Погребение усопших

Православный обряд погребения
Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть — как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная. Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем. Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный — вопрос о том, как лучше приготовиться к смерти. 261e2c337b996f3fa84db6feb252a1e6.jpgК тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования. В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя, данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужасный вид которых приводит ее в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную — в Молитвослове это собрание песен-молитв называется «Канон молебный при разлучении души от тела». Канон заканчивается молитвой от иерея (священника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику, поэтому, если канон читали миряне, — молитва опускается.
Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму ни сердцу, а напротив того: они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще от апостолов — учеников и последователей Иисуса Христа. Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни.
День первый
Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших. После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения, который перед тем кропят святой водой — снаружи и внутри. Под плечи и голову кладут подушку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию — лицом к лицу — своего Творца, на Которого при жизни возлагал все упование. На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») — свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.
Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) — в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь.
Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не рассеивало скорби о почившем, не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Однако не следует в угоду бытующим кое-где суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы — — в гроб приличествует полагать только цветы. Благоухание цветов — это фимиам Богу; цветы-кадильницы возносят ароматами хвалу Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же напоминают нам об эдеме, о райском саде, являясь украшением природы — престола Божия. Недаром святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что цветы — это остатки рая на земле.
Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири — оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу. Для удобства чтения Псалтири она разделена на двадцать больших разделов — кафизм (перед каждой кафизой трижды повторяется призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему»), а каждая кафизма делится на три «Славы» (после каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»). По прочтении каждой «Славы» (то есть трижды во время чтения кафизмы) произносится особая молитва с указанием имени усопшего. Эта молитва начинается словами «Помяни, Господи Боже наш…» и находится в конце «Последования по исходе души от тела».
До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства — своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтири. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая, продолжительная молитва; лития — усиленное народное моление. Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник — еще и с кадилом. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него.
Совершая панихиду, Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь.
День третий
Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умершего. Кадило приносится в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой жизни — жизни благоуханной, как святой. Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на Небо, к Божьему престолу.
Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер — здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного отчаяния. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника — всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение). Поминальную кутью, со свечой посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутьей (коливом) называется кушанье, сваренное из зерен пшеницы или рисовой крупы и смешанное с медом или сахаром и украшенное сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умершего. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа — как Христос, умерши плотию, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла, воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).
В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно. В трудные для Православной Церкви 1950—1970-е годы заочно отпевали из-за могущих возникнуть осложнений по службе.
Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение, к которому обычно прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.
Служба отпевания состоит из многих песнопений (само ее название — отпевание, прочно укоренившееся в русском народе, указывает на песно-певческий характер). В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Обычай Русской Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосии Печерский написал разрешительную молитву для принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти. Особенно содействовал распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки усопшему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, тогда усопший святой, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее. Такое необыкновенное событие произвело сильное впечатление на всех, кто или сам был очевидцем чуда, или слышал о нем от других.
После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание — в храме или дома. Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.
После предания земле гроб закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе родственников священник может посыпать землю на бумагу. Тогда землю в кулечке перевозят на кладбище, где сами родные и близкие усопшего крестообразно посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же поступают и при заочном отпевании. Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище, а при опускании тела в могилу еще раз совершается лития. Над крещеными младенцами совершается особое отпевание, как над безгрешными: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного — хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).
Вопрос о кремации усопших имеет давнюю историю — в России еще в 1909 году в Медицинском совете Министерства внутренних дел вырабатывался новый законопроект о погребении умерших, устройстве кладбищ и крематория. В одном из параграфов этого законопроекта говорилось, что «мертвые должны быть погребаемы на отведенных для сего кладбищах или подвергаться сожжению в особо устроенных крематориях, причем сожигание трупов в крематориях разрешается при условии, если об этом выражено письменное желание при жизни самим покойным (если он совершеннолетний), или родственниками покойного или лицами, на обязанности которых лежит устройство его похорон, если не имеется ясных указаний, что сам покойный был при жизни против сожжения своего трупа». Однако ни тогда, ни поныне Русская Православная Церковь не дала благословения на кремацию, поскольку хотя в священных книгах и нет запрещения на сжигание трупов, но имеются положительные и повелительные указания на иной и единственно допустимый способ погребения тел — это предание их земле. Таким указанием, прежде всего, служит от самого начала бытия человеческого повеление Создателя мира, сказанное первозданному человеку: «земля ecu и в землю отыдеши».
