Подставь другую щеку Библия

Аудио

Христос сказал: «Если ударили по одной щеке – подставь другую». Но на деле это практически невозможно. Как связать с реальностью Евангельскую истину?

Кстати, очень важный момент, который называется рассмотрением любого положения Священного Писания в контексте, а не вырванно – взять вот это одно и всё. А если вы посмотрите Евангельский контекст, то крайне будете удивлены. Когда Христа арестовали, привели во двор первосвященника, когда плевали и издевались над ним, вдруг один как-то очень сильно ударил Его по щеке. Реакция какая Христа — он подставил другую, да? Нет! Вы слышите, как Он ответил: «Если Я не прав – скажи, что Я неправ, а если Я сказал правильно, за что бьешь Меня?»

Когда речь идет об этих словах: «подставь другую щеку», то учтите — всё Евангелие написано языком того времени, того народа. А весь этот язык какой? Весь язык приточный. Вот это – восточные народы, они отличались и отличаются до сих пор этим. Этой метафоричностью. И в данном случае речь о чем идет-то?

Вот семья, например. И вдруг кто-то: она или он, тебя ударил словом так, что здесь можно все – ответь и развод…. И всё, пропала твоя жизнь. Всё рассыпалось. Если ты сможешь удержаться, да еще сказать — «ой, извини, да, я оказался неправ» — хотя на самом деле может и прав, убеждён. Всё утихло, все успокоилось. А потом, в спокойной обстановке, можно и поговорить, объяснить, кто прав и кто виноват. Это же удар по щеке, тут вспышка, разум весь в гневе помрачается. Надеюсь, все это понимают. Помрачается разум. Поэтому совет всех мудрых людей – никогда не принимай решения, когда ты разгневан. Успокойся, потом уже принимай решение.

Так и здесь. Когда ударили по щеке – ты весь взорвался. Не реагируй, не решай сейчас. Если можешь, если сил хватит, скажи: «извини», «прости», «уйди», но — успокойся. Это в этом смысле – подставить другую щеку, а не в прямом.

А насчет прямого смысла — это могут сделать только люди, действительно достигшие бесстрастия. Они – могут. Подобные Серафиму Саровскому, они могут подставить и другую щеку, но не мы. Это надо запомнить. А нам – вот так нужно поступать.

Поговорим о смирении. Кто как понимает?
Слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром.
Не око за око и не зуб за зуб — а иначе.
Призыв к непротивлению злому у многих привычно ассоциируется с необходимостью всепопустительства и бездействия перед проявлением всякого зла, а призыв к обращению другой щеки с унижением, малодушием и слабостью.
К таким негативным выводам можно прийти, если воспринять призыв Спасителя буквально, вне контекста Его жизни и учения.
И.Х. не говорит о физическом насилии, а лишь о том, что вас ударили по щеке, и конкретно по правой щеке.
Пощечина таким образом — символ оскорбления, унижения человека, скорее всего в словесной форме.
Кто-то назвал вас нехорошим словом, потроллил, оскорбил публично при всех. Очень обидно и чувствительно для нашего Я.
И вот вы или я не отвечаете в ответ тем же, вы в свое сердце не пускаете ненависть и злость, внутри себя остаетесь мирным и добрым человеком.
Поэтому фраза про щеку не означает, что при опасности или физическом насилии человеку не надо защищаться. Пожалуй, тема мести — это основное, о чем говорит Христос в этой части Нагорной проповеди. Он прямо не запрещает давать сдачи, защищать себя и свою семью, отечество.
Но в ответ на оскорбление — не надо мстить. ПОтому что это умножает зло и разрушает вашу душу, отдаляет ее от Бога.
«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. Что значит: ударили в правую щеку, подставь и другую? Другая – это левая. Большинство людей правши. Как правше ударить в правую щеку? Это не удобно. Никто не задумывался над этим? Ты – праведник, и тебя начинают обвинять во всех твоих праведных делах… Им очень неудобно бить тебя, а ты подставь другую щеку и скажи: брат, я не совершенен, у меня есть еще и левая щека! Я не совершенен, прости меня! Просто по другому я не могу.
Преподобный Амвросий, оптинский старец: «Когда тебе досаждают – никогда не спрашивай зачем и почему, в Писании этого нигде нет. Там напротив сказано: «Если кто ударит тебя в правую ланиту, обрати ему и другую.” Это разуметь нужно так – если кто будет на тебя клеветать и безвинно чем досаждать, – это будет означать ударение в правую ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, то есть, вспомнив свои неправые дела. И если, может, теперь ты и невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания”. Какая мудрость, какое смирение!
Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании предостерегает от грубого понимания слов Спасителя и указывает на то, что призыв Иисуса Христа касается не только удара по щеке, но и любой полученной обиды: «Не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде».
Таким образом этими словами И. Х. предостерегает нас от таких грехов как гнев, зло, вражда, месть и ненависть.
Что же делать, если попытки смягчить озлобившегося кротостью приводят его к еще большему желанию творить начатое? Бывает ведь и такая подлость, что человек и на доброту разжигается и начинает более прежнего преуспевать в начатом. В этом и других подобных случаях, когда увещевание не дает своего плода, но может стать попустительством беззакония, долгом будет дать отпор обидчику и пресечь зло, чтобы не принесло большего горя. Однако совершаться это должно обязательно из любви, а не из жажды мести. Данную мысль прекрасно выразил святитель Филарет, митрополит Киевский: «И в личных оскорблениях частному человеку не запрещается судом наказывать оскорбителя, не из ненависти к нему и мщения, но для исправления его и других, ежели снисхождение и ненаказанность сделали бы ему самому больший вред, утвердив его в своей злости. Но в таковом случае потребно строгое безпристрастие и осмотрительность, дабы к огню не придать огня, и не маслом гасить его, а водою».