Почему католики еретики?

Светлана Овчинникова / Добавлено: 22.02.17, 17:46:46

Церковные титулы

Православная Церковь

Соблюдается следующая иерархия:

Епископы:

1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.

Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице

2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.

3. Архиепископы (также как п. 2).

К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство

4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.

5. Епископы – викарии – одна епархия.

К епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость. Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.

Священники:

1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).

2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.

3. Игумены.

К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие

4. Иеромонахи.

5. Иереи.

К иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.

Диаконы:

1. Архидиаконы.

2. Протодиаконы.

3. Иеродиаконы.

4. Диаконы.

Диаконы именуются по их сану.

Римско-Католическая Церковь

Порядок старшинства следующий:

1. Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)). Одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Монарх и Суверен Святого Престола, как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх, суверен города-государства Ватикан.

К папе следует обращаться «Святой отец» или «Ваше святейшество» в третьем лице.

2. Легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;

3. Кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови; Кардиналы назначаются Папой. Управляют, как и епископы, епархиями либо занимают должность в римской курии. С XI в. кардиналы избирают Папу Римского.

К кардиналу следует обращаться «Ваше Высокопреосвященство» или «Ваша Светлость» в третьем лице

4. Патриарх. В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).

Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

Во время официального представления, Патриарх должен быть представлен как «Его Блаженство, (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Блаженство» (кроме Лиссабона, где к нему обращаются как «Его Высокопреосвященство»), или на бумаге как «Его Блаженство, Высокопреподобный (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)».

5. Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Верховные архиепископы являются членами Конгрегации по делам восточных церквей.

6. Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В римско-католической церкви архиепископы подразделяются на:

  • архиепископов, возглавляющих архиепархии, не являющиеся центрами провинций;
  • персональных архиепископов, которым этот титул присваивается Папой персонально;
  • титулярных архиепископов, занимающих кафедры ныне не существующих древних городов и состоящих на службе в римской курии или являющихся нунциями.
  • примасы. В Римско-католической Церкви, примас — архиепископ (реже викарный или освобожденный епископ), которому присуждается предстоятельство по отношению к другим епископам целой страны или исторической области (в политических или культурных терминах). Это предстоятельство по каноническому праву не даёт никаких дополнительных полномочий или власти по отношении к другим архиепископам или епископам. Титул используется в католических странах как почетный. Звание примаса может даваться иерарху одной из самых старых митрополий в стране. Примасы часто возводятся в кардиналы и часто наделяются председательством в национальной конференции епископов. При этом главный город епархии может больше не иметь такого важного значения, как при её создании, или её границы могут больше не соответствовать национальным. Примасы занимают место ниже верховного архиепископа и патриарха, а в пределах коллегии кардиналов не пользуются старшинством.
  • митрополиты. В латинском обряде католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии. Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.
    Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.

7. Епископ (греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий», «надсматривающий») — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, по меньшей мере двумя , кроме особых случаев. Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии.

Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии. По каноническому праву епископ распоряжается всем церковным имуществом самостоятельно или через доверенных лиц. В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).

К архиепископам и епископам используется обращение «Ваше Превосходительство» или «Ваша Светлость» во втором лице. В некоторых частях Канады, особенно на Западе, к Архиепископу обычно обращаются как «Его Преосвященство».

8. Священник — служитель религиозного культа. В Католической церкви священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершить лишь в исключительных обстоятельствах). Священники рукополагаются епископом. Священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат.

Во время официального представления религиозный священник должен быть представлен как «Преподобный отец (Имя и фамилия) (название сообщества)». Лично к нему нужно обращаться как «Отец (Фамилия)» , просто «Отец», «падре» или «прете», а на бумаге как «Преподобный Отец (Имя Отчество Фамилия), (инициалы его сообщества).

9. Дьякон (греч. «διάκονος» — «служитель») — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Дьяконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, и самостоятельно совершают некоторые таинства. Служение дьякона украшает богослужение, но не является обязательным — священник может служить и один.

Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.

10. Акколит (лат. acolythus – сопровождающий, служащий) – мирянин, исполняющий определенное литургическое служение. В его обязанности входит зажжение и ношение свечей, подготовка хлеба и вина для евхаристического освящения, а также ряд других литургических функций.
Для обозначения служения аколита, а также самого состояния и соответствующего ему чина используется понятие аколитат.
11. Чтец (Лектор) — человек, читающий слово Божье во время литургии. Как правило, лекторами становятся семинаристы третьего курса или простые миряне, назначенные епископом.
12. Министрат (лат. «ministrans» — «прислуживающий») — мирянин, прислуживает священнику во время Мессы и иных богослужений.