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток — в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в могилу поется Трисвятое — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» означает, что усопший переходит в ангельский мир. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Усопший христианин веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и теперь покоится под сенью креста. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного — чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина — это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.
Православное поминовение усопших
Сорокоуст
После кончины за усопшего следует заказать сорокоуст, то есть сорок литургий, на которых он будет помянут. Хотя Святая Церковь постоянно молится о всех почивших православных христианах, она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем по просьбе его родных и близких — служит заупокойную литургию, панихиду или литию. С глубокой древности в Церкви, согласно апостольскому преданию, существует обычай творить поминовение усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой день по их кончине (день кончины входит в счет дней помина — если смерть наступила 1-го чиcла до полуночи, то третьим днем будет 3-е число).
Третий день
Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему: «В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.»На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих».
Девятый день
После поклонения Богу на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя всемогущего Творца. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуе-тилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
Сороковой день
Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. Число сорок — знаменательное, оно не раз встречается в Священном Писании (Ветхом и Новом Завете). Народ еврейский сорок лет странствовал в пустыне; пророк Моисей постился сорок дней, принимая закон от Бога; пророк Илия провел сорок дней в путешествии к горе Хорив; наконец, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения также в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Божия.
Святые апостолы узаконили в Церкви Христовой обычай Ветхозаветной Церкви оплакивать умерших сорок дней. Поэтому Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Как Господь Иисус Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы на Божественной литургии по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, дабы победить врага, воздушного князя тьмы — диавола и получить в наследие Царство Небесное. Ради Вознесения Спасителя в сороковой день по Его Воскресении Церковь молится, чтобы и усопший, воскресший со Христом, вознесся и всегда был с Господом.
Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, от которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения». Иногда отмечают и двадцатый день как половину сорокадневного моления об усопших.
Дни памяти
Кроме этого, особенно совершается родственниками память по усопшему в дни его рождения, именин и смерти в знак того, что его душа жива и бессмертна — она совершенно обновится, когда Создатель воскресит истлевшее тело. Поминовение в эти дни служит выражением нашей любви к усопшему, которая не прекращается с его кончиной. Как при жизни усопшего в дни его рождения и именин мы особенно молились о его здравии, так и по кончине должны молиться о прощении его грехов и вечном спасении.
День смерти христианина есть день его рождения для новой, лучшей жизни, — поэтому и отмечается память усопших по истечении года со дня кончины. Празднуя второе рождение их для вечности, мы умоляем милосердие Божие, чтобы Он был милостив к душам усопших и сотворил их жителями рая. В дни памяти усопших принято поминать их за трапезой.
Этот обычай известен очень давно, он описан еще у пророка Иеремии, который говорит о преломлении хлеба в печали, «в утешение об умершем». Словами «преломлять для них хлеб» пророк свидетельствует, что для умерших полезно, когда их поминают ядением хлеба, — а тем более с молитвами. Узаконенное Церковным Уставом благословение в память усопших кутьи как бы обязывает имеющих возможность к устроению и более полной трапезы. Трапеза рассматривается Церковным Уставом как непосредственное продолжение богослужения. Усопших поминают той едой, какая положена по Уставу: в скоромные дни — скоромной, а в постные — постной.Поэтому блины в постные дни следует готовить на растительном масле без молока и яиц. В конце трапезы подается кисель — в некоторых местах с молоком (в скоромные дни с коровьим, а в постные — с миндальным): молоко напоминает о своего рода младенчестве новопреставленной души и располагает к молитве о благополучном духовном росте и развитии ее в загробной жизни. Перед поминальной трапезой обычно совершается заупокойная лития или читается молитва об усопшем, а сама трапеза начинается с вкушения кутьи (колива). В древности у греков, по свидетельству святого Симеона Солунского, вместе с кутьей в храм приносилось и вино, как обычный на Востоке напиток. В древней Руси за неимением своего виноградного вина в таких случаях приносился местный национальный напиток — мед. Таким образом, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой, на которой поставлялось не только ястие, но и питие.
Чин благословения колива напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, чтобы они вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее в память усопших, как бы отдавая их долг неимущим. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших — вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу. Самоубийц, за которых не может быть церковного поминовения, можно поминать в домашней молитве, Оптинский старец Леонид, в схиме Лев, своему ученику Павлу Тамбовцеву, у которого отец окончил жизнь самоубийством, велел читать такую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизсле-димы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя». Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом». О самоубийцах можно также читать «Канон о самовольне живот свой скончавших», составленный митрополитом Вениамином (Федченковым).
Древняя Русь при всей строгости своего отношения к поминовению усопших находила возможным молиться об избавлении от вечных мук умерших в иноверии. При этом на Руси прибегали к предстательству святого мученика Уара, который жил в Египте в конце III—начале IV века, в эпоху особенно жестоких гонений на христиан. Канон мученику Уару читали, главным образом, те, чьи ближайшие родственники или предки скончались вне общения с Православной Церковью. Причина, по которой в подобных случаях обращались именно к мученику Уару, состоит в том, что он вымолил у Господа прощение языческим предкам блаженной Клеопатры. Замечательный пример действенности личной молитвы можно найти в житии святителя Григория Двоеслова: когда он узнал, что давно умерший римский император Траян сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника (поспешно выступая против врага во главе армии, император остановился во всем своем вооружении и заступился за обиженную вдову), то проливал потоки слез в молитве за душу этого человека и получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны. Душа языческого императора была избавлена от ада и даже вымолена слезами святого Григория. Хотя это и очень редкий случай, но он подает надежду тем, чьи близкие умерли вне Церкви.
