Почему дома умирают животные?

28 января я проснулась утром и увидела сообщение от мамы, которое состояло только из трёх предложений: «Извини, что с плохими новостями. У нас умер Стёпа. Пока не звони, я не могу об этом говорить». Стёпа был шестнадцатилетним котом, с которым я прожила 13 лет, а остальные три регулярно присматривала за ним. Я была уверена, что смирилась с его возрастом и с тем фактом, что в любой момент что-то может пойти не так. Ничто не готовило меня к тому, что пережить его смерть будет так тяжело. Что три дня я не смогу ночевать дома одна, а затем уберу все его фотографии и буду старательно не смотреть в углы, где он обычно спал.

Взявшись за эту статью, я чувствовала себя самозванкой. Как я смогу написать о том, как пережить смерть домашнего питомца, если я всё ещё её не пережила? Да, я прочитала десятки статей на тему, уже могу спокойно работать и видеться с людьми. Но я всё ещё не вернула фотографии Стёпы на их старое место, а иногда неожиданно плачу за завтраком, когда смотрю на кухонное окно, где он часто лежал и наблюдал за птицами.

Но за последние пару недель я поняла, что горе и скорбь — это чувства, которые уходят медленно. Восстановление после смерти питомца похоже на американские горки: в один день ты чувствуешь себя прекрасно, а в другой — плачешь на кухне, отпаивая себя крепким сладким чаем. Даже через несколько месяцев я вряд ли смогу уверенно сказать, что окончательно пережила потерю Стёпы. Поэтому надеюсь, что советы и рекомендации, которые я собрала, всё же смогут помочь тем, кто оказался в ситуации, когда ты теряешь очень важное существо, но мир вокруг тебя требует, чтобы ты двигался дальше, работал и функционировал.

«Это же просто животное»

Некоторые друзья и знакомые часто пытаются успокоить скорбящего словами вроде: «Это же просто животное». Почему же мы так тяжело переживаем смерть питомца, если это и правда «просто животное»?

«Боль, с которой сталкиваются люди, когда теряют питомцев, — это самая настоящая боль утраты близкого. И для многих она может быть сопоставима с болью утраты друга, родственника, партнёра.

Формулировка «просто животное» звучит не очень корректно. Ведь боль приносит не потеря животного, а потеря близкого создания, к которому была сильная эмоциональная привязанность. Часто чувство потери усложняется внезапностью произошедшего, болезнью питомца или несчастным случаем. То есть это нередко становится травматичным опытом. Реакция людей очень индивидуальна и зависит от огромного количества факторов. Но это в любом случае потеря — в полном понимании слова».

Светлана Сулейманова, РЭПТ-терапевт, клинический психолог. Окончила аспирантуру РГГУ по профилю «Общая психология, психология личности, история психологии»

Процесс переживания горя часто объясняют через стадии: отрицание, гнев, отчаяние (сожаления и депрессия), примирение и принятие. В первые дни, когда боль всё ещё яркая, мы можем использовать их, чтобы объяснить всё, что с нами происходит. И иногда проявление этих стадий смешивается в рамках одного дня — ты не можешь представить, что это действительно произошло, злишься на себя и окружающих. А на несколько минут можешь достигнуть умиротворения, приняв, что сделала всё что могла и ничего уже не исправишь. Но наступает следующее утро, и всё будто возвращается в начальную точку. Именно поэтому горе сравнивают с американскими горками. Помните, что всё это — нормальная реакция, из которой выходит первый и, пожалуй, самый главный совет.

Дайте себе время

Процесс переживания горя не нужно форсировать и торопить. Для него нет установленного расписания. Естественно, мы хотим, чтобы неприятные эмоции поскорее закончились. Однако сдерживая свои переживания и отрицая грусть, мы лишь откладываем столкновение с негативными эмоциями. Если вам хочется плакать и кричать, найдите безопасное место, чтобы сделать это. Не сдерживайте себя. Также очень важно не винить себя за долгое переживание горя — у каждого из нас свой темп.

«Важно пройти через все стадии принятия и пережить все эмоции, возникающие в ходе этого процесса — и горе, и вину, и подавленность, и пустоту внутри. Это важно для нормального самочувствия в долгосрочной перспективе. Если люди сами себе запрещают грустить, тосковать и испытывать боль, это может негативно сказаться на психологическом благополучии».

