Поговорки

Твои люди, село «Без Бога ни до порога»

Теперь уж никто из молодых не поймет значения этих слов. Никого они не тронут, никого не взволнуют. Другая жизнь, другие понятия, другие ценности

Сколько может пережить один человек? «А сколько Бог даст» – так ответила на этот вопрос Мария Васильевна Воробьева. Странно устроен человек – забывает то, что было вчера, но помнит и бережно хранит в памяти события давних лет. Помнит и не может забыть людей, которые долгие годы были рядом и ушли из жизни очень и очень давно. Почему? Да, наверное, потому что бесконечно дороги те события и люди. Горе, радости, тяжелые испытания – все пережито, все в прошлом. Так и у Марии Васильевны – четыре поколения родных да близких на сельском кладбище. И каждого она помнит. Обо всех есть что рассказать. И, конечно же, только хорошее

По заповедям Божьим

Грозный 1919-й – всего два года прошло после Великой Октябрьской социалистической революции. Смутное было время, не всем и не совсем понятное. Скинули царя, сменилась власть. В городе, наверное, сразу перемены почувствовали. А деревня, как была голодной и обездоленной, так и осталась такой. Простой люд еще долго горе мыкал. Жил, как мог, работал, сколько сил хватало.

В семье Василия Матвеевича Солдатова родилась дочь Маша. Своего-то хозяйства не было. Вот и нанимались они тогда к зажиточным односельчанам в работники, чтобы прокормиться. Жили бедно, порой и поесть-то нечего было. Но божьих людей, которые частенько заходили к деду Матвею, всегда привечали и угощали, чем могли. И никогда никого не обидели. Крепко в Бога верили и дед, и сын со снохой Александрой. Не на кого было надеяться, вот и верили, что Бог поможет и спасет. Худого слова да зла в доме не было. Терпеть, жалеть, спасать и помогать учили Машу с сестрами и братом. «Не убий, не укради, не пожелай жены ближнего своего» – эти и другие заповеди Божьи часто повторялись в доме Солдатовых. По ним и жили. Тяжко, в нужде, в трудах, но честно. Мария была старшей из детей. В школу ходить не пришлось. Не до того было. А уж очень хотелось грамотной стать. Усердия, трудолюбия и упорства ей не занимать. Вот и выучилась читать самостоятельно по божественным книгам. Благо их в доме было много.

Частенько Господь посылал тяжкие испытания. Три года лежала она, прикованная к постели страшной болезнью. И кто знает, поднялась бы, если не вера в Спасителя? Крепко верила, молилась и встала на ноги. С семи лет нянчила чужих детей в богатых домах. Старалась угодить хозяевам. Знала, если по-хорошему с детьми обращаться будет, то и ей доброе слово перепадет. Да еще накормят сытно. Многие приезжали к родителям, чтобы нанять ее в няньки. Но крепче всего помнит семью Адониных. То ли потому, что относились к ней по-хорошему, то ли из-за того, что впервые, не спросясь, сготовила. В страду уходили в степь – там и жили, и работали. Далеко уйдут хозяева, а ей накажут: «Заплачет ребенок, ты палочку вверх подними, чтоб мы знали». Однажды решилась: «Дай-ка, я кашу сварю». Уж очень хотелось ей, как хозяйке, повесить котелок над костром и угостить всех. Налила воды, пустила пшена. А сама боится – заругают. Каша жидкая получилась, не как у хозяйки. Страх одолел, еле обеда дождалась. Хозяева пришли, а она сидит у котла, слезами горькими заливается: «Простите меня христа ради». «Да за что? С дитем чего не так?» – «Да нет. Кашу сварила и вас не спросила». Хозяин в котелок заглянул: «Слава Богу, покушаем. Вот молодец. Как же ты сообразила?» – «А я варю, а сама боюсь». Едят хозяева, нахваливают: «Гляди, семь лет, а какая смышленая».