ОРГАНИСТ
ХОРИСТЫ
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
ВЕРНЫЕ

На вопрос отвечает еп. Тихон (Шевкунов):
а) +Что такое католицизм, мы не будем сейчас напоминать: это школярская тема. Каждый сам может заглянуть в катехизис <…>
— Заглядываем в единственный официально принятый «катехизис митр. Филарета» — и ничего там не видим!
б) +Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви так определяет понятие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине»+.
— Ок, что дальше? Что именно в католицизме «противно Бож. истине»?! Filioque? Но в НЗ нигде не сказано, что Св. Дух исходит (навязывать НЗ различие между «исходить» и «посылать» — анахронизм) ТОЛЬКО от Отца (см. еще известный труд Болотова). Примат? Но есть обетование ап. Петру и более чем печальный пример православной экклезиологии последнего тысячелетия. Как понимать Писание? Это уже совсем другой вопрос.
в) +»Всякий, во имя Троицы крещеный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная Вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Благочестивые люди бывали и будут как в Православной Церкви, так и в Римо-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, и молится «о соединении всех”»… Вот что по поводу именно этих слов, этого откровения апостола говорит святитель Филарет (Дроздов): «Знай же, что, держась слов Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной… По самим законам церковным я предаю частную Западную Церковь всю суду Церкви Вселенской, а души христианские суду или наипаче милосердию Божию».+
Итак, составитель катехизиса митр. Филарет не дерзал называть РКЦ «ложной» и тем более «еретической», так что у еп. Тихона тут нестыковка выходит. Потому и патр. Кирилл вполне мог в совместном заявлении причислять РКЦ к Церкви Христовой — хотя этому и противоречат некоторые формулировки официальных документов РПЦ. Так что являются ли католики еретиками (и кто именно отпал от Вселенской Церкви — православные в 1054 г., после Лионской унии и после Ферраро-Флорентийского Собора или католики) — вопрос далеко не школярский. (Кстати, еп. Тихон не имеет высшего богословского образования.)

Цель: сформировать у учащихсяпредставление об условиях усиления католическойцеркви и причинах появления ереси.

ТДЦ

Образовательные:

  • продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
  • определить причины процесса усиления церкви;
  • показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
  • формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы;
  • развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;
  • развивать умение анализировать;
  • развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
  • способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартныйурок с элементами дискуссии

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частичн-поисковый;
  • иллюстративный;
  • словесные;
  • элементы дифференцированного обучения.

ФОПД:фронтальная, индивидуальная,групповой.

Технологии: элементыдифференцированного обучения, «Проблемногообучения» и «Сотрудничества».

Оборудование:

  • схема «Источники богатства католической церкви»;
  • плакат «Костёр инквизиции»;
  • карточки для работы учащихся в группах 8 шт.)

Ход урока

I. Этап урока:

Организационный момент.

Выступление учителя:

— Тема урока. Цель урока?

— Как вы думаете, ребята, какие цели будетпреследовать наш урок?

(учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельновывести цели урока. Учитель обобщая икоординируя, продолжает.)

— Правильно, сегодня на уроке мы :.

Итак:

В XI — XIII в.в. церковь в Европе достигла большогомогущества. Без неё не обходилось ни одногособытие.

Церковь не признавала никаких границ, нигосударственных, ни языковых.

Она утверждала единство европейских народов,являлась, как не уставали повторять ученые -богословы и приходские священники, совершеннымугодным Богу сообществом людей. Мысль о том, чтоможно благополучно жить и не быть при этом вернымсыном христианской церкви, средневековомуевропейцу просто не могла прийти в голову. Мир,окружавший его, привязанности, повседневныепоступки являлись частью установленного Богомпорядка. Не верить, не молиться, не ходить вцерковь -в глазах людей средневековья былопротив самой жизни.

Средневековая церковь обладала огромнойвластью в христианском мире. Средневековье былохристианской цивилизацией. Жизнь общества ичеловека проходила в неразрывной связи срелигией, требованиями церкви.

