По монтессори

Идеи Монтессори-педагогики с трудом пробивают себе дорогу в жизнь, многие из которых нашли сегодня научное подтверждение. Мария Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. Воплощая свои идеи в жизнь, она первым делом обратила свое внимание на окружающую среду, способствующую саморазвитию ребенка.

Она считает, что психическая и биологическая активность даже новорожденного ребенка уже имеет определенную организационную структуру. Эта организация наблюдается в естественной ориентации человеческой особи в окружающем мире и его освоении. Помимо этого, взаимосвязь среды и импульсов развития говорит о том, что ребенка имеется предрасположенность к зарождению определенных функций (например, движений, речи и др.)

Работы педагога-гуманиста содержат обоснование сознательного «овладения средой» ребенком дошкольного возраста. Педагогические условия, которыми автор считает благоустройство пространства, нужны для активной двигательной и познавательной деятельности.

Выделяя красоту оформления помещения, оборудование, Мария обращала внимание на такие пространственные свойства среды, как: взаимосвязь живого и предметного мира, целостность, системность. Размещение природных зон, дидактических материалов, предметов развивало «свободу выбора деятельности» ребенка. По мнению ученого, «ключ» к познанию мира, его культуры – это совокупность практических материалов или предметов, подходящих разным сферам психофизического развития детей.

Многие годы идеи Монтессори в СССР были запрещены, над ней на целых 60 лет сомкнулась «трава забвения». Ее методы на практике применялись весьма редко и только фрагментарно и опосредованно (развивающие материалы Б.П. Никитина, таблички с шершавыми буквами учительницы 109-й московской школы Е.Н. Потаповой).

Только в начале 90-х гг. прошлого века педагогическое сообщество России в поисках способов гуманизации образования и воспитания новых поколений, с целью совершенствования условий для их личностного роста на основе свободного развития и самореализации личности снова вспомнили о наследии М. Монтессори.

На сегодняшний день, также как в первой четверти 20-го века, снова происходит обращение к ее идеям, возвращение к ее педагогике, способствующей новым взглядам на способы организации деятельности детских дошкольных учреждений, на принципы семейного воспитания, переосмысливается стереотипное мышление, которое присуще нашему сознанию. В 1992 г. был открыт Московский центр Монтессори, в 1993 г. – Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация.

В детских садах стали использовать методику Монтессори. Появились отечественные производители, создающие методические Монтессори-материалы. Переиздаются ее работы, печатаются статьи и книги, пропагандирующие идеи и опыт Монтессори-педагогики.

Возрастающий в наше время огромный интерес к опыту и достижениям Марии Монтессори весьма символичен, так как это характеризует такие черты российских педагогических традиций, как внимание к индивидуальности ребенка, гуманизм, и, кроме того, с необходимостью воспитания и обучения подрастающего поколения, способного к успешным действиям в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире.

В настоящий момент 35 регионов России имеют более 400 групп в детских садах, занимающихся по системе Монтессори. Регулярно проводятся обмен опытом на всероссийских конференциях. Московским центром Монтессори при помощи немецких специалистов подготовлены несколько выпусков квалифицированных педагогов. Все большее число родителей доверяют своих детей в Монтессори-школы. Что же привлекало и столько лет привлекает в идеях и методических разработках М. Монтессори?

В первую очередь, истинный гуманизм образовательной и воспитательной системы, направленность на природу ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма. В отведенных педагогом рамках дети могут выбирать любую понравившуюся им деятельность, которая соответствует его внутренним интересам. Они спонтанно и вольно упражняют свои чувства, кроме того, испытывают радость и удовольствие от подобной работы, потому что поступают не по чьему-то желанию, а по собственному хотению.

Другим преимуществом системы Монтессори можно назвать максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, внедрение специально разработанной и грамотно инструментированной программы развития каждого ребенка, которая рассчитана как на нынешний день, так и на многие годы вперед, сочетающей в себе взаимодействие обу¬чения и воспитания на основе зарождения и развития детской активности.

Развивая свои навыки, в ребенке постепенно пробуждаются чувства уверенности и независимости. Вместе с этим у него проявляется любовь к учению и формируются мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Важным нововведением Монтессори явился отказ от традиционной классно-урочной системы и разработка уникального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет. Суть его построения заключается в признании за каждым учеником прав на большую долю самостоятельности и автономии, в индивидуальном темпе работы и специфичных способах овладения знаниями.

