Персонализм философия

Обсуждая или рассуждая о каких-либо философских принципах или взглядах, прежде всего необходимо разобраться с этимологией понятия. Так, говоря о персонализме, первым делом стоит разобраться, что же это такое. Понятие персонализм от латинского «persona» — личность.

Принято думать, что первым этот термин употребил в своём труде Ф. Шлейермахер «Речи о религии к образованным людям, её презирающим» в 1799 году. Это что касается персонализма, а вот термин персоны упоминается ещё в древние времена, чтобы обозначить социальную роль индивидуума. В средние века Фомой Аквинским говорится о «personalites» («индивид разумной природы»). В Новое время Кант по-иному взглянул на этот термин и разграничил «person», «personalität» и «persönlichkeit» лицо, умственная инстанция и персона соответственно. Утверждая, что лицо в процессе персонализации способно стать личностью, которая реализует своё право на исполнение моральных обязанностей.

В теории персонализм уходит своими корнями в учения Г. В. Лейбница. В своей монадологии высказывал мнение, что персонализация является духовной субстанцией и обладает энергией, которая сосуществует в гармонии с собой и Богом. Схожее мнение можно было прочитать у Р. Г. Лотце и Г. Тейхмюллера. Сами персоналисты опираются в своих взглядах на идейных предшественников, например: Сократу, Паскалю, Фихте, Прудону, Шелеру, Шопенгауэру и многих других мыслителей.

Согласно современным представлениям философии, понятие персонализма отражает собой теистическое направление, которое признаёт личность как первичную деятельную реальность и наивысшую внутреннюю ценность. В свою очередь мир – это проявление творческой активности высшей личности, Бога. Персоналисты отказываются от мнения, что лидирующее место в мире занимает субъект, познающий истину. Они придерживаются точки зрения, что основой бытия является человеческая личность в полноте её конкретных проявлений. Личность становится фундаментальной онтологической категорией бытия, в котором синтезируются деятельность и волевая активность, находясь в состоянии непрерывного существования. Однако, персоналисты утверждают, что личность не является истоком самой себя, её корни уходят в единое начало – Бога.

Мировые школы персонализма

Выделяют четыре мировые школы персонализма:

  • Русская.
  • Немецкая.
  • Американская.
  • Французская.

Принято считать, что философская антропология имеет общие гносеологические корни с персонализмом.

Предмет изучения в персонализме как в науке очерчивается творческой субъектностью человека. Объясняется она индивидуальной принадлежностью к Богу. Убеждения таковы: человек = личность, персона. Его сущность базируется в его душе, которая собирает в себе божественную энергию. При этом человеческая душа самосознательна и самонаправляема, а люди нарушают божественный закон тем, что впадают в первую крайность – эгоизм. Следующая крайность – коллективизм. Подразумевается, что личность нивелируется и раскрывается в массе.

Опираясь на знание о персонализме, личность может избавиться от вышеописанных крайностей и определить истинную сущность человека, чтобы отстоять своё право на индивидуальность. Найти свою индивидуальность поможет понимание своей неповторимости и уникальности как субъекта. А сделать это можно только в обществе, которое развивается на совокупности личностей человека.

Основная проблематика персонализма

Независимость и этическое воспитание – главные вопросы, которые поднимаются в персонализме. Стремление личности к Богу или к добру и безупречности, что отождествляют персоналисты, означает движение по правильному пути. Только моральное самосовершенствование и правильное нравственное и религиозное воспитание могут сформировать общество гармоничных личностей. Также не менее важным в этом процессе является коммуникация, поскольку личность приобретает очертания персоны только в активном диалоге с другими людьми. Из этого можно сделать вывод, что только коммуницируя можно вовлекать людей в процесс совершенствования мира.

Главный интерес философии персонализма заключается в религиозно-этической проблематике. Чтобы не причинить вред репутации всемогущего, его благости и мудрости, персоналисты выдвигают теорию о самоограничении воли Бога, который предоставляет своим творениям волю избрания как некий подарок, что даёт им возможность принимать участие в воплощении богоугодного добра на земле. Божественное ограничение становится ограничением Божьей воли, опираясь на свободу людей, базируясь на кардинально этических принципах.

На другой взгляд, самоограничение реализовывает функцию богооправдания или теодицеи, что означает помилование от царящего в мире зла. Обуславливается это дарованной Богом свободой выбора.

Российский персонализм и его представители

В российской философии идеи персонализма формировали H.A. Бердяев (1874-1948 гг.), Л.И. Шестов (1866-1938 гг.), A.A. Козлов (1831-1901 гг.), Л.М. Лопатин (1855-1920 гг.), Е.А. Бобров (1867-1933 гг.), С.А. Алексеев (Аскольдов, 1870/71-1945 гг.), по некоторым принципам Н.О. Лосский (1870—1965 гг.). Русские персоналисты изображали личность как религиозно-идеалистический субъект. Мыслители сами называли свои философские концепции. Например: «панпсихизм» и «монистический плюрализм» у А. Козлова, «монистический спиритуализм» у Е. Боброва.

Определение

Н. Бердяев писал: «…Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую».

