Почему нужен логопед?

светлана тюрина
Консультация для родителей «Зачем нужен логопед?»

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЛОГОПЕД?

С проблемами речи справиться можно,

И логопед вам в этом поможет!

Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений речи и их исправлением.

Родители не всегда могут услышать все нарушения речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. Поэтому, при первых признаках нарушений речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Логопед не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения звуков, памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов в обществе.

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).

Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Есть такое постановление.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 августа 2013 г. N 678
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ
ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В нём чётко прописано, что в образовательных организациях есть должность УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, а наименование должности «ЛОГОПЕД» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.
Логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). В каждой детской поликлинике должен быть кабинет логопеда.
Итак, в школе учитель-логопед, а в в сфере здравоохранения -логопед.
Но образование у них педагогическое.

Ваш ребенок начал заниматься с логопедом — и кажется, вы вот-вот услышите красивую и правильную речь своего малыша! Ведь к делу подключен специалист! Теперь хочется расслабиться, усесться поудобнее и ожидать результатов. Но вот незадача: результаты незначительны, время идет и уже близится школа… Непорядок! Давайте вместе разберемся, что здесь не так — и как вы сами можете исправить ситуацию. Представьте, что у ребенка жар, болит горло — обычное ОРВИ. Малыша осмотрел педиатр и назначил лечение. Вы купили лекарство, поставили рядом с ребенком и стали ждать, когда факт покупки жаропонижающего снизит температуру… Смешно, не правда ли? Логопедические занятия — то же самое лекарство, и кто-то должен отмерить его и донести до рта ребенка. Иванченко Дарья, логопед-дефектолог GMS Clinic дает рекомендации в своей статье о том, почему важны регулярные занятия с ребенком.

Заниматься с ребенком надо — и почему надо?

Зачем же нужны домашние задания?

Нужно находить время для отработки логопедического домашнего задания. Это то же самое, что дать жаропонижающее при температуре. Итак, решение принято: занимаемся с ребенком дома помимо сеансов у логопеда! Но как и сколько заниматься? Когда включать эти занятия в режим ребенка? Не мучайтесь этими вопросами: задайте их логопеду. Он сам расскажет, сколько минут в день достаточно для выполнения артикуляционной гимнастики, когда ее лучше делать. Обычно домашнее задание рассчитано на отработку в течение 15-30 минут.

«Сколько вешать в граммах»?

Тренировка мышц языка, губ, щек и прочие упражнения имеют свою дозировку и подбираются строго индивидуально для каждого ребенка. Родитель на занятии получает рекомендации, когда и как их выполнять. Ребенок занимается с логопедом от 2 до 5 часов в неделю. Но за пределами кабинета малыш проводит время с родителями, нянями, бабушками, воспитателями сада, учителями в школе. И почти все время он говорит, когда не спит. Если измерять время говорения ребенка в слонах, то весь слон — все время говорения, а одно-два уха слона — время, проведенное с логопедом. Поэтому контроль за речью ребенка распределяется между логопедом и родителями ученика в соответствующих частях.

Когда звуки автоматизируются в речи ребенка, родителям важно мотивировать ребенка к лучшему произнесению и оказывать ему поддержку, обращать внимание на ошибки, тактично исправлять их, искренне радоваться успехам.

Были времена..

«А я в детстве ходила в логопедический садик, и дома мы не занимались!» Да, в логопедическом саду ребенок раньше мог находиться на пятидневке, и там все специалисты контролировали детскую речь в любой момент дня. Домой ребенок уходил отдыхать. Увы, сейчас логопедических садиков практически нет, из поликлиник убрали штатных логопедов — и рассчитывать приходится на свои силы. А ведь при тяжелых нарушениях речи ребенку требуется больше времени для занятий — иногда по несколько часов ежедневно в течение нескольких лет.

Видим цель — знаем сроки

У занятий с логопедом есть четкая цель и сроки окончания. Они индивидуальны для каждого ребенка, но они все равно есть.

«Это с вами он тут занимается, а дома из меня веревки вьет и ничего не хочет!» Тут вопрос не к логопеду, а скорее к подходу к обучению малыша. Домашка — это ужасно скучно! Не будем отрицать, что иногда для результата нужно попотеть и позаниматься неинтересными вещами.

Постарайтесь обыграть задание: устройте соревнование, балуйтесь, веселитесь. Если не получается, не стесняйтесь в этом признаться логопеду — она вам подскажет пару приемчиков.

Умный родитель придумывает приятные мотивационные подкрепления успехов ребенка и креативно приспосабливает домашние задания малыша к образу жизни семьи.

Не стесняйтесь спрашивать!

«Как я пойму, правильно ли мой ребенок выполняет задание?» Спросите логопеда! Специалист обычно просит присутствовать родителей на первых занятиях. Он показывает упражнения и ребенку, и родителям. Также вы можете договориться со специалистом о том, можно ли общаться вне занятий, задавать вопросы, высылать аудиофайлы, фотографии в случаях сомнений.

При сомнениях в правильности выполнения домашних заданий запишите свои вопросы в тетрадь или договоритесь с логопедом, что сможете связываться между занятиями — созваниваясь или обмениваясь сообщениями в мессенджерах.

