Почему 42 смысл жизни?

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Курагины ничем не брезгуют на пути к своим целям, но эти цели ничтожны. Князь Василий, глава этой семьи, в глазах светского общества – уважаемый и авторитетный человек. Но на деле он оказывается двуличным и расчётливым интриганом, который претендует на наследство Кирилла Безухова, не имея на это прав. К своим детям он равнодушен, но, преследуя свои корыстные цели, пытается обеспечить им выгодные связи и брак. Таким образом, дочь Василия Элен выходит замуж за Пьера, хоть даже и не любит его. Находясь в браке, она заводит новые знакомства и изменяет мужу. Сын князя Анатоль тратит свою жизнь на бессмысленные развлечения и бесконечное веселье. Он безответственный, избалованный и эгоистичный, как и вся семья Курагиных, где каждый живет для себя. У каждого члена этой семьи есть одна единственная цель в жизни – улучшить материальное положение и иметь как можно больше выгодных связей. Вместо того, чтобы налаживать друг с другом отношения, сплотить семью, привнести в нее любовь и взаимопонимание, каждый преследовал только свои интересы. Из-за своей корысти, лживости и подлости Курагины остаются несчастны.

Другой герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов в течение всего своего жизненного пути пытается найти смысл существования. Поняв, что ему надоела светская жизнь, он ищет себя. Безухов жаждет помогать людям, совершать полезные и благородные поступки. Он увлекается масонством, пытается облегчить жизнь крепостным крестьянам, участвует в Бородинском сражении. После встречи в плену с Платоном Каратаевым Пьер осознает, что смысл жизни заключается в простом человеческом счастье. И герой обретает это счастье. В конце своего долгого и непростого пути Пьер женится на Наташе Ростовой, создает с ней семью. К Пьеру приходит осознание, что он достиг своей цели – того самого счастья, о котором говорил Платон Каратаев.

Таким образом, каждый человек выбирает свои цели в жизни. Но стоит помнить, что, следуя ничтожным и аморальным целям, люди остаются ни с чем. Только благородство, нравственность и добро наполняют жизнь смыслом и приводят к удовлетворению.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id20912

Обновлено: 2018-01-10

Опубликовал(а): Nikklein

ВПУ №3

РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ

Смысл жизни и предназначениечеловека

Выполнил: Уч-ся Группы 7/8

Левицкий Павел

Город Севастополь 2006г

План

РазделI.Вступление

РазделII.Смысл жизни и предназначение человека

  1. Философская антропология

  2. Личность и общество

  3. Пол. Мужское и женское.Продолжение жизни на Земле

  4. Человек и биосфера

  5. Различные философские теченияо смысле жизни

Раздел III.Заключение. Как я понимаю смысл жизни

Литература

1. Вступление

Что такое человек? В чемего природа, сущность, предназначение?От чего зависят смысл и ценностьчеловеческой жизни? Каковы кардинальныепроблемы человеческого существования?Как складывается судьба гуманизмасегодня? В чем специфика философскогопостижения человека? Эти и другиеаналогичные вопросы, определяющиесодержание философско-антропологическоймысли, находятся сегодня в центревнимания многих ученых.

ЧЕЛОВЕК — общественноесущество, обладающее сознанием, разумом,субъект общественно-историческойдеятельности и культуры. Человек возникна Земле в ходе длительного и неравномерногоэволюционного процесса — антропогенеза,многие этапы которого до конца не ясны.Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканскиеобезьяны разделились на 2 ветви: однапривела к человекообразным обезьянам(шимпанзе и др.), другая — к первым гоминидам(австралопитекам, обладавшим двуногойпоходкой). Вероятно, около 2 млн. летназад австралопитеки дали начало роду»человек» (Homo), первым представителемкоторого многие ученые считают «человекаумелого» (Homo habilis) — его ископаемыеостатки находят вместе с древнейшимикаменными орудиями (т. н. олдувайскаякультура). Около. 1,6-1,5 млн. лет назад этотвид сменился в Восточной Африке «человекомпрямоходящим» (Homo erectus). Различные поособенностям морфологии и степениразвития представители этого вида(архантропы, палеоантропы) началирасселяться из тропической Африки повсему континенту, а также в Европе иАзии. По поводу времени, места возникновенияи непосредственных предков человекасовременного вида — человека разумного(Homo sapiens) — в науке нет единого мнения.Согласно одной гипотезе, он возник вАфрике около 200 тыс. лет назад и затемповсюду вытеснил более древних людей;согласно другой — формирование «человекаразумного» (т. н. сапиентация) происходилопостепенно в разных частях планеты.Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнегопалеолита, «человек разумный»становится единственным представителемсемейства гоминидов и заселяет практическивсю Землю. Как биологический вид человекимеет множество общих признаков смлекопитающими, прежде всего приматами.Специфические особенности человека,резко выделяющие его из мира животных:прямохождение, высокое развитие головногомозга, мышление и членораздельная речь.Человек познает и изменяет мир и самогосебя, творит культуру и собственнуюисторию. Сущность человека, егопроисхождение и назначение, месточеловека в мире были и остаютсяцентральными проблемами философии,религии, науки и искусства.

Активный интерес к проблемечеловека в целом обусловлен, преждевсего, потребностью конкретного индивидапостоянно решать жизненные проблемы,возникающие в контексте его повседневногосуществования. Катастрофическоеразрушение природной среды, оскудениепривычного ландшафта, неожиданноераспространение новейших пандемий,грозящих опустошить Землю, накоплениеядерных вооружений — все это рождаетощущение тотальной незащищенностижизни людей, возможной гибели всегочеловечества.

К философскому размышлению очеловеке в еще большей степени побуждаютмировоззренческие и познавательныефакторы. Современная биология, психология,культурология, история, этнографиянакопили множество разноречивыхсведений, которые требуют обобщения,философской рефлексии.

Раздел II.Смысл жизни и предназначение человека

1. Философская антропология

В широком смысле — учениео природе (сущности) человека. Трудновычленить собственно антропологическуютему в комплексе философского знания.Размышление о человеке захватываетширокий круг проблем. Едва ли не всефилософские сюжеты вовлекаются в орбитуфилософско-антропологической мысли.

Психологические,биологические, социологическиеисследования человека загадки о человекене разрешали. К человеку подходили сразных точек зрения частично. Проблемачеловека — основная проблема философии.Еще греки поняли, что человек можетначать философствовать только с познаниясамого себя. Разгадка бытия для человекаскрыта в человеке. Тот факт, что человек,как предмет познания, есть вместе с теми познающий, имеет не только гносеологическое,но и антропологическое значение. Вчеловеке пересекаются все круги бытия.Человек есть великая загадка для самогосебя. Он существо высокое и низкое,слабое и сильное, свободное и рабье.Человек не есть только порождениеприродного мира, он живет в природноммире и участвует в природных процессах.Он зависит от природной среды, и вместес тем он гуманизирует эту среду, вноситв нее принципиально новое начало.Творческий акт человека в природеозначает новую стадию жизни космической.

В 20 в. напряженностьфилософских исканий обуславливаласьнарастанием кризисов, как в самих основахчеловеческого существования, так и вовзаимоотношениях человека и природы.Впервые в истории сам человек сталпроблемой. Все это стимулировалопоявление философской антропологии,задачи которой создать целостный «образчеловека» в свете трагического опыта,пережитого человечеством в новейшуюисторию.

2. Личность и общество

Учение о человеке есть,прежде всего, учение о личности.ЛИЧНОСТЬ- 1) человек как субъект отношенийи сознательной деятельности. 2) Устойчиваясистема социально значимых черт,характеризующих индивида как членаобщества или общности. Понятие личностиследует отличать от понятий «индивид»(единичный представитель человеческогорода) и «индивидуальность»(совокупность черт, отличающих данногоиндивида от всех др.). Личность определяетсяданной системой общественных отношений,культурой и обусловлена такжебиологическими особенностями.

Человек — социальное,общественное существо. Каждый человеквсегда находится в определённыхотношениях с другими членами общества.Процесс развития личности есть процессусвоения личностью социального,общественного опыта многих поколенийлюдей. Смысл жизни в том, чтобы усвоитьэтот опыт в процессе общения с людьми,в процессе обучения и воспитания. Подвлиянием этого складываются психологическиеособенности личности: её моральныекачества, характер, волевые черты,интересы, склонности, способности.Проявление этих способностей радиинтересов личных и интересов обществаявляется смыслом жизни. Личные интересы, духовное богатство, моральная чистота,физическое совершенство должны служитьинтересам и процветанию общества.

Огромной силой воздействияна человека обладает коллектив. Вкачестве смысла жизни человека коллективутверждает служение общественномублагу. Коллектив обеспечивает расцветиндивидуальности человека, его личныхспособностей, содействует его всестороннемуразвитию.

3.Пол. Мужское и женское.Продолжение жизни на Земле

Основной для антропологииявляется проблема пола. Человек естьполовое существо, и половая полярностьхарактеризует человеческую природу.Пол совсем не есть функция человеческогоорганизма, пол есть свойство всегоорганизма человека, каждой его клетки.Это показано Фрейдом.

З.Фрейд развил теориюпсихосексуального развития индивида.В формировании характера и его патологииглавную роль отводил переживаниямраннего детства. ФРЕЙДИЗМ — общееобозначение философско-антропологическойи психологической концепции Фрейда ивсей совокупности развившихся на ееоснове учений и школ. Исходя из ученияФрейда о бессознательном, фрейдизмстремится свести формы культуры исоциальной жизни к проявлениям первичныхвлечений (полового влечения — у Фрейда,стремления к самоутверждению — у Ф.Адлера и т. п.)

В. В. Розанов говорил, чточеловек есть не только половое существо,но и существо бисексуальное, совмещающеемужской и женский принцип в разнойпропорциональности и нередко в жестокойборьбе. Мужчина, в котором бы совсемотсутствовал женский принцип, был быотвлеченным существом, совершеннооторванным от космической стихии.Женщина, в которой совсем бы отсутствовалмужской принцип, не была бы личностью.Мужской принцип и есть по преимуществуантропологический и личный. Женский жепринцип есть по преимуществу космическийи коллективный. Только соединениемужского антропологически-личногоначала с женским космически-коллективнымсоздает полноту человека.

Говоря о смысле жизни ипредназначении человека, необходимознать не только о развитии мужского иженского в развитии личности, но и означении полов в рождении и выживанииновых поколений людей.

Основоположник отечественногоакушерства В.Ф Снегирёв писал, чтоженщина — самый источник жизни, мать –колыбель человечества. Вопрос продолжениячеловеческого рода был актуальным вовсе времена. В подростковом возрастечеловек осознаёт себя носителемопределённого пола, а также регулируетсвоё поведение в соответствии с принятымив обществе морально- этическимитребованиями. Смысл жизни человека впродолжении рода на земле. В конце ХХвека человечество столкнулось снедостатком продовольственных,технологических и экологическихресурсов. Развитые страны давно разрушилисвои естественные экосистемы. Человекобязан обеспечить устойчивость окружающейсредысменив стереотипыцели экономикихарактер поведенияэтикуЕсли он не сумеет этого сделатьто биотаиспользуя свои мощные защитные механизмысделает это самаскорее всегоразрушив часть самой себя вместе счеловечествомА если человек исчезнет как видто он уже больше никогда не появитсявновь: палеонтология показываетчто исчезнувший вид не возрождается

Смысл жизни человека в сохранениии воспитании потомства, ибо толькочеловек есть существо разумное,действующее не только на основе инстинктови рефлексов, а сознательно изменяющеесвою жизнь. Инстинкты выработались входе естественного отбора и закрепилисьв ряде поколений биологическицелесообразных действий. В поведениичеловека инстинкты подчиняются сознанию,общественной природе человека.

4. Человек и биосфера

Человек как биологическийвид – консумент 

КОНСУМЕНТЫ (от лат. consumo- потребляю), организмы, являющиеся впищевой цепи потребителями органическоговещества. Он потребляет продукцию биоты(совокупность всех растений и животных)а его технологии – это инструментс помощью которого человеку удаетсяпотреблять значительно больше продукциибиотычем ему разрешено естественными законамиТем самым нарушается баланс в природеОднако только сам человек способенсоздать такую социальную системупри которой человечество может неограничивать свою численность и приэтом улучшать свой жизненный уровеньсохраняя окружающую среду23 % населенияпланеты относятся к категории абсолютнобедных. Учёные считают, что скоронеизбежным станет сокращение населенияЗемличисленность которого не должно превышать1-2 млрд человекСейчас уже ясно, что образ жизни, которыйтребует все большего количестваневозобновляемых ресурсов планеты,бесперспективен; что разрушение средыведет за собой деградацию человека, какфизическую, так и духовную, вызываетнеобратимые изменения в его генотипе.уязвимым перед мощью, которую сам жесоздал.Что же несет нам век грядущий -новые проблемы или безоблачное будущее?Каким будет человечество через 150, 200лет? Сможет ли человек своим разумом иволей спасти себя самого и нашу планетуот нависших над ней многочисленныхугроз? Эти вопросы, несомненно, волнуютмногих людей. Будущее биосферы сталопредметом пристального вниманияпредставителей многих отраслей научногознания, что само по себе может бытьдостаточным основанием для выделенияособой группы проблем -философско-методологических проблемэкологического прогнозирования.

5. Различные философские теченияо смысле жизни

Многие философы в разные временарассуждали о смысле жизни.

В 1 в. д.н.э буддистскоеХИНАЯМА утверждает,что человек должен спасти сам себя.Смысл жизни — отрешится от мира, попастьв нирвану. Будда- воплотившееся божество.Смысл жизни — попасть в рай, избежатьада.

КИРЕНАИКИ. Благочеловека — это его наслаждение. В этоми смысл ,и цель жизни. Реально тольконастоящее, ценно только то, что тыполучаешь в настоящий момент. Основательэтой ветви Гедонип (7век до н.э) — считал,что человек должен властвовать наднаслаждениями. Но его последовательФедор атеист говорил, что ради наслаждениявсе средства хороши. Гигезий: «Наслаждениемимолетно, его трудно получить, но еслисмысл жизни в наслаждении которое тактрудно получить, то стоит ли жить?”

В 4-3 веке до н.э. Китай-ДАОСИЗМ. Даоцзы- фигура легендарная. Мать носилаего несколько десятков лет и родиластариком. В центре даосизма.- учение овеликом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте.Познать Дао, следовать ему, слиться сним- в этом цель и смысл жизни. Высшейцелью древнекитайских даосов было уйтиот страстей и суетности жизни кпервобытности прошлого, к простоте иестественности.

Древнегреческийфилософ Сократсчитал, что человек более всего нуждаетсяв познании самого себя и своих дел,определении программы и цели своейдеятельности, ясном осознании того, чтоесть добро и зло, прекрасное и безобразное,истины и заблуждения. Для Сократа смыслчеловеческой жизни заключается вфилософствовании, в постоянномсамопознании, вечном поиске самого себяпутем испытания. Он считал, что поступкичеловека определяются степенью егоосведомленности.

В 13 веке вЕвропе Фома Аквинскийсчитал, что в человеке нет никакой другойформы, кроме одной лишь мыслительнойдуши, которая производит все, чтопроизводят в других видах болеенесовершенные формы.

Итальянец16 века Макиавелиисчитал, что желания человека ненасытны,а фортуна позволяет ему достигать лишьнемногого. Следствием оказываетсяпостоянная духовная неудовлетворенностьлюдей. Именно это заставляет их хулитьсовременность, хвалить прошлое и жадностремится к будущему.

В России воII половине XIXв. возникает русскийкосмизмом.Философы: И.Киреевский, В.Соловьев,Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский;литераторы — Л.Толстой, Ф.Достоевский.Человек — основная часть Природы ирассматривать их надо в единстве,человеческий Разум ответственен передприродой. Новая моральная основачеловеческого общества- необходимыеусловия дальнейшего развития цивилизации,всего человеческого рода. Человек -существо вертикальное, обращен к небу,следовательно, должен стать свободным.Человек — существо родовое, долженосознавать, что он — сын человеческий.Человек — вершина эволюции, но и ущербен,т.к. смертен. Счастье невозможно до техпор, пока господствуют разрушительныепроцессы и люди разобщены друг с другом.Смерть — высшее проявление разрушения.Устранив смерть, человек победит зло.Частая смена поколений не позволяетосвоить знания предшествующих поколений.Нужно продлить жизнь. Человек долженстать спасителем мира. Необходиморегулировать взаимодействие обществаи природы.

Русский писатель 19 говека Достоевский ищетответы на вечные вопросы, пытаться найтирациональное обоснование добра и зла.Это так и не удается ему, и он приходитк сугубо религиозному выводу, о том, чтоглубоко правильной может быть толькожизнь в Боге, с Богом в душе.

Русский мыслитель 19-го,начала 20-го века Вернадскийискренне увлекся учением Толстого(19 век) и разделял многиеего сомнения. Однако Толстой не верилв то, что наука способна удовлетворитьстремление человека найти смысл жизни,примириться с неизбежностью смерти,обосновать высокие моральные принципы.В отличие от Толстого Вернадский всюжизнь сохранял веру в научное знание истремился найти ответ на вопросы бытияна основе логического анализа, достоверныхсведений о мире и человеке.

Прагматизм– основан на принципе практичности.Философия не должна быть простымразмышлением о мире, она должна статьобщим методом решения практическихпроблем, которые возникают ежедневноперед людьми в различных жизненныхситуациях. Смысл жизни — в достиженииуспеха. Представители Джон Дью, ВильямПирс, Вильям Джемс.

Экзистенциализм(философия существования) — возникло вконце первой мировой войны, основателиШестов, Бердяев. Затем в Германии(Хайдеггер, Ясперс) после 2 мировой войныво Франции (Камю, Сартр). В конце 50-храспространился в США. Экзистенциализмподразделяется на религиозный (Шестов,Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический(Хайдеггер, Камю, Сартр). Религиозныйэкзистенциализм гласит : смысл бытияБог; атеистический: жизнь в целом абсурдна(смысла нет), только человек можетопределять свою жизнь, если человек несвободен — он не личность.

Философия жизни -философское течение конца 19 — начала 20веков. В различных вариантах этоготечения «жизнь» истолковываетсякак естественноорганическое начало впротивоположность механически-рассудочному(Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениуси др.), как космическая сила, создающаяновые формы («жизненный порыв» А.Бергсона), как исторический процесс,реализующийся в неповторимых индивидуальныхобразах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель),которая противопоставляется механической»цивилизации» (О. Шпенглер). Жизнь- то, что возникает естественно, бытие- то, что возникает искусственно. Наиболееполно смысл человека раскрывается висторическом опыте общества. Жизньпонимается как что-то посланное вселенной.

Раздел III.Заключение. Как я понимаю смысл жизни

Смысл жизни каждогочеловека складывается из большого числаэтапов, на каждом из которых человекставит перед собой цель. Сперва сделатьпервый шаг, написать первую букву, новскоре человек осознает свою ответственностьза содеянное. Смысл жизни каждогочеловека складывается из его поступков,направленных на созидание. Человекдолжен не разрушать, а строить. Неуничтожать, а создавать. История знаетогромное количество личностей, поставившихна колени многие народы, разрушившихполмира, уничтоживших огромное количествоживых людей (например, Наполеон, Гитлер).Если бы Наполеон был только убийцей, томожно было бы смело заявить, что егожизнь была бессмысленна. Но мы знаем,что Наполеон возглавил Французскуюбуржуазную революцию, тем самым, открывпуть к прогрессу. Многие пыталисьзаставить человека опуститься на колени,стать рабом, склонить голову вниз, но,например, первый космонавт Юрий Гагаринстоял на вершине прогресса, ради развитиянауки, стремления общества вперёд, онвпервые совершил полёт вокруг Земли имиллионы людей смотрели вверх с гордостьюза род человеческий. Сегодня смысл жизнине только в том, чтобы с пользой дляобщества прожить свою жизнь, но и в том,чтобы оставить нашу Землю пригоднойдля жизни последующих поколений. Огромноеколичество сжигаемого топлива привелок образованию озоновых дыр, к возникновениюпарникового эффекта, к глобальномупотеплению. Может быть, езда одногомальчика на велосипеде вместо автомобиля,сжигающего бензин, не изменит ничего вприроде планеты, но привлечёт вниманиедругих людей к этому экологическичистому виду транспорта. Если каждыйиз 500 тысяч людей, находящихся летом вСевастополе, не бросит мусор на пляже,не оставит пластиковую бутылку в парке,наш город станет чище и прекраснее. Детибудут расти здоровыми и развитыми,полноценными членами прогрессивногообщества.

Человек будущего,безусловно, необычайно расширит своиадаптационные возможности с помощьюсамых разнообразных средств, включаяфармакологию и психотерапию, и это дастему возможность полноценно и без ущербадля здоровья действовать в самых сложных,подчас экстремальных условиях. Ужесегодня получены серьезные данные,которые свидетельствуют о новых,неизвестных ранее резервах биологическойприроды человека и его психофизиологическихвозможностях. Человек будущего — эточеловек разумный и гуманный, пытливыйи деятельный.

Смысл жизни человека впознании самого себя. Человек считаетсясамым неизученным существом на планетеЗемля. Перед современной наукой стоитогромное количество загадок. И чембольше мы узнаём о природе вещей, тембольше загадок видится впереди. Главнаязадача человека, чтобы создаваемые имтехнологии, не выжили самого человека.

Каждый человек появляетсяна Земле временно. Я бы хотел, чтобы всёхорошее и доброе в человеке передавалосьпо наследству, а всё негативное отмирало.Человек, благодаря своим душевнымкачествам и силе воли, может оченьмногое, но он имеет хрупкое и малозащищённое,по сравнению с другими представителямифауны тело. Смысл жизни человека всовершенствовании самого себя, на основеопыта предыдущих поколений.

Я согласен с теми философами,что смысл жизни человека в том, чтобыжить с Богом в душе. Исполняя заповедибожьи человек доказывает , что в отличииот представителей животного мира, онсознательно совершает добрые поступки,и стремится избежать зла. Смысл жизникаждого человека в борьбе со злом. Дляэтого совсем не обязательно сражатьсяс преступниками. Главное самому несовершать преступлений, быть добрым,стараться исправить собственные ошибки,чтобы они не навредили другим.

Литература

1.Бердяев Н. А. О назначении человека. М.:Республика, 1993,383 c.

2.Лейбин В. М. Психоаналитическаяантропология.// Буржуазная философскаяантропология XX века. М.: Наука, 1986, с.239-259.

3.Мельвиль Ю. К. Прагматическая философиячеловека.// Буржуазная философскаяантропология XX века. М.: Наука, 1986, с.104-118.

4.Гуревич П. С. Философская антропология:опыт систематики.// Вопросы философии,1995, N 8, c. 92-102.

5.Гуревич П. С. Человек как объектсоциально-философского анализа.//Проблема человека в западной философии.М.: Прогресс, 1988, c. 504-518.

6.Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс,1990,272 с.

7.Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (статьяпервая) .// Вопросы философии, 1966, N 12, c.76-88.

8.Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм (статьявторая) .// Вопросы философии, 1967, N 1, c.126-139.

9.Асмус В. Ф. Экзистенциальная философия:ее замыслы и результаты.// Человек и егобытие как проблема современной философии.М.: Наука, 1978, c. 222-251.

10.Тавризян Г. М. «Экзистеальный мир»как антипод социального бытия вофранцузском экзистенциализме.// Человеки его бытие как проблема современнойфилософии. М.: Наука, 1978, c. 135-157.

11.Фролов И. Т. Перспективы человека. М.:Политиздат, 1983,350 с.

12.Юдин Б. Г. Право на добровольную смерть:против и за.// О человеческом в человеке.М.: Политиздат, 1991, с. 247-261.

13.Спецификафилософского знания и проблема человекав истории философии.-М.,1989,с.315.

Как обрести смысл жизни
21.02.2020

Как обрести смысл жизни

Для современного человека поиск смысла жизни становится всё актуальнее: ведь с каждым годом мир усложняется, а услышать свои собственные желания, цели и смыслы становится всё сложнее. Дело в том, что ежедневно мы сталкиваемся с огромным информационным потоком. Не верите? Посмотрите на количество своих подписок в социальных сетях: десятки сообществ ежедневно выкладывают сотни новостей, а это лишь один канал для получения информации.

Как же в нынешних реалиях научиться слышать себя?

Что такое смысл

Смысл образовано от «с мыслью». То есть, жить «с мыслью» – значит осмысливать себя, свои отношения с окружающими людьми, свою деятельность, а не жить на автомате, словно робот, потому что «все так живут”. Возможно, жить «как все” вам просто не подходит?

Что мы понимаем под осознанностью? Жить осознанно — значит анализировать себя, ставить цели и стремиться к их достижению, по возможности не отвлекаясь на сиюминутные удовольствия.

Ощущение осмысленности своей жизни также во многом зависит от принадлежности человека к малой (семья, рабочий коллектив, друзья) и большой социальной группе (религиозная коммуна, народность), к причастности какому-то важному делу или цели. Человек начинает получать удовлетворение от жизни, так как он становится частью семьи, рабочего коллектива и чувствует свою нужность: у него есть определённые задачи, обязанности, долг (который не отягощает его, а наоборот – обогащает).

Советы для обретения смысла

Вот общие рекомендации, соблюдая которые, вы можете наделить свою жизнь новыми смыслами:

Вера

Человеку достаточно важно в этой жизни во что-то верить, на что-то надеяться. Это может быть вера религиозная, может быть вера в какую-то идею, а может и в целом вера в науку, искусство или просто человеческую доброту.

Один из выдающихся психологов 20 века и основатель логотерапии (лечение смыслом) Виктор Франкл, находясь в концлагере заметил, что люди, имеющий богатый внутренний мир, в том числе, и люди религиозные, имели больший процент выживаемости: «Человек верующий, воспринимает то что с ним происходит как испытание, либо наказание за греховную жизнь, что наделяет его страдания смыслом и позволяет ему с достоинством пережить ту ситуацию, в которой он оказался” («Скажи жизни да!», В. Франкл).

Цели

Осмысленные и проработанные цели наделяют жизнь смыслом и дают ей вектор, направление для деятельности. Существует несколько основных категорий*, в плоскостях которых люди обычно ставят себе цели:

  • Иметь (цели материального характера: вещи, автомобиль, недвижимость и пр.).

  • Знать (всё что относится к образованию: курсы, повышение квалификации, дипломы, кандидатская диссертация и пр.).

  • Относиться (какие я хочу отношению с мужем/женой, с коллегами по работе и пр.).

  • Быть (кем я вообще в этой жизни хочу быть? Архитектором, бизнесменом, матерью/отцом, филантропом и пр.).

  • Действовать (здесь могут быть какие-то конкретные цели относительно профессионального роста или личностного развития. Например: выполнить план продаж за квартал, или, сбросить 7 кг веса к июню и пр.).

* По материалам книги «Нейропрограммирование успешной судьбы», Ковалёв С.

Дело жизни

Достаточно важно найти ту деятельность, которая лучше всего соотносится с вашими ценностями, желаниями и стремлениями. Если вы ещё такого дела для себя не нашли, не отчаиваетесь и продолжайте поиски и попытки. И лучше всего придерживаться в жизни правила Теодора Рузвельта «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть!».

Альтруизм

Любая бескорыстная помощь нуждающимся ближним. Это может быть какая-то волонтерская деятельность в рамках социальной помощи бедным. Это может быть милостыня для нищих. Пожертвования одежды в сиротские приюты и пр.

«В своей критической ситуации мои пациенты опирались на несколько родов смысла, как религиозного, так и светского, но ничто не оказалось более важным, чем альтруизм» — «Экзистенциальная психотерапия», И. Ялом.

Хобби

Наличие в жизни занятия, которое приносит удовольствие, в независимости от того платят вам за него или нет, также наделяет вашу жизнь смыслом и позитивными эмоциями. Если в вашей жизни нет никакого хобби, обязательно заведите его себе. Пробуйте, будьте любопытными, не теряйте способности удивляться и удивлять.

Разумный гедонизм

Чувственные и телесные удовольствия не могут быть смыслом жизни сами по себе, но их отсутствие значительно снижает позитивный эмоциональный фон и общую удовлетворенность от жизни. Не забывайте баловать себя вкусной едой, проведением времени с любимым человеком или семьей на природе. Ходите в кино, театры и в те места, которые вам нравятся и заряжают позитивом.

Индивидуальное развитие

Помните и про свой личностный рост. Развивайте себя как профессионала своего дела. Занимайтесь саморазвитием, преодолевайте себя и становитесь лучше день ото дня. Саморазвитие — достаточно важный пункт, но также важно и то, какими людьми вы себя окружаете. Старайтесь, чтобы это были люди, которые интересны вам, которым интересны вы, так как немало зависит и от того, в какой среде вы находитесь и развивайтесь. Вы влияете на среду, но и среда также влияет на вас.

Здоровье

Сюда входит забота о себе. Здоровье тела, психики. Занимайтесь спортом, употребляйте здоровую пищу. Не забывайте уделять внимание информационной гигиене: не засиживайтесь подолгу у компьютера, гаджета или телевизора. Пробуйте отключать все устройства хотя бы за 2 часа до сна и регулярно устраивать себе «диджитал-детокс”.

В завершении хочется сказать о том, что наибольшее влияние на ощущение смысла в нашей жизни оказывают качественные позитивные отношения с людьми. Группа ученых во главе с психиатром Робертом Уолдингером провели знаменитое гарвардское 75-летнее исследование 2-ух групп людей: бедных семей из Бостона и выпускников Гарварда. Ученые поставили себе задачей исследовать и выявить, что же на самом деле делает человека счастливым? По окончании исследования и опроса испытуемых, ученые-психологи пришли к выводу, что счастливыми людей делают ни карьера, ни дома, квартиры, машины и деньги, ни социальный статус и достижения, а добрые, хорошие отношения с людьми.

«Самое ясное открытие, которое мы получили в результате 75-летнего исследования: хорошие отношения делают нас счастливее и здоровее», Р. Уолдингер.

Поэтому, если вы будете выстраивать и иметь позитивные отношения со своей семьей, с коллегами по работе, с друзьями вы можете стать счастливым и здоровым человеком. Даже если вам не нравится ваша работа, у вас случились какие-то неприятности или возникли проблемы со здоровьем, но при этом вы живёте в согласии с самим собой, все проблемы, которые случаются с вами, не смогут лишить вас чувства смысла своей жизни. Ведь есть люди, которым небезразлична ваша судьба и которые небезразличны вам, и это наполняет вашу жизнь смыслом, удовлетворением и радостью.

Автор статьи — Баранов Виталий Валерьевич