Подворье валаамского монастыря в Москве

18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) был освящен храм в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Величественное здание, построенное по проекту известного архитектора А. Н. Роопа, украсило собою уголок Москвы на пересечении улицы 2-й Тверской-Ямской и переулка Александра Невского. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора трудами Валаамской братии. По воспоминаниям прихожан «светлый храм с воздушным куполом и хорами, рассчитанный более чем на тысячу человек, наполнял душу особой торжественностью». Величественный иконостас верхнего храма с золоченой резьбой был изготовлен на Валааме, иконы для иконостаса написаны художником В. П. Гурьяновым. Благотворители пожертвовали ценную серебряную утварь и облачение.

Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография».

Игумен Гавриил

2,В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города.

Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 30-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду.

Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.

Жизнь на монастырском подворье была подчинена строгому иноческому уставу. Порядок богослужений был определен игуменом Гавриилом (†1848-1910): «В часовне в 8 часов утра в учебные дни совершался краткий молебен для детей учащихся, которые в это время во множестве приходят помолиться пред учением» (запись из личного дневника о. Гавриила). Видимо, с такими учащимися и запечатлен игумен Гавриил на фото.

11, Духовно-просветительская деятельность на подворье ведется активно, особенно в последние годы. По прошествии более 100 лет заложенные, еще в дореволюционное время, традиции поддерживаются и сегодня. Позиция Патриарха Кирилла о необходимости духовно-нравственного воспитания четко соблюдается и на подворье: «Самый важный аспект деятельности воскресных школ – приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы, не должны превращаться лишь в места проведения досуга, необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».

В подтверждение этого высказывания на подворье организована целая образовательная структура. Это и воскресные школы для детей и взрослых, и богословский лекторий, и открытый кинотеатр. Еще один важный аспект просветительской деятельности подворья – беседы прихожан со священником. Такой формат открытого общения помогает сплотить приход, определить преобладающие в общине интересы и устремления, и направить их в то русло, которое будет способствовать как духовному, так и количественному росту самой общины и активизации ее социальной и миссионерской деятельности. На Московском подворье Валаамского монастыря штатные священники регулярно проводят беседы для прихожан и гостей храма. Периодически для проведения бесед приглашаются известные и пользующиеся уважением верующих священно служители и преподаватели духовных школ.

После 1917 года насельники и прихожане Валаамского подворья вместе со всей Православной Россией сполна испили чашу издевательств и гонений. Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

14,

Однако, несмотря на столь тяжелое и смутное время, прихожане называли любимое подворье «единственной пристанью, тихим пристанищем от бурь, дверями в рай», и когда узнали, что братия собирается вернуться в обитель, горячо просили игумена Валаамского монастыря оставить их в Москве. Святейший Патриарх Тихон, совершая незадолго до своего заточения Божественную литургию в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, назвал братию подворья «оплотом, столпом Православия и рассадником веры в Первопрестольной столице Царства Российского» и выразил уверенность, что «братия обители до конца останется утешением всем скорбящим и обремененным».

2 апреля 1922 года в храме изъяли «для голодающих Поволжья» 5 пудов 22 фунта серебра церковной утвари. В этом же году, несмотря на вмешательство финских властей, верхний этаж здания был отведен под помещение для так называемых «социальных женщин». Все это создавало невероятные неудобства и стеснения для монастырской братии, как по причине столь нежелательного элемента, водворенного в помещение монашествующих, так и на почве неизбежных столкновений с коммунисткой. Тем не менее, монастырская братия твердо продолжала свое служение Господу, противостоя не только большевикам, но и обновленцам.

Невыносимые условия существования, обыски не сломили оставшихся насельников. За несколько дней до закрытия подворья, большевики в сопровождении красноармейцев, ночью неожиданно нагрянули на подворье и в помещении братии произвели тщательный обыск. Ничего, однако, не нашли и уехали ни с чем.

