Переселение души

Содержание

3 / 5 ( 2 голоса )

Сегодня многих людей интересует тема реинкарнации. Существовали ли вы до того, как родились в этом теле, будете ли существовать после? Согласно результатам исследований общественного мнения, полученных институтом Гэллапа (American Institute of Public Opinion), 23% людей верят в реинкарнацию. Теме реинкарнации посвящено много научных исследований, статей, книг и даже художественных фильмов.

Несмотря на широкую популяризацию, тема реинкарнации до сих пор остается загадкой. Ведь среди огромного потока информации очень мало действительно авторитетных источников, которые достаточно глубоко раскрывают эту тему, передавая истинный смысл реинкарнации.

Поэтому в данной статье мы предлагаем вам ознакомиться с кратким изложением наиболее авторитетной во всем мире книги о реинкарнации — «Объяснение реинкарнации» истинного духовного учителя Джагад Гуру Сиддхасварупананда Парамахамса. И, возможно, со временем у вас возникнет желание изучить эту книгу полностью.

Что же такое реинкарнация?

В переводе с санскрита реинкарнация означает «перевоплощение». Но кто перевоплощается? Кто меняет одно тело на другое? Для того, чтобы ясно понять суть перевоплощения, нам необходимо полностью осознать, кто реинкарнирует (перевоплощается). То есть понять, кто мы есть на самом деле?

Мы не есть это тело

Возможно, каждый из нас — это тело?

Проведем небольшой практический опыт. Возьмите свою фотографию, скажем, десятилетней давности. Вы увидите, что тело уже не то, каким было раньше. Учеными доказано, что все клетки тела полностью обновляются каждые пять лет, поэтому в вашем нынешнем теле нет ни одной из тех клеток, которые были на этой фотографии. Тела, которое вы видите на фотографии, уже не существует. А вы продолжаете существовать. Даже в этой жизни мы путешествуем из тела ребенка в тело взрослого, а затем — в старческое тело. Мы продолжаем существовать даже после смерти нашей земной оболочки. Это значит, что мы не являемся этим телом.

В философии йоги мы находим очень точное определение:

«Подобно тому, как душа переходит из детского тела в юношеское и далее — в старческое, так и после смерти она переходит в другое тело …»
Бхагавад Гита, 2.13

Подобно тому, как душа переходит из детского тела в юношеское и далее — в старческое, так и после смерти она переходит в другое тело …

Мы — не разум

Тогда, наверное, мы – это наш разум? Но это тоже ошибка, потому что каждый из нас время от времени прилагает усилия, чтобы контролировать свой разум и управлять им. Разум — это наше тонкое материальное тело. Грубое материальное тело из плоти и крови покрывает душу, как верхнюю одежду, а ум покрывает душу, как нижнее белье.

Мы — вечная душа

Если мы не грубое физическое тело и не ум, то кто же мы? Мы — душа, и наша сущность — дух, а не материя. Душа бессмертна и существует вечно. Тело — это только средство передвижения. Когда оно выходит из строя, душа покидает грубое материальное тело и продолжает свое существование.

Получение нового тела

Что происходит после того, как душа покидает тело?

Если душа осознает Верховную Душу, то возвращается назад в Духовное измерение, свой настоящий дом. Туда, где нет материальных тел, рождения и смерти, нет страданий.

Но если душа не полностью осознает Верховную Личность, у нее сохраняются материальные желания наслаждаться этим миром, привязанности, а также кармические реакции, она получает новую материальную оболочку. То есть снимает старую одежду и одевает новую.

Связь между старым и новым телами

Как душа переселяется в новое тело? Этот процесс происходит постепенно. Тонкое материальное тело, наш ум, связывает нынешнюю жизнь со следующей. Когда душа покидает грубое материальное тело из плоти и крови, тонкое материальное тело остается. Желание и привязанности, которые мы развиваем в течение жизни остаются в нашем уме. На их основе и формируется следующее грубое материальное тело.

Вот как этот процесс описан в философии йоги:

«Перед тем как гусеница переползет с одного листа на другой, она цепляется за лист, на который ползет. Так же и живое существо, перед тем как покинуть нынешнее тело, должно получить новое, которое определяется ее деятельностью в настоящей жизни. Причина этого кроется в материальных желаниях, которые находятся в уме живого существа».
Шримад-Бхагаватам, 4.29.76-77

Перед тем как гусеница переползет с одного листа на другой, она цепляется за лист, на который ползет. Так же и живое существо, перед тем как покинуть нынешнее тело, должно получить новое, которое определяется ее деятельностью в настоящей жизни. Причина этого кроется в материальных желаниях, которые находятся в уме живого существа

Почему мы реинкарнируем?

Причина проста — желание получать наслаждение. Для этого нужно материальное тело с его органами чувств. И до тех пор, пока мы этого хотим, мы будем получать новые оболочки, одну за другой.

