Похоронная молитва

Такие слова часто можно было услышать в храмах в советское время. Как правило, это какая-нибудь бабушка заказывала заочное отпевание. В то время родные умершего часто или боялись, или просто стыдились из-за своей нецерковности прийти в храм заказать отпевание. Но, даже не веря ни в Бога, ни в загробную жизнь, они чувствовали, что надо «что-то сделать», когда кто-то умер у них. Поэтому они посылали знакомую воцерковленную бабушку, давая ей деньги, «мол, ты сделай, что там надо». Бабушка приходила и за церковным ящиком заказывала заочное отпевание, которое тогда было очень распространено: принести покойника в храм на отпевание было небезопасно.

Как правило, после Литургии священник выходил в трапезную часть храма к канунному столику (тетраподу) и служил заказанные заупокойные службы — панихиды, добавляя песнопения и молитвы отпевания. На столике у тетрапода лежали продукты, принесенные, как говорят, «на канон», а также рис с изюмом — кутья, куда обычно втыкали свечу с бумагой, чтобы воск не капал на кутью. Еще приносили мед с иконкой, на которой сзади карандашом писали имя и фамилию умершего и дату смерти, чтобы на 40-й день мед забрать и приготовить на поминках сыту — медовую водичку с кусочками манки, выпиваемую с молитвой за упокой умершего. А иконку забирали домой и ставили в домашний иконостас. Однако чаще всего люди забывали забирать все это, и в некоторых храмах образовывались на подоконниках целые ряды софринских иконок в пластмассовых рамочках и большая «пасека» из незабранных баночек с медом.

Прочитав на отпевании заупокойное Евангелие, батюшка брал в руки ту самую «гра-
мотку», или, как иногда говорят бабушки, «рукописание», и читал напечатанную на ней типографским способом разрешательную молитву — молитву о прощении грехов усопшему (иногда говорят разрешительную, но в тексте молитвы стоит именно разрешательная). На том же листе сбоку печатается т.н. венчик (см. ниже).

После окончания службы священник сворачивал грамотку и отдавал тому, кто заказал отпевание. Тут же он брал чистый лист бумаги и лопаткой крестообразно насыпал туда песочек (иногда называемый землей), специально для таких целей хранившийся у тетрапода. Некоторые священники в этот песочек добавляли и пепел из кадила — так как в Требнике указано умастить покойного маслом из лампады или посыпать пеплом из кадила. Песочек завертывался в бумагу и также отдавался верующему вместе с кутьей, которую батюшка тут же благословлял. Кутья раскладывалась дома на тарелки, чтобы, придя с кладбища, люди первым делом съели ее с молитвой за усопшего, а вот продукты, принесенные «на канон», оставались в пользовании причта — как милостыня в пользу души усопшего.

Придя к телу усопшего, бабушка ножницами отрезала венчик и клала на лоб. В правую руку усопшему влагали сложенную грамотку, иногда — пластмассовый крестик, свечку и платок. Когда гроб несли, то останавливались на каждом повороте и местах, где раньше жил или работал покойный. Обязательная остановка была перед воротами кладбища. Придя к могиле, после того, как все попрощались с покойным, бабушка накрывала покрывалом лицо усопшему и крестообразно посыпала его песочком по верхней части туловища. Иногда вместе с землей поливали маслом, которое осталось от соборования этого усопшего перед смертью. После этого закрывали гроб и хоронили, причем все присутствующие трижды бросали на гроб землю. При этом некоторые бросали в могилу деньги, что, конечно, являлось проявлением язычества, недопустимым для похорон христианина! Некоторые вынимали из гроба венок от головы и вешали его на крест, а также забирали из гроба иконку и несли в храм или домой. Кто-то клал в гроб личные вещи покойного.

