Почему католики?

Украинская социологическая служба «Центр Разумкова» завершила исследование, посвященное отношению жителей страны к церкви. Такой опрос социологи проводят каждый год.

Согласно новым данным, в Украине 66% верующих людей. Это самый низкий показатель с 2010 года. Тенденция к снижению наметилась в начале 2010-х годов, но в 2014-м социологи зафиксировали всплеск религиозного самосознания. Верующими себя тогда называли 76% опрошенных: исследователи связывали это с экстремальными условиями и общим напряжением в стране.

В 2019 году среди украинцев моложе 24 лет стало значительно меньше религиозных: сейчас – 51,6%, согласно прошлогоднему исследованию – 65%. Люди старшего возраста чаще называют себя верующими, такой ответ дали 69,8% опрошенных старше 60 лет. Женщины более религиозны, чем мужчины: 72% против 58%.

К какой церкви причисляют себя украинцы

Большинство опрошенных называют себя православными (64,9%). Это минимальный показатель за 19 лет проведения исследований: в 2010 году было 68,1% православных, в 2014 – 70,2%, в 2018 – 67,3%.

Почти каждый десятый в стране – греко-католик (9,5%). Иудеев, мусульман, римо-католиков и протестантов – 0,1%, 0,1%, 1,6% и 1,8% соответственно.

Интересна еще одна группа – «просто христиане», это 8% опрошенных. Так себя могут идентифицировать разные протестантские деноминации. Дело в том, что в Украине зарегистрировано около 10 тысяч протестантских организаций – около трети всех религиозных организаций в стране. Если это предположение верно, то количество протестантов может значительно превышать 1,8%.

Среди православных лидирует с небольшим отрывом новая автокефальная церковь (ПЦУ – Православная церковь в Украине). Ее сторонники – 13,2% всех опрошенных. У церкви Московского патриархата – 10,6%. Еще 7,7% называют себя прихожанами Киевского патриархата (УПЦ КП).

После получения ПЦУ Томоса об автокефалии в январе 2019 года киевский патриарх Филарет остался недоволен тем, что больше не руководит церковью. Он попытался восстановить старую церковную структуру и вновь ее возглавить. Среди духовенства сторонников этой идеи почти не было. Но поддержка церкви Киевского патриархата некоторыми верующими демонстрирует, что усилия Филарета были не совсем напрасны. Действия патриарха одобряют 15,5% опрошенных. Еще по трети либо осуждают, либо их этот вопрос вообще не интересует (28,7% и 29,1% соответственно).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Православный раскол по-украински. Синод в Киеве не смог убедить патриарха Филарета, что он больше не главный

Если в 2018 году паствой Киевского патриархата считали себя 28,7% опрошенных украинцев, то в этом году две церкви (УПЦ Киевского патриархата и ПЦУ) вместе набрали 20,9% «сторонников». Часть верующих «перекочевали» в группу «просто православный», не желая причислять себя ни к какой церковной юрисдикции: в 2018 году в этой группе было 23,4% опрошенных, в 2019-м – 30,3%.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Филарет вербует епископов. Раскол в украинском православии продолжается

Снижение количества верующих, которые поддерживают Московский патриархат, – довольно устойчивый тренд, и началось это не в 2019 году. Ежегодно людей, которые говорят о себе как о прихожанах РПЦ МП, становится на несколько процентов меньше. В 2010 году их было 23,6%, в 2019-м – 10,6%.

Ходят ли верующие в церковь

Если показатели религиозной самоидентификации, согласно исследованию социологов, падают, то религиозное поведение наоборот становится популярнее. 52% респондентов посещают церковные службы, 23% из них ходят в церковь раз в неделю или чаще. Социологи перепроверили эти данные, спросив у каждого респондента, был ли он в церкви в минувшее воскресенье. Утвердительно ответили 21% опрошенных.

Каждый десятый украинец регулярно материально поддерживает церковь. Причем уровень поддержки зависит от региона. На востоке страны он ниже (5,6% опрошенных жертвуют церквям), а на западе – выше (21,9%).