Светлана Сулейманова

Прислушайтесь к чувству вины

Чувство вины после смерти питомца — это достаточно частое явление. Когда я получила сообщение от мамы, сразу пришла мысль, что я недостаточно ухаживала за котом в его последние недели жизни. Поговорив с родителями, я заметила, что у них вина тоже проявляется, но в других моментах: не смогли уберечь и вылечить. По сути, неважно, от чего умер питомец. Сожаления и злость на себя возникают у многих людей, даже если в глубине души мы понимаем, что сделали всё возможное. Во многом это связано с тем, что мы сильно любили животное и чувствовали за него огромную ответственность. С чувством вины мало что можно сделать в первые дни после потери, так как оно сильно привязано к нашим ярким эмоциям. Однако старайтесь регулярно напоминать себе, что вы сделали всё, что от вас зависело, чтобы обеспечить питомцу хорошую жизнь.

Найдите поддержку

Переживая горе, мы часто хотим изолироваться. Такое желание можно понять: в первые дни обычно всё тело горит от боли, а перекладывать и выплёскивать это на близких и знакомых кажется неправильным. Однако в переживании горя очень важно выговориться. Это может быть описание вашего состояния или рассказы о том, какое хорошее время вы провели со своим питомцем. Обратитесь за помощью к близким.

Есть риск того, что кто-то скажет вам: «Ну это же просто кот, собака, черепашка. Заведёшь новую». Можно попробовать объяснить, что такие слова никак вам не помогают и они некорректны. Однако если у вас нет сил на это, постарайтесь на некоторое время ограничить общение с этим человеком. Часто помогает общаться с людьми, которые тоже пережили потерю питомца.

Если вы долго не можете оправиться от потери и не чувствуете, что вам становится хотя бы немного лучше, обратитесь к психологу — у него вы не только сможете выговориться, но и поймёте, куда и как двигаться дальше.

😔 Что посмотреть, послушать и почитать

6 мультфильмов про смерть, которые учат её не бояться

«Хотите об этом поговорить?»: 5 подкастов о психологии и ментальном здоровье

5 книг о волшебных мирах для тех, кто устал от реальности

Не забывайте про важные ритуалы

Ритуалы, связанные со смертью, часто ассоциируются именно с потерей человека — например, похороны. Однако и в случае с питомцем они могут помочь переживанию вашей травмы. Похороны позволяют открыто и в безопасной обстановке вместе с близкими людьми выразить свои чувства. Если покажется нужным, сделайте бумажный альбом с фотографиями своего питомца, чтобы хранить о нём память.

После смерти человек сталкивается с пустотой внутри — ритуалы позволяют заполнить её приятными и добрыми воспоминаниями. Разумеется, это не поможет автоматически пережить горе. Но это позволит сделать шаг от оплакивания к празднованию хорошей и насыщенной жизни.

Заботьтесь о себе

В периоды, когда вы переживаете особенно яркую грусть, важно не забывать о своём ментальном и физическом здоровье. Да, это будет сложно, поэтому проще всего сделать список с пунктами, за которыми вам нужно следить ежедневно:

  • принимать душ;
  • регулярно завтракать, обедать и ужинать;
  • делать лёгкие физические упражнения;
  • выходить гулять хотя бы на десять минут в день.

Вспомните всё, что вы делаете регулярно, и старайтесь продолжать это делать. Не забывайте хвалить себя за небольшие изменения — если вы смогли спокойно посмотреть на фотографии питомца или не заплакали от воспоминаний, сделайте мысленную отметку и порадуйтесь этому.

Чего лучше не делать

«На самом деле никаких строгих «нет» в таких случаях быть не может. Но есть решения, которые я бы назвала наименее эффективными и экологичными:

Тут же завести нового питомца — в таких случаях часто выбирают максимально похожего на умершего. Да, новое животное в таком случае заглушит боль, но её просто нужно прожить.

Резко избавиться от всего, что связано с питомцем: выбросить вещи, удалить фото, запретить окружающим о нём вспоминать. Такие решения могут затянуть процесс восстановления после произошедшего, так как важно сначала именно попрощаться с ушедшим и осознать, что его больше нет.

Запрещать себе испытывать тяжёлые, негативные эмоции — чем сильнее запрет, тем тяжелее будет проходить процесс проживания утраты.

Обещать себе больше не привязываться к кому-либо (животному, человеку) в дальнейшем — обычно это тоже не очень помогает ни в конкретной ситуации, ни в дальнейшем.