Есть церковные правила погребения, которые обязательны к исполнению; есть народные традиции, нейтральные — можно делать, а можно и не соблюдать; и есть обычаи языческие, вредные — соблюдение их для христианина однозначно запрещено. За прошедшие века церковные правила погребения христианина в обычной жизни переплелись с народными обычаями. Из-за этого люди часто не знают, что надо соблюдать, а что является языческими обычаями, недопустимыми при погребении христианина.

Откуда пошли эти правила и традиции отпевания, и какие из них обязательно соблюдать, а какие необязательно или даже запрещено соблюдать — в ряде очерков мы постараемся об этом рассказать.

Грамота, венчик

Как известно, за тяжкие грехи Церковь отлучала от Святого Причастия на определенное число лет. Если человек умирал, то его причащали в любом случае, даже если время епитимии не прошло (а если выздоравливал — продолжал годы епитимии (см. Требник, Исповедание)). Обычно от епитимии разрешал только епископ, но для умирающих это мог сделать и священник. Для этого ему давалась грамота от епископа, которую он читал над отлученным умираю-
щим — в знак того, что тот разрешается от епитимии и может причаститься Святых Христовых Тайн. Если после этого он умирал, то грамота влагалась ему в руку как знак, что за умершего можно молиться, ибо он разрешен от грехов своих. В житии свт. Григория Двоеслова (+ 604 г.), написанном Иоанном диаконом, говорится, что святитель для разрешения монаха, умершего в отлучении, написал молитву о разрешении от церковного отлучения умершего и дал ее для прочтения над усопшим.

После смерти в 912 г. византийского императора Льва VI Мудрого, не успевшего получить разрешение своего отлучения от Церкви за четвертый брак, безусловно запрещенный Церковью, его сын император Константин VII Порфирородный упросил архипастырей Восточных Церквей дать тому разрешение. В это время (начало Х века) чтение над усопшими разрешательной молитвы уже вошло во всеобщий обычай, о чем свидетельствуют Требники тех времен (Евхологий Гоара).

Обычай влагать в руку усопшему грамоту появился в России в XI в. Об установлении этого обычая говорится в Киево-Печерском Патерике в главе «О создании печерской церкви Святой Богородицы»:

«Был в земле Варяжской князь Африкан, брат Якуна Слепого, того, который в бегстве потерял золотую луду (плащ из золотой парчи. — Прим. ред.), когда воевал с Ярославом против лютого Мстислава. У этого Африкана было два сына — Фрианд и Шимон. По смерти брата Якун изгнал обеих племянников из их владений. И пришел Шимон к благоверному нашему князю Ярославу. Этот принял его, держал в чести и отдал сыну своему Всеволоду, сделав старшим при этом князе. И принял Шимон великую власть от Всеволода. Причина же любви Шимона к святому монастырю Печерскому вот какая. Во время княжения в Киеве благоверного и великого князя Изяслава пришли половцы на Русскую землю в 6576 (1068) году, и трое Ярославичей — Изяслав, Святослав и Всеволод — пошли навстречу им, взяв с собой и этого Шимона. Когда же пришли они к великому святому Антонию для молитвы и благословения, старец отверз неложные свои уста и ясно предсказал ожидающую их погибель. Варяг же этот упал в ноги старцу и молил сказать, как уберечься ему от такой беды. И сказал ему блаженный: «Сын мой! Многие падут от острия меча, и когда побежите вы от супостатов ваших, будут вас топтать, наносить вам раны, топить в воде. Но ты спасешься, и положат тебя в церкви, которая здесь будет создана».