Почему мы получаем тело определенного типа?

Душа может переселиться в тело человека, животного и даже растения. Мы получаем следующее тело в соответствии с нашими желаниями и складом нашего ума. Разум подобен ядру, вокруг которого формируется наше следующее грубое материальное тело. Тонкое тело — это шаблон или форма, грубое — принимает свою форму в соответствии с шаблоном.

Например, существует 4 базовые потребности: еда, сон, секс и самооборона. Именно они направляют жизнь в животном мире. А у человека есть еще одна важная потребность — потребность в самосознании. Но если человек не занимается самосознанием, удовлетворяет лишь потребности животного уровня, то он реинкарнирует в тело животного.

Душа получает следующее тело в зависимости от состояния сознания в момент смерти. То есть наши мысли в этот критический момент ведут нас к новому телу. Ведь мы в такой ситуации будем думать о самом дорогом.

Да, тот, кто чрезмерно привязан к серфингу, может родиться в теле дельфина или акулы. Тот, кто постоянно думает о полетах на дельтаплане, может родиться в теле птицы. То есть природа дает душе тело, в котором можно лучше удовлетворять ее желания. Не переживайте — ваше хобби не обязательно приведет вас в тело животного, — все зависит от того, насколько сильное наслаждение испытывает человек от определенной деятельности, и насколько важное место в жизни занимает эта деятельность.

Карма и формирования тонкого тела

Есть еще один важный фактор реинкарнации — это карма. Карма означает «действие», а каждое действие имеет последствие. Так формируются кармические реакции, согласно которым в будущем теле мы будем наслаждаться или страдать. Существует такой круг: уровень нашего сознания проявляется в действиях, а действия формируют наше сознание.

Мы можем заниматься деятельностью, которая приведет нас к совершенному осознанию Верховной Личности, вернет обратно в Духовное измерение. Или, наоборот, разовьет сознание животного, и мы получим соответствующее тело.

Созерцание и реинкарнация

То, что видит человек в течение жизни, влияет на его сознание и на его будущие рождения. Когда ум созерцает объекты чувственного удовольствия, его переполняют материальные желания. Из этих желаний формируется тонкое материальное тело, а из него — грубое физическое тело.

Поэтому выбраться из колеса рождений и смертей очень трудно. Ум, переполненный желаниями, толкает нас на поиск чувственного наслаждения. И это порождает новые желания и усиливает старые. Так может продолжаться бесконечно.

В чем ценность человеческой формы жизни?

Только человеческая форма дает шанс душе достичь совершенства, потому что мы имеем возможность самосознания и осмысленного духовного поиска. Мы можем заинтересоваться Абсолютной Истиной и осознать наши отношения с Ней. Поэтому нам необходимо стремиться достичь духовного совершенства, чтобы не потерять этот замечательный шанс.

А потерять его очень легко. И это происходит с большинством людей. Оглянитесь вокруг — наша цивилизация буквально зациклена на еде, сне, сексе и обороне, а это прямая дорожка к животной жизни. Природа дает нам то, чего мы хотим. Зачем нам тело человека, если мы не хотим самосознания и духовного развития?

Желательна ли реинкарнация?

Мы можем думать, что жить в этом материальном мире не так уж и плохо. Здесь можно наслаждаться жизнь за жизнью. Но это иллюзия, потому что вслед за наслаждениями приходят страдания, связанные с временным материальным телом. Где бы мы ни родились, в материальном мире, на райских или адских планетах, везде мы почувствуем боль рождения, болезней, старости и смерти. Какой бы тип тела мы не получили, мы будем в нем страдать.

И это естественно, потому что мы — духовные души, и наш настоящий дом — Духовный мир.

Этот мир создан для того, чтобы духовные существа могли воплотить свое желание быть центром и наслаждаться отдельно от Творца. Но Создатель оставил нам возможность вернуться к Нему, предоставив этому миру временность существования и страдания.

Поэтому повторение цикла рождений и смертей является нежелательным. Настоящее счастье существует только в том измерении, где нет рождения, смерти, старости и болезней — это Духовное Измерение. Именно туда мы должны стремиться вернуться.

Вкратце можно дать такое определение понятию реинкарнация:

Определение

Реинкарнация — это физический процесс переселения души в другое тело после смерти.
Или по-другому: реинкарнация — это перевоплощение души.

Но тут сразу возникает закономерный вопрос: а что же такое тогда Душа и зачем ей нужен этот процесс реинкарнации.

Вот давайте со всем этими вопросами и разберемся в этой статье.

Итак, внимание на Рис. 1 ниже. Начнем сразу с главных определений. Чтобы быстро и наглядно понять, как устроен Человек на тонких планах существования материи, какова физика реинкарнации души, то есть переселения, перевоплощения души.