Кому из религиозных лидеров доверяют украинцы

Жители западных областей Украины больше доверяют церкви, чем их соотечественники на востоке: 83% против 32%. Отдельно задавался вопрос, считают ли украинцы церковь моральным авторитетом. На него утвердительно ответили почти 65% респондентов на западе и только 28% на востоке.

Среди мировых религиозных лидеров украинцы доверяют не кому-то из православных иерархов, а папе римскому Франциску: положительный баланс составил +26,3 процентных пункта (доверяют 41,5% процент, не доверяют 15,2% процента опрошенных).

Первый руководитель новой автокефальной церкви митрополит Епифаний занял второе место в рейтинге доверия (+19,9 процентных пунктов), на третьем – Вселенский патриарх Варфоломей (он возглавляет Константинопольский патриархат; +15,4 процентных пунктов), на четвертом – глава греко-католиков Украины архиепископ Святослав (+12,1 процентный пункт), на пятом – митрополит Московского патриархата в Украине Онуфрий (+10,3 процентный пункт) и, наконец, на шестом – почетный патриарх Филарет (+2.8 процентный пункт).

Единственный религиозный лидер, уровень недоверия к которому превышает уровень доверия, – это глава РПЦ патриарх Кирилл (–28,9 процентный пункт). Даже среди последователей церкви Московского патриархата в Украине больше людей не доверяют патриарху Кириллу, чем доверяют: 38,8% против 35%.

Нужно ли слияние церкви с государством

Более двух третей опрошенных (69,2%) социологами украинцев считают, что в стране соблюдается религиозная свобода и равенство разных вероисповеданий перед законом. Почти половина опрошенных (47,9%) заявили, что церкви злоупотребляют предоставленными им правами и свободами.

Интересно, что почти 80% верующих Московского патриархата в Украине также поддерживают точку зрения о соблюдении в стране религиозной свободы. Это заметно отличается от того, что говорит патриарх Кирилл и высшее руководство Русской православной церкви: они утверждают, что в Украине верующие Московского патриархата подвергаются религиозным гонениям, дискриминации по религиозному признаку и даже геноциду.

Поводом для таких громких заявлений стал принятых украинским парламентом закон, который облегчил процедуру смены юрисдикции для религиозных общин. После этого и после получения Томоса общины Московского патриархата стали переходить в ПЦУ. РПЦ называет это рейдерством, а ПЦУ – естественным правом общин на самоопределение.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Церковь на выбор. Как будет работать украинский закон о религиозных общинах

Украинцы не хотят менять тот факт, что церковь отделена от государства. Многие опрошенные видят в государственной религии угрозу свободе совести и путь к дискриминации. Также украинцы против преподавания религии в школах, лишь 13% респондентов поддерживают эту идею.

15,5% участников исследования считают, что церкви нужно обложить налогами.

Использование церковной темы политиками в предвыборных кампаниях и в качестве способа повысить рейтинг не поддерживают 38% респондентов, а еще 41% равнодушно относятся к этому. Две трети (71%) опрошенных украинцев ожидают от религиозных лидеров, что они встанут на защиту самых бедных, если власти будут их притеснять.

Описание: Папский герб (тиара и ключи от Царства Небесного)

Папский герб (тиара и ключи от Царства Небесного)

Католицизм сейчас представляет собой наибольшую течение христианства. Приверженцами католицизма являются более 1 млрд. Человек. Населения, крещен по католическому обряду, составляет большинство в 50 странах мира. Географически католицизм наиболее распространенный в Америке (США, Мексика, Латинская Америка), где его сторонники составляют половину населения, и странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Венгрия, Польша Чехия, Литва., часть Украины и Белоруссии) — в целом четверть жителей Старого континента. Большие католические общины существуют во многих странах Африки и Азии (Филиппины).

Догматические разногласия

Католическую и православную церкви до сих пор разделяют такие догматические разногласия:

1. Догмат о «филиокве» (лат. Filioque — и от Сына) — о источник происхождения Святого Духа. Западные христиане считают, шо Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, тогда как православные убеждены, что он происходит только от Бога-Отца. Они ссылаются на евангельское первоисточник, где говорится, что праздник и Дух «от Отца исходящего» (Ин. 15:26).