Закончилась эпоха частников, колхозы начали создаваться. Повзрослевшая Мария пошла работать дояркой в колхоз имени Ленина. Денег не было. Работали за «палочки». Это уже попозже стали десять копеек на трудодень давать, а сначала и этого не было. Вышла замуж за Рыжкова Александра Даниловича. Один за другим пошли дети. Жить бы да жить. Но пришлось Марии не в поле мужа провожать, а на войну с фашистами. Ушел муж, а вскоре и маленький сынишка умер. Жалко было. Но что поделаешь? «Бог дал, Бог взял». Хватило бы сил остальных детишек сберечь и мужа живым дождаться. А еще надо было работать, помогать фронту. Ведь голодный солдатик войну не выиграет. Супротив врага сила большая надобна. Ох и щедрой оказалась война на испытания тяжкие и слезы горючие. Хлебнули горюшка бабоньки. И письма читали вместе, и над похоронками вопили хором. Жутким был тот плач. А куда деваться? «Раньше смерти не помрешь». Всем тяжело и жаловаться некому. Не жалея себя, хлестались бабы на непосильной работе. В лютые военные годы пришлось даже на тракторах работать. Мужиков-то не было, как не было вволю еды. Ходили с дедом Трофимом Герасимовичем в Качкарку. «Живым мостом» ее тогда называли. Надергают чакан, навяжут снопы и домой несут, отрывали «роточки» – тем и питались. На людях слез не показывала. Оставшись одна, подолгу молилась.

После войны

Услышал Бог молитву. Вернулся муж. Работал и бригадиром в МТС в Большой Дергуновке, и шофером. В 1952 году родилась младшая дочь Клавдия. А в 1953 – умер кормилец. Осталась одна с четырьмя детьми. Как жили? Да как все в те годы: голод, нужда, страх и работа от зари до зари. Одна радость – детишки живы-здоровы, подрастают и мамке уже помогают. И скотину убирали, и огород выхаживали, и по первому льду в лес за дровами ходили. Пока за день все дела переделают, ночь уж наступит. При лампе за уроки садились. Учиться мать заставляла. Самой-то не пришлось. Так, может, хоть дети грамотными будут. Работу полегче найдут. Не придется им, как матери, надрываться на работе.

Трудно приходилось дояркам. Света в базах не было, тепла тоже. Доили вручную, при свете керосиновых ламп да фонарей. Корма тоже сами подвозили. Не успеешь с утренней дойки домой прийти, а тут уж опять пора на работу собираться. Три раза доили. Порой казалось, что и сил не хватит. Но это только казалось. «Зайду за ней на работу в четыре утра, – вспоминает Любовь Николаевна Солдатова, – а у Марии Васильевны уже и печь истоплена, и пирожки готовы. Разделит. «Эти – ребятишкам, а вот эти – бабам возьмем на работу». Веселее работалось женщинам после вкусного угощения Марии Васильевны. А уж если что нужно было начальству высказать или на собрании выступить – тут ей не было равных. Любила речь держать. И песню, бывало, первая затянет, и шуткой поддержит уставших подруг. Была и депутатом сельского Совета, и в передовиках ходила, а еще хороший и добрый человек. Ведь не просто так спустя многие годы с теплотой говорит Любовь Николаевна: «Работать Мария Васильевна любила, никогда ни с кем не ругалась и не скандалила. Помогала не только по работе. Даже косить учила». Так всегда – все для других, для себя – ничего. Так воспитали родители, так жизнь научила.

Навсегда запомнила страшный и единственный рассказ отца о войне. Он тогда кухню подвозил на лошади, а тут бомбежка началась. Загрохотало кругом. Смерть и впереди, и сзади, и сверху, и сбоку. Солдатики, молоденькие совсем, бегут к нему: «Спаси, отец». Он им кричит: «Ложитесь!» А они бегут. Так и погибли все. В повозку снаряд попал. Лошадь убило, и его ранило. И до самой смерти жалел Василий Матвеевич, что не смог уберечь от гибели тех ребятишек. Видимо, поэтому, всю свою нелегкую жизнь Мария Васильевна помогала, спасала, жалела да молилась. За всех. За своих и за чужих. Без зависти и злобы говорит: «Сейчас-то люди хорошо живут. Посмотреть бы». Да не видят глаза. От слез жгучих и работы тяжелой ослепла она. Окруженная заботой и вниманием, живет с дочерью и зятем Владимиром Павловичем.