II. Этап урока. Изучение нового материала.

План:

  1. Сословия средневекового общества.
  2. Источники богатства церкви.
  3. Раскол христианской церкви.
  4. Ереси и еретики средневековья.
  5. Борьба церкви с еретиками.

Учитель:

— Cредневековая религия утверждала, что мирсозданный Богом разумен и гармоничен. Всёобщество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

Вопрос классу: — Давайте вспомним, чтоназывается сословием? Учащиеся отвечают.

Учитель: Правильно. Каждый человек отрождения принадлежит, считали тогда, к одному изних. На доске схема «Сословия средневековойЕвропы».

Перенос схемы в тетради учащихся.

Духовенство относилось к I сословию, самомуглавному. Ведь церковь считалась посредникоммежду людьми и Богом. (Дальше по тексту учебникастр. 124).

Учитель: Давайте найдем ответ навопрос:

— Чему же учила людей церковь?

— Что проповедовала христианская мораль?

Дальше: и опять по тексту учебника стр. 124 -125найдите ответ на вопрос:

— Кого же церковь считала образцом, на кого надобыло равняться?

Учитель:

— При этом церковь была крупнейшимземлевладельцем и обладала огромнымибогатствами.

Что же являлось источниками обогащениякатолической церкви? Что её обогащало и делаломогущественной?

Церковь обогащало:

  1. Церковная десятина.
  2. Продажа церковных должностей.
  3. Священные реликвии.
  4. Церковные обряды.
  5. Продажа индульгенций.

На доске схема — плакат «Источники обогащенияцеркви».

Учитель:

— Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп4) получает задание — карточку: раскрыть один изисточников обогащения церкви используя текстучебника стр. 125-126).

  • I группа — задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
  • II группа — продажа индульгенций;
  • III группа — церковные обряды;
  • IV группа — священные реликвии.

(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2чел.).

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете,почему церковь была не только мощной, но ибогатой организацией.

До середины XI века христианская церковьсчиталась единой.

Но в Западной Европе главой церкви был папаримский, а в Византии — патриарх. Со временеммежду церквами на Западе и Востоке возниклиразногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа ипатриарх предали друг друга проклятию -произошёл окончательный разрыв, расколхристианской церкви на западную и восточную.

В тетрадь:

Учитель: В течении раннегосредневековья на съездах высшего духовенства-церковных соборах были постепенно выработаны иутверждены главные догматы (непреложные истины)христианской веры:

  • учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);
  • о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;
  • празднование церковных праздников;
  • о существовании ада, рая, чистилища и др.

Но не все верующие понимали эти догматы. Многиесомневались. Им были не по душе действия церкви,жадность и испорченность духовенства. С каждымднем таких людей становилось все больше и больше.Это были горожане, рыцари, даже простыесвященники, монахи. Они открыто критиковалицерковь: этих людей называли еретиками.

Запишем в тетрадь:

Еретик — противник господствующего вероученияцеркви.

Учитель: — Еретики утверждали, чтоцерковь испорчена, они отвергали дорогиецерковные обряды, осуждали священников имонахов, папу называли наместником дьявола, а неБога. Они требовали, чтобы духовенствоотказалось от десятины, от своих богатств ивладений. Их учения признавали еретическими, т.е.вредными и опасными. Еретики не думали хранить втайне вои идеи. Они выступали открыто, искалипонимания людей. И это было самым опасным с точкизрения церкви, так как могло подорвать авторитетцеркви, отвернуть от неё верующих. Число еретиковросло.

Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно либыла церковь обеспокоена распространениемересей?

Правильно.

Католическая церковь боролась с еретиками:преследовала их и жестоко с ними расправлялась.Страшным наказанием считалось отлучение отцеркви.

Учитель: — Давайте послушаем о том, какотлучали от церкви (выступает учащийся ссообщением по теме).

Учитель: — Для усиления своей власти иборьбы с ересями и еретиками папа создал в XIIIвеке специальной церковный суд — инквизицию.

Запись в тетрадь: Инквизиция — особыйцерковный суд для борьбы с еретиками.

Учитель: — Послушаем сообщения осредневековой инквизиции (выступает учащийся ссообщением по теме).

Учитель: — А ещё у нас есть иллюстрацияпо теме «Костёр инквизиции» автор Илья Кучаевучащийся 11 класса нашей школы. Кто попробуетописать событие, изображенное на плакате?Давайте послушаем.