Именно так, как верят православные, говорило формулировки восьмого пункта Символа веры, утвержденное на II Константинопольском Вселенском соборе (381 г.). Приложение к Символу веры о второй источник Святого Духа был сделан 589 г.. На поместном (региональном) Толедском соборе с целью борьбы против еретиков-ариан, которые признавали не «единосущности», а только «подобно-сущнисть» Бога-Отца и Бога-Сына . В таком виде Символ веры полу имел распространение, начиная с IX в., В империи Карла Великого, которая охватывала территории современных Франции, Германии и Италии. Несмотря на то, что Третий Вселенский Эфесский собор (431 г..) Запретил дополнять хотя бы единым словом уже утвержден Символ веры, император Карл Великий просто приказал ввести в богослужение Credo («Верую» — изложение Символа веры латыни) с добавлением Filioque. В официальную практику Римско-Католической Церкви этот догмат вошел при папе Бенедикте VI11 (начало XI в.), Который одобрил выполнения Credo во время литургии. В период Великого Раскола догмат о «филиокве» был использован константинопольским патриархом для обвинения Папы Римского в еретическому переиначивание Символа веры, и с тех пор он стал одним из основных разногласий между Восточной и Западной Церквами.

2. Учение о чистилище. Согласно православному вероучению о загробной жизни души людей в зависимости от того, как они прожили свою земную жизнь, обязательно попадают в рай или в ад. Католическая же Церковь отстаивает представление о чистилище как промежуточное место между раем и адом, где находятся не обремененные смертными грехами души грешников. Догмат о чистилище был принят на Флорентийском соборе в 1439 Собором было также определено, «что молитвы живых верующих, то есть жертвы, молитвы и милостыня, так же как другие дела благочестия, которые верны имеют обычно делать для других верующих, — служат этим душам к уменьшению их страданий «* 59.

* 59: {Здесь и далее цит. за Волконский А. Католичество и Священное Предание Востока.- Репринт, изд.- Жовква, 1991}

Несмотря на то, что Тридентский собор (1545- 1563), который подтвердил догмат о чистилище, запретил печатать сомнительные суждения по поводу участия душ грешников в чистилище, по самым распространенным мнением, в чистилище души горят в огне, подобным адского, хотя их муки не такие сильные, как адские. Кроме того, в чистилище души страдают от временного лишения созерцания Бога.

3. Учение о «наднеобхидни заслуги», то есть добрые дела, сделанные более религиозный долг, а потому не важны для окончательного спасения того, кто их сделал. Например, «наднеобхиднимы заслугами» будет считаться обет добровольной бедности, когда достаточно раздачи щедрой милостыни, или обет девства, когда для спасения достаточно образцового исполнения супружеских и материнских обязанностей.

Но все же эти наднеобхидни дела не проходят бесследно, а пополняют церковную казну заслуг. Католическая Церковь считает, что за счет деятельности святых и праведников она накопила запас добрых дел. Я к мистическое тело Христа, его Наместник на земле, Церковь призвана распоряжаться этой скарбницеюнасвий усмотрению и распределять среди тех, кому это особенно необходимо.

4. Теория и практика индульгенций (лат. Indulgentio — милость). В развитие учения о «наднеобхидни заслуги» Католическая Церковь считала возможным выдавать особые папские грамоты — индульгенции об отпущении грехов их владельцам. Индульгенция конечно приобреталась за деньги. Были даже разработаны специальные таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Считалось, что с помощью денег, вырученных за продажу индульгенций, Римско-Католическая Церковь сможет сделать новые «добрые дела», которые покроют те расходы, понесенные казна заслуг ради спасения закоренелого грешника.

Откровенные злоупотребления, связанные с предоставлением индульгенций, заставили католическую церковь в XVI в. категорически запретить их продажу как таковой, шо противоречит нормам церковного права.

5. Возвышенное почитание Богородицы — Матери Иисуса Христа Девы Марии (Мадонны). Оно начинает оформляться уже в IV в. На Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г.. Дева Мария была признана Богородицей и Царицей Небесной в противовес некоторым еретическим мыслям епископа Нестория, который учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с ним позже, и на этом основании называл Деву Марию Христородицею.

