Подвижные игры 2 младшая группа

Главное назначение организации двигательной активности между занятиями — приостановить развивающееся в процессе занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Кроме того, как показали наблюдения, хорошо организованная двигательная деятельность между занятиями — хорошее средство в борьбе с гиподинамией. Исследования показывают, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности дошкольников является целенаправленное использование времени между занятиями в виде игр и спортивных развлечений. Установлено, что это способствует не только восполнению недостатка движений у детей, но и обеспечивает правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности

Отдыхая на воздухе, дети в среднем 80% времени находятся в движении, а в помещении — лишь 40%. Интенсивность (количество шагов в 1 мин.) в первом случае в два раза более высокая, чем во втором. Подвижные игры между занятиями решают задачу активного отдыха детей, способствуют снижению утомления, наблюдающемуся к концу занятия, повышению работоспособности и поддержанию ее на более высоком уровне на последующих учебных занятиях. Исследования, проведенные c целью определения эффективности активной двигательной деятельности между занятиями и содержания активного отдыха, выявили следующие факты. Дошкольники, которые активно участвовали в играх, в четыре раза меньше отвлекались на следующем занятии, чем дети, стоявшие или сидевшие на стульчиках.

Наиболее эффективны между занятиями игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности, сильно возбуждающие детей, при небольшом количестве времени, недостаточном для восстановительных процессов, имеют отрицательное воздействие. Они снижают работоспособность детей в начале занятия, поскольку дети не могут быстро успокоиться и переключиться на учебную деятельность.

Наблюдения показывают, что дети дошкольного возраста нуждаются в руководстве их играми. Подвижные игры детей быстро распадаются, если нет контроля со стороны педагога. У дошкольников еще нет достаточного опыта в самостоятельной организации игр, нет достаточных знаний подвижных игр, поэтому и возникает необходимость педагогу организовать и провести с ними игру. Часто можно видеть, что дети играют охотно и эмоционально, если за их игрой заинтересованно наблюдает взрослый, вносит поправки, устраняет конфликты. Успешно и интересно проходят игры, когда их организуют и в них участвуют педагоги.

3a 7-8 мин перерыва дети могут поиграть в одну — две игры. Целесообразно начинать с игры средней интенсивности, а заканчивать игрой малой интенсивности. Этим достигается снижение физической и эмоциональной нагрузки перед началом нового занятия.

Нормальным можно считать положение, когда перед началом следующего занятия показатели пульса у ребят на 15-20 ударов выше, чем были перед началом подвижной игры. Повышение первоначальных показателей на 40 ударов свидетельствует о завышенной нагрузке, недостаточном отдыхе, слабой тренированности или недомоганиях детей.

Подвижные игры классифицируются по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Наблюдения позволили выделить три степени нагрузки: малую, среднюю, большую. К первой степени отнесены игры, в процессе которых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, но второй степени — до 180%, к третьей — свыше 180% ударов в минуту.

Требования, предъявляемые к подбираемым играм и упражнениям:

  • все упражнения в играх должны соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей, быть простыми — по содержанию, доступными и вызывать интерес у детей;
  • физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги должны соответствовать нормальной физиологической кривой (постепенное нарастание нагрузки и приближение ее в конце к исходным величинам);
  • не рекомендуется проводить остроконфликтные игры, вызьшающие слишком большой игровой азарт;
  • следует проводить и такие игры, в которых возможность войти в игру и выйти из нее по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки) предусмотрена для любого ребенка.

Начиная игру, педагог объявляет ее название и напоминает детям правила. Это напоминание должно быть ясным, точным и немногословным, так как дошкольники не обладают необходимой выдержкой и хотят как можно быстрее начать играть. Во время объяснения игры у ребят значительно учащается пульс. Очевидно, слушая рассказ педагога, они уже мысленно участвуют в игре, выполняют движения и стремятся достичь цели.

Между занятиями рекомендуется использовать знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение.