Именно поэтому школы Монтессори работают под девизом: «Помоги мне сделать это самому». Это достигается за счет внедрения в них очень широкой образовательной программы, не являющейся программой как таковой в нашем привычном понимании этого слова. Их можно назвать. Скорее, стратегиями и тактиками деятельности детей.

Монтессори-группа имеет ряд зон: зону практической жизни – играет особую роль для маленьких детей от 2,5 до 3,5 лет. Тут располагаются материалы, при помощи которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро.

Зона сенсорного развития предоставляет возможность ребенку использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Тут ребенок учится различать цвета, длину, высоту, вес, форму, шум, запах разных предметов; познакомиться со свойствами тканей; зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Во многих Монтессори-домах окружающую среду ребенка дополняют такими зонами, как искусства и танцев, музыкальная, иностранного языка, работы по дереву, которые способствуют дальнейшему совершенствованию общего развития ребенка. Двигательные упражнения направлены на физическое развитие детей, и помогают ему лучше узнать свое тело и почувствовать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Педагог в детском саду Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов – различных игр, приспособлений, – с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие от педагога в традиционных детских садах Монтессори-воспитатель не является центром группы.

Когда дети занимаются в группе, он едва заметен. Педагог не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.

Монтессори-руководитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка.

Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность воспитателю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику.

Ребенок обращается к воспитателю как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний удивительно глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном, автономном коврике или столике, и прогресс его виден только по отношению к нему самому.

Каждая Монтессори-группа неповторима. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждая Монтессори-группа, будучи зависимым от толкований метода и возможностей воспитателя, является уникальным.

Вот как ведется работа с детьми в современном Монтессори – центре в разновозрастной группе детского сада, где готовят ребенка не к школе, а к жизни в достаточно сложном и противоречивом мире. Малышу дают возможность получить социальный опыт, соответствующий его развитию.

Конечно, ребенок живет своей жизнью и не должен приспосабливаться к на¬шей. Воспитатели стараются создать своеобразную подготовленную среду для развития навыков социальных контактов и извлечь из нашей с детьми жизни упражнения, помогающие адаптации ребенка в его окружении.

Существует очень много мифов о Монтессори-педагогике. По одному из них, ребенку в Монтессори-группе все позволено. Он делает что хочет. Это не так. Когда приходит новый малыш, то еще до начала занятий его приводят в группу и говорят: «Посмотри, ты можешь взять все, что тебе понравится, но у нас есть правило: когда ты поиграл, ты должен поставить все на место и в том же виде. Ты можешь работать на столе или на ковре».

Этих детей (как правило, трехлетних) ведут в практическую зону и дают им первую презентацию, как правило, пересыпание или переливание.

Иногда предлагают ребенку блоки цилиндров. Показывают, что можно делать с материалом, где его взять и в каком виде вернуть на место. Так демонстрируют, как действует правило: «Взял – положи на место».

Остальные правила дети узнают, уже придя в группу и столкнувшись с их применением. Даже самые маленькие быстро понимают, что нельзя ходить по чужому коврику. Задача – акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается, или предупредить нарушение.

Педагог не учит ребенка правилам и не заставляет соблюдать их под страхом наказания, а помогает понять, почему, то или иное правило существует и что плохого в том, что оно нарушается. Обычно если новички пробегают по чужому коврику, на котором работает другой ребенок, то подзывают новичка к себе и с ним говорят. Например: » Если бы ты работал на ковре и кто-то пробежал по нему, а еще хуже разрушил бы твою работу – тебе было бы приятно?» – спрашивает педагог.

Ребенок соглашается, что приятного в этом мало. И воспитатель в процессе обсуждения выводит правило вместе с ребенком. Обычно все это происходит в первый месяц после прихода ребенка. Главное, что ребенок понимает в это время, что любое наше правило – это не запрет, за нарушение которого наказывают, а то, что помогает нам жить дружно.

Конкретное правило, если оно нарушено во время занятия, мы иногда обсуждаем, собираясь на линии. Детям постоянно напоминают о том, что рабочий коврик – это суверенное личное пространство, и все, что находится на нем в моменты моей работы, – это личная собственность, которую трогать нельзя. Можно подойти и посмотреть, но надо спросить разрешения у того, кто работает.