С XII в. на Западе стала распространяться легенда о непорочном зачатии Марииии матерью Анной. У1854 г.. Эта легенда нашла официальное подтверждение в соответствующем догмате, провозглашенному папой Пием IX в специальном папском послании (булла): «Блаженнейший Дева Мария была в первый момент своего зачатия, через исключительную благодать и (исключительное) изъятие, сохранена — заслугами Иисуса Христа , спасителя рода человеческого-нетронутой от всякой пятна первородного греха «. У1950 г.. Папа Пий X11 ввел догмат о телесном вознесении Богоматери после окончания ее земного пути, что демонстрировало почти Божественную сущность Христа, поскольку все остальные души ждут встречи с телом только на Страшном суде. В 1964 г.. Папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария была провозглашена «матерью Церкви».

Культ Девы Марии часто приобретал экзальтированных форм. Особую популярность получило «Фатимськечудо», по названию португальской местности, где в 1917 г.. Дева Мария несколько раз появлялась трем крестьянским детям, каждый раз произнося пророчества. Последние из ее пророчеств стали известны буквально несколько лет назад и касались предсказания Девой покушения на Папу Римского, что сбылся в 1980-х pp.

Православная Церковь тоже всегда отдавала Божьей Матери особое почитание, превознося ее выше небесных духов, но никогда не принимала догмата о непорочном зачатии.

6. Учение о верховенстве Папы Римского над всеми христианами и его непогрешимости. Догмат о непогрешимости Папы был принят на 1 Вата Камском соборе (1869-1870рр.) И подтвержден II Ватиканским собором (1962-1965 pp.). Он говорит: «Когда Римский Первосвященник говорит ex cathedra, то есть выполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостол ьською властью определяет учение в области веры и морали, обязательное для всей Церкви, тогда благодаря Божьей помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он имеет ту безошибочность, которой Божественный Вику-Пытель хотел, чтобы Его Церковь была одарена в определениях, касающихся учения о вере и нравственности «.

Это учение связано с претензией католицизма (греч. Καθολικος — общий, вселенский) на власть над всем христианским миром. Глава Римско-Католической Церкви — наместник Христа на Земле, наследник святого Петра, был, по преданию, первым епископом Рима. Для управления католическим миром пала выдает разного рода документы, прежде всего буллы (лат, bulla — свинцовый шарик, который прикрепляется к документу, как печать) и энциклики (апостольские послания, адресованные всем католикам).

7. Католики продолжают развивать свое учение и после тысяче пятьдесят-четыре p., Руководствуясь принципом «догматического развития». В основе концепции догматического развития лежало учение о праве Собора приводить традиционное положение в соответствии с «живого голоса» (то есть существующей церковной практики). Поэтому они продолжали созывать новые Вселенские соборы (всего 21), последний из которых состоялся в 1962-1965 pp. (II Ватиканский собор). Православные после Седьмого Вселенского собора больше Вселенских собора не созвали.

Кроме догматических, существуют и канонические различия католиков от православных, касающиеся обрядово-культовой стороны христианства. Отметим наиболее важные из них.

1. О католического духовенства существует принцип цулибату (лат. Caelebes — холост) — обязательной безбрачия (Кодекс канонического права, канон 1037). Принцип целибата был утвержден в практике Католической Церкви папой Григорием VII (1073- 1085) для сохранения в неприкосновенности своей земельной собственности и недопущения раздела между наследниками священнослужителя, кроме того, в качестве меры пресечения против создания «духовных династий». Специальной энцикликой «О целибат священников» 1967 папа Павел VI подтвердил незыблемость обязательной безбрачия.

Православное же духовенство, как было уже сказано, делится на черное, что придерживается этого принципа, и белое — женатых священников.

2. Для католиков таинство брака считается незыблемым: «Одобренный и совершен брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и по какой причине, кроме смерти» (Кодексканоничного права, канон тысячу сто сорок один). В этом отношении Католическая Церковь следует по заповеди Христа: «… Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Незыблемый характер брака подчеркивается теми супружескими обетами, которые дают молодежи во время венчания: «Я (имя) беру себе тебя (имя) в жены (мужа) и обещаю тебе сохранять верность в счастье и несчастье, в здоровье и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей «. Православие же допускает возможность развода и повторного бракосочетания.

