Песочная терапия

Игры с песком развивают воображение, помогают раскрыть ребенку свое «Я», соединить внутренний и внешний миры. С помощью песка можно сказать то, что не выразишь словами, визуализировать подсознательное. Для игры используются песок, вода, фигурки – все это помогает в полное мере проявить фантазию и творчество. Возможности песочной терапии очень широки, она позволяет провести коррекцию детских страхов, узнать, о чем мечтает ребенок, что его заботит, каким он видит идеальный мир. Источник:
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.
Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с

История возникновения метода

Впервые игры с песком как метод проведения консультаций описала Маргарет Ловенфельд – английский педиатр, работавшая в 20-х годах 20-го века. Эту терапию она применяла, работая с малышами, имеющими психологические проблемы. Детям предоставлялся поднос с песком, вода и фигурки, с помощью чего они создавали композиции, часто называемые «Мой мир», поэтому Маргарет назвала этот метод «Построение мира».

Затем юнгианский детский психотерапевт из Швейцарии Дора Калфф определила основные принципы юнгианской методики для песочной терапии. Она считала, что картины и «постройки» из песка многое могут сказать о психологическом состоянии человека. Дора ввела действующие и сегодня стандарты: размер и цвет песочницы, ее расположение на столе, необходимость кувшина с водой и фигурок. Эту технику психотерапевт назвала Sand Play (от англ. «игры с песком», «песочные игры»). Сначала песочная терапия применялась для работы с детьми раннего дошкольного возраста (с 2-3-х лет), но затем она стала полноценной частью арт-терапии и гештальта для взрослых, а также семейной психотерапии. Источник:
«Юнгианская песочная терапия»
Ежегодный альманах. М.: МААП, 2013. — 216 с.

Показания

Метод песочной терапии эффективен в первую очередь для детей, он рекомендуется тем, кто:

  • переживает кризисы возрастов (3, 6-7, 13-15 лет);
  • имеет заболевания ЦНС, опорно-двигательного аппарата;
  • подвергается серьезным стрессам;
  • страдает истерией, неврастенией;
  • очень впечатлителен;
  • пережил утрату близкого человека, насилие, унижение, серьезную травму – эмоциональную или физическую, стихийное бедствие;
  • замкнут, скрытен, не умеет выражать эмоции и не общается со сверстниками;
  • имеет задержки развития – речевого, физического, психомоторного;
  • имеет нарушения зрения, речи, слуха, некоторые формы шизофрении;
  • родился с аутизмом.

Противопоказания

Методика не подходит в следующих случаях:

  • эпилепсия, если случаются приступы с судорогами и обмороками;
  • кожные заболевания;
  • порезы и раны на руках;
  • синдром дефицита внимания;
  • аллергия на песок, пыль;
  • туберкулез;
  • бронхиальная астма;
  • синдром навязчивых движений;
  • возраст до 2-х лет (иногда – до 1,5);
  • психические расстройства в тяжелой форме, когда ребенок не может контактировать с людьми и окружающим миром.

Принцип работы метода

Главный принцип песочной терапии – наведение «мостов» между внутренним миром и внешним, сотворение из материи внутренних образов. Для песочной терапии используется много элементов – фигурки животных и людей, здания, растения, машинки, сказочные персонажи. Ребенок создает композиции, которые очень многое могут сказать о нем психологу, в свою очередь мягко направляющему созидательные действия в русло личностного развития и становления. Строя песочные миры, дети неосознанно выстраивают их и внутри себя, приводя в порядок мысли, прогоняя страхи, устраняя противоречия. Источник:
Юнг К. Г.
Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.

Особенности проведения терапии для детей

В процессе игр с песком ребенок проходит три этапа:

  1. Хаос. Сначала ребенок хочет использовать все фигурки сразу, он бессистемно расставляет их на песке. Этот этап длится в первые несколько занятий и, как правило, предполагает «проигрывание» травмирующей ситуации. Постепенно фигурок становится меньше, а их роли упорядочиваются.
  2. Борьба. Ребенок бессознательно переносит внутренние противоречия, конфликты, агрессию в песочницу. Иногда фигурки «убивают» друг друга, может даже идти «война». Однако потом появится главный герой, который наведет порядок.
  3. Выход из конфликта. Формы становятся осмысленными, сюжет не прерывается, ребенок успокаивается.

