Пересвет, это кто?

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем»
Холст, масло. 327 × 557 см
1943 год
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге

Михаилу Авилову понадобились особые обстоятельства, чтобы вернуться к теме Куликовской битвы, в ходе которой была одержана самая знаменитая победа русских войск над татаро-монголами. Картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом» он выставлял еще в 1917 году, однако считал полотно неудавшимся и позже уничтожил. Почти четверть века спустя началась Великая Отечественная война. Ветеран Первой мировой, Авилов хотел пойти добровольцем на фронт, но ему отказали из-за возраста: живописцу было под 60. В декабре 1941 года художника эвакуировали из блокадного Ленинграда в Узбекистан. Осенью 1942-го баталист перебрался в Москву. Там ему выделили мастерскую, и Авилов уже совершенно с другим настроем начал писать огромное полотно о сражении русских войск с ордынцами. Работа над картиной, по его словам, шла необыкновенно легко.

О единоборстве татаро-монгольского богатыря с русским монахом, которое предшествовало Куликовской битве и закончилось гибелью обоих, известно из довольно позднего источника, «Сказания о Мамаевом побоище» (обычно датируемого второй половиной XV — началом XVI века). В более ранних рассказах о событиях 1380 года о поединке не упомянуто, и многие современные историки сомневаются в достоверности сведений из «Сказания…». В годы войны отношение к этому источнику было менее критичным, а потребность в сюжетах из отечественной истории об успешной борьбе против захватчиков — велика. Авилов работал над картиной в переломный период, когда шли тяжелые бои за Сталинград, которые ценой невероятных усилий закончились победой советских войск. Ситуация на полотне резонировала с действительностью. Еще неизвестно, кто одержит верх в противостоянии, но то, что благословленный святым старцем монах-воин повергает грозного противника, пусть даже ценой жизни, дает надежду всему русскому войску.

1. Место битвы . Как считается, Куликово поле располагалось возле слияния рек Дона и Непрядвы; в наши дни на этом месте, в Тульской области, находится соответствующий музей-заповедник. Однако историк и филолог, профессор Сергей Азбелев оспаривал это утверждение, указывая на путаницу в терминах, поскольку в XIV веке «летописцы… под словом «устье» разумели исток Непрядвы из озера Волова — на расстоянии приблизительно 40 километров от места слияния ее с Доном».

В августе 1380 года, перед тем как отправиться на битву с Мамаем, московский князь Дмитрий Иванович посетил игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского. Получив благословение старца, князь Дмитрий попросил у Сергия для своего войска двух воинов-иноков от его «чернечьского полка»: Александра Пересвета и Родиона Ослябю, которые отличались богатырским телосложением и были приучены к ратному делу. Сергий выполнил княжескую просьбу: «Тебе, князь, отдаю своих оруженосцев», и напутствовал послушников такими словами: «Время вашей купли пришло».

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, 1943, худ. М.И. Авилов.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, 1943, худ. М.И. Авилов.

8 сентября 1380 года бывший брянский боярин Александр Пересвет открыл Куликовскую битву поединком с татарским богатырем Темир-Мурзой (в некоторых источниках называется другое имя противника — Челубей). Когда ордынские и русские войска встали друг против друга, из рядов ордынцев выехал огромного роста воин, Темир-Мурза, и стал вызывать на бой русских, но никто не решался сразиться с татарским великаном. Александр Пересвет принял вызов грозного противника: «Отцы и братья, простите меня грешного; брате Ослябе, моли за меня Бога. Отец игумен Сергий, помоги мне молитвою твоею». И вот два всадника стремительно понеслись навстречу друг друга и столкнулись в яростной схватке. Оба поединщика погибли, смертельно поразив друг друга копьями; пали и боевые кони соперников.


План Куликовской битвы
План Куликовской битвы

Но прежде чем совершить свой подвиг, Пересвет и Ослябя несколько дней добирались до Куликова поля. На Рязанской земле, в двух верстах от современного города Скопина, Пересвет и Ослябя расположились на отдых со своими отрядами. На месте этой стоянки расположено теперь село Вослебово, названное в честь Родиона Осляби. Неизвестна причина размолвки между двумя воинами-послушниками, но с места общей стоянки Пересвет и Ослябя пошли разными дорогами. Пересвет направился в пещеру отшельника, жившего возле высокой горы, которую потом назовут Дмитриевской и на которой спустя некоторое время поставят церковь во имя Димитрия Солунского. В келье отшельника Александр Пересвет помолился за победу русского оружия и за примирение со своим другом Родионом Ослябей. Могилы Пересвета и Осляби сохранились в церкви Рождества Богородицы Старо-Симоновского монастыря. В пещере отшельника Пересвет переоделся в боевые доспехи и оставил там свой посох, обещав вернуться за ним после победы.

