­ние в ви­де ог­ра­ни­че­ния по во­енной служ­бе).

Смотри так­же Ис­пра­ви­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, Пе­но­ло­гия.

Протяните руку помощи заключенным

Большинство наших граждан, всецело поглощенных актуальными экономико-политическими проблемами, очень редко задумываются о необходимости помощи заключенным в Украине. Ведь государственная пенитанциарная система не идеальна: финансирование и содержание 70 тыс. человек, ныне находящихся в местах лишения свободы, является одним из самых низких среди стран цивилизованного мира. Среди прочих вопиющих проблем нельзя не отметить часто ужасающие условия пребывания в камерах, скудное питание, информационный и культурный голод, отсутствие правовой помощи заключенным и т.д., следствием чего является подавленное психоэмоциональное состояние людей и ощущение собственного бесправья. Не менее важна и помощь бывшим заключенным, которые не могут самостоятельно адаптироваться в новой для них среде и влиться в социум как полноценный его участник.

На всестороннее оказание помощи заключенным, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, направлена деятельность Тюремной Миссии Благотворительного фонда «Одигитрия», проводимая в единении с Церковью. Участниками организации и всеми неравнодушными реализуются проекты по предоставлению помощи заключенным в местах лишения свободы в материальном, психологическом, моральном, социальном аспектах. Мы помогаем начать жизнь заново тем, кто освободился из колонии и не может найти себя в изменившемся за время заключения обществе. Также на попечении фонда помощи заключенным – больные и все те, кто нуждаются в заботе и поддержке.

Оказание благотворительной помощи заключенным

Первоочередной задачей является психологическая и социальная помощь заключенным посредством служения литургий, проведения лекций-бесед в местах заключения, психологической работы с заключенными. Не менее важно стимулировать тягу к вечному и прекрасному – для этого организовываются такие мероприятия, как конкурс поэзии арестантов, всевозможные концерты, ведется работа над улучшением качества связи заключенных с внешним миром и родными. В более глобальных масштабах – строительство храмов и часовен при колониях, что позволит поддерживать в тюремниках огонек веры и надежды, не даст ожесточиться и умереть в их душах человеческому чувству.

Финансовая помощь заключенным, часто лишенным элементарных человеческих благ для утоления нужд, позволяет покрывать затраты, не учтенные государственной системой. Это и лечение больных, которым не уделяется должное внимание, закупка одежды, обуви, вещей, средств личной гигиены, помощь в обеспечении детей, рожденных в заключении.

Случаи бесправного обращения с арестантами далеко не редкость в нашей стране, поэтому правовая помощь заключенным очень актуальна в современных реалиях и позволяет устранить проблему, когда лишенному свободы человеку, казалось бы, никто не в состоянии помочь. Священник УПЦКП Дмитрий Краснобаев лично принимает участие в жизни людей и способствует разрешению сложных юридических ситуаций.

Также Тюремная Миссия опекается больными заключенным, в частности ВИЧ-положительными арестантами, которым не предоставляются адекватные услуги здравоохранения. Помощи требуют и нуждающиеся пациенты на свободе, а также дети, оставшиеся без родительской опеки, чем также занимается наша организация.

Помощь бывшим заключенным

Выход на свободу после нескольких лет ее ограничения зачастую не приносит долгожданного облегчения ирадости – человек ощущает как минимум дискомфорт, собственную уязвимость, изолированность от общества и незащищенность. Трудности адаптации и социализации, связанные с трудоустройством, жильем, восстановлением документов, а также непринятием человека обществом испытывает на себе практически каждый освободившийся.

Тюремная Миссия Благотворительного фонда «Одигитрия» предоставляет помощь бывшим заключенным в поиске работы, жилища, помогает переоформить документы. Что еще гораздо важнее – наши сотрудники помогают перебороть у освобожденных страх перед будущим и не закрыться в себе. Для этого проводятся беседы церковнослужителей с бывшими ЗК, поощряется их приобщение к Церкви.