Русские персоналисты были приверженцами идеи противостояния способу существования, который возвышал идеал в убеждения предустановленности, заданности, статичности. Понятие личности для них означало – непредсказуемость, прорыв в неизвестность, свобода и духовная сила. Их гносеологические представления не сходятся с представлениями Р. Декарта, который разделял субъект и объект познания. Основополагающей теорией для персонализма они выдвигали дуализм. В его основе лежит раздвоение бытия на мир и человека, который находится в состоянии подчинения, и вынужден постигать что-то новое, чтобы приспособиться к нему, при этом изменять своей сути.

Пример

Н. Бердяев писал: «Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия. Истина в субъекте, но не в субъекте, противополагающем себя объективации и потому выделяющим себя из бытия, а в субъекте, как существующем».

Только при обращении к собственному глубинному духовному опыту, человеку способны раскрыться загадки мира, потому как одна-единственная тайна жизни заключается в понимании деятельности исходя из собственных наблюдений. Изначально личность полна безграничных возможностей. Подразумевается, что это нечто иное, отличное от обычного «гносеологического субъекта». Любая наука, по мнению Л. Шестова, это подобие «закрытым горизонтам», потому как будь то логика или мораль, они превращают мировоззрение в догмат и требуют всеобщего понимания и признания. Человек же по сути своей является иной субстанцией, он творит мир и придаёт ему смысл, а значит, восстаёт против самоочевидностей и развенчивает навязанные ему теории.

Русские философы были противниками эвдемонизма. Это означало, что смысл жизни каждой отдельно взятой личности заключался вовсе не в счастье, а в полном драматизма самопревзойдении. С этой точки зрения, их идеи были глубоко религиозны, что нельзя сказать об идеях западных персоналистов. Это стало главным фундаментов образования и становления взглядов персоналистов Германии и Франции. Персонализм «историософический» формировался на прогностических суждениях его представителей.

Козлов Алексей Александрович

А. А. Козлов русский философ (1831-1901 гг.). С самого рождения жил в Москве. Учился в Московском университете на физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Закончил его в 1854 году. Преподавал словесность до 1876 года, после чего по приглашению из Киевского университета уехал на должность приват-доцента философии. Философия занимала большую часть его времени. Он исследовал историю этой науки и полагал, что «явления духа и в логическом, и во временном порядке суть первые отношения к явлениям материи». В этот период защитил диссертацию «Генезис теории пространства и времени Канта», после чего ему было присвоено звание профессора.

Параллельно этому Козлов работает над основами собственной философии, которая получила название «панпсехизм». Теорию своей философской системы он излагал в журнале «Философский трёхмесячник». Позже его мысли сформировались в труды: «Философские этюды», «Философия как наука», «Философия действительности».

Внезапная болезнь подкосила Козлова, и по острой необходимости ему пришлось уйти в отставку. Он переехал в Петербург, но продолжил заниматься философией. Около года он издавал сборник философских мыслей «Своё слово».

Принципиальным отличием онтологических представлений Козлова изображается проблема внутренней человеческой субъективности, духовной субстанции, «я». Что значит быть субстанцией? Ответ на этот вопрос для него был прост: значит иметь на постоянной основе собственную устойчивую и персональную природу, которая ни в коем разе не зависит от внешних причин, а также времени, пространства и в такт этой природы действовать. В свою очередь мир учёный представляет как совокупность индивидуальных субстанций, которые взаимодействуют между собой и занимаются определёнными видами деятельности. Уразуметь суть происходящего, можно только углубляясь в исследование своего «я». Отношения между ними телеологические, потому что невозможно представить действие одной субстанции без взаимодействия с другой – высшей. Бытие Бога заключается в непосредственном сознании каждой индивидуальной субстанции, которая содержит в себе своё «я» и свои функции или занятия.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Собрать суждения о свойствах Бога мы можем только посредством обращения к собственному сознанию. Из этого следует, что время, материя, причинность представляют собой «идеальные иллюзии», а не реальный мир. Все эти понятия лишь плоды бессознательной деятельности человеческого мышления и фантазии субстанций, которые зарождают идеи, предназначающиеся для организации и конкретизации продуцируемых образов. Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что Козлов в своём труде понимает окружающую действительность как проекцию вовне актов сознания. Для него это эмоциональная и волевая деятельность человека, которая синтезирует данные как явные и феноменальные.

Согласно взглядам Козлова понятие «мир» не ограничивается понятием всеобщего бытия. Кроме существования «определённого бытия» есть ещё и «нечто трансцендентное». Оно располагается где-то вне познания.

Принципы понимания персонализма А. А. Козлова повлияли на формирование идей Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского.

Умер Козлов в 1901 году в Петербурге.

Алексеев Сергей Алексеевич

С. А. Алексеев (1870/71-1945 гг.) сын А. А. Козлова от второго брака (гражданского). Окончил Петербуржский университет (естественнонаучное отделение физико-математического факультета). В 1908 году стал членом Петербуржского религиозно-философского общества. Участвовал в создании сборников «Проблемы идеализма», «Из глубины». Логично, что его взгляды приобретали свои очертания под воздействием отца, собственно, поэтому он и являлся продолжателем лейбницеанской традиции русской философии. Отправными идеями его принципов становятся понятие «я» и идея всеобщей одушевлённости, на которой базировалась теория панпсихизма.

