Почему грехов 7?

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение.

Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей, и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.

Почему, когда вопросы касаются веры, каждый стремится обязательно высказать свое мнение? Почему в этих вопросах люди вдруг становятся специалистами? Почему они уверены, что все здесь понимают, все знают? Потому что каждый считает, что он верует в той самой степени, в которой необходимо. На самом деле это совершенно не так, и это очень легко проверить. В Евангелии сказано: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «Перейди отсюда туда», и она перейдет». Если этого не наблюдается, значит, нет веры даже с горчичное зерно. Так как человек ослеплен, то он считает, что верует достаточно, а на самом деле он не может совершить даже такой пустяк, как сдвинуть гору, которую и без веры сдвинуть можно. И из-за маловерия происходят все наши беды.

Маловерие апостола Петра Маловерие апостола Петра

Когда Господь шел по водам, Петр, который никого на свете не любил так, как Христа, захотел прийти к Нему и сказал: «Повели мне, и я пойду к Тебе». Господь говорит: «Иди». И Петр также пошел по водам, но на секунду испугался, усомнился и стал тонуть и воскликнул: «Господи, спаси меня, я погибаю!» Сначала он собрал всю свою веру, и на сколько ее хватило, на столько он и прошел, а потом, когда «запас» иссяк, стал тонуть.

Вот так же и мы. Кто из нас не знает, что Бог есть? Все знают. Кто не знает, что Бог слышит наши молитвы? Все знают. Бог Всеведущ, и, где бы мы ни были, Он слышит все слова, которые мы произносим. Мы знаем, что Господь благ. Даже в сегодняшнем Евангелии есть подтверждение этому, и вся наша жизнь показывает, как Он к нам милостив. Господь Иисус Христос говорит, что, если наше дитя просит хлеба, неужели мы дадим ему камень, или, если просит рыбу, дадим ему змею. Кто из нас может так поступить? Никто. А ведь мы люди злые. Неужели это может совершить Господь, Который благ?

Тем не менее, мы все время ропщем, все время стонем, все время то с одним не согласны, то с другим. Господь нам говорит, что путь в Царствие Небесное лежит через многие страдания, а мы не верим. Нам всем хочется быть здоровыми, счастливыми, мы все хотим на земле хорошо устроиться. Господь говорит, что только тот, кто пойдет за Ним и возьмет свой крест, достигнет Царствия Небесного, а нам это опять не подходит, мы снова настаиваем на своем, хотя считаем себя верующими. Чисто теоретически мы знаем, что в Евангелии содержится истина, однако вся наша жизнь идет против нее. И часто нет у нас страха Божия, потому что мы забываем, что Господь всегда рядом, всегда на нас смотрит. Поэтому мы так легко грешим, легко осуждаем, легко человеку можем пожелать зла, легко им пренебречь, оскорбить его, обидеть.

Теоретически нам известно, что есть вездесущий Бог, но наше сердце далеко отстоит от Него, мы Его не чувствуем, нам кажется, что Бог где-то там, в бесконечном космосе, и Он нас не видит и не знает. Поэтому мы грешим, поэтому не соглашаемся с Его заповедями, претендуем на свободу других, хотим переделать все по-своему, хотим всю жизнь изменить и сделать ее такой, как мы считаем нужным. Но это совершенно неправильно, мы никак не можем в такой степени управлять своей жизнью. Мы можем только смиряться перед тем, что Господь нам дает, и радоваться тому благу и тем наказаниям, которые Он посылает, потому что через это Он нас учит Царствию Небесному.

Но мы Ему не верим – мы не верим, что нельзя грубить, и поэтому грубим; не верим, что нельзя раздражаться, и раздражаемся; мы не верим, что нельзя завидовать, и часто кладем глаз на чужое и завидуем благополучию других людей. А некоторые дерзают завидовать и духовным дарованиям от Бога – это вообще грех страшный, потому что каждый от Бога получает то, что он может понести.

Неверие – это удел не только людей, которые отрицают Бога; оно глубоко проникает и в нашу жизнь. Поэтому мы часто пребываем в унынии, в панике, не знаем, что нам делать; нас душат слезы, но это не слезы покаяния, они не очищают нас от греха – это слезы отчаяния, потому что мы забываем, что Господь все видит; мы злимся, ропщем, негодуем.

Притча о горчичном зерне Притча о горчичном зерне

Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что Бог каждому человеку желает спастись и о каждом заботится. Нам кажется, что никакого Бога нет, что от нас, от каких-то наших усилий что-то зависит, – и начинаем убеждать, рассказывать, объяснять, а делаем только хуже, потому что привлечь к Царствию Небесному можно лишь Духом Святым, а у нас Его нет. Поэтому мы только раздражаем людей, цепляемся к ним, надоедаем, мучаем, под благим предлогом превращаем их жизнь в ад.

Мы нарушаем драгоценный дар, который дан человеку, – дар свободы. Своими претензиями, тем, что хотим всех переделать по своему образу и подобию, а не по образу Божию, мы претендуем на свободу других и стараемся всех заставить мыслить так, как мыслим сами, а это невозможно. Человеку можно открыть истину, если он о ней спрашивает, если он хочет ее узнать, мы же постоянно навязываем. В этом акте нет никакого смирения, а раз нет смирения, значит, нет благодати Святого Духа. А без благодати Святого Духа результата не будет никакого, вернее, будет, но противоположный.

И вот так во всем. А причина – в неверии Богу, неверии в Бога, в Его благой Промысл, в то, что Бог есть любовь, что Он хочет всех спасти. Потому что, если бы мы верили Ему, мы бы так не поступали, мы бы только просили. Почему человек идет к какой-то бабке, к знахарке? Потому что он не верит ни в Бога, ни в Церковь, не верит в силу благодатную. Сначала он обойдет всех чародеев, колдунов, экстрасенсов, а если ничего не помогло, ну тогда уж обращается к Богу: авось поможет. И самое удивительное, что ведь помогает.

Если бы какой-то человек все время нами пренебрегал, а потом у нас стал что-то просить, мы бы сказали: знаешь, так не годится, ты так ко мне препогано относился всю жизнь, а теперь приходишь у меня просить? Но Господь милостивый, Господь кроткий, Господь смиренный. Поэтому, по каким бы путям-дорогам человек ни ходил, какие бы безобразия он ни делал, но если он обращается к Богу от сердца, на последний, как говорится, худой конец – Господь и тут помогает, потому что Он только и ждет нашей молитвы.

Протоиерей Димитрий Смирнов Протоиерей Димитрий Смирнов

Господь сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам», а мы не верим. Мы не верим ни в свою молитву, ни в то, что Бог нас слышит, – не верим ничему. Вот поэтому у нас все и пусто, поэтому наша молитва как бы и не исполняется, она не может не только гору сдвинуть, а не может вообще ничего управить.

Если бы мы действительно верили в Бога, тогда любого человека смогли бы на истинный путь направить. А направить на истинный путь возможно именно молитвой, потому что она оказывает человеку любовь. Молитва перед Богом – тайна, и в ней нет никакого насилия, есть только просьба: Господи, управь, помоги, исцели, спаси.

Если бы мы так действовали, то достигли бы большего успеха. А мы все надеемся на разговоры, на то, что как-то сами управимся, что-то такое сохраним на какой-то черный день. Кто ждет черного дня, у того он обязательно настанет. Без Бога все равно ничего не достигнешь, поэтому Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и остальное все приложится вам». Но мы и этому не верим. Наша жизнь не устремлена в Царствие Божие, она больше направлена на людей, на человеческие отношения, на то, как бы здесь все наладить. Мы хотим удовлетворить собственную гордость, собственное тщеславие, собственное честолюбие. Если бы мы стремились к Царствию Небесному, то радовались бы, когда нас притесняют, когда нас обижают, потому что это способствует нашему вхождению в Царствие Небесное. Мы бы радовались болезни, а мы ропщем и ужасаемся. Мы боимся смерти, все стараемся продлить свое существование, но опять не ради Господа, не ради покаяния, а по своему маловерию, из страха.