И вот на реке Альте вступили в бой полки, и по Божию гневу побеждены были христиане и бежали; воеводы их со множеством воинов пали в битве. Тут же, посреди их, лежал и раненый Шимон. Взглянул он на небо и увидел церковь превеликую — ту самую, какую он уже прежде видел на море. И вспомнил он слова Спасителя и сказал: «Господи! Избавь меня от горькой смерти молитвами Пречистой Твоей Матери и преподобных Антония и Феодосия!» И вот вдруг некая сила исторгла его от мертвецов: он исцелился он ран и всех своих нашел целыми и здоровыми…

Однажды пришел Симон к блаженному и после обычной беседы сказал святому: «Прошу у тебя одного дара». Феодосии же сказал ему: «Сын мой, что же просит твое величие от нашего смирения?» Симон же: «…Вот чего прошу я у тебя: дай мне слово, что благословит меня душа твоя как при жизни, так и по смерти моей и твоей». И отвечал святой: «Симон, выше силы прошение твое. Но если по моем отшествии церковь эта устроится и уставы, и предания мои будут в ней соблюдаться, то пусть будет тебе известно, что я имею дерзновение у Бога. Теперь же не знаю, будет ли принята моя молитва». Симон же сказал: «Господь свидетельствовал о тебе, я сам слышал это из пречистых уст образа Его. И потому молю тебя: как о своих чернецах, так и обо мне грешном помолись, и о сыне моем Георгии, и до последних рода моего». Святой же обещал ему это и сказал: «Не о своих чернецах одних я молюсь, но и обо всех, любящих ради меня это святое место». Тогда Симон поклонился до земли и сказал: «Отец мой! Не выйду от тебя, если не удостоверишь меня писанием». Феодосий понужден был сделать это за любовь его и написал так: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» — ту молитву, которую и доныне влагают в руку покойнику. (Выделено мной. — Авт.) Это с тех пор утвердился обычай класть такое письмо с умершими; прежде никто не делал этого на Руси. И это было написано в молитве: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И когда будешь воздавать каждому по делам его, тогда сподоби, Владыко, рабов Своих, Симона и Георгия, стать на правую Твою сторону в славе Твоей и слышать Твой благой глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам». Симон же попросил: «Прибавь к этому, отец мой, чтобы отпустились грехи родителям моим и ближним моим». Феодосии же, воздев руки к небу, сказал: «Да благословит тебя Господь от Сиона и да видите вы красоты Иерусалима все дни жизни вашей и до последнего рода вашего!» Как некий бесценный дар принял от святого благословение и молитву Симон, прежде варяг, теперь же, по Божьей благодати, правоверный христианин. Научен он был святым отцом нашим Феодосием, и чудес ради, бывших от святых Антония и Феодосия, оставил латинскую ересь и истине уверовал, со всем домом своим, со всеми священниками своими, душ около трех тысяч. Этот Симон был первый положен в той церкви».

Следующее яркое упоминание о разрешательной молитве в церковной истории относится к 1263 г. — году кончины св. благ. князя Александра Невского. Когда в декабре 1263 г. во Владимире митрополит Киевский и всея Руси Кирилл III отпевал усопшего великого князя Александра, принявшего перед смертью схиму с именем Алексий, то он хотел вложить разрешательную молитву в правую руку князю, но святой князь, как будто живой, сам взял ее из рук удивленного митрополита. Это чудо видели многие. Отсюда мы узнаем, что грамоту вкладывали в правую руку.

В конце XV века великий князь Московский Василий II Васильевич Темный испросил разрешательную грамоту у Иерусалимского Патриарха Иоакима. Если находилось в земле тело, которое не разлагалось (но это не относится к нетлению святых мощей!), то считалось, что это сильный грешник, которого даже земля не принимает, и над такими тоже читалась разрешательная молитва, после чего тело должно было обратиться в прах. Например, было в 1635 г. в Вильно, когда (по описанию Требника Петра Могилы) после прочтения молитвы над телом отлученного от Причастия самозванца, выдававшего себя за сына Бориса Годунова, якобы спасшегося от гибели, оно тут же обратилось в прах. В 2-й половине XVII в. преподавание разрешательной молитвы в России — уже массовое явление.