В планах директора Фонда Дмитрия Краснобаев – создание Реабилитационного центра для заключенных, принимающего только освободившихся и содействующего им в сложных задачах.

Как поддержать фонд помощи заключенным

Благотворительный фонд «Одигитрия» приглашает всех неравнодушных поспособствовать судьбе людей, которые находятся в непростой ситуации и которым нужна наша помощь. Вы можете приобщиться к работе тюремной миссии так:

  • Предоставить одежду, обувь, продукты, предметы первой необходимости;
  • Проявить личное участие: встретить человека, подвезти его, предоставить жилье на время или рабочее место, найти хорошего адвоката, юриста и т.д.;
  • Оказать посильную финансовую помощь заключенным;
  • Распространять информацию о деятельности организации на форумах, в соцсетях и пр.

Не оставайтесь в стороне – помогите страждущим. Контакты вы можете найти на сайте помощи заключенным.

Раздел 6. Пенитенциарная система

КАЗАЧЕНОК В.В., кандидат юридических наук, kazachenokv@mail.ru Кафедра административного права, административной деятельности и управления органами внутренних дел; Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, 128

ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ В XVIII — НАЧАЛЕ XX ВВ.: ОПЫТ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. Осмысление исторического опыта становления и развития пенитенциарной системы с учетом региональных особенностей позволило автору выявить положительные и отрицательные моменты для разработки оптимальных путей ее дальнейшего развития. В статье рассматривается правовое регулирование исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, структура и управление пенитенциарной системой в рассматриваемый период, формирование и развитие пенитенциарных органов и учреждений, порядок и условия отбывания наказаний, кадровое и финансовое обеспечение деятельности пенитенциарных учреждений. Раскрываются средства исправления осужденных путем приобщения их к религии и труду, а также роль благотворительных организаций, оказывающих содействие тюремной администрации и постпенитенциарную помощь. Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности деятельности современной уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: пенитенциарная система; Казанская губерния; тюрьма; арестанты; заключенные; наказание.

Keywords: penitentiary system; Kazan province; prison; prisoners; convicts; punishment.

За последнее десятилетие в России произошли значительные изменения как в политической системе, так и непосредственно в самих социальных и экономических отношениях, которые закономерно предопределили потребность в совершенствовании уголовно-правовой политики. Гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права обусловила существенные изменения в принципах назначения и исполнения наказаний, в том числе и на-

казаний в виде лишения свободы, что привело к реформированию пенитенциарной системы в целом. При этом используются как западные образцы, так и собственный опыт развития пенитенциарной системы России. Исполняя наказания в виде лишения свободы как меры государственного принуждения, пенитенциарные учреждения за время своего существования накопили богатейший опыт, включающий в себя как негативные, так и позитивные моменты.

Создание эффективного механизма реализации заложенных Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ гуманистических принципов уголовно-правовой политики является необходимой составляющей развития демократического правового государства.

В соответствии с общим направлением уголовно-правовой политики при реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.* основное внимание уделяется ориентации на международные стандарты. Однако необходимо учитывать, что система современных отечественных пенитенциарных учреждений является продуктом длительного исторического развития. Многие направления Концепции были апробированы еще в дореволюционной России. В связи с этим для современного развития уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарной системы в целом актуальным представляется изучение исторического опыта развития уголовно-исполнительной системы России. При этом его изучение целесообразно осуществлять не только на основе исследования общероссийских закономерностей, но и путем обращения к региональным особенностям функционирования пенитенциарных учреждений.

В Российской империи формирование и развитие пенитенциарных учреждений на региональном уровне хотя и шло в соответствии с общими тенденциями развития пенитенциарной системы России, но имело и определенные особенности, связанные с этнической и религиозной принадлежностью населения губернии, а также уровнем его социально-экономического и административного развития.