Судьба дочери

Клавдия Александровна, как и мать, всю жизнь работала в животноводстве. Сейчас уже трудно поверить, что в 1972 году, когда космические корабли бороздили просторы Вселенной, в колхозе имени Крупской доили руками. Да, оставались еще фермы без электричества. На такую и пришла работать 20-летняя Клавдия. двенадцать коров было в группе. Болели руки. Спасибо, Раиса Андреевна Чепурнова помогала молодой доярке. Доили туберкулезных коров. Потом их вывезли, а Клавдию Александровну перевели на центральную МТФ.

Не намного легче было и там. Правда, ручная дойка осталась в прошлом. Но работать женщинам приходилось стоя в ледяной воде в резиновых сапогах. Попала в больницу и только потом сделали деревянные настилы. Перед каждой дойкой чистили коров щетками, стелили опилки и солому. Боролись за чистоту молока. Летом перегоняли коров в степь да в лес. А ведь уезжала после школы в город. Настоящей горожанкой стала, три года на заводе «Катэк» проработала. А замуж вышла в родную Константиновку. Обещал Владимир: «Поженимся, уедем в Куйбышев». Не уехали. Остались.

Два года жили со свекром и свекровью. Потом родители сложились, дом купили молодым. Мария Васильевна тогда корову зарезала. Ни с одной из троих дочерей Клавдия Александровна даже в декретном отпуске не сидела. Надо было работать. А с детьми оставался свекор Павел Николаевич. Жалел он сноху, всегда помогал ей. На сон времени почти не оставалось. Сядет, бывало, она на машину и спит. Муж тоже все время на работе. С семнадцати лет в колхозе трудился. Был и трактористом, и комбайнером, и шофером. Дорог тогда не было. А ему в ночь молоко колхозное в Большую Глушицу везти нужно. До самого утра не спит Клавдия Александровна, тревожится за мужа. А утром снова на работу.

В самые тяжелые дни вспоминала Василия Яковлевича Александрова – председателя колхоза. Предлагал он ей работу осеменатора. Даже на курсы посылал. Не тут-то было. Решила: буду дояркой. И все тут. Стала. Да еще какой! Портрет на Доске почета, грамоты за ударную работу. Да еще подорванное здоровье. Но не поддается болезням Клавдия Александровна. И по хозяйству хлопочет, и цветы любимые посадит, и с внуками займется. Кто, кроме матери, дочерей пожалеет? Редко, но приезжают навестить сестру и мать Рая с далекого Севера да Иван с Верой из Самары. Собираются дети, внуки. И первым делом зайдут в комнату к Марии Васильевне – обнять и о здоровье расспросить. А она осенит крестом родных и прошепчет тихонько что-то, одной ей понятное. Так и живут Щербаковы – хранимые Богом и материнской молитвой.

Назначение молитвы в том, чтобы оставить нас наедине с Богом.

Автор Лео Бэк

Мы молимся не для того, чтобы сказать Богу, что он должен сделать, а чтобы Бог нам сказал, что мы должны сделать.

Автор Августин

Молитва что нить: мельчайшее повреждение — и рвется она.

Автор Шнеур Залман

Каждый намаз, на котором отсутствует сердце, приближает к мучениям.

Автор Ал-Хасан ал-Басри

Читайте так же:
пословицы о сострадании
пословицы о перемене настроения
Вера — крыло молитвы.

Автор Иоанн Лествичник

А вот еще интересный афоризм о молитве
Важна молитва всякая, даже невнимательная. Сила и действие слова независимы от психологии говорящего. Если бранное, грязное слово осквернит и ранит душу произносящего и даже слушающего, то святые слова молитв, даже рассеянно повторяемых, тонкими штрихами покрывают нашу память, ум, сердце и производят над нами благую работу, нам неведомую.

Автор Александр Ельчанинов

Человек, который думает, что получает ответы на свои молитвы, не знает, что исполнение его молитв исходит из его собственной природы, что ему удалось посредством мысленного молитвенного настроения пробудить чистоту той бесконечной силы, которая дремала внутри его самого.

Автор Николай Бердяев

Бог не даёт молящемуся ничего, что не вытекает из его сущности.

Автор Ибн ал-’Араби

Молитва — не петиция к Богу, но проповедь, обращённая к самому себе.

Автор Эмиль Хирш

Величие молитвы состоит прежде всего в том, что она не находит отклика, в том, что это общение между верующим и Богом не омрачается неприглядной сделкой.

