Пещера где родился Иисус Христос

Находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова в Вифлееме.

В сохранившихся письменных источниках впервые упомянута около 150 г. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Место Рождества

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями.

Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни:

Звезда
pinterest button Звезда

Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.

Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос
pinterest button Серебряная звезда под престолом отмечает место, где родился Христос

За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Православный престол над местом Рождества в пещере
pinterest button Православный престол над местом Рождества в пещере

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол.

На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.

Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.

В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Придел Яслей

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей.

Это единственная часть пещеры которая находится в ведении католиков.

Ясли Христовы
pinterest button Ясли Христовы

Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.

В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.

Собственно Ясли это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.

Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни
pinterest button Младенец Христос на троне в Яслях Христовых. Католический придел Яслей в рождественские дни

Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.

Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.

В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.

Описание пещеры

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.

В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.

Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.

Южная лестница в пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века
pinterest button Южная лестница в пещеру Рождества. Порфировые ступени VI века, портал XII века

Обычно паломники спускаются по южной лестнице а поднимаются по северной. Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.

Икона прямо над Яслями
pinterest button Икона прямо над Яслями

Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53, и это число неизменно с давних пор.

Пещера не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами.

В западной стене пещеры есть дверь, которая ведет в северную часть системы гротов, расположенных под базиликой, в том числе в грот, где жил святой Иероним Стридонский. Как правило эта дверь заперта.

Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 г. (неизвестно кем, но скорее всего турками).

Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 г. «вопрос о Святых местах».

Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

В отличие от палестинцев, имеющих право получить разрешение на передвижение по территории Израиля, граждане последнего такого права не имеют. Поэтому наш автобус сделал остановку возле монастыря Св. Ильи для смены транспорта, где в трапезной подают обеды для туристов по системе «шведский стол». Чтобы избежать томления в очереди за различными яствами, имеет смысл обратить внимание на шашлычника, который поджаривает на гриле индейку и баранину буквально напротив основных витрин. К шашлыку прилагается свежий салат и картофель «фри». Рассчитаться можно непосредственно с ним, и без лишних промедлений приступить к обеду. А когда очередь к основной кассе поредеет, можно без суеты обзавестись напитком и десертом. После восполнения загубленных калорий обычно есть немного времени на отдых во дворе монастыря – в тени раскидистых деревьев.
Глядя на гудящую толпу людей, трудно поверить, что монастырь ныне действующий. В нем живет один монах и на людях не показывается. И вообще, сложно себе представить монашескую жизнь в лишениях и молитвах по соседству с бурлящим потоком прибывающих и отбывающих туристов, которые во время любого поста зачастую не отказывают себе буквально ни в чем. Это не жизнь, а бесконечное искушение!..
Еще один интересный факт. По преданию, в этом самом месте останавливались на отдых Богородица и Иосиф по пути в Вифлеем. На развалинах того постоялого двора и был построен монастырь.
Наконец, транспорт из сопредельного государства прибыл, и наша группа в сопровождении нового гида и усилиями нового водителя отправилась дальше. Преодолев небольшой участок пути, мы выехали к огромной стене, разделяющей две враждующие территории. Высокие вышки, колючая проволока, камеры, вооруженные люди – беспрецедентные меры безопасности. Но необходимость в таком контроле очевидна. Поэтому пересечение блок-поста обычно происходит без лишнего ропота среди экскурсантов. Мы послушно предъявили российские паспорта и были отпущены с миром.
И вот мы въехали в Вифлеем… Не смотря на то, что строения этого города стоят практически вплотную к домам Иерусалима, разница этих двух поселений сразу же бросается в глаза. Обветшалые здания с выбитыми стеклами, горы мусора, грязные дети, кричащая нищета и разруха – всё это производит не самое приятное впечатление. Очевидно, что дотации, выделяемые израильтянами, оседают не в тех карманах. С другой стороны, местные, вероятно, привыкли к такой жизни и другой жизни им не надо…
Двигаясь по традиционным улочкам арабского города, автобус сделал традиционную остановку у сувенирного магазина. В мой первый визит в этот город, наша группа, уставшая от прогулок по Иерусалиму, наотрез отказалась выходить за покупками. И как выяснилась позже – зря. Автобус для возвращения мы ждали больше часа. Наши коллеги из второй поездки ошибку своих предшественников, к счастью, повторять не стали. Все дружно и с любопытством оглядели витрины по периметру и, оставив хозяина с носом, вернулись в автобус. Раздосадованный водитель, не получивший ожидаемых дивидендов, неохотно повез нас к одной из двух самых почитаемых христианских святынь…
Хлев, известный нам из Библии, в котором появился на свет будущий Мессия, в нашем представлении выглядит, как одноэтажная хозяйственная постройка из бруса и досок. Но в те времена животных от ненастья укрывали в естественных убежищах – пещерах. Вместе с животными жили в таких пещерах и люди – представители низших сословий. Именно в таких условиях родился младенец Иисус. Над пещерой, ставшей ему первым домом, спустя несколько сотен лет построили храм – «Базилику Рождества Христова», который существует по сей день и является одним из древнейших ныне действующих храмов в мире. За все время его существования службы здесь практически никогда не прекращались. Кроме того, Базилика является единственным христианским храмом, не разрушенным после завоевания этих земель мусульманами.
Церковь построена в классическом католическом стиле и, не смотря на легкий полумрак, производит крайне приятное впечатление. Старинные иконы, мозаика византийских времен… Здесь же находится вход в пещеры.
Спускаясь по узкой лестнице, ощущаешь торжественное волнение. Внизу, в нишах над небольшими алтарями горят лампады. Во всех более или менее свободных помещениях проходят службы представителями различных христианских конфессий и со всех континентов. Не смотря на большое количество туристов и паломников, здесь достаточно тихо. В груди – необъяснимый трепет; ноги совершенно бесконтрольно передвигаются по каменному полу… И кажется, что каждый, кто встретился на пути, испытывает то же самое. В дальнем зале пещеры, на мраморной плите – серебряная звезда. Именно здесь стояли ясли Иисуса Христа…
Казалось, что мы вышли из пещеры немножко другими людьми. Переполненные чувств, с особым настроением мы отправились в обратный путь. Возможность прикоснуться к столь великому и святому произвело на нас неизгладимое впечатление. И это важное событие абсолютно точно останется в нашей памяти на всю оставшуюся жизнь!..