Сложнее бывает воспитателю тогда, когда приходят несколько новых детей. Первое, что делает педагог, – это собирает их вместе и говорит: «У нас есть правило: не говорить громко, чтобы не мешать друг другу». Конечно, детям эти разговоры непонятны, и тогда предлагается всем вместе рассказать что-нибудь. Дети начинают говорить, стараясь перекричать друг друга. А кто-то из старших детей говорит, что есть правило, что говорить должен кто-то один.

Но малышам трудно запомнить и это правило, и тогда педагог вводит такой элемент, как свечка. Дети с воспитателем собираются все вместе, говорить может тот, в чьих руках свечка. Это непросто не только для малышей, но и для взрослого. Если дети разговорились, то говорить они начинают обо всем подряд. Очень хочется остановить, но правило… Для того чтобы правило стало органичным элементом жизни ребенка, надо три-четыре месяца.

Тем не менее, изо дня в день говорит тот, у кого свечка, говорит тихо, чтобы не помешать тому, кто не пришел в круг, а остался за столом или на коврике и работает. Если же ребенок хочет что-то спросить – надо поднять руку.

То же самое касается обычных для новых детей попыток подраться материалами или разрушить чью-то удачно сделанную работу. Педагог всегда объясняет детям, почему нельзя делать так или иначе, показываем на примерах, откуда и для чего берутся наши правила.

Правила в группе действуют для всех. Даже для тех взрослых, которые заходят в Монтессори-группу на несколько минут. Дети могут сделать замечание воспитателю, если он, например, громко говорит в группе, или пришедшей медсестре, если она, проходя по группе, переступает через чей-то коврик. Для старших это право уже норма, которую они передают младшим и которую охраняют.

Конечно, есть в Монтессори-группе и распорядок дня. Он внешне не очень отличается от распорядка дня самой обычной группы. Но он вырабатывается так же, как правила нашей жизни, совместно с детьми.

После того как складывается некоторая традиция, согласно которой утром дети занимаются с материалами, после обеда в кругу, рамки планирования сужаются. С детьми обсуждают только некоторые частные вопросы организации занятий на конкретный день.

Трехлетний малыш, только что пришедший в группу, должен элементарно адаптироваться к новым условиям. Его впервые оторвали от мамы, бросили в незнакомый детский коллектив. Малышу надо привыкнуть к новой обстановке и для этого нужно время. А когда малыш привыкает, то в первую очередь бросается к тому, что дома запрещено. Что может быть увлекательней игры с водой или возможности подержать в руках настоящую вилку, к которой дома мама не подпускала.

Иногда родители спрашивают: «Как же можно давать ребенку ножницы (нож), ведь даже, взрослые, иногда можем порезаться». Но ведь и самый безопасный предмет в руках ребенка, не наученного с ним обращаться, может быть опасней ножа или ножниц. Перед воспитателями не стоит вопрос: учить ребенка обращаться с опасными предметами или ограждать его от них. Необходимо научить ребенка всему этому.

В первый год ребенок, осваивая правила жизни в группе, работает в основном в зоне практической жизни и в зоне сенсорики. Кажется, что у него нет никакого продвижения вперед. Он не приносит домой никаких конкретных знаний. Ребенок накапливает в себе некоторый потенциал для того, чтобы начать работать с конкретными знаниями. Он насыщает свою потребность потрогать мир руками, он учится различать цвета и оттенки, соотносить большое и маленькое, длинное и короткое – руками, глазами, носом.

Примерно второй год обучения в Монтессори-школе – это период впитывания ребенком конкретных знаний. Он знакомится с буквами, цифрами и другими конкретными предметными знаниями.

Последний год – это переход от конкретных знаний к абстрактным. Ребенок учится вычитать и складывать, нормально читать и т.д. Очень часто в этот период дети возвращаются в практическую жизнь, но уже на совершенно ином уровне. В практической зоне они расслабляются, получают удовольствие. Здесь же они проводят маленькие эксперименты, узнавая что-то новое о свойствах веществ.

И уже на втором году разновозрастность детей в группе позволяет старшим попробовать себя в роли воспитателя. Их объяснение порой даже более действенно, чем педагога. Как правило, дети решаются на эту роль, только когда полностью уверены в своем знании. А если они все же ошибаются, педагог поправляет ошибки.

