Пергамская церковь

«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» Откр. 2:12-17.

См. статью: «Послания семи Церквам»

Хронология

Мы всегда рассматриваем Божье Слово в пророческом и историческом контексте. Исторически можно разделить жизнь Божьей Церкви на семь периодов: первый период – Ефес, затем Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия, но нас интересует именно пророческий контекст.

Период Пергама отличается от периода Смирны. Если мы обратим свой взор на Антипу, последнего мученика периода Смирны, но который упоминается в послании к Пергаму, то становится ясно, что на самом деле пророческий период Смирны заканчивается именно в Пергаме. Пророчески, период Смирны начался еще во времена Ефеса и закончится только в Пергаме, так как вне зависимости от исторического времени, периоды идут внахлест.

Библия говорит, что первым мучеником был Стефан, а согласно историческому контексту Стефан жил в период Ефеса, а Антипа жил в период Пергама, но для них самих и им подобных – все это был период Смирны, период страдания и смерти. В период Пергамской церкви, во времена которого жил мученик Антипа, упоминается о «престоле сатаны». Это относится к правлению, которое обрела неверная церковь, начиная с этого периода времени. В результате, закончились гонения против Церкви, так как она больше не представляла угрозы для работы врага и историческая церковь начала себя обустраивать в контексте церковной структуры.

Что характеризовало Пергамскую церковь

То, что произошло в Пергаме, было следствием событий произошедших в Смирне, что в свою очередь являлось результатом сложившейся ситуации в Ефесе. Та часть семени, которая упала при дороге, среди камней, в тернии, среди плевел, являющихся противостоянием пшенице, в Пергаме, произведет необратимый эффект, который именуется, как разделение ценностей.

В 312 г. император Константин издает Миланский эдикт о веротерпимости, в результате чего Церковь объединяется с государством. Это была новая стратегия врага. Он меняет схему, так как увидел, что не смог победить Церковь, и что вопреки всему, она все больше росла. Таким образом, он заключает брачный союз, этот извращенный (перевернутый) брак, именно такое значение имеет слово «пергамо». Это брак двух абсолютно отличающихся друг от друга вещей. И это послание к Церкви, которая будет переживать период подобного брачного союза.

Кроме того, этот период охарактеризован тем, что в Пергаме стоял «престол сатаны», что означало, что в Церковь будет привнесено служение плоти. В Церкви будет присутствовать что-то от Господа и что-то от человека. Это тот самый случай, когда вера внутренняя перейдет в веру внешнюю. В этот период все то, о чем говорилось в притче о пшенице и плевелах, в полной мере проявилось в Церкви, среди которой произошло смешение христианства и язычества. Константин на этот счет имел свой политический интерес. Получив в свое распоряжение верность христиан, он желал добиться полной власти над империей, так как христиане были расположены в разных уголках страны. Константин стал назначать христиан секретарями, представителями в разных областях, и, таким образом, они приносили разного рода информацию напрямую правителям. Он привнес вовнутрь христианства человеческую массу, которая была заражена язычеством. А для того чтобы все выглядело правдоподобно, Константин и сам принял водное крещение.

Это был перевернутый брак. Потому что целая серия ценностей из язычества была адаптирована под христианство. Действие противостояния заключалось в том, чтобы объединить огромное количество язычников со сравнительно небольшим количеством христиан. В результате это принесло проблему Работе Божьей. Христианская структура растворилась, она попросту исчезла. И все это произошло благодаря подобному брачному союзу. Для такой смешанной Церкви Иисус описывает Себя, как Имеющий меч обоюдоострый, меч, который разделяет. Поэтому когда Иисус обращается к Пергамской церкви, Он говорит: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» Откр. 2:12. Меч, который разрезает с обеих сторон, необходим для того, чтобы отделить то, что исходит от Господа, от того, что не исходит от Господа. Этим обоюдоострым мечом, является Слово Божье.

Как появился на свет подобный брак? Если в какой-либо провинции происходило восстание, то император незамедлительно отправлял туда свои войска для его подавления. Там проливалось много человеческой крови. Но со времени рождения Церкви количество христиан заметно выросло. И император Константин отдавал себе отчет в том, что если восстанут христиане, то ему придется столкнуться с большой людской массой, которая при этом не боится смерти. Правители так же понимали, что если христиан не победить силой, то их можно победить другим способом, а именно, объединиться с ними. Это и стало причиной подобного брака.