3. Таинство крещения в католицизме осуществляется над детьми чаще всего через трехкратное окропление, в православии же это таинство совершается через обливание или трехкратное погружение в водную купель.

4. Для таинства евхаристии (причастия) в православии используется квасное тесто в виде просфоры, олицетворяющая тело Христа, в католицизме выпекается из пресного (без дрожжей) теста облатка в форме плоского круглого коржа. В православии причащаются хлебом и вином и миряне, и духовенство, в католицизме же миряне причащаются только хлебом. Хотя после II Ватиканского собора было разрешено мирянам по их желанию причащаться и хлебом, и вином.

5. Католики крестятся пятью пальцами, делают крестное знамение сверху вниз и слева направо. Православные же крестятся тремя пальцами — большим, указательным и средним, что символизирует христианскую Троицу. Другие два пальца прижимаются к ладони, символизируя два естества Христа — божественное и человеческое, соединены «не слитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», как говорит соответствующий догмат Четвертого Вселенского Халкидонского собора (451 г.). Крестное знамение делают они сверху вниз и справа налево.

6. Католическое монашество имеет собственные организации — ордена и конгрегации, которых на сегодня насчитывается более 140. Ордена и конгрегации имеют свои уставы, выполняют свои функции, подчиняются непосредственно Папе. Православное монашество орденов не имеет.

Самый большой и самый древний католический монашеский орден — бенедиктинцы (VI в.). их устав требует постоянного пребывания в монастыре, обязательного труда. Бенедиктинцы занимаются и литературным творчеством. Следуя своему девизу «ora et labora» — «молись и трудись», они заложили основы всей западной европейской цивилизации. Бенедиктинцы ввели в употребление кофе, изобрели шампанское, создали нотную грамоту. Сейчас насельников-бенедектинцив насчитывается около 20 тыс.

Францисканцы (XII в.) — Нищенствующих орден. Основная их требование-бедность. Францисканцы жили не в монастырях, а в мире, путешествовали, проповедовали, занимались благотворительностью и уходом за больными.

Орден иезуитов (лат. Societas Jesu — Общество Иисуса) был основан в XVI в. Для иезуитов характерна жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение начальству и Папе. С самого начала иезуиты стремились дать своим членам всестороннее образование, а также посредством обучения распространять свои идеи среди широких слоев. В свое время иезуитские школы считались лучшими в Европе. До сих пор иезуиты с 23 тыс. Членов остаются самым многочисленным мужским орденом. Контролируемые ими более 30 университетов, 200 школ разного типа продолжают оказывать качественные образовательные услуги.

Орден доминиканцев вине к в XIИ ст. и ставил главной целью борьбу с ересями. Доминиканцы широко привлекались в качестве экспертов к деятельности инквизиции, много занимались миссионерством.

Среди конгрегаций прославились Сестры милосердия. За благотворительную деятельность в более чем 80 странах Матери Терезе с этой конгрегации было 1979 присуждена Нобелевская премия мира.

Вообще католическое духовенство, в начале 2000-х гг. Состояло из примерно 200 кардиналов, 4,5 тыс. Епископов, 405тис. священников, 28тыс. диаконов, 800 тыс. монахинь и 55 тыс монахов. Кроме того, 2800000. Мирян были привлечены к различным формам миссионерской и КАТЕХ-ционных деятельности.

Распространенным повседневной одеждой Римско-Католического духовенства является сутана (итал. Sottana — юбка, ряса). Сутана ведет свое происхождение от одеяния, традиционно носили ученые люди — врачи, адвокаты и др. Церковная сутана представляет собой длинные наряды, застегивается спереди сверху донизу и перехватывается на талии широким поясом из ткани. Священники носят черную сутану, епископы — лиловую, кардиналы — красную, папы — белую. Так повелось с XVI в.

