Полоцкий Софийский собор

Софийский собор в Полоцке, вероятно, одна из старейших церквей на территории Беларуси. Строительство Софийского собора начал князь Всеслав Чародей в 11 веке. Собор стал точной копией Византийской святыни и символом независимости, государственности и силы Полоцкого княжества.

История Софийского собора в Полоцке

Храм возвели на слиянии двух рек: Палаты и Западной Двины. Полоцкая София выглядела очень симметрично и имела семь глав. Центральный купол был окружен четырьмя куполами, имеющими меньший размер. У крещальни и лестничной башни были свои главы. Все это создавало великолепный композиционный образ сооружения. Стены храма были украшены фресками, которые сохранились до сегодняшнего дня.

Софийский собор служил не только местом для молитв – в здании находилась библиотека, архив, магисрат, казначейство. В церкви хранились религиозные святыни и государственная казна, провозглашали войну и мир и проводили встречи послов. Собор отличался от киевского и новгородского тем, что в нем не было галерей. В храме было три апсиды, а не пять.

С момента своего возведения храм служил крепостью, которая оберегала князя и его дружину от опасностей. Софийский собор в Полоцке часто украшали и неоднократно перестраивали. Он поразил своей необыкновенностью и грациозностью царя Ивана Грозного, вошедшего с армией в границы ВКЛ в 1563 году. Собор являлся крупным культурно-просветительским центром, а также усыпальницей для полоцких князей – было раскопано 16 саркофагов.

В конце 16 века Софийский собор отошел к униатам. В 1607 году сооружение значительно пострадало от пожара, однако, к 1618 году его восстановили. По приказу архиепископа Язафата Кунцевича сняли верхушки угловых боевых башен.

В Софийской церкви во время Северной войны царь Петр I, Меньшиков и их офицеры убили отцов Якуба Кнышевича, Якуба Кизиковского и Исаака Анкудовича, а также викария Константина Зайковского. Российские солдаты разграбили Софийский собор в Полоцке и монастыри. По приказу царя Петра I храм отдали под хранилище пороха и амуниции. В начале 18 века в подвалах был взорван порох, после чего храм серьезно пострадал. Через пятьдесят лет собор восстановили, но в стиле барокко.

На собственные средства архиепископ Ф. Грабницкий на месте разрушенного собора в середине 18 века основал грациозный Софийский собор. Он был построен в стиле виленского барокко и освящен после сошествия Святого Духа.

В течение нескольких столетий храм стал кафедральным собором епископов Полоцка и духовным символом города.

Софийский собор сегодня

В самой древней части церкви сохранились части фрески 11 века. По бокам аспиды есть орнаментальные мотивы, а в центральной части находится фрагмент «Евхаристии». На южной части остались фрагменты фрески «Святое причастие». На высоте окон проходит полоса орнамента, который включает в себя трехлистник, обведенный треугольником, являющийся символом единства Святой Троицы.

Перестроенный в стиле позднего виленского барокко храм получил новый интерьер. Кроме барочных колонн появились фигурные карнизы, лепные украшения и необычная цветовая гамма. Часть алтаря отделена от центрального нефа при помощи высокой преграды, к своду которой примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. На алтарной преграде сохранилась копия фрески Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Спас Нерукотворный.

Около собора находится один из Борисовых камней. В большом концертном зале храма проводятся фестивали и концерты органной и камерной музыки. В нем выступали такие виртуозы, как Вероника Вебер-Геркен (Германия), Пьер Живо (Франция) и другие.

Описание

Полоцкая София – живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор – душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

Собор святой Софии стал одним из первых православных оборонных храмов на Беларуси. Он был построен между 1044-1066 годами. Полоцким князем в это время был легендарный Всеслав Чародей. Место для храма выбрали красивое – на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речушка Полота. От которой и пошло название города – Полоцк.

София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях – после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.

Строительство Софии в Полоцке было связано с переносом центра города со старого городища. К сожалению то, что мы видим сейчас – не оригинальное здание, от древней Софии остались только фрагменты нижних стен и столпов, а также апсид высотой примерно 11 метров. Собор был схож с аналогичными соборами в Киеве и Новогороде – пятинефный крестово-купольный храм имел выделенную алтарную часть в центральной апсиде с синтроном и купол диаметром 5,85 метра.

Возле храма были построены крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. Летописи свидетельствуют, что полоцкая София имела семь куполов. Главный купол был размещен в центре, его окружали четыре меньших купола. Крещальня и лестничная башня тоже имели свои купола. Не смотря на схожесть с киевским и новгородским храмами, полоцкая София имела свои особенности. Например, в ней отсутствовали галереи, кроме того храм имел три апсиды, а не пять.