Большого труда не составляет разбавить, к примеру, миллион христиан 50-ю миллионами язычников, который в скором времени растворится и практически исчезнет. Именно это и произошло, благодаря двум событиям: Никомидийскому эдикту 311 года, выпущенному императором Галерием и, как мы уже отмечали ранее, Миланскому эдикту 312 года, составленному императорами Константином и Лицинием. Подобное радикальное изменение правительства Римской империи на первый взгляд кажется просто прекрасным, так как теперь лишь только христианин мог стать частью империи, но все было совсем не так, как кажется. Теперь все стали называться христианами.

И самое ужасное, что смешанное христианство вынесло из этого перевернутого брака, это то, что человек становится христианином после водного крещения. Появилась новая доктрина, которая учила о том, что для того, чтобы стать христианином, надо просто-напросто принять водное крещение. В то время, согласно декрету, любой язычник становился христианином, просто, покрестившись в воде. Это продолжается и сегодня. Но мы знаем, что христианином человек становится через переживание нового рождения. Сегодня, традиционный христианин, а иногда даже евангельский, думает, что он имеет спасение, лишь потому, что родился в верующей семье. Лютеране считают, что если умрет ребенок, который не был крещен, то он попадет в ад. И они говорят, что если ребенок родился у верующих родителей, то спасение достается ему по наследству. Эта ложь началась в Пергаме.

Все вошли в воду, да так, что воды не хватало на такое количество людей. Но где же было место для нового рождения, нового творения во Христе Иисусе? Божий проект спасения – это новое рождение человека, рождение свыше.

Доктрина

Рассмотрим аспекты послания к Пергамской церкви. В Писании мы читаем следующие слова: «И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» Откр. 2:12. Здесь отражено славное звание Господа Иисуса в этот период времени – «Имеющий острый с обеих сторон меч». Господь послал верным Свое Слово, которое всегда поможет отделить ложь от истины, плевелы от пшеницы. Доктрина уже стоит на ногах, она не поменяется.

Мученичество

То, что происходило в период Пергама, мы видим из следующего стиха Библии: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» Откр. 2:13.

Церковь, которая имела имя Господа, не отвергла Его имени. Антипа служит примером верности, несмотря на то, что большинство людей перестает быть частью Верной Церкви, которая, преодолевая страх и ужас, жила во времена гонений. Через этот факт Господь желает показать, что верные Его слуги будут оставаться всегда, хотя их количество будет уменьшаться. Несмотря на действующий Миланский эдикт, на имперские привилегии, некоторые христиане, включая и самого Антипу, были убиты в этот период Церкви. Но Господь и впредь будет продолжать рассчитывать на Своих верных.

До смерти Антипы Церковь не отрекалась от веры. Он был последним верным свидетелем Смирнской церкви. Но вера исчезла со смертью Антипы. Истинная вера, существовавшая в Пергаме, закончилась. Наступило время правления неверной церкви, и время жизни в катакомбах истинно верующих слуг Божьих прекратилось. Именно с этого момента начала свое существование новая структура, появился престол, и кто-то другой вместо истинного Бога воссел на нем. Иисус назвал этот престол «сатанинским».

Это было начало человеческого правления в церкви. Именно в этот момент церковь провозгласила о том, что Мария – «царица небесная». Это Пергамская структура. Она взяла истинное семя веры, которое сосредоточено на внутренней жизни и бросило его на поле интересов человеческой религии. В этот период церковная структура сильно выросла. Были поставлены епископы в Риме, в Константинополе, в Александрии, в Иерусалиме, на Иберийском полуострове. Постепенно Церковь превратилась в хорошо структурированную организацию, поэтому, когда в 476 году Западная Римская империя пала, и народы, населявшие ее, не смогли создать вселенскую форму правления, то это сделала церковь. Именно церковь на тот момент уже имела необходимую структуру для того, чтобы править миром. Это было чрезвычайно успешное действие врага и «перевернутый» брак полностью оправдал себя. Поэтому Иисус говорит, что Пергамский период будет являться большой проблемой для Верной Церкви. В течение всех оставшихся пророческих периодов, Церковь Божья будет страдать из-за противостояния Пергамского периода.

Притча о горчичном зерне

Смерть Антипы характеризует окончание одного из пророческих периодов. Мученический, пророческий период начинается еще в Ефесе со смерти Стефана, и заканчивается в Пергаме смертью Антипы. Это определенный пророческий период и к этому периоду имеет отношение притча о горчичном зерне.

«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» Мф. 13:31-32.