Корнями эта молитва (как, кстати, и другие нынешние молитвословия за усопших) восходит к поминанию усопших после пресуществления Святых Даров на Литургии св. апостола Иакова сирийского извода. Вот эта молитва: «Господи, Боже духов и всякой плоти, помяни всех, кого мы помянули, отшедших из сей жизни в православной вере, даруй упокоение их душам, телам и духам, избавив их от будущаго вечнаго осуждения и соделав их достойными радости в недрах Авраама, Исаака и Иакова, где сияет свет лица Твоего, откуда удалены все болезни, печали и воздыхания. Не поставь им в вину всех согрешений их и не входи в суд с рабами твоими, ибо не оправдается пред Тобою ни один из живущих, и из людей, находящихся на земле, нет ни одного, кто бы не был виновен во грехе или был чист от скверны, кроме одного Господа нашего Иисуса Христа, единороднаго Сына Твоего, чрез Котораго и мы надеемся получить помилование и прощение грехов, даруемое и нам и им ради Его».

Подобная заупокойная молитва имеется также в Литургии св. апостола Марка. Предстоятель там молится: «О Господи Боже наш! Даруй мир душам усопших во Иисусе отцов и братий наших, помяни наших древних праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, епископов и души всех святых и праведников, умерших о Господе.

Изрядно помяни святых (имя рек), ихже память ныне совершаем, и святаго апостола, и евангелиста, и отца нашего Марка, показавшего нам путь спасения…

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих… (И читает поминальные записки об усопших…) Даруй мир, о Владыко Господи, Боже наш, душам всех, обитающих в селении святых Твоих. Милостивно даруй им обещанное блаженство во Царствии Твоем, егоже око не видело, ни ухо не слышало, ни входило в сердца человеческие еже уготовал еси, Боже, любящим святое имя Его. Даруй мир душам их, и удостой их царствия небеснаго.

Даруй нам христианскую кончину жизни нашей приятную Тебе и безгрешную, и подай нам часть и наследие со всеми святыми Твоими».

По мнению одних, в нынешний вид разрешательная молитва была приведена в XIII веке Германом, епископом города Амафунта (Аматуса) на Кипре и она является как бы сводом всех прежде употреблявшихся разрешательных молитв. По другому мнению, нынешняя разрешательная молитва является переложением той молитвы, которая была приписана Герману Амафунтскому, но вероятнее всего была написана ранее неизвестным составителем.

В Требнике, употребляемом сейчас в Русской Церкви, имеется другая — более краткая разрешательная молитва, которая читается после «Вечной памяти». Однако к XIX веку появилась традиция вместо написанной в Требнике читать разрешательную молитву, напечатанную на грамоте. Появилась также традиция читать ее не после «Вечной памяти», а после Евангелия, заменяя тем самым положенную по Требнику заупокойную сугубую ектению. Смысл разрешательной молитвы троякий: 1) молитва о прощении грехов усопшему вообще; 2) молитва о прощении грехов, которые усопший забыл или не успел исповедовать; 3) снятие церковных запрещений (епитимий и отлучений) с усопшего, который умер до срока их окончания.

То есть, в отличие от народных об этом поверий, разрешательная молитва не прощает грехи людей, которые вообще не хотели исповедоваться или скрывали грехи специально, а относится именно к тем грехам, которые люди исповедовали на Таинстве покаяния и к тем грехам, которые хотели бы исповедовать священнику, но по немощи людской забыли или не успели из-за внезапной кончины. Разрешательная молитва также прощает епитимии (клятвы), которые были наложены на умершегои он не успел получить их снятие от наложившего их священника или архиерея. Поэтому сама грамота (или как ее еще называют — рукописание) с разрешательной молитвой — это есть удостоверение, что усопший умер в мире и общении с Церковью и что за него можно молиться (так — по мысли свт. Московского Филарета (Дроздова)).

По Уставу, разрешательная молитва читается либо у ног покойного, либо сбоку гроба (обычно с правой стороны), но обратившись лицом к усопшему — как бы над ним. Младенцам до 7 лет грамота не дается, а вместо этого читается молитва из чина младенческого отпевания: «Храняй младенцы…», и в отличие от погребения взрослых, молитва над младенцем читается у головы усопшего младенца и лицом к алтарю.