Казанская губерния, сложившаяся в 1708 г. в числе первых восьми губерний Российской империи, являлась уникальным регионом, отличавшимся не только территориальными, экономическими масштабами, но и, что немаловажно, социокультурным своеобразием. Обращение к опыту формирования и развития пенитенциарных органов и учреждений в Казанской

губернии дает возможность рассмотреть уголовно-исполнительную систему России с учетом социокультурных особенностей многонационального региона, специфики менталитета его населения, имеющих важное политическое и социально-экономическое значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность мест заключения в начале рассматриваемого периода не имела общероссийского правового регулирования, поэтому порядок и условия содержания заключенных в тюрьмах Казанской губернии определялись местной тюремной администрацией. В действовавшем до 1832 г. Соборном уложении были заложены основы управления тюремными делами. Целями тюремного заключения являлись: во-первых, наказание виновных в совершении преступления; во-вторых, устрашение населения; в-третьих, изоляция преступника от общества**. Законодательная деятельность Петра I была направлена на усиление карательной политики в обеспечении защиты интересов господствующего класса. В 1715 г. он принимает первый военно-уголовный кодекс России, правовые нормы которого распространялись не только на армию, но и дворянство, имевшее большой политический вес в то время, а главное, они нашли свое отражение в государственной политике в области борьбы с преступностью***.

Во второй половине XVIII в. делались попытки принять законодательные акты, направленные на правовое регулирование исполнения уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества. При этом разработчики правовых актов стремились учитывать опыт организации деятельности тюрем в европейских странах. Так, неоценимым трудом Екатерины II в области политико-правовой мысли был Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения в 1767 г. , основанный на книге Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Основные направления карательной политики императрицы указывали на несколько иную цель наказания, заключавшуюся теперь не в устрашении и возмездии, а в исправлении преступника. Однако Наказ так и не стал основой ново-

* О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. N 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544.

** Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 (далее — ПСЗ-1). СПб., 1830. Т. 1. N 1.

*** ПСЗ-1. Т. 5. N 3006.

го Уложения, Сенат старался «спрятать» его от простого народа и рассылал только в высшие центральные учреждения.

7 ноября 1775 г. Екатерина II издает закон «Учреждения для управления губерний»*, который вводит не известные ранее виды наказаний, например, заключение в рабочие и смирительные дома за ряд имущественных преступлений.

В отличие от тюремного заключения ссылка и каторга занимают доминирующую позицию в системе организационных форм исполнения наказаний Российского государства. В 1817 г. на главнейших дорогах были построены этапы (станции) для ссыльных, а к 1823 году учреждены приказы, известные под названием «экспедиций о ссыльных», в таких городах, как Казань, Пермь, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск.

Казанская экспедиция о ссыльных играла важную роль в отправлении ссыльных. Казанская центральная пересыльная тюрьма стала одним из этапов, который проходило большинство арестантов по пути в Сибирь. Осужденные препровождались к местам заключения на пароходах и баржах по Волге и дальше вверх по Каме. Маршрут препровождения ссыльных в Сибирь пролегал через Казань, Пермь, Тобольск . Кроме того, имелся и сухопутный путь — по Сибирскому тракту он шел из Москвы через Владимир, Муром, Арзамас в Казань, а дальше в Пермь. В конце XIX в. движение партий ссыльных арестантов в Сибирь происходило через следующие сборные пункты: Москва -Нижний Новгород — Казань — Пермь -Тюмень — Томск.

Итак, исполнение наказаний, связанных с изоляцией человека от общества, осуществлялось посредством ссылки, каторги, заключения в тюрьму, смирительные и рабочие дома, позже в арестантские роты.

В XVIII в. тюрьмы, функционировавшие на территории Казанской губернии, осуществляли свое предназначение в полной мере с последующим преобразованием, что было связано с чрезвычайной важностью этого региона как для политического и социального развития европейской России, так и для дальнейшей колонизации Поволжья, Урала и Сибири.

* ПСЗ-1. Т. 20. N 14392.

В тюремных учреждениях XVIII в. внутренний распорядок еще не был урегулирован. Тюремные учреждения Казанской губернии, как и в целом по Российской империи, характеризовались плохими условиями содержания, низким нравственным уровнем заключенных, а также слабой профессиональной подготовкой персонала.