Горчичное зерно говорит о концентрации жизни, которая была внутри этого самого малого зернышка по сравнению с другими. Этим зерном была истинная вера до Пергамского периода. Но притча говорит, что один человек посеял это зерно на своем поле. Что это за поле? Это поле человеческих интересов, интересов религии. И что теперь будет происходить с этой внутренней концентрацией жизни, которая была сокрыта внутри горчичного зерна? Истинная вера в нем умрет. И вера умерла вместе с Антипой. Когда Церковь перестанет иметь концентрацию жизни внутри, то она перестанет быть Телом. Церковь превращается в выражение веры внешней, показной, рожденной в деле творения. Такая церковь представляет собой уже не Тело, а хорошо слаженную структуру.

Поэтому, когда зерно умирает, на его месте рождается большое дерево. Практическая вера умирает, превращаясь в веру теоретическую. Дела, в которых кипела жизнь Христа, были брошены на поле интересов религии, культуры, литургии. Вера превращается в интеллектуальное, рациональное занятие, которое защищает интересы человека. Когда вера принимает только внешние параметры, то близкие, искренние отношения с Богом прекращаются. И с этого момента вера становится чисто философской. Если Иисус не являет Себя в делах веры, то это вера философская, теоретическая. Бог никогда не действует среди религии, придуманной человеком. Бог действует согласно Своего плана, рожденного в Вечности задолго до появления человека.

Что будет происходить далее с этой структурой? Подобно большому дереву она будет привлекать к себе птиц небесных. Для многих людей это дерево будет местом, где они начнут устраивать себе гнезда. Но мы должны помнить о том, что дерево предназначено для того, чтобы приносить плоды, а не для того, чтобы давать место птицам, которые разрушают его плоды и гадят. Птицы – это интересы, которые имеют место в религиозной структуре. И именно они не дают места плодам Духа.

Иными словами говоря, человек берет веру, подаренную ему Богом из Вечности, и сеет ее не на Божьем поле, а на своем собственном поле, на поле своих интересов. Для примера: Бог использует брата в даре исцелений, а он использует этот дар на поле своего материального интереса. Он молится за человека, тот получает исцеление и в благодарность позволяет брату бесплатно отовариваться в своем собственном продуктовом магазине. Что произошло?

Вера, которая является внутренней и представляет собой малое семя, была выставлена напоказ. Что ты можешь разглядеть в горчичном семени? Это самое малое из всех семян. Горчичное семя, на которое ссылается Господь – сокрыто. Ты проходишь мимо и не замечаешь его. Никто не должен выставлять веру, как внешний, всем видимый элемент. Почему? Потому, что вера не от нас, это Божий дар.

Внутри семени существует скрытая жизнь. Жизнь, которая сокрыта внутри семени – это подарок Господа, и это не то, что может быть выставлено на внешнее обозрение толпы.

Действие врага

То, что в предыдущем периоде Церкви было плевелами, теперь вливается и перемешивается с тем, что является Божьим. Вера заменена ложными доктринами. Почему это пришло в жизнь Церкви? Это было сделано для того, чтобы аннулировать жертву Иисуса. С этого момента начинают возникать догмы. Это облегчило жизнь язычнику, для которого все было божеством. Он верил в солнце, в луну, в животных, в реки. Поэтому, верить в Марию, Петра, Иоанна было гораздо легче. Именно этого добился император Константин. Он привнес язычество в христианство. И все были этим довольны.

Но Иисус упрекает в этом церковь: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» Откр. 2:14.

В этот период начинается формирование церкви, когда всякого рода ереси атакуют ее. Церковь принимает и усыновляет идолопоклонство, тогда впервые появились папы церкви. Церковь стала устраивать праздники для своих пап, точно так, как язычники устраивали праздники своим идолам. Таким образом церковь пыталась привлечь в свои ряды язычников.

Валаам – это языческий пророк, которому платил языческий царь Валак, чтобы тот пророчествовал против Израиля и научил идолопоклонству сынов Израиля. Структура валаамства начала свою деятельность в период смешанной церкви. Именно в этот период, церковь стала продавать духовные ценности, вплоть до спасения. Продажа индульгенций, прощение грехов, как раз входит в процесс валаамствования.

Выражение: «любодействовали» – говорит о поклонении другим богам, которые не являются истинным Богом. Итак, в Пергаме, церковь возьмет все доктрины и трансформирует их на материальном поле. Месса будет материальной, спасение будет материальным. Человеку нужно будет покупать свое спасение. Просто покупаешь индульгенцию, и ты спасен. Индульгенция – это прощение данное самим папой. Это и возмущало Господа.

