Почаевский амфилохий

На Украине имя этого святого значит столько же, сколько в России имена наших великих подвижников. В Почаевской Лавре его почитают наравне с преп. Иовом, и это имеет особое значение, поскольку старец Амфилохий – наш современник. Здесь, на земле, его не стало в 1971 году.

А, между тем, и житие, и известные свидетельства об его молитвенной помощи сравнимы с житиями величайших святых, и кажутся достойными пера Симеона Метафраста(1). Плоды его монашеского подвига – одно из самых ярких и убедительных свидетельств того, что благодать в Церкви Православной не оскудевает, что «Господь вчера и днесь, и во веки Тот же».

Со своей паствой

Прошло двенадцать лет с тех пор, как мощи старца Амфилохия из Успенской Почаевской лавры на Украине были обретены нетленными. Их целостность и состояние примерно такие же, как у святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской лавры. Старец как будто уснул, и произошло это не в 1971 г., а совсем недавно. В Церкви он прославлен как «преподобный», т.е. уподобившийся Господу в самых высоких добродетелях, но не будет преувеличением сказать, что жизнь его с момента прихода в монастырь до самого конца была непрекращающимся исповедническим подвигом.

Только люди достигшие духовной зрелости вправе произнести слова, которые однажды просто и сами собой вышли у оптинского иеромонаха о.Василия (Рослякова), – «хорошо было бы пострадать за Христа». Вспомним, даже такой великий святой, как Святитель Филарет Московский в молитве к Господу произносит со смирением: «…Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою…»

Готовность пострадать за Христа – удел совершенных. И, вот, старец Амфилохий был из тех, кому с полным сознанием пришлось нести мученический крест не однажды.

Вопрос о том, кому «не угодил» монах для верующих людей, в общем-то, не первостепенный. Одни вели его на расстрел, истязали в психиатрической лечебнице, избивали до полусмерти, другие отдавали распоряжения об этом… Важнее другое: поистине, несчастнейшие люди – те, кто становятся исполнителями воли духов зла, независимо от внешних – политических, идеологических или каких-либо иных мотивов. Истинная причина подобной ненависти открывается до конца, опытно, а не чисто умозрительно, в Почаеве, возле его мощей.

К престольному празднику в честь Успения Пресвятой Богородицы в лавру ежегодно приходит многотысячный крестный ход из Каменец-Подольского, и среди этого множества в сопровождении родственников – весьма необычные больные. Недуг этот не укладывается в картину эпилепсии. Как правило, он обостряется при приближении к святыням. Это невозможно отнести и на счет «актерского мастерства»: каждый в состоянии отличить произвольный, даже самый профессионально-исполненный крик, от крика нестерпимой боли, непроизвольного.

«Особые» больные рычат, издают потоки площадной брани по отношению к святым, и при этом особенно оскорбительные эпитеты достаются преподобному Амфилохию.

Впечатление не из легких, особенно когда подобный «набор» несется из уст хрупкой девочки, которую пытаются удержать несколько мужчин. Сила у больных такая, что не во всех случаях помогают и металлические наручники.

Самое сложное для сопровождающих – подвести их к мощам. В тех случаях, когда удается, эти страдальцы обычно успокаиваются. Проходит несколько минут, и пришедшие в сознание не помнят о своем недавнем состоянии.

Поклонение честным мощам – начало исцеления духовного. Впереди – исповедь, причастие, особый церковный чин – отчитки. В монастыре о подобных случаях говорят: «Гнал нечистых батюшка при жизни своей, гонит и сейчас. Не выносят они его присутствия.»

Старцу Амфилохию была дана особая благодать. Он обладал несомненной прозорливостью, даром молитвенного исцеления, освобождения одержимых, и брань его с невидимым миром, где действуют духи, была – «не на жизнь, а на смерть». Ему мстили и неотступно преследовали те, кого он опалял своей молитвой.

«Убивайте мене, а його не зачипайте!»

Шел 1947 год. Позади осталась страшная война, и уцелевшие в ней надеялись на то, что послевоенный мир станет мудрей и лучше. Казалось, и для Церкви наступило время благоприятное. После долгих гонений в храмах зазвучала молитва, открыли двери духовные учебные заведения, понемногу стали возвращаться из мест заключения освобожденные священники. Однако политическое «потепление», обязанное военным условиям, оказалось временным, а изменение стратегии в отношении Церкви относительным.

Ушли в прошлое показательные процессы над духовенством, теперь в них не было и необходимости: основная часть духовного сословия была физически уничтожена в период 20-х – 30-х годов. Но одновременно «достойной преемницей» Соловков стала созданная в к.40-х – нач. 50-х система Сиблага, как и предыдущая поглотившая миллионы жизней(2), а дела «возбуждающих опасения» священников решались уже в порядке «индивидуальном» и часто «внесудебном».

