Полунощница вседневная для мирян

Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.

«Седмерицею днем хвалих Тя»

Суточный круг православного богослужения делится на следующие части:

  1. вечерня,
  2. повечерие (у единоверцев называется «павечерницей»),
  3. полунощница,
  4. утреня,
  5. первый час,
  6. часы (третий, шестой, девятый час)
  7. обедница (изобразительны).

В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром.

В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян.

Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей.

К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.

Неудивительно, что молитву дома стремились приблизить к храмовой. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17) русские люди понимали не только количественно, но и качественно. Какой толк от молитвы, если ее совершать тяп-ляп, без погружения и создания специальной атмосферы, в которой можно действительно отрешиться от шума мiра и услышать Бога?

Семья, дом были малой Церковью не только в духовном, но и в физическом смысле. Состоятельные граждане или умельцы-плотники могли позволить себе сооружать во дворе или даже в доме часовни и домовые храмы. Делалось это не ради красоты или горделивого соревнования с соседями, а для самой что ни на есть молитвы. Верующие старались глубже проникать в смысл текстов, лучше понимать символизм богослужения.

Начиналась молитва с вечерни, потому как вечер был поставлен в Книге Бытия на первую позицию: «и бысть вечер, и бысть утро» (Быт. 1: 5). Начало истории человека было радостным, но быстро омрачилось грехопадением.

Повечерие преподобный Кассиан Римлянин описывает как службу, совершаемую «после вечера» или после ужина. Изначально она была молитвой «на сон грядущим» для иноков. Неудивительно, что она и стала своеобразным аналогом вечерних молитв у мирян в более позднее время. На повечерии до наших дней сохранился чин прощения с коленопреклоненной просьбой Богу простить молящимся все совершенные за день прегрешения.

На полунощнице вспоминается неотвратимость Второго Пришествия Христова. Эта служба, как совершаемая первой после сна, стала на Руси негласным утренним молитвенным правилом. В приходской практике единоверческих общин она обычно совершается как первая служба утреннего богослужения.

События утрени посвящены явлению в мир Христа и Его Воскресению. Сегодня на приходах утреня чаще служится в вечернее время. В древности ее также могли отмаливать дома ранним утром, тогда как на полунощницу просыпались в полночь.

1-й час посвящен воспоминанию Суда Пилата и первосвященников над Господом, 3-й – сошествию Святого Духа на апостолов, 6-й – распятию и страданию Христа на кресте, 9-й – крестной смерти.

Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов.

Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот… Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку.

«Приготовь себя»

Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки.

У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна.

«Молитвенная одежда» и подчеркивает, что молитва – особое дело, и настраивает на молитвенный лад

В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.

Здорово, если получается молиться при свечах или лампадах. Если не позволяет зрение, конечно, можно пользоваться электричеством. Свечи и лампады – не правило, но еще один способ настроя на молитву.

И, наконец, важное условие – совершение перед чтением священных текстов семипоклонного начала. Его также называют приходными и исходными поклонами, он предваряет богослужение (домашнее или храмовое) и следует в его завершении:

«Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).

Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).

И ныне и присно и во веки веков, аминь (поклон поясной).

Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, благослови (поклон поясной)».

И завершаем маленьким отпустом:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)».

Уже настроились?

Начал – универсальное молитвословие

Начал – универсальное молитвословие, его часто совершали перед выходом из дома в храм и по возвращении из него, да и просто перед тем, как покинуть дом. Бывает, что им заменяют утренние и вечерние молитвы вообще в отсутствие времени или при сильной усталости. Началом могли предварять и завершать какое-либо дело. Знаменитое выражение «положить начало» родилось как раз отсюда. Иными словами, человек совершал эту обязательную молитву и таким образом начинал дело с обращения к Богу.