Любые крайности, будь то поступки, мысли или переживания, не очень помогут в возвращении в нормальное состояние. Поэтому я бы порекомендовала поступать в первую очередь с состраданием к себе и своим эмоциям. Всё остальное больше вопрос индивидуальных предпочтений».

Светлана Сулейманова

Хочется подчеркнуть, что строгих запретов нет. Когда я брала комментарий у Светланы, меня очень испугала рекомендация не брать животное сразу. Мои родители поехали в приют через два дня после смерти Стёпы, хотя до этого прошли через все стадии, от «мы никогда больше не заведём кота» до «не нужно больше так сильно привязываться». Причина была простая — они не могли зайти домой, зная, что там пусто.

Сейчас они уже неделю живут с котёнком. У них снова появилась та же рутина — покормить, поиграть, уделить время, — и это сильно спасает в переживании тяжёлого периода. Мы всё ещё с трудом вспоминаем о Стёпе без слёз, но, кажется, сейчас уже намного спокойнее справляемся с потерей. Если вы твёрдо решили не заводить животное, попробуйте благотворительность — начните регулярно поддерживать приюты и фонды («Рэй», «Ника», dva.psa и другие).

В любом случае ищите методы, которые подходят именно вам. Помните про то, что темп у каждого свой, принимайте поддержку. Переживание горя — это непростой период, но он не будет длиться вечно. Я всё ещё не готова расставить фотографии Стёпы, но уже намного лучше концентрируюсь на рабочих задачах и меньше плачу. Мы проходим через горе медленными и очень небольшими шагами — и это нормально.

Медуза Turritopsis nutricula — бессмертна. Это небольшое существо 4 мм в диаметре, с аккуратным студенистым зонтиком, крестообразным красным желудком и тонкими щупальцами в количестве 80-90 штук, владеет секретом «вечной молодости». Благодаря трансдифференциации, умению обновлять клеточный состав, Turritopsis nutricula может двигаться вспять своему развитию, то есть вместо старости к детству. Когда это необходимо, она запускает процесс омоложения: сперва выворачивается наизнанку, поджимает щупальца, а затем постепенно абсорбирует жидкий скелет, принимая состояние бесполого полипа, обычного для начала жизненного цикла большинства представителей своего вида. После обнуления жизненных часов движение снова становится поступательным, заново включается механизм роста и Turritopsis nutricula возвращается к взрослому состоянию. И так до бесконечности.

Помимо Turritopsis nutricula в мире есть еще одно существо, чей жизненный потенциал приближается к бесконечному. Это гидра из типа стрекающих, которая обладает уникальной способностью к регенерации. Этот крошечный полип (не больше 20 мм) умеет восстанавливать организм из частей плоти. Если его разорвать пополам, каждый из кусков скоро окажется полноценным, хватит и меньше половины — регенерация возможна от 1/200 изначального объема гидры. Теперь легко представить, как размножается полип и почему ассоциируется с древнегреческим мифологическим чудовищем. Гидра в отличие от Turritopsis nutricula обитает в пресноводных водоемах и малоподвижна. В естественной среде эти два бессмертия не пересекаются, и, кажется, благодаря своим суперсилам уже давно должны были захватить весь мир. К счастью, океан не превратился в мезогельную жижу из медуз, а реки свободны от бесконтрольно почкующегося полипа по одной простой причине — их очень легко убить. Голод, погода и хищники берут на себя работу Геракла и возвращает справедливое распределение смерти даже туда, где эволюция, казалось бы, нашла необходимые для вечного существования лазейки.

© Huang Yong Ping

© Huang Yong Ping

На земле обитают и такие животные, чья жизнь продолжается по-настоящему долго.

Возраст выловленного в 2007 году у исландского побережья двустворчатого моллюска Arctica islandica составил 410 лет. Среднестатистическому жителю России этого времени хватило бы на 6,3 жизни. Гигантская черепаха Адвайта умерла в 2006 году, когда ей исполнилось 255 лет. К этому моменту она была практически ровесницей США, только на два года старше. Гренландский кит — рекордсмен-долгожитель среди млекопитающих, способен продержаться на плаву до двух веков. Достаточно для того, чтобы на свет появились ваши прапрапраправнуки. Американский лобстер способен дожить до 140 лет. Если, конечно, не будет подан к обеду, что чаще всего и случается. Более инертные животные — вроде определенных видов коралловых и губчатых — при идеальных условиях высиживают под водой тысячелетия. Достижение, с которым могут сравниться лишь человеческая глупость и дубы в долине Джуруба.

Поденки, маленькие крылатые насекомые, в идеальных условиях живут один день, в среднем несколько часов, минимально полчаса. Тридцать минут полета, спаривание, смерть — мимолетная и функциональная участь. И хотя личиночная фаза у поденки длится несколько лет, полноценная особь существует в рамках своего семантического кода. Впрочем, результат у всех один. Бесповоротная остановка жизнедеятельности организма, известная как смерть, настигает мушку так же, как и гренландского кита, и Turritopsis nutricula.

Лучшим доказательством осознанных отношений к смерти у животных был бы самый глубокий уровень ее понимания — самоубийство. Но никаких серьезных исследований или примеров суицидального поведения среди животных на сегодняшний момент нет.

Конечность физического бытия — биологический факт, универсальный для всего, что принято называть живым. В случае человека идея смерти представляется одним из базовых элементов познания мира. Она формирует сознание, поведение, искусство, экономику, религию, политику. С начала времен человек придумал свой, особый механизм смирения, спрятанный в ритуале, выработал систему чувств к неизбежному концу и до сих мечтает преодолеть его. Он максимально погружен в культуру смерти или по крайне мере хорошо о ней информирован. Но существует ли идея смерти вне человека, что знают о ней, как различают и переживают ее другие животные?

Наблюдать смерть в дикой природе не так просто. Обычно она спрятана за убийством ради еды или борьбой за выживание. Смерть здесь навязана инстинктом самосохранения, который животные чувствует лучше, чем мы — по крайней мере, до тех пор, пока сами не перейдем от мысли к опыту. Поэтому первый очевидный уровень восприятия смерти у животных — рефлексивный, направленный на то, чтобы избежать угрозы и выжить — во чтобы то ни стало. Его легко спутать с осознанным переживанием, особенно когда человек, подверженный иллюзии антропоморфизма, интерпретирует боль и стремление ее преодолеть как понимание смерти животным. Кошка уходит умирать в одиночестве не потому, что видит приближающийся конец — просто это слабость подсказывает ей укрыться от внешних угроз для своего здоровья. Собака воет на луну не из-за тоски по бренному — это обозначение территории или момент социального взаимодействия. Сиротливый взгляд овцы перед забоем — это не эмоция, а проекция человеческого беспокойства.

© Huang Yong Ping

© Huang Yong Ping

Следующий уровень переживаний находится в отношениях животного к смерти другого. Может ли животное почувствовать утрату, обратить на нее внимание, прочувствовать ее до конца и отдать моменту необходимые символические почести? Приматы, наши ближайшие родственники по структуре ДНК, будут первыми, кто способен претендовать на эмоциональную зрелость в этом вопросе. Например, гориллы живут в группах с развитой социальной структурой, поэтому способны испытывать сложные и направленные чувства к членам своих семей. Самый яркий пример — нежелание матери расставаться с мертвым ребенком. В декабре 2011 года в национальном парке Вирунга Демократической республики Конго в семье горных горилл одна из молодых матерей никак не могла смириться со смертью своего новорожденного ребенка. В течение недели она не выпускала из рук мертвое тельце, ухаживая за ним и проявляя очевидные признаки депрессии. Такое поведение встречается у горилл и в неволе. Посетители мюнстерского зоопарка могли наблюдать в 2008 году, как горилла Гана на протяжении нескольких недель таскала с собой умершего от болезни сердца детеныша.

Подробно задокументирована смерть шимпанзе Пэнси в шотландском сафари-парке. Дряхлеющая пятидесятилетняя особь в течение нескольких дней умирала от старости, а ее семейство, несмотря на свой буйный нрав, тихо собиралось вокруг тела. В итоге смерть была зафиксирована одним из самцов группы. Он поднял ее руки, несколько раз пнул, после чего остальные шимпанзе нашли в себе силы отойти от мертвой Пэнси. Единственной, кто остался рядом, была ее дочь Роузи. Она провела с трупом всю ночь, а на следующий день уже с помощью вернувшихся обезьян ухаживала за телом, счищая с него солому и грязь. Потом шимпанзе забрали сотрудники парка, а семейство еще несколько дней не возвращалась на свое излюбленное место ночлежки, омраченное смертью сородича. Более того, в течение следующей недели они вели себя неожиданно тихо и съели значительно меньше еды, чем обычно. Похожая реакция была запечатлена в 2009 году в Камеруне на уже ставшей знаменитой фотографии, где скончавшаяся от старости шимпанзе вызывает у своих соплеменников вид, близкий к поминальному.