Так было и на этот раз, когда в келью иеромонаха из Почаевской лавры ворвались неизвестные вооруженные люди. Вели себя вызывающе, дерзко, поставили под дуло автомата и повели. В чем состояла «вина» человека, жившего уединенно в маленьком домике при монастырском кладбище и довольствовавшегося только самым необходимым? Для «конвоиров» достаточно было то, что он был одним из тех священников, к которым люди едут издалека.

Отца Иосифа, – таково было монашеское имя преп. Амфилохия до принятия схимы, – знали, благодаря его способности исцелять в тех случаях, когда не оставалось надежды получить помощь от врачей. Лечебная практика батюшки началась еще до его прихода в монастырь. Когда-то у сельского лекаря он выучился искусству костоправа.

А в начале 30-х, когда он был уже в постриге, случай открыл в нем умелого доктора и дерзновенного молитвенника. Лаврский иеромонах буквально «собрал» и поставил на ноги разбившуюся молодую пару: во время сельской свадьбы лошади понесли, и коляска, где сидели новобрачные, опрокинулась, причинив им тяжелые травмы. Усердие о. Иосифа, подкрепленное молитвой, произвело чудеса, и с тех пор к нему вереницей потянулись посетители. Чтобы не доставлять беспокойство монастырской братии, батюшка по благословению отца наместника перешел в отдельный домик. Лечение больных в сочетании с оказанием духовной помощи стало его постоянным «послушанием». В иные дни он принимал до 500 человек.

С началом Великой Отечественной войны поток посетителей увеличился. Было замечено, что иеромонах Иосиф безошибочно предсказывал, к кому вернуться мужья и сыновья, а кого ожидают потери. Этому предшествовали двадцать лет, проведенные в послушании и молитвенном подвиге. Внутренняя сторона монашеской жизни – пост, бдения, молитвенное правило, – была скрыта от посторонних глаз, явными оказались духовные плоды.

Отец Иосиф получил и еще один дар – видеть воочию и изгонять нечистых духов. И вторжение незваных гостей в 1947 г. не стало для него неожиданностью. Батюшка не сопротивлялся, даже тогда, когда у ворот ему объявили о том, что ведут расстреливать. Попросил разрешить ему помолиться. Прочел «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Верую», и начал читать по себе самом отходную, как вдруг другой лаврский монах – отец Иринарх бросился под дуло автомата: «Кого ви хочите убити?! Знаете, якiй вин чоловик? Вiн весь свiт спасае. Убивайте мене, а його не зачипайте!»(3) Что произошло с комбригом в этот момент, сказать трудно, только настроение его переменилось, и, высвободив оружие, он отпустил обоих.

«Живая стена»

В следующий раз смерть подступила совсем близко в 1962 году. В стране прогремело разоблачение «культа», начались «оттепель» и одновременно – возобновленная яростная атеистическая кампания. Новая «волна» докатилась и до Почаева, и однажды угроза уничтожения нависла над Троицким собором.

Когда же милицейский отряд во всеоружии стоял у дверей храма, и парализующее действие страха сковало присутствующих, отец Иосиф принял на себя всю ответственность за последующие события. Выхватив ключи от храма из рук начальника, и поспешно передав их наместнику, он призвал братию и прихожан оказать сопротивление погромщикам. В ход пошли колья, в считанные минуты вокруг о. Иосифа образовалась «живая стена», и собор отбили. А батюшку ожидала расправа.

Арестовали его ночью в собственной келье, и на «воронке» доставили в психиатрическую больницу, позаботившись и об «особых условиях» содержания. Место для него определили в палате буйных больных. На этот раз пришлось тяжело: от препаратов, которые ему вводили насильно, распухало все тело и лопалась кожа, и то, что отец Иосиф выдержал все, само по себе, было случаем исключительным. Поддерживала его только молитва: ни Евангелие, ни распятие передать в больницу врачи ему так и не позволили.

И, все-таки, особым промыслом старец был освобожден(4). Однако план вывезти старца за рубеж не осуществился. Отец Иосиф потихоньку ушел из квартиры во Львове, где его скрывали от возможных преследований.

«Без статьи и трибунала»

Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.

В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.

В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.

У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.

1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.

2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).

3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62

4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)

Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. /
2. Преподобный Амфилохий Почаевский //
3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2.

Общая молитва преподобным отцам нашим Почаевским Иову, игумену и чудотворцу, и Амфилохию, исповеднику и целителю.

Ко преподобным и богоносным отцам нашим Иову и Амфилохию помолимся.