III этап — Подведение итогов урока.Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.

— А сейчас опять работа в группах.

Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы вкарточках.

  • I группа — Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?
  • II группа — Почему христианская церковь раскололась на 2 части?
  • III группа — Перечислите источники богатств католической церкви.
  • IV группа — Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?

(выступает 1 человек от группы)

Учитель: — Молодцы!

Подведём итог урока. Средневековье былохристианской цивилизацией. Жизнь общества ичеловека проходила в неразрывной связи срелигией, с требованиями церкви. Кто же победил?Церковь или еретики? И преследования еретиков,инквизиция, костры не усилили влияниякатолической церкви на души верующих. Онипородил страх, а вера жива любовью и милосердием.В этом смысле церковь потерпела поражение, хотяпо-прежнему долгие столетия оставалось мощнойорганизацией в мире.

Учитель: Домашнее задание параграф 15.

Вопросы группам:

  • I группа — 7 в.
  • II группа — 8 в.
  • III группа — 1 в.
  • IV группа — 3 в.
Джозеф Суэйн.

Джозеф Суэйн. «Папа Пий IX ведет своих кардиналов по деревянной доске, поставленной на льду, под наблюдением мистера Панча», 1869

Фото: Wellcome Library, London

Рим столько веков твердил, что именно папа — преемник апостола Петра и средоточие, мистическое и административное, всей церкви, что со временем это оказало ему дурную услугу. Если это римский понтифик олицетворяет в том числе и все то, что в Римско-католической церкви нас устрашает или раздражает,— значит, надо убрать из этой системы фигуру папы, и дело с концом. Так рассуждали во второй половине XIX века либеральные католики, и их готово было поддержать как минимум общественное мнение. А заодно и те светские власти, которым это было выгодно. Неплохо продуманные планы «новой Реформации» неожиданно обернулись тем не менее наивной утопией

справка

Старокатолицизм — движение западноевропейских христиан, отделившихся от Римско-католической церкви в начале 1870-х годов по причине доктринального несогласия с папством. Претендовало на возвращение к вероучению и практике древнего, «неповрежденного» католичества. С течением времени приобрело организационную форму нескольких самостоятельных церквей, объединенных в так называемую Утрехтскую унию. По приблизительным подсчетам, численность современных старокатоликов в мире составляет около 60 тыс.

Все началось с папской непогрешимости. Точнее, не с этой концепции как таковой: она и сама старая-престарая; еще в Средние века и папы, и многие богословы что-то такое уверенно выводили из многозначительных обещаний Спасителя Петру (не только «паси овец Моих», но и «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»). Но одно дело, когда некое учение является не общеобязательным, а только почти общепринятым. И другое — когда его возводят в догмат, причем делают это даже не только жестко (а то такого прежде не бывало), а еще и в крайне неудачное время.

На момент конца 1860-х годов степень доверия к папству как институту в образованных кругах была очень и очень невелика. Когда-то в 1846-м либералы, итальянские прежде всего, возлагали огромные надежды на новоизбранного папу Пия IX, который казался светочем и надеждой. Но годы шли, а надежда не оправдывалась. Папа был убежден, что всякие компромиссы, уступки и заигрывания с прогрессистами просто-таки губительны. Он делал ставку на тех, кто с чистой совестью и горящими глазами мог бы повторить написанное Жозефом де Местром еще в 1819-м: «Нет ни общественной нравственности, ни национального характера без религии, нет европейской религии без христианства, нет истинного христианства без католицизма, нет католицизма без папы, нет папы без его верховенства».

Еще в 1854-м Пий IX многих смутил, единолично провозгласив непременным предметом веры учение о непорочном зачатии Богоматери (которое веками вполне мирно существовало в том же статусе «почти догмата»). А в 1868-м — впервые с XVI столетия — созвал Вселенский собор, известный теперь как Первый Ватиканский: теперь-то церковь должна была дать решительный бой материализму и анархии, коммунизму и безбожию, рационализму и вольнодумию. В качестве Wunderwaffe для этого сражения, собственно, и предлагалось раз и навсегда признать за римским понтификом вероучительную непогрешимость.