В 1920 году он стал основателем тайного общества «Братство святого Серафима Саровского», которое проповедовало религиозно-философские идеи. Из-за чего был арестован и сослан сначала в Коми, а после в Новгород. После немецкой оккупации эмигрировал в Германию, там и скончался в 1945 году.

Бобров Евгений Александрович

Е. А. Бобров является представителем русской религиозной философии, писателем, публицистом. Родился в 1867 году в Риге в семье дворян. Окончил Дерпский университет. Преподавателем философии у него был профессор Г. Тейхмюллер. После защиты диссертации на тему «Отношение искусства к науке и нравственности», получил звание доцента. А ещё через три года степень кандидата русской словесности за диссертацию о Д. В. Веневитове, философе и поэте, который являлся основателем «общества любомудров». Далее Бобров работал профессором в Казанском и Варшавском университетах. А после Октябрьского переворота 1917 года стал преподавать в Донском университете Ростова-на-Дону.

Бобров следовал идеям панпсихизма и логично упомянуть, что поддерживал взгляды и идеи Г. Лейбница и Г. Тейхмюллера. Он перевёл на русский язык важный для сторонников панпсихизма труд Лейбница «Монадологию». Его главной задачей являлось просвещение и популяризация персонализма и панпсихизма. Вследствие этого он совершал попытки создать собственную систему «критического индивидуализма». Индивидуализм – вот главная идея его системы. Именно он является центром самосознания, когда человек обретает себя в качестве отдельной сущности или индивида. Из этого следует, что центральной фигурой панпсихизма Боброва является именно личность.

Бобров много работал на благо развития русской словесности и истории философии. Он является автором сборника «Философия в России. Материалы, исследования и заметки», который состоит из 6 книг.

Бобров полагал, что философия в России делится на два направления:

  • Школьная.
  • Вольтерьянство.

Первая преподавалась в университетах, духовных семинариях и академиях. Объединяла под собой философские направления схоластики, вольфианства, универсализма. Второй присущи идеи мистики и масонства, со второй половины XIX в. материализм, социализм, позитивизм и спиризм.

Скончался Бобров в 1933 году в Ростове-на-Дону.

Лопатин Лев Михайлович

Л. М. Лопатин русский философ и общественный деятель. Родился в 1855 году и жил в Москве. Окончил Московский университет, историко-филологический факультет. Вся его дальнейшая жизнь была связана именно с этим местом. Сначала он получает место приват-доцента, немногим позже экстраординарного профессора. Вместе с этим преподаёт историю философии в гимназиях и на высших женских курсах. Кроме этого становится соредактором в журнале «Вопросы философии и психологии». А также преподаёт в Московском психологическом обществе.

Безусловно, Лопатин – это один из родоначальников персонализма в русской философии. Он утверждал, что в конце XIX в. философия приобретает догматичный характер, в ней мало рассуждений, она потеряла свою способность ставить и решать глобальные проблемы онтологии. Вручив эти функции науке, при этом утверждая, что только она является носителем достоверного знания. Результатом этого стало распространение по всем сферам бытия естественно научных закономерностей и к ошибочному представлению о человеке и мире.

Свою роль в возрождении философской науки Лопатин обозначал как возвращение к принципам онтологизма, в котором исследуются «наиболее общие и основные понятия и принципы нашего миропонимания». Собственно созданную системную философию теории он назвал «системой конкретного спиритуализма» или «монистическим спиритуализмом», подразумевая, что монизм – это признание внутренней гетерогенности мира и целостности его генезиса. Его рассуждения придерживались мысли: человек в силах понимать окружающую действительность лишь при содействии одного из трёх понятий предельного уровня – дух, вещество и непостижимая сущность.

Лопатин отвергал идеи о дуалистическом толковании действительности и считал не состоятельным агностицизм как учение. Он утверждал, что разумно изображать действительность лишь по принципу признания истинно сущего за дух. Из всего этого можно сделать вывод, что единственным, кто отвечает запросам монизма, по мнению Лопатина, является лишь спиритуализм. Только основываясь на его принципах можно адекватно воспринять и описать первичную непроизводную данность, которая являет собой дух.

Лопатин умер в 1920 году в Москве.

Немецкая школа персонализма и её представители

Самыми яркими представителями немецкого персонализма являются Ф. Якоби (1743-1819 гг.), М. Шелер (1874-1928 гг.), В. Штерн (1871-1938 гг.), Х. Тиллике (1908-1985). Самой главной проблематикой немецкого персонализма является изучение задатков и способностей индивида, глубинных слоёв персональной жизни человека. Личностный метод провозглашаться универсальным, для постижения и пояснения человека и настоящей и видимой реальности.

Ф. Якоби являлся философом-идеалистом немецкой школы. Существует мнение, что некоторые идеи его философии обрели своё истинное обличие в экзистенциализме. Его можно назвать основоположником немецкого персонализма. Потому как его принципы стали основой для концепции этического персонализма, разработанной М.Шелером.

Макс Шелер

Макс Шелер – немецкий философ, социолог (1874-1928 гг.). Он является одним из основателей антропологии философии, аксиологии и социологии знания. Некоторое время преподавал в Кёльнском университете, имел звание профессора. В своей карьере совершил переход от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальную нравственность И. Канта он соотносит с физической этикой ценностей. Много писал и рассуждал в своих работах: «Формализм в этике и материальная этика ценности» в 2-х томах, «Формы знания и общество», «О вечном в человеке», «Место человека в космосе».