Преподобные отцы Иов и Амфилохий Почаевские. Современная икона.

Преподобные отцы Иов и Амфилохий Почаевские. Современная икона.

О, преподобніи и богоносніи отцы наши Почаевстии Иове и Амфилохие, блаженного смиренія и спасительного послушанія, нелицемерного братолюбія и евангельскія кротости, усердного трудолюбія, безропотного терпенія и молитвенного бденія от раннея юности до позднея старости в духовней радости неутомиміи подвижницы, благоговейніи Божественныя литургии служителіе, бесов прогонителіе и многоразличных болезней целителіе, иноков ревностнаго подвижничества и всех чтущих память вашу богомудріи наставницы, Церкве Православныя велиціи защитницы, земли Волынскія и Галицкія светила благосветліи, святыя Почаевскія обители, всех подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих, всех, заповедавших нам молитися о них , и всех православных христіан непобедиміи защитницы!

Призрите любовію вашею на нас, недостойных чад ваших, к вам усердно днесь притекающих и пред вашими духоносными и многоцелебными мощами благоговейно с вами Богу молящіхся, и испросите предстательством вашим ко Всевышнему Владыце всем нам и всем боголюбивым людем вся, яже к животу и благочестию полезная и благопотребная: заблудшія вразумите, юныя воспитайте, болящия исцелите, малодушныя ободрите, скорбящия утешите, обидимыя заступите, немощныя подкрепите и поверженныя долу возставите; всем вся просимая, благодатию от Бога данною, даруйте, по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Утвердите Церковь Православную в земле нашей во истине и избавите люди наши от расколов, ересей и латинства. Вознесите, угодницы Божіи, всемощную молитву вашу о стране нашей, да будет в ней мир и тишина, благочестіе и благоденствіе, в судах правда и милость, в советах мудрость и благое преспеяніе, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и боязнь, во еже престати им от зла и творити добрая, да тако в сердцах человеческих Царство Христово растет и множится, и да прославится в нас Бог, дивный во святых Своих: Емуже Единому Отцу и Сыну, и Святому Духу подобает слава, честь и поклоненіе во веки веков. Аминь.

Преподобный Амфилохий Почаевский

Схиигумен Амфилохий (Яков Варнавович Головатюк) родился в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в многодетной семье благочестивого крестьянина Варнавы Головатюка и был назван в Святом Крещении Иаковом.

В 1912 г. был призван в Русскую армию. Во время Первой Мировой войны Яков Головатюк храбро служил Царю и Отечеству, и был промыслительно назначен на фельдшерскую службу. В конце войны попал в австрийский плен. В 1919 г. с помощью Божией бежал, вернулся домой и помогал родителям в тяжелом крестьянском труде. В 1925 г. поступил в Почаевскую Лавру. Достойно пройдя все послушания, 8 июля 1932 г. был пострижен в монашество с именем Иосиф.

Очень быстро по всей Волыни пронеслась слава об отце Иосифе как о строгом подвижнике и искусном костоправе и лекаре. К древним стенам Лавры потянулись крестьянские повозки с больными не только из Волыни, но и из Буковины, Бессарабии и Галиции. Чтобы отцу Иосифу удобно было принимать страждущих, монастырское начальство перевело его из Лавры в домик на монастырском кладбище. Отец Иосиф воспринял это как великую милость Божию, позволившую ему вести в уединении жизнь исполненную тайных духовных подвигов. С первых дней своей жизни в монастыре он стал строгим постником.

Вскоре отец Иосиф, по неотступным просьбам приходящих, начал молиться об исцелении тяжелых и неисцельных недугов, и Бог посылал исцеления. Сам о.Иосиф всячески сдерживал распространяющуюся славу о своих чудесах: «Бог за ваше усердие к Почаевским святыням и за ваши слезные молитвы послал вам исцеление, а я, грешный человек, даже не дерзаю молиться ни о чем другом, как только о прощении моих грехов».

По молитвам отца Иосифа исцелялись многолетние неисцельные калеки, глухие и слепые. Многие после беседы с батюшкой получали утешение в скорби и разрешение трудных жизненных проблем. Но особенно много людей стекались к нему для исцеления от душевных недугов и избавления от злых духов.

Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве веры предков. В конце войны в Почаев на монашеское кладбище прибыл карательный отряд бандеровцев, чтобы расстрелять отца Иосифа. Но крестьяне узнав об этом дали знать в Лавру и братия, рискуя жизнью, укрыли его. После этого отца Иосифа перевели в Лавру.

После войны, когда начали усиливаться гонения на Церковь, отец Иосиф мужественно обличал безбожие и утверждал колеблющихся в православной вере. Многие высокопоставленные советские чиновники, после исцеления по молитвам старца своих близких, стали благочестивыми христианами, тысячи людей после общения со старцем пришли к вере.