Главной проблемой пенитенциарных учреждений Казанской губернии на всем протяжении истории их существования, особенно в XVIII в., было недостаточное финансирование, отрицательно сказывавшееся на условиях содержания заключенных, качестве питания, медицинском обслуживании и т.д. В конце XVIII — начале

XIXвв. государство стало уделять больше внимания финансированию пенитенциарных учреждений. Если раньше прошение милостыни было практически основным источником питания заключенных, то с усилением финансирования от этой практики администрация отказалась. На смену попрошайничеству пришли благотворительные пожертвования, кружечные сборы, а распределением собранных средств стали заниматься Казанский губернский комитет попечительного о тюрьмах общества и его уездные отделения. С введением в 1892 г. единообразных норм тюремного продовольствия к суточному довольствию заключенных в Казанской губернии добавлялось приобретенное за счет благотворительных средств дополнительное питание. В XIX в. увеличились объемы государственного финансирования на содержание арестантов, ремонт и строительство тюремных зданий и т.д., что положительно сказалось на работе мест лишения свободы .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В середине XIX в. были приняты нормативные правовые акты, регламентировавшие на общегосударственном уровне порядок исполнения и отбывания наказа-ния в виде лишения свободы. На территории Казанской губернии в XIX — начале

XXвв. исполнение наказаний, связанных с лишением свободы, осуществлялось согласно законодательству, отражавшему общие тенденции развития Российского государства. В целях более эффективной реализации пенитенциарной политики государства на территории Казанской губернии также издавались отдельные

циркуляры по разъяснению и уточнению норм, регламентировавших деятельность мест заключения.

Тюремная реформа 1879 г., предопределенная неудовлетворительными условиями содержания заключенных в исправительных учреждениях, породила новые подходы к финансированию и организации деятельности пенитенциарной системы как на общероссийском, так и на губернском уровне. Но для эффективного функционирования исправительных учреждений по-прежнему требовалось увеличение объемов бюджетного финансирования.

До второй половины XIX в. пенитенциарные учреждения подчинялись различным ведомствам. В результате проведения ряда организационно-правовых мероприятий была создана централизованная структура управления пенитенциарной системой во главе с Главным тюремным управлением (ГТУ), которому подчинялись губернские тюремные инспекции. После передачи в 1895 г. пенитенциарной системы из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции все места заключения Российской империи возглавил министр юстиции, а непосредственное заведывание пенитенциарными учреждениями вверялось начальнику ГТУ, местное — губернаторам, под руководством которых также находились губернские тюремные инспекции.

К концу XIX в. окончательно сложилась двухуровневая система управления местами заключения Казанской губернии, структура которой определялась как логикой развития пенитенциарной политики России, так и административно-полицейской системой губернии. На первом уровне были губернатор, губернское правление с тюремными отделениями. Второй уровень представляла тюремная администрация: начальник учреждения, его помощник, тюремная стража, состоявшая из старших и младших надзирателей, священники, врачи, фельдшеры.

В Казанской губернии функционировали следующие пенитенциарные учреждения: Казанская губернская тюрьма, Казанская центральная пересыльная тюрьма, Казанское исправительное арестантское отделение, Казанский земский арестный дом, Казанский воспитательно-исправительный ремесленный приют и одиннадцать уездных тюрем. Таким образом, на территории

Казанской губернии складывается пенитенциарная система, представлявшая собой совокупность губернских и уездных мест заключения и являвшаяся составной частью пенитенциарной системы России.

21 октября 1893 г. в Казани при тюремном отделении было открыто антропометрическое бюро, за состоянием которого наблюдал профессор Императорского казанского университета статский советник А.М. Фортунатов и безвозмездно производил следующие измерения арестантов: рост, длина рук, размеры уха, головы, длины локтя, пальцев, ступни, а также особых примет осужденных*. Антропометрическая система регистрации преступников в России (в Санкт-Петербурге) была введена в 1890 г., к 1897 г. было открыто еще 12 бюро. Таким образом, Казанская губерния в числе первых переняла этот положительный опыт и внедрила его на практике. Кроме того, с введением с 1907 г. системы дактилоскопии в России уже 20 января того же года начальником Санкт-Петербургской тюрьмы Казанскому губернатору были высланы дактилоскопические приборы, впоследствии успешно использовавшиеся в тюрьмах Казанской губернии**.