Слоны могут находиться возле трупа сородича продолжительное время, выражая высокую социальную заинтересованность группы к умирающему. Более того, они способны различать среди прочих останков именно слоновьи кости, возбужденно на них реагировать и переносить с места на место, будто участвуя в замысловатом ритуале похорон.

Кроме приматов чутким отношением к смерти отличаются и слоны. До XX века существовал миф, что эти огромные травоядные животные чувствуют приближение своей гибели и уходят умирать в места, еще раньше облюбованные их предками. Кладбища слонов мечтали найти и ученые, и меркантильно мотивированные продавцы бивней, но поиски оказались либо не верифицируемы, либо безрезультатны. Главным достижением этого мифа стал большой массив данных о предсмертных повадках животного. Больной, умирающий слон испытывает огромную жажду и в последние часы своей жизни идет по проторенному пути к водопою. Там, вдоволь напившись, он погружается в воду, где и встречает смерть. Когда такие водоемы высыхают, то в них обнаруживают останки слонов, но к масштабам, напоминающим кладбища, они все-таки не приближаются.

В книге английского биолога Йена Дугласа-Гамильтона и его жены Ории «Жизнь среди слонов», собранной из полевых наблюдений за животными в течение нескольких лет в Танзании, целая глава посвящена смерти. Как и в других, более поздних и многочисленных исследованиях, ученые зафиксировали, что слоны могут находиться возле трупа сородича продолжительное время, выражая высокую социальную заинтересованность группы к умирающему. Более того, они способны различать среди прочих останков именно слоновьи кости, возбужденно на них реагировать и переносить с места на место, будто участвуя в замысловатом ритуале похорон.

© Huang Yong Ping

© Huang Yong Ping

В миланском исследовательском институте Tethys также считают, что на смерть могут реагировать и дельфины. Ученые не раз наблюдали у самок сильную привязанность к умершим детенышам. Последний такой случай был зафиксирован в Южно-Китайском море с самкой афалина. Подобные модели поведения в разной степени выделяются у жирафов, гусей, собак и других животных с зачатками социального поведения. Они фиксируют появления чувства утраты, определенного ощущением родовой принадлежности и групповой привязанности.

Конечно, лучшим доказательством осознанных отношений к смерти у животных был бы самый глубокий уровень ее понимания — самоубийство. Но никаких серьезных исследований или примеров суицидального поведения среди животных на сегодняшний момент нет. Выбросившиеся на берег киты сбиваются с пути. Лемминги срываются с обрыва по глупой случайности. Стерильная пчела умирает, потеряв жало — не от большой смелости, а потому что не может иначе. Собаки прыгают с моста, почуяв что-то съестное.

Восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций.

Однако существует история, которая заслуживает если не научного, то хотя бы эмоционального внимания. Ричард О’Бэрри, герой пронзительного документального фильма «Бухта», тренировал в 60-х годах прошлого века дельфинов для сериала «Флиппер». Роль улыбчивого Флиппера играли пять разных особей, но больше всего работала самка по кличке Кэтти. Интенсивный график съемок и существование в неволе все хуже и хуже сказывались на состоянии умелой актрисы, пока наконец она не впала в депрессию. Подавленное состояние прогрессировало и привело к тому, что Кэтти свела счеты с жизнью прямо на руках О’Бэрри. Смерть наступила от асфиксии. Она попросту перестала дышать. Для того чтобы полностью прочувствовать историю Кэтти, следует понимать, что дельфины дышат сознательно, а каждый новый вздох для них — это осмысленный акт.

Есть ли у трагедии, кардинально изменивший жизнь О’Бэрри, какой-либо значимый научный фундамент, покажут лишь будущие исследования. Но всего вышеперечисленного о взаимодействиях животных со смертью уже хватит для того, чтобы засвидетельствовать — восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций. Антропоцентризм в данном случае оказывается еще обманчивее антропоморфизма, а на вопрос, переживают ли животные смерть, находится свой короткий ответ: некоторые — да, и это надо учитывать.