По шариату

06.12.2002

Направь прямой стезёю нас,
Что Ты избрал для тех,
Кто милостью Твоею одарён,
Убереги нас от пути разгневавших Тебя
И тех, которые в неверии блуждают.»

«Шариа» в переводе с арабского означает «прямой, правильный путь». Шариат – это путь ислама, исламский закон, то есть комплекс предписаний, закреплённых, прежде всего, Кораном и сунной. Именно эти предписания определяют убеждения мусульман, формируют их религиозную совесть и представления о нравственных ценностях. Кроме того, на них основываются нормы, регулирующие поведение мусульман.

Пока Мухаммед был жив, он сам управлял мусульманской общиной. Однако после его смерти оказалось, что содержащихся в Коране предписаний не достаточно для решения всех государственных и общественных вопросов. В тех случаях, когда ответ на какой-либо вопрос невозможно было найти в Коране, приходилось прибегать к одному из трёх способов. Во-первых, искали «прецедент», то есть выясняли, как в подобном случае поступал Мухаммед. Для этого обращались к сунне, представляющей собой собрание хадисов, то есть высказываний и наставлений Пророка Мухаммеда и рассказов о нём, записанных его друзьями и переданных последующим поколениям. Во-вторых, обращались к древним обычаям Медины, из которых, кстати, немало позаимствовал и сам Мухаммед. И, в-третьих, когда ничего иного не оставалось, судья призывал на помощь собственное чувство справедливости.

Постепенно сунна приобретала всё большее значение. Следовать сунне означало подражать Пророку Мухаммеду. Поэтому правоверные мусульмане стали называться суннитами. Последователи Пророка с особой тщательностью собирали хадисы, причём особое внимание уделялось их достоверности.

Хадисы делятся на три категории: действительные (сахих), слабые (даиф) и сомнительные (мавду). Каждый хадис всегда состоит из двух частей: самого текста и перечня имён тех, кто его сообщил, и тех, кому его сообщили. Первоначально в сборниках хадисы располагались по именам тех, кто их передал. Позже они стали располагаться по темам, а сборники разделялись на главы. 6 сборников второго типа, составленных в 9 веке учёными-иранцами, считаются текстами, по своей авторитетности следующими непосредственно за Кораном. Наиболее аутентичным считается сборник хадисов, составленный Мухаммадом ибн Исмаилом аль Бухари.

Большинство мусульман никогда не выступит против учения Пророка, зафиксированного в хадисах. Однако время от времени высказывается также мнение, что мусульманину следует ограничиться изучением только Корана. Эта точка зрения распространена среди тех, кто считает изучение шариата весьма тяжким бременем ввиду огромного количества хадисов и такого же огромного количества комментариев к ним. Однако, согласно одному хадису, сам Мухаммед подчёркивал:

«О, верующие! Я оставил вам две вещи, придерживаясь которых вы никогда не заблудитесь; это книга Аллаха и моя сунна».

Подтверждает это и Коран:

«О вы, кто верует! Вы повинуйтесь Богу и Его пророку, а также тем из вас, кто властью наделён. А если спор затеете между собой, то предоставьте рассудить его Аллаху и пророку…»

Шариат – это тщательно разработанный кодекс поведения, то есть канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные регулировать отношения мусульманина к Богу, к обществу в целом и к отдельному человеку.

Поведение мусульманина определяется 5 категориями: нечто, подлежащее обязательному и беспрекословному исполнению (например, 5 столпов ислама); нечто, подлежащее абсолютному запрету (например, супружеская измена или употребление свинины в пищу); рекомендованные, но необязательные действия (например, дополнительные молитвы); не запрещённые, но и не поощряемые действия (например, развод); и действия, о которых нет ясных указаний (здесь каждый мусульманин должен руководствоваться собственными совестью и здравым смыслом).

Под последнюю категорию подпадают большинство проблем современной жизни. В исламе всё, что не запрещено, считается разрешённым, – естественно, в разумных пределах, не противоречащих исламским принципам.