Руководящая роль педагога заключается в контроле за соблюдением правил игры, в определении результата, разборе конфликтных ситуаций (если они возникнут), поддержании порядка. Важно во время игры поощрять хорошие поступки детей и осуждать отрицательные. В процессе игры педагог должен дозировать физическую нагрузку, учитывая подготовленность детей, размеры помещения, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними. Например, в игре «Совушка» величина нагрузки будет зависеть от двух факторов: а) длительность игры; б) интервалов между командами «День наступает, все оживает!» и «Ночь наступает, все замирает — сова вылетает!». Размеры помещения в данной игре на величине нагрузки существенно не отражаются. А в играх типа «Бездомный заяц», эстафетах различного характера размеры площадки являются решающим фактором в определении нагрузки.

Варьируя величину задания (длину бега, прыжков и т. п.), длительность игры и интервала между’1rовторениями, педагог может сознательно уменьшать или увеличивать физическую нагрузку подвижных игр. Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей. Если при этой игре не потребуется прямое руководство ею, то педагог должен наблюдать за игрой, иначе интерес у дошкольников пропадет, и игра быстро прекратится.

При рекомендации детям очередных игр между занятиями желательно избегать авторитарных предложений типа «Сегодня вы будете играть в…». Лучше использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих, предлагать детям игры на выбор. Например, «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?», или «Давайте поиграем в игру … «, или «Знаете ли вы игру… Давайте сегодня попробуем ее провести» и т. п.

Подвижные игры, организуемые в помещении

Горелки. Дети становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3-4 м, становится водящий. Как только ребята закончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придется водить снова. Водящий становится в пару сзади всех с тем игроком, которого поймал. Другой из этой пары становится водящим.

Узнай по голосу. Ребята становятся в круг, в середине которого находится водящий, которому завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали. Ты загадку отгадай —

Кто позвал тебя, узнай!

Руководитель молча указывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут различать голоса товарищей, можно разрешить им изменять свой голос или издать звук птицы, животного, чтобы усложнить игру.

В а р и а н т. Играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Вот составили мы круг, повернемся разом вдруг!» — делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем «Скок, скок, скок!» (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок) — угадай, чей голосок?»

Тропинка. Играющие делятся на команды по 8-10 человек.

Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу. По сигналу «тропинка!» играющие каждого круга должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «копна!», игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «горка!» ребята строятся в цепочку (колонну), но при этом первый встает на носки с поднятыми руками, второй ставит руки на пояс, а остальные приседают. После каждого выполненного задания игра продолжается с бега детей по кругу вправо. Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выполнила задание, за что ей начисляется выигрышное очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут большее количество очков.

Попрыгунчики-воробышки. На полу чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» становится в центр круга. Остальные играющие — «воробышки» — находятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» — «воробышком», и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

В а р и а н т. «Воробышки» прыгают на одной ноге.

Белые медведи. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней располагается водящий — «белый медведь», остальные — «рыбки» произвольно размещаются по всей площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить «рыбок». Сначала он ловит одну «рыбку» (отводит на льдину), затем вторую. После этого два пойманных превращаются в «медвежат», берутся за руки и начинают помогать «белому медведю» ловить остальных играющих. Пара «медвежат», настигнув кого-нибудь, соединяет свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и отводят его на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят «рыбок». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «рыбки». Последний пойманный становится «белым медведем».

Вызов. На двух противоположных сторонах площадки на расстоянии 10- 20 м чертятся линии городов. Играющие делятся на две равные команды и в каждой выбирают капитана. Одна команда выстраивается шеренгой за линией одного города, другая — за линией другого. Начинают игру по жребию, который бросают капитаны.