Православная поминальная трапеза
Кутья
Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).
Блины
Известно, что блины были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Блин — символ солнца и возрождения Истинно русские блины пеклись из гречишной муки — это несравнимо более пышные блины, нежели из пшеничной муки, они имеют приятный кисловатый вкус.
Блины постные
Постные блины готовят без добавления сдобы (масла коровьего, яиц, сметаны, сахара и т.д.). Для постных блинов потребуется: 4 стакана муки (гречневой или пшеничной, можно смешать оба вида муки), 4,5 стакана молока, 20—25 г дрожжей, соль по вкусу. В эмалированную кастрюлю влить полстакана теплого молока и развести в нем дрожжи, добавить еще полтора стакана молока. При помешивании всыпать 2 стакана муки. Тесто хорошо перемешать, накрыть кастрюлю полотенцем и поставить в теплое место. Когда тесто подойдет (увеличится в объеме в 2—3 раза), добавить в него остальную муку, молоко, соль, хорошо размешать и вновь поставить в теплое место. После того как тесто снова подойдет, следует выпекать блины, осторожно зачерпывая тесто, чтобы оно не опало. Сковороду обычно прежде смазывают одной чайной ложкой растительного масла.
Блины сдобные
4 стакана муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст. ложка сахара, 25—30 г дрожжей, 2 ст. ложки сливочного масла, соль по вкусу. В эмалированную кастрюлю всыпать два стакана муки, влить два стакана теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи, все хорошо размешать и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, добавить в него оставшееся теплое молоко, муку и снова поставить в теплое место. Когда оно снова подойдет, добавить взбитые яичные желтки, сахар, соль, растопленное сливочное масло. Хорошо перемешав, добавить взбитые сливки и яичные белки и снова перемешать. Тесто поставить в теплое место на 15—20 мин. После этого выпекать блины.
Кисель
Ныне варят жидкие сладкие фруктовые кисели, а в старину кисели (кисель — кислый) готовили из муки — ржаной, овсяной, пшеничной — на опаре и закваске. Овсяный кисель был густой, его резали ножом, ели ложкой (вспомните молочные реки с кисельными берегами в русских народных сказках). Вот почему в поминальном обычае сохранился кисель в таком виде: с молоком. Овсяную муку можно приготовить самим, перемолов в кофемолке овсяные хлопья.
Овсяный кисель
2 стакана овсяной муки, 2 столовые ложки меда, 8 стаканов воды, соль по вкусу. Овсяную муку залить теплой водой и хорошо перемешать, чтобы не было комков. Дать ей набухнуть в течение 6—8 часов (можно оставить на ночь). Затем процедить через сито, добавить мед, посолить и варить, помешивая, до загустения. Горячий кисель разлить в формы, дать ему застыть и разрезать ножом на порции.
Поминальная трапеза, по преданию, завершалась пирогом, который выносили из дома на блюде в окружении свечей и раздавали нищим как милостыню на помин души усопшего.
Почему на могилу ставят именно крест
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, поставленным над надгробием.937bc1650a3605f47b71c1dc6ba5bfaa.jpgЖизненный крест, который несёт каждый человек, будто обретает уже видимый образ животворящего Крёстного Почему на могилу ставят именно крестзнамения. Он уже воочию свидетельствует, что человек пронёс свой крест до конца, что усопший почил с надеждой на милость Распятого Господа нашего и с надеждой на воскресение и жизнь вечную. Крест на могилу ставят как знак того, что здесь лежит тело Православного Христианина, как победоносное знамение той веры, которую исповедовал при земной жизни усопший, и как видимое свидетельство того, что эта вера и жизнь были направлены на исполнение той миссии, ради которой и родился на свет этот уже почивший Христианин. Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водружённый в землю и возвышающий к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Русь приняла православие от святого апостола Андрея Первозванного. Первое, что он делал, проповедуя Евангелие, воздвигал кресты, причем кресты из дерева. Устанавливая надгробные деревянные кресты, ныне, мы следуем примеру апостолов, могила должна быть увенчана именно деревянным крестом.
Почему не памятником?
Памятники как бы символизируют Ветхий Завет, те каменные скрижали — две каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей, данных Богом Моисею, а через него всему израильскому народу. Но избранный народ как-бы окаменел в Ветхом Завете и не принял Христа, из Богом избранного народа став народом богоборческим. Ставя крест на могиле усопшего, мы исполняем одну из основных заповедей Божиих — возлюби ближнего своего. Ведь часто в жизни бывает так, что человек, умирая, не успевает покаяться, примириться с кем-то, что-то простить, быть самому прощённым. Когда же родственники ставят крест, они оказывают своему ближнему любовь, тем самым, примиряя его со всем этим, потому что Бог — есть любовь. А символ Христа есть Крест. Устанавливая памятник, то есть, окаменевая в Ветхом Завете, мы не примиряем усопшего ни с Богом, ни с кем-то из людей. Потому что Ветхий Завет гласил око за око, зуб за зуб. Мы, принявшие Новый Завет, обязаны оказать ближнему любовь.
Где должен стоять крест на могиле — в ногах или в голове?
В соответствии с православной традицией крест на могиле ставится в ногах покойника. Этим выражена вполне определённая символика: усопший молится, глядя на крест.
Крест Христов: что означают буквы на православном кресте?
Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По еврейски, по гречески и по римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». При изображении Распятия обычно используют сокращение I.H.Ц.I. (И.Н.Ц.И.).c7d388cc5c687e3e4357623b24c93a05.jpgНижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя. Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копьё и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Войны, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. XIX, 34). «Но один из войнов копиём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. XIX,34). 6f16fdcac0e8bff369d1a535dc7dc9db.jpgРаспятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины. «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…». Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛБР» — «место лобное рай бысть». По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребён первый человек — Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживают, каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращённо, со знаками сокращения — титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель). 733b918c6c30f9fbd110c99429417490.jpgИнтересно сравнить и различия в изображении Распятия в западной (католической) и восточной (православной) церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передаёт мученические страдания крестную смерть Христа. Начиная с XV в.в Европе широко распротраняются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что «… когда Он испустил дух,уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривлённые пальцы и руки были простёрты…». В Распятии работы Грюневальда (Матиса Нитхардта) воплотились откровения Бригитты. Большие многофигурные композиции Распятия — тема отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и войны с тростью и копьём, на переднем плане иногда показаны войны, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции — т.н. «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повёрнутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

