Переславль монастырь

Архитектура Переславля-Залесского

Никитский мужской монастырь

Переславль-Залесский. Никитский мужской монастырь.

Никитский мужской монастырь расположен на окраине города, в северной его части, на берегу Плещеева озера. Это самый древний монастырь Переславля-Залесского, по некоторым данным основанный ранее 1186 г. Предание гласит, что его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.
Монастырь стал известен благодаря подвигам переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По одним преданиям, раскаяться его заставило видение человеческой крови в котле с пищей в его доме, по другим – известия о княжеском гневе. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги (железные цепи) и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов; среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. В память об этом исцелении невдалеке от монастыря у дороги Москва-Ярославль стоит Черниговская часовня, построенная в 1702г. Погиб Никита Столпник либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя. Мощи св. Никиты были обретены в XV веке.
Все монастырские постройки ранее XVI века были деревянными и до наших дней не дошли. Расцвет Никитского монастыря приходится на XVI век, когда эти места привлекли внимание царя Ивана Грозного. По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями: царь готовил себе резервную крепость на случай измены опричников, размещавшихся в находящемся неподалеку Александрове.
В 1611г. стены монастыря две недели выдерживали осаду польско-литовских войск Яна Сапеги, но в конце концов оборона пала и монастырь был разорен и сожжен. В 1640-х годах пострадавшие стены были восстановлены, а верх башен надстроен в XIX веке. В XVIII веке здесь, по преданию, останавливался Петр I.
Вновь монастырь был открыт в 1993г. и сейчас реставрируется.
Главный собор Великомученика Никиты (1561–1564) был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Южный придел его – храм, построенный Василием III в 1520г., по сути, первое каменное здание монастыря. Верх его был надстроен при сооружении нового большого собора.
Собор четырехстолпный, поражающий своими размерами. О его строительстве пишет М.И.Смирнов, создатель и первый директор переславского исторического музея: «Старая Никитская церковь, как можно судить по ее остаткам, вошедшим в состав новой или второй церкви, была значительно больше Троицкой церкви Данилова монастыря и, кроме того, имела с южной стороны придельную очень маленькую церковь Никиты Столпника. Сняли верх ее, разобрали внутренние столбы и западную стену, затем расширили и подняли значительно выше, вместо одной главы устроили пять и шестую над малой церковью, с южной и западной стороны пристроили так называемый притвор. Получилось монументальное здание, превышавшее своими размерами все другие переславские церкви. В остальном оно настолько же напоминает старый переславский собор Спаса, насколько московский Успенский Владимирские соборы. В отличие от него не имеет хор, поэтому в нем больше света и простора; соотношение частей здания выдержано прекрасно и сообщает ему внушительный и величественный вид. Внутри по стенам была роспись фресками» (Михаил Смирнов. Переславль-Залесский. Исторический очерк 1934 года. Часть I. С. 98–99).
В последующие века собор подвергался многочисленным перестройкам. Некогда восьмискатная кровля была переделана в четырехскатную, для чего были стесаны дуги закомар и сильно упрощен облик собора. Средний купол – необычайно крупный, так что рядом с ним далеко не самые маленькие боковые главы кажутся совсем небольшими. В конце 1980-х гг. центральный купол неожиданно обрушился, сейчас уже подходят к концу восстановительные работы.

Переславль-Залесский. Трапезная палата рядом с Благовещенской церковью.

Рядом с главным собором стоит большая трапезная палата с Благовещенской церковью(XVI-XVIIв.); в западных комнатах второго этажа палат, вероятно, останавливался, Петр I во время своих первых приездов в Переславль. Трапезная с церковью была сильно перестроена в XVII веке. К этому времени относится наружное убранство церкви и трапезной; в первом и втором ярусе декор здания различается. Особенно интересны оконные наличники второго яруса апсид, различающиеся между собой в мелких деталях.

Шатровая колокольня (1668), примыкающая к трапезной, находится между Никитским собором и Благовещенской церковью. Столп – восьмигранный, украшенный горизонтальными поясками. Площадка для колоколов и звона, накрытая шатром с заложенными «слухами», окружена широкими арочными проемами.

Переславль-Залесский. Шатровая колокольня.

Вторая, более новая колокольня – надвратная, в три яруса, была построена в первые десятилетия XIX века. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня намного выше старой и выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля, за исключением разве что завершений башен, поставленных на месте прежних шатров в том же XIX веке.
За шатровой колокольней, в глубине монастырского двора стоит каменная часовня на месте столпа преподобного Никиты, построенная в XVIII веке.
Стены и башни монастыря, как и многие другие постройки, были возведены по приказу и при помощи Ивана Грозного. В стенах было три боя: верхний, средний и нижний. Стены были выложены из кирпича, скрепленного специальным раствором, а в фундамент были положены крупные валуны. Выступающие вперед из стен башни позволяли из своих бойниц свободно простреливать расстояние от одной башни до другой.
Приблизительно в двух километрах от монастыря находится колодец (кладезь), по преданию, выкопанный Никитой Столпником. Вода из этого колодца считается местными жителями целебной.

Переславль-Залесский. Никольский монастырь.

Никольский монастырь расположен в стороне от дороги, между Ярославской трассой и рекой Трубеж. Рядом с ним, буквально у его стен, стоит Смоленско-Корнилиевская церковь, оставшаяся от Борисоглебского монастыря. Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350 г. преподобным Димитрием Прилуцким как мужская обитель. Вскоре, в 1382 г. при нашествии татарских полчищ под предводительством хана Тохтамыша на переславские земли монастырь был разорен вместе со всем городом. Восстановили его только в XV веке; вплоть до Смутного времени монастырь процветал, получая богатые пожертвования. Польско-литовские войска снова разорили его; в 1613 г. в обитель пришел старец Дионисий, начавший новое ее возрождение.

В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса (Корсуни), от которого святыни и получили свое название. Крест из Никольского монастыря сейчас хранится в Переславском историческом музее.

В 1704 г. в Никольский монастырь был прислан будущий архимандрит Питирим, при поддержке Петра I начавший активную борьбу с раскольниками и продолжавший ее до самой смерти, до 1738 г. При Питириме строился ныне снесенный и восстановленный в новом виде соборный храм Николая Чудотворца, заложенный еще в 1680 г. при его предшественнике Варлааме, который собрал большие средства на постройку новой высокой шатровой колокольни с большим набором колоколов.
В XVIII веке монастырь заново полностью обстраивается каменными зданиями. Долго строился главный храм Николая Чудотворца(1680–1721 гг.) – высокий пятиглавый собор с тремя далеко выступающими апсидами и широкими оконными проемами. В 1693 г. была выстроена соборная шатровая колокольня. Оба этих здания не сохранились: после прихода советской власти, в 1923 г. монастырь был закрыт, а главный собор и колокольня – взорваны. Долгое время монастырь занимала животноводческая база.