Формулирование исламских принципов называется итжтихад (в переводе с арабского – «усердствование», «большое старание»). Это означает, что авторитетные учёные, вооружившись современными методами мышления и суждения, решают, какой способ действия приемлем для мусульман в тех или иных конкретных случаях и согласуются ли они с духом Корана и хадисов. Принятое решение называется иджма (то есть «согласие», «единодушное мнение»). Иджма вырабатывается на основе коллективного суждения признанных знатоков исламского права – улемов. Впрочем, и их решения не считаются строго обязательными для исполнения (в отличие, например, от коранических заповедей), поскольку в основе этих решений лежит человеческое мнение. Обязательной, однако, считается любая иджма, выработанная в древности первыми халифами, которые были сподвижниками Мухаммеда. Большое значение имеет также понятие «кийас», то есть принятие решений на основе суждений по аналогии и прецеденту.

Тщательно разработанный в согласии с Кораном и хадисами свод правил, определяющих поведение мусульманина во всех случаях повседневной жизни, называется фикх (то есть «глубокое понимание»). В начальный период становления ислама многие учёные занимались исламским правом, однако широкое распространение (вплоть до наших дней) получили 4 правовые школы (мазхабы), зародившиеся в 8-9 веках в лоне суннитского ислама: маликитская, ханифитская, шафиитская и ханбалитская. Названия свои они получили по именам создавших их правоведов.

Маликитскую школу создал имам Малик ибн Анас в Медине. Маликиты признают главным источником права Коран и сунну, особенно хадисы, восходящие к сподвижникам Мухаммеда. Однако Малик считает допустимым обращаться также к обычному праву Медины. В случае необходимости маликиты прибегают к согласному мнению (иджма). В случае же невозможности выработать согласное мнение, судье дозволено прибегнуть к индивидуальному толкованию в той мере, в какой оно не наносит ущерба общественному благу, то есть в принятии решения судья должен руководствоваться принципом общественной пользы. Маликитская школа получила распространение в Северной Африке, Судане и западноафриканских странах.

Основателем ханифитской школы был имам Абу Ханифа, живший в Ираке. Ханифиты основной упор делают на личное мнение, основанное на здравом смысле, и на суждении по аналогии (кийас). Кроме того, ханифитская школа допускает широкое применение обычного права, что значительно упрощает деловые отношения, бытовые контакты с иноверцами. Благодаря своему либерализму эта школа начиная с 11 века быстро распространяется в исламском мире. Ханифитами были ханы Золотой Орды и султаны Османской империи. Ханифитская школа является преобладающей в Средней Азии, Пакистане, Турции.

Шафиитская школа, основанная имамом Шафии из палестинской Газы, испытала большое влияние маликитов и ханифитов, переняв их особенности. Шафии, однако, возвёл согласное мнение учёных мужей в обязательный принцип. Трудность же заключалась в том, как выработать такое согласное мнение, ведь ислам не знает ни соборов, ни синода. Тем не менее, распространению этой школы способствовала её упрощённость, по сравнению с маликитами и ханифитами, а именно тот факт, что шафииты, с одной стороны, могли уклоняться от сложного логического анализа аналогий, которого строго требовали ханифиты, а с другой стороны, не считали необходимым основательное знание комплекса мединского права. Шафиитами являются мусульмане Сирии, Ливана, Палестины, Иордании, а также сунниты Ирана и Йемена.

Ханбалитскую школу основал ученик имама Шафии имам Ахмад ибн Ханбал из Багдада. Ханбалиты считают, что источником закона может быть только Коран, не подлежащий никаким комментариям или толкованиям, и сунна. Причём сунне ибн Ханбал придавал такое большое значение, что иногда признавал хадисы, достоверность которых подвергалась сомнению. Ханбалиты являются строгими традиционалистами: они практически полностью отвергают суждения по аналогии (кийас) и индивидуальное толкование, а согласное мнение (иджма) было ограничено лишь кругом сподвижников Мухаммеда. Ханбалиты стараются ни на шаг не отступать от буквы Корана и сунны. В 18 веке ответвлением ханбализма стало движение ваххабитов, абсолютно враждебное любым нововведениям. Ханбалитами (а точнее, ваххабитами) являются сегодня лишь мусульмане Саудовской Аравии.

