Пещерные монастыри

ТРЕСКИНО Колышлейского р-на

ТРЕСКИНО Колышлейского р-на. На святом Никольском роднике, что к востоку от села, по направлению к Немчиновке, когда-то явилась икона Николая Чудотворца. Источник был чтим многими верующими, до революции на летнего Николу, 9/22 мая, торжественные службы с перезвоном проходили во всех четырех трескинских церквах, паломники раскидывали палатки по склонам окрестных холмов и всю ночь молились.

В советские годы все это, конечно, прекратилось. В 80-х воду из источника хотели провести к дому председателя, проложили трубы, осталось только поставить мотор, но началась перестройка, и святой родник остался нетронутым.

По словам игумена Кронида, настоятеля местного храма, в наше время поток паломников в Трескино снова растет, и не только из Пензенской, но и из окрестных областей. Здесь происходят чудеса и исцеления, но Господь совершает их тайно: часто человек просит, к примеру, только чтобы голова не болела, но дается ему другое, таков Промысел.

К 2004 г. Никольский источник был заключен в железобетонное кольцо, рядом поставлен белый крест, вокруг сооружена ограда. В 2005 г. над родником была построена большая бревенчатая восьмигранная часовня. Предполагается соорудить и купальню.


Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1871

Наровчат: города и районы Наровчата, отдых, экскурсии, заповедники, парки, музеи, церкви, достопримечательности.

Не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна. Ведь в нашей стране ещё столько всего неизведанного, древнего и интересного… В этот раз мы отправимся в один из старейших населённых пунктов страны — село Наровчат, что в Пензенской области.

Абзац истории

Первый населённый пункт, стоявший на месте современного Наровчата, был основан в 13 веке и носил гордое имя Нуриджан. В 1237 году Нуриджан был захвачен Батыем, а в 1313 году стал частью Золотой Орды и получил название Мохши. В 1395 году населённый пункт был стёрт с лица земли Тамерланом. Но позднее, в начале 17 века, он начал отстраиваться заново и получил название Наровчатское городище. К 1780 году Наровчат получил статус уездного города. И только к 1926 году город был низведён до села, в коем статусе пребывает и поныне. В 1939 году Наровчат присоединился к Пензенской области.

Как добраться

От Москвы до села ехать немало — целых 560 километров по трассе М5. Из Пензы уже проще — 144 километра рейсовым автобусом. Можно добраться на поезде по линии Москва — Самара. Выходить нужно на станции Ковылкино (это Мордовия). Оттуда придётся ехать уже на автобусе 24 километра.

Гостиница

В селе работает достаточно современная и уютная мини-гостиница «Мираж», есть еще отель «Трактир на Пятницкой». Стоимость проживания около 2200 RUB за ночь. Цены на странице указаны на апрель 2021 г.

Пещерный монастырь

Это настоящая находка, о которой ходят легенды! Целый пещерный комплекс, уходящий вглубь Плодской горы. Протяжённость комплекса составляет 635 метров, хотя изначально он простирался на 2,5 километра. Комплекс состоит из трёх ярусов с двадцатью малыми и большими кельями. Есть четвёртый и пятый ярусы, но они до сих пор остаются закрытыми. В общей сложности глубина комплекса соответствует высоте четырнадцатиэтажного дома.

Пещеры использовались древним местным племенем — буртасами — ранее тринадцатого века для проведения религиозных обрядов. В монастырь пещерные сооружения превратились в 1826 году, когда Арсений II удалился в пещеры. В 1917 году большая часть пещерного монастыря была разрушена. Находится пещерный комплекс в селе Сканово, в полутора километрах от Троице-Сканова монастыря. У подножия горы Плодской есть Святой источник сорока мучеников, но об этом ниже.

Троице-Сканов монастырь

Монастырь был основан предположительно в середине семнадцатого века, однако первая каменная постройка относится к 1825 году. В Троице-Скановом монастыре сохранилась чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, которая была написана в 1756 году монахом Челнского мужского монастыря Евфимием.

В конце девятнадцатого века в Наровчате вспыхнула эпидемия холеры. По преданию, её удалось победить благодаря крестному ходу с иконой Божьей Матери вокруг города.

Изначально монастырь был мужским, а сейчас женский. Находится монастырский комплекс в том же селе Сканово, недалеко от пещерного комплекса.

Музей истории и культуры народа буртас

Не так часто представляется возможность узнать об истории и культуре древних и малоизвестных народов. Так вот это место как раз такую возможность предоставляет. Это единственный в мире музей, в котором можно найти всё, что связано с народом буртас, проживавшем в Пензенской области с 8 до 15 века. Здесь есть очень любопытные предметы быта и одежда, найденные во время раскопок. Стоимость посещения музея — 100 RUB.

Дом-музей А. И. Куприна

Невзрачный домик по улице Куприна, 2 в Наровчате — не что иное, как единственный музей великого русского писателя в России. Музей был открыт в 1981 году. В состав экспозиции музея входят письма и документы писателя, книги из его библиотеки, а также личные вещи (фляжка, обручальное кольцо, кофеварка). Кроме того, почитателям творчества Куприна наверняка будет интересно взглянуть на оригинальные иллюстрации к произведениям кумира, а также прижизненные издания его книг. Также экспозиция предлагает всем желающим окунуться в воспоминания дочери Куприна об отце. Удивительно, насколько интересно слушать о людях той эпохи, особенно оставивших след в истории отечественной литературе.