В праздник Казанской иконы Божией Матери, утром перед самой литургией, они вторично нагрянули на подворье, на этот раз уже с целью закрытия его и выселения братии. В это время в церкви было много прихожан, и это обстоятельство вынудило большевиков отложить свое злое намерение до окончания службы. На сделанное братии предложение «выносить свои вещи на автомобили», был получен отказ. Тогда милиционеры сами стали выносить вещи и, погрузив их в автомобили, отправили в Покровский монастырь. 22 октября 1924 года Валаамского подворье было закрыто.

В письме от 14/27 июня 1923 года к заве дующему подворьем иеромонаху Галактиону, отец Игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии. Отец Игумен как бы предвидел последствия проводимой политики новой власти, в своем письме он предупреждал братию: «Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову.
По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность». По постановлению монастырского собора часть братии, получив визы на выезд в Финляндию, вернулись в обитель. Оставшейся братии строго «вменялось в послушание и непременную обязанность быть беспрекословными в повиновении и послушании заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи святой обители».
И все же службы продолжались, поскольку церковь подворья осталась в ведении местного приходского совета. По причине отсутствия места для жительства и ввиду столь враждебного отношения большевиков к монашествующим, часть подворской братии возбудило ходатайство о разрешении вернуться обратно на Валаам. После разных мытарств разрешение наконец было дано, и 18 человек братии 19 декабря 1924 года возвратились в монастырь. Остальные 16
человек остались в Москве для ведения богослужения в церкви преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, поселившись в подвале, напротив своего подворья,захваченного большевиками.

Окончательно храм был закрыт в 1926 году, насельники разогнаны, частично арестованы. Однако священноиноки, выполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, не бросили свою паству: они служили в церкви Ржевской Богоматери на Поварской до ее закрытия.
Величественное здание подворья было изуродовано: крест с купола снят, сломана звонница. Купол заделали бревнами, пол из метлахской плитки залили толстым слоем бетона, вход в часовню и многие окна замуровали.

Позже здесь разместилась поликлиника No 36 Фрунзенского района г. Москвы, во время войны 1,переоборудованная в госпиталь. В 1944—1945 годах несколько блестящих операций провел здесь хирург с мировым именем святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший на Поместный Собор и заседания Священного Синода.
К началу девяностых годов здание пришло в аварийное состояние, коммуникации не действовали, ставился вопрос о его сносе. 1 апреля 1993 года подворье, наконец, было возвращено Церкви, возобновилась монашеская жизнь.
После обустройства временного иконостаса в нижнем храме (бывшей часовне) 1 августа 1993 года была совершена первая Божественная Литургия.
Приходили сюда новые насельники и прихожане. Маленький нижний храм был переполнен. А к весне следующего года расчистили центральную часть храма во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, и 1 мая 1994 года в нем прошла первая пасхальная служба.
С той поры многое изменилось на подворье. 25 октября 1996 г. в день празднования иконы Божией Матери «Иерусалимская» прошла первая служба во вновь открытом приделе верхнего храма, освященного в честь этой иконы. С помощью благодетелей была восстановлена звонница, и в Великий
Четверг 1997 года впервые за многие десятилетия вновь зазвонили колокола.
Вскоре началась реставрация нижнего храма, был установлен новый иконостас, во многом восстановлены прежняя живопись и интерьер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, храм был назван в честь святого благоверного князя Александра Невского. Первая служба прошла здесь 6 декабря 1998 года, в день памяти святого князя.
Кропотливо расчищаются многократно закрашенные дивные росписи парадной лестницы и верхнего храма.
В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с Валаамской иконы Божией Матери. Эта чтимая икона в киоте с резной сенью и с многочисленными дарами находится на северной колонне верхнего храма. Список этот чудотворный. Знаменательно, что чудотворения от него начались одновременно со всецерковным прославлением Валаамского образа.
На южной колонне храма во имя преподобных Сергия и Германа находится прекрасный образ Валаамских чудотворцев, покровителей Московского подворья.

По воскресным дням после Божественной Литургии читаются акафисты Валаамской иконе Божьей Матери и вмч. Пантелеимону.

В субботу 21 октября прихожане нашего храма посетили Московское подворье Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. Желающие принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Тайн пришли к началу богослужения в 8:30, остальные подтянулись ближе ко времени экскурсии в 10 часов.