Какие проблемы решает метод?

Песочная терапия наиболее полезна при следующих проблемах:

  • психоневротические нарушения – энурез, заикание, нервные тики и др.;
  • ситуации кризиса – появление еще одного ребенка, развод родителей, смерть близкого;
  • страхи, фобии, паника;
  • частые конфликты со сверстниками, замкнутость;
  • личностные конфликты и противоречия;
  • застенчивость, заниженная самооценка;
  • тревожность.

Занятия песочной терапией также помогают:

  • разобраться в себе, визуализировать внутренний мир;
  • построить «идеальный мир»;
  • снять напряжение – как физическое, так и моральное;
  • развить творческие задатки;
  • самостоятельно выходить из проблемных ситуаций;
  • ощутить комфорт и покой;
  • сформировать у ребенка логическое, аналитическое и образное мышление;
  • улучшить мелкую моторику.
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с
  2. «Юнгианская песочная терапия» Ежегодный альманах. М.: МААП, 2013.
  3. Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002. — 296 с.
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Вера Кызыма
Проект «Песочная терапия»

ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»

Подготовили воспитатели

Кызыма В. А

Бацеко Н. Н

Краткая аннотация проекта

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется не достаточное внимание. При решении проблемы наиболее популярный метод помощи детям является песочная терапия.

Ведь игра как процесс самосознания ребенка известен с давних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя ее направление.

Актуальность проекта связана с тем, что в последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. При решении этих проблем одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки. В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. Все занятия проходят в игровой форме. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

Противоречие:

Таким образом, обнаруживается противоречие между интеллектуальным развитием ребенка и развитием познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально волевой сферы и сенсорики через использование метода песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель:

— Развитие познавательных способностей и

коммуникативных навыков ребенка,

его эмоционально волевой сферы и сенсорики.

Задачи:

-Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

-Формировать познавательные функции

(восприятие, мышление, память, внимание)

-Развивать творческие способности дошкольников.

-Развивать коммуникативные навыки.

-Развивать речь ребенка.

-Обогащать и активизировать словарь детей.

-Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Ресурсы — временные, кадровые, организационные, материально-технические, финансовые.

Методическое

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии.

Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия.

Материально-техническое

Песочницы.

Водонепроницаемый деревянный ящик,его размер — 5Ох7Ох8 сантиметров. Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно ящика будет символизировать воду, а борта — небо.

Журнальные столики, на которые ставятся песочницы.

Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок.

«Коллекция» миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир. (Серии фигурок: куклы-человечки);

-домашние, дикие животные и птицы; животные жарких стран; пресмыкающиеся; транспорт; орудие труда –песочные наборы; объекты среды обитания – дома, заборы, деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов; сказочные персонажи; оружие – наборы солдатиков;

естественные природные объекты

– камни, ракушки, веточки, различные плоды;

– флаконы из по духов, проволока и т. д. ;

аксессуары

– пуговицы, бусинки, брелоки; пластмассовые буквы и цифры, различные геометрические фигуры.)

Кувшин с водой для увлажнения песка.

Опрыскиватель.

Диагностико-дидактические игры:

Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников.

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Диагностическая методика по определению уровня формирования коммуникативных умений и развития социально – волевой сферы.

Масштаб проекта:

соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.

Участники:

Дети дошкольного возраста 3-7лет.

Срок реализации проекта: проект рассчитан на 3 месяцев до 1 года.

Финансовые ресурсы.

Работа по реализации проекта не требует дополнительных затрат,

выходящих за рамки бюджетного финансирования образовательного

учреждения.

Целевая аудитория на которых рассчитан проект — это дети возраст с 3-7 лет.

Также в работу включены субъекты образовательного процесса:

педагоги, профильные специалисты, родители.

Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и подготовка педагогических

работников, призванных обеспечить внедрение проекта.