Храм в Полоцке был расписан только фресками, в этом он повторял новгородскую Софию. Киевский собор мог похвастаться еще и мозаикой. Есть мнение, что все три храма строили одни мастера, приглашенные из Константинополя. Софийский собор стал центром общественной и культурной жизни древнего Полоцка. Здесь была расположена библиотека и архив, находилось казначейство и магистрат. Кроме того в храме хранились религиозные святыни, а еще здесь принимали послов из других земель. Иногда в официальных документах вместо названия города использовали название «Святая София».

У собора была непростая судьба, он много раз горел и разрушался. После 1569 года православный собор отдали униатам. Известный униат Иосафат Кунцевич тоже имел отношение к полоцкому собору. Он восстановил и перестроил храм после пожара 1607 года. Во время русско-польской войны Полоцк взяли войска царя Алексея Михайловича. Софию вернул православным верующим, но в 1667 году она снова стала униатской.

Страшная трагедия произошла во время Северной войны – святая София была взорвана. Петр I занял город и отдал храм обратно православной общине. Православные верующие отказались его принять, потому что боялись репрессий. Дальше существует несколько версий развития событий. По одной из них пьяный Петр I вместе с солдатами вторглись в храм, который тогда был униатским. Царь потребовал отдать ключи от царских врат, потому что там хранились мощи Иосафата Кунцевича. Когда монахи отказались, он собственноручно убил настоятеля и четырех монахов и приказал выбросить их тела в Двину.

У этой же версии есть немного другое истолкование. Рассказывают, что царь спросил, кто изображен на иконе и монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Петр приказал арестовать монахов, но они стали сопротивляться и были убиты. Вот с этими печальными событиями и связывают первую версию об уничтожении древней Софии. В притворе храма в то время размещался пороховой склад. И существует мнение, что кто-то из униатских верующих решил отомстить русскому царю и войску, которые не только убили униатских пастырей, но и попытались отдать храм православным. Было достаточно одной искры, чтобы весь порох в притворе рванул. От древнего храма остались только руины.

Другая версия связывает этот роковой взрыв со шведским королем Карлом. Он потерпел поражение под Полтавой и вел переговоры с русскими о возвращении домой через земли Речи Посполитой. На прощание шведы устроили в городе несколько пожаров, один из которых и спровоцировал взрыв в соборе.

Некоторые ученые придерживаются третьей точки зрения. Они считают, что борьбу униатов и православных использовал в своих целях Ватикан. Полоцкая София была настоящим символом православья на этих землях, а католической церкви это было очень невыгодно. Подговорить кого-нибудь из оскорбленных униатов не составило бы труда. Тем более что многие знали о наличии пороха в храме. Одна искра – и Софии нет.

Какая из этих версий правдива, сейчас уже не узнаешь. В каждой из них есть логика. Но это не главное, главное – чудовищное разрушение святого храма. Древняя София лежала в руинах, и все споры, чей это храм, стали бессмысленны.

Только в 1740-х года началось восстановление собора. Его возглавил униатский священник Флориан Гребницкий. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную бизилику в стиле виленского барокко. Это был уже совсем другой храм, просто построенный на «костях» старой Софии.

Во время войны 1812 года полоцкий собор использовался наполеоновскими войсками в качестве конюшни. А в 1839 году храм вернули православным верующим. Капитальный ремонт сооружения прошел в 1911-1914 годах. Правда, уже через десять лет церковь закрыли – началась эпоха советского атеизма. Здесь разместился краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны ( с 1942 по 1944 гг) София стала действующей, но потом ее опять закрыли.

В 1985 году органостроительная фирма «Rieger Kloss» соорудила здесь орган, первый концерт можно было послушать уже в мае 1985 года.

Пережив бесчисленные войны, пожары, полное разрушение София вновь является символом Полоцка. Сейчас это трехнефная одноапсидная базилика. С южной стороны возведены две 50-ти метровые башни. Внутреннее убранство храма тоже заслуживает внимания. Кроме барочных колонн здесь очень много таких элементов декора, как лепные украшения и фигурные карнизы. Удивляет и цветовая гамма интерьера.

Софийский собор в Полоцке сейчас является частью Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Недалеко от собора установлен один из древних Борисовых камней.

Город Полоцк впервые упомянут в летописях в 862 году. Он является одним из самых древних городов Восточной Европы и Беларуси. В то время Полоцкое княжество было крупнейшим государством, которое стало центром развития ремесел и культуры. Оно занимало важное географическое положение на пути «из варяг в греки», а своего наивысшего расцвета достигло во времена правления князя Всеслава Чародея.