Как в морге готовят тело к похоронам

В патологоанатомических и судебно-медицинских моргах созданы оптимальные условия для того, чтобы приостановить процессы посмертного разложения и обеспечить безопасную для окружающих подготовку тела к похоронам.

Как правило, в морге тело покойного вскрывают, чтобы точно установить причину летального исхода. В определённых случаях от вскрытия в патологоанатомическом учреждении можно отказаться. В судебно-медицинском морге эта процедура выполняется в обязательном порядке: производятся необходимые разрезы, извлекаются и обследуются внутренние органы, отбираются пробы тканей для гистологических исследований. Когда работа патологоанатома завершена, начинается подготовка тела к похоронам.

Как в морге готовят тело к похоронам

Последовательность работы специалистов морга

Если было проведено вскрытие, сделанные разрезы зашивают. В том случае, когда необходимо бальзамирование, его выполняют способом, оговоренным при заказе услуги. Таких способов четыре:

  • Аортальный, при котором бальзамирующую смесь под давлением нагнетают в восходящую аорту, в сонную или в бедренную артерию. В результате раствор-консервант проникает во все сосуды. Этот способ бальзамирования обеспечивает длительную сохранность тела даже при комнатной температуре.
  • Полостной, основанный на введении бальзамирующей смеси в брюшную и плевральную полость. Выполняется посредством пункций, т.е., отверстий, или небольших разрезов. Обеспечивает сохранность тела в течение нескольких дней. Рекомендован, если покойный отличается тучностью.
  • Инъекционный, останавливающий процессы разложения в отдельных его очагах. Проводится с помощью шприца. Инъекционное бальзамирование проводят в основном для консервации лица и открытой части рук. Используют, чтобы подготовить тело к похоронам в течение ближайших дней.
  • Поверхностный (осмотический), состоящий в том, что бальзамирующий состав (в т.ч. танатогель) наносят на лицо и руки умершего.

В специализированных патологоанатомических учреждениях — моргах тела покойных в течение определённого времени сохраняются при пониженной температуре.

После бальзамирования тело обмывают, тампонируют естественные отверстия, одевают и укладывают в доставленный гроб. Устраняют дефекты видимых частей тела, проводят заказанный косметический сервис и выдают для прощания и погребения в заранее согласованное время.

При подготовке в морге тело дезинфицируют. Тем самым обеспечивается безопасность для всех участников последующих траурных мероприятий.

Бесплатные и платные услуги морга

В моргах Беларуси тела покойных бесплатно хранят 7 дней. Если родственники умершего не найдены, срок бесплатного хранения продлевается до 45 суток.

Регистратура морга бесплатно выдаёт медицинское свидетельство о смерти, необходимое для дальнейших действий по организации похорон, и справку о проведённом бальзамировании. Последний документ требуется при прощании в ритуальном зале, отпевании в церкви и перевозке груза 200.

Остальные услуги морга по подготовке тела к похоронам должны быть оплачены в соответствии с утверждённым прейскурантом. Сохранение умершего в морге дольше 7 дней также оплачивается посуточно.

Что надо привезти и передать в морг?

Чтобы тело было полностью подготовлено к похоронам, родственникам или ответственному организатору похорон необходимо доставить в морг гроб нужного размера с внутренним убранством. Кроме того, надо передать одежду, обувь и гигиенические принадлежности: мыло, расчёску, полотенце, бритвенный станок для мужчин, одеколон, туалетную воду или духи.

Помощь при подготовке тела в морге

Сотрудники ООО «Городская Ритуальная Служба» помогут получить документы в регистратуре морга и обеспечить предоставление нужного сервиса. Они передадут работникам морга всё необходимое для подготовки к похоронам, проследят за качеством сервиса и соблюдением действующих тарифов, согласуют срок выдачи тела, а также его транспортировку к месту прощания и погребения. Телефон +375 (44) 782 97 76 работает в круглосуточном режиме.

Вопрос и ответ

Как отказаться от вскрытия в патологоанатомическом морге?