Педагог-психолог — диагностика, проведение совместной подгрупповой

деятельности по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с использованием песочной терапии.

Воспитатели, узкие специалисты — совместная индивидуальная деятельность по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников и формирование познавательных функций (восприятие, мышление, память, внимание) ,развитие творческих способностей детей.

Развивание коммуникативных навыков, развитие речи ребенка, обогащение активизирование словаря. Развитие мелкой моторики рук, воображение на основе песочной терапии при взаимодействии участников образовательного процесса.

Занятия проводятся индивидуально и групповое 3-5 дошкольников.

План-график реализации проекта

п/п план проекта и решаемые задачи Сроки Ответственные

исполнители: Кызыма В. А

Бацеко Н. Н

1. Разработка проекта

1.1.-Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями (через сказку.)

1.2. Формировать познавательные функции (восприятие, мышление, память, внимание

(через игру)

1.3. Развивать коммуникативные навыки

1.4 Развивать речь ребенка. -Обогащать и активизировать словарь детей

1.5 Развивать мелкую моторику рук, воображение.

1.6 Развивать творческие способности дошкольников.

Работа производилась на всем сроке проекта

Режим занятий:

Индивидуальные занятия: 15-25 минут

Групповые занятия: 15-30 минут

Занятия проводятся 2 раза в неделю, время занятий в соответствии с возрастом детей.

Методы проведения занятий

Игры, упражнения, арт — терапия. (рисование песком)

Песочная терапия имеет и противопоказания.

-Уровень тревожности ребёнка очень высок;

-Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

-Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

В ходе проекта мы сделали презентацию «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»

Перед нами стояли задачи:

Задачи:

-Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

-Формировать познавательные функции

(восприятие, мышление, память, внимание)

-Развивать творческие способности дошкольников.

-Развивать коммуникативные навыки.

-Развивать речь ребенка.

-Обогащать и активизировать словарь детей.

-Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Цель:

— Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально волевой сферы и сенсорики.

По поставленным задачам наблюдалось улучшение среди детей нашей группы.

Ожидаемые результаты:

-Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

-Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

-Способствовать развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

-Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

-Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

— Формирование самосознания и адекватной самооценки;

-Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

— Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

Мы считаем что данная терапия благотворно влияет на детей дошкольного возраста, в дальнейшем этот проект будет продолжаться.

Будет расширяться база методического пособия, организовываться собрания с родителями, обновляться дидактический материал, составляться более разнообразные конспекты для поставленных задач.

Литература

1. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. — №4.

2. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. – 2004. — №5.

3. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. — №5.

4. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика. – 2007. — №1.

5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. — №4.

6. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010.

Все взрослые, когда-то были детьми и также с азартом возились в песочнице, строили замки и лепили куличики из песка, не зная, что проскальзывающий сквозь пальцы песок помогает им самовыражаться и познавать окружающий мир. Сегодня песочная терапия для детей дошкольного возраста – это одно из направлений арт-терапии, которая занимается решением многих проблем, касающихся развития ребенка.

Экскурс в историю

Песок стал активно применяться в терапии в 20-х годах XX века, автором этой методики стала Дора Кальфф, считавшая что песочные «творения», созданные руками человека, могут многое рассказать о его настроении и психологических проблемах, тревожащих его.

Маргарет Ловенфельд одной из первых использовала песочную терапию в работе с психологически запущенными детьми, дав этому методу емкое название «техника построения мира». Сейчас ее часто используют в сфере детского психоанализа и семейных отношений.

В чем суть этого арт-метода?

Игра с этой субстанцией дает ребенку возможность научиться логически мыслить, развивать пространственное воображение и моторику пальцев. Песочная терапия мягко успокаивает, поэтому эта методика отлично воздействует на гиперактивных малышей.

В программу такой терапии входит множество интересных моментов, начиная от гимнастики рук и заканчивая техникой актерского мастерства, что оказывает позитивное действие на эмоциональное состояние малыша, развивает тактильные ощущения и познавательные навыки.

