Письма Иоанна крестьянкина

.

От издателей – 5

_______

ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДУХОВНЫМ ОТЦОМ – 9

_______

О ГЛАВНОМ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА. Выбранные места из писем отца Иоанна – 15

_______

ПИСЬМА ОТДЕЛЬНЫМ АДРЕСАТАМ – 27

_______

ПИСЬМА РАЗНЫМ ЛИЦАМ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ ПО ТЕМАМ – 139
Домостроительство – 141
▪ Бог – 141
▪ Промысл Божий – 144
▪ Воля Божия – 152
▪ Вера, упование на Бога и доверие Богу – 155
▪ Любовь к Богу и ближним – 162
▪ Церковь – 168
▪ Пастырство – 176
▪ Путь к Богу – 186
▪ Жизненный крест каждого – 196
Созидание дома добродетелей – 206
▪ Совесть – 206
▪ Терпение – 207
▪ Дар рассуждения – 216
▪ Смирение – 230
▪ Покаяние – 238
▪ Скорби – 240
▪ Крестоношение – 242
▪ Благодарение – 245
▪ Молитва – 248
▪ ▪ Молитва о даровании Иисусовой молитвы – 253
▪ Чтение духовное – 254
▪ Спасение – 261
▪ Божии люди – 270
Отпадение от Божьего пути – 275
▪ Враг рода человеческого и борьба с ним – 275
▪ Своеволие – 280
▪ Самость – 282
▪ Гордыня – 288
▪ Дерзость – 293
▪ Нарушение заповедей – 298
▪ Бездумность – 301
▪ Теплохладность – 303
▪ Тщеславие – 304
▪ Малодушие и маловерие – 305
▪ Страхования – 307
▪ Совопросничество – 308
▪ Осуждение – 308
▪ Клевета – 311
▪ Целительство – 313
▪ Оккультизм – 314
▪ Прелесть – 318
▪ Грех – 320
▪ Падение – 322
▪ Детоубийство – 327
▪ Смерть души – 331
▪ Суд Божий – 332
▪ Наказание как путь к исправлению – 333
Как устраивать свою жизнь – 340
▪ Богодарованная свобода – 340
▪ Жизнь по заповедям – 343
▪ Как жить – 344
▪ Таинства как пособия Божии к богоугодной жизни – 374
▪ ▪ Таинство крещения – 374
▪ ▪ Таинство исповеди – 380
▪ ▪ Таинство причащения – 383
▪ ▪ Таинство соборования – 387
▪ ▪ Таинство брака – 389
▪ Духовник – 390
Жизнь семейная – 398
▪ Семья и взаимная ответственность – 398
▪ Родительская молитва – 443
▪ Родительское благословение – 432
О болезнях и лечении – 456
▪ Болезнь — следствие грехов, она приводит к покаянию – 456
▪ И врачей создал Бог – 460
▪ Болезнь дается для терпения и спасения – 463
▪ Пьянство – 467
▪ Беснование – 468
Молитвы за умерших без исповеди и причастия перед смертью – 471
▪ Молитвы за без вести пропавших – 471
▪ Молитвы за погибших – 472
▪ Молитва за умерших без покаяния – 473
▪ О сектантах – 476
▪ Где поминать и молиться о некрещеных – 477
▪ О самовольно ушедших из жизни – 479
О монашестве – 484
О священстве – 508
▪ Служение у престола – 508
▪ Православие – 521
▪ О недостойном священстве – 527
Современная смута – 536
Божие и общественное – 558
▪ Человек и общество – 558
▪ Компьютер – 567
▪ Любовь к Родине – 568

_______

ПИСЬМА ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ – 569

_______

СЛОВО О ДУХОВНИЧЕСТВЕ – 597

Святые отцы об утешении в Минуту скорби

Святые отцы об утешении в Минуту скорби

По творениям архимандрита

Иоанна (Крестьянкина)

О ГЛАВНОЕ — БЫТЬ С БОГОМ

МОСКВА 2009

Православная библиотека Золотой Корабль , 2012

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси I АЛЕКСИЯ III

В данном издании использован текст, благословение на который было получено при жизни Патриарха

По творениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Главное — быть с Богом. — М.: Благовест, 2009. — 160 с. — (Святые отцы об утешении в минуту скорби).

ISBN 978-5-9968-0021-6

©Издательство «Благовест» — оформление, ISBN 978-5-9968-0021-6 оригинал-макет, 2009

Предисловие

Промыслительные удары от Бога

Наше крестоношение

Плод скорбных испытаний

Молитвенные утешения

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница»

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница»

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Целительница»

Молитвы в беде, печали и скорби святому мученику Трифону

Приложение

Из книги «Размышления о бессмертной ду­ше», составленной архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)

Из проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово

о малом доброделании

Из духовного наследия архимандрита

Иоанна (Крестьянкина)

Список использованной литературы

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин; 1910 — 2006) — священнослужитель Русской Православной Церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из на­иболее почитаемых старцев Русской православной церкви. Творения архимандрита Иоанна, из которых взяты высказывания для данной книги, содействуют духовному возрождению общества и рассматриваются членами Церкви как практические пособия в деле христианского спасения.