Что такое реинкарнация, переселение, перевоплощение души Рис. 1. Графическая структура реинкарнации — переселения, перевоплощения души

На данном рисунке вы видите физическое тело человека с 3 орбиталями мозговой активности (биологической, социальной и духовной), за которыми «тянется» некая «колбаска» — энерго-информационный шлейф, называемый телом памяти человека. Данная тонко-материальная структура — тело памяти — как база данных хранит в себе подробную информацию о всех событиях, которые происходили в жизни данного человека в нынешнем (текущем) воплощении от точки рождения до момента «я здесь и сейчас» — момента, в котором располагается физическое тело человека в пространственно-временном континууме.

Это тело памяти как раз и есть Душа человека. У него есть также еще одно название: ментальное тело.

Синонимы

Таким образом, тело памяти = ментальное тело = Душа человека — это синонимы.

Структура души человека Рис. 2. Структура ментального тела человека (Души), участвующего в процессах реинкарнации

Итак, пытаясь разобраться в вопросе, что такое реинкарнация и как происходит перевоплощение (переселение) души, мы для начала выяснили, что же такое Душа человека, а также параллельно с этим дали утвердительный ответ на вопрос, есть ли жизнь после смерти.

Идем дальше…

Реинкарнация — это перевоплощение Духа, а не Души!

Чтобы понять, о чем идет речь, давайте еще раз посмотрим на рис. 1.

Как мы уже выяснили, Душа — это энерго-информационный объект, представляющий собой тело памяти текущего воплощения человека от точки рождения до настоящего момента времени.

Но, принимая как данность, наличие предыдущих воплощений у человека, можно также говорить и о Душе (то есть теле памяти) предыдущего воплощения.

Из рисунка 1 мы также видим, что вся последовательность воплощенческих тел человека (тел памяти предыдущих воплощений) закручивается по спирали в объект сферической формы, принадлежащий уже к следующему плану устойчивого существовании материи — Каузальному (см рис. 3).

Этот сферический объект как раз и есть Дух человека.

Таким образом получается, что Дух человека — это тонко-материальный объект, состоящий из Душ (тел памяти) воплощений.

Поэтому реинкарнация — это перевоплощение не Души, а Духа, так как Дух — это структура, существующая вне времени, а Душа — это структура, имеющая свое время жизни, исчисляемое длительностью того или иного воплощения.

Итак, еще раз: перевоплощение души или переселение души после смерти в другое тело — это не совсем корректные понятия с точки зрения физики процессов реинкарнации. Правильно: перевоплощение (переселение) Духа.

Устойчивые планы существования материи Рис. 3. Устойчивые планы существования материи, в соответствии с которыми происходит перевоплощение души при реинкарнации

Реинкарнация. Законы физики

  1. При реинкарнации, то есть при перевоплощении Духа из одного физического тела в другое, как правило, происходит смена пола. То есть, если в этом воплощении Душа проходит опыт в женском теле, то в предыдущем воплощении скорее всего Душа получала опыт в теле мужском и наоборот. Чередование пола необходимо для полярного и уравновешенного набора опыта Духом (см. рис. 1). Поэтому, если вас интересует ответ на вопрос, кем я был в прошлой жизни, то начинать стоит с осознавания этого фундаментального закона чередования пола в цикле перевоплощений.
  2. Если предыдущее воплощение (точнее душа предыдущего воплощения) в процессе реинкарнации было закрыто некорректно или не полностью, это может приводить к «приветам из прошлого»: раздвоению личности, а также к чрезмерному проявлению мужских качеств на женском теле в текущем воплощении (аналогичное относится и к избыточному проявлению женских качеств в мужском теле и личности нынешнего воплощения)
  3. Перевоплощение (реинкарнация) Духа происходит, как правило, по закону повышения витальности. То есть обратный переход из человека в животное или насекомое при последующих реинкарнациях уже не происходит! А вот переход из животных форм жизни в человеческую по мере развития и перевоплощения Духа — явления закономерное.

Реинкарнация при жизни. Что это такое! Расчет по новой дате рождения

В особых случаях, когда задача конкретной Души в текущем воплощении с точки зрения Духа уже выполнена, но менять биологический носитель (физическое тело) нет необходимости, может быть произведена процедура перевоплощение (переселения) новой души с новыми задачами на данное физическое тело. Такие явления реинкарнации души без смены биологического носителя могут сопровождаться процессами клинической смерти, либо какими-то серьезными жизненными потрясениями, после которых человек начинает ощущать себя совершенно другим, с изменившимися взглядами на мир, с другими привычками и целями в жизни.

Как пример подобной реинкарнации, переселения души при жизни, недавно по телевидению был показан сюжет, в котором рассказывалось об американце, который три месяца пробыл в состоянии комы, а очнувшись, оказался шведом — произошла полная замена личности, памяти, знаний и навыков, включая родной язык.