Ясли Христа в соборе Санта Мария Маджоре

(Рим, Италия)

Рождество Христово 7 января (25 декабря) – один из самых значительных и светлых, красивых и торжественных христианских праздников для миллиардов людей на Земле.

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида).

В Вифлеем они добрались поздно вечером, но не смогли из-за большого скопления людей остановиться ни в гостиницах, ни в домах жителей, поэтому остановились в пещере рядом с городом. В эту пещеру пастухи в ненастную погоду загоняли скот. Ночью у Девы Марии родился сын. Младенца спеленали и положили на солому в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми, кто узнал о рождении Иисуса, были вифлеемские пастухи. Недалеко от пещеры они пасли скот в поле, когда перед ними внезапно появился ангел. Пастухи сильно испугались, но ангел успокоил их:

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». (Лук. 2:10-12). «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях». (Лук. 2:16)

Ясли, ныне хранящиеся в римском соборе Санта Мария Маджоре с 642 года, сделаны из дощечек, которые скреплены между собой металлическими полосками. Эта реликвия носит названия «Sacra culla». Дерево, из которого были вырезаны ясли Спасителя, – оливковое. На одной из этих металлических полосок сохранилась надпись с именами христианских святых.

Собор именуется «Маджоре», что значит — больший: по своей величине и важности он превосходит все существующие в Риме церкви во имя Божией Матери. Храм основан в 352 г. римским вельможей Иоанном, при святом Ливерии исповеднике, папе римском, вследствие бывшего ему видения во сне. Иоанн был благочестив и, не имея детей, возымел намерение пожертвовать все свое имущество на дела, благоугодные Богу. Однажды во сне ему явилась Божия Матерь и повелела соорудить храм Ее имени на том месте, на котором он на следующее утро увидит свежевыпавший снег. Подобное же видение в ту же ночь было и папе Ливерию. На другой день и вельможа Иоанн, и папа Ливерий, услышав о выпавшем на вершине Эсквилинского холма снеге, отправились туда и действительно увидели близ рынка Ливии снег. Это произошло 5 августа, а август в Риме обычно жаркий месяц. На этом месте вельможа Иоанн и соорудил, с благословения св. Ливерия, этот собор.