Капитан команды, начинающей игру, посылаает любого игрока из своей команды в город другой команды, участники которой поднимают руки вперед ладонями вверх, согнув их в локтях. Посланный игрок подходит к противоположной шеренге и трижды касается ладоней одного из игроков, считая вслух до трех. После третьего касания игрок старается быстрее убежать к себе в дом (за линию своего города), а вызванный игрок начинает преследование, стараясь поймать противника до линии его города. Если это ему удалось сделать, то пойманный игрок идет в плен, если нет, то сам идет в плен. Каждый пленник становится в затылок поймавшего его или убежавшего от него игрока. Затем капитан другой команды посылает своего игрока на вызов. Таким образом игроки команд поочередно выходят на вызов, стараясь убежать от вызываемого игрока.

Каждый участник может не только взять пленного, но и выручить своего товарища из плена. С этой целью он трижды касается игрока противоположной команды, у которого за спиной стоит пленник. В этом случае, если играющему удалось уйти от преследователей, он забирает его в плен и выручает из плена своего игрока. Если же ему не удается уйти от преследователя, то он сам идет в плен. Выигрывает команда, у которой после окончания игры окажется больше пленных. Игра заканчивается, когда все игроки побудут в роли вызывающих. Следует напомнить, что игроки не имеют права убирать ладони, когда игрок противоположной команды хочет их коснуться.

Второй лишний. Играющие образуют круг, встав на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди одного из игроков, и тогда оказавшийся сзади становится убегающим. Бегать можно только снаружи круга. Как только догоняющий запятнает убегающего, они меняются ролями.

Если играющих много, они становятся по кругу парами, в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказавшийся третьим убегает (в этом варианте игра называется «Третий лишний»).

В а р и а н т. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догонял, — убегающим.

Мяч в воздухе. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий находится в середине круга. По сигналу руководителя играющие передают друг другу мяч, чтобы его не смог коснуться водящий. Он, бегая по кругу, стремится дотронуться до мяча, когда тот находится в воздухе или на земле. Если ему удается это сделать, то на его место идет играющий, после броска которого мяч был осален.

Пустое место. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он бежит по кругу (с внешней стороны), дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону. Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие приветствуют друг друга, пожимая руки, потом продолжают бег каждый в своем направлении и стремятся занять свободное в круге место. Прибежавший вторым продолжает водить. При проведении игры надо требовать, чтобы при встрече обязательно выполнялось условное задание (подать друг другу руки, присесть и т. п.) — этим снижается темп игры во избежание травм.

Перемена мест. Разделившись на две равные группы, играющие располагаются с двух сторон площадки, построившись там шеренгами лицом к центру площадки. Руководитель показывает, а дети за ним повторяют легкие гимнастические упражнения для рук, повороты, наклоны туловища, приседания, прыжки на месте и т. д. Неожиданно руководитель дает команду «перемена!» Обе шеренги должны быстро, не сталкиваясь, поменяться местами.

Выигрывает та команда, которая быстрее и организованнее построится на новом месте. После этого игра возобновляется. Руководитель может показывать также танцевальные или имитационные движения.

Шишки, желуди, орехи. Играющие распределяются на тройки (шишки, желуди, орехи) и берутся за руки. Один из играющих назначается водящим. По вызову руководителя «шишки» (желуди или орехи) меняются местами, а водящий старается занять свободное место в любой тройке и получить название выбежавшего. Тот, кто не попадает в тройку, становится водящим.

Найди предмет. Все играющие отворачиваются лицом к стене. В это время руководитель игры кладет на видное место маленький предмет: ключ, карандаш, мел, свисток и т. д. По команде «можно искать» играющие начинают искать предмет. Тот, кто заметит предмет, подходит к руководителю и тихо ему сообщает об этом. И так до тех пор, пока все учащиеся не найдут предмет.

Играющий, нашедший предмет последним, проигрывает. Играющий, нашедший предмет первым, считается самым внимательным. Он имеет право быть руководителем при повторении данной игры.

У кого мяч. Выбирается один ведущий. Играющие образуют круг, встав плечом к плечу, водящий находится в кругу. Руки у играющих за спиной. Они передают друг другу теннисный мяч. Один из играющих в удобный момент, когда водящий повернется к нему спиной, старается дотронуться мячом до его спины и быстро передать мяч стоящему рядом товарищу. Водящий должен узнать того, кто дотронулся до него мячом, или определить, у кого в данный момент находится мяч. Если водящий заподозрит игрока с мячом, он громко говорит: «Руки!» — и тот сейчас же обязан показать обе руки.