Грамотка и песочек настолько сильно соединились в понятии людей с похоронами, что даже известны случаи, когда совсем неверующие в загробную жизнь родственники усопшего приходили в храм с просьбой дать им эту грамоту и землю, но от отпевания отказывались.

Предлагаемые иллюстрации дают примеры разрешательных молитв прошедшего столетия.

Венчик

Венчик, который мы возлагаем на лоб усопшему, по происхождению своему восходит именно к лавровым венкам античных победителей. Первоначально христиане возлагали лавровый венок на погибшего за Христа мученика -
как победителя в схватке с диаволом и мучителями. Потом христиане стали класть на лоб венок всякому умершему — как дошедшему до победного финала жизненного пути и победившему невидимых врагов. В дальнейшем венчики превратились в ленту с изображением Христа в центре, с предстоящими Богоматерью и святым Иоанном Предтечей (деисус), а за ними — два Ангела, и молитвой Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». По объяснению свт. Филарета Московского, что хотя обыкновение возлагать венчик на лоб усопшего не предписано церковным Уставом, но он имеет то значение, что усопший умер в мире с Церковью и есть православный христианин. По обычаю, на умерших священников венчик не возлагается. В церквах, находившихся за границей Российской Империи, венчиков не было.

В начале ХХ в. в России производились несколько видов венчиков: бумажный раскрашенный, бумажный раззолоченный низшего сорта, бумажный раззолоченный высшего сорта, противоатласный (из атласа низшего сорта) и самый дорогой — атласный. Их продавали отдельно. Простые бумажные венчики для удобства стали типографским способом печатать на одном листе с разрешательной молитвой. После революции 1917 г. грамоты и венчики стали печататься единообразно на бумаге в одну краску, сперва в советских типографиях по заказу церковного Хозяйственного управления, потом на ХПП РПЦ «Софрино».

Следует заметить, что в народных обычаях венчик из растений снова появился: венчиком из цветов и листьев обкладывали голову усопшему. Сейчас этот круглый веночек делают из пластмассы и кладут на подушку вокруг головы. Обычно перед отпеванием церковнослужители отрезают венчик от листа с молитвой и накладывают на лоб усопшему. Чтобы от ветра не слетел, женщинам закладывают концы венчика в платок, а мужчинам прижимают пластмассовым венком, который лежит на подушке.

Последнее целование

Придя на кладбище (или в храме), люди прощаются с покойным (это еще называется последнее целование). При прощании должны петься стихиры на целование 2-го гласа: «Приидите, последнее целование дадим, братие…» Свт. Дионисий Ареопагит в своем труде «О церковной иерархии», описывая погребение, говорит, что предстоятель и все присутствующие целуют усопшего. Святой Симеон Солунский в гл. 367 книги «О священных обрядах и Таинствах Церкви» говорит: «и последнее целование, это и знак того, что прешел от жизни и разлучился с нами, и знак того, что он пребывает в общении и единении с нами: ибо и после смерти мы не разлучаемся друг от друга. Все пойдем тою же стезею, все соединимся вместе и никогда не разлучимся, потому что будем жить со Христом, как и ныне соединяемся с Ним, прибегая к Нему».

По Требнику, прощаться с покойным и
закрывать гроб надо в храме. Меж тем уже
в XIX в. появилась традиция прощаться на кладбище; в советское время это стало чуть ли не нормой. Многие родственники или боялись, или не хотели идти в храм и ожидали усопшего на кладбище. Конечно, священнику в наше время следует призывать родных прощаться в храме, как это положено по Уставу, но безусловно запрещать им это сделать на кладбище, наверное, нецелесообразно. При прощании люди с поясным поклоном перед усопшим целуют венчик и иконку, которая лежит у покойного на груди. По смыслу, прощание с покойными — это большей частью не «до свидания», а «прости»! Некоторые бабушки требуют, чтобы прощаться подходили только с правой стороны гроба. На самом деле это не существенно. И что целовать сперва — иконку или венчик — тоже не важно. После этого предают земле и закрывают гроб.

