Петровка святой источник

Ростов богат родниками. Жители донской столицы круглогодично пользуются ими как источниками питьевой воды, а также купаются в них и отдыхают. Но есть в Ростове-на-Дону шесть шесть святых родников для омовения: воду из них лучше не пить.

Один из них — источник Донской иконы Божией Матери в Железнодорожном районе города. У родника, который называют также Гремячим или Гремучкой, сооружены бассейны, лестницы, лавочки. Есть даже искусственный водопад.

Новость по теме

Часовню «Южные врата России» намерены построить на набережной Ростова

Святой источник Серафима Саровского расположен на территории Ботанического сада. По архивным данным, раньше над родником была православная часовня во имя Преподобного Серафима Саровского. Сейчас у источника, освященного архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном, оборудован бассейн, собирающий множество народа.

На территории Ростова находится основанный в 1903 году Иверский женский монастырь, рядом с которым бьет родник, считающийся святым. У источника оборудована купальня. Неподалеку от источника – вход в монастырь, службы в котором проходят ежедневно в 8.00 и 16.00.

Новость по теме

Роспотребнадзор не рекомендует пить воду из ростовских родников

На улице Баграмяна в Ворошиловском районе Ростова, возле построенной в 1786-1792 годах армянской церкви Сурб-Хач, находится родник Салах-Су, почитаемый как Богородичный источник или источник во имя Всех Святых (Всесвятский). Над родником построена надкладезная сень, оборудованы три бассейна и раздевалки.

На правом берегу реки Темерник в Октябрьском районе Ростова бьет родник святого Павла. Источник находится в Соловьиной роще и имеет оборудованную купель.

В Советском районе города есть Серебряный источник, освященный в 1997 году архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. Местные жители говорят, что вода в роднике мертвая. Считается, что она хорошо залечивает раны, особенно у женщин.

Россия / Ростовская область / Мясниковский район

Петровка

Географическое положение

Живописно раскинулась на холме и в пойме реки Тузлов слобода Петровка Мясниковского района Ростовской области.

Усадьбы сбегают вниз по холму, теряясь в купах зелени и, кажется, что никто и некогда не занимался планировкой улиц и домов. Строились раньше, где кому нравилось. Место выбирали привольное, усадьба строилась просторная и добротная. Вот и до сих пор стоят некоторые дома, и живет в них уже не одно поколение сельчан.Уже при директоре, Молоканове Н.В. началось строительство нового поселка для рабочих птицефабрики Петровской. Были построены улицы: ул. Молодежная, ул. Победы, ул. Степная. Частично построена ул. Школьная. Были построены амбулатория, Дом быта, новая контора, сделаны боксы в гараже совхоза, построена новая автозаправка. Частично заасфальтированы дороги. Еще была построена хорошо оборудованная столовая и общежитие для приезжих. А в райцентр была проложена сначала тырсовая, а потом дорога с твердым асфальтовым покрытием.

История

Самый удобный и безопасный путь в село Петровку некогда проходил из Новочеркасска через Грушевскую станицу, поселки Юдин, Генеральский мост и далее по-над долиной реки Тузлов около пятнадцати верст. Это был самый красивый путь. За селом Генеральским долиной реки Тузлов не перестаешь любоваться, до того она необычно красива!

За хутором Стояновым дорога спускается к мосту через реку; на правом берегу – село Петровка, где и находилась чудо — Криничка.

Здесь некогда проходил Бахмутский шлях (дорога), а неподалеку на высоком кургане, как издавна рассказывали, стояла каменная баба, отчего и сам курган прозвали Баба. Ближнюю к нему балку тоже называли Бабинской. И поселок при ней, основанный, по определению войсковой канцелярии от 20 мая 1798 года, полковником Николаем Васильевичем Иловайским, тоже окрещен Бабинским. По той бабе позже назвали и почтовую станцию, а саму балку переименовали в Почтовую. Это название до сих пор сохранилось в обиходе.

Где – то в годах 1841, был открыт источник, который назвали Криничкой. Вскоре построили часовню. Тогда же среди лесных пород рощи, окружающей часовню были насажены плодовые деревья.

Примерно через пять лет земли у реки Тузлов, прилегающие к Бабинскому поселку достались полковнику Петру Иловайскому, который и основал на возвышенном месте свою Петровку. В 1848 году, когда у источника стояла уже часовня, войсковое начальство назначило Иловайского и есаула Ивана Каршина попечителями будущей церкви Живоносного источника Божьей матери.

От Николая Иловайского Бабинский поселок перешел к Павлу Николаевичу, а уже в 1876 году 11 апреля, газета «Донская пчела» извещала: «Конкурсное управление по делам несостоятельного должника ротмистра Хрисанта Павловича Иловайского объявляет, что в присутствии оного 15 июля 1876 года в 11 часов утра будет продаваться с публичного торга имение при поселке Бабинском». Может быть, часть земли Иловайского внука досталась семейству Исаевых, Сергею и Марии. Осенью 1902 года Исаевы завершили строительство «Приюта» большого здания для паломников.

В 1913 году, недалеко от храма, по инициативе жителей поселка Петровского, в честь 50-летия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости, открылся памятник Александру II. Конечно, после революции от памятника ничего не осталось. Церковь не разрушили, а устроили там склады, а затем, после войны — ремонтную мастерскую.

Информация использована с http://petrov.amrro.ru/

Информация, добавленная пользователями

<p>Село Петровка образовано в 1905 году, население составляет 124 человека, имеется 46 личных подсобных хозяйств, общая площадь земельных участков 24га.<br><br>Село находится в 15км от с. Красноярово, в 30 км. от райцентра, село Н-Увал.<br></p>

Petrovka-zhivonosniy-istochnik
Апрель 5th, 2019 20 коммент. »

Петровка. Живоносный источник

Сегодня в Светлое Воскресенье Пасхи хочу рассказать Вам, мой любезный читатель, об одном из святых мест Ростовской области.

Мы давно слышали о Живоносном источнике в селе Петровка в нашей Ростовской области. А жена, как-то и была там с родственниками.

У жены приближался День рожденья. Мы оба не любим отмечать свои дни рождения в шумных застольях. Стараемся, если получается, путешествовать в это время. Вот и появилось у Наташи желание побывать в этот день в святом месте, да и здоровья поднабраться. А мое дело – желания жены исполнять.

Букеи из подсолнухов

16 августа 2012 началось с букета цветов, купленных мной на нашем цветочном рынке у «Шайбы». Для меня важно дарить необычные цветы; стоить они могут дорого или копейки – не это главное. Подсолнухи необычны в нашей городской квартире.

Позавтракав, мы двинулись в путь на машине. Взяли с собой мясо для шашлыка и все сопутствующие аксессуары; говорили, что неподалеку от Петровки есть классное озеро (или пруд?), в котором можно искупаться, да и пикничок сладить на берегу.

Ехали через Чалтырь — армянское поселение в 16 км от Ростова. Все знают, что на Дону издревле живут казаки. Но в наших краях немало и армян; целые поселения и районы. В 1779 году, по Указу Екатерины ΙΙ тысячи армян переселились в эти края и основали город Нахичевань (ныне – район Ростова) и 5 сел, в том числе Чалтырь (ныне – центр Мясниковского района).До Петровки от Чалтыря ехать километров 25.

История Живоносного источника

Чем же прославилась Петровка далеко за пределами Ростовской области, какая у неё история?

Когда-то, на кургане стояла здесь каменная баба (каких немало найдено при раскопках в донских краях). Курган назвали Баба, а окрестную балку – Бабинской; и поселок рядом – Бабинский.

Рядом протекала река Тузлов, вдоль которой была другая Балка – Желобок (позже Грушина балка). А в ней, из-под скалы пробивался родник (криница), из которого местные жители брали воду, а со временем раскопали его и обложили камнями

Храм Иконы Божьей Матери Живоносный Источник

Далее – краткий пересказ предания из «Донских Епархиальных Ведомостей» за 1914 г. (№11-12; 16-18) с моими отступлениями.

Жарким летом 1841 года, один из братьев Запорожцевых – крестьян, работавших на току, отправился к кринице за водой и увидел в воде икону Божьей Матери с младенцем на правой руке; икона не плавала, а как бы стояла в воде. Крестьянин привел к кринице братьев и других людей, а те, узрев то же и помолившись, доложили управляющему Бабинским поселком Д. А. Васильцеву. Тот убедился в виденном, и запретил трогать икону.

общий вид храма в Петровке

Интернета и смартфонов тогда не было. Но один случай поспособствовал быстрой славе этих мест не только в окрестных селениях, но и далеко за пределами оных.

Крестьяне рассудили, что раз такое чудо случилось, то и воды криницы, наверное, целительные. Привели они к источнику, страдающую в течение 18 лет от падучей (надо думать – эпилепсии) Матрону Зотову. Приложили ее к иконе, облили водичкой, и дали испить ее; прекратились припадки!

Через три дня после обретения иконы, Криницу осветил священник из соседней слободы Андрей Китайский. Правда, иконы он не увидел; не ведомо, куда она пропала. Может быть, в другом месте помогает верующим…

Petrovka-zhivonosniy-istochnik

И потянулись к Святой кринице жаждущие исцеления православные и армяне, татары и калмыки. По вечерам здесь, иной раз, собирались тысячи страждущих. Рассказывают, что однажды, после тяжелых боев в селенье остановился казачий полк; израненные казаки полностью оправились от ран, обмываясь водой из источника!

А Матроне после исцеления явилась во сне Божья Матерь, заповедовавшая ей жить при источнике «и обливать больных». Матрона исполняла завет точно, привечая больных в специально построенном доме; водила их к источнику. Исцеленные часто жертвовали деньги, на которые Матрона посадила рощу фруктовых деревьев; 5000 рублей она передала на строительство храма. Скончалась она тут же в 1881 году.

Сначала был расширен колодец, над ним была построена часовня. А церковь возведена в 1850-1858 гг. Именуется она «Храм иконы Божьей Матери Живоносный источник».

Petrovka-zhivonosniy-istochnik

Криничку посещало семейство Чеховых. В соседней слободе Большая Крепкая жили Егор и Ефросинья Чеховы, поэтому не раз Чеховы всей семьей наведывались в Петровку.

вид с фасада храма в Петровке

А дальше – Революция и все последующие нерадостные перипетии…

В церкви устроили склад, после войны приспособили под мастерскую сельхозтехники. Но поскольку люди продолжали приходить к святому источнику, хрущевские борцы с религией ставили здесь оцепления, устраивали облавы на верующих.

Затем изверги и вовсе сломали часовню, а источник засыпали землей, а потом и забросали камнями. Паломничества на некоторое время прекратились.

vhod-v hram-na-Petrovke

Время шло, десятилетия пролетали и многое изменилось в отношении общества да и власти к «святым местам». И как сказано у Соломона в «Экклезиасте»:

…»Всему свое время: время разбрасывать камни, и время собирать камни»…

В конце концов сами местные жители раскопали источник, вынесли из храма мусор, провели небольшой ремонт. И вскоре после этого в храме начались службы…

Святое место: вчера и сегодня

После начала восстановления храма в Петровке, за счёт добровольных пожертвований, активно шёл ремонт. Облагораживалась прилегающая территория.

Даже на момент нашего первого посещения этих мест в 2012 году уже было сделано не так уж мало, в том числе и в плане благоустройства территории. Что же говорить про 2019 год. Впрочем на фото это видно.

внутреннее убранство храма

На момент активного восстановления храм взял под своё попечительство Свято-Иверский женский монастырь. Игуменья монастыря приезжала и лично участвовала в работах.

икона в храме

Результат не заставил себя ждать. Медленно, но верно всё в округе приобрело достойный и благочинный вид.

вид внутри храма 2018

Рядом с церковью устроены купальни, где можно облиться водой из источника, натаскав ее ведрами. Это место, как купальня с чудотворной водой, сегодня очень популярно среди жителей ближайших поселений и городов.

Источник проведен в трубу, есть краны, ведра. На месте забора воды вывешены молитвы

Тропарь, гл. 4 «Живоносный Источнице»:

«Богородице Дево! Зноем страстей палимую душу мою напой благодатными струями Сына Твоего и услади горесть сердца моего зрением Святого Образа Твоего»

Тропарь, гл. 5 «Чудеса Твои неизглаголенныя»:

«Благодатная Богородице Дево! Живоносный Источник, нам воистину Тя показаша, божественными бо струями Сына Твоего страстей наших знойный пламень угашаеши, прикосновением же Твоим единым токмо недуги душевные и телесные врачуеши, и зрением Святого Образа Твоего услаждаеши горести жизни нашей!…»

В 2016 году закончилось сооружение часовни с купелью и тогда же часовня с купелью была освещена митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.

Как мы посетили святое место в Петровке

В тот первый раз доехали мы без больших приключений: только раз немного задумались на развилке. Зашли в церковь, расспросили немного служащую, купили брошюру и кое-какие книги. Церковь была тогда частично в лесах.

вид внутри храма 2012

Потом мы пошли омываться. Набрали воды, да и по очереди опрокинули на себя по три ведра прохладной водички. Именно по три надо, как нам сказали.

источник возле храма в Петровке

павлин в клетке

Потом погуляли, пофотографировали, пообщались с павлином, живущим возле храма, и отправились в путь к пруду. Пруд нам обещали в одной из соседних деревень.

дорога к храму

Дорога к храму — поля и луга

Однако, кроме небольшой грязной лужи, в которой плавали гуси, мы ничего не нашли. Это немного расстроило наши планы, но не на стольео чтобы считать поездку неудавшейся.

Petrovka-zhivonosniy-istochnik

Пути-дороги

Чуть позже ситуация прояснилась. Местный мальчик сказал, что пруд спустили…

Свято-Казанский храм

Немного информации по этой теме. Вчера мы ходили святить куличи в Свято-Казанский храм, что на пересечении пр. Космонавтов и бульвара Комарова

Свято-Казанский храм - общий вид

Свято-Казанский храм

Церковь эта построена несколько лет назад. Сначала был вагончик с крестом, потом построили церковь.

икона у храма

Да и сейчас на территории строится здание будущей воскресной школы (так я понял).

Дорога к Свято-Казанскому храму

аллея

кот на улице

В работе над статьей частично использованы материалы из источников:

  • Геннадий Сухорученко «Храм у Святой Криницы». Сайт Подворья Свято-Иверского женского монастыря
  • Эмиль Сокольский. Прозрение. Краеведческий библиотечно-библиографический журнал «Донской временник»