Узнанный становится на место водящего, а последний идет в большой круг. Если водящий ошибется, он продолжает водить.

Туннель. Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой. По команде руководителя дети, стоящие последними в своих командах, по туннелю под поднятыми руками играющих бегут вперед, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Как только это увидят оставшиеся последними в каждoй колонне играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой окажутся более быстрыми и ловкими.

Указания к игре. Расстояние от первого до последнего играющего в командах не должно уменьшаться. Как только играющие начинают бежать вперед, остальные продвигаются на одно место назад.

Игры и упражнения на прогулке.

Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.

Такой же отдых, но не на открытом воздухе, а в помещении не оказывает столь благоприятного влияния на работоспособность детей. Эффект от него ниже, чем от любого неорганизованного отдыха на улице.

При современном дефиците свободного времени в дошкольном учреждении, когда дети могут проявить свою двигательную активность, «пассивная прогулка» — это непростительная расточительность времени. Известно, что наиболее эффективен активный отдых и такой, который насыщен физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями.

На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников. К доступным можно отнести следующие виды движений:

  • ходьба обычная, и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки с изменением направления;
  • бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий; .
  • прыжки на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением вперед, прыжки через скакалку, обруч и т. д.;
  • бросание и ловля мячей больших и малых, перебрасывание мячей в парах, метание мячей на дальность, в различные цели и т. д.;
  • лазанье, перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы, заборчики и другие конструкции на игровой площадке, висы, упоры на детских перекладинах, заборчиках и других конструкциях;
  • ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий (перешагивание мяча, натянутой веревочки и т. д.);
  • упражнения с предметами: мячами, обручами (катание обручей, прыжки через обручи, вращение обруча вокруг туловища и т. д.), кеглями (игра по правилам), серсо (набрасывание колец на палку), скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т. д.);
  • упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемыIe на месте, во время ходьбы, в отдельных играх, например «Запрещенное движение» и др.;
  • подвижные игры с построениями и пере строениями, с общеразвивающими упражнениями, бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий;
  • эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, передвижением на санках, лыжах и т. д.;
  • спортивные развлечения типа катания на самокатах, велосипедах, роликовых коньках, а зимой — ‘на двухполозных и обычных коньках, катание на санках, лыжах, элементы игры в бадминтон, развлечения с волейбольным, баскетбольным, футбольным мячами и хоккейными клюшками и др.

Содержание прогулки, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения типа катания на лыжах, коньках и др., должно согласоваться с учебным материалом физкультурных занятий, дополнять его и способствовать лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивать двигательный опыт и в целом совершенствовать моторное развитие дошкольников.

На участок целесообразно выносить мячи, кегли и другие пособия для игр. Дети широко используют их в самостоятельной двигательной деятельности.

Неблагоприятная погода в межсезонье часто вынуждает детей к меньшей подвижности во время прогулки. Учитывая состояние погоды, выбираются игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу «Карусель», «Кошки-мышки» и др.. С ходьбой по доске между начерченными линиями «Поезд», «Метро», игры с прыжками в длину с места «Через ручеек», «Не замочи ног». Теплые погожие дни дают возможность более свободного выбора игр. Можно проводить игры с бегом на скорость «Кто быстрее к флажку?», «Чье звено быстрее соберется?». Широко используются игры с мячом, скакалкой.

Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время нахождения ребят на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Педагогу следует помнить, что проведение прогулки зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы дети быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Лучше такие игры не проводить.

Надо учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе — это температура до-100С без ветра. При температуре ниже -160С проводить игры на воздухе с дошкольниками не рекомендуется.