Вкратце эти школы можно охарактеризовать так: маликиты и ханбалиты больше придерживаются буквы закона, а ханифиты и шафииты придают большее значение его духу. Суннитский ислам признаёт равное значение за всеми этими школами, которым присущи лишь несущественные различия, относящиеся к применению закона, а не к его основам.

Мусульмане-шииты следуют более ранней школе, основанной учителем Абу Ханифа имамом Джафаром аль-Садиком. Сунниты и шииты расходятся во мнении по вопросу о том, кому дозволено толковать шариат. Шииты полагают, что ныне живущие богословы (муджтахиды) обладают правом интерпретировать Божественный Закон, наряду с богословами прошлого. По мнению шиитов, некогда духовное руководство миром было возложено на потомков дочери Пророка Фатимы, и этим имамам дозволено было свободно разрабатывать мусульманские принципы. Выдающимся имамам присваивался титул «аятолла» («тень Бога»).

Из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчёркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина.

Есть стереотип, что женщина в исламских семьях не имеет никаких прав, за нее все решает мужчина, он собственно и главный в доме. Вот только на самом деле роль женщины в исламе велика. Поведение мужчин строго контролируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав считается греховно. Пророк Мухаммед сказал: «Верующий не должен ненавидеть свою жену, ибо если даже ему не нравится в ней что-то, то ему непременно понравится что-то другое». Согласно Шариату, женщина и мужчина имеют одинаковую душу и они равны перед всевышним Аллахом.

Сура 4. Женщины, 19-й аят: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и, даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра».

Во времена невежества, если мужчина умирал и оставлял после себя жену, то его братья, сыновья его дядей со стороны отца или другие родственники считали, что они имеют больше прав на его вдову, чем остальные люди. Они брали ее под свое покровительство, независимо от того, хотела она этого или нет. Если она нравилась родственнику покойного, он женился на ней и преподносил ей брачный дар. Если же она не нравилась ему, то он обращался с ней грубо и выдавал ее замуж за того, кого выбирал для нее. Он мог не выдавать ее замуж до тех пор, пока она не отдаст ему часть имущества покойного мужа или его брачного дара. Во времена невежества мужья также грубо обходились со своими женами, чтобы те отдали им часть того брачного дара. Аллах запретил правоверным поступать так, и только два из перечисленных случаев являются дозволенными.

Аллах сказал: «Обходитесь с ними достойно». То есть говорите хорошие слова и обращайтесь благопристойно, как только вы можете. Обращайтесь с женой так, как вы бы хотели, чтобы она обращалась с вами. Как говорится в слове Аллаха: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности».

– Сейчас очень много молодых семей распадается по пустякам. Семейные ценности теряются. А ведь с точки зрения религии брак очень ценится и является важной частью верующего человека. 4-я сура Корана, которая переводится как «женщины», 19-й аят гласит: «Живите с ними достойно». То есть соблюдая все каноны, которые установлены шариатом. В отношении к женам мужчина должен проявлять заботу, любовь, уважение. В этом же аяте в продолжении говорится, что «если даже что-то вам не нравится в них, то непременно понравится что-то другое». В толковании к этому аяту говорится, что муж должен проявлять терпение, хорошо обращаться с женщиной. Мы замечаем, что наблюдается подмена ценностей. Молодые люди готовы развестись из-за пустяка, быстро принимают решения, не следуя законам, словам Всевышнего. В Священном хадже Пророк обращается к тысячам мусульман. И первое, что он говорит: «Я завещаю вам: относитесь к своим женам хорошо». Не было призыва к поклонению, агитации к каким-то действиям. Первые слова посвящены отношению к женам. Это о многом говорит, – поясняет заместитель имама поселка Белый Яр Сургутского района Джабраил Хазрат Лагабов.