В таких ситуациях, если взять дату случившегося с человеком события за новую точку отсчета, за новую дату его рождения и построить на эту дату астрологическую карту, либо использовать нумерологический анализ реинкарнации по дате рождения, то можно узнать много интересного относительно новых задач, которые будут стоять перед новой душой в том же физическом теле.

Реинкарнация по дате рожденияРис. 4. Реинкарнация по новой дате рождения. Астрологический и нумерологический анализ

Актеры и переселение душ. Перевоплощения в прямом эфире

Процесс временного переселения души в другое тело можно воочию наблюдать у актеров. Здесь следует различать 2 типа ролей, в которые может происходить перевоплощение:

  • вымышленные персонажи (герои рассказов, книг)
  • реальные персонажи (люди, жившие ранее или живущие в настоящее время)

О как таковом временном переселении души в другое тело можно говорить в случае, когда актер играет роль какого-либо реального персонажа. В процессе настройки на роль, актеру необходимо детально изучить характер, поведение и образ мыслей того человека, в которого будет происходить его перевоплощение. Актеру необходимо синхронизироваться, вжиться в образ выбранного персонажа, начать думать, слышать, видеть и чувствовать жизнь так же, как и его герой (героиня). Таким образом происходит настройка на Душу другого человека и синхронизация с ней.

После этого актеру необходимо «отключить» (ослабить) свою собственную Личность и впустить в это пространство Роль, то есть другую Душу, передав ей на время права на использование своего физического тела. После выполненного таким образом временного переселения другой души в тело актера, можно помещать его в условия сценария, в котором этому персонажу предстоит жить и взаимодействовать с другими людьми. И чем меньше Личности самого актера будет проявляться в его персонаже, чем более полно произойдет временное переселение (перевоплощение) чужой души в тело актера, тем больше нам захочется сказать: «Верю», — наблюдая за воскресшей через актера Душой другого человека (если актер произвел перевоплощение в какого-либо персоналия из прошлого) или за клоном (фрагментированной Душой) какого-либо персоналия из настоящего.

Правило актерского мастерства:

Хороший актер не играет роль, а позволяет роли играть себя.

Перевоплощение души Рис. 5. Перевоплощение в роль, как процесс временного переселения души

Очень часто такие временные приглашения чужих душ в свое тело, (переселения душ по приглашению), происходящие при множественных перевоплощениях актера в различные роли, приводят к серьезным последствиям для здоровья и для судьбы самого актера, как Человека. В этом можно убедиться, почитав истории жизни известных артистов, которые играли в своей артистической карьере роли каких-либо сложных и трагических персонажей нашей истории.

Историческая справка:

В недалеком прошлом Церковь даже запрещала хоронить актеров на общем кладбище, считая их души «испорченными».

Также в случае, когда актер настраивается на роль какого-либо вымышленного персонажа (героя какой-либо истории, рассказа, книги), он как бы создает «виртуальную» Душу-матрицу, в которую потом происходит его перевоплощение. Но здесь так же есть своя опасность: если данный персонаж (к примеру главный герой какого-либо известного романа) уже неоднократно был сыгран другими актерами, то эта «виртуальная» Душа главного героя уже существует в общем энерго-информационном пространстве и, даже не будучи душой реального человека с реальной историей жизни, она обладает не меньшим влиянием на судьбу актера, который на нее настраивается и позволяет осуществить временное переселение этой души в свое тело, так как эта «виртуальная» Душа создана и подпитана энергией других актеров, игравших ранее эту роль, а также вниманием и эмоциями зрителей, сопереживавших этой роли. Поэтому подобные сильные «виртуальные» персонажи также часто оставляют свой след в судьбе, личности и здоровье актера, как и роли реальных людей из прошлого или из настоящего.

Влияние играемых ролей на Личность и судьбу актеров Рис. 6. Влияние играемых ролей на Личность и судьбу актеров

В связи с этим особое внимание в актерской среде приходится уделять не только качественному перевоплощению в роль (временному переселению души в другое тело), но и технологиям качественного выхода из роли — реинкарнации обратно в свое тело и в свою Личность.

Эту тему мы рассмотрим подробнее в одной из наших следующих статей.

Кратковременная реинкарнация. Переселение душ, как временное одержание

Данный тип реинкарнации можно наблюдать и даже попробовать на себе в процессе тренингов по системным семейным расстановкам Б.Хеллингера. Происходит это следующим образом: при разборе какой-либо жизненной ситуации одного из участников тренинга (объект А), часть других участников тренинга становится актерами, принимающими на себя роли «отца», «матери», «ребенка», «брата», «бывшего мужа», «жены» и т.д. того человека, чья проблема сейчас разбирается и моделируется (объекта А). Самое интересное, что при так называемом «переносе-проекции» на выбранных участников тренинга семейных ролей объекта А, они начинают их достаточно точно моделировать, проявляя схожие черты характера и типы поведения. Происходит ни что иное, как временное одержание (инфицирование) выбранных «актеров», чужими матрицами поведения. То есть можно сказать, что в этом случае так же происходит временное переселение (подселение) душ в тела «актеров»-участников тренинга. Насколько это экологично и к каким последствиям приводит, мы рассматриваем в отдельной статье, но факт частичного переселения (перевоплощения) души здесь также наблюдается.