Наиболее плодотворно пенитенциарная система Казанской губернии функционировала в последней четверти XIX — начале XX вв., что предопределялось совершенствованием законодательства, улучшением кадровой политики и вовлечением в финансирование тюремных учреждений общественных организаций. В этот период прослеживается увеличение численности тюремного персонала и повышение требований, предъявляемых к кандидатам на замещение соответствующих должностей, сопровождавшееся постепенным улучшением их материального положения и стимулированием различного рода поощрениями .

Правовое регулирование порядка исполнения и отбывания наказаний, связанных с лишением свободы, получило юридическое закрепление только в XIX в., причем если раньше основное внимание уделялось вопросам организации надзора, то в конце XIX — начале

* Национальный архив Республики Татарстан (далее — НА РТ). Ф. 2. Оп. 12. Д. 82. Л. 1.

** НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 1631. Л. 47.

XX вв. большая роль как в нормативных правовых актах, так и в практической деятельности отводилась условиям содержания заключенных. Регламентация порядка отбывания наказаний шла в направлении детализации и максимальной организации режима с целью создания условий, способствовавших не только изоляции преступника от общества, но и его исправлению. К концу XIX — началу XX вв. условия содержания заключенных улучшились, при этом много внимания уделялось вопросам нравственно-религиозного воспитания и вовлечению заключенных в трудовой процесс.

С целью пробуждения и развития в лицах, отбывающих наказание в виде лишения свободы, самоисправления посредством возможного сокращения срока наказания при хорошем поведении во время содержания в пенитенциарном учреждении 22 июня 1909 г. был утвержден закон «Об условном досрочном освобождении». Его действие распространялось на приговоренных к заключению в тюрьме и в исправительном арестантском отделении, если отбытый ими срок составляет не менее 3/4 от срока наказания по приговору суда. При этом они должны были находиться в пенитенциарном учреждении не менее шести месяцев (в этот срок не входило время нахождения под стражей). Кроме того, их поведение во время заключения должно было давать достаточные основания для предположения, что после освобождения их образ жизни будет добропорядочным. В законе указывались категории осужденных, к которым не применялось условно-досрочное освобождение: это были заключенные, осужденные за конокрадство, и те, кто после отбытия наказания в виде срочного лишения свободы подлежал по закону водворению в Якутскую область и ссылке на поселение*.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью пенитенциарных учреждений Казанской губернии являлось содержание в них заключенных различных конфессий: наряду с православными было большое количество мусульман, при этом учитывались интересы как первых, так и вторых, создавались условия для отправления религиозных обрядов.

Во второй половине XIX в. во многих пенитенциарных учреждениях Казанской гу-

бернии обустраиваются церкви или молельные комнаты. В тюрьмах, не имевших церквей, разрешалось выводить заключенных в приходские церкви с согласия местного причта, но это правило не распространялось на следственных, подсудимых, политических и каторжных арестантов. С целью исправления нравственных качеств арестантов в местах заключения г. Казани священники читали проповеди, вели беседы религиозного характера, а для их иллюстрации демонстрировали «туманные картины» с помощью «волшебного фонаря». Все чтения происходили в присутствии начальников тюрем и с их разрешения .

Мечетей при пенитенциарных учреждениях Казанской губернии в тот период еще не было, однако, несмотря на это, духовные потребности мусульман также учитывались, а исполнение исламских религиозных молитв осуществлялось приходящим муллой. При этом в г. Казани религиозным обрядам магометан уделялось больше внимания, чем в уездах, поэтому и осужденные мусульмане из уездных тюрем просили перевести их в Казанскую губернскую тюрьму. Для совершения обрядов заключенным выдавались кумган и таз для исповедания, молились они пять раз в день. Более того, по религиозным праздникам приготовление пищи для иноверцев** производилось из продуктов, жертвуемых для этого их единоверцами.