Грех маловерия в нас проник очень глубоко, и с ним надо очень сильно бороться. Есть такое выражение – «подвиг веры», потому что только вера может подвигнуть человека на что-то настоящее. И если каждый раз, когда в нашей жизни складывается такая ситуация, что мы можем поступить по-божески и можем поступить по-человечески, – если каждый раз мы будем мужественно поступать по своей вере, то вера наша будет расти, она будет укрепляться.

Анна, Германия

Примечания редактора: Вы все еще боритесь с грехом? Вы разочарованы и обескуражены, потому что находитесь в цикле, где чередуются грех и покаяние? Я надеюсь, что чтение этой статьи поможет вам.

Рыдания из-за грехов Свет появился, когда Господь услышал мои молитвы Жить во свете, следуя истине

Рыдания из-за грехов

В 2001 я последовала примеру моей матери и начала верить в Бога, вскоре после этого я начала свое служение. Я заметила, что моим братьям и сестрам удавалось любить друг друга, они казались семьей, что однозначно сблизило меня с ними. Мне нравилось посещать собрания и петь гимны, прославляя Господа с моими братьями и сестрами, и в глубине души я действительно воспринимала церковь как мою собственную семью. После этого я поступила в теологический институт и начала изучать Библию.

Постепенно я обнаружила много незаконного в церкви. Многие братья и сестры жили во грехе и не следовали учению Бога. Директор Воскресной школы со своей женой часто действовали в своих личных интересах. Когда гуманитарные организации передавали помощь, они сразу же выбирали лучшее для себя, и даже пастор принимал в этом участие, а бедным семьям из церкви редко что-то доставалось. Лидеры малых групп были также гордыми и высокомерными. Они часто превозносили себя в присутствии других, тем самым унижая других. Члены церкви служили Господу ради своего собственного статуса и интересов, они часто осуждали другие церкви, унижая людей. В то время как их слова и действия в церкви казались набожными, в жизни они вели себя высокомерно, были хитрыми и эгоистичными, как будто были совершенно разными людьми. Я была такой же. В церкви я вела себя очень хорошо, и даже если кто-то просил меня сделать что-то, что мне не нравилось, я делала все, что было в моих силах, чтобы преодолеть свой дискомфорт и не выражать свое недовольство. Но дома я была деспотичной, самоуверенной, и иногда даже кричала на свою маму. Затем я вышла замуж, и если мой муж и дети не выполняли то, о чем я их просила, я часто теряла самообладание. Я часто вспоминала о том, как в воскресной школе я учила детей следовать учениям Господа, быть любящими и терпимыми по отношению к другим, но я не могла сама действовать таким образом в своей личной жизни, позже я поняла, что живу в грехе. Я часто молилась, прося Господа о прощении, но ничего не изменилось. Я чувствовала печаль и растерянность, но сам апостол Павел сказал, «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:1-2). Мы верим в Господа Иисуса Христа, и Господь прощает нас за наши грехи. Грех больше не осуждается, но означает ли это, что мы больше не грешим? Почему же тогда я продолжаю жить в грехе? Почему я не могу исполнять то, чему учит Господь? Когда я наконец-то смогу перестать грешить?

Я спрашивала проповедников о моем замешательстве, но у них не было ответов. Они просто сказали мне продолжать верить в Господа. Их ответы не смогли сориентировать меня. Собрания в церкви также больше не помогали, поэтому я перестала их посещать. Тем не менее, я часто смотрела христианские фильмы на ютубе, в поисках духовной поддержки. Я смотрела много проповедей и лекций многих пасторов и старейшин, но ни одна из них не только не помогла мне измениться, но также не смогла обеспечить духовный рост. Я все еще продолжала жить в состоянии греха днем, и в состоянии раскаяния ночью. Я не знала, когда смогу перестать грешить, и поэтому я часто молилась, плакала и молила Господа о помощи.

Свет появился, когда Господь услышал мои молитвы

Однажды, в 2018, когда я искала очередной христианский фильм, мое внимание привлек фильм под названием «Где же мой Дом», поэтому из любопытства я решила посмотреть его. В фильме я увидела, что главный герой и проповедники не читали Библию, а вместо этого читали книгу «Слово является во плоти». Я никогда не видела эту книгу раньше, но слова в ней имели рациональное зерно, и она могла помочь людям справится с их жизненными сложностями. Главная героиня в фильме — Венья, пережила развод своих родителей, когда была ребенком, после чего ее мать серьезно заболела, а отец умер. Тем не менее, когда она чувствовала себя обескураженной и беспомощной, именно Бог помог ей. Слова из этой книги позволили Венья понять, что мы, являясь человеческими существами, — развращены сатаной, мы все несчастны, так как у нас нет надежды на выход из этой ситуации, и только Бог может защитить нас и позволить нам жить счастливо. Со временем, Венья удалось справиться со своими тревогами и найти свой настоящий дом. В фильме я увидела, что слова из книги «Слово является во плоти» были по-настоящему прекрасными. Они смогли наполнить меня силой. «Слово является во плоти», я подумала: «Кто может позволить нам узнать Божий замысел? Кто мог четко и ясно объяснить греховность и злость человечества? Кто мог понять причину, по которой человечество живет в муках? И кто мог разрешить эту проблему?» Я чувствовала, что эти слова очень важны, и они не могли быть высказаны кем угодно. Я очень заинтересовалась этой книгой, потому что я чувствовала, что эти слова смогут исправить мои отношения с Богом.

Итак, я продолжала смотреть фильмы, снятые Церковью Всемогущего Бога. Я посмотрела фильм «Спасение», в котором главный герой с энтузиазмом рассказывает о Боге, он оставляет все, чтобы выполнить свой долг, и, хотя КПК арестовывает и мучает его, он возобновил свои обязанности после освобождения. Он думал, что из-за своих страданий, из-за того, что он много путешествовал, уже понял истину и был тем, у кого имелись знания о Боге, и что он с легкостью сможет попасть в Царствие Божье. Но позже, он сталкивается с внезапным испытанием. Его жену задержали и пытали до смерти полицией

КПК, и когда он узнает об этом, он выступает против Бога, не понимает его помыслы и теряет веру в Него. В своих мучениях, благодаря словам Всемогущего Бога, он начинает размышлять о себе и осознает, что верит в Бога и выполняет свои обязанности, чтобы лишь получить благословения, и что, когда наступают испытания, он все еще способен неправильно понимать и обвинять Бога. После этого, читая слова Всемогущего Бога, он понимает, что он все еще может восстать против Бога и противостоять ему, и что он действительно еще не получил полного спасения. Только те, кто искренне любят и слушаются Бога, могут достичь полного спасения. По мере того, как он проходит это испытание, его ошибочные взгляды и ошибочные представления о вере в Бога меняются, он развивает новую веру в Бога и продолжает Ему служить. Просмотр этого фильма заставил меня увидеть мою собственную любовь к Богу, и тот факт, что моей любви было недостаточно. Если бы я была на месте главного героя, я не знаю, смогла ли бы я сохранить свою веру в Бога. Этот фильм вселил в меня уверенность, что я должна усилить свою веру и продолжать следовать за Богом, и пройти подобные испытания, чтобы Бог мог очистить меня, так как только тогда у меня будет шанс войти в Царство Небесное.