Теперь самое время переходить к основной части молитвы. Здесь не представляется возможным выложить даже один из текстов суточного круга. Скажу лишь, что все они находятся в открытом доступе и стоят совсем недорого в печатном виде. Вечернее богослужение занимает обычно 4 часа, утреннее – 2, если совершать их как положено в домашних условиях. Естественно, повечерие и полунощница – это 30–40 минут, примерно такое же время уходит на имеющиеся в современной практике мирян утренние и вечерние молитвы, поэтому взять их на вооружение не составит труда.

Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза.

Поклонами и Псалтырью

Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу.

Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно.

Правило молитвы по лестовке без поклонов:

  • За вечерню: 600.
  • За великое повечерие: 700.
  • За малое повечерие: 400.
  • За полунощницу: 600.
  • За утреню: 1500.
  • За часы: 1000; с почасием: 1500.

И с поклонами:

  • За вечерню: 300 поклонов.
  • За великое повечерие: 300 поклонов.
  • За малое повечерие: 200 поклонов.
  • За полунощницу: 300 поклонов.
  • За утреню: 700 поклонов.
  • За 1-й час: 150 поклонов.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 500 поклонов; за часы с почасием: 750 поклонов.

Поклоны дают духу и телу особую бодрость

Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде.

Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие:

  • За вечерню: 2 кафизмы.
  • За великое повечерие: 2 кафизмы.
  • За малое повечерие: 1 кафизму.
  • За полунощницу: 2 кафизмы.
  • За утреню: 5 кафизм.
  • За 1-й час: 1 кафизму.
  • За 3-й, 6-й, 9-й часы: 3 кафизмы.

Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам.

Церковь без молитвы – не Церковь

Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.

Надо сказать, что подобная практика расширяет духовный кругозор. Выше уже отмечалось, что богослужение на Руси было лучшей школой богословия. Не книги или слова проповедника (хотя куда без них!), а именно служба. Она включала в себя корпус текстов, которые прочитывались и распевались, принося пользу душе, соединяя с Богом, открывая новые горизонты созерцания. Самостоятельная молитва церковной службой дает понимание многих, порой весьма тонких аспектов духовной жизни, которые могут уйти от мирянина на службе в храме.

Во-первых, вы сможете ближе познакомиться с храмовым богослужением. Весь символизм службы лучше раскроется для вас на практике, пропущенной через себя, то есть прочитанной самостоятельно. Во-вторых, сама практика мирских богослужений, даже не дома, а среди групп верующих и даже на приходе со священником, учит мирян ответственности, укрепляет церковное самосознание, меняет их отношение к службе, подвигает на более активную приходскую деятельность. Мнение автора таково: практическое погружение мирян в службу, то есть частая практика ими богослужения дома или на приходе, укрепляет и Церковь.

Частая практика совершения богослужений дома укрепляет и Церковь

К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с таким печальным явлением, как нивелирование в церковной среде молитвы. Поражает трактовка слов «вера без дел мертва», где молитва, то есть первое дело веры, почему-то делом и не считается. Текст молитв в храме словно игнорируется, и это живое слово общения с Богом, слово Бога, через чтеца или певца обращенное к сердцу человека, низводится чуть ли не до заклинания, которое лишь бы звучало, а что и как – не важно.

Молитва – это не заклинание. Это и голос Божий, сквозь шум житейского моря доносящий до нас важнейшие смыслы бытия, и наши собственные слова Господу, покаянные, благодарственные или хвалебные. Каждое слово текста молитвы мы пропускаем сквозь собственное сердце. Это один из важнейших шагов для обретения утраченной связи с Богом. Ведь если Церковь перестает молиться, она перестает быть Церковью.

По обычнем начале глаголем со умилением и сокрушением сердца: Замолитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуйнас. (поклон). Аминь.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе Всяческих ради. (трижды). Божеочисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою (поклон). Ноизбави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон). Да неосужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое,Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком, аминь(поклон).

Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, иже везде сыи,и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди ивселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже душанаша.

Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас(трижды, и поклоны три). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне иприсно, и во веки веком, аминь.