Книга «Главное — быть с Богом» продолжает серию книг «Святые отцы об утешении в минуту скорби». В ней содер­жатся избранные и наиболее яркие высказывания архиман­дрита Иоанна о происхождении, смысле и христианском пе­ренесении переживаемых людьми страданий. В книге также приводятся акафист Пресвятой Богородице и утешительные православные молитвы. Книга адресована всем нуждаю­щимся в духовном утешении

Предисловие

благополучия. Наконец установившаяся по­литическая стабильность способствовала ста­бильности экономической. А рост экономиче­ского благосостояния стимулировал щедрые пожертвования на возрождение и строитель­ство храмов и монастырей, на благотворитель­ные проекты, создавал благоприятную ситуа­цию для решения демографической проблемы.

Но вот грянул мировой экономический кризис — и останавливаются предприятия, за­крываются фирмы, многие потеряли работу или бизнес. Как следствие этого — приоста­новка помощи храмам, свертывание благотво­рительных проектов, ощущение напряженно­сти и неопределенности среди разных слоев общества.

В чем причина? Почему наше благополучие сменилось потрясением? К чему эти стра­дания?

Один из подвижников и исповедников XX века — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) ­считал, что все внешние и внутренние стра­дания — следствие наших грехов и личных и общественных — духовного климата общест­ва; все наши скорби — это призыв Бога отло­жить самоуспокоенность и задуматься как мы живем, это проверка нашей верности Кресту Христову и Божьим заповедям: «Цепи, ско­ванные из тьмы предательства, измен стихий­ной гордости, лжи и самомнения, все креп­че опутывают наши сердца, связывают наш ум, наши руки, все наше существо. И мы ста­новимся неспособными ни к чему доброму. И светлый Ангел Хранитель стоит поодаль, оплакивая сердца наши, ставшие игралищем бесов. Нормой жизни становится — ходи по трупам задавленных тобою, рви кусок из чу­жого рта и плюй на всяческие заветы. А тот враг, что посеял страшные плевелы злобы и гордыню лжеименного разума, он — челове­коубийца искони, лжец и отец лжи — любуется плодами дел своих.

И у всех живущих на земле возникает в наше время предощущение грядущей катастрофы, но человечество, томимое тяжелым предчувстви­ем, не хочет остановиться, задуматься над тем, понять, что же с ним происходит. Дьявольские силы поработили ум и сердце живущих грехом, который согнул и исказил человека, настолько, что он перестал видеть Бога».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) считал, что утешение нам надо искать в Боге, в молит­вах Богоматери и святых, прошедших путем го­раздо более тяжких страданий и возложивших свое упование на Бога. Лишь с Божьей помо­щью можно преодолеть жизненные трудности, обретя благополучие и спасение в вечности: «Сердце облежат постоянные тревоги и отды­ха ему не дают. Но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе и все вокруг светло видя, беспрепятственно шество­вать с Господом сквозь мрак и темноты жизни этой к блаженной, полной отрады и простора вечности».

Мы надеемся, что эта книга, в которой со­браны яркие высказывания отца Иоанна о на­шей вере и жизни по ней, принесет большую действенную пользу читателям. Все критиче­ские замечания и пожелания приветствуются Издателем.

Промыслительные удары от Бога

Без Бога… жить нельзя, но только медленно и мучительно умирать, наблюдая повсеме­стное разрушение жизни вокруг себя.

***

Грехи, которые творятся в ведении, порож­дают болезни, совершенно связывающие чело­века.

Особенно тяжкие последствия смертных грехов несут те, кто творил их в ведении.

***

Есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. И враг на согре­шающих смертными грехами предъявляет свои права. Результат этого Вы реально ощу­щаете в своей жизни. Наберитесь терпения в молитве и в сознании, что несете от Господа данную епитимию.

***

Господь творит только благо, только доб­ро, но воля темной силы и наша человече­ская воля, делающая выбор между добром и злом, причина того зла, которое усматри­ваете Вы теперь в своем прошлом, и в на­стоящем.

***

Не Господь наказывает нас, нет! Нака­зываем себя мы сами — тем, что живем без Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий. И «наказание» или жизненная туга -это его проделки.

***

Куда бы мы не поехали, наш спасительный крест легче не станет. Внешние скорби отсту­пят, но тут же навалятся внутренние, еще более тяжкие и глубокие.