По чину монашеского погребения, при прощании с монахом кладется 12 земных поклонов. Такого нет в чинах других погребений, но до реформ Патриарха Никона у нас был обычай после прощания на кладбище приходить в храм и класть за умершего по 15 поклонов, читая про себя молитву: «Покой, Господи, душу раба Своего, имярек, и елика в житии сем, яко человек, согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его и помилуй, и вечныя муки избави, и Небесному Царствию причастника учини, и душам нашим полезныя сотвори».

Раньше была традиция вынимать пластмассовый веночек из гроба и вешать его на крест, а также вынимать иконку из гроба и приносить в храм. Сейчас эти традиции отходят в прошлое. Класть в руку крестик или свечку — традиция хорошая, но необязательная к исполнению. Хоть обыкновение класть крест не упоминается в Уставе, но-де-факто было узаконено у нас, когда ХПП РПЦ «Софрино» стал производить специальные пластмассовые крестики для покойников. Зато на шее усопшего обязательно должен быть крестик, и, конечно, печально, когда усопшему на шею крест покупают прямо при отпевании, а сам он его не носил.

Игумен Фаддей (Шавернев)

(Продолжение следует.)

Источники и литература:

1. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь Российской жизни и истории XVIII — начало XX в. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.

2. Булгаков С.В., прот. Настольная книга для Священно-церковно-служителей в 2-х томах. Репринт издания 1913 г. Издательский отдел Московского Патриархата, М., 1993.

3. Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М., Издательский Совет РПЦ, 2001.

4. ИДДК Электронная версия энциклопедии Брокгауза и Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами (6 CD). ООО «Бизнессофт», 2004.

5. История Отечества. Энциклопедический словарь. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.

6. История Русской Церкви в 10 томах. М., Издательство Спасо-Преображенского монастыря, 1994–1997.

7. Настольная книга священнослужителя. Тома 1, 4. Издательство Московской Патриархии. М., 2001.

8. Нефедов Геннадий, прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по Литургике. М., «Престиж», 2004.

9. Новая скрижаль архиеп. Нижегородского и Арзамасского Вениамина в 4-х
частях. 17-е издание. СПб. Издание И. Л. Ту-
зова, 1908 г. Репринт Херсонской епархии, 1998.

10. Патерик Печерский или Отечник. Киев, Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 2011.

11. Православная Энциклопедия. Том «Русский Православная Церковь». М., Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000.

12. Собрание древних Литургий восточных и западных, М., «ДАР», 2007.

13. Требник в 4-х тт. М., Издание Сретенского монастыря, 2013.

14. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995.

Полное собрание и описание: молитва за покойную бабушку для духовной жизни верующего человека.

Молитва за упокой души всякого усопшего христианина

По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.

Зачем нужно молиться об умерших

Молитва об упокоении души умершего — это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.

Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.

Совет! Молиться необходимо как можно чаще.

По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо — жизнь вечную во Царствие Небесном.

Тексты молитв

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие,, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Что означают 3, 9, 40 дней и годовщина

Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.

Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.

Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:

  • творить милосердные дела и поступки;
  • прощать недоброжелателей;
  • усмирять личное лицемерие;
  • регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
  • утешать скорбящих;
  • раздавать милостыню нуждающимся.

День третий

Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.

Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.

С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.

День девятый

В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.

Далее ангелы отводят душу в ад, где она зрит муки грешников.

День сороковой

На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи — Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.

Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:

  • пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
  • израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
  • Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.

Годовщина поминания

Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом — годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека — это его день рождения в вечность.

Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.

Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.

Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.