Чем в более раннем возрасте будет использована эта техника, тем быстрее родители узнают о том, что беспокоит ребенка, чего он боится и как видит окружающий мир. Суть песочной терапии для детей дошкольного возраста заключается в том, что по существу – это игра, творческий процесс и возможность ребенку высказать свои мысли и чувства.

Польза песочной терапии для дошколят

Занятия с песком рекомендованы не только детям, перенесшим психотравму, песочная терапия оказывает положительное влияние на каждого ребенка и позволяет:

  • создавать ощущение комфорта;
  • увеличивать словарный запас;
  • обучать буквам и слогам;
  • улучшать слух и зрение;
  • формировать навыки письма и чтения;
  • снимать напряжение в мышцах.

Песочная терапия в психологическом аспекте помогает:

  1. взглянуть на себя со стороны – положение рук ребенка может много рассказать о пациенте;
  2. моделировать различные ситуационные моменты;
  3. понять, что существуют самые разные решения проблем.

Кому рекомендуется?

Сеансы песочной терапии полезны абсолютно всем, но особенно они показаны детям, имеющим в анамнезе:

  • стрессы, спровоцированные семейными неурядицами;
  • повышенную тревожность;
  • психосоматические состояния;
  • стрессы, вызванные семейными неурядицами;
  • стрессы, вызванные социальными конфликтами;
  • чрезмерную агрессивность;
  • логопедические нарушения, связанные с нервным напряжением.

Неоценимую пользу эта методика приносит детям, не проявляющим своих чувств или эмоций и тем, кто просто не может рассказать о них. Песочная терапия помогает малышам, перенесшим психологическую травму и наглухо закрывшимся от «враждебного» мира. А еще она дарит возможность:

  • развиваться в творческом направлении;
  • выявлять причину, тревожащую малыша;
  • учиться находить выход из любой ситуации.

Кому противопоказана?

Не рекомендуется проводить сеансы песочной терапии в следующих ситуациях:

  • у ребенка имеется дефицит внимания;
  • поставлен диагноз эпилепсия или шизофрения;
  • наблюдается чрезмерный уровень тревожности;
  • аллергическая реакция на пыль;
  • заболевания легких и кожных покровов;
  • имеются раны и царапины на руках.

Что нужно для проведения сеанса?

Для проведения песочной терапии вам не нужен психотерапевт, сеансы можно устроить в обычной песочнице, на пляже, в куче строительного песка или принести песок домой и высыпать его в ящик. Для домашнего пользования можно воспользоваться песком, принесенным с речки или купить в строительном магазине. В обоих случаях, песок нужно вымыть и просушить, чтобы ребенок играл с песком, в котором не содержится опасных бактерий и микробов.

Удивительная по своей простоте и эффективности песочная терапия не требует от ребенка навыков художника или скульптора, поэтому он более расслаблен и защищен от неудач.

Впервые принцип «песочная терапия» былпредложен Карлом Густавом Юнгом,психотерапевтом. По его мнению, этот текучийматериал символизирует жизнь во вселенной, аотдельные песчинки — это люди и другие живыесущества.

Песок — идеальная развивающая среда, где можнотворить без страха, что-либо сломать илииспортить.

Основополагающая идея песочной игротерапиизаключается в том, что ребенок, перенося наплоскость песочницы свои фантазии и переживания,может контролировать самостоятельно своипобуждения, выражая их в символической форме.

Цель песочной терапии — не менять и непеределывать ребенка, не учить его специальнымповеденческим навыкам, а дать ребенкувозможность быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапииопределяются особенностями конкретного ребенка,специфическими задачами работы и еепродолжительностью. Игровые методы применяются:

  • с целью диагностики;
  • с целью профилактики;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе продолжительного психологического воздействия;
  • на развивающих занятиях по коррекции психических процессов.

Песочная игротерапия, является наиболеепродуктивным и действенным методом организациидеятельности с детьми, особенно с детьми,соматически ослабленными.