В 1963 г. местные власти приняли решение о закрытии Почаевской Лавры. Монахи, как и простые верующие и паломники, подвергались репрессиям, ссылались и заключались в тюрьмы. Первым решили закрыть для богослужений построенный митрополитом Волынским Антонием (Храповицким) Троицкий собор, который своей византийской архитектурой и внутренним убранством был особенно ненавистен безбожникам. Почаевской обители судилось стать единственной Лаврой Руси в которой никогда не прерывалась молитва. Ее одну верующим удалось отстоять.

Отец Иосиф был одним из вдохновителей сопротивления народного сопротивления закрытию Лавры. Он круглосуточно служил в Троицком соборе акафисты и молебны над болящими. За это его однажды ночью схватили и, раздев донага, поместили в психиатрической больнице в палату для буйных душевнобольных. С большим трудом, благодаря заступничеству высокопоставленных людей, исцеленных по его молитвам, и ставшими его духовными чадами, все же удалось освободить отца Иосифа.

Обретя свободу, отец Иосиф поселился у родственников в родном селе. Очень скоро массы народа начали стекаться в это село. Власти установили у домика, где он жил, круглосуточный милицейский пост. Под воздействием «работы», проведенной милицией с одним из его родственников, тот вывез отца Иосифа в глухие места, и, жестоко избив, бросил его в декабрьские холода в воду. Утром отца Иосифа чудом нашли еле живого. Надежды на то, что он доживет до утра, почти не было и его ночью постригли в схиму с именем Амфилохий. Но Богу было угодно исцелить его.

Дабы не подставлять под гнев властей Лавру, отец Амфилохий уехал к родственникам. И опять люди ехали к нему из Грузии, из Молдавии, из Москвы, из Средней Азии, и Дальнего Востока. В летний период старца ежедневно посещало более 500 человек. После молебнов он всех усаживал за огромный стол, сооруженный во дворе для братской трапезы, после которой все пели церковные песнопения и духовные стихи.

Имея прекрасный бархатный баритон, отец Амфилохий знал их множество и все восхищались красотой его пения. Посвящая дни трудам, он целые ночи проводил в поклонах и слезной молитве. Отец Амфилохий учил, что корень безбожия в ожесточении человеческих сердец, неспособных вместить любовь Божию: «Грех, как сеть, опутывает сердце и злоба, как оковы, сковывает его. Злые люди убили праведного царя, злые люди глумяться над православным народом. Великое счастье, говорил он, что Господь сподобил нас родиться в православной стране, от православных родителей, в православной вере, а многие народы не знают Православия. Как же нам надо благодарить Бога за эту Его милость к нам!».

Старец предвидел свою кончину. Его неоднократно пытались отравить. Однажды, он после молитвы, перекрестил тарелку с предложенным ему супом, и она тотчас треснула. Не сказав ни слова и не глядя на хозяев, он тотчас ушел из их дома. За четыре месяца до своей кончины он со слезами сказал: «Ах, как страшно будет, когда застучит мерзлая земля по крышке гроба». 1 января 1971 г. он скончался.

Множество людей прибыли а Лавру со всех концов Советского Союза, не смотря на новогодние праздники. Почта была завалена телеграммами с просьбами отложить похороны, так как люди не успевали приехать.

И с тех пор, на протяжении более 30 лет, не было дня, чтобы на могиле старца не горели свечи, не служили панихиды, не молились паломники. Все это время не прекращались чудесные исцеления на его могиле.

11-12 мая 2002 г. 16 архиереев во главе с Блаженнейшим Владимиром митрополитом Киевским и всея Украины, совершили чин прославления преподобного Амфилохия. Честные мощи преподобного были обретены перед Пасхой совершенно нетленными. Несмотря на то, что о прославлении почти нигде не сообщалось, прибыло более 20 тысяч паломников, в том числе из Белоруссии, Молдавии, Москвы и Санкт-Петербурга. Когда в величественном Успенском соборе православный народ двое суток прикладывался к мощам преподобного, произошло множество исцелений.

Узнав о всенародном паломничестве в Почаевскую Лавру, в городе Почаев устроили свой съезд сектанты-харизматы, и организовали проповедь под стенами Лавры. Но по молитвам преподобного, они были посрамлены. Напрасно они ехали и трудились. Волны народного моря двигались мимо них в святые врата Лавры, истово осеняя себя крестным знамением. Бравурные ритмы заморских гимнов заглушал гром поющего народа- «Преподобне отче Амфилохие, моли Бога о нас!»

Теги: Преподобный Амфилохий Почаевский преподобные Почаевская Лавра

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .