Покровский собор в гродно

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор фото история расписание богослужений

В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала.

Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.

В конце XIX — начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках, висящих и сейчас внутри на стенах храма

Строительство Гродненского Свято-Покровского кафедрального собора

Гродненский Свято-Покровский Кофедральный собор

Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Архитектура

В плане храм, возведённый в ретроспективно-русском стиле, представлял собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вертикальный акцент характерен для северо-западного главного фасада собора, который отличается 10-метровой восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками.

Шатры с маковками также завершают ризницу. Алтарную часть же отличает возведённый над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один большой размещён по центру, а четыре меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды) которых завершают кокошники. Для трёх входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с трёхугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец. Прямоугольные оконные проёмы, расчленяющие на обоих уровнях протяжённые боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками.

Декоративное убранство собора, как то кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проёмов, было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов; для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска.

Трёхнефное деление внутреннего двухсветового пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады. Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи, покрытием пола — кафель с орнаментальным рисунком (в притворе — мозаика). Внутреннее пространство, стены которого покрыты росписями, опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками. Перекрытием притворам служат высокие крестовые своды.

Выделяющие апсиду главные и боковые иконостасы являются деревянными и резными, имея коричневую тонировку и покрытие позолотой. Форма их силуэта обусловлена трёхлопастными килевидными фронтонами и луковичными главами. Галерея хоров, выступающая над входом, является консольной. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью. Между основным объёмом и притвором находятся массивные резные двери.

Покровский собор в Гродно (Белоруссия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Покровский собор в ГродноПокровский собор в Гродно ru.wikipedia.org

Русско-японская война 1905 г. усеяла поля Манчжурии тысячами павших солдат и офицеров. В память об оставшихся там воинах Гродненского гарнизона спустя два года и был возведен Покровский собор в Гродно. Завершить мемориал не дала Первая мировая, после революции город стал польским. Католики отобрали себе кафедральный Софийский собор, поэтому более скромный армейский храм получил его статус. Немецкие оккупанты богослужения не запретили, но резко их ограничили. После Победы советские власти долгие годы боролись с религией, но службы не прекратились. Накануне 100-летнего юбилея Свято-Покровский собор капитально отреставрировали, и он стал подлинным украшением Гродно.

Что посмотреть

Архитекторы руководствовались типовым проектом воинского храма в ретроспективно-русском стиле, утвержденном для армейских церквей, однако внесли в него множество индивидуальных элементов. Над фасадом трехапсидной базилики возведена четырехъярусная звонница с шатровой кровлей, увенчанной маленькой главкой с крестом. Стены из красного кирпича богато украшены белым декором: кокошниками, «теремными» наличниками на окнах, резными карнизами. Над моленным залом возвышается четверик с 5 куполами.

Аркады на 12 мощных колоннах разделяют внутреннее пространство на 3 нефа. Стены и крестовые своды полностью расписаны, иконостасы из резного дерева покрыты позолотой. Сохранились мемориальные доски со списками павших в войне 1905 г. Новое время прибавило к ним еще одну — в память о солдатах-афганцах.

Главная святыня собора — чудодейственный список Казанской Богоматери, находящийся в нем с момента освящения. По преданию, его хотели вывезти в 1915 г., но не смогли сдвинуть с места.

Практическая информация

Адрес: Гродно, ул. Ожешко, 23. Веб-сайт.

Как добраться: автобусами №№ 5, 15, 16, 20, 60 до ост. «Собор».

Панорама собора — снаружи, внутри.

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.
В конце XIX — начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма
Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).
Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (сг.с.)1907года.
Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы
Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).
С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.
После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.
В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.
Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.
По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.
Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

Современный период истории Свято-Покровского кафедрального собора

Еще материалы по истории собора:

  • История Свято-Покровского собора города Гродно в синодальный период
  • «Польский» период в истории Свято-Покровского собора г. Гродно: 1920 – 1939 гг.
  • Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор в годы Великой Отечественной войны​
  • Советский период в истории Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно
  • Просопография настоятелей Гродненских православных соборных храмов​
  • Синодик почивших соборных настоятелей, священнослужителей и причетников
  • Cerkiew Katedralna pod wezwaniem Opieki Przenajświętszej Bogurodzicy, Grodno
  • Гродненский Свято-Покровский собор – храм-памятник
  • История Свято-Покровского кафедрального собора г.Гродно(I)
  • История Свято-Покровского кафедрального собора г.Гродно (II)
  • История Свято-Покровского кафедрального собора г.Гродно (III)

Проезжая по автомобильному мосту на улице Победы в г.Гродно, почти на уровне дороги, видны купола Православной церкви. Странно видеть в этом месте, зажатом между Стеклозаводом, железной дорогой и насыпью автомобильной дороги Храм Божий. Это церковь во имя Святого Равноапостольного Великого князя Владимира (Занеманская), единственная на всю Беларусь церковь, имеющая своим небесным покровителем святого крестителя Руси.