Рис. 7. Воздействие временного одержания (кратковременной зомбирующей реинкарнации) на структуру тела памяти 4-го измерения (Душу человека)

Воздействие кармических программ генетического рода при перевоплощении души

Рассматривая вопросы реинкарнации, необходимо также учитывать, что перевоплощение души происходит в физическое тело, которое «порождается» генетикой отца и матери. Таким образом к кармическим задачам Духа, воплотившемуся в данное физическое тело подключаются также кармические задачи Рода, породившего это физическое тело. То есть в текущем воплощении центр сознания человека отслеживает, как правило 3 типа задач (проблем):

  • кармические задачи, поставленные Духом на отработку в текущем воплощении
  • личностные «эгоистические» задачи
  • кармические долги (обременения), идушие по генетическому роду
Трансляция родовых кармических проблем при перевоплощении душиРис. 8. Трансляция родовых кармических проблем при перевоплощении души

Реинкарнация. В чем смысл перевоплощений. Как выйти из круга Cансары

Сансара — круговорот перевоплощений Духа в различных физических телах (объектах) в соответствии с законом кармы — законом причинно-следственных связей.

Наш физический мир можно рассматривать как «школу», в которую поступают на воспитание молодые, незрелые Духи, которых «рождают» тонко-материальные объекты более высоких порядков мерностей — Родители.

Перевоплощения Духа в этом контексте можно сравнить с переходами из одного класса в другой — с дневником и оценками, полученными в предыдущих воплощениях — закон кармы.

Рис. 9. Реинкарнации. Выход из круга Сансары, законы Кармы по аналогии со школьным дневником

Есть Духи-двоечники, которых по несколько раз приходится оставлять на 2-ой год в одном и том же классе, пока они не усвоят какой-то важный опыт и не сдадут все контрольные работы. У такого Духа может быть очень много воплощений в его структуре, но количество еще не значит качество: если одному Духу «Васе» может быть достаточно одного воплощения, чтобы усвоить опыт терпимости и перестать отнимать совки и машинки у детей в общей песочнице, в которой они играют все вместе, то другому Духу «Коле» может понадобиться аж 10 воплощений, чтобы осознать этот «простой» опыт и согласовать свои желания с законами Вселенной.

Более того, вполне возможно, что этот Коля поменяет своё сознание только тогда, когда в одном из воплощений законы кармы сведут его в общей песочнице с другими такими же Колями-двоечниками, которые все вместе дружно начнут отнимать совок уже у него самого!

Рис. 10. Духи-отличники и Духи-двоечники

Есть Духи-отличники, которые быстро учатся, получают нужный опыт, сдают выпускные экзамены и… И выходят из круга Сансары.

Есть Духи-вундеркинды, которые всего за пару воплощения понимают глубинный смысл физического бытия, быстро сдают на отлично все зачеты и добровольно выходят из круга физических перевоплощений.

А что дальше за кругом Сансары?

  • Институт
  • Служба в Небесной канцелярии
  • Родительство
  • Кураторство
  • Министерство

В общем, что внизу, то и наверху!

Заключение

Итак, в данной статье мы дали базовые определения понятиям реинкарнация, перевоплощение и переселение душ, рассмотрев их с физической точки зрения в контексте энерго-информационного строения человека, а также немного заглянули за кулисы круга Сансары.

Каббала: истоки учения о реинкарнации

Одним из важных компонентов учения Ицхака Лурии (лурианская каббала), оказавшего огромное влияние на все еврейские мистические движения, является концепция переселения душ (гилгуль). Каковы истоки этой концепции, ее связь с учением о реинкарнации в буддизме и индуизме – этими вопросами задается специалист по иудаике, участница сборника «Тирош» Лилия Овчарова.

Базовый каббалистический текст, на который я опиралась в исследовании, – «Sha’ar HaGilgulim» («Врата перевоплощений») Хаима Виталя. Что касается индуизма и буддизма, то здесь пришлось сравнивать отдельные аспекты учения о реинкарнации (переселении душ), раскрытые в древнеиндийских религиозно-философских текстах Упанишады и Бхагавад-гита, а также в Тибетской книге мертвых. Интересно, что этимология ивритского слова «гилгуль» и санскритского «сансара» очень близка, оба их можно перевести как «круго­вращение, круговорот».