После передачи монастыря верующим на прежнем фундаменте был возведен новый Никольский собор, нимало не похожий на прежний и на это не претендующий, но ставший одним из основных городских ориентиров. Вместо прежней колокольни возвели массивную трехпролетную звонницу. Собор и звонница были выстроены в новом стиле по проекту архитектора Ижикова не потому, что от старых зданий не сохранилось чертежей, а из соображений придания монастырю «более классических форм», так как прежний собор был построен в «нехарактерном для России барочном стиле». Такое решение вызвало нарекания многих искусствоведов, но изменено не было, и теперь новый собор, стилизованный под древнерусскую архитектуру, возвышается посреди монастырского двора.
Интересно одно немаловажное событие в жизни монастыря. Основанный как мужская обитель, он по предложению переславского гражданина А.Варенцова в 1899 г. был обращен в женский общежительный монастырь, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Ненамного более многочисленная женская община под предводительством игуменьи Антонии восстановила прежние постройки и возвела новые. В наши дни там тоже располагается женский монастырь.

Переславль-Залесский. Надвратная церковь Петра и Павла.

Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь. Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол. Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.

Благовещенская церковь (1748 г.) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой. По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.

Переславль-Залесский. Благовещенская церковь.

Монастырь окружает невысокая кирпичная ограда с декоративными башенками, часть которых уже отреставрирована. Ограда была возведена в 1761 г. и простояла до 1903 г., когда ее из-за ветхости пришлось капитально ремонтировать. Пока не закончены работы, хорошо виден контраст между тем, что было со стенами и башнями, и что стало: по разные стороны Святых ворот с надвратной церковью стоят будто бы совершенно разные стены: слева – восстановленные и заново побеленные, справа – покосившиеся, с выщербленными кирпичами, но со слегка поблекшей табличкой «Въезные ворота и часть стены XVIII века» (именно Въезные, а не Въездные).

Восстановлены не только храмы, но и каменные старинные и построенные в 1902 г. кельи и прочие хозяйственные постройки, в которых и идет монастырская жизнь.

Спасо-Преображенский собор

Строительство Спасо-Преображенского собора началось при Юрии Долгоруком в 1152 г. Одновременно с ним князь Юрий заложил церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Георгия в Юрьеве-Польском и Георгия на княжеском дворе во Владимире. Из четырех храмов до нас частично дошла церковь Бориса и Глеба; Спасо-Преображенский собор — единственная из четырех построек, дошедших до нашего времени почти полностью.

Возведение храма, незаконченное при Юрии, было завершено Андреем Боголюбским (1157–1160). Вероятно, что ко второму периоду строительства относится часть стен выше линии отлива, своды и глава (их кладка, в которой чередуются белокаменные квадры и постелистые (т.е. плоские) блоки).

В действительности храм, который в литературе стало принято называть собором, был дворцовой церковью при деревянных княжеских хоромах, располагавшихся в северной части Кремля. В западном прясле северного фасада сохранилась заложенная дверь, ведшая из дворца на хоры по деревянному переходу.

Архитектура церкви лаконична и монументальна. Ее пропорции несколько тяжелы и приземисты. Приземистость пропорций усиливаются заглублением цоколя, вросшего в землю, и поздним луковичным завершением широкого барабана. Впечатление от несколько тяжеловатых объемов, создающее при рассмотрении извне, контрастирует с эмоциональным строем интерьера, обладающего гармонично спокойным, широким и светлым пространством. Интерьер церкви также прост, как и его фасады: столбы с небольшими закрестиями поддерживают крупный купол с восемью окнами. Единственное украшение внутреннего пространства — простые карнизы в импостах столбов. Первоначальная выстилка пола состояла из зеленых и желтых майоликовых плиток. Нижние части столбов имели трапециевидные очертания.

На уровне хор по фасадам проходит скошенный уступ (отлив), над которым стены становятся тоньше. Цоколь также завершался отливом. Апсиды церкви украшает карниз с аркатурой на консолях, характерной для романской архитектуры; в карниз включен резной пояс тонкого рисунка. Барабан главы венчает карниз с «городчатым» поясом, характерным для построек времени Андрея Боголюбского. Порталы имеют простые уступчатые обрамления.

На стенах апсид сохранились многочисленные графитти крестов, которые, вероятно, были связаны с погребениями вокруг церкви. Внутри нее, в юго-западном углу, были похоронены переславские князья Дмитрий Александрович (1294) и его сын Иван Димитриевич (1302)

Перестройки, изменения, реставрация:

1403 — обновление
1442 — капитальный ремонт (на это указывают графитти в апсиде)
1626 — ремонт
1848 — четырехскатное покрытие
1891–94 — реставрация. Новая облицовка фасадов, нижние части внутренней поверхности стен, мраморный иконостас, новая роспись.

Живопись:
Собор расписан в 1157 г. От живописи сохранился фрагмент, находившийся на сводах под галереей, с изображением апостолов из сцены Страшного суда (хранится в ГИМ). В апсиде сохранился фрагмент декоративных «полотенец», с процарапанным по сырой штукатурке изображением фигуры молящегося перед крестом человека. Нижние части столов под хорами были расписаны под мрамор.
Шатровая церковь Петра Митрополита

Переславль-Залесский. Шатровая церковь Петра Митрополита.

Шатровая церковь Петра Митрополита (1585) – одна из редких сохранившихся в Переславле-Залесском отдельных церквей, построенных ранее XVII века. Она поставлена на месте более древней деревянной, первое упоминание о которой есть в грамоте митрополита Фотия в 1420 г. Церковь стоит на территории бывшего «государева двора», где, вероятно, митрополит Петр останавливался, будучи в Переславле.
Церковь была поставлена во имя одного из самых чтимых русских святых, Петра, митрополита Киевского и всея Руси (1308–1326), перенесшего митрополичью кафедру из Владимира, где она находилась до того, в Москву, по приглашению Ивана Калиты. В 1326 г., незадолго до смерти, он заложил Успенский собор в Московском Кремле. Жизнь митрополита Петра пришлась на разгар княжеских междоусобиц, и он старался примирять князей между собой, много ездил по разным городам, проповедовал. Погребен он в Успенском соборе (его захоронение находится в алтарной части собора), канонизирован в 1339 г. Московские князья очень почитали святого, недаром несколько приделов в очень известных храмах, в том числе в храме Василия Блаженного, посвящены ему.

Переславская церковь Петра Митрополита необычна по своей форме. Она крестообразна в плане и лишена выступающих наружу апсид. Граненый шатер церкви поставлен на несколько рядов кокошников. Изначально основной объем храма был окружен открытой галереей – гульбищем, но позднее, в XVIII веке, аркаду гульбища заложили, и в 1793 г. в подклете устроили нижнюю церковь Михаила Архангела. Нынешняя колокольня с высоким шпилем была построена в XIX веке на месте старой звонницы.

Внутреннее убранство церкви относится к XIX веку, сохранились и более старые двери в верхний храм.
Строительство каменного храма Петра Митрополита некоторые исследователи связывают и с последними годами жизни Ивана Грозного, который считал Петра Митрополита своим покровителем, и, вероятно, пожертвовал средства на строительство храма в Переславле – городе, с которым его связывали очень тесные отношения: обустройство Никитского монастыря, частые богомолья, возведенные в честь знаменательных событий храмы. Также исследователи допускают и вероятность того, что Грозный хотел таким образом увековечить память своего убитого сына – царевича Ивана.