Это возможно, если причина естественной смерти подтверждена анализами, исследованиями и не вызывает сомнений. В таком случае надо написать заявление на имя заведующего моргом, указать в нём данные заявителя, данные умершего, приложить копию письменного волеизъявления, если в нём содержится прижизненный отказ от вскрытия.

Принимаются ли в моргах дополнительные меры безопасности в связи с COVID-19?

По-видимому, нет, так как патологоанатомы и санитары морга в обязательном порядке применяли и применяют средства индивидуальной защиты. Кроме того, Всемирная организация здравоохранения информирует, что тела умерших от COVID-19 не могут быть источником заражения.

Сколько стоит бальзамирование в минском морге?

Ориентировочный уровень цен — от 100 до 200 рублей. Итоговая стоимость зависит от заказанного способа бальзамирования, состояния тела и других факторов.

Отзывы

27 мая 2021

Спасибо Виталию Бурому за помощь, консультации, контроль и организацию.

Андрей

15 мая 2021

Спасибо большое Александру Фиранчуку за максимальный профессионализм, чуткость и четкость в такой скорбной и тяжёлой для нашей семьи ситуации. Все было организовано максимально быстро и без…

Василевская Олеся

полезный материал
остались вопросы

1 нравится

Во все века у различных народов присутствовало мистическое отношение к умершим. Проявляя почтение к своему усопшему родственнику, оставшиеся в живых, тем не менее, вынуждены были беспокоиться и о сохранении собственного здоровья. До наших времён дошли различные ритуалы и способы погребения. С увеличением численности населения на Земле и трендом на новаторство в ритуальной сфере, представители отрасли активно предлагают новые способы погребения и форматы ритуальных обрядов. Какие-то из традиционны в нашем понимании, другие можно назвать экзотическими.

Захоронение в земле

Самый древний и наиболее распространённый способ прощания с близкими. К нему прибегали с давних времён, как к наиболее экологичному варианту. Основные конфессиональные отличия при захоронении касаются сроков опускания тела в вырытую для этого яму и похоронных атрибутов.

В христианстве. Обязательными считаются гроб, саван, белые тапочки и чистые одежды на покойном. Крышка гроба в обязательном порядке заколачивается перед погружением в землю. Гроб опускается на глубину 1,5-2 метра и засыпается землёй. Обряд сопровождается заупокойными молитвами, иногда траурной музыкой. На похоронах известных людей можно встретить инкрустированные дубовые гробы, лифт для погружения и прочие предметы роскоши. Захоронение обычно совершается на 3-й день после кончины.

В исламе. Классическое погребение совершается с использованием носилок вместо гроба. Их несут исключительно мужчины. Тело покойного оборачивают кусками материи: для мужчин тремя, для женщин – пятью. В вырытую яму погружают тело, располагают его на боку, лицом к кибле. Поскольку эпидемиологическими нормами запрещено закапывать в землю без гроба, мусульман при захоронении помещают в специальный деревянный ящик с крышкой. На могиле также читают специальные молитвы. Проводы осуществляют в как можно более сжатые сроки.

В Америке. Предание тела родственника земле в Западном полушарии весьма условное. Ведь гроб помещают перед захоронением в специальный железный или бетонный саркофаг. Это делается, чтобы воспрепятствовать проседанию земли по мере разложения органических останков.

У язычников. Когда умирал князь или высокопоставленный вельможа, над его могилой было принято насыпать большую гору земли – курган. Вместе с ним нередко хоронили его жён, рабов, слуг, перед этим совершая над ними ритуальное убийство. В могилу клали драгоценные предметы, утварь, инструменты, орудия охоты и земледелия. Таким образом считалось, что на том свете богатого человека будет окружать та же роскошь, что была при его земной жизни.

Пещерное погребение. Считается одной из форм захоронения в землю. В горных районах, где было трудно выкопать глубокую яму для покойного, тела замуровывали в естественных скальных нишах. Благодаря естественным пустотам многие останки хорошо сохранились до наших дней и стали объектом для изучения быта и обычаев индейских культур, аборигенов Малайзии, Полинезии, Африки.

Новаторские идеи при захоронении в землю

У традиционного способа захоронения в гробу есть немало противников. Главными их аргументами выступают:

  • необходимость выделения значительного участка земли под могилу;
  • невозможность использования участка для проведения повторного захоронения в течение 15-20 лет;
  • закапывание массы неорганических веществ, отравляющих почву (бальзамирующие средства, железобетон, пластик и пр.).

По всему миру создаются различные организации, ратующие за сохранение экосистемы земли и замены привычного погребения иными способами. Приведём лишь часть предложенных вариантов. Какие-то из них уже успешно практикуются в похоронной сфере. Другие, из-за препон в законодательстве, на данный момент ещё не реализованы.

Зелёные кладбища. Тело в минимальной одежде размещается без гроба в землю. В изголовье высаживают саженец дерева. Останки становятся естественной питательной средой для растительности, а сама могила уже через год приобретает вид ровной площадки. Никаких могильных памятников не предусмотрено – в отдельных случаях ставят деревянный крест с табличкой.