Несогласные были и на самом соборе; широкая пресса по всей Европе прямо-таки грохотала, и даже некоторые католические правительства позволили себе высказать Святому престолу серьезную озабоченность: новый догмат так смущал умы, что вопрос из богословского превращался в политический. Но в ответ на попытки хотя бы смягчить жесткие формулировки и прописать рядом с папой еще и прочих епископов как «хранителей предания» Пий отрезал: «Предание — это я». Догмат был официально принят собором 18 июля 1870 года.

Но уже через два месяца Рим был захвачен войсками Итальянского королевства: тысячелетняя Папская область прекратила свое существование, собор был распущен. Вскоре о своем разрыве с Римом начали заявлять все умножающиеся группки католиков Центральной Европы. А в 1871 году сецессионисты, собравшиеся в Мюнхене, провозгласили себя Старокатолической церковью, которой не нужен ни папа, ни его непогрешимость.

цитата

Мы отвергаем постановления так называемого Ватиканского собора… противоречащие вере древней Церкви и разрушающие ее исконное каноническое устройство, приписывая Папе полноту церковной власти над всеми епархиями и всеми верными

(Утрехтская декларация Старокатолической церкви, 1889)

Без папы прожить можно, а вот без священников — нет, а их кто-то должен посвящать в сан. Заниматься самосвятством старокатоликам и в голову не могло прийти: они придерживались исконного убеждения, что для полноценного существования церкви нужно «апостольское преемство» — непрерывная цепочка правильных рукоположений, которая от любого здравствующего священнослужителя по прямой линии восходит в конце концов к первохристианским временам.

Из положения вышли, обратившись к почтенному, но малоизвестному до той поры раскольническому сообществу. Еще в 1703 году епископ Утрехта порвал с Римом, основав тем самым фактически собственную церковь, которая до сих пор существует в Нидерландах. С точки зрения Ватикана рукоположения в этой церкви были нелегальны, но апостольское преемство выглядело бесспорным — и так у старокатоликов появилась собственная иерархия.

Просвещенное общество рукоплескало: наконец-то католическая вера, «предками данная мудрость народная», очистится от заразы папизма (а заодно от иезуитства, клерикализма и так далее). Публицисты — в том числе, что занятно, протестантские — радостно сообщали о все новых успехах «главного религиозного движения со времен Реформации»: вот отпали от Рима пара кантонов Швейцарии, вот группа достойных граждан основала первую старокатолическую общину в Италии, в самой Италии,— как тебе, Пий ты этакий Девятый?

И все же ядром старокатолицизма оставалась Германия, что на редкость показательно. Да, 1870-е — для всей Европы время совершенно отчаянного антиклерикального подъема, достаточно вспомнить хотя бы французскую Третью республику. Но во Франции старокатолический проект не имел вообще никакого успеха: секуляризаторы и клерикалы просто разошлись по углам. Другое дело Германия.

Карикатура

Карикатура «Между Берлином и Римом» из журнала Kladderadatsch, 1875. Текст внизу: «Папа: «Последний ход был, конечно, очень неудачен для меня, но это еще не значит, что игра проиграна. У меня припасен еще один ход!» Бисмарк: «Это будет последний ход, а после него вас ждет поражение — во всяком случае в Германии»»

Фото: Wilhelm Scholz

Та Германия, которая только в 1871 году возникла. Германия Бисмарка, Германия под пятой Пруссии, только что разбившей Францию в войне, которую, как известно, выиграл прусский школьный учитель истории — а не какой-нибудь патер из католического коллежа. Создается ощущение, что у нее был свой счет к католицизму и папизму, что ей, помимо геополитики, страшно хотелось сказать: это мы победили, наш Volk, давший миру светоч истинного христианства — Лютера. Начался «культуркампф», на католиков насели крепко и с жестокостью, но Бисмарку этого было как будто бы мало.

Сначала он с каким-то сладострастием обдумывал планы приютить Пия IX в Германии, поселив его в какой-нибудь старой церковной столице — в Фульде, например, или в Кёльне. Расчет был тонкий: мало того, что папа превратился бы в пленника императора-протестанта. Опыт показывал, что непопулярность папы была тем сильнее, чем ближе к Риму; значит, если он будет сидеть не где-то там, за горами, а в Германии, то приверженцев его среди немецких католиков может и поубавиться.

Но нет, как ни борись упрямо,
Уступит ложь, рассеется мечта —
И ватиканский далай-лама
Не призван быть наместником Христа

(Федор Тютчев, 1871)

А потом появились старокатолики — сущий подарок для канцлера. Теперь можно было убить всех зайцев одним выстрелом: приструнить католиков империи и заодно вывести их из подчинения ненавистному римскому епископу.