Итак, Валаам – это распродажа «святых» вещей. Были люди, которые торговали спасением. Саксонский монах Иоганн Тецель торговал индульгенцией под девизом: «Как только монета зазвенит на дне кружки, душа выпрыгнет из чистилища». Подобное продолжается и до сего дня, только сегодня это делают евангельские верующие. В Божьей Работе материальные вещи подчиняются духовным. «Имеем, как не имеющие ничего». Одна из вещей, которой Господь учит Церковь – это управлять материальными благами под руководством Святого Духа.

Но почему церковь начала продавать эти «святые» вещи? Она планировала править миром, а для этого ей нужны были материальные ресурсы. Она пыталась обрести мировое могущество. Ей в короткий срок нужно было создать феодальную структуру, чтобы влиять на нации. При феодальном строе так все и было. Церковь имела силовую власть над народами. Эта власть была как политической, так и религиозной. В этот период правители церкви считались непогрешимыми людьми и поэтому имели абсолютную власть.

Еще Господь упрекает Церковь за доктрину Николаитов: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу»Откр. 2:15.

В послании к Ефесской церкви, Господь уже выражал Свое негодование в отношении Николаитов. Именно в Ефесе, находился зародыш николаитства. Когда это появлялось в Ранней Церкви, верные верующие ненавидели это. А здесь в Пергаме, это уже трансформировалось в учение Николаитов. Ранее это было обычным делом, теперь это уже стало учением. От дел до учения произошел целый процесс. Самая большая проблема из-за учения Николаитов заключалась в том, что на свет появилась целая каста священников, которая правила по законам Ветхого Завета.

В период Пергама, церковная система управления уже сформировалась, церковь выросла. Но выросла она путем собранных ложных ценностей, а не при помощи клеточного роста живого тела. Тогда церковь была управляема 5-6 главами священников – епископов и дошло до того, что один из епископов Рима взял на себя вселенскую власть. С того момента он начал называться папой. Вся власть в тот момент была сконцентрирована в Риме. В этот период произошли факты, о которых история нас оповещает: Константинополь, разделение, создание ортодоксально-православной церкви. Это исторический контекст и эта история вполне объясняет слова Господа: «учения Николаитов, которое Я ненавижу».

Но, несмотря на все события, происходящие в истории Церкви, всегда была Верная Церковь, всегда был верный народ и управление Верной Церковью, всегда осуществлялось Святым Духом. Господь всегда, во все эпохи хранил верный остаток, поэтому мы, сегодня живы. Господь пророчески показывает, что по-настоящему действует не история, не человек в своем стремительном беге, не человеческое усилие, а Божья сила. Господь присутствует во всем ходе истории, и Он знает обо всем, что происходит. Он всегда управлял тем, что дал Ему Отец, а именно, Своей Церковью.

Оружие врага

Пергамская церковь жила доктриной Валаама, т.е. лжепророчеством. Валаам пытался пророчествовать против Израиля. Поскольку у него не получилось проклясть Израильский народ, Валаам научил Валака как соблазнить сынов Израилевых. Для чего это было нужно? Для того чтобы Божий народ принимал в пищу идоложертвенное и прелюбодействовал. Как же это произошло?

Валаам посоветовал Валаку совратить сынов Израилевых прелестями моавитянок, соблазнить их служением отвратительному Ваалу и, таким образом, раздражать Бога. Этот злой совет произвел желаемый результат. Именно это и произошло с Церковью. Она стала питаться идоложертвенным и начала прелюбодействовать, поклоняясь идолам, известным под именами различных «святых».

Учение Николаитов было в какой-то мере политическим управлением Церковью. Церкви в Пергаме нужно было управлять своим материальным имуществом, подготовить все необходимое для Фиатирской церкви, которая шла следом, чтобы продлить свой период до тысячи лет. Поэтому было необходимо формировать кадры внутри Церкви, чтобы они правили в течение тысячелетия, и смогли перенести небеса на землю. И все верили в эту возможность.

Несмотря на то, что периоду Пергама исторически соответствует где-то 200 лет, а Фиатире примерно 1000 лет, Бог в Пергаме дает обетование, что там, впереди, Он разрушит эту структуру. И оружие, которое Он будет использовать – это меч из уст Божьих. Бог пророчески показывает то, что произойдет при Реформации XVI века.

Обетование

Господь дает обетование Пергаму перед началом Фиатирского периода, и первое, что Он говорит, это то, что Он сразится с этой структурой при помощи откровения: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» Откр. 2:16.