В изученных нами архивных документах отсутствуют сведения о конфликтах на религиозной почве между заключенными, что может служить свидетельством правильности проводимой национальной политики в стране в целом и в пенитенциарных учреждениях Казанской губернии в частности.

Составной частью тюремной политики Российской империи было использование труда заключенных для решения экономических задач. Тем не менее обязательное привлечение арестантов к труду в местах лишения свободы в полной мере становится возможным только в конце XIX в., что обусловливалось развитием правовых механизмов организации труда заключенных, позволивших реализовать исправительную цель наказания в виде лишения свободы и благоприятно сказывавшихся на состоянии режима и дисци-

НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 323. Л. 1-5.

НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 53. Л. 192.

плины в местах заключения. Заключенные использовались не только на внутренних, но и на внешних работах, получая за это денежное вознаграждение. Однако результативность арестантского труда в губернском городе Казани была намного выше, чем в уездах. Наибольший доход от арестантского труда приносили работы в Казанском исправительном арестантском отделении. Особым видом хозяйственных работ являлась работа на тюремной мельнице Казанской губернской тюрьмы, перемалывающей зерно для потребностей тюрем г. Казани. Большой вклад в развитие труда вносилось и Казанским воспитательно-исправительным приютом, изготавливавшим земледельческие машины и орудия. Участвуя в сельскохозяйственных выставках, приют неоднократно получал похвальные грамоты и медали .

В деятельности пенитенциарной системы Казанской губернии важную роль играл Казанский губернский комитет попечительного о тюрьмах общества, созданный в начале XIX в. Основными направлениями его деятельности являлись: оказание содействия тюремной администрации в исправлении заключенных и руководство хозяйственной деятельностью в местах лишения свободы. Благодаря усилиям Казанского губернского комитета попечительного о тюрьмах общества и его отделений в уездах Казанской губернии удалось увеличить привлечение заключенных к общественно полезному труду. С целью нравственного исправления заключенных губернский комитет направил свою деятельность на распространение грамотности и привитие любви к чтению среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, создание условий для отправления религиозных обрядов и учреждение церквей или молельных комнат. В ведении комитета и его отделений было сосредоточено финансирование тюремных учреждений, развивалась благотворительность . Деятельность комитета была направлена и на улучшение материально-бытовых условий содержания заключенных путем ремонта помещений и, по мере возможности, строительства новых зданий.

Значительной в начале ХХ в. была также роль Казанского губернского тюремного патроната и его уездных отделе-

ний, оказывавших помощь лицам, освободившимся из мест заключения, путем принятия их на поруки, при необходимости помещения в ночлежный дом или дом трудолюбия. Особенно важной была помощь, оказывавшаяся несовершеннолетним*.

На современном этапе развития отечественной уголовно-исполнительной системы проводится значительная работа по улучшению условий (особенно материально-бытовых) содержания осужденных. При этом Россия, перенимая опыт зарубежных стран, стремится привести действующее законодательство и практику к европейским стандартам. Условия содержания осужденных в настоящее время несравнимы с условиями содержания арестантов прошлых веков и создают все предпосылки для их исправления. Большое внимание уделяется соблюдению прав человека в местах лишения свободы. Наряду с этим, конечно, остаются еще нерешенные вопросы, большей частью касающиеся воспитательной работы с осужденными.