Однако главные трудности возникают, когда мы пытаемся выяснить природу души или тех компонентов, которые вступают в этот круговорот.

Уровни души

В лурианской каббале теория реинкарнации строится на представлении о пяти компонентах, или уровнях души: нэфеш, руах, нэшама, хая, ехида, которые принадлежат четырем мирам: Ацилут, Брия, Ецира, Асия. При рождении человек получает только одну часть души, ее первый уровень – нэфеш, который также делится на ступени. И чтобы получить более высокую часть своей души – руах, нужно пройти все ступени нэфеш, а чтобы получить нэшама – все ступени руах. Однако руах может войти в человека только после тринадцати лет, а нэшама – после двадцати.

Переход на новый уровень возможен благодаря исправлению предыдущего. Процесс исправления – тиккун – предполагает изучение Торы, исполнение заповедей и совершение добрых дел, что обычно занимает всю жизнь. Если одной жизни не хватило для полного исправления, но тиккун уже начат, то душа возвращается в новом рождении, пока не закончит тиккун. Такое перерождение и называется гилгуль.

Но случается также, что нэфеш, перевоплощаясь во второе тело, сталкивается там с нэфеш хозяина, особенно если это новообращенный, и тогда эта другая нэфеш помогает ей совершить тиккун. Таким образом, в одном теле одновременно оказываются две души, которые не отделяются до смерти, это называется «двойной гилгуль» (гилгуль кафул).

После того как все три части – нэфеш, руах и нэшама – исправлены и очищены, реинкарнация больше не требуется.

Когда человек в первый раз появляется в мире и грешит, этим он пачкает свою душу и также нуждается в исправлении, то есть в перерождении. Ему дается три попытки, и если он их не использует, то его душа навсегда теряет возможность возвращения и истребляется из своего народа. Но если в этих трех круговоротах сделано хотя бы малейшее исправление, то душа может возвращаться даже до тысячи раз, чтобы завершить тиккун. Таким образом, гилгуль дает возможность искупить свои грехи еще при жизни, чтобы после смерти попасть в рай. Это касается тех, кто изучает Тору, в то время как другие грешники очищаются от грехов в Геинноме.

Он представляет собой нечто среднее между адом и чистилищем, и хотя наказание там длится не более 12 месяцев, для души это время может показаться вечностью.

В «Книге видений» Хаим Виталь пишет о перевоплощениях своей собственной души, открытых ему через его учителя: «Прежде я был реб Видалем из Толосы, автором книги «Магид мишне», его звали так же, как меня сейчас. Потом я переселился в человека по имени реб Джошуа Сориано. Он был богат, долголетен, щедр и постоянно посещал синагогу – утром и вечером. После этого я переселился в тринадцатилетнего мальчика, которого звали Аврам и который умер на четырнадцатом году жизни. Наконец, я достиг этого перевоплощения, в этом мире, и меня зовут Хаим, как и первого – дона Видаля, автора «Магид мишне»».

Причиной же, по которой он должен был перевоплотиться снова, было то, что в одном из предыдущих перевоплощений он недостаточно верил в мудрость книги «Зогар».

Другой вид реинкарнации – ибур – происходит, когда душа, уже совершившая тиккун, вселяется в тело другого человека, чтобы помочь ему в его исправлении. Это могут быть даже души патриархов и древних пророков. Исполняя некоторые заповеди, человек может получить нэфеш или руах одного или двух праведников. В таком случае нэфеш одного праведника будет действовать у него вместо руах, а нэфеш другого – вместо нэшама.

Здесь мы видим, что ибур совершается полностью в интересах человека, но если он делает зло и терпит наказание, душа праведника от этого никак не страдает и может просто покинуть его в любой момент.

Но бывает и другой ибур, с пользой для души праведника, когда тот вселяется в другого человека, чтобы завершить собственный тиккун и получить большую награду. Его душа в этом случае распространяется по всему телу хозяина и в равной степени с ним ощущает все физические страдания. Когда исправление завершено, чужая душа оставляет тело.

В обоих случаях другая душа не может войти в человека, пока ему не исполнилось 13 лет и один день, поскольку именно с этого возраста он обязан исполнять Тору и заповеди.

Брат за брата

Еще один вид реинкарнации – йибум – связан с левиратным браком. Когда женатый человек умирает бездетным, его брат должен жениться на его вдове, и тогда душа умершего перевоплотится через брата. Это второе тело становится для него главным, и именно в этом теле воскреснет его нэфеш после смерти, поскольку умерший без потомства приравнивается к человеку, который никогда не рождался на свет, как будто его первое тело вообще не существовало. Но когда он перевоплощается, это равносильно сотворению заново, и он может исправить и получить все три части души – нэфеш, руах и нэшама – на протяжении одной жизни. В этом основная разница с гилгулем, который позволяет исправить только одну часть за одну жизнь.