Позже, когда я смотрела фильмы об арестах и пытках, которым подвергаются братья и сестры из Церкви Всемогущего Бога от рук КПК, я заметила, что, когда они подвергались преследованиям и испытаниям, слова Всемогущего Бога были основой их веры. Мне очень захотелось прочитать эти слова, потому что я чувствовала, будто эти слова были правдой, в противном случае, братьям и сестрам было бы сложно оставаться верными Богу и следовать Ему, во время преследований правительством КПК. Я глубоко восхищалась их неизменной верой и желанием служить Богу, и я чувствовала, что это был результат, достигнутый работой Святого Духа, потому что для людей было очень сложно пройти такие испытания. После просмотра, я еще больше заинтересовалась Церковью Всемогущего Бога.

Мое сердце радуется, когда я нахожу способ избавления от греха

Наконец-то я посетила Церковь Всемогущего Бога и установила контакт с братьями и сестрами из этой церкви. Во время нашей первой встречи брат Чжен сказал мне: «В церквах происходят все больше незаконных вещей. Проповеди пасторов и старейшин — это просто клише, пресные и безжизненные, церковные собрания не обеспечивают средства к духовному существованию, а верующие почти повсеместно живут в цикле греха и раскаяния. Причина в том, что Святой Дух покинул нас. Ныне Бог снова воплотился, чтобы завершить Период Благодати, начать Период Царства, чтоб судить и очищать человека. Святой Дух уже покинул церкви периода Благодати и перешел в церкви Периода Царства, и теперь Он действует на всех тех, кто принимает Божью работу последних дней. Таким образом, поскольку церкви Периода Благодати в настоящее время испытывают недостаток Святого Духа, они не могут обеспечить других источником живой воды, люди находятся словно во мраке, и тем самым становятся еще более развращенными. Это служит подтверждением пророчества Бога Иеговы: «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал» (Ам. 4:7). Только идя по следам Бога, мы можем получить направление и руководство Святого Духа, и только благодаря обеспечению и поливу Божьих слов наш жаждущий дух можно окончательно утолить».

Только в тот момент я осознала, что нашей церкви не достает Святого Духа, потому что Богу пришлось прибегнуть к другим способам достучаться до нас. Я почувствовала, что общение с братом Чженом было словно просветлением, его вел сам Бог, но, в тоже время, я была несколько озадачена: «Я верю, что Господь Иисус возможно вернулся, но ведь Он же нас уже спас. Когда Господь Иисус вернется, Он возьмет нас с Собой прямо в Царствие Божье. Зачем Ему еще судить и очищать людей?» Я не понимала, что происходит, поэтому я пояснила свое непонимание.

Послушав меня, брат Чжен продолжил: «Многие братья и сестры придерживаются своей точки зрения. Они верят, что пока мы считаем Господа Иисуса нашим спасителем, наши грехи отпущены, мы искуплены, и как только Господь вернется, мы попадем прямо в Царство. Но допускаем ли мы, что наша точка зрения может быть ошибочной? Неужели Иисус говорит нам, что как только прощены наши грехи, мы точно сможем попасть в Царствие Божье? Неужели Святой Дух когда-либо говорил об этом? Бог Иегова сказал: «Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45). Господь Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: ‘Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Бог праведен и свят, поэтому только те, кто очищен, и кто может исполнять волю Бога, могут войти в Царство Небесное. Но мы сейчас все полны скверны, мы все еще противостоим Богу. Если бы Он сразу забирал таких людей в Царствие Небесное, каким бы образом Он выражал свою святость и праведность? Поэтому, наше представление о том, что «мы можем войти в Царство Небесное, если наши грехи уже прощены», не согласуется ни со словами Господа, ни с Его волей. Только те, кто избавляется от своей склонности к порочности и становится человеком, способный исполнять волю Бога, могут войти в Царство Небесное. Давайте прочитаем несколько отрывков из слова Всемогущего Бога, и вам станет ясней. Всемогущий Бог говорит: «В то время работа Иисуса заключалась в искуплении всего человечества. Грехи всех, кто верил в Него, были прощены; доколе ты веришь в Него, Он искупит тебя. Если ты уверовал в Него, то ты уже больше не грешник — ты освобождался от своих грехов. Именно это подразумевается под спасением и оправданием по вере. Тем не менее в верующих оставалось то, что бунтовало и противилось Богу и то, что следовало постепенно удалить. Спасение означало не полное обретение человека Иисусом, но то, что человек более не принадлежал греху, что ему прощены грехи: если ты уверовал, ты больше не принадлежал греху» («Видение работы Божьей (2)» в книге «Слово является во плоти»). «Через жертву за грех человек смог обрести прощение грехов, но он был бессилен разрешить проблему того, как можно больше не грешить и как его греховную природу можно полностью искоренить и преобразовать. Благодаря распятию Бога на кресте человеку были прощены грехи, но он продолжал жить прежним развращенным сатанинским характером. Поэтому человека необходимо полностью избавить от его развращенного сатанинского характера, чтобы греховная природа человека была полностью искоренена и никогда больше не развивалась вновь, таким образом позволив характеру человека преобразоваться. Это требует от человека понимания пути жизненного роста, пути жизни и пути перемены его характера. Это также требует от человека действий в соответствии с этим путем, чтобы характер человека можно было постепенно изменить, и чтобы он мог жить в сиянии света, и чтобы он мог во всех случаях поступать в соответствии с Божьей волей, отбросить развращенный сатанинский характер и освободиться от сатанинского влияния и тьмы, всецело таким образом отринув грех. Только тогда человек получит полное спасение» («Тайна воплощения (4)» в книге «Слово является во плоти»).

«Насколько нам известно, люди, жившие в Период Закона, были ведомы сатаной. Никто не мог соблюдать Закон или заповеди, и никакое приношение не могло искупить их грехи. Все они столкнулись с риском быть осужденным и преданным смерти по Закону. Чтобы спасти тех, кто жил по Закону от угрозы смерти, Бог лично явился и воплотился как Господь Иисус, который искупил грехи. Он выполнил свой долг на земле, и после Его распяли на кресте, Он принес себя в жертву за все грехи человечества, таким образом освободив все человечество. Любой, кто принимает работу Господа Иисуса, осознавая свои грехи и каясь перед Господом, получит прощение своих грехов и больше не будет осужден и предан смерти по Закону, но сможет наслаждаться бесконечной милостью Господа и Его благословением. Для тех, кто жил согласно Закону, это было спасением. Итак, когда мы говорим, что мы спасены, потому что мы верим в Господа Иисуса, мы имеем в виду, прежде всего, тот факт, что мы избежали осуждения и наказания по Закону. Но значит ли наша вера и спасение, что мы уже очищены и больше не грешим? Даже несмотря на то, что после того, как мы уверовали в Господа, хоть мы внешне совершаем добрые дела, мы можем страдать и проходить испытания, приносить жертвы и служить, выполнять работу Господа и т. д., но наша порочная наклонность глубоко укоренена в нас. Сатанинские черты, такие как надменность, эгоистичность, хитрость, жадность и злость стали неотъемлемой частью нашей жизни. Эти порочные качества контролируют нас, мы все еще способны невольно грешить и противостоять Богу, и нам сложно жить согласно Божьему учению. В повседневной жизни, например, когда слова других людей ранят нашу гордость, хотя мы можем и умолчать об этом, в нашем сердце рождается предубеждение и мы начинаем осуждать других людей. Мы перестаем быть терпеливыми и снисходительными, еще меньше мы любим наших врагов. Мы также часто врем и предаем, тем самым перестаем быть честными; все это ради того, чтобы защитить наши репутацию, статус и интересы. Кроме того, когда Бог благословляет нас, мы благодарим и хвалим Бога, у нас появляется мотивация рассказывать о Боге, но когда нас настигает бедствие, мы жалуемся и неправильно понимаем Бога, не желаем говорить о Боге, а в серьезных случаях предаем Его. Список можно продолжить. Мы все еще полны скверны, так каким же образом Бог может вознести нас в свое Царствие? Совершенно ясно, что наши грехи прощены, потому что мы верим, но это не означает, что мы были очищены, потому что Господь Иисус искупил только наши грехи, а не наши сатанинские натуры. Если мы не решим разобраться с нашей сатанинской природой, даже если наши грехи прощены тысячу или десять тысяч раз, мы все равно не сможем войти в Царство Небесное. Итак, исходя из наших потребностей, в последние дни Бог снова пришел, чтобы судить и очищать нас, Он выявил факт нашего морального разложения, корень нашего греха и сопротивление Богу, а также Он указал нам путь избавления от скверны. Если мы примем суд и наказание в словах Бога, будем усердно читать слово Божье и неуклонно стремиться к истине, наши испорченные нравы будут постепенно очищаться и меняться, и, наконец, мы станем людьми, которые искренне подчиняются и любят Бога. Поступая таким образом, мы станем людьми, которые полностью спасены Богом, и только тогда мы сможем войти в Божье Царство».