Особенно следует подчеркнуть ошибочность мнения некоторых воспитателей о том, что дети лучше отдохнут, если не вмешиваться в их игры, что детям надо дать «свободу». Исследования доказывают, что стиль руководства во многом определяет оздоровительный эффект данного мероприятия. При «невмешательстве» педагога в организацию активного отдыха определенная активность наблюдается среди некоторой части мальчиков (играют в футбол, в хоккей, в снежки и т. п.). Остальные дошкольники, главным образом девочки, либо ходят по площадке, либо стоят группами и разговаривает, часть девочек играет в малоподвижные самодеятельные игры, не свойственные активному отдыху.

Одной из форм прогулки, зарекомендовавшей себя как эффективное средство оздоровления дошкольников, являются пешие походы по микрорайону. Подобные мероприятия помимо оздоровительных могут решать и образовательные задачи, если, например, во время похода в парк детям даются знания о природе. Планируя экскурсии и прогулки, важно учитывать дальность расстояния, возраст детей и привычку к ходьбе. В младшей группе начинать надо с прогулки продолжительностью не более 10 минут, а затем постепенно удлинять их до 15-20 минут с небольшим отдыхом в середине пути. В средней группе длительность прогулок постепенно увеличивается до 25-30 минут, а в старшей и подготовительной до — 35-40 минут. Кратковременный отдых сменяется более продолжительным по приходу на место. Во время похода воспитатель проводит подвижные, малоподвижные и другие игры.

Подвижные игры, организуемые на улице

Погранuчнuкu u парашютuсты. Игра проводится на площадке 10х20 м. Участники делятся на команды по 6-8 человек. По жребию играющие одной команды становятся «пограничниками», остальные — «парашютистами». Первые становятся в центре площадки и берутся за руки, образовав цепь; остальные произвольно располагаются на площадке. По сигналу руководителя «пограничники» начинают ловить «парашютистов». Пойманным считается тот, кого окружили «пограничники» (крайние в шеренге играющие сомкнули вокруг него руки). За это «пограничникам» начисляется очко; пойманный продолжает играть. Через 2 минуты команды играющих меняются ролями.

На протяжении всей игры дети выступают в роли «пограничников», а затем в роли «парашютистов». Выигрывает командa, игроки которой наберут больше очков. «Парашютист», вышедший за пределы площадки, считается пойманным, и команде «пограничников» начисляется выигрышное очко. Во время ловли «пограничники» не имеют права размыкать руки. В этом случае ловля не засчитывается. «Парашютисты» не имеют права разрывать цепь. Они могут выскальзывать из-под рук, увертываться.

Льдинка. Дети образуют круг и становятся на расстоянии одного — двух шагов друг от друга. В центре круга — водящий. Он кладет перед собой гладкую льдинку (шайбу, деревянную чурку) и ногой старается выбить за пределы круга. Играющие препятствуют этому и ногами отбивают ее назад. Пропустивший льдинку справа от себя идет водить.

Перебежки. На двух противоположных сторонах площадки отмечаются линии городов на расстоянии 15-20 м одна от другой. На таком же расстоянии одна от другой чертятся боковые линии. Играющие делятся на две команды по 8-12 человек и в каждой выбирают капитана. Разделившись на две группы, по жребию участники первой команды располагаются в одном из городов, а игроки второй — за боковыми линиями, заготовив для себя достаточное количество снежков.

Капитан команды, находящийся в городе, поочередно отправляет своих игроков в другой город. В это время противники, стоящие за боковыми линиями, стараются попасть снежком в пере бегающего игрока (осалить его). Запятнанный идет к ним в плен. Когда все участники первой команды закончат перебежки, подсчитывается количество осаленных игроков и команды меняются местами. Побеждает команда, захватившая больше пленных. Перебегать из города в город можно лишь по одному. Бросая снежки, нельзя переступать боковую линию.

Салки со снежкамu. Игра проводится на площадке примерно 30х15 м. В центре ее чертят круг — место для водящего и его помощников. Выбирается водящий, остальные играющие разбегаются по площадке. Задача водящего — осаливать снежками участников, которые становятся его помощниками и получают право осаливать других. Таким образом, по ходу игры число играющих, свободно бегающих по площадке, постепенно уменьшается. Игра заканчивается, когда останется один неосаленный игрок. Он — победитель и может стать водящим при повторной игре.

