Площанская пустынь Брянская

В состав Литвы входил тогда и располо­женный в этих краях город Мценск, жители которого стали свидетелями явления чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского, приплывшего по реке Зуше против ее течения. Святой Николай держал в руке хартию, на кото­рой изумленные горожане прочли над­пись: Пошлите меня на Плоское место. И такое место вскоре определилось. В те стародавние времена Николаевская обитель называлась в народе и Площанской пустынью, и Плосским монастырем. Потому здесь и нашел чудотворный образ место своего пребывания.
Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Пло­щанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистен­ская Площанская пустынь, Николаев­ская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Пло­щанская пустынь, Севская Богородиц­кая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.
Строитель Площанской пустыни игу­мен Серапион в своем отзыве на имя Севской Духовной консистории в 1778 году о времени возникновении пустыни пи­сал так:
Площанская пустынь, по справке о ней в церковной книгохранительнице, с ко­торого года и по какому случаю начало свое возымела, о том письменных сведе­ний не отыскалось, а что она стала во­зобновляться между 1613 и 1620 годами, то есть после нашествия и разорения польским королем и ляхами, как на цар­ствующий град Москву, так и прочие великороссийские места. На сем месте до оного времени существовал древний монастырь, именуемый Николаевский, но при пришествии в Москву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами.
Год основания династии Романовых по неисповедимым судьбам Божиим совпал со временем прихода на Площанский колодезь, полностью разрушенный войсками Лжедмитрия, постриженника Киево-Печерской лавры иеромонаха Прокопия. Это событие отражено в «Ведомости о состоянии Богородицкой Площанской общежительной пустыни Орловской епархии за 1878 год», со­ставленной архимандритом Моисеем: Основателем вновь оной пустыни был иеромонах Прокопий, пришедший из Киева с двумя монахами не известных имен и фамилий, а о нем только извест­но, что из рода греков, постриженец Киево-Печерской Лавры. Отец Проко­пий, возблагодарив Создателя и Приснодеву Марию за удивительной кра­соты уединенную местность, Божиим Промыслом предназначенную для его спасения, поселяется на горе, выкопав в ней себе пещерную келлию. Пришед­шие вместе с отцом Прокопием в пус­тынь монахи последовали его примеру и устроили себе келлии в земле, близ древнего Площанского святого колод­ца. Они установили над источником де­ревянную часовню для совершения мо­литв. В эту часовню иноки перенесли деревянный резной образ Святителя и Чудотворца Николая и большое резное Распятие, найденные отцом Прокопием на пепелище Николаевской обители.
труды насельников по восста­новлению святой обители на прежнем месте встретили жесткое сопротивле­ние некоторых пришлых жителей, самовольно осевших на бывших монас­тырских землях. В те годы окраинные русские земли привлекали к себе искавших счастья беглых — гулящих людей.
Комарицкая волость, куда входили земли монастырские, в XVII веке ста­новилась все более населенной при­шлым народом и прославилась буйным поведением своих жителей. Притесне­ния со стороны крестьян вынудили от­ца Прокопия искать милости и защиты у молодого Государя Михаила Феодоровича в Москве, куда иеромонах вмес­те с двумя иноками прибыл в 1620 году. Отец Прокопий был радушно принят и получил у царя дозволение на возоб­новление древней обители и построе­ние святого храма, на которое созда­ние, как пишет игумен Серапион, была дана Его Святейшества храмозданная грамота, с приложением к ней лич­ной печати Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, отца Государя.
На благословение новосозидаемой оби­тели Государь промыслительно даровал две иконы из своих царских палат — Всемилостивого Спаса и список чудо­творной Казанской иконы Пресвятой Божией Матери — Заступницы Земли Русской в недавнее, горькой памяти Смутное время.
По монастырским преданиям отец Прокопий, возвращаясь из Москвы с бесценными дарами от царствующего рода Романовых, стал свидетелем собы­тия чудесного. Как пишет монастыр­ская летопись, от усталости старцы сидоша подле большой сосны и воздремаша на мгновение, и отверзоша очи, и видеша икону на сосне, сияющую яко солнце. И со слезами сотвориша молит­ву, и получиша паки икону. Урочище, получившее с тех пор название «Святая сосна», находится в одной версте от мо­настыря, недалеко от обочины дороги, ведущей в Брасово.