Услышав слова Всемогущего Бога и пообщавшись с братом Чженом, я поняла, что Господь Иисус только отпустил нам наши грехи, мы спасены от законов, которые раньше приговаривали людей к смерти, но мы все еще не очищены. Я подумала о том, как мне быть, в церкви я могла быть учтивой и контролировать свои чувства, но дома я была капризной и самоуверенной. В особенности, когда в моей семье говорили или делали что-то, что мне не нравится, я теряла самообладание. Хотя я и исповедовалась, признавая свои грехи, но все равно продолжала выходить из себя и ничего не могла изменить. Наконец-то я поняла, что это из-за того, что я еще не искоренила свою греховность. В Откровении 21:27 говорится: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи…». Грешники не могут войти в Царствие Божие. Как кто-то, такой же как и я, полон порочной склонности, сможет получить Божье одобрение и отправится в Царствие Божие? Теперь я поняла необходимость возвращения Бога, чтобы судить и очищать нас. Как только я это поняла, то сразу же воодушевилась, но все еще не понимала, каким образом Бог судит и очищает людей. Я объяснила свое замешательство брату Чжену и попросила о помощи.

Когда он послушать меня, он улыбнулся и сказал: «Причина, по которой у нас возникают такие мысли объясняется нашим незнанием о том, как Бог судит людей! В наши последние дни Бог выполняет Свою работу не потому, что Он осуждает наши грехи, но для того, чтобы очистить, спасти нас, позволить нам увидеть истину и тот факт, что мы еще подвластны сатане. Бог делает это через откровения в Своих словах, Он позволяет нам распознать наше естество, наше сопротивление и предательство Бога, и в то же время, позволить нам понять, что Бог хочет, чтобы мы открыли наши сердца, чтобы мы ненавидели и проклинали нашу сатанинскую натуру, чтобы мы желали избавиться от нее, чтобы мы стали гуманными и достигли настоящего Божьего спасения. Правда заключается в том, что судная работа Бога — это выражение Его самой большой любви и спасения человечества! Каким же образом Бог судит и очищает людей? Давайте прочитаем Его слова, чтобы больше узнать об этом аспекте истины.

Он открыл книгу «Слово является во плоти» и прочитал: «В последние дни Христос различными истинами наставляет человека, изобличает его сущность и вскрывает его слова и поступки. Эти слова включают в себя различные истины, такие как долг человека, как человеку слушаться Бога, как человеку быть преданным Богу, как человеку следует жить нормальной человечностью, а также мудрость и характер Божьи, и так далее. Все эти слова направлены на сущность человека и его развращённый характер. Особенно, те слова, которые изобличают, как человек надменно отвергает Бога — в них говорится о том, как человек является воплощением сатаны и вражеской силы, выступающей против Бога. Совершая работу суда, Бог не просто проясняет человеку его природу в нескольких словах; Он изобличает, исправляет и обтесывает её на протяжении длительного периода времени. Данные методы изобличения, исправления и обтёски не заменить обычными словами, а только истиной, которой человек вовсе не обладает. Лишь подобные методы воспринимаются как суд, только с помощью подобного суда человека можно покорить и полностью убедить подчиниться Богу, и, более того — обрести истинное знание Бога. К чему приводит труд суда, так это к пониманию человеком истинного лица Бога, к осознанию им истины о своей собственной непокорности. Труд суда даёт человеку возможность обрести значительное понимание Божьей воли, цели Божьей работы и тех тайн, которые для него непостижимы. Он также даёт человеку возможность осознать и познать его развращённую сущность и причины его развращения, а также открыть для себя безобразие человека. Всё это плоды работы суда, ибо суть данной работы фактически заключается в раскрытии истины, пути и жизни Бога всем тем, кто верит в Него. Эта работа и есть труд суда, совершаемый Богом» («Христос совершает труд суда с помощью истины» в книге «Слово является во плоти»).

Улыбаясь, брат продолжил: «Слова Божьи очень четко утверждают, что в последние дни Он выражает много аспектов истины, чтобы судить и очищать людей. Бог обнажает все естество нашей порочной натуры, наши многочисленные представления о Боге и заблуждения, которые погребены глубоко в нашем сердце, относительно веры в Бога, а также всевозможные наши сатанинские склонности и многое другое. Согласно словам Божьим, мы видим, что слишком сильно поддались влиянию сатаны, его философии и логике, которые проникли в нашу жизнь. Мы часто говорим: «Каждый сам по себе», «Я сам себе Бог на земле и на небе», «Те, кто работают своим умом, управляют другими, а те, кто работают руками, теми управляет кто-то еще», «Человек сделает все, что возможно, чтобы разбогатеть», «Люди всегда должны стремиться к соперничеству» и т. д.

Мы ставим наши интересы, богатство, репутацию и статус превыше всего, и, взаимодействуя с другими мы всегда хотим, чтобы они подчинялись нам. Неважно, чем мы занимаемся, мы всегда действуем, исходя из своих интересов. Там, где есть что-то, что можно получить, мы стремимся быть первыми, мы откладываем или вовсе отказываемся от чего-то, если знаем, что ничего не получим в результате. Даже когда мы верим в Бога, мы распространяем знание о Нем, чтобы все равно получить в итоге какую-то выгоду для себя. Существует много таких примеров. Все наши слова и действия подтверждают наши порочные качества, такие как надменность, чувство собственной важности, эгоистичность, подлость, злость, жадность, извращенность, нам недостает человечности. В то же время, когда мы испытываем осуждение и наказание в словах Бога, Бог также создает различные условия, чтобы изменить нас и дисциплинировать. Временами мы живем согласно сатанинским философиям, мы впадаем во тьму, потеряв истину, мы не чувствуем присутствие Бога, что заставляет нас чувствовать агонию и муку. Когда мы предстаем перед Богом, обращаемся и молимся, Бог использует Свои слова, чтобы обвинить нас, заставить нас познать себя и истину. Иногда Бог подталкивает людей к действиям, создает события, чтобы напомнить нам о том, что Божий праведный нрав не терпит обид, чтобы заставить нас размышлять о нашем поведении, чтобы мы осознали наше сопротивление и непокорность.

Иногда Слово Божье утешает и ободряет нас, позволяя нам понять Его благие намерения в спасении человечества и позволяя нам не быть недоброжелательными и слабыми, обладая решимостью, стремясь к истине и добиваясь перемен. Когда мы переживаем Божий суд и наказание, мы начинаем понимать различение положительного и отрицательного, и мы также знаем, каких людей Бог любит и не любит, и каких людей Он спасает и очищает. В нас формируется некое послушание, мы начинаем ненавидеть нашу сатанинскую натуру и готовые действовать в соответствии с Божественным предписанием.