Очень интересно наблюдать, как ребенок выходит на качественно иной уровень. Ведь одно дело – знать самому, а совсем другое – уметь передавать свои знания, учить других, это особый навык. Иногда старшие дети рассказывают что-то остальным, занимая место педагога в кругу. Конечно, к этому необходимо готовиться. Накануне, пока младшие на прогулке, воспитательница со старшими детьми обсуждает тему завтрашнего занятия, составляет план того, как и что хотелось бы рассказать. Потом она говорит детям: «Давайте потренируемся. Я буду ребенком, а вы попробуете мне рассказать то, о чем собираетесь завтра говорить с малышами».

Ребенок, готовясь к такому занятию, может попросить родителей почитать ему что-нибудь на эту тему, чтобы подготовиться к занятиям самим. Когда у старших детей появился некоторый опыт – многое изменилось. Сначала мы готовились очень тщательно, обсуждали, какие картинки, когда показать и что сказать. Теперь детям дают только общую тематику и некоторые рекомендации, где и что они могут посмотреть.

Для старших детей все это очень важно. Интеллектуально дети готовы, мотивация к обучению у них есть, а вот понимание социальных ролей (взрослого, воспитанника, воспитателя) они получают, готовясь к занятиям и давая их. Они могут посмотреть на ситуацию вокруг себя с разных позиций. Важно не только, какую информацию они смогут выдать, но и как они себя поведут в непривычной роли. И еще очень важно научить ребенка выделять то основное и существенное, что есть в любой получаемой ребенком информации.

Важно и то, что родители, оказываются, вовлечены в работу детей. Отношения между детьми и родителями обновляются и наполняются новым содержанием. Это тоже не происходит само собой. При встрече с родителями старших детей им рассказывают, какие темы будут в этом году, и предупреждают, что от них потребуется помощь.

Задача Монтессори-педагога – создать максимально благоприяную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность. Именно эта установка и позволила внуку итальянского педагога – Марио обратить внимание в послании приходскому Монтессори-обществу (1989) на то, что «М. Монтессори открыла «секрет детства» и его важность для формирования человека».

Таким образом, школа М. Монтессори – открытая система, далеко вышедшая сегодня за рамки педагогической теории и методики своей создательницы. Это – огромный коллективный опыт ее воспитанников и последователей, постоянно расширяющийся и развивающийся, впитывающий в себя множество новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного учреждения, особенностями и составом семьи и др. Гуманистический потенциал идей М. Монтессори заключается в развитии индивидуальности ребенка и находит свое выражение в системе методов и приемов, создающих условия для самообучения, самовоспитания и саморазвития ребенка.

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Монтессори-материалы / Фото: (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Монтессори-среда / Фото: (YakyCorbalan)

Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Аудиокомментарий:

Елена Александровна Хилтунен, Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор 9 книг по Монтессори-педагогике, Монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург).

1. Математика не является неким особо сложным явлением, суть которого может постигнуть только специально одаренный человек, математическое сознание присуще любому человеку, в том числе и маленькому, потому что тесно связано с его обыденной жизнью. Двух-трех летние дети уже немножко умеют считать. Повседневная жизнь дает к этому множество поводов. «Едет одна машина, и едет другая машина», – сообщает маленький мальчик, глядя в окно. Мама говорит ребенку: «У тебя на переднике не хватает двух пуговиц» (пример столетней давности из работы М. Монтессори). «Сколько у Настеньки глазок? – Два. А сколько носиков – один! А пальчиков на руке? – пять». На стол бабушка ставит четыре тарелки, к ним кладет столько же вилок и ложек. А блюдо жаркого – одно на всех. Дети с необыкновенной легкостью изучают нуменрацию, заключающуюся, прежде всего, в пересчете предметов. Впрочем, еще 3 000 лет до нашей эры во времена шумеров человек умел считать и измерять. Заключение сделок, построение последовательностей, классификация и упорядочивание – все это проявление математического мышления. Ребенок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому. При этом он действует сообразно интенсивно развивающихся в этот период его жизни чувств: зрения, слуха, осязания и др. Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности. Для большинства маленьких детей математика является такой же близкой и естественной, как, например, речь. Ребенок учится считать и решать примеры почти так же легко, как грамотно говорить, читать и писать. Даже если специально не заниматься с ребенком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребенок, будет спонтанно развивать свои математические способности.