У часто болеющих детей могут развиватьсяразличные психологические проблемы,»комплексы». Прежде всего, это «комплекснеполноценности», неуверенности в себе, так какчастые болезни могут привести к социальнойдезадаптации (ребенок замыкается в себе,становится грубым, раздражительным, начинаетизбегать сверстников). Поэтому большое вниманиеследует уделять психоэмоциональному здоровьюдетей.

Метод песочной терапии способствует: развитиюэмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии,мелкой моторики, тактильных ощущений, связнойречи; наиболее эффективен в коррекции страхов,тревожности, замкнутости, агрессии,гиперактивности.

Применение этой игровой терапии на занятиях сдетьми способствует созданиюпсихоэмоционального комфорта (снятиенапряжения, утомляемости, развитиеположительных эмоций, эмпатии).

Применяется для развития и коррекции в решенииследующих проблем у ребенка:

  • трудности в общении;
  • взаимоотношения детей и родителей;
  • психологические травмы;
  • расстройства настроения;
  • кризисные ситуации;
  • страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
  • проблемы поведения.

Задачи песочной игротерапии ориентированына то, чтобы помочь ребенку:

  • развить более позитивную Я — концепцию;
  • развить самооценку;
  • обрести веру в себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
  • научить способам самовыражения.

При организации занятий песочной игротерапии,ставятся следующие задачи:

  • Создавать для ребенка атмосферу безопасности.
  • Создавать ощущение дозволенности.
  • Понимать и принимать мир ребенка.
  • Поддержка положительного тонуса и самочувствия.
  • Установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
  • Облегчить ребенку принятие решений.

Игру с песком нельзя интерпретировать.Психолог выполняет роль внимательного зрителя.Позиция психолога — это «активноеприсутствие», а не руководство процессом.

В некоторых случаях игра с песком являетсяведущим методом коррекции (например, при наличииу ребенка поведенческих или эмоциональныхнарушений). В других случаях — в качествевспомогательного средства при развитиисенсомоторики, при активизации к действию, дляснятия психоэмоционального напряжения,нервозности.

Ребенок в процессе песочной игры выражает своисамые глубокие эмоциональные переживания,освобождается от страхов и пережитое неразвивается в психическую травму.

Для игр с песком используется материал:

  • водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
  • вода;
  • небольшие подносы;
  • стаканчики для воды;
  • лопаточки;
  • формочки;
  • мелкие игрушки;
  • животные;
  • сказочные персонажи;
  • транспорт;
  • геометрические формы;
  • природный материал;
  • камешки, ракушки;
  • бросовый материал.

Играя с песком, ребенок самовыражается.Используя игрушки, он выражает все то, что емутрудно выразить в словах.

Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либоперсонаж, который взаимодействует с другимигероями. Дошкольник сам придумывает, о чем ониговорят или что делают. Во всех случаях малышчувствует себя хозяином своего маленького мира.То, что прежде таилось в глубине детской души,выходит на поверхность песочницы; персонажи игрыприходят в движения, выражая наиболее актуальныедля ребенка чувства и мысли.

Весь нехитрый материал помогает детям строитьсвой собственный мир и обыгрывать в немразличные внутренние проблемы.

Игра в песок дает средства для разрешенияконфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки,помогают ребенку самовыразиться: в свободнойигре он может выразить то, что ему хочетсясделать, то, что он не может объяснить словами,рассказать или ребенку тяжело выразить своиэмоции, страхи, переживания.

По мнению К. Юнга, процесс игры в песоквысвобождает заблокированную энергию иактивизирует возможности самоисцеления,заложенные в человеческой психике.

Использование данного игрового метода,способствует улучшению психологического иэмоционального благополучия детей, на этом фоне- стабилизация соматического здоровья, чтоспособствует снижению заболеваемости детей.

Вашему вниманию предлагается три конспектаавторских разработок занятий по песочнойигротерапии, которые направлены на коррекциюпсихических процессов, развитие мелкой моторикируки, тактильных ощущений, развитие связной речи;коррекцию страхов, боязливости, агрессивности,гиперактивности.

Предложенные занятия могут проводиться сдетьми индивидуально и с небольшой подгруппойдетей.