Американская школа персонализма

Персонализ в Америке появился приблизительно в одно время с Россией, принято говорить о конце XIX в. Основоположником его является Б. Боун (1847-1910 гг.), хотя основными представителями и самыми яркими являются Р. Флюэллинг (1871-1966 гг.), Э. Брайтмен (1881-1953 гг.), Дж. Хауисон, У. Хокинг.

Главный термин «личность» определён ими как непревзойденная, уникальная, субъективность, которая обращена на созидание общественного мира. Все исторические события представляются мыслителями как односторонний процесс развития человека как личности. В свою очередь человек добивается наивысшего блаженства в единении с всевышним. Ориентиром американских персоналистов является изучение проблемы религии и этики. Свобода и нравственность человека занимают умы мыслителей. Этика американских последователей персонализма базировалась на убеждении, что только стремление к самосовершенствованию и саморазвитию приведёт общество к гармоничному существованию.

Французская школа персонализма

Самая поздняя школа персонализма сформировалась во Франции. Это произошло в начале 30-х гг. XX в. Родоначальником считаются Э. Мунье (1905—1950 гг.). Занимающими существенное место в развитии персонализма во Франции также можно считать Д. де Ружмон, П. Ландсберг, Ж. Изар, М. Недонсель, Ж. Лакруа, Г. Мадинье.

В 30-х годах левокаталические сторонники французской философии персонализма выдвинули идею основания философского познания, которое будет иметь мировое значение, о человеческой личности, как об основной заботе земной цивилизации. Начиная от самого Сократа и до концепций, разрабатываемых в XX веке, система формирования личности складывалась на основе осмысления гуманистической традиции. Огромное значение придавалось идеям экзистенциализма и марксизма.

Французские современники персонализма старались по-новому истолковать те догмы, на которые изначально опиралась философия. По-своему характеризовали многие проблемы христианства и роли человека в мире. По их представлениям личность имела три основные характеристики: экстериоризация, интериоризация и трансценденция. Где первое – это самоосуществление человека вовне, второе – внутренняя сосредоточенность индивида, а третье – некая универсальность индивида. Все эти термины находились в плотной связи, были увлечены движением трансцендирования, которое нацелено на высшие духовные ценности, а именно истину, красоту и благо.

Мунье Эмманюэль

Мунье Эмманюэль(1905-1950 гг.) французский философ, основоположник персонализма. Своё обучение философской науке проходил в университетах Гренобля и Сорбонны. Некоторое время потратил на преподавательскую деятельность в частных школах и лицее. В 1932 году именно он начал издавать журнал «Esprit», после того, как покончил со своей академической карьерой. Однако его деятельность прерывалась, потому как Мунье во время войны попал в германский плен и провёл там два года. После чего возобновил издание журнала.

Стал организатором подпольного движения «Комбат», из-за этого был арестован в 1942 году. После окончания судебного процесса философ вынужден был жить не под своим именем до конца войны.

Он выпускает сборник собственных статей «Персоналистская и коммунитарная революция», ещё в довоенное время, а главные его труды были опубликованы после окончания Второй мировой.

Умер Мунье в 1950 году от инфаркта.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

ПЕРСОНАЛИЗМ – теистическая тенденция в философии, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф.Шлейермахер в книге «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). К персонализму относятся учения Ф.Якоби, А.Олкотта, Ш.Ренувье, Л.Прата. Концепцию этического персонализма разрабатывал М.Шелер в книге «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1921). Этический персонализм Шелера, «критический персонализм» Штерна и «теологическая этика» Тиллике послужили основой персоналистской тенденции в немецкой философии. На первом плане здесь – проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека; «личностный метод» объявляется универсальным средством познания не только человека, но и всей реальности.

В России персонализм ведет начало от Достоевского, который в своих глубоко философских художественных произведениях поставил ряд нравственно-психологических и религиозно-философских проблем: свобода и ответственность человека, власть и насилие, смирение, страдание и др. Идеи персонализма развивали Н.А.Бердяев, Л.Шестов и отчасти Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков. Учение о человеке Бердяева получило название эсхатологического персонализма. Он различал в человеке личность и индивида: индивид – это неделимая часть вещественного природного мира, подчиненная его закономерностям; личность – это подобие Бога, ее сущность не выводится из природного мира. Личность приобретает и сохраняет черты подобия Богу, если идет по пути всегда трагичного творчества, но только на этом пути она сохраняет свое человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом. Эсхатологический характер истории обещает человеку-личности, прошедшему через последний Суд, качественно новое, иное бытие. Шестов, развивая идеи персонализма, говорит о неизбежном одиночестве и трагизме личности, противопоставившей себя людям, миру, необходимости; только в абсолютном одиночестве личности ей открывается персональная истина и персональный бог; жизнь творческой личности – это осознание неизбежности смерти, постоянное ожидание смерти.