Автор Антуан де Сент-Экзюпери

Очередной афоризм о молитве:
Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестаёт быть молитвой и становится перепиской.

Автор Оскар Уайльд

Молитва, которая выпрашивает какую-нибудь особенную милость и выгоду — что-нибудь меньшее, чем высшее и полное благо — богопротивна и нечестива.

Автор Ральф Эмерсон

Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре».

Автор Иван Тургенев

И последняя часть афоризмов о молитве:
О Мария, зачатая без греха, сделай так, чтобы я могла грешить без зачатия!

Автор Огюстина Броан

Для молитвы достаточно нескольких слов, иначе религия становится литературой.

Автор Феликс Райчак

С уважением портал мудрости Пробудись

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!!

Лайк
Класс
Нравится
Плюсую
Твит

ЧИТАЙТЕ так ЖЕ:

ПОСЛОВИЦЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ РУССКОГО НАРОДА ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ ПОСЛОВИЦЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ РУССКОГО НАРОДА ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ Юраш Дарья, 6-3 класс БОУ «Гимназия 26»

ПОСЛОВИЦА — краткое народное изречение поучительного характера, которое имеет как буквальный, так и переносный (или только переносный) смысл. краткое народное изречение поучительного характера, которое имеет как буквальный, так и переносный (или только переносный) смысл.

Уникальность пословиц, на наш взгляд, состоит в том, что в столь краткой форме в них отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского человека. Уникальность пословиц, на наш взгляд, состоит в том, что в столь краткой форме в них отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского человека. Пословицы охватили все стороны народной жизни. Пословицы охватили все стороны народной жизни.

Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости. Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости.

Цель нашей работы: Цель нашей работы: доказать, что многие русские пословицы являются словесными «иллюстрациями» христианских заповедей. доказать, что многие русские пословицы являются словесными «иллюстрациями» христианских заповедей.

Произведения древнерусской письменности:

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»

Жить – Богу служить. Жить – Богу служить. Где любовь, тут и Бог. Где любовь, тут и Бог. Милостив Бог, а я, по его милости, не убог. Милостив Бог, а я, по его милости, не убог. Ни отец до детей, как Бог до людей. Ни отец до детей, как Бог до людей. Всяк про себя, а Господь про всех. Всяк про себя, а Господь про всех. С Богом пойдешь – до блага дойдешь. С Богом пойдешь – до блага дойдешь. Под Богом ходишь – Божью волю носишь. Под Богом ходишь – Божью волю носишь. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Тот не унывает, кто на Бога уповает. Тот не унывает, кто на Бога уповает.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».

Свободный человек ничего не боится. Свободный человек ничего не боится. Глупая баба и песту молится. Глупая баба и песту молится. За Богом пойдешь, добрый путь найдешь. За Богом пойдешь, добрый путь найдешь. Кому Бог поможет, тот все сможет Кому Бог поможет, тот все сможет

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

Ради красного словца не пожалеешь отца. Ради красного словца не пожалеешь отца. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Что написано пером, того не вырубишь топором. Не много слов, да много дела. Не много слов, да много дела. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. Дела словом не заменишь. Дела словом не заменишь. Думай дважды, говори раз. Думай дважды, говори раз.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. По труду и честь. По труду и честь. Без дела жить- только небо коптить. Без дела жить- только небо коптить. Без труда и отдых не сладок. Без труда и отдых не сладок. Терпение и труд все перетрут. Терпение и труд все перетрут. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается. Труд человека кормит, а лень портит. Труд человека кормит, а лень портит.

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Ближе матери друга нет. Ближе матери друга нет. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Живы родители почитай, померли поминай! Живы родители почитай, померли поминай! Поперёк батьке в пекло не суйся! Поперёк батьке в пекло не суйся! Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Мать святыня, с ней не спорят. Мать святыня, с ней не спорят. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

6-я заповедь: «Не убий»

На убийце кровь. На убийце кровь. Кровь пути кажет. Кровь пути кажет. Сгубить легко, да душе каково? Сгубить легко, да душе каково? И муху убить, так руки умыть. И муху убить, так руки умыть.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй»

Выбирай жену на целый век. Выбирай жену на целый век. Муж и жена — одно дело, одно тело, один дух. Муж и жена — одно дело, одно тело, один дух. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Где любовь да совет, там и горя нет. Где любовь да совет, там и горя нет. У кого нет жены, у того нет близкого. С милым мужем и зимой не стужа. У кого нет жены, у того нет близкого. С милым мужем и зимой не стужа. Не мил и свет, коли милого нет. Не мил и свет, коли милого нет. Любящих и Бог любит. Любящих и Бог любит. Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь не знает мести, а дружба лести.