«Зарывание секретиков»

(коррекция психических процессов, развитиемелкой моторики руки, тактильных ощущений)

Цель: установление психологическогокомфорта.

Задачи:

  • Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).
  • Развитие связной речи.
  • Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.
  • Совершенствовать умения и навыки практического общения.
  • Развитие фантазии.
  • Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
  • Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки,геометрические формы, различные «волшебные»предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойноймузыкой.

Ход занятия

Если занятие индивидуальное, то «секретики»зарывает взрослый, а если групповое — то каждыйребенок в «секрете» от другого.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинкуили поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры ипредметы, которые привлекают его внимание. Новыбирается только 5 — 6 предметов. Затем ребенокприглашается к ящику с песком и ему предлагается»по секрету» зарыть (закопать), спрятать в песокте фигуры и предметы, которые он выбрал. Другомуребенку (который не видел какие «секретики»зарыты в песок) предлагается искать секреты. Впроцессе раскопок по открывающимся частямдогадаться, что там спрятано и описать (т.е. наощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают»секретики» и отгадывают друг у друга, чтоспрятано в песке.

Другой вариант.

Взрослый предварительно закапывает в песок»волшебные камешки доброты» (разного цвета).Ребенку дается кисточка (если песок сухой) илируками (если песок мокрый) начинает откапывать»секретики» (по очереди). И в процессе раскопокпо открывающимся частям камешка, нужно описатьего цвет. Затем взять «волшебный камешекдоброты» в руку, подержать и передать другому -поделиться добротой камешка и своей добротой совсеми ребятами («камешек доброты» передается изрук в руки по кругу).

По окончании работы взрослый предлагает вымытьруки, сесть на стулья, взяться за руки иподелиться впечатлениями.

«Победим страх»

(коррекция страха, боязливости, агрессивности,гиперактивности)

Проективная игра.

Цель: установление психологическогокомфорта, положительного эмоциональногосостояния.

Задачи:

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
  • Научить ребенка выражать положительные эмоции.
  • Побуждать к активным действиям.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки повыбору, бросовый и природный материал;магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровнойповерхности песка нарисовать свой страх. Затемполивать рисунок до тех пор, пока нарисованное неисчезнет (не «смоется») и вновь — чистая, ровнаяповерхность, страх исчез. На том месте, где былнарисован страх, ребенок создает «веселуюкартинку» из материала и фигурок, которыевыбрал.

По окончании работы взрослый предлагает вымытьруки. Музыка затихает.

Эмпатия.

Взрослый: «У меня сейчас хорошее, спокойноенастроение. А какое у тебя настроение, что тычувствуешь?» (ответ ребенка).

«Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной:я теперь спокоен, «страх» убежал и никогда невернется. Я очень смелый и храбрый».

«Я колючий только снаружи»

(коррекция агрессивного поведения)

Цель: установление психологическогокомфорта и положительных установок, снятиеэмоционального напряжения.

Задачи:

Научить ребенка справляться с гневом (внеразрушительной форме для окружающих).

  • Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
  • Побуждать к активным действиям.
  • Способствовать к проявлению эмпатии.

Материал: ящик с песком, вода, на выборфигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойноймузыкой.

Ход занятия

Взрослый просит ребенка вылепить из пескасвоего обидчика, а затем разрушить фигурку изалить водой. Затем взять выбранную фигуркуобидчика и закопать в песок (но мы закапываем необидчика, а свой гнев и озлобленность на него).Все — негативных эмоций и переживаний нет, азначит «обидчик» больше не обидит. В концеработы ребенок выравнивает поверхностьпесочницы.

По окончании работы ребенок моет руки и садитсяна стул.

Эмпатия.

Взрослый: «Теперь возьми меня за руки иповторяй за мной: я спокоен, у меня хорошеенастроение, я очень добрый и ласковый».

Литература:

  1. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евсигнеева, СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.
  2. Юнгинская песочная психотерапия. Л. Штейнхард, СПб.: Питер, 2001.
  3. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  4. Дошкольная педагогика. Январь — февраль, 2007. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.
  5. Мой ребенок. 2003. Май. Кулакова Н., ГрабенкоТ. Следы на песке.