Биоразлогаемые капсулы. Идея, предложенная итальянскими дизайнерами Анной Чителли и Раулем Бретцелем в 2003 году. Напоминает идею зелёных кладбищ. Тело в позе зародыша помещается в яйцевидную оболочку, которая подлежит быстрому разложению. Над захоронением высаживается дерево. До сих пор не реализовано, поскольку пока этот способ не соответствует нормативным актам Италии.

Кладбище-небоскрёб. Это железобетонное здание в Иллинойсе предназначено для длительного сохранения гробов в нишах. Своё творение архитекторы Ялин Фу и Ишуан Ли назвали «Башня Мокши». Таким термином в индуизме называется процесс освобождения души из бренного тела. Подобные вертикальные некрополи существуют в Бразилии (г. Сантос) и Японии (г. Токио).

В качестве замены деревянному гробу в Шотландии вам предложат изделие, изготовленное из шерсти, а в Англии – из плетёной лозы.

Кремация

Кремирование, или сожжение тел умерших людей в доменных печах крематориев – второй по распространённости вид погребения. Сама процедура происходит вдали от глаз родственников. Гроб с покойным под траурную музыку или молитвы въезжает в нишу, работники заведения раздевают тело и переносят его в печь, где под температурой свыше 850°С происходит сожжение.

Позже близким выдают в урне прах, оставшийся после кремации. С ним поступают согласно воле умершего или общим решением членов семьи. Многие известные люди завещали развеять свой прах на берегу водоёмов или в местах, наиболее дорогих их сердцу. Также часто урны с прахом подхоранивают в могилы к умершим родственникам. Делать это можно уже спустя год после погребения в гробу, поскольку захоронения в урне обычно неглубокие (50-80 см).

Многие кладбища также предлагают размещение урн с прахом в ячейке колумбария. Она закрывается могильной плитой и не подразумевает дальнейшего вскрытия. Плита может быть гранитной, сделанной из полимерный материалов или стекла. В ячейку разрешается вложение мелких личных вещей покойного, искусственных цветов.

Среди язычников обряд сожжения мёртвых был распространён. Например, в Древней Греции и Древнем Риме кремировали чаще, хоронили в землю. Считалось, что с помощью огня душа умершего быстрее долетит на небеса. Погребение на костре традиционно для японской и индийской культур. Правда, при проведении обряда сати происходит сжигание не в полной мере: после обугливания верхних тканей труп сбрасывают в реку и там его поедают обитатели водоёма.

В Европе с приходом христианства на какое-то время забыли о кремировании, поскольку церковь трактовала этот способ погребения как языческий. Однако во времена распространения чумы и при недостатке кладбищенских земель люди вновь обратились к сожжению. Первая кремационная печь заработала в 19-м веке. В дореволюционной России крематории работали в Кронштадте и Владивостоке. Позже доменные печи были построены в Петербурге, Москве и других крупных городах.

Различные религиозные течения по-своему относятся к данному ритуалу. Буддисты, индуисты и язычники проповедуют сожжение тел. Православная церковь в Константинополе, мусульмане и иудеи выражают категорическое отрицание. Католики и другие христианские конфессии отдают предпочтение традиционному захоронению в гробу, но не запрещают кремацию.

По мнению экологов печи крематориев каждый раз выбрасывают в воздух не менее 50 кг окиси углерода. Горячий газ пагубно влияет на атмосферу и ускоряет наступление парникового эффекта.

Погребение в воде

Живущие вблизи водоёмов люди и моряки нередко изъявляют свою волю быть погребёнными в воде. Таким образом они и после смерти желают находиться в привычной для себя стихии. Вариации такого захоронения встречаются у многих народов.

На плоту. Тело располагается на подготовленных дровах, которые во время церемонии поджигаются. Далее плот отправляют в свободное плавание. После частичного сожжения останки погружаются в воду.

На лодке. Лёгкую одноместную лодку использовали для сплава мёртвого тела по реке. В какой-то момент утлое судно разрушалось, а труп доставался хищникам или рыбам.

В море. Наличие трупа на корабле – плохая примета. Потому при обнаружении умершего, его оборачивали в саван и на полном ходу плавсредства отпускали в море. Там оно становилось добычей морских плотоядных животных.

В бетонном шаре. Исследователи океанских рифов Дон Браули и Тодд Барбер в своё время задумались над сохранением подводной экосистемы. Для этой цели ими были разработаны и созданы полые бетонные шары для укрепления рифов. Приёмный отец Дона после своей смерти завещал свой прах смешать с цементным раствором и вылить из него шар. После первого такого захоронения услуга стала пользоваться популярностью среди любителей дайвинга. Представители компании Eternal Reefs обещают долговечность таких «мемориальных рифов» на протяжении 500 лет.

Ещё проще поступают в современном мореходном деле. На кораблях устанавливается кремационная печь и после сожжения прах развеивается по просторам океана.

Погребение в космосе

После освоения мирового океана, человек устремился в космос. Когда первый турист побывал на орбите Земли, космические путешествия стали в мировоззрении жителей планеты более доступными. И пусть при жизни не всем под силу преодолеть земное притяжение, оказаться в космосе после смерти вполне реализуемо. На борт ракеты можно поместить свой прах для дальнейшей его доставки на орбиту.