Последовательные персоналистские учения в современной западной мысли разрабатываются американскими и французскими философами. Американский персонализм возник в кон. 19 в. Его основатель – Б.П.Боун, главные представители – Дж.Хауисон, Р.Флюэллинг, Э.Брайтмен, У.Хоккинг. Понятие личности трактуется ими как процесс развития личностного начала, которое достигается путем единения с Богом. В центре американского персонализма – религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Моральное самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии. Персонализм во Франции сформировался в нач. 30-х гг. 20 в. Его основоположник – Э.Мунье; печатный орган – журнал «Эспри» («Esprit», основан в октябре 1932); основные представители – Д.де Ружмон, П.-Л.Ландсберг, М.Недонсель, Ж.Лакруа, Г.Мадинье. В кризисные 1930-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главнейшей заботе человеческой цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша, Руссо, Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Бердяеву, Н.Лосскому, Маритену, Ясперсу, Г.Марселю; большое значение придавалось концепциям человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники личностной философии перетолковали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в нее новое содержание, соответствующее требованиям современности. Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции. Экстериоризация – это осуществление личности вовне; интериоризация – внутренняя сосредоточенность личности, ее духовный мир; и экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные, ценности – истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил; религиозное миропонимание призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира на гуманистических основах. Персоналисты акцентируют воспитательную функцию личностной философии, видя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники персонализма видят цель и назначение человеческого существования. Персоналистская концепция коммуникации близка к этическому учению Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный характер личностного общения, когда каждый индивид «имеет цель в себе и в то же время во всех», а встреча Я и Ты в Мы создает особый опыт – коммуникацию душ, осуществляемую «по ту сторону слов и систем». Персоналистская философия широко опирается на искусство и эстетику: в эстетической концепции в значительной степени конкретизируется смысл понятий «личность», «творчество», «коммуникация», «сообщество», «культура». Социальная концепция «личностной философии» строится на основе критического анализа капиталистической и социалистической общественных систем, в ней разрабатывается проект новой цивилизации как третьего пути между социализмом и капитализмом, где изживаются недостатки этих систем и основой общественной организации является примат личности и ее духовных ценностей. Идеи французского персонализма получили широкое распространение. Под их влиянием сложились персоналистски ориентированные концепции в Италии, Швейцарии, в Скандинавии, Латинской Америке, они стали теоретической основой различных направлений социальной теологии, способствовали переориентации официальной доктрины современного католицизма. Учение католических философов, группирующихся вокруг «Эспри», в послевоенное время проделало значительную эволюцию. Ж.-М.Доменак, бывший директором журнала в 1957–77, стремился к соединению идей персонализма с идеологией реформизма; с 1977 в журнале превалирует ориентация на учения о постиндустриальном обществе. В 1980-х гг. во Франции наблюдается оживление идей персонализма: создаются ассоциации и объединения («За новую жизнь», «Продолжение», «Актуальность персонализма»), ставящие своей целью возродить подлинный персонализм, связанный с именем его основоположника Мунье, продолжить начатые им исследования и развернуть широкую работу по внедрению идей персонализма во все сферы общественной и индивидуальной жизни людей.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж, 1947;

2. Он же. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж, 1939;

3. Мунье Э. Персонализм. M., 1992;

4. Он же. Что такое персонализм. М., 1994;

5. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981;

6. Она же. Французский персонализм. М., 1990.

И.С.Вдовина

Говоря о той или иной философской позиции, целесообразно определить этимологическое значение раскрываемого понятия. В частности, понятие «персонализм» имеет латинские корни: persona — личность. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф. Шлейермахер в «Речах о религии к образованным людям, её презирающим» (1799 г.). Однако понятие «persona» употреблялось ещё в Античную эпоху для обозначения социальной роли индивида. В Средние века Фома Аквинский ввёл термин «personalites» («индивид разумной природы»). В Новое время И. Кант по-своему интерпретировал это понятие, он разграничивал понятия «Person» («лицо»), «Personalität» («интеллектуальная инстанция», «сознание», «трансцендентальный субъект мысли») и «Persönlichkeit» («личность»), доказывая, что «лицо» в ходе «персонализации» способно стать «личностью», свободно выполняющей нравственный долг. Непосредственным теоретическим истоком персонализма является монадология Г.В. Лейбница как учение о духовных субстанциях, обладающих энергией и существующих в гармонии между собой и Богом, а также взгляды Р.Г. Лотце и Г. Тейхмюллера. Сами же персоналисты апеллируют к своим идейным предшественникам к Сократу, стоикам, Августину, Б. Паскалю, И.Г. Фихте, С. Кьеркеторгу, П.Ж. Прудону, М. Шелеру, А. Шопенгауэру и другим философам.

Персонализм — это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности высшей личности, Бога. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта как в классической философии, а человеческую личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетаются с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся не в ней самой, а в бесконечном едином начале — Боге.

Можно предметно говорить о четырёх мировых школах персонализма — русской, немецкой, американской и французской. В определённой мере с персонализмом имеет схожие гносеологические корни философская антропология.

Основным предметом исследования в персонализме является творческая субъектностъ человека. Объяснить её можно только через личную причастность к Богу. Человек всегда личность, персона; его суть заключается в его душе, которая фокусирует в себе божественную энергию. Душа человека самосознательна, она самонаправляется, но люди живут духовно разобщённо и впадают в первую крайность — эгоизм.