1. О методе в целом.

Песочная терапия (Sandplay) один из самых интересных методов аналитической психологии, основанный на идеях М. Левенфельд, Д. Калф, К.Г. Юнга. Именно на эту методологическую основу указывает в своем Регламенте работы Международное общество Сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии).

Песочная композиция

Это увлекательное путешествие в глубины себя, возможность не просто увидеть, но понять и принять свои чувства и состояния. Все мы нуждаемся в развитии диалога с собой, в освоении внутреннего пространства. Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете свой мир, а терапевт позволяет справиться с возникающими чувствами, понять смысл, связать с реальными проблемами и сложностями в жизни.

Это творческий процесс, который помогает соприкоснуться со своим бессознательным, с глубинным и подлинным «Я», возвращает человека к его травматическим переживаниям, прокладывает мост между внутренней и внешней реальностью, что способствует движению к целостности и развитию личности.

2. Немного истории.

В 20-е годы прошлого столетия английский врач Маргерет Ловенфельд использует в своей работе два цинковых подноса с водой и песком и миниатюрные фигурки. И, совместно со своими маленькими пациентами, она создает «технику мира», которая становится предметом ее увлекательного исследования.

В 50-е годы Дора Калфф, юнгианский аналитик обучается у Ловенфельд, развивая идеи, соединяя технику с юнгианскими идеями и восточной философией, так рождается песочная терапия (Sandplay).

Дора Калф, создатель песочной терапии

Таким образом , «песочная терапия» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Сначала этот метод применялся в детском психоанализе, так как детям сложно словами описать свои переживания, как это, обычно, могут делать взрослые. Но вскоре он стал использоваться и в работе с взрослыми клиентами, помогая выразить тяжелые переживания, боль от потерь, внутренние конфликты и какие-то непереносимые чувства, о которых невозможно было говорить. Невидимая боль и страдания души с помощью картины на песке из внутреннего пространства переносится во внешнее пространство и становится видимой и осязаемой. С помощью образов, символов и метафор с миром травмы уже не так страшно иметь дело, говорить о ней и трансформировать во что-то другое, что даст ресурс для дальнейшего роста и развития.

Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого человека, используя ее творческую и исцеляющую способность.

3. Что необходимо для работы

Кабинет для песочной терапии (сэндплей)

В песочной терапии используются два деревянных лотка — с сухим и мокрым песком, выкрашенные в голубой цвет, как модель воды и неба. Вода и коллекция миниатюрных фигурок. Они должны быть как природные (ракушки, шишки, желуди, камни, веточки), так и сделанные руками человека из разных материалов ( железа, стекла, глины, пластмассы…), которые будут отображать всю сферу жизни человека и окружающую среду ( люди, дома, машины, животные, деревья, цветы, инструменты, предметы обихода, мифологические образы и многое другое). Важно присутствие как красивых светлых и добрых образов, так и страшных темных и ужасных. Чем больше фигурок, тем больше возможностей у клиента себя выразить.

Обычно, терапевт не дает никаких инструкций. Клиент может строить свой уникальный мир в песке с помощью фигурок, может наливать воду и моделировать различные ландшафты своей души или создавать образы из мокрого песка. А можно, просто, играть с сухим песком, создавая волны, дорожки, ветер, бурю в пустыне, песочный дождь.

Прикасаясь к сухому песку, можно ощутить забытые прикосновения заботливых материнских рук или другого, очень близкого человека и наполниться любовью и успокоением. У каждого будут свои чувства, в зависимости от их детского опыта и их травмы. Можно восполнить эти чувства и наполниться ими, если их, по каким-то причинам, не удалось пережить раньше, создавая образ заботящейся внутренней матери. Это видно по детям из детских домов, как они буквально целиком хотят погрузиться в этот песок с блаженством на лице. А других он пугает, и они долго не хотят к нему прикасаться, пока не произойдет доверие к миру в образе терапевта.