Только практика, несмотря ни на что…

«Мой ребенок заболел, и мы все забросили. И почему-то речь стала хуже». Да, если навык правильного произношения еще не закреплен, то возможен откат назад. Вот почему не надо «забрасывать» занятия. Лучше сделать так, чтобы движение было только вперед, это позволяет не возвращаться к пройденному материалу и не тратить драгоценное родительское время.

Простуда — не повод забыть про трудный звук.

Как гласит старинная мудрость: лучше предупредить болезнь, чем потом лечить ее. Данная истина относится и к логопедии. Профилактические занятия с логопедом помогут устранить массу потенциальных проблем в будущем. А в некоторых случаях помощь специалиста является необходимой. Ранние занятия с малышом благоприятно воздействуют на его психическое развитие, формируют правильные артикулярные движения, обогащают словарный запас, развивают фразовую речь.

Логопед – кто это и зачем он нужен?

Логопед – это специалист, который занимается устранением и корректировкой речевых нарушений у детей. С его помощью можно правильно «поставить» звуки, устранить заикания и другие дефекты разговорного жанра.

Помимо этого поход к логопеду открывает массу дополнительных возможностей в плане развития ребенка: физическое формирование речевого аппарата, концентрация зрительного и слухового внимания, проверка соответствия возраста малыша и его интеллектуальной развитости. Диагностика и обучение проходит в форме и игры, которая, без сомнения, придется ребенку по вкусу.

Занятия с логопедом помогут ребенку правильно и быстро формулировать свои мысли. Это дает более широкие возможности для познания окружающей действительности и общения со сверстниками. К логопеду рекомендуется обратиться при наличии следующих нарушений:

  • фонематические – нарушения при произношении звука или группы звуков;
  • общее недоразвитие речи – нарушения звукопроизношения, дефицит словарного запаса;
  • фонетико-фонематические – нарушение звукопроизношения и замена одних звуков другими;
  • заикание – непроизвольное повторение слогов и букв, вынужденные остановки во время речи.

Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша

На самом деле рекомендуемого возраста для профилактических занятий с врачом – нет. Начать посещение логопеда можно уже к концу первого года жизни ребенка. Для того чтобы малыш начал говорить вовремя, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, о какие необходимо стимулировать.

Развитие речи имеет четкие временные рамки. Иными словами в определенном возрасте ребенок должен овладеть теми или иными вещами. Если этого не происходит – родителям необходимо обратиться к специалисту.

Нормы:

  1. от 10 месяцев – речь ребенка переходит от лепета к осознанным словам;
  2. от 10 до 24 месяцев – малыш начинает употреблять фразы и речевые конструкции;
  3. до 5 лет – ребенок начинает изучать систему родного языка – овладевает речевым строем, словарем, грамотным произношением.

Главные заблуждения родителей:

  • речь малыша формируется до 5 лет, поэтому обращаться к специалисту раньше нет смысла – далеко не все родители могут объективно оценить развитость речи малыша. Поэтому важно обратиться к логопеду для достоверного анализа развития ребенка, нарушения которого могут начинаться даже в самом юном возрасте;
  • неправильное произношение устранится само собой – некоторые несовершенства речи (замена сложных артикулов на более простые) действительно могут исчерпать себя с возрастом. Однако если к 4-м годам проблема все еще остается, то ее необходимо решать с помощью профессиональной помощи;
  • если ребенок не говорит вообще, то логопед здесь не поможет – логопед занимается постановкой речи в самых широких пониманиях слова. Его работа проводится на всех уровнях речевой системы, включая психологический аспект;
  • заниматься ребенком можно и без сторонней помощи – многие родители, решающие обучать малыша лично, даже не подозревают, что их собственная фонетика не совсем правильна. Логопед покажет правильное произношение и эффективные упражнения тренировок;
  • для достижения результата хватит 1-2-х занятий с логопедом – курс коррекции речи определяется в индивидуальном порядке. Одному ребенку действительно потребуется всего пару уроков, в то время как другому малышу необходимы длительные курсы для устранения проблемы.

Все исследования и необходимые консультации, Вы и ваши дети, можете пройти в Клинике «Заботливый Доктор». Записаться на прием можно по телефонам 244-88-74, 8- 951-661-77-44

Врач логопед клиники «Заботливый Доктор»

Работа логопеда с детьми в школеМногие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

Работа логопеда с детьми в школе

Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.

Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.

С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.

Как распределяется рабочее время школьного логопеда

К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:

  • группа первоклассников — 35 минут;

  • группа детей 2-4 классов — 45 минут;

  • подгруппа — 20-25 минут;

  • индивидуальное занятие 15-20 минут.

Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).

Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.

Речевая карта школьника

Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:

  • класс, фамилия, имя и возраст ученика;

  • домашний адрес и телефон родителей;

  • дата, когда зачислен на занятия в логопункт;

  • успеваемость по русскому (родному) языку;

  • жалобы родителей, учителей;

  • заключение сурдолога и психиатра;

  • данные о развитии речи и общем развитии;

  • характеристика артикуляционного аппарата и речи;

  • сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;

  • проявление заикания;

  • характеристика на ребёнка учителя и психолога;

  • заключение логопеда;

  • результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.

Основные задачи деятельности логопеда

Логопед в школе:

  • проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

  • корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

  • проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

  • логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

  • Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

  • Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

  • Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.