На самом деле в капсуле, которую берут для такого рода перемещений, содержится всего 2-7 символических грамма останков. Остальной прах развеивается прямо возле стартового комплекса. Это связано с ограничениями по весу и достаточно дорогими космическими полётами. Сейчас такого рода похоронные услуги предоставляются двумя компаниями в мире: Celestis и Elysium Space.

Каннибализм и поедание тел животными

Не каждая местность располагает достаточным количеством древесины или рыхлой почвы для погребения в земле или путём сожжения. Однако избавление от мёртвого тела было необходимой процедурой. В Тибете и Монголии умершего разрубали на части, а кости перемалывали. Данной смесью кормили стервятников. По тому, как быстро поедались части трупа делали предсказания. Зороастрийцы из Персии также кормили мёртвыми телами птиц-падальщиков. Для этого они располагали трупы на высоких помостах.

В степи Манчжурии тотемным животным был волк. Не тот худой и облезший, которого можно увидеть в зоопарке, а настоящий сильный хищник. Его старались не обижать, а после смерти человека из племени, его тело заворачивали в шкуру и отвозили в места обитания волков. Такой способ погребения считался степняками наиболее приемлемым, поскольку дикое животное поедало трупы вместе с костями. Экобаланс не нарушался, а задобренные таким образом хищники не подходили близко к людским поселениям.

В Новом Южном Уэльсе практикуют посмертный каннибализм. Аборигены коптят мясо своих родственников на огне, а затем поедают. Представители другого австралийского племени диери предпочитают съедать только жир. Так добродетели и сила умершего переходит к живущим.

Мумифицирование

Первые хорошо сохранившиеся мумии были обнаружены при раскопках гробниц фараонов. Обычай, пришедший к нам из Египта, нашёл своё применение и при погребении отдельных известных личностей:

  • В.И. Ленин, выставленный на обозрение в московском Мавзолее.
  • Н.И. Пирогов, тело которого находится в церкви-усыпальнице неподалёку от музея-усадьбы хирурга.
  • Эвита Перон, первая жена президента Аргентины Хуана Перона, ныне покоится в семейном склепе.

Археологи часто находят хорошо сохранившиеся останки людей в торфяниках или высоко в горах. Якуты Сибири умерших оставляли на помостах в определённом месте без предания земле. В условиях мерзлоты очень трудно было выдалбливать ямы в почве. Под действием холодных температур и воздуха тела часто естественным образом мумифицировались.

Крионика – ещё один способ остановить процесс трупного разложения. Тела только что умерших людей замораживают до ультранизких температур, а затем погружают в жидкий азот. К подобному сохранению тел прибегают богатые личности, которые надеются на своё дальнейшее оживление в то время, когда науке это станет под силу. В мире всего 4 компании, предоставляющие подобную услугу: три расположены в США и одна – в России.

Экзотические способы погребения

Наряду с привычными видами захоронений похоронная отрасль представляет и достаточно экзотические способы увековечивания памяти покойных.

Синтетические алмазы. В основу берётся прах или волосы усопших. Из останков извлекается содержащийся в них углерод. Материал подвергают нагреву до 3000°С, а затем оставляют на 4 месяца для созревания. В результате получается вырастить алмаз. Его можно огранить и носить как памятное украшение. Сейчас основными лидерами по производству таких бриллиантов являются компании LifeGem и Algordanza.

Графитовые карандаши. Такую идею подала британский дизайнер Надин Джарвис. По её подсчётам из праха покойного можно изготовить 240 принадлежностей для письма. На каждом изделии предлагается увековечить имя умершего.

Удобрения. Ещё один способ вернуть природе свой долг. Переработку тел в питательные вещества для растений предлагает американский дизайнер Катрина Спейд. Ими затем можно удобрять растения в своём саду.

Анатомический музей. Стать объектом для изучения строения человеческого тела после своей смерти могут рассчитывать люди с аномальными физиологическими развитиями. Как правило, администрация музея заключает с ними договор и выплачивает определённую сумму при жизни за то, что человек соглашается на демонстрацию своих останков общественности. Из наиболее знаменитых – Кунсткамера в Петербурге, Венский Музей при Патолого-Анатомическом Институте и Хантеровский Музей в Лондоне.

Виниловые пластинки. Добавлять прах при изготовлении музыкальных носителей стал музыкант из Великобритании Джейсон Лич. Основанная им компания по производству таких пластинок начала работу в 2010 году.

Салюты и фейерверки. Зрелищную церемонию предлагает британская фирма Heavens Above Fireworks. При прощании салюты и фейерверки выстреливают прахом умершего.

Ресомация. Химическое растворение тел посредством действия гидроксида калия, повышенного давления и высокой температуры разработал Сэнди Салливан из Шотландии. Останки ускоренно разлагаются на протяжении 3-х часов. Не растворившиеся частицы высушивают и выдают родственникам. Подобную технологию считают отличной альтернативой кремации, поскольку она не требует высоких температур и не выделяет в атмосферу углекислый газ.