Церковные титулы
Православная Церковь
Соблюдается следующая иерархия:
Епископы:
1. Патриархи, Архиепископы, Митрополиты – Главы Церквей Поместных.
Вселенского Патриарха Константинопольского следует называть Ваше Святейшество. К другим Восточным Патриархам следует обращаться или Ваше Святейшество, или Ваше Блаженство в третьем лице
2. Митрополиты, являющиеся а) главами Автокефальных Церквей, б) входящие в Патриархию. В последнем случае они являются членами Синода или стоят во главе одной или нескольких архиепископских епархий.
3. Архиепископы (также как п. 2).
К митрополитам и архиепископам надо обращаться со словами Ваше Высокопреосвященство
4. Епископы – управляющие епархией – 2 епархии.
5. Епископы – викарии – одна епархия.
К епископам Ваше Преосвященство, Ваша Милость и Ваша Светлость. Если Глава Поместной Православной Церкви митрополит и архиепископ, то положено обращаться к нему Ваше Блаженство.
Священники:
1. Архимандриты (обычно возглавляют монастыри, тогда они именуются игуменами обители или наместниками).
2. Протоиереи (обычно в этом сане благочинные и настоятели храмов в крупных городах), протопресвитер – настоятель Патриаршего собора.
3. Игумены.
К архимандритам, протоиереям, игуменам – Ваше Высокопреподобие
4. Иеромонахи.
5. Иереи.
К иеромонахам, иереям — Ваше Преподобие.
Диаконы:
1. Архидиаконы.
2. Протодиаконы.
3. Иеродиаконы.
4. Диаконы.
Диаконы именуются по их сану.
Римско-Католическая Церковь
Порядок старшинства следующий:
1. Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)). Одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти. Монарх и Суверен Святого Престола, как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх, суверен города-государства Ватикан.
К папе следует обращаться «Святой отец» или «Ваше святейшество» в третьем лице.
2. Легаты – кардиналы, представляющие Папу, которым положены королевские почести;
3. Кардиналы, приравненные по рангу к принцам крови; Кардиналы назначаются Папой. Управляют, как и епископы, епархиями либо занимают должность в римской курии. С XI в. кардиналы избирают Папу Римского.
К кардиналу следует обращаться «Ваше Высокопреосвященство» или «Ваша Светлость» в третьем лице
4. Патриарх. В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).
Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.
Во время официального представления, Патриарх должен быть представлен как «Его Блаженство, (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Блаженство» (кроме Лиссабона, где к нему обращаются как «Его Высокопреосвященство»), или на бумаге как «Его Блаженство, Высокопреподобный (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)».
5. Верховный архиепископ (лат. archiepiscopus maior) — митрополит, возглавляющий восточную католическую церковь со статусом верховного архиепископства. Верховный архиепископ, хотя он рангом и ниже патриарха Восточнокатолической церкви, во всех отношениях равен ему в правах. Избранный своей Церковью верховный архиепископ утверждается папой римским. Если папа римский не утверждает кандидатуру верховного архиепископа, проводятся новые выборы.
Верховные архиепископы являются членами Конгрегации по делам восточных церквей.
6. Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В римско-католической церкви архиепископы подразделяются на:
• архиепископов, возглавляющих архиепархии, не являющиеся центрами провинций;
• персональных архиепископов, которым этот титул присваивается Папой персонально;
• титулярных архиепископов, занимающих кафедры ныне не существующих древних городов и состоящих на службе в римской курии или являющихся нунциями.
• примасы. В Римско-католической Церкви, примас — архиепископ (реже викарный или освобожденный епископ), которому присуждается предстоятельство по отношению к другим епископам целой страны или исторической области (в политических или культурных терминах). Это предстоятельство по каноническому праву не даёт никаких дополнительных полномочий или власти по отношении к другим архиепископам или епископам. Титул используется в католических странах как почетный. Звание примаса может даваться иерарху одной из самых старых митрополий в стране. Примасы часто возводятся в кардиналы и часто наделяются председательством в национальной конференции епископов. При этом главный город епархии может больше не иметь такого важного значения, как при её создании, или её границы могут больше не соответствовать национальным. Примасы занимают место ниже верховного архиепископа и патриарха, а в пределах коллегии кардиналов не пользуются старшинством.