8-я заповедь: «Не укради»

Без спроса взял, да не сказал — так украл. Без спроса взял, да не сказал — так украл. Не украл, так взял, а вором стал. Не украл, так взял, а вором стал. Воровство — последнее ремесло. Воровство — последнее ремесло. Вор ворует, а мир горюет. Вор ворует, а мир горюет. Купленный сухарь краденого пирога дороже. Купленный сухарь краденого пирога дороже. Украдено мудрено, да будет найдено. Украдено мудрено, да будет найдено. Украдешь песчинку — заплатишь полтинку. Украдешь песчинку — заплатишь полтинку. Вора помиловать — доброго погубить. Вора помиловать — доброго погубить. Сколько вору ни воровать, кнута не миновать. Сколько вору ни воровать, кнута не миновать.

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Раз солгал, а на век лгуном стал. Раз солгал, а на век лгуном стал. Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят. Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят. Лжецу и в правде не верят. Лжецу и в правде не верят. Меньше врется — спокойней живется. Меньше врется — спокойней живется. Лжец — всегда неверный друг, обожжет тебя вокруг. Лжец — всегда неверный друг, обожжет тебя вокруг. Лихо будет тому, кто неправду делает кому. Лихо будет тому, кто неправду делает кому. Где нет правды, там и добра нет. Где нет правды, там и добра нет. Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить. Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего».

Кто чужого желает, скоро свое потеряет. Кто чужого желает, скоро свое потеряет. Злой плачет от зависти, а добрый от радости Злой плачет от зависти, а добрый от радости В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется. Не коси глаз на чужой квас. Не коси глаз на чужой квас. Сытый волк смирнее завистливого человека. Сытый волк смирнее завистливого человека. На чужой каравай рот не разевай. На чужой каравай рот не разевай. Завистнику и курица соседа гусыней кажется. Завистнику и курица соседа гусыней кажется.

Заключение Изучив происхождение пословиц, а также сравнив их мораль с заповедями, мы пришли к выводу о том, что культура русского народа неразрывно связана с Православием. Русское православие родилось как живая вера, состоявшая в единстве религиозного чувства и деятельности. Христианские традиции и постулаты прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в меткие выражения – пословицы. Христианские традиции и постулаты прочно вошли в человеческий быт, а заповеди интерпретировались в меткие выражения – пословицы.

Соедините части пословиц Под Богом ходишь – спокойней живется. За Богом пойдешь,тот каждый день причащается. Блюди хлеб на обед,тот и чужую не обидит. Кто от своего труда питается,а слово на ответ. Кто свою мать уважает, одно дело, одно тело, один дух. И муху убить,Божью волю носишь. Муж и жена -добрый путь найдешь. Вор ворует,а добрый от радости Меньше врется -а мир горюет. Злой плачет от зависти,так руки умыть.

Соедините части пословиц Под Богом ходишь – Божью волю носишь. За Богом пойдешь,добрый путь найдешь. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. Кто от своего труда питается,тот каждый день причащается. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. И муху убить,так руки умыть. Муж и жена -одно дело, одно тело, один дух. Вор ворует, а мир горюет. Меньше врется -спокойней живется. Злой плачет от зависти,а добрый от радости.

Спасибо за внимание!

Утверждение: У тех, для кого утро — самое плодотворное время суток, больше шансов сделать карьеру, чем у сов, которым лучше работается вечером, так как жаворонки энергичнее, дальновиднее и инициативнее.

Исследование: Биолог Кристофер Рандлер задал 367 студентам университета два вопроса: в какое время суток они ощущают самый сильный прилив энергии и чувствуют ли они желание — и готовность — направлять ход событий в нужное им русло. Среди жаворонков дальновидных и инициативных — они согласились с такими утверждениями, как «Я размышляю о своих долгосрочных целях» и «Я считаю, что многое в жизни зависит от меня самого», — было больше, чем среди сов.