Таким образом, в лурианской каббале можно выделить следующие основные цели перевоплощений:

– искупить свои грехи, совершенные в прошлых жизнях;

– завершить тиккун, исправив три части своей души;

– помочь другим в их исправлении.

Интересно, что процесс реинкарнации практически во всех ее видах рассматривается как положительное явление и привилегия для тех, кто изучает Тору и исполняет заповеди, в то время как грешники вынуждены очищать свою душу в адских муках.

Однако Хаим Виталь в «Книге видений» также описывает случаи одержимости злыми духами – душами умерших, которые вселялись в живых людей и даже в него самого.

Попытки изгнания таких духов нередко заканчивались смертью человека, но были и те, кого удалось исцелить.

Поднимаясь из мира в мир

До сих пор мы говорили о реинкарнации в мире людей, тогда как существует также возможность повторного рождения в животном, растительном или неживом мире. Такое переселение является наказанием, но также и средством, с помощью которого душа может искупить грехи, совершенные в своей первой, человеческой жизни. В неживом царстве душа остается определенное количество времени, пока ее грех не будет очищен. И тогда она сможет подняться в растительный мир, затем в животный, и лишь потом в мир людей. Кроме того, с неживого уровня на растительный можно подняться только в течение четырех месяцев: ав, элуль, тишрей, хешван. С растительного на животный – в нисан, ияр, сиван, таммуз. С животного на человеческий – в кислев, тевет, шват, адар.

Индуизм

Некоторые аспекты учения о реинкарнации в лурианской каббале схожи с подобными учениями в буддизме и индуизме. Например, еще в ранних Упанишадах говорится о том, что человек после смерти получает новое тело.

Чхандогья-упанишада описывает полный круговорот души из мира людей в мир богов и обратно: «Пробыв там пока не иссякнут , они снова возвращаются тем же путем, каким пришли, в пространство, из пространства – в ветер; став ветром, они становятся дымом; став дымом, становятся туманом; став туманом, становятся облаком; став облаком, они проливаются дождем. Затем они рождаются здесь как рис и ячмень, растения и деревья, сезам и бобы. Поистине, труден выход из этого , ибо становится подобным лишь тому, кто поедает пищу, кто изливает семя. Те, кто здесь благим поведением, быстро достигнут благого лона – лона брахмана, или лона кшатрия, или лона вайшьи. Те же, кто здесь дурным поведением, быстро достигнут дурного лона – лона собаки, или лона свиньи».

Буддизм

Что касается буддизма, то он отрицает индивидуальную субстанциональную душу, поэтому здесь мы не можем говорить о переселении души в смысле перехода ее из одной жизни в другую. Рождается другой человек, который является наследником действий мертвого человека, носителем его кармы.

Тибетская книга мертвых говорит о возможности рождения в шести мирах: богов или дэвов, полубогов (асуров), людей, животных, голодных духов (претов) и среди обитателей ада. Первые три считаются наиболее благоприятными для жизни, последние три, наоборот, рассматриваются как наказание. Из всех шести миров только в мире людей можно самостоятельно достичь просветления и прекратить цепь смертей и рождений – посредством медитации и садханы – глубочайшей набожности, или же пребывая в бардо – промежуточном состоянии между смертью и новым рождением. Если же человек все же не достиг просветления, книга содержит подсказки, как получить наилучшее тело для будущего рождения.

Дхарани-сутра Будды о долголетии описывает еще одну возможность для живых существ переродиться в высшем мире: «Если есть великие бодхисаттвы, которые наполнены добротой и состраданием, неоднократно декламирующие эту Сутру перед всеми животными, птицами, дикими животными, змеями, червями, крысами, муравьями и другими, так что они смогут слышать эту Сутру своим первичным сознанием, то все эти существа обретут освобождение от этих видов и классов /животных/, благодаря силе Сутры и мантры. Когда /эти животные/ покинут эту форму жизни, то они переродятся на небесах, ощущая радость и блаженство».

Здесь, как и в лурианской каббале, праведники могут помогать другим совершить перерождение на высшем уровне. В целом же процесс реинкарнации полностью подчинен закону кармы, которая отягощает человека и удерживает в круговороте Сансары. Ведь даже существование в мире богов не вечно и не лишено страдания, оно длится до тех пор, пока не иссякнет его хорошая карма и он опять не переродится в низшем мире или даже в аду.