Наши взгляды, как и наша жизнь, начинают меняться, мы становимся гуманными. Мы начинаем понимать, что Бог нас очищает и меняет нашу порочную сущность, и только приняв Божественный суд, мы сможем освободиться от греха, достичь полного спасения, чтоб попасть в Царствие Божие.

Услышав слова Всемогущего Бога, я узнала, что мое понимание Божественного суда было неверным. Оно основывалось на моих собственных понятиях и представлениях.

В Библии написано: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Иегова. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). Бог — Господь творения, Его дела чудесны, непостижимы и полны Его мудрости, и мы не в состоянии постичь это своим разумом. В конце концов я поняла, что цель Божественного суда состоит не в том, чтобы осуждать или наказывать, но в том, чтобы очистить и изменить наши испорченные нравы и позволить нам быть полностью спасенными Богом. Как только я поняла это, я больше не боялась. Вместо этого я хотела больше следовать за Богом и радовалась тому, что смогла услышать голос Бога и найти способ избавления от греха. Я с радостью приняла Божью работу последних дней.

Жить во свете, следуя истине

После того, как я приняла новую работу Бога, я часто слушала гимны, которые восхваляли Бога, смотрела фильмы, слушала передачи на сайте Церкви Всемогущего Бога, а также принимала активное участие в церковной жизни вместе с другими братьями и сестрами. Мне нравилось, как Бог Своими новыми словами «поил» и вел меня вперед, я жадно пила воду с источника жизни, который лился с Его престола, я смогла утолить свою жажду. Тем не менее, продолжая читать Слово Бога, я пришла к пониманию некоторых аспектов истины, таких как цель и значение трех этапов работы Бога, тайна Божьего воплощения, и как достичь полного спасения и быть полностью очищенным.

Я также больше узнала о Божественном промысле, я увидела, что Он не только милосердный и любящий, но также справедлив и величественен, я поняла, что этот праведный Божий промысел проявляется в последние дни нашей жизни, чтобы изменить и очистить наши порочные натуры и позволить нам полностью спастись. Теперь в своей собственной жизни я также начала концентрироваться на своей порочности, становясь честной, более учтивой и терпеливой со своей семьей. Я смогла многое понять именно благодаря просветлению и руководству Бога. Благодарение Богу!

Рекомендовано:

К типичному любовному роману отношение имеет весьма посредственное. Это не вульгарное чтиво о том, как женщина несчастна в браке и от того прыгает в постель к любовнику. Роман гораздо глубже и сильнее. События происходят на фоне приближающейся, а потом уже разразившейся Второй Мировой войны в Гонконге. Это роман, в сущности, не о чем-то конкретно историческом, а просто о судьбах людей. Война – это боль, страдание и ужас. Это щемящее ощущение хрупкости человеческой жизни. Как неожиданно проявляют себя люди, столкнувшись с бедой. Для кого-то честь и долг становятся главным, для кого-то наоборот, границы человеческого становятся размытыми. В этой книге есть всякая любовь: эгоистичная, жертвенная, яростная и прощающая. Она разная, как и сами герои. Отношения Рори с женой заставляют задуматься над тем, какой странной она может быть. Обязательно ли физическая верность является синонимом уважения и любви. Как, порой, мы видим лишь то, что сами хотим видеть.
Конец может показаться трагичным, но, на мой взгляд, – это гимн вере и надежде. Когда впереди новый день — всегда есть надежда на счастье и новую любовь. Нужно просто жить. Если ради тебя умирали — ты просто обязан жить.

«Червь в сердце»

Печаль имеет много названий: огорчение, тоска, горе, скорбь, хандра, меланхолия, отчаяние. Иногда печаль называют унынием, хотя большинство святых отцов разделяют эти две страсти. Почему – об этом речь чуть ниже. Сейчас чаще всего называют печаль депрессией. Депрессию, тревожность (а это тоже проявление депрессии) психиатры и психотерапевты называют раком XXI века, чумой нашего времени. И хотя в современном мире некоторые страсти достигли невиданных пределов, печаль, отчаяние, потеря смысла жизни приобрели характер настоящей эпидемии. Печаль преподобный Нил Синайский называет «червем в сердце». Эта страсть, как рак, разъедает человека изнутри, может довести его до полного изнеможения (а иногда до смерти), если не начать бороться с ней.

Как и всякая страсть, печаль имеет вполне естественное происхождение. Горе, страдания, скорбь, плачь – обычная эмоциональная реакция человека на некоторые тяжелые обстоятельства жизни. Например, когда умирает близкий человек, редко кто останется безучастным, равнодушным к этому. Сам Господь наш Иисус Христос заплакал, когда пришел ко гробу Своего друга Лазаря. Он «Сам восскорбел духом, возмутился и сказал: Где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: Смотри, как Он любил его» (Ин. 11: 33–36).

Мы не можем оставаться равнодушными к тяжелым потрясениям. Наши эмоции помогают нам, во-первых, пережить стресс, во-вторых, мобилизовать силы для борьбы с трудностями, подвигнуть нас к каким-то действиям. Но плохо, когда эмоции берут над нами верх. Когда мы входим в затяжное состояние печали, тут уже недалеко до депрессии. Что такое страсть печали, депрессия? Это затянувшееся, болезненное состояние души. Печаль становится зависимостью, мы начинаем служить ей, и она, как и всякий идол, требует жертв. Человек, находившийся в состоянии депрессии и сумевший с помощью Божией преодолеть ее, с ужасом вспоминает о своем прошлом как о кошмарном сне. Все, что беспокоило его тогда, представлялось чудовищной проблемой, кажется потом смешным и нелепым. И вообще говоря, печаль – это легкое помешательство; в депрессии человек не способен адекватно оценивать обстоятельства жизни, людей и себя самого. Какие мысли обычно вертятся в голове у страдающего печалью? «Все плохо, в моей жизни нет ничего хорошего; меня никто не любит, не понимает; в моей жизни нет никакого смысла». И, конечно, не обходится без самобичевания: «Я самый несчастный, я неудачник, я глупый никчемный человек, приношу людям одни страдания». При всех этих настроениях самое тревожное и абсурдное – категоричность суждений: все, ничего, никто, самый и проч. Любому здоровому, вменяемому человеку, не находящемуся в состоянии затяжной депрессии, понятно, что не может быть все плохо. Это абсурд, бред. У каждого человека есть возможности для жизни и счастья. Просто депрессивный человек этого упорно не хочет замечать. Наверняка, у него есть здоровье (в той или иной степени), руки, ноги, голова, органы чувств, есть какое-то дело, работа, есть умения, навыки, есть близкие люди, родственники и друзья, а значит, есть возможность любить и быть любимым. И любой это понимает. И ясно как дважды два: в человеке, страдающем печалью, говорит не его разум, а кто-то другой. Кто? Его страсть, она завладела его душой и сознанием. Но, как мы помним, страсти не есть принадлежность, собственность нашей души, они приходят извне, мы их только впускаем в душу. Теперь ясно, кто нашептывает нам мысли о бессмысленности жизни и нашей полной несостоятельности? Бес печали. И мы покорно слушаем его, принимая его «послания» за свои собственные мысли. Здесь следует вспомнить, как бороться с дурными мыслями, – об этом уже шла речь в статье «Борьба с помыслами». Принцип тот же: не считать их своими и не допускать в дом нашей души. А если они уже здесь, гнать их метлой и поскорее селить на их место других квартирантов, то есть светлые, добрые мысли.

Опасность печали, депрессии в том, что она является страстью, а значит, действует как любая из восьми страстей. С одной стороны, мучает человека (помните, страсть – значит страдание), а с другой стороны, доставляет массу приятных ощущений, иначе никто не попался бы на крючок диавола. И страдающему печалью тоже, как ни странно, чем-то нравится сладостный плен страсти. «Ничто так не пьянит, как вино страдания!» – писал Бальзак.