… В коробке лежали белые и желтые бусины и шнурок. Маруся потихоньку взяла эту коробку и стала собирать бусы. Мама наблюдала за ней из кухни. Маруся сначала нанизала белые бусины, тщательно отбирая их в коробке. Затем – желтые. Мама порадовалась, что ее трехлетняя девочка уже научилась различать цвета и сравнивать их. Но в следующую минуту Маруся вдруг стала передвигать бусины на шнурке и шевелить губами, определенно произнося: «один, два, три…» Неужели малышка уже считает?! Но ведь ее никто не учил! Может быть, девочка в свои три года и не слишком точно называла порядковые числа, но спонтанный переход от сенсорного навыка к попытке мыслить математически, определенно был проявлен ею. Ничто так не развивает разум ребенка, как воспитание чувств. Хорошо развитая сенсорика – основа для воспитания математического мышления. «У детей уже есть все те инстинктивные познания, которые необходимы как подготовительная ступень к восприятию идей нумерации, числа, – писала М. Монтессори, – Понятие количества входило во все упражнения для воспитания чувств: длиннее, короче, темнее, светлее. Также понятия тождества и различия составляли часть техники развития внешних чувств; упражнения начинались с распознавания тождественных объектов и переходили в группировку в известной градации похожих предметов»

2. М. Монтессори называла свою педагогику системой раскрытия человеческого потенциала в свободной и самостоятельной деятельности ребенка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде. В основе лежит идея опосредованного учения. То есть, ребенок определенным образом действует с теми или иными предметами, добиваясь точного их использования (строит Розовую башню или Коричневую лестницу, выкладывает пары цветных табличек, собирает фигуры из конструктивных треугольников), но косвенно, сам того не замечая, учится сравнивать, дифференцировать или объединять, анализировать свои действия. Попробуем вглядеться в классические сенсорные материалы М. Монтессори с точки зрения их косвенного математического смысла. Вот что нетрудно заметить.

Блоки цилиндров.
В каждом блоке именно по 10 цилиндров и 10 отверстий, что соответствует десятичной системе счислений. Сами цилиндры являются геометрической формой. Цилиндры различаются высотой и объемом. У отверстий блоков разная глубина и объем.
Легко вводятся понятия «большой-маленький», «высокий-низкий», «толстый-тонкий», «глубокий-мелкий».

Розовая башня.
Состоит из именно 10 кубов. Размер каждой стороны кубов уменьшается последовательно именно на 10 мм. Кубы имеют последовательно меняющийся вес. Легко вводятся понятия «большой-маленький», «больше, чем – меньше, чем». Куб – сам по себе объемная геометрическая форма. Розовая башня выстраивается строго в последовательности от большого куба к маленькому и любые другие построения из розовых кубов сохраняют этот принцип.

Коричневая лестница.
Состоит именно из 10 призм разной величины. Каждая призма имеет одинаковую длину, а ширина каждой стороны отличается на 10 мм. Четырехгранная призма является объемной геометрической фигурой. Призмы коричневой лестницы выстраиваются строго от самой толстой к самой тонкой, и все другие построения сохраняют этот принцип. Легко вводятся понятия «толстый-тонкий» «тоньше, чем…», «толще, чем.. .».

Красные штанги.
Материал состоит из 10 красных штанг различающихся по длине. Размер каждой штанги уменьшается на 10 см. Легко вводятся понятия «длинный», «короткий», «длиннее, чем…», «короче, чем…».

Цветные таблички.
Составляются пары одинаковых по цвету табличек. Выстраивается сериационный ряд относительно оттенков того или иного цвета.

Шершавые дощечки и таблички.
Определение на ощупь тождественного и различного. Составление пар табличек одинаковых при ощупывании. Построение сериационного ряда табличек по основному их свойству.

Звоночки.
Определение на слух тождественного и различного. Составление пар одинаково звучащих звоночков. Построение сериационного ряда по основному их свойству.

Шумящие цилиндры, вкусовые и тепловые бутылочки, тепловые и весовые таблички
Определение тождественного и различного по тому или иному свойству. Составление пар. Построение сериационных рядов.