С каждым годом ритуальные организации придумывают всё новые варианты погребения. Как знать, какой способ будет популярен уже через несколько десятилетий.

Возможно, вам будет интересно:

  • Алмаз из праха
  • Стать деревом после смерти
  • Кладбища будущего

В Липецкой области священник сорвал похороны российской учительницы. Видеозапись конфликта людей со священнослужителем опубликована на «Пикабу» под названием «»Веселые» похороны с пьяным батюшкой».

Полная версия сайта ➞

По словам автора ролика, ситуация произошла 29 октября у Георгиевского храма в селе Кузовлево Лев-Толстовского района области. В описании видео на YouTube говорится, что люди приехали на отпевание российской учительницы со стажем более 40 лет.

Предварительно, на видео запечатлен священник Андрей Сидоренко. Многие из участников похорон на записи вслух говорят о нетрезвом состоянии Сидоренко. Утверждается, что он пришел на церемонию «абсолютно пьяным и неадекватным», из-за чего и случилась перепалка.

В ролике батюшка спорит с одним из прихожан, называет его «чмом», а после между ними едва не завязывается драка. Также стороны обмениваются нецензурными выражениями. Позже священник назвал всех присутствующих «коронавирусниками». «Что вы хотите? Вы хотите уничтожить все село?!» — возмутился священник и ушел в сторону храма.

В Лев-Толстовском благочинии Елецкой епархии отказались от комментариев, сообщает местное издание GOROD48. По их данным, запись сделана на похоронах жительницы села Кузовлево и местной учительницы. Родные от комментариев также отказались.

В пресс-службе Елецкой епархии сообщили радиостанции «Говорит Москва», что поведение священнослужителя обсудят 2 ноября. По словам представителя, руководство епархии в курсе конфликта.

Мы часто видим в фильмах, как умершего человека закрывает глаза ладонью. Задумывались ли вы, почему люди так торопятся закрыть почившему глаза?

Может быть, вы видели эту картину в реальности своими глазами, но спросить смысл этого действия старших родственников посчитали не уместным.

Есть три взгляда она данную проблему: с точки зрения магического мышления, человеческой психологии, и с точки зрения медицины.

Поверья о глазах умершего

Со времен язычества на русской земле остались суеверия, связанные с глазами умершего.

  1. Глаза усопшим закрывают так поспешно, чтобы он не успел утянуть на тот свет большое количество людей рядом.
  2. Ещё закрытие очей умершего предотвращает возвращение души в мёртвое тело и превращение в демона.
  3. Если глаза останутся приоткрытыми, и при этом вокруг будут открытые зеркала, душа умершего может увидеть своё отражение и заблудиться, не попав в нужное место загробном мире для очищения.
  4. На очи умершего принято класть деньги округлой формы из металла по размеру глазниц, чтобы глаза не открылись и не произошло утягивания живых на мертвую сторону. То есть тяжесть монет препятствует открыванию очей во время траурной процессии. Если так произойдёт даже в закрытом гробу, считается, что через щель в гробу покойный может взглядом забрать окружающих на тот свет.
  5. Бытует мнение, что, оставшись во время наступления конца жизни с открытыми глазами, человек увидел свою смерть. Одновременно это означает, что он не успел что-то сделать при жизни.

Интересно!

После этой традиции вспоминаешь древних греков, которые клали рядом с покойным в месте захоронения монеты, нужные по легенде, чтобы оплатить перевозку Харону через загробную реку Стикс. Они верили, что, если не положить монеты – душа останется скитаться и страдать на берегу вдоль реки вечно.

Закрывание глаз покойному с точки зрения медицины

После смерти у людей перестают выделяться слёзы для смачивания глазного яблока и облегчения моргания. Если глаза не закрыть, то глазное яблоко пересыхает, темнеет, проваливается. Лучше заранее защитить очи покойного от преждевременного пересыхания. Тем более, впалые глаза выглядит не эстетично – роговица становится мутной. Когда люди на церемонии прощания будут подходить к гробу, ничто не должно вызывать в облике умершего отвращения.

Почему закрывают глаза покойному с точки зрения психологии

Часто бывает, что человек умер, испытывая сильную боль, агонию. В этих условиях лицо человека отражает весь страх и ужас кончины. Если человек в этот момент умер с открытыми глазами, это выражение останется на его лице и после.

Разве хочется кому-то из близких видеть своего родного человека в агонии? Поэтому окружающие стараются закрыть только что умершему человеку глаза, чтобы его родные были более спокойны. приятнее и безопаснее для психики родственников видеть на лице умершего нейтральное выражение лица. Должно казаться, что человек не умер, а просто спит. Это в будущем поможет окружающим легче смириться с утратой.

Те, кто закрывал глаза умершему, знают, что по прошествии определённого времени это будет трудно сделать, так как наступает трупное окоченение. Такие люди скептически наблюдают за сценами кино, где герой или медик лёгким движением руки справляется с этим ритуалом.

Для большинства людей вопрос «закрывать или не закрывать глаза умершему» вообще не стоит. Так принято делать. Обязательно кто-нибудь это сделает: оберегая от ещё большего потрясения чувствительных родственников, или брезгуя видом мёртвых глаз.