Попади в городок. На площадке обозначается черта. Две команды заготавливают снежки и выстраиваются за чертой. Перед каждой из них на расстоянии 8 шагов ставят по городку. Играющие обеих команд одновременно дают залп снежками — каждая по своему городку. Сбитый городок относится на один шаг дальше от черты метания. Затем следуют новые залпы. Команда, игроки которой сумеют за условленное число залпов отодвинуть свой городок дальше другой команды, побеждает. В один залп каждый игрок имеет право метать только один снежок. Переступать за линию метания нельзя.

Великан. Из снега лепят «великана» (снежную бабу) и сквозь него пропускают канат. Играющие делятся на две команды, становятся друг против друга в 2-3 м от «великана» И берут канат. По сигналу ребята начинают перетягивать его в свою сторону. Побеждает команда, игрокам которой удастся натолкнуть игроков другой команды на «великана». Нельзя выпускать канат из рук до того, как «великан» будет повален. Тянуть канат надо на себя, не отходя в сторону.

Не ходи на гору. Крепко взявшись за руки, играющие окружают большой снежный ком — «гору». Они тянут друг друга и стараются заставить кого-нибудь влезть на «гору», т. е. дотронуться до кома. Кому волей-неволей придется взобраться на снежный ком, тот выходит из игры. Победителями считаются три игрока, которые останутся последними.

Развитие мелкой моторики посредством игры. Занятие во второй младшей группе «Пальчиковые игры»Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук. Задачи: Учить детей различным приемам.

Конспект коллективной ООД по аппликации Конспект коллективной ООД по аппликации «Мы сядем в поезд и — вперед»Конспект коллективной ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в средней группе по теме: «Мы сядем в поезд и — вперёд!».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по лепке в средней группе «Вот поезд наш едет, колёса стучат»Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) в.

Конспект ООД по математике во второй младшей группе «Веселый поезд»Веселый поезд. Программное содержание: -учить детей считать до пяти; -закреплять навыки сравнения предметов по длине, ширине, высоте;.

Конспект сюжетно-ролевой игры Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в младшей группеЦель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница». Задачи: — развивать умение выбирать роль (врача, медсестры,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности Конспект занятия по изобразительной деятельности «Поезд, в котором мы ездили на море»Материалы: Альбомные листы,краски, гуашь, кисти, макет игрушечного поезда, тематические картинки Содержание: закреплять умение рисовать.

Конспект занятия в первой младшей группе «Веселый поезд»Конспект занятия в 1 младшей группе на тему: «Веселый поезд» Тема занятия: «Веселый поезд» (природный мир) Программное содержание:.

Конспект занятия «Поезд из ромашково»Цель: Привлечь детей к совместной игровой деятельности в развивающих центрах. Задачи: упражнять детей ходить друг за другом; Развивать мелкую.

Конспект занятия «Вот поезд наш едет» (вторая младшая группа)II младшая группа «Солнышко” Вот поезд наш едет. Основные задачи: использовать знакомые движения в различных игровых ситуациях. Упражнять.

Конспект ООД по знакомству с рассказом Якова Тайца «Поезд»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и художественному развитию для детей группы раннего возраста. Воспитатель.

Одной из причин редукции игры в современном дошкольном образовании является дефицит свободного времени и, соответственно, времени на игру. Режим дня перегружен учебными занятиями и необходимыми режимными моментами (сон, прогулки, еда). На игру остается в лучшем случае 30—40 мин во второй половине дня, когда за многими дошкольниками уже приходят родители. Понятно, что в этой ситуации практически невозможно овладеть игровыми навыками и развернуть полноценную игру.

Следует подчеркнуть, что Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) открывает возможности для формирования и развития игровой деятельности детей.