Но не вышло. Действовать тоталитарными методами Бисмарк не мог додуматься, а в отсутствие прямого принуждения расцвет старокатоличества выходил гладким только на бумаге. Его ряды пополняла в основном городская интеллигенция, притом не так уж чтобы многочисленная; на дворе был не 1517-й, и темные народные массы никак не получалось убедить в том, что с папством и всей существующей иерархией надо незамедлительно порвать. Очень характерно, что в дальнейшем новые старокатолические церкви возникали по причинам далеко не фундаментально-вероучительного свойства — скажем, польские иммигранты в Штатах пошли на это просто потому, что были недовольны засильем в американском католичестве ирландцев.

Богослужебную сторону старокатолицизм оставил как есть (разве что решил отказаться от латыни); в смысле догматики присягнул учению Вселенских соборов первого тысячелетия. И в силу этого стал искать почву для сближения в духе будущего экуменизма с некатолическими исповеданиями, по крайней мере, теми, где сохранилось апостольское преемство: начались переговоры об установлении евхаристического общения с англиканами (успешные) и даже с православными (интересные, но безуспешные).

Эта приветливость ко всем людям доброй воли (кроме упрямых католиков, разумеется), это сочетание апелляций к «настоящей» древней традиции и звонкого прогрессизма обеспечивали старокатоличеству стабильное существование в виде небольшого меньшинства — но не более того. Здесь ничего не могло изменить даже избирательно-свободное обращение с традицией — отмена целибата, например. В последние полвека старокатолики пошли еще дальше, введя сначала женское священство, потом женский епископат, а затем и решив благословлять однополые браки — чем произвели только новые расколы в собственной среде.

Причем для того, чтобы почувствовать какую-то смутную тупиковость всего этого, совершенно не обязательно быть рыцарем клерикальной реакции. Достаточно посмотреть на то, как все обернулось в ХХ веке. Можно сделать католическую церковь без папы, причем большую-большую, не десятки тысяч, а миллионы? Можно: вот вам, пожалуйста, Католическая патриотическая ассоциация Китая. Гарантирует ли это духовную свободу человека? Да ни в коей степени. С другой стороны, и сидя на престоле св. Петра, вполне можно нравиться всему свету. Хоть общественному мнению, хоть массмедиа, хоть освободительным движениям. Можно даже через девяносто лет после Первого Ватиканского собора созвать революционный Второй — и тем самым оборвать толки о собственной косности и закрытости. Не навсегда, но по крайней мере надолго.

Не всякий, носящий потертую рясу, клобук и перебирающий четки, является священником Русской православной церкви. Вам могут встретиться ряженые, самозванцы, раскольники и другой народ, по виду неотличимый от православных священников, но душу ему лучше не открывать и кошелек перед ним тоже. Отец Федор, параноидально охотящийся за 12 стульями у Ильфа и Петрова, конечно, советский поклеп на образ священника. Пока он комично влачился за мнимым золотом, настоящих священников расстреливали в Бутово и ссылали на Енисей. Но лжеотцы Федоры, увы, стали возможны сегодня. И Церковь первая об этом предупреждает.

На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ открылся новый раздел «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет». Его цель — защита верующих от таких злоупотреблений.

Там, в частности, размещена информация о лицах, которые выдают себя во Всемирной паутине за священнослужителей, но не являются ими.

— В социальных медиа приобретает актуальность проблема деятельности лжесвященников. Некоторые лица выдают себя в интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви, — написал в своем Telegram-канале глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. — Лжесвященники ведут блоги и каналы на церковную тематику в социальных сетях, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих.

В опубликованный список вошли 10 человек, в том числе и лишенный сана и отлученный от Церкви бывший схиигумен Сергий (Николай Романов).

Кроме лжесвященников в интернете немало не связанных с церковью сайтов, готовых собирать пожертвования с доверчивых граждан.

Не всякий, носящий рясу и клобук, является священником

— В период эпидемии и режима самоизоляции многие верующие пользуются возможностью дистанционного заказа треб, жертвуя средства на храмы и монастыри, что имеет огромное значение для материального обеспечения их деятельности, выплаты зарплаты священникам и церковным служащим — сказано в специальном заявлении Синодального отдела. — На этом фоне проблема мошенничества в Сети стала особенно актуальной. В последние годы в сети Интернет становится все больше и больше онлайн-сервисов, а также мобильных приложений, предлагающих заказ треб в храмах, а также собирающих пожертвования от имени Русской православной церкви. И на многие из этих ресурсов верующие люди регулярно жалуются.