Другой крайностью является коллективизм, где личность нивелируется и растворяется в массе. Персоналистский подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимого уникального субъекта, а история и общество соответственно развиваются через личность человека.

Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Согласно персонализму, если личность стремится к Богу, или, что тоже самое, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникаций как вовлечения людей в преобразование мира.

В центре внимания философии персонализма находится религиозно-этическая проблематика. Чтобы не нанести ущерба всемогуществу, мудрости и благости Бога, персоналисты заявляют о самоограничении воли Бога, предоставляющего своим творениям свободу выбора как дар, дающий им возможность быть соучастниками в осуществлении в мире богоугодного добра. Божественное самоограничение претворяется в персоналистской этике в ограничение Божьей воли посредством свободы людей как кардинального этического принципа.

С другой стороны, самоограничение выполняет функцию теодицеи, то есть богооправдания от царящего в мире зла, обусловливаемого дарованной Богом человеку свободой выбора.

В России идеи персонализма развивали H.A. Бердяев (1874-1948 гг.), Л.И. Шестов (1866-1938 гг.), A.A. Козлов (1831-1901 гг.), Л.М. Лопатин (1855-1920 гг.), Е.А. Бобров (1867-1933 гг.), С.А. Алексеев (Аскольдов, 1870/71-1945 гг.), по определённым позициям Н.О. Лосский (1870—1965 гг.). Личность человека представлялась русскими персоналистами в религиозно-идеалистическом плане. Сами персоналисты давали различные названия своим философским концепциям: «панпсихизм» и «монистический плюрализм» у А.Козлова, «монистический спиритуализм» у Е. Боброва. Н. Бердяев писал: «…Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую и философию эсхатологическую».

Русские персоналисты были вдохновлены идеей противостояния способу существования, возводящему идеал в принципы предустановленности, заданности, статичности. По их убеждению, личность — это непредугаданность, прорыв в неизвестное, свобода, духовная сила. Их гносеологические представления не приемлют свойственное Р. Декарту разграничение субъекта и объекта познания. Пророком предшествующей философии, принявшем гипертрофированные размеры в рационализме и материализме, они считали дуализм, раздвоение бытия на мир и человека, поставленного в подчинённое положение, вынужденного познавать нечто принципиально «нечеловеческое» и тем самым приспосабливаться к нему, изменяя своей сущности. «Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия. Истина в субъекте, но не в субъекте, противополагающем себя объективации и потому выделяющим себя из бытия, а в субъекте, как существующем», — писал Н. Бердяев в своей «Философии свободного духа». Загадки мира открываются человеку лишь при обращении к собственному глубинному внутреннему духовному опыту, ибо единственная тайна жизни — деятельность, понять которую можно только исходя из самонаблюдения. Личность, по своему призванию полная безграничных возможностей, есть вообще нечто принципиально иное, нежели простой «гносеологический субъект». Логика, наука, вообще какое бы то ни было мировоззрение, мораль — это, по выражению Л. Шестова, «закрытые горизонты», превращающие каждую мысль в догмат, требующий всеобщего признания и подчинения. Человек же, будучи по сути своей духовной субстанцией, творящей мир и придающей ему смысл, «восстаёт против самоочевидностей», ниспровергает навязываемые ему теории.

Философия русских персоналистов антиэвдемонистична: не в счастье, а в полном драматизма самопревзойдении усматривала она смысл жизни отдельной личности. И в этом плане она глубоко религиозна, в чём состоит её главное отличие от многих концепций на Западе. Русский персонализм, оказавший существенное влияние на развитие и становление персоналистских представлений в Германии и во Франции, был вариантом персонализма «историософического», что позволило его представителям высказать немало прогностических суждений.

Козлов Алексей Александрович (1831-1901 гг.), русский философ. Родился в Москве. Учился в Московском университете, сначала на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете, окончил его в 1854 г. Работал преподавателем словесности, в 1876 г. получил приглашение из Киевского университета занять должность приват-доцента по кафедре философии. Много времени отводил занятиям историей философии, особо подчёркивая значимость мыслителей, доказывающих, что «явления духа и в логическом, и во временном порядке суть первые отношения к явлениям материи». В 1884 г. защитил диссертацию «Генезис теории пространства и времени Канта», стал профессором. В этот период Козлов разрабатывает основы своей философской системы, которую называл «панпсехизмом». Он излагает её на страницах первого русского философского журнала — «Философского трёхмесячника», который издавал в 1885-1887 гг. Итогом его размышлений о сути мира и человека стали работы: «Философские этюды» (1876 г.), «Философия как наука» (1877 г), «Философия действительности» (1878 г.). В 1887 г. из-за болезни Козлов вынужден был уйти в отставку. Переехав в Петербург, он продолжил занятие философией и в 1888-1889 гг. издавал философский сборник «Своё слово». Основополагающим принципом онтологических представлений у него является идея внутренней человеческой субъективности, духовной субстанции, «я». Быть субстанцией — значит вечно иметь свою неизменную и индивидуальную природу, не зависящую от пространства, времени, причинности и т.п., и затем, сообразно этой природе, «действовать». Мир, у Козлова, это множество индивидуальных субстанций с их деятельностями и взаимосвязями. Понять их суть возможно, лишь погружаясь в изучение собственного «я». Связь между ними телеологическая, поскольку немыслима без посредства высшей субстанции. Реальность, или бытие Бога как высочайшего существа, обеспечивается тем же непосредственным сознанием каждой индивидуальной субстанции, в которой она находит самоё себя и свои функции, или деятельности. Составить представление о свойствах Бога мы можем, опять-таки обратившись к сознанию о своём «я». Отсюда пространство, время, материя, причинность являются «идеальными иллюзиями», а не реальностями. Это понятия разума, а также результаты бессознательной деятельности мышления и фантазии субстанций, порождающих идеи, которые служат для объединения и обобщения продуцируемых ими образов. В персонализме Козлова окружающая действительность, следовательно, оказывается проекцией вовне актов сознания, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и только возможных в представлении феноменов. Сферой действительности, «мира» не исчерпывается понятие всеобщего бытия. Помимо «определённого бытия» существует «нечто трансцендентное», стоящее вне познания и полагающее ему предел. В начале XX в. идеи А. Козлова повлияли на становление воззрений Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского.