Шатровая форма была придана храму не случайно. На Руси именно шатровыми были большинство храмов-памятников: вмещавшие небольшое количество молящихся, они были высокими и видными издалека.

В XIX веке реставрацией церкви занимался академик В.В.Суслов. В 1957 г. церковь снова реставрировали, восстановили древнюю форму кровли; позднее, в 1965–1968 гг. реставрацию продолжили: восстановили изначальную форму оконных проемов, сбили штукатурку XIX века, обновили кирпичную кладку.

В 1988г. в газете «Коммунар» (от 12 мая) была опубликована статья Н.В.Левицкой «Предлагаем принять участие», в которой горком комсомола приглашал всех желающих так или иначе принять участие в реставрации церкви Петра Митрополита, а затем (!!!) разместить в ней «видеобар или молодежное кафе, на втором этаже – интерклуб, центр по эстетическому воспитанию дошкольников и так далее». На это предложение откликнулись научные сотрудники, шокированные подобным подходом к использованию и реставрации памятника и настаивавшие на реставрации храма силами компетентных людей, а не добровольцев-любителей.

В 2005 году шатер храма все еще находился в лесах, но реставрация постепенно подходит к концу, и есть надежда, что один из интереснейших храмов Переславля скоро предстанет во всей своей красе.

Владимирский собор

Переславль-Залесский. Владимирский собор.

Владимирский собор (1740-е гг.) был построен в Богородицко-Сретенском (или Сретенско-Владимирском) девичьем монастыре одновременно с церковью Александра Невского на средства купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова), близ Красной (центральной) площади города. После упразднения этого монастыря в 1764 г. обе церкви стали приходскими. В начале ХХ века просторный и перестроенный Владимирский собор был превращен в главный городской храм, и поэтому получил у горожан прозвание Новый (в отличие от Старого – так именовали древний Спасо-Преображенский собор). Внешний облик Владимирского собора довольно необычен – высокое здание с очень тесно поставленными главами на высоких барабанах, одна трехгранная апсида с двумя ярусами окон, узкий и высокий купол под центральным барабаном. Последний – очень велик по сравнению с боковыми, что тоже придает внешнему виду храма своеобразности.

В 1933 г. соборная колокольня, представлявшая собой круглую башню, была снесена вместе с каменной оградой, окружавшей два храма. Она стояла между Владимирским и Александро-Невским храмами, приблизительно на том месте, где сейчас проходит расширенное Ярославское шоссе. Постановление о сносе этих сооружений было вынесено Переславль-Залесским Городским Советом, а Главнаука, в которую был отправлен запрос, ответила согласием. После 1929 г. Владимирский собор был отдан под городской Дом Физкультурника, позднее переделан в хлебопекарню, а в алтаре открыли хлебный магазин. В наши дни собор почти до конца отреставрирован и снова действует.
Сорокосвятская церковь

Переславль-Залесский. Сорокосвятская церковь.

Сорокосвятская церковь (1775), церковь Сорока мучеников Севастийских, стоит у устья реки Трубеж, на берегу Плещеева озера, в Рыбацкой слободе. Построена церковь была, вероятно, на месте прежней деревянной, известной с начала XVII века.
Место, где она расположена, и само по себе чрезвычайно живописно, но высокий храм с элементами стиля барокко делает его оригинальнейшим и незабываемым. Пожалуй, лучший вид на храм открывается с противоположного берега Трубежа, от улицы Правая Набережная.
Массивный четверик храма венчает пятиглавие, но малые главы расставлены не по углам четверика, как обычно, а на небольших фронтонах, расположенных со всех четырех сторон. Подобное расположение характерно для деревянного зодчества, а не каменного. Композиция церкви – традиционная, трехчастно-осевая, здание состоит из выстроенных в линию основного объема с одной большой апсидой, трапезной и колокольни. Но вот декор ее назвать обыкновенным никак нельзя. Все три ряда окон основного объема имеют свои, не похожие один на другой наличники.

Высокая увенчанная шпилем колокольня была пристроена в XIX веке. Ее отделка заметно отличается от основного четверика: рустованные стены нижнего яруса, полуколонки и высокие арочные проемы верхних ярусов.
На правом берегу Трубежа напротив Сорокосвятской до прихода советской власти стояла Введенская церковь, составлявшая с первой своего рода пару.

Церковь Симеона Столпника

Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника.

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.

На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.
Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.
К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.

В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Церковь Симеона Столпника

Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника.

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.

На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.

Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.

К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.

В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Смоленско-Корнилиевская церковь

Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь.

Смоленско-Корнилиевская церковь (1694—1705 гг.) стоит на месте, где до XVIII века находился Борисоглебский мужской монастырь «что на песках», или Песоцкий, по соседству с Никольским монастырем.
Борисоглебский монастырь предположительно был основан в 1252 г. (точные сведения о нем есть только в источниках XVII-XVIII вв.) после нападения татар на Переславль, в те времена еще именовавшийся Переяславлем. По преданиям, на месте основания монастыря был похоронен переяславский воевода Жидислав. Монастырь был небольшим и с достаточно скромными владениями: ко времени своего упразднения ему принадлежало всего 48 крепостных крестьян. После указа Екатерины II о секуляризации монастырского имущества в 1764 г. он был упразднен, а Смоленско-Корнилиевская церковь стала приходской. Вокруг церкви располагалось кладбище, где были похоронены многие видные переславцы, в том числе и городской голова А.А.Темерин.

С историей Борисоглебского монастыря связано и имя переславского святого Корнилия, в честь которого была освящена оставшаяся от монастыря церковь. Святой Корнилий Молчальник (в миру Конон) был родом из купеческой семьи из Переславля-Рязанского (нынешней Рязани). Уйдя в очень юном возрасте из родительского дома, он сначала жил в Лукиановой пустыни, а потом перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Монастырь был очень беден, и малорослый Корнилий трудился наравне с остальными немногочисленными монахами. Через некоторое время он был пострижен в монахи. После его смерти в 1693 г. его мощи хранились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Общерусской канонизации Корнилий не был удостоен и почитался как местный святой. Сейчас мощи святого Корнилия переданы Никольскому монастырю.
Кирпичная Смоленско-Корнилиевская церковь представляет из себя сложную композицию, в которой соединены храм, трапезная палата, кельи и колокольня. Изначально она строилась как монастырская и была освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. Композиция самого храма довольно проста и изящна: на невысокий четверик поставлен пропорциональный ему восьмерик, увенчанный одной главкой. Окна храма обрамлены обычными для Переславля XVIII века барочными наличниками.

К храму вплотную примыкают монастырские постройки, сейчас большей частью обветшавшие и обрушившиеся. Это трапезная палата, колокольня и двухэтажные кельи под ней. Необычное соединение этих частей превратило церковь фактически в настоящий монастырь в одном здании. Храм действовал до 1940 г. После его закрытия там планировалось устроить антирелигиозный отдел музея и вскрыть гробницу Корнилия, находившуюся в приделе. Во время войны и вплоть до 1960-х гг. церковь использовалась как склад, а в трапезной и кельях разместились жилые квартиры. В 1988 г. обветшавшая колокольня обрушилась, от нее остался только нижний ярус. Крыши на келейной части нет. Смоленско-Корнилиевская церковь – пожалуй, единственный в Переславле храм, который находится в очень плачевном состоянии, хотя более чем заслуживает реставрации.