Софийский собор в Полоцке был возведен в 1066 году. Это был третий преподобный собор на Славянских землях – точная копия Византийской святыни. По поводу первоначального вида собора ходит много споров. Одни доказывают, что он был семиглавый, другие – пятиглавый. Но известно точно, что в середине XVIII в. памятник был полностью видоизменен: на главном фасаде появились две башни, главы исчезли, верх надстроили.

Благодаря архитектору И.Глаубицу, храм превратился в униатскую базилику с барочной обработкой. От собора сохранились только склеп, три апсиды, фрагменты внутренних столбов и отдельные части фундамента. Сохранившиеся фрагменты дают возможность предположить, что в прошлом памятник имел такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но слегка упрощенное и измененное. Квадратное здание было разделено на пять нефов, которые перекрывала развитая система сводов. Три средних нефа были выделены, благодаря чему возникала иллюзия вытянутости внутренней части собора, что приближало его к базиликальным постройкам. Многокрасочные фрески усиливали нарядность интерьера.

На сегодняшний день, Софийский собор в Полоцке – первый пример памятника, в котором проявлялись черты, свойственные искусству Полоцкой земли. После «Софии» в XII веке стали появляться и другие памятники, в которых наблюдается оригинальная интерпретация крестовокупольной системы. Ныне закончена реставрация полоцкого памятника XI – XVIII вв., в нем открыт концертный зал с органом. Экскурсия в Полоцк включена в большинство туристических программ.

Дата обновления: 3 мая 2021

Софийский собор в Полоцке

Софийский собор в Полоцке – один из таких православных святынь. Он считается одним из самых древнейших святилищ христианства, а также самой первой и ранней постройкой из камня на территории Беларуси.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

История Софийского собора в Полоцке

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Полоцкий Софийский соборФото Софийского собора

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

Софийский собор в наши дни

В сегодняшнем представлении Софийский собор является одним из самых значимых культурных достояний страны. Кроме богослужений в его стенах проходят концерты, массово-культурные мероприятия, приезжают экскурсии с разных уголков Беларуси и мира.

В 1987 году на территории собора был открыт музей истории архитектуры. В нём посетители могут увидеть неповторимые свидетельства богатой истории и архитектуры Софийского собора в Полоцке и другие уникальные экспонаты. Архитектура каменной кладки, дошедшая до нас из XI века, а также великолепные фрески и росписи станут отличным дополнением к «историческому путешествию» по храму.

В 1985 году чешскими мастерами был сооружён орган, который до сих пор звучит в храме.

В окрестностях Софийского собора также можно осмотреть некоторые достопримечательности:

  • Борисов камень XII века. Расположенный при входе в храм, Борисов камень представляет собой валун, на который были нанесены изображения крестов и древние письмена. Всего на территории Беларуси таких религиозных памятников-валунов лишь 4.
  • Спасо-Ефросиниевский монастырь. Сооружение было основано в 1125 году Евфросинией Полоцкой, которая стала также первой его настоятельницей.
  • Спасо-Преображенская церковь. Возведённый в середине XII века, храм прекрасно сохранился до наших дней. Церковь является историко-культурной ценностью и занесён в список мирового наследия ЮНЕСКО. Главным достоянием Спасо-Ефросиниевского монастыря является известный золочёный крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный ювелиром Лазаром Богшей, который до сих пор хранится здесь.

Сколько всего Софийских соборов в мире?Спасо-Преображенская церковьФото Софийского собора в Полоцке

Интересные факты о Софийском соборе

  • Храм был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Очень часто люди задаются вопросом, сколько же Софийских соборов существует в мире? Так вот их насчитывается 12 штук. Помимо Полоцка они находятся в Стамбуле, Киеве, Великом Новгороде, Царском Селе, Вологде, Тобольске, Гродно, Лаишево, Алма-Ате и Салониках.
  • Каждое воскресенье в 15:00 в стенах собора проводятся концерты органной музыки, которые могут посетить все желающие. За год в храме устраивается порядком 300 подобных мероприятий.
  • Собор включён в полоцкий историко-культурный заповедник.
  • Строительство точной копии Софийского собора планируется провести также в Витебске.

Где находится белорусский Софийский собор

Храм расположен в Полоцке по адресу: ул. Замковая, 1, в Витебской области.

Полоцкий Софийский собор в Полоцке (фото)

Где находится Софийский соборДостопримечательности ПолоцкаАдрес Софийского собора в ПолоцкеСофийский собор внутри

Софийский собор – величественный памятник христианства, который практически полностью сохранил не только фрагменты кладки, стен и архитектуры, но и духовное богатство.

Если Вы хотите купить квартиру в Полоцке, обращайтесь к нашему порталу недвижимости! Большая база объявлений и удобная форма поиска по объектам поможет Вам подобрать самый лучший вариант.