Святой источник 40 мучеников

Источник вытекает из горы Плодской, в которой находится пещерный монастырь. В недрах горы находится озеро, из которого вода и сливается в источник. На месте источника обустроен родник и купель. Это очень спокойное, тихое и уединённое святое место. Замечательно подходит для релаксации и погружения в думы. Обычно туристы идут к источнику после посещения пещер и набирают родниковой воды с собой.

Погода в Наровчате

  • Сегодня
  • Завтра
  • 28 мая, пятница
    Малооблачно
    +25 °С днем+12 °С ночью
  • 29 мая, суббота
    Малооблачно
    +27 °С днем+13 °С ночью
  • 30 мая, воскресенье
    Малооблачно, дождь, гроза
    +22 °С днем+16 °С ночью
  • Погода на 2 недели

Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1, 5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.
О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.

Татьяна Афанасьева

Едем в Араповские пещеры — от Тулы всего-то 93 километра! Это уникальная достопримечательность Тульской области, по одной из версий, известная с XVI века. Я мечтала туда попасть с момента, как открыла для себя Венёвские Бяки, но всё никак не получалось… К тому же бывалые говорили, что это «детские пещеры», с Бяками не соизмеримые, и сильного впечатления не произведут. Да? А на меня произвели 🙂 Рассказываю.

Для поездки мы выбрали День России с расчётом на то, что поток желающих спуститься под землю будет послабее. И действительно первые полчаса мы были под землёй совершенно одни. А потом подъехали ещё две машины, одна из которых была из 123 региона. Вот это да! Из Краснодарского края люди приехали.

Вход в пещеры нашли без проблем. Координаты: N 54° 4.616′ E 38° 38.770′ Заезжать лучше со стороны Гремячего, дорога 70К-180, поворот на Русь.

Со стороны Тетяковки (бывшей Араповки) тоже можно, но придётся переходить реку по шаткой переправе, не каждый сможет.

Одевайтесь по погоде — в пещерах +9, не забудьте фонарь и карту ходов (её легко найти в инете). И помните, что это весьма опасное приключение — поэтому обязательно оповестите друзей и родственников, куда вы едете и во сколько планируете выйти на связь.

Араповские пещеры могут попросту осыпаться, если не принять меры по укреплению пород. В 2016 году над ними посадили 30 повислых берез с корнями-спасителями (Myslo писал об этом), но берёзы не выжили… Единственный плюс — они хороший ориентир. Увидите сухие палки с белыми лоскутами, это как раз то место, где надо спускаться вниз — к норе.

Вот высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе, во тьме печальной гроб качается хрустальный… А в нём? А в нём дерзкие планы сохранить это место для будущих поколений.

Через пару метров после входа пространство заметно увеличивается и позволяет перемещаться по подземелью в полный рост.

Сразу видно, что пещеры — рукотворные. Коридоры имеют правильную геометрическую форму. Их ширина около 1,5 метров, а высота около 3 метров. Некоторые тупики, увы, завалены грунтом.

Откуда пещеры? Самая достоверная версия гласит, что этот пещерный монастырь «для уединения богомолия» был построен в середине XIX века местными казёнными крестьянами. Идейным вдохновителем у них был Яков Павлов, пожелавший создать в Тульской области некое подобие пещер Киево-Печерской лавры. А в 1855 году на «пещерников» была подана жалоба, потому как церковь в Гремячем начала терять прихожан и доходы. Павлова с компанией обвинили в сектантстве, а пещерный монастырь приговорили к уничтожению. Но, как ни странно, он выстоял! Пусть и не в первозданном виде, но сохранив кельи с нишами для икон, зал-церковь с подобием алтаря и коридоры между ними.

250 метров впечатляющих подземных ходов!

С очень небольшими перепадами высот. Даже ступеньки встречаются 🙂

Внутри идеальная чистота и никаких неприятных запахов. Если рядом со входом в Бяки иногда можно увидеть мусорные кучи (есть же отдельно взятые свиньи, которые не могут без этих куч!), то Араповским вполне можно присвоить статус «пещеры образцового содержания».

Система циркуляции воздуха отлично продумана, поэтому никакой нехватки кислорода. Дышится легко.

Единственный минус подземного монастыря — обилие «наскальной живописи», порода очень мягкая и позволяет без особого труда начертать всё, что захочется.

Никакой церковной утвари в пещерах нет — службы тут не проводились более 150 лет. В одной из ниш нами были замечены иконы, но лики на них не читались — очевидно, неблагоприятный климатический фон.

Сверху над нами толща пород — около 20 метров!

Мы были и в Киево-Печерской лавре, и в пещерных монастырях Дивногорья и Костомарово, после которых я могла бы махнуть рукой и сказать: «Араповский подземный монастырь — вообще ни о чём». Но не скажу. Очень нас впечатлило его посещение. Возможно, как раз дикостью места, отсутствием туристического сервиса, ограждений, гидов и той неповторимой атмосферой отшельничества, которая в нём сохранилась.

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉

Галерея
, Фото: 1

, Фото: 2

, Фото: 3

, Фото: 4

, Фото: 5

, Фото: 6

, Фото: 7

, Фото: 8

, Фото: 9

, Фото: 10

, Фото: 11

, Фото: 12

, Фото: 13

13

Опрос

Были в Араповских пещерах?

Впервые слышу про это удивительное место!
Был, впечатлён, рекомендую
Не был и не хочу
Был, разочарован, ничего особенного
Свой вариант ответа. Какой?

Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры. Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.

Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.

Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: » В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).

Из жизнеописания Арсения известно, что «Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры, в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).

В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один — во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был придел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.

Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника — скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».

В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника. Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы. Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий — например, мощей (ниши аркасолии).

Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов. Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

По материалам сайта Пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря и Рязанской группы любителей подземелий «СТИКС»