Вопрос: Зависят ли от психологического склада личности успехи в работе? Способствуют ли ваши биоритмы вашей карьере или мешают ей? Профессор Рандлер, защищайте свою идею!

Рандлер: Хотя у сов есть свои плюсы — скажем, судя по выводам исследований, среди них больше людей умных и творческих, общительных, с хорошим чувством юмора — их внутренний режим не совпадает с графиком жизни делового мира. Что касается успеха в бизнесе, то все козыри выпадают жаворонкам. Еще одно мое исследование показало, что они лучше учатся в школе, это позволяет им поступать в более престижные университеты, а позже — получить хорошую работу. Кроме того, жаворонки обладают способностью предвидеть вероятные проблемы, и они заранее придумывают, как можно было бы избежать их. Другими словами, они устремлены вперед. Многие исследователи выявляли связь высокой активности и дальновидности с большими трудовыми успехами, более быстрой карьерой и более высокой зарплатой.

То есть все совы — этакие отри- цающие дисциплину «свободные художники»? Разве они никогда ничего не делают, чтобы изменить свое положение?

Конечно, это не так. И среди жаворонков есть люди пассивные. Наше исследование проводилось на довольно большой выборке, и оно выявило общую закономерность. Когда я говорю об инициативности жаворонков, я, конечно, упрощаю картину.

Изменяется ли в течение жизни склонность к активности в то или иное время суток?

Отчасти. Специальными тренировками можно изменить свой хронотип, но незначительно. Примерно половине школьников — участников эксперимента удалось сдвинуть свой режим сна и бодрствования на один час. Но более глубоких изменений добиться трудно, ведь почти на 50% наш хронотип определяется генами.

Если я захочу стать жаворонком, то с чего мне начать?

Мы обнаружили удивительную вещь: утренний прилив энергии, бодрость, характерные для жаворонков, никак не зависят от того, сколько часов человек спит ночью. Важно другое — когда он ложится спать и когда встает. Поэтому изменить свой суточный ритм можно, если ложиться раньше. Или попробуйте пораньше выходить утром на улицу. Дневной свет переводит стрелки наших внутренних часов вперед, и это поможет вам перейти на утренний график активности. Если же, наоборот, вы будете выбираться из дому только вечером, то постепенно переключитесь на ночной образ жизни.

Если я научусь жить, как жаворонок, стану ли я энергичнее?

Этого я не знаю. Одна гипотеза объясняет особую активность жаворонков таким образом: тот, кто рано встает, успевает подготовиться к новому дню. Если это так, то с переходом на утренний режим ваша активность может возрасти. Хотя наука доказывает, что энергичность — врожденная особенность. Исследования показали, что у жаворонков также развито чувство ответственности. Возможно, их активность — следствие этого. Последнее время я раньше просыпаюсь по выходным. Значит ли это, что я превращаюсь в жаворонка? Разница между тем, во сколько вы встаете в рабочие дни и во сколько — в выходные, конечно, связана с вашим хронотипом. Жаворонки обычно встают в одно и то же время, не важно, какой сегодня день, а совы стараются поспать лишний часок-другой, если есть такая возможность. Но на протяжении жизни хронотип может меняться. У многих подростков примерно с 13 лет развиваются «совиные» черты. Это обычно продолжается несколько лет. Вообще среди людей до 30 лет преобладают совы. Между 30 и 50 годами сов и жаворонков поровну, а среди тех, кому за 50, уже больше жаворонков.

Если сов так много, почему компании обычно требуют, чтобы люди приходили на работу рано утром?

Потому что в нашем сознании и культуре укоренилось представление о том, что быть жаворонком хорошо. В Германии, скажем, до сих пор подразумевается — в соответствии с традициями Пруссии и кальвинистскими устоями, — что порядочный человек должен вставать рано. И во всем мире любителей подольше поспать часто считают лентяями. Поэтому в большинстве учебных заведений и предприятий график рассчитан на жаворонков. И мало кто знает, что различия между совами и жаворонками во многом объясняются просто физиологией.