Главная целевая установка стандарта — это ориентация на свободу и самостоятельность для всех уровней и участников системы образования. организации (детского сада), педагогов и самих детей.

Прежде всего каждый детский сад руководствуется собственной образовательной программой. Основная программа утверждается дошкольной образовательной организацией самостоятельно с учетом Паспорта примерных основных образовательных программ дошкольного образования, утвержденного Министерством образования. Важно подчеркнуть, что при разработке программы специалисты сами определяют режим, формы и методы педагогической работы. Программа должна предусматривать работу по пяти образовательным областям (они же линии развития ребенка). Это социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом стандарт задает лишь общие направления программы, а основное содержание определяет сама образовательная организация. Если учесть, что в разных видах игр осуществляется и социально-коммуникативное, и речевое, и познавательное и физическое развитие, игре может быть отведено достаточное место не только во второй, но и в первой половине дня. Приобщение к игре младших и не умеющих играть детей и свободную игру хорошо играющих можно рассматривать как формы социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников.

Разные виды игр могут организовываться и на прогулке, причем не только подвижные, но и сюжетные. У сюжетной игры на улице свои особенности и отличия от игр в помещении. Открытое пространство предлагает более активное перемещение детей. Сюжетная игра на улице требует укрытия и часто происходит в домиках или на веранде, где есть игрушки (куклы, коляски, машинки и другой реквизит). Тот или иной вариант домика присутствует на многих площадках. Это может быть классический домик (бревенчатый или дощатый), беседка или детский городок, где площадки на возвышениях становятся жилищами. Игровыми пространствами могут быть также элементы растительного ландшафта: высокий кустарник, ветви деревьев. Хорошо, если у детей есть возможность самостоятельного строительства или обустройства домиков.

Помимо домиков, сюжетные игры можно развернуть в песочнице, где разворачиваются в основном режиссерские игры с маленькими куколками, животными, машинками. Для таких игр активно используются бортики песочницы (или же пространство стола в беседке). Преимуществом игры на улице является обилие предметов-заместителей из природного материала. Листья, камушки, желуди часто становятся пищей для кукол, зверей или грузами в транспортных играх. Палочки и дощечки могут стать строительным материалом. Дети любят играть у стволов деревьев или больших спиленных иней — они могут стать местом жительства маленьких существ.

Следует отметить, что сюжетная игра на участке наблюдается реже, чем другие виды детской деятельности (физическая активность, познавательная деятельность и т.д.). Это может быть связано, с одной стороны, с потребностями в двигательной активности во время прогулки, а с другой — с отсутствием адекватных предметно-пространственных условий на участке: недостаточно укромных мест для уединения, дефицит подходящих игрушек. При наличии таких условий и при поддержке воспитателя сюжетная игра (и ролевая, и режиссерская) могут активно разворачиваться во время прогулки.

Конечно, традиционное время игры в детском саду — вторая половина дня. В это время дети имеют полное право для свободной игровой деятельности. Необходимо подчеркнуть важность самостоятельного выбора детьми предметов и партнеров по игре. Следует отметить, что наши дети живут в весьма ограниченном психологическом пространстве. Из месяца в месяц ребенок находится в одной группе, на одном участке, подчиняясь указаниям одного воспитателя. Это лишает ребенка возможности выбора и реализации индивидуальных, а зачастую и социальных задач развития. Он, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает то, что от него требуют, и принимает то, что ему предлагают в готовом виде. При такой позиции ведомого тормозится осознание своих чувств, желаний, затрудняется выделение себя из общей группы. Ребенок (а часто и педагог) лишен инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия. Учитывая, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития мотивационной сферы и самостоятельности ребенка, ограничение детской инициативности в этот период серьезно искажает личностное развитие.

Игра — это зона свободы, где ребенок может и должен выбирать партнеров, материал и характер самой игры.

Поэтому для нормального личностного развития необходимо достаточное время для свободной игры. Как было показано, при желании в программе и в режиме детского сада можно найти время и место для игры. Желательно, чтобы этого времени было не менее двух часов в день.