Главный вход в храм устроен в восточной стене, прилегающей к площади Божией Матери «Маджоре», но есть и другой вход в собор — со стороны Эсквилинской площади.
На особом возвышении под богатой сенью, утвержденной на четырех высоких порфировых столбах, обвитых пальмовыми ветвями из позолоченной бронзы, стоит главный престол, иначе — папский алтарь, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Под возвышением, на котором стоит главный престол, устроен особый нижний придел.

Над этим престолом в особом шкафу с двустворчатыми дверцами хранятся ясли, в которых лежал Богомладенец-Христос.

25 числа каждого месяца, от 8 до 12 часов дня, ясли доступны для всенародного поклонения. В другое же время они показываются богомольцам только с особого разрешения настоятеля собора.

Внутри того же престола стоит гробница, в которой почивают:

— часть мощей апостола Матфея (память 9 августа);

— мощи св. апостола Епафраса, одного из числа 70 апостолов (соборная память 70 апостолов 4 января); о нем апостол Павел упоминает в послании к Филимону (23 гл.);
— мощи блаженного Иеронима Стридонского (память 15 июня и в субботу сырной седмицы, вместе с памятью «всех преподобных и богоносных отцов, в подвиге постническом просиявших»);
— мощи преподобных Редемиты и Ромулы, живших и подвизавшихся в конце VI в.

За главным престолом, прямо против входа в нижний придел, помещается древняя чудотворная икона Божией Матери «Спасение народа римского». Эта икона, по преданию, писана апостолом Лукой и привезена в Рим с Востока святой царицей Еленой. Первоначально она стояла в домовой церкви пап при Латеранском соборе, что ныне именуется «Святая Святых», но в V в. папа Сикст III, вслед за торжеством Церкви над нечестивой ересью Нестория, перенес ее в настоящий собор. Наименование «Спасение народа римского” присвоено этой иконе потому, что именно ее св. Григорий Двоеслов, папа римский, обносил в 590 г. с крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы, прекратившейся тогда же заступлением Царицы Небесной. Во время крестного хода св. Григорий удостоился видеть чудесное явление Архангела Михаила, влагавшего смертный меч свой в ножны (язва прекратилась тотчас же). В воспоминание этого чудесного события башня и мост Адриана переименованы в «Крепость святого ангела» и «Мост святого ангела».

На стенах, идущих от главного входа к главному престолу видны существующие с V в. 27 мозаичных изображений, сюжеты которых заимствованы из ветхозаветной священной истории (из историй Авраама, Иакова, Моисея и Иисуса Навина).

Первоначально этих мозаичных изображений было 42, но 6 из них были сняты для устройства удобного входа из средней части храма в боковые приделы, а остальные 9 были уничтожены временем или повреждены при последовавших неоднократных реконструкций собора и в настоящее время заменены живописными.

На эти мозаичные изображения ссылался папа римский Адриан в защиту иконопочитания в своем послании к Седьмому Вселенскому Собору (787 г.).

Триумфальная арка, отделяющая среднюю часть собора от устроенного в западной его стене углубления, соответствующего горнему месту в православных церквях, также покрыта мозаичными изображениями, существующими с V в. Созданы они были по благословению Сикста III, папы римского, в ознаменование последовавшего на Третьем Вселенском Соборе торжества Церкви Христовой над ересью нечестивого Нестория, отрицавшего наименование Пресвятой Девы Богородицей. Предметы этих мозаичных изображений заимствованы из событий Рождества и детства Христова. Наконец, стены и полукупол горнего места тоже покрыты мозаичными изображениями, но позднейшего времени (XIII и XIV вв.). Из других достопримечательностей храма стоит назвать позолоту потолка, выполненную из золота, привезенного Христофором Колумбом из Америки.