Согласно исламу, мужчина должен выбирать для обращения к своей жене самые приятные слова. Стараться говорить мягко, понятно. Пророк говорил, что «полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший».

– Если у человека отсутствует благонравие, то это указывает на слабость веры. Если мусульманин совершает намаз, паломничество, постится, но при этом он груб, предвзят, то это указывает на слабость его веры. И в продолжение Пророк говорит: «Лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене». Грубость, тирания – это все слабоверие. Сподвижники всегда советовались с Пророком, и вот однажды пришли к Нему и спросили: «Есть ли права у женщин, как нам относиться к женам своим?» На что Он отвечает: «Если кушаешь сам, то накорми ее. Если покупаешь одежду, то купи ей. Не бей ее по лицу. Не обзывай. Не унижай обидными словами», – рассказывает Джабраил Хазрат Лагабов.

Ученые перечисляют обязанности, которые муж должен соблюдать. Среди них — обучение жены религии. Муж должен объяснять, кто такой Всевышний, какие качества Ему присущи, кто такие пророки и сподвижники. Чтобы женщина могла передать эти знания ребенку. Если жена совершает ошибки при прочтении намаза или неправильно соблюдает пост, то ответственность несет ее мужчина. За то, что жена нарушает каноны шариата, грешит муж. Он не имеет права ее выставлять из дома, оскорблять или прикладывать руку. Истинный верующий сначала объяснит своей спутнице, какие ошибки она совершила. Даст ей время обдумать все. В крайних случая он может подключить к исправлению людей, которых она уважает, – родителей, близких. То, что современные мужчины могут себе позволить выставить женщину из дома, ударить, — все это делать религиозному человеку в исламе запрещено.

Один из сподвижников Аллаха перечислил обязанности супруга. Первое о чем Он говорит — обеспеченность. Мужчина в исламе должен предоставить жене дом, еду, хорошую одежду, нести за нее ответственность перед родителями и Всевышним.

– Если муж не обеспечивает свою жену, то его намазы не принимаются. Если жена выживает, а супруг в это время ходит в мечеть, ездит в хадж, хочет показать свою религиозность – это все не принимается, пока жена его в бедности находится. Пророк Мухаммед говорил: «Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого должен кормить». Да, конечно, у жены тоже есть обязанности, но их нельзя сравнивать с мужскими. Она должна беречь свою честь, соблюдать каноны ислама. А муж создает ей все условия для этого, – поясняет священнослужитель.

Кстати, на удивление многим, женщина в исламской семье даже не обязана вести домашнее хозяйство. Ей за то, что она делает это с любовью и по доброй воле, восполняется дополнительно. Но это не ее обязанность. В арабских странах принято нанимать служанку. В России пока до такого далеко. У нас в стране менталитет отличается, женщина в любой семье, вне зависимости от вероисповедания, считается хранительницей очага.

– Женщина – это бриллиант. Если человек обладает бриллиантом, как он к нему относится? Он его бережет, охраняет, готов пылинки сдувать, потому что это его богатство. Вот жена – это бриллиант. Она должна улыбаться, ей нужно говорить приятные слова. Она не должна чувствовать себя ущемленной. Женщина – отражение мужчины. Если жена плохая, значит, мужчина ее такой сделал. По женщине судят о мужчине, – заключает Джабраил Хазрат Лагабов.

Материал подготовлен при поддержке администрации Сургутского района

Что такое шариат?

Коран дает основные принципы, в то время как Сунна раскрывает детали.

Коран дает основные принципы, в то время как Сунна раскрывает детали.