• митрополиты. В латинском обряде католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии. Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию. Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.
Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.
7. Епископ (греч. — «надзирающий», «надсматривающий») — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей. Епископская хиротония (рукоположение) должна совершаться несколькими епископами, по меньшей мере двумя , кроме особых случаев. Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и низших клириков, освящения антиминсов. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии.
Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Епископу подчиняются также все монастыри, находящиеся на территории его епархии. По каноническому праву епископ распоряжается всем церковным имуществом самостоятельно или через доверенных лиц. В католицизме епископу принадлежит прерогатива совершения не только таинства священства, но также и миропомазания (конфирмации).
К архиепископам и епископам используется обращение «Ваше Превосходительство» или «Ваша Светлость» во втором лице. В некоторых частях Канады, особенно на Западе, к Архиепископу обычно обращаются как «Его Преосвященство».
8. Священник — служитель религиозного культа. В Католической церкви священники относятся ко второй степени священства. Священник имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершить лишь в исключительных обстоятельствах). Священники рукополагаются епископом. Священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников обязателен целибат.
Во время официального представления религиозный священник должен быть представлен как «Преподобный отец (Имя и фамилия) (название сообщества)». Лично к нему нужно обращаться как «Отец (Фамилия)» , просто «Отец», «падре» или «прете», а на бумаге как «Преподобный Отец (Имя Отчество Фамилия), (инициалы его сообщества).
9. Дьякон (греч. — «служитель») — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Дьяконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, и самостоятельно совершают некоторые таинства. Служение дьякона украшает богослужение, но не является обязательным — священник может служить и один.
Среди епископов, священников и диаконов в Православной и Римско-Католической Церквах старшинство определяется также в зависимости от даты их посвящения в сан.
10. Акколит (лат. acolythus – сопровождающий, служащий) – мирянин, исполняющий определенное литургическое служение. В его обязанности входит зажжение и ношение свечей, подготовка хлеба и вина для евхаристического освящения, а также ряд других литургических функций.
Для обозначения служения аколита, а также самого состояния и соответствующего ему чина используется понятие аколитат.
11. Чтец (Лектор) — человек, читающий слово Божье во время литургии. Как правило, лекторами становятся семинаристы третьего курса или простые миряне, назначенные епископом.
12. Министрат (лат. «ministrans» — «прислуживающий») — мирянин, прислуживает священнику во время Мессы и иных богослужений.
ОРГАНИСТ
ХОРИСТЫ
МОНАШЕСТВУЮЩИЕ
ВЕРНЫЕ
Лютеранская Церковь
1. Архиепископ;
2. земельный епископ;
3. епископ;
4. кирхенпрезидент (церковный президент);
5. генеральный суперинтендент;
6. суперинтендент;
7. пропст (благочинный);
8. пастор;
9. викарий (заместитель, помощник пастора).
К Архиепископу (главе Церкви) обращаются Ваше Высокопреосвященство. К остальным – Господин епископ и т.д.

  • 15 февраля 2016
  • Новости

КатоликиОтвет редакции

АиФ.ru рассказывает о численности последователей христианства.

По состоянию на июнь 2015 года, по данным американского аналитического агентства Pew Research Center, в мире проживало 2,419 млрд христиан, что составляет около 33% от всего населения планеты. Таким образом, христианство является самой многочисленной религией на Земле.

Самой многочисленной ветвью христианства является католицизм — представителей этой конфессии на планете живёт более 1,2 млрд человек (50% от всех христиан). На втором месте по численности — протестанты, их около 800 млн (33%). Православным (Русская православная церковь, Румынская православная церковь, Элладская православная церковь и др.) досталось третье место — 314 млн (12,5%).

Среди крупнейших церквей мира (христианских — прим.ред.) первое место по численности занимает Римско-католическая церковь (1,2 млрд верующих), второе — Русская православная церковь (164 млн), третье — протестантская церковь Ассамблеи Бога (67,5 млн), четвёртая — Эфиопская православная церковь (39 млн) и пятое — протестантская церковь адвентистов седьмого дня (25 млн).

Анастасия Анушевская, «Аргументы и Факты — Россия»
По материалам сайта «aif.ru»