На основе обобщения позитивных моментов развития пенитенциарной системы Российской империи нами сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства и повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы:

1. Одним из средств воздействия на осужденных является возможность их условно-досрочного освобождения, предоставляющегося при выполнении определенных условий, включающих отбытие определенного срока наказания в зависимости от совершенного преступления, возмещение (полностью или частично) вреда, причиненного преступлением, и решение суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. При этом условно-досрочное освобождение может применяться ко всем без исключения осужденным, лишенным свободы, тогда как в Российской империи условно-досрочному освобождению подлежали не все категории осужденных, и в этом ограничении, на наш взгляд, есть целесообразность. Мы считаем, что осужденные, являющиеся злостными нарушителями, не вставшие на путь исправления, не долж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* НА РТ. Ф. 2. Оп. 12. Д. 1856. Л. 8.

ны представляться к условно-досрочному освобождению. В связи с этим предлагаем статью 79 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Осужденные, содержащиеся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, воспитательных колониях или на строгом режиме в тюрьмах, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, не подлежат условно-досрочному освобождению».

2.Позитивное воздействие на поведение заключенных оказывает религия. Учитывая многоконфессиональный состав осужденных исправительных учреждений Республики Татарстан, создание равных условий для совершения религиозных обрядов позволяет эффективно использовать религиозно-нравственное воздействие на осужденных в целях их исправления. При этом необходимо предпринимать меры по избеганию зарождения в местах лишения свободы экстремизма. Для этого целесообразно массовое посещение осужденными молельных комнат (церквей, мечетей) осуществлять с представителями религиозных организаций и под надзором персонала учреждения, в распорядке дня исправительного учреждения, учитывая его специфику, предусматривать определенные часы для пребывания осужденных в молельных комнатах.

Постоянный контроль в исправительных учреждениях за поступающей религиозной литературой, предоставляемой бесплатно различными религиозными организациями, позволит избежать зарождения ваххабизма и формирования экстремистской идеологии у осужденных. При выявлении мусульманской религиозной литературы сомнительного содержания следует исключать ее поступление в библиотеки учреждений.

3.Одним из существенных факторов в формировании законопослушного поведения в местах лишения свободы является труд осужденных. Развитие труда благоприятно сказывается на состоянии

правопорядка в исправительных учреждениях, при этом в целях увеличения объемов производства и дополнительной трудовой занятости осужденных необходимо внедрение и развитие выпуска таких видов продукции, которые бы пользовались спросом. Для этого исправительным учреждениям следует быстро реагировать на изменения и потребности рынка и, соответственно, развивать производственный сектор, приобретая новое оборудование. При этом целесообразным видится получение одним осужденным нескольких специальностей, которые пригодились бы ему после окончания срока наказания.

В целях стимулирования труда осужденных, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, предлагается часть 2 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнить предложением следующего содержания: «Осужденные, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации».

4. В настоящее время за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания осуществляется общественный контроль. Однако лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, которым и так сложно адаптироваться к условиям жизни в обществе, общественной поддержки не получают. Учитывая исторический опыт деятельности общественных организаций в Российской империи, для успешной ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, и предупреждения рецидивной преступности целесообразно создать Российскую общественную благотворительную организацию (так называемое Общество патроната) с ее отделениями в регионах, основной целью деятельности которой являлось бы оказание помощи освобожденным из мест заключения. При этом важно взаимодействие государства и общественных организаций с предоставлением последним налоговых льгот, земли, помещений и др.

Список литературы

1. Екатерина II. Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения / под ред. Н.Д. Чечулина. СПб., 1907. СНУ, 174 с.

2.Кодан С.В. Реформа сибирской ссылки в первой половине XIX в. // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982.

3.Казаченок В.В. Отбывание наказаний в виде лишения свободы в пенитенциарных учреждениях Казанской губернии в XIX — начале XX вв. // Пробелы в российском законодательстве. 2013. N 6. С. 340-343.

4.Казаченок В.В. Прохождение службы в тюремных учреждениях Казанской губернии в XIX — начале XX вв. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. N 1 (15).

5.Отчет попечительства над Казанским исправительным арестантским отделением за 1901 год. Казань: Лито-типография И.Н. Харитонова, 1902.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Награды по Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке 1886 года. Казань: Типография Губернского правления, 1886.

7.Отчет попечительного о тюрьмах общества за 1861 год. СПб., 1862.