Что касается ада, то он отдельно подразделяется на разные уровни: холодные ады, горячие ады, ады боли и др., куда попадают в зависимости от тяжести совершенных проступков. В них даже самая грязная карма очищается посредством страданий, и в новом рождении человек уже заново творит свою карму. Здесь заметно сходство с лурианской каббалой, поскольку в обеих системах функция ада состоит не столько в наказании, сколько в очищении и исправлении. Главное же различие, на наш взгляд, прослеживается в самом отношении к перерождению. Гилгуль в каббале рассматривается как дополнительная возможность совершить тиккун и поднять свою душу на высший уровень, тогда как в буддизме реинкарнация говорит как раз об упущенной возможности избавиться от уз Сансары и не предвещает ничего, кроме новых страданий. В индуизме же, наоборот, мы видим перестановку акцентов: осознание тленности тела и неизбежности новых рождений призвано освободить человека от привязанности к земному и телесному, ведь настоящую ценность имеет лишь душа. Поскольку она является вечной, нерожденной, неизменной и неразрушимой, душа меняет тела, как человек – одежду. Этот момент особо подчеркивается в Бхагавад-гите: «Говорится, что она непроявлена, непостижима и неизменна. Поэтому, зная ее такой, ты не должен скорбеть. Однако если ты считаешь ее постоянно рождающейся и навсегда умирающей, все равно нет причины для скорби. Для рожденного смерть неизбежна, неизбежно рождение для умершего. Поэтому не следует скорбеть о неизбежном».

Таким образом, мы видим еще один взгляд на реинкарнацию как на нечто неизбежное и даже закономерное. Каждый человек может достичь Просветления, практикуя разные виды йоги – йогу действия (карма-йогу), йогу знания (джняна-йогу), йогу любви (бхакти-йогу).

Контекст эпохи

Говоря о предпосылках и тенденциях развития концепции реинкарнации, важно учитывать социальный и культурный контекст той эпохи, когда она возникла.

В Индии это происходило в период усиления социального неравенства. Жертвоприношения и обряды, за исполнение которых душа попадала на небеса, превратились лишь в видимость благочестия. Возникла потребность в более строгой теории, которая бы объясняла не только загробное существование, но и причины страданий в земной жизни.

Вот что пишет по этому поводу С. Радхакришнан: «Коренным жителям Индии были свойственны представления о переселении человеческих душ в деревья и животных».

Как буддизм, так и Упанишады подчеркивают, что освобождение от нового рождения не может быть достигнуто ни путем принесения жертв, ни путем покаяния. Восприятие истины, познание действительности, являющейся основой всего бытия, – вот что освобождает.

Таким образом, концепция реинкарнации, движимая законом кармы, не только объясняла земные страдания, но и служила стимулом для достижения этического идеала и как следствие – освобождения от уз сансары.

В иудаизме несколько иная ситуация. Г. Шолем связывает принятие концепции переселения душ с потребностью объяснить страдания и при этом не затронуть божественной справедливости, то есть речь идет о некой теодицее.

Впервые учение о реинкарнации проникло в еврейскую среду еще в IX в., вместе с экспансией ислама на восток. Мусульманский автор Аль-Багдади, умерший в 1037 г., пишет в своей работе о раскольниках и сектантах, что много евреев исповедовали веру в реинкарнацию, и в качестве доказательства приводили Книгу Даниила. Они толковали видение царя Навуходоносора как Божье наказание, во время которого царь перевоплощался в семи разных животных формах, пока, наконец, не признал единого Бога и был возвращен в свою первоначальную форму. В более позднем источнике Сефер хa-Багир говорится о новых душах, которые никогда раньше не существовали в мире, но которые спускаются, когда Израиль живет достойно. В другое время старые души вынуждены пребывать на земле и совершать круговорот из поколения в поколение.

Однако лишь в лурианской каббале концепция реинкарнации получила свое наиболее полное развитие и подробное обоснование. Этому способствовала особая историческая ситуация, сложившаяся после изгнания евреев из Испании. Если первоначально идея перевоплощения через гилгуль рассматривалась преимущественно как воздаяние за некоторые виды грехов, то теперь она была призвана смягчить переживания евреев в галуте, превратив галут, т. е. телесное изгнание, в символ изгнания души.

Таким образом, исследовав концепцию реинкарнации в лурианской каббале, мы видим, что она представляет собой сложную, но в то же время целостную систему, в основе которой лежит представление о пяти компонентах, или уровнях души: нэфеш, руах, нэшама, хая, ехида.

Отношение к реинкарнации во всех трех системах разное – от резко негативного в буддизме до позитивного в иудаизме. Различие с буддизмом состоит также в том, что здесь реинкарнация полностью подчинена закону кармы – заново родившийся получает не душу, а лишь карму мертвого человека. Идее переселения душ как у индусов, так и у евреев предшествовали представления о рае и аде.

Решающее влияние на формирование новой доктрины имел социально-исторический контекст (развитие системы варн – сословий – в Индии и изгнание евреев из Испании), который поставил вопрос о высшей справедливости и смысле страданий в земной жизни. В этом причина успеха концепции реинкарнации, которая получила дальнейшее развитие как в позднем буддизме, так и в возникшем в XVIII в. хасидизме.