Скончался A.A. Козлов в Петербурге, где и был похоронен 27 февраля (12.03) 1901 г.

Алексеев Сергей Алексеевич, сын A.A. Козлова (псевдоним Аскольдов, 1870/71-1945 гг.), религиозный философ. Отец Сергея — Алексей Козлов, увлёкшись в молодости народничеством, женился на крестьянке. Однако супруги быстро расстались, но жена не дала развода, поэтому дети от второго, гражданского брака Козлова по закону не могли носить фамилию отца. В силу этого, родившемуся в гражданском браке сыну Сергею дали иную фамилию — Алексеев, несколько изменив отцовское имя. В 1914 г. он окончил естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, а за книгу «Мысль и действительность» получил степень магистра философии Московского университета. С 1908 г. являлся членом Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников «Проблемы идеализма», «Из глубины». Его философские идеи формировались под влиянием мировоззрения отца и представляли собой продолжение лейбницеанской традиции в русской философии. Исходными для его взглядов выступают понятие «я» и идея всеобщей одушевлённости (панпсехизма). В 1920-х гг. он основал тайное религиозно-философское общество «Братство святого Серафима Саровского». Был арестован и вместе со всеми членами общества сослан сначала в Коми, а затем в Новгород. Во время войны после оккупации немцами Новгорода эмигрировал в Германию. Похоронен там же на кладбище города Потсдам 23 мая 1945 г.

Бобров Евгений Александрович (1867-1933 гг.), русский религиозный философ, писатель, публицист. Родился в родовитой дворянской семье в Риге. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занятия по философии проводил профессор Г. Тейхмюллер. Защитил диссертацию по теме «Отношение искусства к науке и нравственности» (1895 г.) и стал доцентом этого университета. После 1898 г., когда Боброву была присвоена степень кандидата русской словесности за диссертацию о философе, поэте Д.В. Веневитове (1805-1827 гг., один из основателей «общества любомудров», члены которого проявляли особый интерес к идеям немецкой классической философии), работал профессором Казанского университета, а с 1906 г. — Варшавского. После Октябрьского переворота 1917 г. — профессор Донского университета в Ростове-на-Дону. Бобров являлся последователем Г. Лейбница и Г. Тейхмюллера, сторонником панпсехизма А. Козлова, перевёл на русский язык «Монадологию» Лейбница. Основные труды посвящены популяризации персонализма и панпсехизма. Пытался создать собственную систему «критического индивидуализма». В его системе идея индивидуализма оказывалась приоритетной, так как в своём самосознании человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности или индивида. Таким образом, исходным пунктом его панпсехизма являлась личность. Бобров — автор значительного числа работ по истории философии и русской словесности. Им опубликовано 6 сборников под общим названием «Философия в России. Материалы, исследования и заметки» (1899-1902 гг.). По его мнению, развитие философии в России протекало по двум руслам. Первое — это «школьная философия», преподававшаяся в университетах, гимназиях, духовных академиях и семинариях и объединявшая такие философские направления как схоластика, вольфианство, различные оттенки универсализма. Второе включало в себя философские течения, популярные в среде русской интеллигенции. В XVIII в. это материализм («вольтерьянство»), мистика и масонство; во 2-й половине XIX в. — материализм, социализм, позитивизм и спиризм.

Умер Е.А. Бобров 12 марта 1933 г., похоронен в Ростове-на-Дону.