Меч – это Слово Божье. Поэтому мы переживаем, чтобы Божье откровение всегда было среди нас. Ведь даже те, которые были крещены Святым Духом, но затем стали двигаться вперед, руководствуясь своим разумом и опытом, не смогли сразиться с этой структурой и противостоять ей, а наоборот, многие из них объединились с ней. Сегодня можно видеть, что группы, которые вышли из католицизма после Реформации XVI века, снова возвращаются в католицизм. Это происходит только потому, что они не имеют Слова из уст Божьих, не имеют Откровения.

Великое сражение произошло во время религиозной Реформы XVI века. Поэтому Господь дает обетование Церкви: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну». А этой сокровенной манной является Открытое Слово, то Слово, которое питает истинную веру, и позволяет приносить духовные плоды. Это как раз то, что умерло в Пергаме. Манна была сокрыта, Слово было сокрыто, сокровище было сокрыто в поле, горчичное зерно было сокрыто, вера была сокрыта. Бог посылает Открытое Слово для Церкви последнего времени.

Снова возникает вопрос: почему «сокровенная манна»? Потому что в период Пергама Валаам учил принимать в пищу идоложертвенное. Период Пергама являлся переходным периодом. Все язычники, которые обращались по закону императора, были обращены номинально, то есть формально. У них не было никакой духовной жизни. И те христиане, которые не имели духовной жизни, новообращенные, шли на празднования к языческим богам, как и те, которые сегодня пекут куличи на пасху.

Что же церковь предпринимала для того, чтобы эти «новообращенные» не шли к язычникам? Она создала в своих рядах «святых» посредников: «Святой Иоанн», «Святой Петр», «Святой Николай». И эти же языческие праздники были трансформированы в христианские. Каждый «святой» имеет свой идолопоклоннический праздник, где ему поклоняются и совершают определенные обряды. Но для нас Бог имеет «сокровенную манну» – хлеб жизни. Поэтому мы отходим от разума, от теологии. Наша цель – видеть то, чему учит Дух Святой.

«…и дам ему белый камень» – камни использовались на суде того времени для того, чтобы показать, виноват обвиняемый или невиноват. Белый камень говорит об освобождении, об оправдании, обо всем, на что верующий имеет право. Но этих прав у человека не было, т.к. он был крещен из язычника в христианина силою закона. Белый камень имеет отношение к оправданию верой. И этот момент, как раз является одним из 4-х тезисов Лютера, который защищался религиозной Реформой того времени: «Праведный верою жив будет».

«…и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» Откр. 2:17. Теперь, человек обретал это право, так как теперь он имел переживание новой жизни, нового рождения. Это было новое имя, это было обетование, которое давал Господь. Для того чтобы быть христианином, не надо иметь этикеток, христианского имени, формального крещения или становиться частью Римской империи, но необходимо иметь переживание нового рождения.

Новое имя – это новая Работа, которую Господь будет совершать – это великое пробуждение по всему миру. Это новое проявление Духа Святого в новое время. Новая Работа, которую никто не знает, кроме тех, кто получает ее, а получают ее от Святого Духа. Поэтому, эта новая Работа, никогда не будет противоречить той библейской доктрине, которая была сформирована и утверждена еще в период Ефеса.

Таким было обетование Господа для верных слуг Божьих!

См. статью: «Послания семи Церквам»

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

История Пергамского алтаря

Пергамское царство, образовавшееся после распада империи Александра Македонского, считалось одним из самых богатых в Малой Азии. Пергам упоминается в последней книге Библии. В тексте «Откровения» Господь говорит Ангелу Пергамской церкви о том, что он «живёт там, где престол Сатаны». Именно в Пергаме язычники убили верного ученика апостола Иоанна, священномученика Антипу Пергамского – проповедник христианства погиб внутри раскалённого медного быка.
А «престолом Сатаны», по одной из версий, Иоанн Богослов мог именовать гигантский жертвенник Зевсу, по форме похожий на огромный трон. Алтарь, построенный во II веке до н.э., считался крупнейшим подобным сооружением в античном мире, его даже включали в список семи чудес света. Ежедневно на алтаре совершались кровавые жертвоприношения, дым от которых поднимался над городом. Византийский император Юстиниан в VI веке приказал использовать алтарь в качестве основы для фортификационного сооружения. Благодаря этой задумке базилевса-христианина «престол Сатаны» и сохранился до наших дней почти в первозданном виде.
Шли века и на месте, где когда-то располагались византийские крепостные стены, вырос холм, пользовавшийся недоброй славой у турок. Местные жители поговаривали, что в окрестностях древнего Пергама водится нечистая сила, а у тех, кто осмеливался добывать камень на холме, пропадал дар речи.