Посох Пересвета. XIV в. РИАМЗ.
Посох Пересвета. XIV в. РИАМЗ.

Что же представляет собой так называемый посох Пересвета? Это — четырехлетняя яблоневая поросль, вырванная с корнем и очищенная от коры и сучьев, с Т-образной ручкой, образуемой корневищем. Длина посоха — 2 аршина (1 м 42 см). Верхний диаметр составляет 4,25 вершка (20 см), нижний — 3,5 вершка (около 16 см). Посох Пересвета длительное время находился в Дмитриевском монастыре, возведенном на месте деревянной часовни, и хранился сначала в алтаре в особом футляре, запираемом на ключ, а затем за клиросом. Отмечается, что посох был урезан на 6 вершков по приказанию настоятеля из-за того, что не помещался в короткий футляр. Первоначальная длина посоха равнялась 2 аршинам и 6 вершкам (примерно 1 м 70 см).

Сень над гробницами Пересвета и Осляби в Рождественско-Богородицком монастыре в Старом Симонове. До 1917 г.
Сень над гробницами Пересвета и Осляби в Рождественско-Богородицком монастыре в Старом Симонове. До 1917 г.

Можно представить какого исполинского роста был Александр Пересвет, если он опирался па такой посох-костыль! Некие старцы вспоминали, что кроме посоха в монастыре хранились вещи Пересвета: клобук, мантия, четки. Посоху Пересвета приписывают исцеляющее воздействие, помогающее от зубной боли, вследствие чего он во многих местах весьма заметно изгрызен усердными богомольцами, особенно на рукояти. Кроме того, ходило другое поверье о том, что посох придавал большую физическую силу тем, кто прикасался к нему, упражняясь с ним в различных движениях. Такая традиция берет свое начало с петровских времен, со времен массового и обязательного призыва дворян на военную службу. Перед тем, как покинуть дом на долгие годы ратной службы, местные дворяне испытывали свою физическую силу на посохе Пересвета: подбрасывали его вверх, стараясь поймать руками в воздухе, не давая опуститься на землю, вращали над головой, нисколько не чувствуя его веса, а весил посох 5,5 фунтов (свыше 2 кг). Затем традиция была прервана, вероятно, при Петре III или в «золотой» для дворян век Екатерины II, даровавшей знати различные вольности, в том числе и освобождение от обязательной воинской службы.

Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Установлен в 1850 г.
Памятник Дмитрию Донскому на Куликовом поле. Установлен в 1850 г.

Память о Куликовской битве отразилась и в названиях сел на Рязанской земле: Дмитриевка, Вослебово, Побединка, нет только названия Пересветово. Было бы справедливым увековечить память Александра Пересвета, назвав один из населенных пунктов Скопинского района Рязанской области именем воина-инока, героя знаменательной Куликовской битвы 1380 года.

Источник: «Легенды Рязанского края», В.Семин.

Сноски:

  1. ПСРЛ. Т. 11. Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965. С. 53
  2. Там же.
  3. Сказание о Русской земле. СПб., 1913. 4.2. С. 448-449.
  4. ПСРЛ. Т. 11. С. 60.
  5. Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом. Рязань, 1889. С. 27.
  6. Карамзин Н.М. Там же. С. 167. Прим. 16.
  7. Рязанские достопамятности… С. 27.
  8. Там же.
  9. Прибавления к РЕВ. 1880. № 20. С. 135.

Все публикации

Многие русские спортсмены стали обращаться к истории и черпать вдохновение для своих спортивных подвигов от русских богатырей. Так, например, Александр Дубровин, русский богатырь или человек-наковальня, взял себе псевдоним Пересвет.

С этим псевдонимом связана удивительная история. Александр Пересвет был искусным воином, но завершил свою службу и принял монашество. Этот богатырь-монах находился под отеческой заботой великого русского подвижника Сергия Радонежского. Также вместе с ним был и его брат Андрей Ослябя. На больших храмовых иконах часто изображают Пересвета, Ослабю, Сергия Радонежского и Димитрия Донского.