Спасо-Преображенский собор — ровесник Переславля-Залесского. Под 1152 годом летописи упоминают об основании Переславля, а в нём — Спасо-Преображенский собор. Как указывает исследователь Северо-Восточной Руси Н.Н. Воронин в Типографической летописи, где говорится не только о закладке собора, но и о его завершении, о том, что Юрий «церковь камену в нем (Переславле) доспе святаго Спаса и исполни ю книгами и мощьми святых дивно». А Степенная книга сообщает, что князь «украси ю (церковь) дивно чюдной подписью и святыми иконами, и книгами, и прочими священными драгими утварьми и всяким благолепием». Из Лаврентьевской летописи следует, что Юрий лишь начал постройку собора, а завершил её Андрей Боголюбский, его сын, — уже после смерти Долгорукого: «И по смерти отца своего велику память сотвори… церковь сконча, ю же бе заложи прежде отец его святаго Спаса камену…» Справедливости ради следует отметить, что местонахождение достроенного Андреем храма здесь не оговаривается. А вот в Радзивилловской летописи говорится об этом. Её составитель прямо помещает «церковь святого Спаса» в «Переславле в Новем». Таким образом, общепринята в научном сообществе датировка Спасо-Преображенского собора — 1152-1157 годами.

Спасский собор сложен из белого камня, причём техника кладки очень высока: тщательно отёсанные белокаменные блоки клали почти насухо, в два ряда, а промежуток между ними заполняли раствором с обломками камня (полубутовая техника, характерная для многих средневековых построек, и не только русских). Камень был привозным, но не издалека. Исследователи, работавшие с его образцами, утверждают: «Этот белый камень — мелкопористый детритусовый известняк, легко поддающийся ножу и теслу. Он почти целиком сложен кальцитом и поглощает воду в объёме от 8 до 13% своей массы. Все эти показатели характерны для подмосковных известняков мячковского горизонта среднего карбона». (А.М. Викторов. «Белый камень» (1981)). Спасо-Преображенский собор, несмотря на свои не так уж поражающие размеры, производит впечатление весьма величественное. Благодаря своим пропорциям (а надо понимать, что в древности он был ещё выше) за истекшие века храм «врос» в землю почти на метр), практически полному отсутствию декоративных элементов и особой технике кладки, при которой швы между каменными блоками едва приметны, он кажется высеченным из одной каменной глыбы, причём высеченным «ALLA PRIMA» — за один «сеанс». «Впечатлению пластичности здания, — указывает Н.Н. Воронин, — содействуют три обстоятельства: простота композиции, лёгкое сужение объёма здания кверху и предельная скупость его наружной обработки. Объём храма состоит из трёх элементов: основного куба, венчающей его мощные главы, трёх тяжёлых полуцилиндров апсид, примыкающих к кубу с востока… они как бы подпирают, подобно могучим контрфорсам, основной куб. Последний стоит на низком, как бы вдавленном в землю основании цоколя, отлив которого образует первый уступ объёма. Второй уступ проходит на уровне хор, где отлив вновь отодвигает и утоняет не только широкие плоскости стен, но и лопатки, которые ломаются отливом. Далее стенная плоскость замыкается тяжёлыми полудугами закомар. Над ним почти не виден квадратный постамент под барабаном из необработанного камня; над кровлей выступали, в лучшем случае, лишь углы постамента».

И по техническим характеристикам, и по своему объёмно-пространственному решению Преображенский собор весьма близок своему ровеснику — долгоруковскому же храму свв. Бориса и Глеба в Кидекше. И тот, и другой представляют собой трёхапсидный одноглавый четырёхстолпный храм, сложенный в технике полубутовой кладки. Н.Н. Воронин писал: «Суровости композиции основных слагаемых объёма полностью отвечала предельно скупая и лаконичная наружная обработка здания. Лопатки, имевшие небольшой вынос, как и неглубокий отлив на уровне хор, давали очень слабую игру светотени, так что членение стенной плоскости не было резким и контрастным. Её оживляли лишь сочные теневые пятна в нишах трёх порталов и проёмах щелевидных окон. В отличие от других храмов, нижнего яруса окон (подзорных) на западном фасаде нет. Порталы, образованные прямоугольными уступами, не имеют баз и капителей, их облик предельно строг. Скупой отлив пересекает стены и лопатки на уровне хор. Выше — ряд окон и дуги закомар». Если внимательно посмотреть на апсиды Спасского собора «в профиль», можно увидеть, что сложены они с лёгким наклоном, и это усиливает общее впечатление «суживания» четверика кверху. Уместно также обратить внимание на богатый резной пояс, идущий по карнизу центральной апсиды: он выполнен из мячковского белого камня, весьма податливого к обработке. Орнаментальный карниз апсиды — одна из двух непосредственно декоративных деталей, оформляющих в целом очень «недекоративную» внешность собора. Очень величественно смотрится барабан с куполом собора. Барабан прорезан восемью узкими окнами. Как предполагается, раньше его покрывала деревянная чешуя (и кровля собора тоже была деревянной). По верху барабана идёт городчатый пояс, наряду с орнаментальным поясом апсиды составляющий скудное декоративное оформление собора. Существует предположение, что прежде в основании главы имелся также ряд арочек — но оно опирается скорее на тот факт, что во всех «младших» домонгольских памятниках Владимиро-Суздальской Руси такие арочки присутствуют. Наружной суровой монументальности собора в полной мере соответствует его внутреннее устройство — в теперешнее время, быть может, особенно. Лишённый почти любых собственно церковных примет (кроме иконостаса), соборный интерьер «конструктивно обнажён», то есть почти таков, каким его видели строители при окончании работ.

Историк В.Г. Добронравов пишет о нём: «Внутри храма своды его… поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется раздельным на несколько частей. Алтарь разделён на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконника в среднюю часть — собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище — в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стены идут каменные лавки для сослужащих архирею. В западной части устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части». Что касается хода на хоры, то он действительно, по всей видимости, изначально находился снаружи. «Заложенная (при реставрации 90-х годов) белым камнем на цементе дверная ниша с арочным верхом на уровне отлива в западной трети северной стены — след этого входа», — пишет Н. Воронин. Пол Спасского собора нынче мраморный, а в княжескую эпоху он был выложен керамическими плитками — частью красными неполивными, частью разноцветными поливными (жёлтыми, коричневыми, зелёными). Остатки их найдены во время раскопок 1939 года. Изначальная высота собора составляла 22 метра. Стены собора, выполненные в технике полубутовой кладки, имеют толщину около 1 метра. Фундамент — ленточный, сложен из крупного булыжника, заглублён на 1,2 метра. Собор в древности был украшен фресками. Старожилы помнят, что прежде кровля и глава собора были иными — чёрно-металлическими. Перед Олимпиадой 1980 года это покрытие, совсем прохудившееся, заменили медным. Медь тоже вскоре почернела, и тогда решили покрасить главу и кровлю в зелёный цвет. Решение это — и его воплощение в жизнь — вызвало многочисленные споры. Так московский художник Евгений Путятин в интервью газете «Переславские вести» прямо высказался: «Имитировать современной эмалью старину не совсем правильно. Ведь раньше, пусть даже 100 лет назад, таких красок не было. На мой взгляд, если уж придерживаться традиций, то нужно и работать в тех же материалах или близких к ним, чтобы добиться более полного исторического соответствия… Храм нами воспринимается, как воин в серебряном шлеме, а тут — зелёная «шапка». Хотя бы подобрали другой оттенок…». Недовольны были результатами «главной» реставрации и многие жители Переславля. Впрочем, сейчас уже, кажется, привыкли. Примелькался собор в озеленённом своём виде — и въяве, и в многочисленных теле-фото сюжетах. Спасский собор является, пожалуй, самым посещаемым из всех объектов, коим ведает Переславль-Залесский музей-заповедник.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №127, 2015 г.