Молитва за покойную бабушку

18 декабря 2017, 16:26

18 декабря 2017, 16:19

18 декабря 2017, 14:52

18 декабря 2017, 14:45

18 декабря 2017, 14:45

18 декабря 2017, 14:44

18 декабря 2017, 14:44

18 декабря 2017, 14:12

18 декабря 2017, 13:35

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:34

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:34

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:33

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:32

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:31

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:29

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:28

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:27

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:25

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:24

Прошу Молится, Россия

18 декабря 2017, 13:23

Прошу Молится, Россия

христианский молитвенный центр

Молитва за усопшую бабушку

Дата: 17 сентября 2009, 12:59

Город, страна: Москва

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшуюся рабу Твою, Галину, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная ее согрешения и невольная, избави ее вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ей причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воcсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кол-во поддержавших эту молитву: 461

Администрация сайта публикует молитвенные просьбы практически «как есть”, исправляя по возможности только орфографические ошибки (когда у нас есть время) или перепечатывая просьбы из «транслита” (латиницы) в русский алфавит. Во всем остальном, мы доверяем Богу в том, что Он слышит все молитвенные просьбы от нас, грешников, и не ставит препоны для нашей молитвы. Если вы, духовные братья и сестры, считаете, что какая-то молитвенная просьба неприемлема с христианской точки зрения, не осуждайте автора просьбы, но МОЛИТЕСЬ за него или нее, как Бог положит вам на сердце. Во всем да прославится Бог и да познают все Его любовь и спасение. Аминь.

Православные молитвы ☦

Молитвы об усопших

Молитва за единоумершего до 40 дней

(Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно)

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

* До 40-го дня после смерти полагается читать «новопреставленного», в дальнейшем — «преставльшагося».

Молитва за упокой души усопшего на 9 дней

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва за новопреставленного усопшего

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»

Молитвы об усопшем супруге

Молитва вдовы об усопшем муже

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.»

Молитва об усопшей жене

(Молитва вдовца об усопшей супруге)

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»

Молитвы детей об усопших родителях

Молитва об усопшей матери

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, (имя) – , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою (имя), но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей (имя) теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, (имя), душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитвы родителей о усопших детях

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое (имя), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва за некрещеных и мертворожденных младенцев

Молитва за некрещеных младенцев из синодика Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.

«Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих, младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности; окрести их, Господи, в море щедрот Твоих, и спаси неизреченною Твоею благостию.»

Молитва матери за детей мертворожденных и некрещеных данная иеромонахом Арсением Афонским:

«Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей! За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!»

Молитва о самоубиенных

(данная преподобным Львом Оптинским)

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»

Короткая молитва об усопших

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.»

Короткая поминальная молитва об усопших

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (ой, ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Слова скорби или соболезнования предназначены для моральной поддержки людей потерявших своих близких. Краткое и ёмкое выражение своего сочувствия предпочтительнее длинных и витиеватых фраз. Не рекомендуется слова скорби по умершему произносить по нескольку раз, дабы не разбередить душевную рану. Лучше просто спокойно выслушать членов семьи усопшего, если их переполняют эмоции. Иногда молчание и рукопожатия окажут большую поддержку человеку в горе.

Слова скорби и соболезнования по поводу смерти

Если нет возможности лично или в телефонном режиме высказать слова скорби и соболезнования родным преставившегося, своё сочувствие выражают письменно. В настоящее время соболезнования по поводу смерти близкого чаще всего отправляют по е-мейлу, реже – обычной почтой. Это связано как со скоростью передачи сообщений, так и повсеместной доступностью электронного ящика.

Короткие слова скорби и памяти

Открытка, в которой написаны слова памяти по умершему, символична сама по себе. Членам семьи почившего будет отрадно получить поддержку и сочувствие, выраженные в письменной форме. Слова скорби могут быть короткие – гораздо важнее их смысл и проявленное внимание к безутешному горю.

