Почему надо молиться?

Вопрос читателя:

Почему так необходимо молиться разным святым? Говорят, что святой ходатайствует о нас перед Богом. Почему, если появилась какая-то проблема, считается, что в ней помогает тот или иной святой, разве не все по воле Божьей? И уж если и просить помощи, то тогда у Бога лично! Кто может быть ближе к человеку, если не его Создатель? Я не спорю, святые были великие люди, заслужили славы у Бога, а мы все грешные люди, но зачем мне пытаются представить Бога строгим начальником, который не слышит просьб подчиненных, как только через своих приближенных?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Почему мы молимся святым? Ведь есть же Бог!

Добрый день!

Кто и как пытается что-то Вам представить, этого я сказать не могу. Кто-то пытается или Вы так воспринимаете… не знаю, эти вопросы оставим.

Вообще, конечно же, все по воле Божией. И основные и все главные молитвы — это все просьбы к Богу или благодарности Богу. Посмотрите, разве не так?

Святые — это люди, чей жизненный опыт засвидетельствован Церковью как правильный, ведущий ко Христу, тот, на который мы можем ориентироваться. И если в земных делах мы обращаемся за помощью и советом к авторитетным людям, то так же точно и в делах духовных. Факт, что некоторые святые помогают своими молитвами в конкретных делах. Ну вот есть такое и масса людей может это подтвердить. И святому-то мы молимся с просьбой вместе с нами помолиться Богу. Как и в любом деле: иногда и один можешь о чем-то попросить, а иногда вдвоем с кем-то легче. А иногда именно кому-то конкретному хочется о своем рассказать. Например, Матери Божией. И Ее именно попросить, чтобы она помолилась Своему Сыну о Вашей ситуации.

Так что акценты Вы верно понимаете, а вот откуда в Вас такое возмущение, честно говоря, я не понял. Оно немного на пустом месте и относится скорее к не совсем верным представлениям конкретных людей, но никак не может быть отнесено к нашей традиции.

У нас есть еще ответ на подобный вопрос: Зачем молиться святым?

И просто тексты по теме:

Святые — кто они?

Почему у православных «не все по Библии»?

Храни Бог!

Слова Сэмьюэла, Тересы и Магдалины показывают, что люди молятся по самым разным причинам, благородным и не очень. У некоторых молитвы искренние, у других — формальные. И все же, просят ли люди об успешной сдаче экзаменов, о победе любимой команды, о помощи в семейных проблемах или о чем-то другом, факт остается фактом: сотни миллионов людей чувствуют потребность молиться. Интересно, что, согласно опросам, даже некоторые нерелигиозные люди регулярно молятся.

Молитесь ли вы? Если да, то о чем? Независимо от того, вошло это у вас в привычку или нет, вы, возможно, задавались вопросом: «Может ли молитва что-то изменить? Слушает ли кто-нибудь наши молитвы?» Один человек как-то сказал, что молитва — это всего лишь «форма терапии», напоминающая «разговор с аквариумной рыбкой». С этим согласны некоторые врачи, которые называют молитву одним из видов альтернативной медицины. Но действительно ли молитва — это просто бессмысленный ритуал или терапевтическая процедура?

Библия показывает, что молитва — это гораздо больше, чем терапия. В ней говорится, что есть тот, кто слушает наши молитвы. Так ли это? Рассмотрим доказательства.

Если ориентироваться на большинство верующих, то Москва — город, безусловно, православный. Но не только. Точнее сказать, что это город монотеистический, потому что подавляющее большинство его жителей — христиане, иудеи и мусульмане, то есть представители религий, признающих единого бога.

Перед кем коленопреклонны мусульмане?

Мусульмане молятся единому и единственному Богу — Всевышнему. Упоминание, даже в мыслях, кого-нибудь ещё — непростительный грех.

Молятся с покрытой головой после обязательного ритуального омовения. Молитвы разделяются на два типа: дуа — просьбы — и салят — прославление и выражение благодарности Богу. Правда, у нас, как и по всей России, салят называют персидским словом «намаз». Его нужно совершать пять раз в день. Во время молитвы кланяются, складывают руки на груди, подносят их к ушам, падают ниц. Лица обращены в сторону прилетевшего из космоса метеорита — сакрального камня Каабы в мечети города Мекки (в Москве это направление на юго-восток).

Молиться мусульмане могут в любом неосквернённом с религиозной точки зрения месте в одиночестве или вместе с единоверцами. Но по пятницам на полуденную молитву или по праздникам обязательно собираются вместе в главной мечети города, поэтому их и строят в малых количествах, но просторными, поэтому так многолюдно бывает в районе соборной мечети у олимпийского комплекса или исторической мечети на Большой Татарской улице. Мечети поменьше есть на Поклонной горе и в Отрадном.

Перед молитвой там читаются проповеди. Раньше — на татарском, сегодня — на русском, чтоб и таджики понимали, и дагестанцы. А молитвы — конечно, на арабском, языке Корана.