Никольский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Свято-Никольский Переславский женский монастырь, Никольский собор монастыряСвято-Никольский Переславский женский монастырь, Никольский собор монастыря Елена Апухтина
  • Надвратная церковь Петра и Павла в Никольском Переславском монастыреНадвратная церковь Петра и Павла в Никольском Переславском монастыре Belliy
  • Никольский монастырь, церковь Благовещения Пресвятой БогородицыНикольский монастырь, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Alexxx1979
  • Никольский монастырь, келейный корпусНикольский монастырь, келейный корпус PereslavlFoto
  • Никольский монастырь в Переславле-ЗалесскомНикольский монастырь в Переславле-Залесском Елена Апухтина

Никольский монастырь расположен в стороне от дороги, между Ярославской трассой и рекой Трубеж. Рядом с ним, буквально у его стен, стоит Смоленско-Корнилиевская церковь, оставшаяся от Борисоглебского монастыря.

В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса.

История

Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350 г. преподобным Димитрием Прилуцким как мужская обитель. Вскоре, в 1382 г. при нашествии татарских полчищ под предводительством хана Тохтамыша на переславские земли монастырь был разорен вместе со всем городом. Восстановили его только в XV веке; вплоть до Смутного времени монастырь процветал, получая богатые пожертвования. Польско-литовские войска снова разорили его; в 1613 г. в обитель пришел старец Дионисий, начавший новое ее возрождение.

В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса (Корсуни), от которого святыни и получили свое название. Крест из Никольского монастыря сейчас хранится в Переславском историческом музее.

Архитектура монастыря

Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.

Надвратная церковь Петра и Павла

Выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол. Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.

Благовещенская церковь

С невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой. По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.

Ограда монастыря

Монастырь окружает невысокая кирпичная ограда с декоративными башенками, часть которых уже отреставрирована. Ограда была возведена в 1761 г. и простояла до 1903 г., когда ее из-за ветхости пришлось капитально ремонтировать. Пока не закончены работы, хорошо виден контраст между тем, что было со стенами и башнями, и что стало: по разные стороны Святых ворот с надвратной церковью стоят будто бы совершенно разные стены: слева — восстановленные и заново побеленные, справа — покосившиеся, с выщербленными кирпичами.

Никольский монастырь

Адрес: Переславль-Залесский, ул. Гагарина, д. 43.

Христианские обители возле знаменитого Плещеева озера считаются одними из самых древних русских монастырей. Одна из них появилась в начале XI века, а другая была выстроена на старом языческом капище. Во многом благодаря монашеским общинам и крепким монастырским стенам, удавалось отражать наступление на город войск хана Тохтамыша и его последователей, а также противостоять польско-литовских соединениям во время Смутного времени. В наши дни в Переславле-Залесском можно посетить пять монастырей, четыре из которых – действующие.

Горицкий монастырь

Монастыри Переславля-Залесского

Собор Успения Пресвятой Богородицы и церковь Всех Святых Горицкого монастыря

Приземистые оборонительные стены и башни делают этот монастырь похожим на массивную крепость. К тому же, стоит старинная обитель на возвышенности и видна отовсюду. Именно из-за этого Горицкий монастырь часто именуют кремлем.

Точная дата основания монастыря остается неизвестной. Произошло это потому, что большинство документов было сгорело во время пожара еще несколько веков назад. Однако, сохранились письменные свидетельства, что христианскую обитель поставили на месте языческого святилища, и произошло это не позже XIV века.

Мощные монастырские укрепления были возведены не для красоты. Переславская обитель не раз становилась участницей кровопролитных военных действий. Именно здесь укрывалась жена Дмитрия Донского – княжна Евдокия, когда беспощадные полчища хана Тохтамыша совершали опустошительный набег на русские земли.

До наших дней в монастырском комплексе сохранились здания, построенные в XVI-XVII веках. Это – Святые ворота с возвышающимся над ними храмом святителя Николая, нарядные Проездные ворота в восточной части стены, и, конечно, величественный Успенский собор, устремившийся пятиглавием прямо к небу.

В наши дни обитель не действующая, и ее помещения используются для самых разных музейных коллекций. Принадлежащий городу музей-заповедник по праву можно считать одним из самых крупных и богатейших музейных собраний страны. В его коллекциях насчитывается свыше 80 тысяч уникальных экспонатов. Иконы, старинная скульптура из дерева, живописные полотна, искусная золотая вышивка, изящные кованные изделия и редкие фотоснимки – чего только нет в музейных залах.

Музей существует в монастыре уже много десятков лет. Однако, принято решение о восстановлении на монастырской территории действующей православной обители. Поэтому в наши дни здесь проводят работы по постепенному переносу музейных коллекций и освобождению старинных храмов и зданий для монашеской общины.

Обитель находится слева от автотрассы при въезде в город со стороны столицы, в Музейном переулке, 4.

Федоровский монастырь

Монастыри Переславля-Залесского

Собор Феодора Стратилата Свято-Троицкого Данилова монастыря

История обители, посвященной Федору Стратилату, насчитывает более семи веков. Она была основана в начале XIV века, как мужской монастырь. А с XVII века – это действующий женский монастырь, где в наши дни проживает 20 насельниц.

Федоровской обители была уготована особая судьба. Ей всегда покровительствовали русские государи: вначале Рюриковичи, а затем – Романовы. Царь Петр I привез сюда европейские ткацкие станки, и монашки прославились, как искусные мастерицы в изготовлении церковных облачений. А еще в этой обители работали самые лучшие в городе золотошвеи.

В наши дни центральное место в монастырском комплексе занимает величественный Федоровский собор, построенный в середине XVI века. Рядом с ним стоит церковь Введения Богородицы во Храм (начало XVIII века). А на юге монастырской территории расположен храм Казанской иконы Божией Матери (XVIII век).

Монастырь стоит на Московской улице, 85, и виден справа от автотрассы, при въезде в город со стороны Москвы.

Свято-Троицкий Данилов монастырь

Монастыри Переславля-Залесского

Свято-Троицкий Данилов монастырь с высоты птичьего полёта

Более 500 лет назад в древнем русском городе появился странствующий инок Даниил. Он жил в Никитской и в Горицкой обителях, и постепенно прошел путь от простого монаха до архимандрита. Особая забота Даниила состояла в том, чтобы хоронить по христианским обычаям умерших странников, бездомных и нищих. Благодаря его стараниям, в самом начале XVI века в Переславле появился новый монастырь.