Слово «шариат» часто упоминается в последнее время и в большинстве случаев он понимается как свод драконовских законов отрубания рук и голов. Это представление далеко от реальности. В буквальном значении это слово с арабского переводится как «хорошо проторенная тропинка к источнику (воды)», а как термин он используется, чтобы описать Ислам как образ жизни.

Вода – источник жизни, и Ислам тоже подобно этому – источник духовного благополучия. Таким образом, шариат – это свод законов, которые прокладывают прямой путь к наполненности в этой жизни и к успеху в жизни будущей.

Это набор правил, положений и установлений Всевышнего, призванных защитить и принести пользу человечеству. Да, он содержит уголовный кодекс и систему права, но это только одна сторона. Потому что шариат включает в себя конкретные моральные, этические, социальные и политические нормы поведения. Он позволяет каждому человеку формировать постоянные отношения со Всевышним. А его законы дают людям руководство, необходимое для победы добра над злом.

Шариат относится к двум основным сферам жизни верующего: мирской жизни и поклонению. В обоих случаях ученые Ислама единогласны в том, что милосердие является приоритетным принципом в обеих сферах. Всевышний Аллах говорит в Коране о Своем посланнике, мир ему и благословение Аллаха:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 107).

Передают также со слов Абдуллы ибн Амра о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Над теми, кто милостив, смилостивится и Милостивый ! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе!» (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким).

Основы шариата – в Коране и Сунне. Коран дает основные принципы, в то время как Сунна раскрывает детали. Например, в Коране говорится о важности молитвы, но чтобы понять, как ее совершать, мы должны обратиться к Сунне. Шариат также включает мнение ученых, юридическую аналогию и толкование. Это позволяет ему учитывать культурные и социальные обстоятельства.

Семейное право является частью шариата и включает в себя женитьбу, развод, усыновление детей, раздел наследства. Общее право касается покупки, продажи, заключения договоров и других финансовых сделок. Уголовное право относится к кражам, убийствам, прелюбодеянию, изнасилованию и клевете.

Почти всеми учеными признано, что шариат объемлет пять сфер защиты прав человека: вера, жизнь, семья, интеллект, имущество. Как утверждает один из ученых, шариат основан на мудрости и защите прав человека:

  • вера. Всевышний сделал религию и поклонение обязанностью. Он установил Ислам как угодную Ему религию, поэтому первоочередной задачей шариата является соблюдение прав Всевышнего. Шариат также включает правила и положения, касающиеся соблюдения и пропаганды религии.
  • жизнь. Шариат должен защищать жизнь человека. Потому что это один из священных даров Всевышнего. Как говорится в Коране: «кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 32).
  • семья. Женитьба узаконена шариатом, а интимные отношения вне брака – запрещены. Каждый ребенок имеет право расти в семье будучи в безопасности, поэтому забота и обеспечение сирот также является важной частью шариата
  • интеллект. Интеллект и стремление к знаниям поощряется в Исламе, и запрещено все то, что может ослабить его, например, наркотики или алкоголь. Развитие интеллекта приносит пользу не только самому человеку, но и обществу, поэтому шариат побуждает к образованию мужчин и женщин.
  • имущество. Люди имеют право обладать и защищать имущество. Кражи и порча запрещены, сделки регулируются договорами, ростовщичество запрещено. Законы шариата стоят на страже справедливости и честности в торговле и делах. А через обязательный налог (закят) средства к существованию доходят и до нуждающихся.

Шариат – это прямой путь, следуя которому каждый человек достигнет успеха, здесь и в следующем мире. Так, Всевышний говорит в Коране:

«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (сура «аль-Джасия», «Коленопреклоненные», аят 18).

Поэтому шариат основан на принципах милосердия, справедливости, мудрости и праведности. Он следует моральным и этическим целям, заданным Кораном и Сунной. И любые доктрины или решения, основой которых является враждебность, жестокость, неблагоразумие и несправедливость, не могут быть шариатскими, сколько бы их ни причисляли к исламскому праву.

Ася Гагиева

Что такое шариат?