В 70-х годах XIX века Пергам раскопал немец Карл Хуман. Алтарь бога Зевса поразил воображение археолога в первую очередь 120-метровым скульптурным фризом, на котором была изображена битва богов и гигантов. Пергамский алтарь вывезли в Германию, и в 1914 году выставили в Музее императора Фридриха. В 1920-х годах для алтаря возвели отдельный музей, строительство которого вызвало протест христианской организации «Союз спасителей-миссионеров».

Алтарь в СССР

С окончанием Второй Мировой войны «престол Сатаны» вновь поменял местонахождение. Несмотря на массивные габариты (длина 36 метров, ширина 20 метров и высота 9 метров) советские специалисты сумели без повреждений доставить Пергамский алтарь в Ленинград. Вывезти произведение искусства предложил профессор-искусствовед, Игорь Грабарь. Возможно, он вдохновлялся словами писателя Ивана Тургенева о том, «все истинные любители красоты» должны «ходить на поклонение» к Пергамскому алтарю. Однако по имеющимся свидетельствам, в течении 13 лет, которые алтарь простоял в Государственном Эрмитаже, к нему не допускались зрители.
По одной из конспирологических версий, древнее сооружение потребовалось большевикам вовсе не для того, чтобы приобщать народ к античной культуре. Ходили слухи, что архитектор Щусев построил мавзолей Ленина как раз по образцу Пергамского алтаря. В воспоминаниях самого Щусева об этом говорится достаточно туманно:
«Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так», — писал архитектор.
Случайно или нет, но один из ближайших к Красной площади московских храмов носит имя Антипы Пергамского. Опираясь на эти факты, исследователи, ассоциирующие большевиков с сатанистами, допускают предположение, что алтарь был вывезен с ритуальными целями. Тем более, что ещё в Берлине его облюбовали европейские оккультисты. Например, около алтаря шептала заклинания Лия Хирсиг, последовательница мага Алистера Кроули, которую тот отождествлял с Вавилонской блудницей.
В 1958 году по указанию Хрущёва Пергамский алтарь вернули в ГДР. Немцы согласились изготовить гипсовую копию сооружения, но только в 2002 году она была выставлена в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Оригинал же по-прежнему находится в берлинском Пергамон-музее, хотя в последние годы представители Турции требуют вернуть древнее сооружение на территорию их страны.

Т.Сагдиев

1 октября 2018
Черкасов снова спасает СССР от криминала
На Первом канале стартовал сериал «Операция «Сатана»» — новое шоу про майора Черкасова и реальные резонансные уголовные дела из советского прошлого. Алексей Филиппов посмотрел первые два эпизода и нашел дело Черкасова еще более провальным, чем обычно.

1975 год. Пентагон буквально стоит на ушах: за окном Холодная война, ракет вагон и маленькая тележка, но в СССР разрабатывают чудо-ракету «Сатана», которая будет круче всего вооружения США. Обычное приспособление для массового убийства людей несет около трех боевых зарядов, а «Cатана» — до десяти. К счастью, разработка еще на низком старте: не менее мощная война идет внутри КБ «Север», где есть сторонники жидкотопливного двигателя (Сергей Колтаков) и твердотопливного (Владимир Ильин), чьи противоречия усугубляются давнишней влюбленностью в одну и ту же женщину.
Читать рецензию на сериал «Паук»
Тем временем коварные американцы связываются с злокачественной Лорой Купер (Яна Сексте), работницей посольства, которая бессовестно, перед лицом всего Союза, способствует не дипломатическим, а шпионским деяниям США. Её подельник агент Камень (!) ловко саботирует и без того непростой технологический процесс. Во всём этом клубке из своей и государственной шерсти не обошлось и без пресловутого майора Черкасова (Андрей Смоляков), известного своей способностью затыкать любые бочки. Даже будучи уволенным из МУРа, в статусе глубоко уязвленного и жаждущего пива участкового, он присасывается к потенциально самому громкому уголовному делу на территории СССР. Ранее в канализации нашли сотрудницу КБ «Cевер», которая пыталась помешать торговле государственными тайнами.