Они стали ключевыми фигурами в победе русского войска над Мамаем на Куликовом поле. По традиции между войсками совершался поединок богатырей. Со стороны татарского войска выступал Челубей. Это был искусный воин, непобедимый в таких схватках. Татарин был очень высоким и сильным богатырем, у него также было длинное копье, которым он выбивал из седла всех противников так, что они не успевали даже подъехать к нему.

Пересвет понимал, что если сражаться по принятым в поединке правилам, то ему не победить грозного противника, он долго молился и принял решение, которое повлияло на судьбу поединка. Ценой своей жизни русский богатырь победил Челубея. Инок Александр снял доспехи, одел монашескую мантию и помчался навстречу острию копья татарина. Когда копье вошло в тело русского воина, то расстояние между ним и татарином сократилось, тогда Пересвет поразил его своим орудием.

Та,к отдав свою жизнь за братьев, он исполнил заповедь Христову «возлюби ближнего своего, как самого себя».

В истории церкви есть немало имен, которые, словно светильники на паникадиле под куполом церкви, освещают своими подвигами русскую землю.

Для русского воинства схватка между Пересветом и Челубеем была не обыкновенным состязанием двух воинов. Здесь столкнулись две религии. Пересвет – православный воин и Челубей — получивший оккультные знания на Тибете и почитающийся татарами как бессмертный. Его смерть внесла большое смятение в ряды войска Мамая. Смертный Александр Пересвет убил бессмертного воина.

После этого поединка сразу началась битва, где войско Димитрия Донского одержало великую победу, которая вошла в историю как победа и освобождение Руси от орды.

Пересвета и Ослябу похоронили в Москве, но по другим сведениям считается, что Ослябя не погиб на Куликовом Поле.

Биография

Александр Пересвет – инок и русский воин, который, по преданию, сыграл важную роль в Куликовской битве. За подвиг монах причислен к лику святых, и память о нем живет столетиями, хотя биография героя малоизвестна и овеяна мифами.

Детство и юность

История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.

Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе. По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни. Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия

Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками. О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году. Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.

О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.

Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.

Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь. Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой.

Документальный фильм «Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?»

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.

Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

Личная жизнь

О том, как жил Александр Пересвет до битвы, ничего не известно, но легко представить, как проходили будни инока. Отрекшись от мирской деятельности, все свободное время он проводил в молитвах и богослужениях. Монахи трудились на благо монастыря, и наверняка бывший воин не был исключением. Жены и детей у послушника, вероятно, не было. По крайней мере, исторические источники не упоминают об их наличии. Личная жизнь инока до сих пор покрыта тайной.

Смерть

Тело Александра Пересвета после смерти было предано земле неподалеку от церкви, поставленной в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Монах захоронен вместе с почившим братом Андреем Ослябей. Точная дата причисления героев к лику святых неизвестна, но в святцы имена внесли в 17 веке. В 1896 году имена богатырей внесли в «Троицкий патерик», упоминающий учеников преподобного Сергия Радонежского.

Дмитрий Донской стоит над погибшими Пересветом и Челубеем на Куликовом поле / Википедия

Спустя время могилы Пересвета и Осляби украсили надгробиями, формировавшими собой своеобразное строение под колокольней. Когда в 1794 году ее разобрали, надгробия сняли, чтобы установить новые, а в 19 веке достроили придел. В 1928 году надгробия вновь уничтожили, так как храм закрыли. Восстановлению они подверглись в 1989 году. Сегодня в храме установлена сень с обновленными памятниками. Останков под ними нет.

Посох Александра Пересвета, оставленный перед битвой, поначалу хранился в алтаре Димитриевского монастыря. В 20 веке он оказался в распоряжении Рязанского исторического музея. Крест монаха-воина длительное время хранился в графском роду Олсуфьевых.

Память

Подвиг Александра Пересвета сегодня описан в учебниках по истории государства российского. Первое упоминание появилось в рассказе «О побоище, иже на Дону» и в летописи «Повесть о Куликовской битве».

Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе / Википедия

«Сказание о Мамаевом побоище» также прославляет братьев. Легенду о том, как они защищали родину, описывают не только книги, но и документальные и художественные фильмы, например, картина «Куликово эхо».

В 2007 году город в Московской области получил название в честь героя – Пересвет. Портрет монаха-воина не сохранился, но в Лицевом житии преподобного Сергия от 16 века присутствует изображение Пересвета и Осляби. В 1980 году написана первая икона, воспевающая богатырей.