Слова скорби в стихах

Слова скорби в стихах используют в некрологах, на траурных лентах, в качестве эпитафии.

  • Прекрасный, светлый, добрый мир Он окружающим дарил.
  • Мы в этом времени, он – далее. Ушёл, не попрощавшись в мироздание.
  • По другу безвременно тужим. Господь, упокой его душу.

Слова скорби в прозе

Слова скорби в прозе наиболее предпочтительны. Такие фразы выглядят более искренними, идущими от самого сердца.

  • Скорбим вместе с вами.
  • Примите искренние соболезнования.
  • Сочувствуем вашей утрате.

Слова скорби родным

Близкое знакомство с родными умершего предполагает более развёрнутое послание. В нём вы можете указать персонализированное отношение к почившему или его домочадцам. Родным умершего будет отрадно перечитывать слова сочувствия, передающие ваши личные чувства.

Слова скорби по отцу

  • Сопереживаем твоему горю. Потерять отца в любом возрасте тяжело.
  • Надолго запомним … как мужественного и доброго человека. Скорбим вместе с тобой.
  • … всегда для нас был примером. Сочувствую столь тяжкой утрате.

Слова скорби по матери

  • Помним её добродушие и хозяйственность. Пусть земля твоей маме будет пухом.
  • … всегда находила доброе слово и совет в тяжёлую минуту. Хотим по её примеру пожелать тебе терпения и стойкости перенести эту потерю.
  • Твоя мама была очень светлым человеком. Не могу представить свою жизнь без неё. Глубоко скорблю.

Слова скорби по дочери/ сыну

  • Самые лучшие всегда уходят слишком рано. Крепитесь.
  • Иногда молодым следует подождать и пропустить старых. Искренние соболезнования от нас.
  • Пусть он(а) прожил(а) мало, но нам запомнится каждый день, проведённый рядом. Пусть Господь поможет вам перенести тяжесть безутешного горя.

Слова скорби по подруге/ другу

  • Настоящие друзья не умирают – они навеки остаются в нашей памяти. Помни об этом.
  • Пока мы помним наших друзей – они остаются для нас живыми. Твоя подруга достойна долгой памяти.
  • Когда уходят от нас друзья, от них остаются тёплые воспоминания. Пусть они всегда греют твою душу.

Слова скорби по сестре/ брату

  • Вы всегда были привязаны друг к другу. Искренне сочувствую твоему горю.
  • Пережить нелегко потерю брата (сестры). Теперь тебе следует жить за двоих.
  • Не забуду добро что он(а) сделал(а) для нашей семьи. Мы в глубокой печали от этой потери.

Помним, любим, скорбим – слова скорби

Неожиданное известие о смерти близкого нередко ставит человека в ступор. У него не находится слов, чтобы выразить свою печаль, высказать слова сочувствия. Пребывая в душевном смятении, вспомните универсальные слова скорби: «Помним. Любим. Скорбим». Просто произнесите их – и вы сами почувствуете, насколько они ёмко смогут передать ваши соболезнования.

Слова скорби на 40 дней и годовщину

У православных и мусульман принято поминать усопшего на 40 дней. Слова скорби высказанные домочадцам при этом должны иметь сдержанный характер. Следует понимать, что своими чересчур эмоциональными высказываниями можно нарушить душевное спокойствие родственников почившего. Они только-только осознали необратимость понесённой потери.

Как и на Сороковины, слова скорби на годовщину смерти скорее можно отнести к напутственным для упокоенного:

  • Царствие Небесное!
  • Пусть земля будет ему (ей) пухом.
  • Упокой, Господь, его душу.
  • Мир его праху.
  • Господи, даруй … вечный покой.
  • Да простит Аллах умершему.
  • Пусть Вечный Свет озаряет его (её) душу.

Возможно, вам будет интересно:

  • Что говорят на похоронах и на поминках
  • Соболезнования по поводу смерти
  • Некролог