Силы зла ловки и пронырливы, они способны мимикрировать под стариков-шахматистов и даже близких родственников, но все равно будут повержены: Черкасов уже извлек из туалетного бачка бутылочку пенного, обхамился с приятелями и бюрократами, а значит, скоро пойдет в бой, из которого не может не выйти победителем. В конце концов, газета «Советская трибуна» чихвостит МУР и хвалит его бывшую звезду.
«Операция «Сатана»» — уже пятая глава в упитанной биографии Ивана Петровича Черкасова, который то разоблачает наглых грабителей, то отыскивает военных преступников, то садится на хвост «оборотням в погонах». Пришло время и могучего внешнего врага: Первый канал вновь безукоризненно сервирует конъюнктуру, намекая, что длинные 70-е с их подозрительностью и безрадостностью — новый черный. Тем солиднее эта актуальная глава выглядит в составе замысловатого альманаха, примечательного тем, что все его детективные мелодрамы сложены из обломков реальных историй.

Тут, правда, Алла Криницына при участии Эрнесто Суареса (жаль, что не Луиса) начинает искривлять историю, чтобы всё в СССР крутилось вокруг Черкасова, попутно фаршируя историю казенными штампами. Не так уж важно, что ракету «Воевода», прозванную за границей «Cатана», конструировали в КБ «Южное», расположенном в украинском Днепропетровске, который Первому каналу неудобен ни географически, ни политически. Не так уж символично, что агент Камень — недвусмысленная отсылка к репортажу Аркадия Мамонтова про британский камень-шпион (других новостей у нас для вас нету). Совсем уж не смешно, что Лора Купер — это самая смехотворная из синефильских цитат: Дэвиду Линчу должно быть приятно, что из двух разнообразных персонажей «Твин Пикса» получилась одна хладнокровная американская тварь.
Читать материал о сериале «Шакал»
Совсем не смехотворно, что каждое пятое дело в российских сериалах начинается с фразы стража порядка «Мне надо отлить» — и в итоге оказывается, что милицейский мочевой пузырь проявляет недюжинную чуйку на криминал. Совсем не уморительно, что вся страна в этот момент прилипла к телевизору, наблюдая хоккей (идеальное время для грабежа и убийства). Наконец, нет ни малейшей грустной иронии в том, что Смоляков в отечественном кино- и теле-мире превратился в забронзовевшего и слишком правильного даже для аппаратчиков служаку, а Ильин — в добросердечного изобретателя, который, как и Черкасов, иллюстрирует всё хорошее в славном советском прошлом.

Впрочем, идеологические, конъюнктурные и сюжетные штампы — это лишь полбеды: как бы «черкасовиану» ни хвалили за заслуги в нише милицейских ретро-детективов и мнимое качество, это сериал не особо мастеровитый, а в «Сатане» совсем уж небрежный. Режиссер Юрий Мороз, кажется, не ставил перед актерами каких-либо задач, кроме передвижения в кадре, поэтому покойная сотрудница КБ «Север» безбожно переигрывает (за что и удостаивается неловкой смерти в рапиде), а на лице Смолякова, Ильина и Колтакова написано такое драматическое безразличие, какое настигает каждого хорошего артиста, когда ему приходится играть драное пальто (что, увы, в сериалах случается регулярно). Общаются все по давней традиции афоризмами и монологами: Колтаков осаживает твердотопливного неприятеля стишком «Если ты такой гениальный, что же ты не генеральный?», тут же замечая для несообразительного зрителя «О, я аж рифмой говорю», а хромающая для пущей беззащитности Виктория Исакова, играющая сестру Камня, с пионерским придыханием пересказывает всю несчастную семейную жизнь (очень несчастную).

Читать рецензию на сериал «Палач»
Так, «Операция «Сатана»» верна жанру плохо написанного житейско-патриотического детектива, который заливает зрителя не слишком связанной информацией о горестях и радостях персонажей, а также плохо завуалированной актуальной повесткой. Еще и на всякий случай наставляет молодые поколения, лишенные ностальгии по временам полетов в космос и разработки «Сатаны»: «Не стоит говорить о том, чего не видели, в негативном тоне». Изрекает её, разумеется, Ильин, которому во «Времени первых» разрешили озвучить национальную идею про необходимость летать в кандалах. Про то, что и фильмы, и сериалы — это не просто груда информации, которую нужно рассказать зрителю как можно скорее и как можно прямолинейнее, монолог, увы, ему никто не написал. Как и про операторско-монтажную дисфункцию отечественного телевидения. «Сатана», к слову, поступила на вооружение в 1988-м, так что Черкасов, видать, не всесилен.
«Операция «Сатана»» на Первом канале с 1 октября.
Алексей Филиппов

Ссылки по теме

Мажор и Балабол возвращаются: Продолжения российских сериалов сезона 2018-2019

Поиск по меткам

Алексей Филиппов, Детектив, ретро, Российские сериалы

Персоны

Владимир Ильин, Виктория Исакова, Сергей Колтаков, Алла Криницына, Дэвид Линч, Юрий Мороз, Яна Сексте, Андрей Смоляков