История создания Свято-Владимирской церкви тесно связана с исторической судьбой Беларуси. На нашей земле всегда боролись два влияния, две культуры, два суперэтноса — Восточный и Западный. Восток был представлен Россией, а Запад Польшей. Православные белорусы во все времена больше тяготели к единоверной России, о чем свидетельствуют многие исторические факты, но в различные периоды истории брала верх то одна, то другая сторона. В конце XVIII столетия победила Россия и Речь Посполита перестала существовать как государство. Белорусские земли вошли в состав Российской Империи. Перед царским правительством, в связи с этим, стояли очень многие проблемы, одной из которых было то, что чуть ли не поголовно все население Беларуси было неграмотным. Образование в Польском государстве было доступно только шляхте. Уже в те времена такое положение вещей считалось ненормальным и поэтому школьное просвещение детей самых широких слоев населения стало одной из важнейших забот правительства России.

Окончательно этот вопрос был положительно решен когда в 1857 г. к школьному делу была привлечена Церковь и при Православных храмах стали открываться церковно-приходские школы. Так, например, в 1860 г. в Гродненской губернии было около 100 церковных школ, к 1867 году их число выросло до почти 400 при 19000 учащихся, а к 1-му сентября 1901 года 422 церковно-приходские школы посещали уже 33632 ученика. Это была настоящая победа белорусов над невежеством.

Но нужно сказать, что школы не только открывались при храмах. Иногда даже строились специальные церкви-школы, в которых в самих зданиях церквей предусматривались классы. Вот одной из таких церквей-школ и является наша Свято-Владимирская Занеманская церковь.

Необходимость в ее строительстве возникла потому, что в конце XIX века через Неман не было устроено постоянного моста и в течений большой части года православные люди, жившие в занеманской части города, не имели возможности посещать свой приходской храм, каким тогда был ныне уничтоженный Софийский собор, а дети их не могли ходить в школу. Инициатором создания церкви в занеманской части Гродно был священник церкви Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря и одновременно председатель Гродненского уездного отделения Литовского епархиального училищного совета О.Александр Некрасов. Начиная с 1893 г. он неустанно хлопотал перед церковными и государственными властями о строительстве новой церкви у школы и в конце концов его усилия увенчались успехом. 4 июля 1895 г. в 1 час дня в присутствии Гродненского губернатора тайного советника Д.Н.Батюшкова была совершена закладка здания церкви викарием Литовской епархии, в которую тогда входил Гродно, епископом Брестским Иосифом в сослужении 4-х священников. Проектировал и строил храм опытный архитектор и строитель И.К.Плотников. Храм строили на пожертвования людей со всей тогда огромной страны (в частности 150 рублей пожертвовал Святой и Праведный Иоанн Кронштадтский), но немного помогало и государств( Средств хватало и в результате уже через несколько месяцев здание церкви было выстроено, накрыто крышей и 13 октября 1895 г. торжественно был освящен и водружен на купол храма святой крест. Оставались только внутренние отделочные работы (оконные рамы, решетки, полы, двери и т. д.).Одновременно с этими работами О.Александр Некрасов вел дело об устройстве иконостаса в новую церковь. Архиепископ Литовский и Виленский Иероним благословил проект подготовленный о.Александром. В состав этого иконостаса входили изображения святых угодников Божиих, которые при своей жизни имели прямое или косвенное отношение к Беларуси. Так, кроме Св. Равноапостольного Вел. кн. Владимира, здесь были иконы Св. Вел. княгини Ольги, Святых князей Страстотерпцев Бориса и Глеба, Святого Преподобномученика Афанасия Брестского, Святых Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, Святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Рядом с Царскими вратами находилась икона Иверской Божией Матери. Выполнение этого проекта было поручено живописцу иконостасов художнику Д.Струкову. Заказ был им исполнен в июле 1896 года. Строительство церкви не обошлось без неприятных событий. Так в ночь с 31 марта на 1 апреля 1896 г. в здании произошел пожар. К счастью церковь не пострадала. Сгорели только заготовленные заранее и застрахованные строительные материалы. Но это событие повлекло за собой резкое сокращение пожертвований, т.к. в некоторых газетах результаты пожара были преувеличены.Писали даже что здание сгорело полностью и дальнейшее строительство невозможно. Но несмотря ни на что строительство церкви было завершено и 29 декабря 1896 г. храм был освящен Владыкой Иосифом в сослужении священников Александра Некрасова и Афанасия Тиминского.

Дальнейшая история храма известна мало. Слишком страшные события произошли на нашей земле. Войны, революции, гонения властей на Православие и вообще на религию — все это не способствовало сохранению церковных документов, да и люди меньше думали об истории, а больше заботились о сохранении своей веры — Святого Православия. Но мы знаем, что наш храм не закрывался никогда. Единственное в 1915 году, когда Гродно был захвачен немцами и все население города перед этим было эвакуировано. Тогда же из храма были вывезены все ценные вещи вплоть до иконостаса. В 20-е — 30-е годы церковь была перестроена внутри (были убраны помещения классов и за счет этого увеличена площадь притвора). Тогда же заменили прежний иконостас на другой. В 50-е-60-е годы территорию церкви начали сокращать и застраивать. Рядом появились цеха Стеклозавода, завода Карданных валов, была построена насыпь для автомобильной дороги. При этом церковь сначала хотели сделать клубом Стеклозавода, потом просто хотели ее снести, но верующие люди не дали этого сделать». Чтобы отстоять свой храм обращались даже в ЦК КПСС. Благодаря такой активности прихожан и по Божиему произволению Свято-Владимирская церковь существует и поныне, хотя и по внешнему виду, и по внутреннему убранству и устройству, и по внешнему окружению она сейчас очень сильно отличается от того какая она была первоначально.