И поэтому очень непросто бывает выйти из этого состояния, поэтому так плохо действуют утешения близких: человек ждет не исцеления, а приятных ощущений от утешений и саможаления, при этом вовсе не желая утешаться. Печаль действительно может пьянить, как вино, как наркотик, и находиться в этом теплом, удобном болоте для депрессивного приятно, хотя, конечно, такое состояние приносит страдания и ведет человека к саморазрушению. К тому же, повторяю, выйти из печали непросто; это труд, и для иных легче плыть по воле волн. Вот почему очень часто депрессией, меланхолией страдают люди ленивые, не приученные к труду.

Виды печали

Печаль рождается, конечно, не на пустом месте. Рассмотрим основные причины возникновения этой страсти. Уже не раз было сказано, что в основе страсти может лежать ей предшествующая. Перед печалью стоит гнев, а значит, он может служить причиной депрессии. Почему? Вспомним, какие чувства мы испытываем после ссоры, раздраженного выяснения отношений. Нас посещает чувство стыда, опустошенности, часто уныния, нам стыдно за нашу резкость, невыдержанность. Бывает, что гнев порождает обиду, раздражает самолюбие, мы долго не можем простить, и это чувство раздражения, обиды, злопамятства приводит к печали, мрачному настроению. Очень часто можно встретить людей, которые считают, что все вокруг им что-то должны и все кругом виноваты. А у православного человека должно быть все наоборот: не мне должны, а я всем должен; не все виноваты в моих бедах, а я сам виноват в своих проблемах. Когда человек будет жить по такому принципу, ему легко будет справиться и с унынием, он будет видеть, как жизнь и его взаимоотношения с ближними налаживаются. А думать, что все мне должны и все виноваты, – типичная психология неудачника.

Печаль, депрессия – болезнь неврастеничных людей, то есть неуравновешенных, не владеющих собой. У таких людей период возбуждения, подъема, всплеск эмоций, иногда и гневных, раздраженных, сменяется тоской, апатией, унынием.

Но гнев, неуравновешенность, неврастения – это только одна из причин депрессии. Затяжная печаль может быть вызвана тяжелыми обстоятельствами жизни, часто смертью близких или болезнью, другими потрясениями. Депрессия может иметь и наследственный характер, если родители депрессивного человека страдали неврастенией или меланхолией. Но надо сказать, что наследственность не является в данном случае каким-то непреодолимым фактором, просто нужно знать это, а «кто предупрежден, тот вооружен». Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только спровоцировали ее. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя. Об этом свидетельствуют данные статистики. Самый высокий процент депрессий и самоубийств не в бедных странах третьего мира, а в наиболее развитых и богатых, где очень высокий уровень жизни и людям уже нечего больше желать. Каждый пятый из числа самых богатых людей планеты страдает депрессией. И вот что самое удивительное: среди нищих, бомжей почти нет самоубийц, хотя, казалось бы, жизнь у них такая, что, как говорят, «хоть в петлю лезь»!

Возложи надежду на Бога

Почему страсть печали, тревоги, беспокойства так распространена в современном мире? Из-за упадка веры. Запад стремительно теряет веру, Европа уже объявила себя постхристианской. В нашей стране тоже, к сожалению, наблюдается спад интереса к Церкви. Того подъема, притока людей в храмы, что был в 1990-е годы, уже нет, начался период охлаждения. Конечно, большинство людей называют себя верующими, но во что они верят? В год козы, петуха, свиньи, астрологию и прочий оккультизм. Даже к храму, к Православию подход чисто магический: кому какую свечку поставить, какому святому помолиться, чтобы у меня все было хорошо. Когда у человека нет настоящей веры в Бога, что и «волос с головы не пропадет» без воли Божией (см.: Лк. 21: 18), то в его сердце появляется тревога, беспокойство, а это уже начало депрессии. Он начинает всего бояться и думать: «Что со мной случится завтра? А вдруг заболею? А как же жить на сегодняшнюю пенсию? Вдруг убьют? Вон какие ужасы по телевидению показывают. Вдруг потеряю работу и умру с голода, а тут еще экономический кризис?». Из-за страха, тревоги люди боятся доверять друг другу, создавать семьи, рожать детей. Например, верующий человек хорошо знает: если захотел иметь много детей, Господь их никогда голодными и раздетыми не оставит. Если помогаешь другим, сам никогда не останешься без куска хлеба, – это закон духовной жизни.

Еще одно проявление безверия – утрата смысла жизни, а ведь именно это лежит в основе депрессии. У христианина всегда есть смысл жить. Этот смысл в любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не один на один с бедой. Как поет один православный рок-музыкант, «с Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». А для маловерного современного человека и жизнь страшна, а смерть – это просто конец! Таким образом, справиться с печалью, депрессией можно только возложив надежду на Господа. Доверив Ему свои скорби и проблемы, попросив у Него помощи и поддержки. Нашу тревогу за будущее, настоящее, за детей (за них мы тоже очень тревожимся) нужно возложить на Бога: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23). И тогда станет значительно легче справиться с тревогой и печалью.

Вкус жизни

С упадком веры связана также утрата депрессивным человеком интереса к жизни. Его все перестает радовать, он ничего не ценит и мало на что обращает внимание. А ведь жизнь во всех ее проявлениях – это самый главный дар Бога человеку, и относиться так к ней – большой грех. Человек будет счастлив только тогда, когда сам этого захочет, когда начнет радоваться жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите», – говорит нам апостол Павел (1 Фес. 5: 16–18). Именно благодарите. Через благодарность к Богу мы научаемся ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится. Один священник советовал своим духовным чадам в конце каждого дня составлять список «За что мне благодарить Бога», в котором должно быть не менее 50 пунктов. Другой батюшка приехал за советом к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита. Приехал с какой-то скорбью, и вот отец Николай, выслушав его, сказал: «Радуйся!». Священник подумал, чему же тут радоваться? А отец Николай продолжил: «Радуйся, что родился; радуйся, что крестился; радуйся, что в вере православной; радуйся, что жив пока!».

Впавшим в печаль, потерявшим радость и вкус к жизни можно посоветовать внимательно подходить к каждому дню. Что бы вы ни делали, делайте со вниманием и смыслом. Во всем старайтесь видеть что-то хорошее, приятное, учитесь радоваться даже самой малой радости. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10: 31). То есть все делайте для спасения души, прославляя и благодаря Бога. Вот, например, вкушение пищи. Мы молимся перед едой о ниспослании «хлеба насущного» и едим с благодарностью Творцу, не просто запихивая в себя пищу, а вкушая с радостью, осознавая, что это дар Божий. У А.И. Солженицына есть описание того, как обедает заключенный лагеря особого назначения. С каким же вкусом и удовольствием он это делает! А ведь он ест еду, которая у нас, наверное, вызвала бы рвоту. А для заключенного и эта пища – большая радость. И вот он ест эту баланду, с удовольствием съедает свою пайку черного хлеба, не торопясь, ощущая на языке все оттенки его вкуса, а потом до блеска вычищает последним куском свою миску. И он помнит, что на вечер у него остался еще один кусок, спрятанный под матрасом. И действительно, человек бедный, лишенный многих удовольствий может получать от жизни гораздо больше радости, чем обеспеченный всеми земными благами.

Когда я учился в семинарии, а потом в академии, условия жизни семинаристов были вполне казарменные: общежитие, комнаты на двадцать с лишним человек, учеба, работа, вечерние занятия, вечерняя проверка, отбой и подъем. И так кому четыре, а кому и восемь (если еще академия) лет. Помню, постоянно хотелось две вещи: спать и есть. И ни до, ни после семинарии я никогда не получал такого удовольствия от самых простых вещей: сна, трапезы, прогулки. Помню, как готовишься ко сну, не спеша взбиваешь подушку, укутываешься одеялом и… проваливаешься до самого подъема. А быть дежурным по столовой! До сих пор вспоминаю, как однажды мы с ребятами после работы налили в большую тарелку сгущенки и ели, обмакивая в нее хлеб.