Песочная терапия обеспечивает безопасное пространство для проработки бессознательного материала в игровой форме. Она уменьшает сопротивление клиента в способе выражения собственных аффектов и помогает их связать с образами, за счет символизации.

Памятка «Оборудование для песочной терапии» — в частности, какие должны быть фигурки >>>

4. Где применяется:

Песочная терапия. В композиции участвуют фигурки Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга

Родной дом песочной терапии — юнгианский анализ. Но, со временем, интерес к методу растет и продвигает его по новым путям развития.

Благодаря простоте манипуляций и огромным возможностям метод находит применение в самых разных областях и не только психотерапии. Педагоги и социальные работники используют песочную терапию для развития творческих способностей и навыков. Невероятно красиво смотрится песочная живопись. Песочные шоу и создание скульптур из песка стали отдельным видом искусства.

Песочная терапия используется в консультировании, краткосрочных методах психотерапии, как вид арт-терапии, в работе с семьями. Парами. Клиентами практически всех возрастов.

И конечно метод успешно развивается в родном пространстве аналитической психологии.

Песочные картины можно сопоставить с серией сновидений, о которых, к сожалению, мы часто забываем. Картины, как сны наяву, которые можно анализировать, сфотографировать, а потом наблюдать как за изменением содержания самих картин, так и за динамикой изменений в психике их создателя.

В песочных картинах детей, часто можно наблюдать спроецированное бессознательное их родителей, которым заполнен ребенок, что не дает ему спокойно развиваться. С помощью образов и последующего их выражения на песке он освобождает свое внутреннее пространство для себя самого, чтобы наполнить его своими помогающими и поддерживающими фигурами (внутренними объектами). В песке, без страха, уничтожается старый мир и создается новый мир. С персонажами песочной картины можно проигрывать конфликты, находить способы их преодоления, отыгрывать эмоции и смотреть, как будут к этому относиться окружающие персонажи, то, что не решаются сделать в обычной жизни. Здесь можно проиграть много ролей, и выбрать для себя подходящую твоему внутреннему состоянию и твоему подлинному «Я».

Постепенно боль потери, разрушения и травмы становиться меньше, так как в психику встраивается внутренний образ героя, создателя, творца своего мира, своей жизни. Этому способствует уникальная идея Песочной терапии.

5. О песочных терапевтах:

IMAG1697

Для песочного терапевта очень важно развивать в себе способность быть в хорошем контакте с детской частью, понимать и разговаривать на забытом языке образов. Уметь ориентироваться в символическом поле помогает знание мифологии фольклора, литературы по аналитической психологии. Этот с виду простой метод требует постоянного профессионального и личностного развития. Помимо соблюдения Этического закона помнить про особую бережную позицию по отношению к клиенту и его работе. Личный опыт работы в песочнице, осознание собственного процесса индивидуации дает возможность создавать для своих клиентов свободное, защищенное пространство. Дора Калфф пишет, что именно при таких условиях возможно активизация архетипа Самости, который и ведет по пути индивидуации.

6. Обучение.

Песочная терапия. Фигурка Карла Густава Юнга

Развитие в этом направлении предполагает постоянный процесс развития.

Обучение в школе аналитической психологии дает базу для понимания процесса песочной терапии:

— структуры и динамики психики;
— механизма психокорекционного воздействия;
— теории комплексов и архетипов.

Далее, конечно, обучающие программы непосредственно по Песочной терапии, где мы можем через знакомство с подходом разных специалистов почувствовать и двигаться к собственному способу использования песочницы, ведь мы имеем дело с творческим методом, где копирование убивает идею. Важно знакомиться с другими арт-методами, методами аналитической психологии работы с образами, такими как активное воображение, амплификация. Для развития символического мышления очень важно изучать культурологию, мифологию, фольклор.

Подробные требования к обучению песочных терапевтов в ISST >>>

Программы по песочной терапии в рамках нашего проекта >>>

Личная терапия и супервизии позволяют на собственном опыте прожить и осознать историю в пространстве песочнице, понять трудом своей души.

*****

В завершение, хотелось бы сказать, что использование метода Песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как с сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестает удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

Виктория Андреева