Фото: .com

Почему трепещут иудеи?

В России зарегистрировано несколько религиозных объединений последователей ортодоксального иудаизма. Здесь около 10 хасидских общин (одного из направлений), есть и иешивы — религиозные школы. Их учащихся легко узнать по характерным волнистым локонам на висках — пейсам, спадающим из-под чёрных шляп.

Поэтому столичные иудеи молятся в основном по ортодоксальным правилам, то есть на арамейском языке. Дело в том, что в библейском иудаизме не было регулярных молитв. Если кто-либо из героев Писания желал обратиться к Богу, он делал это в любое время своими словами. Много позже ввели ежедневные молитвы с более или менее стандартными текстами на иврите. Однако Палестина в те времена в основном говорила на арамейском. И мудрецы постановили: некоторые важные молитвы читать на арамейском, чтобы их могли понять даже неграмотные простолюдины. Со временем евреи, за исключением талмудистов и лингвистов, напрочь забыли арамейский. Но менять древний обычай никто не посмел. Ортодоксы!

Фото: .com

Впрочем, кроме них, среди столичных иудеев имеются и либеральные реформаторы, консерваторы, традиционалисты. А синагоги есть в Марьиной Роще, на Большой Бронной улице, старейшая хоральная синагога в Б. Спасоглинищевском пер. Молятся в них евреи, читая свитки Торы, чуть покачиваясь вперёд и назад. Это необязательно, но считается, что так выражается трепет души перед Богом, словно трепещущее пламя однажды зажжённой свечи.

Для произнесения некоторых молитв необходим миньян — кворум из 10 мужчин старше 13 лет. Чуть выпивший человек не подходит. Даже его присутствие считается осквернением молитвы. А вот запойный пьяница присутствовать может — если его товарищи подтвердят, что он всё понимает. Заснувший человек засчитывается в миньян, хотя его предлагается всё-таки разбудить. Раввины всегда были по-житейски мудры.

К кому обращаются православные?

Если сравнивать иудаизм, ислам и христианство, то заметно, что сонм тех, к кому уповают в своих молитвах христиане, значительно многолюднее. Несмотря на монотеизм и авраамическое происхождение своей религии, они чаще молятся не Богу Отцу, а Троице (это сложный для понимания иноверцев догмат о единстве в трёх ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) или Иисусу Христу, которого называют Господом и Спасителем. Молятся и Богоматери (в католичестве больше, чем в православии), молятся святым, полагая, что их заступничество более весомо, чем молитва обычного прихожанина. Особенно популярный заступник — Николай-угодник.

В Москве не менее действенным считают обращение к Матроне Московской — храм в её честь на Таганке всегда полон цветов и женщин. А вообще в городе почти 1000 храмов (120 ещё строится) — по их количеству столицу по-прежнему можно называть преимущественно православным городом.

Зачем молиться, если Бог Всезнающий?

Я уверен, что каждый христианин рано или поздно задается этим вопросом. Если вы не из числа этих людей, то поздравляю, — с моей помощью вы уже стали теми, кто подумал: «А действительно, зачем молиться Богу, если Ему уже все известно до того, как я подумал, о чем я собираюсь просить Его в молитве?»

Кто-то может осудить за саму попытку задавать подобные вопросы. Создается впечатление, что человек сомневается в авторитете Библии, которая утверждает практику молитв для верующих.

Тем не менее в данном контексте нам следует задаться вопросом согласования следующих стихов Библии:

«…ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф.6:8).

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом…» (Еф.6:18).

С одной стороны, мы видим, что Бог все знает (Мф. 6:8), с другой — священнописатели неоднократно просят молиться церковь об их служении и текущих нуждах (Еф. 6:18).

Сразу оговорюсь, нет никакого противоречия в вышеприведенных стихах из Библии. Более того, я как и каждый из вас убежден в том, что нам молиться нужно. И вот почему:

Молитва нужна не Богу, а нам!

Молитва – это средство Божьей благодати, через которое Он влияет на жизнь верующего человека. Да, Богу известны все наши помысли, но нам неизвестны Его решения.

Мы знаем, что Он рядом с нами, но именно молитва помогает нам ощутить Его присутствие.

Если кратко показать значение молитвы для христианина, то это можно выразить в следующих пунктах:

  • Молитвой мы прославляем Бога

«Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя» (Дан.2:23).

  • Молитва помогает нам преодолевать искушения и испытания

«…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф.6:13).

«…встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лук.22:46).

  • Молитва о ближних свидетельствует о нашей любви к ним

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых…» (Еф.6:18).

  • Молитва помогает нам доверить Богу результат

«Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах» (Кол.4:3).

  • Через молитву мы общаемся с Богом

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Матф.6:9)

  • Молитва – это признак полного доверия Богу

«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян.14:23).

Дорогие братья и сестры, давайте мы не будем ослабевать в наших молитвах! Благослови вас Бог.

Максим Король