Но если мы говорим о равноправни в организациях представителей разных культур, не стоит ли учи- тывать и принадлежность людей к «позднему» типу?

Сначала нужно продолжить наши исследования. Пока еще мы мало понимаем, как устроены внутренние часы человека. Если наша гипотеза подтвердится и склонность к вечерней активности действительно окажется врожденной, то, надеюсь, работодатели всерьез задумаются над тем, как помочь сотрудникам-совам более полно реализовать себя. Что касается университетов, то они уже сейчас довольно гибко подходят к этому вопросу. Сам я — жаворонок и нередко встаю в 5 утра, чтобы поработать, прежде чем отправиться на кафедру. А один мой коллега каждый день приходит на работу к 11:30 и уходит часов в семь-восемь вечера.

Но зачем компаниям учитывать потребности своих сов, если самые высокие должности достаются жаворонкам? Ведь они принимают все важные решения.

Жаворонки в состоянии понять, что компании выгодно учитывать хронотип своих сотрудников. Помните, мы говорили о такой их черте, как ответственность. Скорее всего, люди разных хронотипов научились взаимодействовать еще на заре цивилизации, когда наличие в одной группе сов и жаворонков позволяло решать многие задачи, например круглосуточно стоять на часах, чтобы вовремя предупредить соплеменников об опасности. И хотя сейчас сов редко отряжают в ночной дозор, их развитый интеллект, творческие способности, чувство юмора и общительный нрав — настоящий клад для любой компании.

image

image

Результаты исследований говорят о том, что каждому хронотипу соответствуют определенные личностные особенности. Вот несколько примеров

***

.

Помощь верблюда узнается в степи; помощь человека узнается в беде. (киргизская)

Лучшая помощь — быстрая. (арабская)

Сердце делу не в помощь. (русская)

Бескорыстная помощь возместится сторицей. (китайская)

Благодарность дороже помощи. (сербско-лужицкая)

Богатому помогут все, а бедному — никто. (абхазская)

Брата всегда не бывает дома, когда за помощью к нему приходишь. (сербско-лужицкая)

В нужде получишь помощь от кого и не ждёшь. (абхазская)

В нужный час никто на помощь не идёт. (хинди)

Взаимопомощь и бедняков сделает богатыми. (китайская)

Вовремя помочь — немного нужно. (осетинская)

Волка на собак в помощь не зови. (русская)

Если вызвался помочь, сделай это вовремя. (корейская)

Если не закричишь, сосед не поможет. (африканская; эве)

Если решил помочь, помогай искренне. (корейская)

На великое дело — великая помощь. (русская)

Как дотащишь до мельницы зерно, так многие тебе своих ослов в помощь предложат. (азербайджанская)

Когда необходимость большая, помощь ближе всего. (датская)

Кто берётся помочь, не думает об опасности. (финская)

Кто готов помочь, — тот и друг. (афганская) (пословица о дружбе и помощи)

Кто не слышит советов, тому не поможешь. (итальянская)

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются. (монгольская)

Глупому сыну не в помощь наследство. (русская)

На помощь надеясь, сам без дела не сиди. (шорская)

Не можешь помочь — не обещай помочь. (корейская)

От нечистого духа помощь — хуже беды. (тамильская)

Помогающий другим — найдёт и себе помощь. (бурятская) (пословица о помощи другому)

Помоги даже врагу, если ему помощь нужна. (адыгская)

Поможешь другим — поможешь себе. (крио)

Поможешь ты — и тебе помогут. (бамбара) (пословица о помощи друг другу)

Свой тот, кто на помощь придёт. (хинди)

Собака при помощи может победить и волка. (татарская)

Советовать легче, чем помогать. (немецкая)

Тот не друг, кто в беде не поможет. (тамильская)

У негодяя помощи не проси — тотчас упрекнёт. (узбекская)

Хоть один, но придёт на помощь из десятерых, которых ты спас от смерти. (ингушская)

Человек человеку в помощь. (осетинская)

Рано вставши, больше наработаешь; рано женившись, скорее помощь будет. (русская)

.

***

.

Русские пословицы о Божьей помощи

Пословицы и поговорки про Взаимопомощь

.

***

Содержание страницы: пословицы и поговорки со словом «помощь».

.