Как-то так случилось, что район Тверской заставы Москвы исторически не изобиловал церквами. В 1901 году здесь было устроено подворье Валаамского монастыря Финляндской епархии сначала с часовней, а затем и храмом во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Здание было построено всего за год и освящено 18 октября 1901 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), будущим священномучеником.

В отделке подворья был использован гранит с острова Валаам, использовавшийся в постройке северного монастыря, чтобы братия, прихожане и паломники могли в полном смысле слова прикоснуться к частичке любимой обители. Росписи подворья принадлежат мастерам школы Виктора Васнецова. Часть фресок написана, возможно, и самим известным русским художником исторической живописи. Скоро Валаамское подворье стало одним из духовных центров дореволюционной Москвы. Братия из числа валаамских монахов на подворье доходила до ста человек.

Злоключения начались после 1917 года. Новые атеистические власти сняли с купола крест, сломали звонницу. И это несмотря на то, что по условиям предоставления независимости Финляндии подворье оказалось фактически зарубежным представительством. Советские власти не признали иностранный статус подворья, невзирая на протесты финских властей, и начали «уплотнять» монахов. В 1922 году в рамках компании по изъятию церковных ценностей отсюда вывезли больше пяти пудов серебра церковной утвари. А на верхнем этаже здания разместили общежитие так называемых «социальных женщин» (говоря современным языком «девушек низкой социальной ответственности»). Несмотря на эти стеснения, братия продолжали своё служение, высоко оценённое святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским. Окончательно храм подворья был закрыт в 1926 году. Остававшихся насельников разогнали и частично арестовали. Четверо из них: преподобномученик Афанасий (Егоров), преподобномученик Таврион (Толоконцев), преподобноисповедник Арефа (Митренин) и преподобномученик Галактион (Урбанович-Новиков) были впоследствии канонизированы в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Позже здесь разместили поликлинику №36 Фрунзенского района Москвы. Во время Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь. В 1944-1945 годах несколько операций в стенах госпиталя провёл святитель Лука (Войно-Ясенецкий), приезжавший в Москву на Поместный Собор и заседания Священного Синода.

В 1993 году подворье вернули Русской Православной Церкви, и здесь начала возрождаться монашеская жизнь. Проводились активные работы по ремонту и восстановлению храмов и помещений подворья. Производилась расчистка росписей. Незадолго до своей кончины помощь подворью оказывал великий актёр Иннокентий Смоктуновский и даже подарил храму преподобных Сергия и Германа Валаамских семейную икону святителя Николая Чудотворца. В 1998 году для Московского подворья был написан новый список с чудотворной Валаамской иконы Богородицы, ныне пребывающей в Финляндии в Нововалаамском монастыре.

Исполняющим обязанности начальника подворья сегодня является игумен Иосиф (Крюков). В стенах подворья сегодня заседает Синодальная комиссия по канонизации святых, возглавляемая епископом Троицким Панкратием, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. При Валаамском подворье функционируют воскресная школа и Братство имени преподобного Германа Аляскинского. Организуются паломничества на Валаам. В связи с событиями, связанными со столетием революции и гибелью Царской Семьи, проводятся богослужения с акафистом святым Царственным страстотерпцам.

Богослужение на подворье свершается при пении хора с характерным знаменным валаамским распевом. После литургии экскурсию для наших прихожан провёл сотрудник Братства имени прп. Германа Аляскинского – Максим Широков. Экскурсовод показал нашим пилигримам помещения Воскресной школы и храм святого благоверного князя Александра Невского, где проводятся братские богослужения, обычно закрытый для прихожан, рассказал о прошлом и настоящем обители. Все обратили внимание, что если в главном монастырском храме святых Сергия и Германа Валаамских Александр Невский на иконе написан как великий князь, то в храме своего имени на иконе он изображён как смиренный монах, перед смертью принявший схиму. После экскурсии все насладились ароматными чаем и кофе со свежей монастырской выпечкой, в изобилии представленной в здешней трапезной, и посетили интересную книжную лавку подворья.

Текст: Сергей Савкин

Фотографии: Тамары Мироновой и Татьяны Абрашкиной




Контрольный участок послойного раскрытия живописи