Ревнуя о спасении своей души и славе Божией, отец Прокопий с помощью иноков сразу же по возвращении из Москвы строит небольшую деревян­ную церковь вблизи озера, на указан­ном Богородицей месте. Иноки пере­несли в новую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Мате­ри, дарованные царем иконы и резной образ святого Николая. К церкви был пристроен придел во имя святителя Николая.
Направляемые Заступницей усердной в Площанскую Богородицкую пустынь ищущие спасения богомольцы нередко оставались здесь навсегда для несения иноческих подвигов.
По внушению лукавого крестьяне, са­мовольно захватившие земли вокруг Площанского монастыря, снова стали досаждать его насельникам. Крестья­нин Рыбальский, по прозвищу Чертов, отличался от прочих особой жестокос­тью: он не гнушался прибегать к побоям священнослужителей, угрожая им рас­правой, глумясь над верой православ­ной и монастырскими святынями. Дабы положить конец беззаконию, отец Про­копий вновь держит путь в Москву и обращается за помощью к Государю.
Государь Михаил Феодорович передал в вечное владение на пропитание оби­тели землю, расположенную вокруг монастыря, в количестве 2645 десятин 154 сажен. (Десятина равна 1,08 га, сажень — 213 см. В общем 2856,6 га и 315 кв. м.) По возвращении из Москвы отец Прокопий незамедлительно при­ступил к благоустроению Площанской пустыни. В монастыре были возведены необходимые хозяйственные построй­ки, приобретены ризы, книги, священ­ные сосуды и другие церковные принад­лежности, построены братские келлии. Иноки монастыря начали осваивать об­ширные земельные угодия, царской властью отныне навечно закрепленные за Площанской святой обителью.
Возобновитель Площанского монасты­ря, его первоначальник и строитель Про­копий отошел ко Господу в 1644 году, на 70-м году жизни, и был погребен в алта­ре воздвигнутой при нем церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
К началу XX века Площанская пус­тынь считалась одной из самых благо­устроенных обителей России. Из три­надцати монастырей Орловской епар­хии, к которой пустынь принадлежала до 1917 года, она прочно занимала веду­щее место. На протяжении нескольких столетий Площанская пустынь, давшая миру сонм благолепных старцев, была одним из центров духовного и культур­ного просвещения России, неся христи­анскую истину во всей ее чистоте и це­лостности.
В монастырских архивах сохранились подробные описания архитектурного ансамбля обители, окончательно сло­жившегося к началу XIX века и орга­нично вписавшегося в окружающий природный ландшафт, его хозяйствен­ных построек, а также внутреннего уб­ранства храмов.
Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих палом­ников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и пе­реночевать в странноприимном доме, принадлежавшем монастырю и распо­лагавшемся прямо на станции. До Пло­щанской пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выло­женной до самой обители, или, углубясь в молитву, за три часа доходили до цели своего паломничества — благо, что дорога пролегала через усадьбу Михаила Александровича Романова и была жи­вописной и широкой.Позади Духо-Сошественской церкви в полутораэтажном корпусе располагалась братская трапезная, внутри вся расписанная живописью. При ней — кухня, а внизу — хлебопекарня с русской печью, за один раз дававшей до пятисот буханок хлеба, а в смену более тысячи.
За восьмигранной водонапорной баш­ней, высотой четыре сажени (8,2 м) — деревянный дом наместника, где жили на покое бывшие настоятели монасты­ря, а рядом с домом был флигель каз­начея.
В монастырской лавке торговали ико­нами, крестиками, книгами и четками. К западной стене примыкала деревянная келлия для схимников, неподалеку от которой помещался большой каменный двухэтажный братский корпус на трид­цать две келлий, а напротив собора — меньший братский корпус на двадцать келлий.
На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома поме­щались кучерская и шорницкая мастер­ские, кузница, каретный сарай, две ко­нюшни, навесы, сарай для землемерно­го инвентаря.