Одно ясно, что от Креста освобождаться мы можем, только совсем отойдя от Бога. Но тогда вместо Креста наденем другое ярмо и безна­дежное.

Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домо­гаемся своего.

***

Чаще к Богу приводит сейчас беда, когда сердце будто умирает от горя; приходят и та­кие, которые начали познание духовного мира с близкого касания к темной, все убивающей силе.

***

У Господа ни ошибки быть не может, ни неправды. Ты проходишь жизненный урок и пока, не делая для себя выводов правильных, буксуешь на одном и том же.

***

Страшные болезни нашего времени поро­дило безбожие. И болезни эти такого свойства, что не поддаются искусству врачей, но требу­ется желание больного выздороветь и его хоть малые усилия к тому. А если усилия подкреп­ляются обращением к Богу за помощью, то, поверьте, болезнь отступит. Но как часто те­перь страдают близкие, а больной глух и слеп и погружается все глубже в трясину греха.

***

От креста нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под кото­рым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека наде­ждой на спасение.

Отличительными чертами архимандрита Иоанна Крестьянкина были: любовь к ближнему и духовная прозорливость — его почитали за старца и ехали к нему отовсюду. С самого раннего детства он испытывал лишения: он появился на свет в 1910 году в Орле в многодетной семье, рано потерял отца, детей поднимала мать, благодаря которой он с раннего возраста приобщился к вере. Не обошлось и без действия промысла Божия: в шестилетнем возрасте Ивана заметил архиерей и предложил помогать в алтаре, это было первым его послушанием, а затем были послушания пономаря, иподиакона. Уже в подростковом возрасте Иван Крестьянкин чувствовал тягу к монашеству, да и его близкие друзья, впоследствии ставшие священнослужителями, предсказывали ему иноческий путь.

Но сначала Иван окончил школу, отучился на бухгалтерских курсах, стал работать, но душа его рвалась в храм, который из-за сверхурочной работы он мог посещать нечасто. В начале 30-х годов он занял руководящую должность бухгалтера в Москве, появилось свободное время, позволявшее бывать на богослужениях.

Иван Крестьянкин был освобождён от военной службы в период Великой Отечественной войны по причине плохого зрения, в это время он стал исполнять обязанности псаломщика в храме Рождества Христова в Измайлово. В начале 1945 года состоялась его хиротония во диакона, а осенью — во иерея. Прихожане тянулись к отцу Иоанну, а он тянулся к Небу, желая углубить свои познания о Боге, пошёл учиться в Московскую Духовную Академию. Но до защиты кандидатской диссертации он не дошёл — советские власти обвинили его в антисоветской деятельности и посадили сначала в Лефортово, а потом в Бутырскую тюрьму.

Священнику Иоанну Крестьянкину пришлось много пережить, в том числе предательство со стороны близких людей, телесные болезни — он был в ссылке в Архангельской области в тяжёлых условиях, но это не сломило его дух. В 1966 году его, наконец, постригли в монахи, так как ему не разрешали служить в столице, он отправился в Псково-Печёрский монастырь, который стал для него родной обителью на всю оставшуюся жизнь. В 1970 году его возвели в сан игумена, а через три года — в архимандрита.

На первых порах отцу Иоанну помогали опытные насельники Псково-Печёрской обители и Валаама, почитавшиеся старцами — иеросхимонахи Симеон Желнин, Михаил Петкевич. Митрополит Вениамин Федченков и другие. Вскоре к нему потекли люди со всех уголков страны, желающих получить совет от духоносного батюшки было столько, что он попросил направлять ему письма, на которые обстоятельно отвечал до конца жизни. В каждом письме чувствовались его внимание и забота, для каждого у него находилось слово утешения, «Письма» неоднократно переиздавались.

Другие известные труды архимандрита Иоанна: небольшие келейные книжицы на разные случаи жизни, «Опыт построения исповеди» — своеобразный букварь для новоначальных христиан, его изречения собраны в книге «Чадцам Божиим».

Отец Иоанн Крестьянкин отошёл ко Господу в 95 лет в 2006 году в день памяти новомучеников и исповедников Российских.

Сообщество Вконтакте, посвященное Иоанну (Крестьянкину) — https://vk.com/public50436816

См. также: Наставления, Проповеди, Руководства

В миру Крестьянкин Иван Михайлович, родился 29 марта 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных. Был восьмым ребенком в семье.
14 января 1945 года рукоположен в сан диакона митрополитом Николаем (Ярушевичем) в храме на Ваганькове. 25 октября того же года был рукоположен в сан священника патриархом Алексием I в Измайловском Рождественском храме в Москве, где и остался служить. Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет. 10 июня 1966 года о. Иоанн принял монашество в городе Сухуми. 5 марта 1967 года поступил в Псково-Печерский монастырь. 7 апреля 1973 года возведен в сан архимандрита.
Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.