Человеку, который хочет избавиться от печали, нужно учиться видеть смысл и радость в каждом дне, часе и минуте жизни. Идем на прогулку – стараемся на все обращать внимание, делать наблюдения; общаемся с кем-то – стремимся увидеть в другом человеке что-то хорошее, чему-то научиться. Читаем книгу – не просто «глотаем страницы», а вдумываемся, делаем пометки, потом анализируем. Так наша жизнь будет приобретать осмысленность и полноту. Очень хорошо, если работа действительно по душе, приносит удовлетворение, увлекает. Но даже если пока такой нет, любое дело можно делать с радостью, если научиться видеть в нем приятные стороны. Даже такая примитивная работа, как уборка или мытье посуды, может принести удовлетворение и удовольствие, если она сделана хорошо и на совесть.

Смысл страданий

О том, что печаль может быть вызвана скорбями, трудностями, речь уже шла выше. Но одних скорби повергают в бездну уныния, а другие с честью выходят из них: страдания гнут, но не ломают их. Потому что все дело в отношении к скорбям. Вообще любую вещь делает плохой или хорошей наше собственное к ней отношение.

Хотим мы этого или не хотим, но страдания неизбежны в нашей жизни. Еще ни одного человека на земле они не миновали. Страдания, болезни, смерть вошли в мир с грехопадением Адама. Изменилась человеческая природа, изменился и весь мир. Но повторюсь, к страданиям, скорбям можно относиться по-разному. Во-первых, нужно помнить, что Бог никогда и никому не посылает креста выше сил. Он Отец наш и лучше нас знает, что могут понести Его дети, а что нет. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). Во-вторых, за периодом скорбей всегда будет утешение. Если где-то у человека отнимается, значит, в другом месте прибывает.

В нашей жизни просто так ничего не случается, каждое событие имеет значение. И бессмысленно Бог страдать не попускает. Либо мы страдаем во очищение наших грехов, чтобы не страдать в жизни вечной, либо скорби посылаются нам, чтобы оградить нас от грехопадений и других опасностей. Еще один смысл скорбей – в очистительном действии, которое они производят на нашу душу. Страдания (если мы правильно к ним относимся) делают нас лучше, чище, добрее. Заставляют по-другому взглянуть на себя, оказать помощь ближнему, начать сострадать ему. Любой священник может рассказать, сколько его прихожан пришли в Церковь через жизненные испытания, скорби: смерть родных, тяжелые болезни, потерю работы и прочее. Когда все хорошо и ладится, люди, к сожалению, в храм не спешат. Скорби, свои собственные и чужие, заставляют задуматься о самых главных вопросах: смысле жизни, спасении души, сочувствии к чужому горю. Когда-то в Англии произошла большая авария – крушение автобуса с детьми, многие погибли, многие пострадали, и вот христианского писателя К. Льюиса спросили, как Бог допустил такую ужасную трагедию? И он ответил: «Страдания – это тот резец, с помощью которого Творец, как скульптор, высекает из человека прекрасную статую». Что такое любая катастрофа? Это, кроме огромного горя, возможность проявить все свои самые лучшие человеческие качества. Проявить сострадание, оказать помощь, поддержку страждущим, утешить скорбящих, посочувствовать им, поддержать в трудную минуту и самим о многом задуматься. Для пострадавших – возможность обратиться с горячей молитвой к Богу, задуматься о том, о чем в повседневной суете, может быть, и не помышляем, о спасении души. Что для Бога важнее: тело человека, которое болеет, стареет, умирает, или его бессмертная душа? Конечно же, душа, и поэтому Он попускает нам пострадать. И по прошествии иногда многих лет мы видим, что эти испытания были посланы не случайно, они были нужны нам. Протоиерей Николай Гурьянов много лет просидел за веру православную в лагерях. И он говорил, что нисколько не жалеет о годах, проведенных в тюрьме. Очень многие люди, прошедшие через ад лагерей, тюрем, ссылок, потерявшие здоровье, не жалели об этом и вспоминали потом этот период с благодарностью Богу. А иначе и быть не может, ведь если бы они имели другой подход к жизни, они бы просто не выжили в этих страшных испытаниях.

Человек сам не знает, на что способен. Кто-то выносит нечеловеческие страдания, а кто-то из-за малых неприятностей впадает в тоску, отчаяние и готов уйти из жизни. Когда человек решается на самоубийство (если, конечно, это не вызвано психическими заболеваниями), это всегда слабость, малодушие и маловерие. Самоубийца хочет уйти от временных, земных страданий, не может терпеть их, но не знает, что ждет его там, где страсть будет мучить его вечно.

Все, что ни делает Господь, к лучшему – таков должен быть наш девиз на каждый день. Очень часто нас тревожат и беспокоят не только реальные, но и предполагаемые, гипотетические скорби и испытания. Одна знакомая мне женщина говорила: «Давайте переживать неприятности по мере их поступления». Кстати, прожила она до 103 лет. От тревоги, волнения есть очень хорошее средство – молитва. Не раз испытал его, переживая за детей. Каждый раз, когда я с волнением думал о них, находясь вдалеке от дома, я читал краткую молитву о их здравии и спасении, и волнение отступало.

Печаль, депрессия лечится благодарностью Богу, верой и доверием Ему. И вообще справиться без веры в Бога со страстью печали просто невозможно. Если человек ни во что не верит, рано или поздно тоска, печаль, отчаяние вновь вернутся к нему. Пусть даже при конце жизни. Потому что настоящей надежды у него нет.

Я служу в церкви при кладбище, и мне довольно часто приходится общаться с людьми, скорбящими о кончине родных и близких. Уход близкого человека – это действительно огромное потрясение. Очень многих оно повергает в состояние печали. Мы, люди верующие, имеем великое утешение в нашей скорби. «Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит нам Христос (Мф. 22: 32). Душа человеческая жива, она не умирает, а смерть – это не конец жизни, а переход в другое бытие. Хотя, конечно, это всегда разлука с любимыми, но разлука не вечная. То, что мы любим в человеке: его отношение к нам, мысли, чувства, характер – все это принадлежит к его бессмертной душе, а не телу, которое болеет, стареет, изменяется, а потом и умирает. Душа вообще не имеет возраста. Второе утешение, которое имеют православные христиане, это молитва за ушедшего. Наши усопшие ждут от нас только одного – наших горячих молитв за них. Сами за себя они помолиться уже не могут. Молиться, каяться в грехах, изменять свою жизнь можно только пока мы живем на земле. И молитва – это нить, связующая нас с близкими, возможность выполнить долг любви. Ведь очень часто, теряя родных, друзей, человек испытывает чувство вины. Он хочет что-то еще сделать для них, додать им свою любовь. И он имеет все возможности к этому. Нужно чаще ходить в церковь, подавать заупокойные поминовения, читать дома Псалтирь за усопших, раздавать милостыню в их память и вообще постоянно молитвенно помнить о них.

Наша скорбь, печаль, депрессия – очень большое препятствие в молитве. Человек в таком состоянии ни к чему не способен, даже есть, пить, думать для него трудно, тем более молиться. Поэтому, если мы любим наших близких, мы должны справиться со своим состоянием, хотя бы для них, ибо они очень нуждаются в нашей помощи и любви. А любовь продолжается, она не прекращается со смертью, ведь свойство любви – это вечность. «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8).