На дворе для рогатого скота — коров­ники с домами для прислуги, телятник, паровая мукомольная мельница с амба­рами.
В большом фруктовом саду находи­лись три деревянных флигеля с мезони­нами, в которых были пчельня, порт­няжная и сапожная мастерские и мона­стырская больница для братии на де­сять коек.
За восточными воротами, под горой у озера, стояла деревянная часовня, со­единенная с монастырем длинной дере­вянной галереей. Часовня была укра­шена внутри живописными картинами и резным Распятием. Вдоль берега озе­ра были расположены деревянная мас­лобойня, прачечная и баня. Тут же на озере была устроена сажалка для сохра­нения пойманной рыбы.
К озеру примыкала водяная мельница с крупорушкой, двумя амбарами, домом мельника и домом для пастухов с коса­рями. К плотине была пристроена мона­шеская купальня.
Против Святых врат стоял гостиный двор для приема бедных странников и посетителей. Двор состоял из двух двухэтажных теплых корпусов на пять­десят номеров и одного одноэтажного на двадцать номеров. За гостиным дво­ром был фруктовый сад с огородами и пасекой. Вся территория монастыря была окружена каменной оградой с че­тырьмя башнями по углам и тремя подъездными воротами. В монастыр­ском лесу находились дегтярный и кир­пичный заводы. Лес охранялся полесов­щиками, для которых была выстроена постоялая изба с необходимыми хозяй­ственными постройками.
После октябрьского переворота Пло­щанскую обитель постигла участь всей Русской Православной Церкви — мо­настырь был в ноябре 1924 года закрыт и разграблен до основания. Из храмов остались не взорванными два — Казан­ский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря органи­зовалась коммуна «Пчела». В 1930 году тридцать площанских монахов, скры­вавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аре­сту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.
При закрытии Площанской пустыни остро встал вопрос о честных останках старца Василия (Кишкина) и строителя Пафнутия (Козелкина). Еще в августе 1924 года Севский исполком настаивал на вскрытии мощей. Останки шестиде­сяти православных подвижников и свя­тых нашей Церкви подверглись этому кощунственному осквернению в те го­ды. Комиссия приступила к вскрытию 16 ноября 1924 года. По «делу о мощах» был привлечен к уголовной ответствен­ности игумен бывшего Площанского монастыря отец Никодим.
В первые послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь нача­лись богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Храм Площанской пус­тыни был закрыт в 1962 году по «жела­нию трудящихся». Директор совхоза приказал закопать древний Николаев­ский источник.
В Казанском соборе был открыт инку­батор по выращиванию цыплят. В том же году вандалы предприняли попытку взо­рвать Казанский собор, но смогли разру­шить только два яруса — монахи ведь строили на века. Битой щебенкой посы­пали при мелиорации дорогу к реке Не­руссе. В 1966 году все уцелевшие здания и хозяйственные постройки монастыря перешли во владение Крупецкого сель­совета. Из немногих чудом сохранив­шихся зданий бывший игуменский кор­пус оставался бесхозным и брошенным.
Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников).
В 1997 году была возведена часовня во имя Святителя Николая Чудотворца на древнем источнике у Площанского озера. Как и раньше, она построена из бревен.
В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. В 2012 начато восстановление разрушенного собора.
Устроены и освящены святые источ­ники: иконы Божией Матери «Живо­носный Источник», или «Германовский», святых Царственных страсто­терпцев и святых мучеников Космы и Дамиана (в бывшем лесном скиту).
В2001 году с Афа­насьевского кладбища города Орла был перенесен в Площанский монастырь прах последнего настоятеля обители игумена Никодима (Спиридонова), а в апреле 2002 года были подняты из-под спуда останки великого подвижника XIX века Площанского старца Василия (Кишкина) и перенесены в Покров­скую церковь.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8мая 2008 года причислены клику святых тринадцать подвижников Глинской пустыни, в числе которых и преподобный Василий (Кишкин), старец Площанский.
29 мая 2013 года решением Священного Синода настоятель пустыни архимандрит Сергий был избран епископом Клинцовским и Трубчевским. Новым настоятелем единогласно был избран послушник и постриженник владыки Сергия иеромонах Леонид.