Спустя сто лет, когда Россия переживала разорительные Смутные времена, обитель сильно пострадала. Наступавшие на город польско-литовские войска сожгли большую часть монастырских построек, а крестьян, работавших на эту обитель, убили. Однако, до конца XVII века монастырь не только восстановился, но и был заново отстроен в камне.

Некоторые из тех первых каменных построек сохранились до наших дней. Это возведенный ростовскими мастерами величественный Троицкий собор. Внутри него можно увидеть настенную живопись, выполненную костромскими и ярославскими изографами в 1660-е годы. С восточной стороны от собора стоит Всехсвяткая церковь, появившаяся в монастыре 1680-е годы. А на юго-востоке обители возвышается удивительный по красоте храм Похвалы Божией Матери, возведенный в самом конце XVII века.

В наши дни в монастыре живет 20 насельников. Обитель расположена в центре города, в бывшей Луговой слободе, на Луговой улице, 17.

Никитский монастырь

Монастыри Переславля-Залесского

Общий вид Никитского монастыря

Наиболее древнюю обитель возле легендарного Плещеева озера основали в самом начале XI века. Этот монастырь был в числе самых первых христианских сооружений, возведенных по указу князя Бориса Ростовского. В те времена назначение обители состояло в одном – максимально обращать в христианскую веру живших на берегу озера язычников.

Монастырь получил посвящение в честь одного из самых почитаемых верующими святых — великомученика Никиты. Часто в истории одни события перекликаются с другими. Любопытно, что в XII веке при обители жил необычный целитель и юродивый – Никита Столпник.

Старинные летописи донесли до нашего времени героические страницы монастырской истории. В начале XVII века более двух недель монахи вместе с настоятелем отражали осаду польско-литовских отрядов Яна Сапеги. Однако, опытным солдатам все же удалось одержать верх над монахами. Монастырь взяли штурмом, а его защитников казнили.

Сегодня в древнем монастыре можно увидеть красивый, монументальный Никитский собор, построенный еще во времена царя Иоанна IV Грозного. Над всей территорией возвышается стройная шатровая колокольня. В обители также сохранился храм, в котором останавливался во время первых визитов на Плещеево озеро молодой царь Петр I. Это церковь Благовещения.

Весь комплекс монастырских зданий окружают белокаменные стены. Достаточно приглядеть к их башням и бойницам, чтобы понять, каким мощным было созданное вокруг обители укрепление. В возведении этих стен принимал участие царь Иоанн IV Грозный. По его распоряжению камни скрепляли специальным раствором, а основание стен выкладывали массивными валунами.

В наши дни внутри монастыря живет 15 насельников. Много паломников приходят к знаменитому целебному источнику святого Никиты, который находится примерно в 1 км от монастырских стен.

Монастырь стоит в северной части города, в бывшей Никитской слободе.

Никольский монастырь

Монастыри Переславля-Залесского

Вид на церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице, собор Николая Чудотворца и церковь Петра и Павла вдоль восточной стены монастыря

Святитель Николай – один из самых почитаемых православных святых. Поэтому неудивительно, что в начале XIV века в городе построили посвященный ему монастырь. Основателем обители считается Дмитрий Прилуцкий.

В первые века существования новую обитель ожидали большие испытания. Ни один раз она была полностью разграблена и сожжена ханскими набегами и военными отрядами Лжедмитрия. А в 60-е годы XVII века монастырская территория полностью опустела после эпидемии чумы, от которой умерли 9/10 всех жителей города.

В конце XIX века мужскую обитель решением церковных властей преобразовали в женский монастырь. Монахини быстро взялись за дело, сумели отремонтировать старые постройки и возвели несколько новых зданий. Однако, обитель сильно пострадала во время активной борьбы советской власти с религией. Сначала монастырь закрыли. Потом взорвали главный храм и колокольню, а территорию стали использовать под животноводческую базу.

В наши дни старинный монастырь активно возрождается и открыт как для паломников, так и для туристов. Обитель расположена в центральной части города, неподалеку от устья Трубежа, на улице Гагарина, 43.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Казань

Суздаль

Переславль — это центр Золотого кольца. На севере — Ярославль, Ростов и Кострома, на юге — Москва, на западе — Углич, Тутаев, на востоке — Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский. И это не региональный патриотизм, потому что, призвав на помощь историю с географией, понимаешь — так и есть.

Основание Юрием Долгоруким новых городов имело ясную цель: на пересечении важнейших торговых путей создавались укрепленные опорные точки — и в плане оборонительном, и в торгово-экономических целях. Юрий не останавливался перед тем, чтобы сместить будущий город в более выгодную сторону от существующего старого поселения — так было с Дмитровом, так случилось и с Переславлем, строительство которого повели в стороне от древнего Клещина, стоявшего на северном берегу Плещеева (ранее — Клещина) озера. В кольце мощных земляных валов с бревенчатыми укреплениями появляются княжеские палаты, жилье и закладывается один из первых белокаменных храмов — Спасо-Преображенский собор. Борисоглебский храм в Кидекше, резиденции князя под Суздалем, начали строить в том же 1152 году.

Памятник Юрию Долгорукому, Успенский Горицкий монастырь

Три новых города прикрывали суздальские земли с запада — Кснятин, Дмитров, Москва. Через них же шли торговые пути от Твери и Новгорода — по малым рекам, используя волоки и гужевые перевозки, обозами по лесным дорогам. От Ростова выстраивалась вторая оборонительная линия, через Переславль и Юрьев-Польский, позже между ними появится Александровская слобода и, уже во времена укрепления Московского княжества — обитель Сергия Радонежского, ставшая Троице-Сергиевой лаврой, духовным центром России.

За несколько лет отстроенные твердыни взяли под контроль важнейшие стратегические направления. На юг и на восток шли через Суздальскую землю купеческие обозы. При необходимости быстро перебрасывались войска. Сейчас, освободившись от исключительно классового подхода к пониманию истории, убеждаешься в том, что основатель Москвы сумел решить задачу, мало кому посильную: фактически с нуля за короткий срок создать в Залесье новую страну, жизнеспособную в политическом, экономическом, духовном и военном значениях.

Собор-воин

Начатый Юрием Долгоруким, Спасо-Преображенский собор достраивался уже при его наследнике, Андрее Боголюбском. Белокаменный одноглавный четырехстолпный храм возвышается на фоне земляного вала, чья высота достигала 16 метров — и это не беря в расчет устраиваемых по нему деревянных укреплений с башнями-стрельницами. Каменной резьбой храм украшен небогато, да и сам Юрий предпочитал строить прагматично, до аскетизма.