Фильмы

Время первых, Операция «Сатана», Твин Пикс

Разрушенный алтарь в Астеркарнской долине, расположенный на краю обрыва в северо-восточной части локации, принадлежит божеству Могдрогену, покровителю животных и защитнику Ровари. Из поколения в поколение люди ходили к нему, чтобы отдать дань уважения тому, кто даровал свою мудрость Ровану, последнему королю Арковии. Во времена кровопролитной гражданской войны алтарь набожности был разрушен и запечатан культистами Х’тона, которые забрали с собой в пустоту Рунный камень и Дух Могдрогена. Слухи об осквернении алтаря быстро дошли до Бродяг и до сих пор не дают покоя старейшинам. Восстановление запечатанного хтонийскими силами алтаря начинается в Grim Dawn в задании «Наследие Ровари». Утраченные священные символы очень важны для народа, поэтому любая помощь будет воспринята Бродягами с большим воодушевлением, но Амкала, хранительница знаний, согласится на сотрудничество только после того, как доверие фракции достигнет отметки в 10000 очков, а главный герой получит звание «Заслуженный».

Выполнить задание «Наследие Ровари» в Grim Dawn можно в любое время игры: в ходе прохождения основного сюжета и после убийства главного злодея под Некрополисом. Уважение Бродяг быстро повышается за счет выполнения различных побочных заданий и заказов, либо массового истребления нежити в многочисленных подземельях, разбросанных по всему Каирну.

Местоположение хтонийских разломов с Рунным камнем Могдрогена в Кровавой роще в задании 'Наследие Ровари' в Grim Dawn

Прохождение запечатанного хтонийскими силами алтаря в задании «Наследие Ровари» в Grim Dawn

Как только будут выполнены промежуточные условия по завоеванию уважения у фракции Бродяг, возвращаемся к Амкале в лагерь Бродяг в Старой Арковии. Она расскажет в подробностях о задании и укажет на места, куда нужно идти за Рунным камнем и духом Могдрогена.
Местоположение хтонийских разломов с Духом Могдрогена на Равнинах раздора в задании 'Наследие Ровари' в Grim Dawn

  1. Рунный камень Могдрогена находится в Пепельной пустоши, в которую можно попасть через Хтонийский разлом рядом с алтарем набожности в Кровавой роще, наполненной культистами крови, голодными хтонийцами и демонами пустоты. Красная сфера-портал появляется в разных местах вокруг алтаря. Оказавшись в Пепельной пустоши, идем к развалинам в северо-западной части локации, по пути зачищаем местность от противников и боссов, забираем Рунный камень Могдрогена. Обратно вернуться из Пепельной пустоши на поверхность поможет другой Хтонийский разлом, появляющийся в развалинах в северной части локации, либо простая перезагрузка сохранения, тогда главный герой автоматически вернется в один из трех лагерей союзников — на Перекресток Дьявола, в Усадьбу и в Форт Икон, это позволит сэкономить время на поиски выхода.
  2. Сфера с Духом Могдрогена находится в Покинутых пустошах, в которые можно попасть через Хтонийский разлом на Равнинах раздора по дороге из Форта Икон к Некрополису. Хтонийские разломы появляются в тех же местах, что и в задании «Победа над пустотой» во время охоты на Бейн’Гаргота. Обратно вернуться из Покинутой пустоши на поверхность поможет другой Хтонийский разлом, расположенный в юго-западной части локации.
  3. Древние сердца выпадают из сильных высокоуровневых противников.

В финальной стадии задания возвращаемся обратно в Астеркарнскую долину. Для восстановления алтаря Могдрогена используем собранные части. Подношение вызовет несколько волн преспешников Х’тона, от которых придется отбиваться. После боя рядом с восстановленным алтарем появится аватар Могдрогена, который поблагодарит за оказанную помощь. Беседа с ним может закончится миром, либо при выборе агрессивных фраз божество попытается наказать хама и кинется в атаку. В бою аватар наносит огромный урон и призывает на помощь разных животных, поэтому персонажам с низкими характеристиками и сопротивляемостью к стихиям ничего не светит даже с включенными трейнерами. Утихомирить разбушевавшегося помогает перезагрузка игры. За победу над аватаром Могдрогена в Grim Dawn на элитном и абсолютной уровне сложности даются легендарная Мантия Могдрогена и Древнее сердце, а за прохождение задания «Наследие Ровари» — опыт, очки репутации у Бродяг, очко набожности и два редких компонента, например, части древней брони.