Этот монастырь был основан в 16 в. как мужская пустынь. После революции монастырь закрыли, разворовали и почти разрушили. В 1994 году было начато его реконструкция и восстановление. В настоящее время Площанский монастырь полностью восстановлен и в нем проживает около 30 монахов, а главной святыней монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Икону спас монах и долгое время жители поселка Локоть тайно хранили ее, пока в 1996 году не вернули возродившемуся монастырю

Площанская Пустынь находится в Брянской области, на Киевской трассе недалеко от поселка Локоть.

Монастырь занимает сравнительно большую территорию, на которой расположились церковь, кельи монахов, дом игумена, трапезный корпус и древняя колокольня, единственная сохранившаяся со времени постройки.

Колокольня была построена в начале 19в. вместе с громадным Казанским собором, уничтоженным революцией в 1917г. Когда-то это было высокое четырехъярусное кирпичное сооружение с куполом и шпилем, но до нашего времени сохранились лишь два нижних четырехгранных яруса.

Наверху — действующая колокольня, а внизу остатки древнего Казанского Собора, построенного в 18 веке.

В центре монастыря стоит восстановленный Храм Сошествия Святого Духа, который был построен как и колокольня в начале 19 в.

Церковь представляет собой один из лучших в нашей Брянской области образцов монастырского культового зодчества 1-й трети 19 в. Здание церкви представляет собой бесстолпный однокупольный храм, сделанный из кирпича и отштукатуренный.

Церковь действительно очень красивая… и, несмотря на ремонт, чувствуется дух того времени…

Мы приехали в монастырь как раз в праздник Казанской Божьей Матери. В честь этого в храме прошла праздничная служба, а после нее крестный ход с чудотворной иконой. Народу в монастыре в этот день собралось очень много!

В гости на праздник приехало много священнослужителей из других областей

А это та самая икона. Хотя по слухам, это всего лишь ее копия, а настоящая икона хранится где-то в столице. Но в любом случае, главное же здесь — вера!

покрупнее… Кстати этот мужичек в черной рясе, по всей видимости, главный монах в этом монастыре. Он после службы ходил, всех поздравлял и со всеми целовался) а я как человек немного чуждый всем этим церковным обрядам, от него убегал, чтоб меня не зацеловали)

А это ну очень колоритный прихожанин, которого я не мог не запечатлеть) надеюсь он на меня за это не обидется.

Прощальный взгляд на храм от центральных ворот монастыря.

Как и полагается у монастыря есть свой святой источник с купелью. А в Площанском монастыре таких купелей целых 3! Две находятся непосредственно у подножия монастыря, на берегу озера. Обычные купальни. ничем не отличающиеся то других таких же.
А вот о третьей хочется написать отдельно. Этакий бонус к скучному посту о монастыре)
Третью купель надо еще поискать. О ней знают немногие, т.к. она находится немного в стороне от монастыря. Но это действительно уникальный и интересный источник. Во первых тут течет удивительна чистая и обжигающе холодная вода, окунуться в которой без легкого покрикивания не так уж и просто…

А во-вторых, по неизвестным мне причинам, этот источник является воистину местом паломничества всех новобрачных. Уже на подходе к нему вас встречают таблички-сердечки, прибитые на деревьях.

Таблички сами за себя говорят. «Саша+Маша», «Петя+Оля», «Сережа+Катя», и т.д. Фамилия и дата их счастливого дня бракосочетания)

Таблички развешены практически везде, но основное их скопление в маленькой беседке у источника.

Крыша беседки «забита» под завязку, и будущим молодоженам придется помучаться в поисках новых мест для своих табличек. А табличек каких только нет! Прямо-таки маленький музей больших валентинок)

Так что если будете проезжать по Киевской трассе мимо поселка Локоть Брянской области, не поленитесь, сверните с дороги и потратьте часик времени на знакомство с прекрасным!!!
Интересно? — или в Instagram
Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.