— Хорошо известно, что услуги такого рода оказываются за комиссионное вознаграждение, размер которого скрыт от жертвователя и может достигать 20 и более процентов от переводимой суммы, — говорится в заявлении. — Это означает, что значительная часть средств жертвователя уходит на содержание посреднической организации, которая оказывает подобную услугу.

Такими организациями обычно являются различные индивидуальные предприниматели, фонды и даже некоторые СМИ. В заявлении напоминается, что в Русской православной церкви сбор средств верующих производится только с письменного благословения священноначалия.

А общецерковные сборы проводятся, как правило, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Публикуя список собирающих пожертвования ресурсов, не имеющих отношения к Русской православной церкви, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предупреждает верующих, что Русская православная церковь не может нести никакой ответственности за то, что все поданные верующими записки и пожертвования дойдут до храмов, которые указаны в качестве адресатов.- Нам также не удалось обнаружить никакой публичной финансовой отчетности данных организаций, — уточняется в заявлении.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ призывает верующих людей, желающих подать записку о поминовении или сделать пожертвование, поддержав таким образом Церковь, а не анонимного предпринимателя, пользоваться официальными сайтами приходов, храмов и монастырей Русской православной церкви.

В этом случае средства поступят адресату напрямую, без посредников, добросовестность которых неочевидна.

Большинство храмов Русской православной церкви с адресами сайтов занесены на официальную карту храмов.

В случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса следует обращаться за уточнениями в Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

Списки лжесвященников и интернет-ресурсов, занимающихся сбором средств на церковные требы и не имеющих официального отношения к Русской православной церкви, будут дополняться.

Конкретно

Список лжесвященников

1. Баканин Владимир Васильевич

Называет себя «иеросхимонахом Димитрием», самочинно вел и ведет деятельность на территории Шуйской и Московской епархий, также замечен в Белоруссии. По официальному заявлению Шуйской епархии, занимается мошеннической деятельностью.

2. Липин Александр Павлович

Бывший диакон Вологодской епархии, лишен сана в 2004 году. Примкнул к расколу секачевцев (Серафимо-Геннадиевская ветвь РКЦ ИПХ). Ныне называет себя «протоиереем РПЦЗ».

3. Махов Михаил Сергеевич

Бывший протоиерей Ивановской епархии, лишен сана в 2010 году. Тем не менее продолжает позиционировать себя как священник.

4. Кирсанов Сергей Владимирович

Называет себя клириком и монахом, говорит также, что «возглавляет монастырь», публикует фотографии себя в схиме. Был отчислен из ПСТГУ, рукоположен не был.

5. Шляхов Петр Степанович

Называет себя «иеромонахом Антонием». По его словам, был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2007 г. Был запрещен в служении в 2008 году.

6. Агеев Эдуард Анатольевич

Называет себя «епископом Сергием». По его словам, был рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2008 г. Впоследствии Агеев создал раскольническую структуру, где позиционирует себя в качестве епископа.

7. Кучеров Сергей Иванович

Называет себя «иеромонахом Михаилом». «Рукоположен» Эдуардом Агеевым, называющим себя «епископом Сергием».

8. Филиппов Вениамин Евгеньевич

Называл себя ранее «иеромонахом Евстратием», сейчас называет себя «схиархимандритом Даниилом». Бывший священник Тульской епархии, лишен сана в 2009 году. Примкнул к расколу бывшего епископа Диомида, позднее стал называть себя «непоминающим».

9. Головин Владимир Валентинович

Был лишен сана в 2019 году. Вопреки запрету священноначалия продолжает заниматься проповедью в интернете.

10. Романов Николай Васильевич

Бывший схиигумен Екатеринбургской епархии. В 2020 году был лишен сана и отлучен от Церкви. Тем не менее продолжает совершать богослужения и позиционирует себя как священнослужитель.

Контакты

Москва, Андреевская набережная, 2

+7 (495) 781-97-61

Москва, Нововаганьковский переулок, 7

+7 (499) 252-47-12

Список ресурсов, собирающих деньги без благословения Русской православной церкви