Еще один очень важный момент, который нужно помнить, когда теряешь близких. К сожалению, существуют негласные и совершенно неправильные (неправославные) ритуалы оплакивания усопших. Это и причитания, стенания у гроба, и соболезнования, в которых сквозит черная тоска, и другие действия. И многим кажется, что все это нужно делать в память об усопшем, выражая тем самым свою любовь к нему. Скажите, если бы кто-нибудь из нас умер, хотелось бы нам, чтобы наши родные, любимые люди впали в черную тоску, депрессию и, может быть, попали бы в больницу с нервным расстройством? Конечно, нет. Если мы любим их, мы желаем им добра, хотим, чтобы у них все было хорошо, чтобы они были счастливы. И нашим усопшим хочется того же. Чтобы мы жили, радовались жизни, вспоминали их молитвой и добрым словом. Христианская скорбь светла. Поминки православного человека не траур, а проводы в вечность. Мы вспоминаем добрые дела усопшего с благодарностью и, конечно же, молимся за него, желая ему Царства Небесного.

Трудотерапия

Скажу немного об одном обязательном средстве борьбы с печалью и унынием. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Скука – унынию внука (то есть внучка. – свящ. П.Г.), а лени дочь». То есть лень, праздность порождают скуку, а скука – уныние и печаль. Около праздного, ленивого все время вьются бесы печали, он легкая добыча для них. Человек целеустремленный, любящий труд очень редко тоскует. Когда борет тоска, первый симптом – ничего не хочется делать, полное расслабление. Здесь нужно шаг за шагом понуждать себя к хоть какому-нибудь делу. Тоскующий просто обязан подвигать себя на труд, хотя любое занятие в состоянии депрессии уже маленький подвиг – от слова «подвигаться, двигаться». В фильме «Тот самый Мюнхаузен» бургомистр говорит: «Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат, и не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть».

Большинство людей, которые исповедовались мне в грехе печали и уныния, не имели постоянного занятия, работы. Очень хорошо, когда печальный найдет дело, которое может увлечь его. Но даже если такого занятия нет, нужно понуждать себя совершать любой простой и незамысловатый труд. Каждый час дня, и даже минута, должны быть чем-то заполнены, чтобы не оставалось места для мрачных мыслей. Человек не может думать сразу о двух вещах, поэтому нужно заменять негатив позитивом, думать о хорошем.

У одного старца был ученик. И вот однажды старец услышал бесов, вопиявших: «Горе нам от этих монахов, и к старцу приблизиться не можем, и к его ученику тоже, потому что он разоряет и строит, и никогда не видим его праздным». Старец недоумевал: «Что же разоряет и строит его ученик?». Тогда он пошел к ученику, и тот показал ему камни, из которых он возводил стены, а потом снова разрушал их. «Поступая так, я не ощущаю уныния». Старец понял, что бесы не могут приблизиться к ученику, потому что он никогда не сидит праздным, и поощрил его к продолжению труда.

Стирка, уборка, домашние дела – это то, чем всегда можно заполнить время, даже при отсутствии постоянной работы. Говорят, «если женщина впала в тоску и хочет покончить с собой, она должна взять мыло, веревку… и отправиться стирать белье». Как бы тяжело ни было понудить себя к занятиям, делать это необходимо. Прочел как-то еще один замечательный совет: «Если вы в печали, тоске и кажется, что вас никто не любит, – окажите помощь ближнему, сделайте доброе дело, желательно тому, кому еще хуже, чем вам». Делая это дело, мы сразу «убиваем двух зайцев»: отвлекаемся от тоски и ощущаем, что нужны кому-то. А еще мы поймем, что не мы нуждаемся в жалости и помощи, а ближний.

Грехи умножают печаль

Чем еще может быть вызвана печаль, депрессия? Грузом греховной жизни, часто неисповеданными, нераскаянными грехами. Представляете, что значит ходить с таким грузом? Ведь совесть, этот глас Божий, говорит в каждом человеке. И если человек не знает, как избавиться от грехов, как каяться в них, он часто впадает в тоску. Тут, конечно, нужна подробная исповедь, желательно за всю сознательную жизнь, и плоды, достойные покаяния.

Молодая женщина обратилась к одному известному психотерапевту с жалобой на тревогу и депрессию. Молодость у этой особы прошла очень бурно: множество блудных связей, неудачный брак, потом развод. Притом воспитывалась она в традиционной патриархальной семье, где ей старались привить (правда, безуспешно) строгие моральные принципы. Для нас ситуация ясна: голос совести и стыд за греховную, беспутную жизнь обличают женщину, а так как она не знает, как ей правильно поступить, это повергает ее в печаль. Кроме печали, ее мучают страхи, ей кажется, что должно что-то случиться, она обязательно понесет какое-то наказание за грехи юности.

Но что же советует ей доктор? Он успокаивает пациентку, говорит ей, что молодость такая и должна быть – бурная и веселая, что она ни в чем и не перед кем не виновата. Он не снимает проблему, а только «замазывает», «закрашивает» ее, убаюкивая совесть своей подопечной. Ясно, что такое «лечение» даст только кратковременное успокоение. Проблема, то есть груз прошлых грехов, остается, голос совести тоже полностью заглушить нельзя. По-настоящему преодолеть депрессию, вызванную стыдом за грехи, можно только покаявшись в них, очистившись на исповеди. Исповеданный грех уже становится «яко не бывший», если человек искренне раскаивается в нем. Очень хорошо понести какую-нибудь епитимью от священника. И конечно, встать на путь исправления и борьбы с грехом, ведь грех исповедан, но его разрушительные последствия остаются.

Совесть, конечно, можно подавить; но, как родник, который закидали камнями и залили бетоном, она рано или поздно все равно пробьется наружу.

Подведем итог. Брань с печалью ведется с помощью укрепления в себе веры в Бога и надежды на Него. Нужно научиться видеть Его бесчисленные благодеяния в своей жизни и быть благодарными за них. И еще, конечно, необходима борьба с этой страстью, непрестанный труд. И труд наш личный. Потому что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Печаль, уныние – это расслабленность воли, а воспитывать ее может только сам человек. «Бог не спасает нас без нас», Он посылает нам помощь и средства, а мы должны их использовать. Кстати, на этот счет есть одна притча, тоже про утопающего. Дом одного человека залило во время наводнения. И вот вода прибывает все выше и выше. Он уже перебрался на чердак, но он верит, что Бог спасет его. Мимо плывут люди на лодке и кричат ему: «Прыгай к нам, мы спасем тебя!». Он же отвечает: «Нет, меня Бог спасет!». А вода все выше, человек уже перелез крышу. Мимо плывет какой-то плот, но и тут человек не воспользовался случаем, думая, что Господь спасет его. Несчастный уже стоит по грудь в воде и видит большую доску, проплывающую мимо, но и сейчас он не хочет схватиться за нее, думая, что Бог поможет ему чудесным образом. И вот человек погибает, душа его приходит к Богу и спрашивает: «Господи, что же Ты не выручил меня, ведь я так верил, так молился Тебе!». И Бог ответил ему: «Я три раза посылал тебе средства спасения, и ты ни разу не воспользовался ими».

Страсти печали и уныния хотя и являются близкими и родственными друг другу, все-таки не есть одно и тоже.

Вот как определяет, раскрывает грех печали святитель Игнатий (Брянчанинов): «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от подвига многотрудной христианской жизни, поползновение сойти с сего поприща. Уклонение от бремени креста – борения со страстями и грехом».

А вот что святитель пишет про уныние: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного молитвенного правила. Потеря памяти о Боге. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение плоти сном, лежанием и всякого рода негой. Искание беструдного спасения. Перехождение с места на место с целью избежать тягот и лишений. Частые прогулки и посещения друзей. Празднословие. Кощунственные высказывания. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние».

Но об унынии и борьбе с ним мы поговорим в следующей статье.

(Продолжение следует.)