Глава, окрашенная сейчас в зеленый цвет, опирается на световой барабан с длинными щелевидными окнами. В верхней части барабана узорчатый каменный пояс меандра, который русские зодчие окрестили «городком» — зубчатые треугольники напоминают навершия крепостных стен. Аркатура украшает три апсиды собора. Прясла поделены горизонтальным бесхитростным отливом. Несмотря на многочисленные войны и набеги, огненным валом прокатившиеся через Переславль, сохранилась позакомарная кровля. Несмотря на приземистость и массивность, храм кажется удивительно пропорциональным. Установленный перед ним бюст Александра Невского напоминает, что прославленный ратоборец, сумевший немалой ценой сохранить русскую государственность после разгрома Руси Батыем, родился и крестился здесь, в 1220 году. Так они и стоят рядом: воин-князь и словно увенчанный боевым шлемом древний собор — оплот духовности непокоренного народа.

Значение Переславля для становления независимого Московского государства трудно переоценить. Большое и экономически развитое Переславское княжество было присоединено к Москве по завещанию бездетного удельного князя Ивана Дмитриевича, внука Александра Невского, дружившего с московским князем Даниилом, приходившимся ему дядей. Мощь Москвы, отвоевавшей к тому же у рязанцев Коломну, город-порт при впадении реки Москвы в Оку, возросла более чем существенно. После завладения московскими князьями владимирским «Великим столом» и получения права без баскаков, самим собирать и отправлять в Орду дань-выход, часть которой, конечно, оседала в московской же казне, будущая столица окрепла. Дальновидная политика князей привела к массовому переселению русских людей с разоренных, в том числе и самими московскими властителями, земель в пределы Московского княжества.

Так переселилась из Ростова в подмосковное сельцо Радонеж семья обедневшего боярина, отца будущего вдохновителя победы на Куликовом поле Сергия Радонежского. Святой Сергий был возведен в игумены основанной им обители в стенах Спасо-Преображенского собора, здесь же он крестил сына Дмитрия Донского Юрия. Ополчение Минина и Пожарского проходило через Переславль, и предводители его молились в древнем храме об освобождении страны от интервентов. На хорах собора пели во время службы вместе с певчими русские цари Иван Грозный и Петр Великий, и, что интересно, еще один человек, чей бас прославил Россию музыкальную, оперную — Федор Иванович Шаляпин. Собор используется как музей, в нем сохранились остатки древних фресок и княжеские гробницы, а церковная утварь была отправлена в Москву, в Оружейную палату.

Cвоя Красная площадь

Первоначально город назывался Переяславлем — основатели, приходящие с киевских и черниговских земель, приносили в Залесье привычные им названия. Есть в Переславле и река Трубеж, а во Владимире — Лыбедь и Почайна. Славянское имя Переяслав означает «переявший», то есть, перенявший славу. Потомки Владимира Мономаха стремились, создавая свое княжество, перенять славу киевскую, чтобы затмить красотой и могуществом блеск древнерусской столицы, сплотить вокруг себя удельных владетелей и заново объединить Русь. Потом, уже во времена московские, буковка «я» из имени города выпала, а прозвание «Залесский» стало, наоборот, неотъемлемой частью имени города.

Немало значила в утверждении Москвы и позиция церкви. Митрополит Петр, благоволивший Москве, вызывал недовольство занимавшего в тот момент владимирский престол тверского князя Михаила и был его сторонниками обвинен в серьезных прегрешениях. Здесь, в Переславле, Петр сумел с блеском оправдаться перед всем народом, а впоследствии, на Соборной площади, именуемой теперь Красной, по повелению Ивана Грозного была воздвигнута шатровая церковь Петра митрополита.

Кроме Спасо-Преображенского собора и церкви Петра Митрополита, Красную площадь обрамляют еще два православных храма. В середине XVIII в. по благословению священноначалия местный купец Филипп Угрюмов построил здесь летний Владимирский собор и теплую, зимнюю церковь во имя Александра Невского, схожие между собой, особенно после того, как несколько лет назад были выкрашены в один красный цвет. В их конструктивную схему заложен традиционный принцип «пятиглавие на четверике», при этом луковичной формы главы покоятся на высоких и тонких, типичных для ярославского зодчества, барабанах, центральные же из них поднимаются над куполами, вполне отвечающими установившемуся в храмовой архитектуре Российской империи классицизму. В обоих храмах проводятся службы.

За монастырскими стенами

Ярославское шоссе пересекает Переславль-Залесский с севера на юг. В историческом центре главная магистраль проходит через Валовое кольцо — улицу, идущую вдоль земляного вала. Пять крупных монастырей Переславля расположены как раз вдоль трассы, являясь, таким образом, не только оплотами веры, вместилищами знаний и первыми учебными заведениями древнего города, но и его опорными пунктами — в Переславле сходились пути с севера и с запада, и с их центрами средоточения силы, Новгородом и Тверью, несколько столетий шла ожесточенная борьба.

На севере, уже за городской чертой, торжественно возвышаются над Плещеевым озером серебристые купола Никитского монастыря. Обитель основана здесь, вблизи Клещина городища, в 1010 г. сыном Владимира Крестителя князем Борисом. По преданию, малолетний Даниил, младший сын Александра Невского и будущий первый московский удельный князь, учился в его стенах грамоте и слову Божьему. Обитель посвящена раннехристианскому мученику Никите Готскому (Готфскому), но прославил ее своим подвижничеством другой, уже русский православный святой Никита Столпник, терпевший здесь множество лишений и изнурявший себя постом и ношением тяжелых железных вериг. В Никитском, как и в других переславских монастырях, проведены значительные реставрационные работы. Службы совершаются в Благовещенской церкви, где хранится удивительная по какому-то проникновенному обаянию, исходящему от нее, икона преподобного Сергия Радонежского. Полностью восстановлен Никитский собор, пятиглавый храм XVI в., возведенный при Василии III и перестроенный Иваном Грозным, установлены и исправно звонят колокола на шатровой колокольне примерно того же времени постройки.

Тверской князь Михаил, заняв Великий стол, попытался оспорить завещание Ивана Дмитриевича Переславского. Произошло кровопролитное сражение, и войска Ивана Калиты одержали верх над полками тверского боярина Акинфа Великого. Случилось это в 1304 г. в день православного праздника в память Феодора Стратилата. Набожный Иван, в ту пору наместник только что отошедшего Москве Переславского княжества, решает основать здесь Феодоровский (в просторечии — Федоровский) монастырь.

Муравленый изразец часовни «Крест»

Другому знаменательному событию — рождению у первого русского царя Ивана Грозного сына Федора город обязан появлением часовни «Крест» на въезде со стороны Москвы, на месте счастливых родов царицы, и строительству в монастыре каменного Федоровского собора, не так давно отреставрированного.

Теплый Введенский храм с двумя приделами был построен в 1710 г. на пожертвования Петра I и его сестры Натальи. В нем хранится почитаемая чудотворной копия Андрониковской иконы Богоматери. Это литографическая копия, но при этом церковью засвидетельствованы случаи исцеления обращавшихся к ней верующих от тяжелых болезней. В ящичек киота, напоминающий о турецком кинжале, которым один из завоевателей причинил иконе повреждения, принято складывать записки с просьбами к Богородице о помощи. Бывали здесь и Борис Годунов, и Петр, и другие Романовы.