Лопатин Лев Михайлович (1855-1920 гг.), русский философ, общественный деятель. Коренной москвич. В 1875 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, с которым была связана вся его последующая деятельность. В 1885 г. Лопатин — приват-доцент, в 1892 г. — экстраординарный профессор университета. Параллельно преподаёт историю философии в гимназиях и на высших женских курсах. С 1894 г. — соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 г. — председатель Московского психологического общества. Первая часть его работы «Положительные задачи философии» (1886 г.) стали его магистерской диссертацией, а вторая часть этой работы в 1891 г. была защищена им как докторская диссертация. Лопатин по праву считается одним из основоположников персонализма в русской философии. По его мнению философия с конца XIX в. стала догматичной, не рассуждаю щей, утратила способность постановки и решения глобальных онтологических проблем, передав эти функции науке и возведя последнюю в ранг абсолютно достоверного знания. Это привело к распространению естественнонаучных закономерностей на все сферы бытия, к неверному представлению о человеке и мире. Своё предназначение Лопатин видел в восстановлении философии онтологизма, которая исследует «наиболее общие и основные понятия и принципы нашего миропонимания». Собственную философскую теорию он называл «системой конкретного спиритуализма» или «монистическим спиритуализмом», понимая под принципом монизма признание внутренней однородности мира и единства его происхождения, то есть единства «коренной основы или силы, которая связывает живое многообразие сущего». Человек, рассуждал он, способен мыслить окружающую реальность, используя лишь одно из трёх понятий предельного уровня — дух, вещество и непостижимую сущность. Считая несостоятельным агностицизм и отвергая материализм как учение, допускающее дуалистическое толкование действительности, Лопатин полагал, что адекватно описывающим реальность является лишь «признание истинно сущего за дух». Таким образом, только спиритуализм отвечает требованию монизма и способен адекватно воспринять и описать ту первичную непроизводную данность, которой является для человека его дух, его сознающее «я».

Умер Л.М. Лопатин 21 марта 1920 г., похоронен в Москве.

В Германии к персонализму относится учение философа-идеалиста Ф. Якоби (1743—1819 гг.), некоторые элементы его философии нашли дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализме. Концепцию этического персонализма разрабатывал М. Шелер (1874—1928 гг.) — один из основателей немецкой школы философской антропологии. В своей книге «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1921 г.) он ценность личности представлял высшей аксиологической ступенью. Помимо М. Шелера в Германии на позициях персонализма («критического» персонализма) находились В. Штерн (1871—1938 гг.), а также — X. Тиллике, «теологическая этика» которого являлась основой персоналистской тенденции в немецкой философии. Наиболее значимой в немецком персонализме является проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека. «Личностный метод» объявляется универсальным методом познания и объяснения не только человека, но и всей реальной и воображаемой действительности.

Шелер Макс (1874-1928 гг.), немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. В 1919-1928 гг. профессор университета в Кёльне. Эволюционировал от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике И. Канта противопоставил так называемую материальную этику ценностей, в основе которой представлено учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности. Основные работы: «Формализм в этике и материальная этика ценности» в 2-х томах, «Формы знания и общество», «О вечном в человеке», «Место человека в космосе».

Американская философия персонализма возникла примерно в одно время с русской в конце XIX в. Её основатель — Б. Боун (1847—1910 гг.), а главными представителями являются Р. Флюэллинг (1871—1966 гг.) и Э. Брайтмен (1881—1953 гг.), Дж. Хауисон, У. Хокинг. Центральное для персонализма понятие «личность» трактуется ими как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира. История человечества предстаёт в виде одностороннего процесса развития личностного начала человека, а сам человек, согласно их позиции, достигает наивысшего блаженства в единении с Богом. Средоточием философских интересов американских персоналистов является религиозно-этическая проблематика, основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания человека. Этика американского персонализма непосредственно связана с социальным учением, согласно которому, моральное самосовершенствование граждан ведёт к обществу, в котором осуществлена гармония личностей.

Во Франции персонализм сформировался в начале 30-х гг. XX в. Основоположникам философии персонализма является Э. Мунье (1905—1950 гг.). С 1932 г. издавался специальный журнал «Esprit». Наряду с Мунье, основными представителями персонализма являлись — Д. де Ружмон, П. Ландсберг, Ж. Изар, М. Недонсель, Ж. Лакруа, Г. Мадинье. В кризисные 30-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания имеющего всемирное значение философского учения о человеческой личности как главной заботе земной цивилизации. Концепция личности складывалась в процессе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа. Большое значение в персонализме придавалось концепциям человека, разрабатываемым в XX столетии, и среди них — экзистенциализму и марксизму.

Сторонники личностной философии перетолковывали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в неё новое содержание, соответствующее современности. Персоналистски понимаемую личность характеризуют три основные черты в их диалектическом взаимодействии: экстериоризация — самоосуществление человека вовне; интериоризация — внутренняя сосредоточенность индивида; трансценденция (лат. transcendens — выходящий за пределы) — некая универсальность индивида. И экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные ценности — истину, красоту, благо.

Мунье Эмманюэль (1905-1950 гг.), французский философ, основатель персонализма. Изучал философию в университетах Гренобля, затем Сорбонны. Учился вместе с Реймоном Ароном. Несколько лет преподавал в частных школах и лицее. Был знаком с Габриелем Марселем и Николаем Бердяевым. В 1932 г. начинает издавать журнал «Esprit», решив расстаться с академической карьерой. В 1935 г. публикует сборник своих статей «Персоналистскоя и коммунитарная революция». Социальной программе персонализма посвящен очерк «От капиталистической собственности к человеческой собственности». Во время прохождения военной службы, в 1939 г. попал в германский плен. После освобождения в 1941 г. возобновил издание журнала «Esprit». В январе 1942 г. Мунье арестовывают по обвинению в организации подпольного движения «Комбат». После судебного процесса философ до конца войны жил под вымышленным именем. Основные его сочинения были изданы после окончания Второй мировой войны. Одно из них называлось «Персонализм» (1949 г.). Умер Э. Мунье 22 марта 1950 г. от инфаркта.