Среди классических сенсорных материалов М. Монтессори существует целая группа, которую принято называть: материалы для подготовки к математике. К ним относят корзинку с объемными геометрическими телами, цветные цилиндры, 5 коробок конструктивных треугольников, геометрический комод и накладывающиеся геометрические фигуры. Позднее были изобретены биномиальный и триномиальные кубы. Интересно, что один из центральных материалов, помогающих ребенку освоить процесс письма, – металлические рамки и вкладыши – также имеет математический смысл. Материал состоит из рамок и вкладышей, имеющий форму геометрических фигур и всего их на двух подставках умещается ровно 10. Упражняясь в штриховке и обводке, ребенок обводит и штрихует именно квадраты, треугольники, круги, овалы и другие геометрические фигуры. В высшей степени полезной и профессионально написанной книге Марины Геннадиевны Сороковой «Математика по методу Монтессори в детском саду и школе» приводится объяснение способа опосредованной подготовки ребенка к изучению математики внука Марии Монтессори Марио М. Монтессори психолога по профессии: «Формирование подсознательного знания является аккумуляцией впечатлений, зарегистрированных бессознательно, но сохраненных в подсознании. Иллюстрацией этому мог бы служить человек, который в течение многих лет ходил на работу через лес и, конечно, сохранил впечатление от бесчисленных листьев. Даже, если он, возможно, не обращал внимания на разницу между типами листьев. Случайное замечание ботаника мгновенно сфокусируют его внимание на этой разнице. Почему? Потому что его знание уже находилось в подсознании. Но если бы длительный опыт впечатлений от листьев не имел места, вызывало бы замечание ботаника такое мгновенное понимание? Необходимо еще нечто, что может вывести подсознательное знание к свету сознания. Это может быть спонтанное внезапное понимание , или слово после многих лет подсознательного опыта: точка на длинной линии, которая удалена на мили! «Итак, рассуждала Мария Монтессори, — эта точка сознания может возникнуть спонтанно, или же ее появление может быть вызвано целенаправленно или другим образом.» Косвенная подготовка была бессознательным или целенаправленным объединении в притягательном чувственном опыте предпосылок, которые будут подготавливать способность, необходимую для дальнейшей задачи».

3. Известно, что М. Монтессори называла свои дидактические материалы «материализованными абстракциями». Что она имела в виду? Ясно, что такие понятия как «вес», «размер», «форма», «цвет» являются абстрактными, ведь существуют лишь предметы, имеющие вес, размер, форму, цвет. Но с помощью сенсорных материалов Монтессори ребенок может реально ощутить эти абстрактные понятия и, более того, проанализировать их. Целью предмета арифметика является формирование у детей умения считать, то есть, переводить количество в знаки и сознательно оперировать с ними. Л.С.Выготский подчеркнул бы эти две стороны культурного навыка, назвав их операционно-технической (умение переводить количество в знак) и содержательной (осмысление этого процесса). Имея опыт работы с числовым рядом, количеством и величиной, дети переходят к более абстрактным математическим операциям — к вычислительным действиям. Причем, производя эти действия с конкретным Монтессори-материалом сначала в категории единиц, они легко переносят их в категорию десятков, сотен, тысяч, обнаружив идентичность работы. В этом им помогают упражнения с золотым материалом, который Монтессори относит ко второй группе своих математических «материализованных абстракций». В операциях с четырехзначными числами дети легко выделяют количество единиц, десятков, сотен и т.д. и производят действия по разрядам и с переходом через разряд, которые являются сложнейшими в обучении традиционным методом. Многие математические материалы восходят по своему смыслу к труссктА счетам, в которых заключена идея позиционной записи числа. Работая со счетами, можно увидеть переход из натуральной арифметики в культурную, где надо абстрагироваться и представить за одной косточкой десяток или сотню, С занятий со счетами и изучения различных нумераций (римской, славянской, арабской) начинал математическое образование своих детей и Лев Николаевич Толстой. На стыке сравнения количества и его цифрового знака рождается понятие числа как единицы измерения. Поэтому дети 5—7-летнего возраста в Монтессори-школе осваивают метрическую систему, разбираются в единицах измерения и измерительных приборах. В подготовленной среде младшего класса Монтессори-школы создается метрическая лаборатория. Упражнения с конкретным материалом (стерженьки, бусины, фишки) позволяют детям решать примеры в несколько действий в пределах сотни, тысячи и десятков тысяч без перехода через десяток и с переходом, сравнивать суммы и разности, решать примеры со скобками, производить действия умножения и деления с малыми и большими числами, решать примеры с одним неизвестным, а также с квадратными и кубическими числами и дробями. Немало материалов, вводящих ребенка в мир алгебры, геометрии и стереометрии.