После Смуты обезлюдевший Феодоровский монастырь стал женской обителью. Сестры, а их в XIX в. было около пятисот, кроме моления исправно занимались земледелием, вышивкой, гончарным ремеслом, делали мыло, обувь и даже кирпичи. При монастыре были устроены церковно-приходские школы, а певчие обители оказались столь талантливыми, что некоторых включил в состав императорского хора Николай II. За двадцать лет с начала восстановления монастырь поднялся из руин. Отремонтирована в том числе и Казанская церковь, построенная на средства сестры Петра I Натальи.

Если проехать по Московской улице немного далее и повернуть направо, то дорога приведет в Троицкий Данилов монастырь, основанный преподобным Даниилом Переславским на средства Великого князя Василия III в 1508 г. Даниил крестил сыновей князя: Ивана, будущего Грозного, и Юрия. Но знаменит стал тем, что взял на себя труд отыскивать умерших и убитых разбойниками в дороге непогребенных путников и хоронить их по христианскому обычаю. Монастырь как раз и появился рядом с устроенным Даниилом кладбищем.

В 1530 г. известный ростовский зодчий Григорий Борисов на пожертвования Великого князя Василия строит в монастыре каменный одноглавый четырехстолпный Троицкий собор. Позднее к нему пристроили еще один, небольшой Данииловский придел над захоронением святого, и шатровую колокольню, составившие вместе доминирующую композицию обители. Одновременно с возведением колокольни с восточной стороны собора поднялся одноглавый трехапсидный храм Всех Святых с изящной главкой на барабане, украшенном аркатурно-колончатым поясом и рядом кокошников в основании. С другой стороны в 1695 г. выстроена в стиле московского барокко церковь Похвалы Божьей Матери с трапезной, где сейчас ведутся восстановительные работы. Но внешний вид храма восстановлен, и можно любоваться красотой характерных для этого архитектурного стиля каменных украшений.

После польского разорения обитель помогли возродить бояре знатного рода Барятинских — бывший стольник царя Алексея Михайловича Иван Барятинский принял здесь иноческий сан. Роспись Троицкого собора выполняли костромские живописцы под руководством Гурия Никитина — часть этих фресок сохранилась, хотя в советское время монастырь пострадал не меньше, чем от поляков, и многие строения не уцелели.

По другую сторону главной магистрали города находится Никольский монастырь, чьи сверкающие золотом купола придают обители особую торжественность. Его основание связано с именем современника Сергия Радонежского, святого Дмитрия Прилуцкого. Сейчас, входя под своды величественного Никольского собора, трудно представить, что во времена, предшествовавшие основанию монастыря, здесь было болото, подпитываемое водами близкого Плещеева озера. Первый храм монастыря, во имя святителя Николая, появляется в 1348 г., и вокруг него образуется обитель, сильно пострадавшая впоследствии от монголо-татарских набегов Тохтамыша и Едигея, а также действий в Смутное время польско-литовских отрядов.

Каменный Никольский собор возводили долго: с 1680 до 1721 гг. В нем, как и сейчас, по возвращении из музея, хранится Корсунский крест-мощевик — главная святыня монастыря. Надвратную церковь и Благовещенский храм построили в 1748 г. В XX в. Никольский собор и другие строения монастыря были уничтожены, на их месте устроили животноводческий цех. После возвращения остатков обители и ее территории в начале 1990-х Церкви здесь учреждается женский монастырь и быстрыми темпами ведется восстановление: к 1999 г. завершена реставрация Благовещенской церкви, в 2001 г. были подняты купола и освящен крест заново отстроенного Никольского собора, в 2004-2005 гг. — построена звонница, вокруг обители встала монастырская ограда, включившая в себя сохранившуюся надвратную церковь апостолов Петра и Павла. К Никольскому монастырю относится подворье в селе Годеново, где прославился Годеновский животворящий крест. С какой бы смотровой площадки ни любовались Переславлем — золотые главы Никольского собора видны отовсюду.

А над южным берегом Плещеева озера высится Успенский Горицкий монастырь, в котором сосредоточился городской музей. Благодаря ему весь монастырский комплекс сохранился в приличном состоянии, и вид с колокольни стал самой частой иллюстрацией туристических буклетов, календарей и книг о Переславле-Залесском, наряду, конечно, со Спасо-Преображенским собором. По преданию, монастырь был основан в XII в. (другие источники называют XIV в. и Ивана Калиту как основателя) и в 1382 г. сожжен Тохтамышем. Овдовев, супруга Дмитрия Донского Евдокия постриглась в монахини, и уже под именем Ефросиньи оказала неоценимую помощь в восстановлении обители, которую после этого некоторое время называли лаврой. Здесь провел 30 лет в монашестве Даниил Переславский. Богатые вклады в монастырь делали Василий III и Иван Грозный.

Церковь Всех святых с трапезной неоднократно переделывалась, но в ней видны черты храма XVII в. — пять главок на четверике, покрытом четрехскатной крышей. К тому же времени относятся выстроенные из фигурного кирпича Святые врата с надвратной церковью и Проездные ворота, считающиеся образцом московского барокко.

В 1744 г. Переславль стал центром созданной епархии, а Горицкий монастырь — резиденцией епископов. Развернулось строительство. Успенский собор перестраивался по проекту Бартоломео Расстрелли под надзором синодального архитектора Ивана Яковлева. Здание как бы поддерживают две галереи, стены украшены лепниной с изображением вензеля императрицы Елизаветы, ангелов и цветов (авторство приписывают мастеру Андрею Петрову, артель которого работала до этого в Новоиерусалимском монастыре), над кровлей поднимаются изящные зеленые главы.

Отнесение архитектуры собора специалистами к стилю так называемого «провинциального барокко» нисколько не умаляет его красоты и роскоши внутреннего убранства. Особенно здесь выделяется резной пятиярусный иконостас, выполненный московскими мастерами-резчиками Якова Жукова и заполненный иконами, созданными в мастерских Новоиерусалимского монастыря. Внутренняя роспись собора принадлежит кисти переславского живописца Гусева. Другой лепной вензель напоминает о посещении собора Екатериной Великой, во времена правления которой епархию упразднили.

Долгое время монастырь, уже монастырем не считавшийся, пребывал в запустении, и устройство в конце XIX столетия в его стенах духовного училища помогло немногим. Парадоксально, но уникальные по своей архитектуре строения Горицкой обители сохранились благодаря передаче ее в 1919 г. в распоряжение музейных работников. Сейчас в церкви Николая чудотворца проводятся службы, а с трехъярусной колокольни Богоявленской церкви каждый посетитель может сделать незабываемые фотографии. К сожалению, вопрос с ремонтом архитектурных памятников музейного комплекса непозволительно затягивается. Успенский собор закрыт.

…Подошла к собору монахиня. Перекрестилась, поклонилась, постояла и ушла. Святое место, намоленное. Сейчас взаимоотношения Церкви и музеев, занимавших раньше храмовые комплексы, проходят испытания, требующие от обеих сторон мудрости, терпимости и взаимопонимания. И в деле восстановления и сбережения культурного наследия страны, наших святынь, в числе которых выдающиеся памятники русского зодчества, духовенству и работникам культуры лучше быть рядом, действуя рука об руку. Чтобы успеть.

Евгений ШАПОЧКИН