Пресвятая Троице помилуй нас. Господи очисти грехи наша. Владыкопрости беззакония наша. Святыи посети, и исцели немощи наша именеТвоего ради.

Господи помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веком,аминь.

Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидетцарствие Твое. Да будет воля твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб нашнасущныи, даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мыоставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас отлукаваго.

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

Господи помилуй 12.

Посих, молитва: От сна восстав, благодарю тя Всесвятая Троице, якомногия ради благости и долготерпения, не прогневася на мя грешнаго, илениваго раба твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, ночеловеколюбствова. И в нечаянии лежаща воздвиже мя, утреневати иславословити державу Твою непобедимую. И ныне Владыко Божепресвятыи, просвети очи сердца моего. И отверзи ми устне поучатисясловесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тяво исповедании сердечнем. Воспевати же и славити пречестное и великолепоеимя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком,аминь.

Приидите поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу,Цареви и Богу нашему (поклон). Таже, Псалом 50. Помилуй мя Боже…Таже, кафисма 17.

Аллилуия, псалом 118.

Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блаженииспытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его. Неделающии бобеззакония в путех Его ходиша. Ты заповеда заповеди Твоя сохранити зело.Еда исправилися быша путие мои, сохранити оправдания Твоя. Тогда непостыжуся, егда призрю на вся заповеди Твоя. Исповемся Тебе в правостисердца, внегда научитимися судбам правды Твоея. Оправдания Твоясохраню, не остави мене до зела. В чесом исправит юныи путь свой, внегдасохранити словеса Твоя. Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене отзаповедей Твоих. В сердцы моем скрых словеса Твоя, да не согрешу Тебе.Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим. Устнама моимавозвестих вся судьбы уст Твоих. На пути свидении Твоих насладихся, яко овсяком богатьстве. В заповедех Твоих поглумлюся, и разумею пути Твоя.Во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих. Воздаждьрабу Твоему, живи мя, и сохраню словеса Твоя. Открый очи мои, иразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрыйот мене заповеди Твоя. Возлюби душа моя вожделети судьбы Твояна всяко время. Запретил еси гордым, прокляти уклоняющиися отзаповедей Твоих. Отъими от мене понос и уничижение, яко свиденииТвоих взысках. Ибо седоша князи, и на мя клеветаху, раб же Твойглумляшеся во оправданиих Твоих. Ибо свидения Твоя поучение моеесть, и совети мои оправдания Твоя. Прильпе земли душа моя, живимя по словеси Твоему. Пути моя исповедах, и услыша мя, научи мяоправданием Твоим. Пути оправдании Твоих вразуми мя, и поглумлюся вчудесех Твоих. Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесехТвоих. Путь неправды отстави от мене, и законом Твоим помилуймя. Путь истинныи изволих, и судьбы Твоя не забых. Прилепихсясвидении Твоих, Господи не посрами мене. Путь заповедей Твоихтекох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне Господи, путьоправдании Твоих, и взыщу и выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, исохраню и всем сердцем моим. Настави мя на путь заповедей Твоих,яко той восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не влихоимство. Отврати очи мои не видети суеты, в пути Твоем живи мя.Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Отъими поношениемое, еже непщевах, яко будьбы Твоя благи. Се вожделех заповедиТвоя, в правде Твоей живи мя. И да приидет на мя милость ТвояГосподи, спасение Твое по словеси Твоему. И отвещаю поношающим мислово, яко уповах на словеса Твоя. И не отъими от уст моих словесеистинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах. И сохраню закон Твойвсегда: в век и в век века. И хождах в широте, яко заповеди Твоявзысках. И глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся. Ипоучахся в заповедех Твоих, их же возлюбих зело. И воздвигох руце моик заповедем Твоим их же возлюбих, и глумляхся во оправданиихТвоих. Помяни словес Твоих рабу Твоему, их же упование дал ми еси.То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя. Гордиизаконопреступноваху зело, от закона же Твоего не уклонихся. Помянухсудьбы Твоя от века Господи, и утешихся. Печаль прият мя от грешник,оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя, на местепришельствия моего. Помянух в нощи имя Твое Господи, и сохраних законТвой. Си бысть мне, яко оправдании Твоих взысках. Часть моя есиГосподи, рех: сохранити закон Твой. Помолихся лицу Твоему всемсердцем моим, помилуй мя по словеси Твоему. Помыслих пути Твоя, ивозвратих нозе мои, во свидения Твоя. Уготовихся и не смутихсясохранити заповеди Твоя. Южа грешник обязашася мне, и закона Твоегоне забых. Полунощи востах, исповедатися Тебе на судьбы правдыТвоея. Прчастник аз есмь всем боящимся Тебе, и хранящим заповедиТвоя. Милости Твоея Господи, исполнь земля, оправданием Твоимнаучи мя. Благость сотворил еси с рабом Твоим Господи, по словесиТвоему. Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоимверовах. Прежде даже не смирихся, аз прегреших, сего ради словоТвое сохраних. Благ еси Ты Господи, и благостию Твоею научи мяоправданием Твоим. Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцеммоим испытаю заповеди Твоя. Усырися яко млеко сердце их, аз жезакону Твоему поучихся. Благо мне, яко смирил мя еси, да научусяоправданием Твоим. Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата исребра.

Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе Боже (трижды).Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя, вразуми мя, и испытаю заповедиТвоя. Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах.Разумех Господи, яко правда повеления Твоя, и воистину смирил мя еси.Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему раба Твоего. Даприидут мне щедроты Твоя и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть.Да постыдятся гордии, яко без правды беззаконноваша на мя, аз же поучусяв заповедех Твоих. Да обратят мя боящиися Тебе, и ведящии свиденияТвоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да ся непостыжу. Исчезает во спасение Твое душа моя, в слово Твое уповах.Исчезоша очи мои в слово Твое глаголюще, когда утешиши мя; Яко быхяко мех на слане, оправдании Твоих не забых. Колико есть днийраба Твоего, когда сотвориши от гонящих мя суд; Поведаша мнезаконопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи. Вся заповедиТвоя истина, без правды погнаша мя помози ми. Мала нескончашамене на земли, аз же не оставих заповеди Твоя. По милости Твоейживи мя, и сохраню свидения уст Твоих. Во веки Господи, слово Твоепребывает на небеси. В род и род истина Твоя. Основал еси землю ипребывает. Учинением Твоим пребывает день, яко всяческая работна Тебе.Яко аще не закон Твой поучение мое есть, тогда убо погибл бых восмирении моем. Во веки не забуду оправдании Твоих, яко в них живил мяеси.

Твой есмь аз спаси мя, яко оправдании Твоих взысках. Мене ждашагрешницы, погубити мя. Свидения Твоя разумех. Всякия кончины видехконец, широка заповедь Твоя зело. Коль возлюбих закон Твой Господи, весьдень поучение мое есть. Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею,яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твояпоучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. Отвсякаго пути лукава, возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя.От судеб Твоих не удалихся, яко Ты законоположил ми еси. Коль сладкагортани моему словеса Твоя; паче меда устом моим. От заповедей Твоихразумех, сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногаммоим закон Твой, и свет стезям моим. Кляхся и поставих, сохранитисудьбы правды Твоея. Смирихся до зела Господи, живи мя по словесиТвоему. Вольная уст моих благоволи же Господи, и судьбам Твоимнаучи мя. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых.Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих.Наследовах свидения Твоя в век, яко радование сердца моего суть.Обратих сердце мое сотворити оправдания Твоя, в век за воздаяние.Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой изаступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от менелукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Заступи мя по словесиТвоему, и жив буду, и не посрами мене от чаяния моего. Помози ми испасуся, и поучуся во оправданиих Твоих выну. Уничижил еси всяотступающия от оправдании Твоих, яко неправедно помышление их.Преступающия непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбихсвидения Твоя. Пригвозди от страха Твоего плоти моя, от судеб бо Твоихубояхся. Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящим мя.Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. Очимои исчезосте во спасение Твое, и в слово правды Твоея. Сотвори срабом Твоим по милости Твоей, и судьбам Твоим научи мя. Раб Твойесмь аз, вразуми мя, и научуся свидением Твоим. Время сотворитиГосподеви, разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя, пачезлата и топазия. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся,всяк путь неправды возненавидех. Дивна свидения Твоя, сего радииспытает я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляетмладенца. Уста моя отверзох и превлекох дух, яко заповеди Твояжелах.

Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе Боже (трижды).Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моянаправи по словеси Твоему, и да не одолеет ми всяко беззаконие. Избави мяот клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети нараба Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Исходища водная изведостеочи мои, понеже не сохраних закон Твой. Праведен еси Господи, и прависуди Твои. Заповеда правду свидения Твоя, и истину зело. Истаяла мя естьжалость Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои. Разжжено слово Твоезело, и раб Твой возлюби е. Юноша аз есмь и уничижен, оправдании Твоихне забых. Правда Твоя правда в век, и закон Твой истина. Скорби и нуждыобретоша мя, заповеди Твоя поучение мое. Правда свидения Твоя ввек, вразуми мя и жив буду. Возвах всем сердцем моим, услыши мяГосподи, оправдании Твоих взыщу. Возвах Ти, спаси мя и сохранюсвидения Твоя. Предварих в безгодии и возвах, на словеса Твоя уповах.Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Глас мой услышиГосподи, по милости Твоей и по судбе Твоей живи мя. Приближишагонящии мя беззаконие, от закона же Твоего удалишася. Близ есиТы Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свиденииТвоих, яко в век основал я еси. Виждь смирение мое, и изми мя, якозакона Твоего не забых. Суди суд мой, и избави мя, по словеси Твоемуживи мя. Далече от грешник спасение, яко оправдании Твоих невзыскаша. Щедроты Твоя многи Господи, по судбе Твоей живи мя. Мнозиизгонящии мя и стужающии ми, от свидении Твоих не уклонихся.Видех неразумевающия, и истаях, яко словес Твоих не сохраниша.Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих Господи, по милости Твоей живимя. Начало словес Твоих истина, и в век вся судбы правды Твоея.Князи погнаша мя туне, и от словес Твоих устрашися сердце мое.Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяи корысть многу. Неправдувозненавидех, и омерзе ми, закон же Твой возлюбих. Седмицею днемхвалих Тя, о судьбах правды Твоея. Мир мног любящим закон Твой, инесть им соблазны. Чаях спасение Твое Господи, и заповеди Твоявозлюбих. Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело. Сохранихзаповеди Твоя, и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою,Господи. Да приближится молитва моя пред Тя Господи, по словесиТвоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя Господи, пословеси Твоему избави мя. Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мяоправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповедиТвоя правда. Буди рука Твоя спасти мя, яко заповеди Твоя изволих.Вожделех спасение Твое Господи, и закон Твой поучение мое есть.Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне.Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповеди Твоя незабых.

Слава, и ныне, без Аллилуии.

Таже, исповедание православныя веры. Верую во единаго Бога…Трисвятое. И по Отче наш…

Тропари сия, глас 8:/>

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща.Недостоин же паки, его же обрящет ленящася. Блюди убо душе моя, да несном отяготишися и да не смерти предана будеши, и царствия внезатворишися, но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицыради, помилуй нас.

Слава: День он страшныи помышляющи, душе моя побди, вжигающисвещу свою, и маслом просвещающи, не веси бо когда приидет к тебе гласглаголющии: се Жених. Блюди убо, душе моя, да не воздремлеши,и пребудеши вне толкущи, яко пять дев; но бодрено побди, яко даусрящеши Христа милостива, и даст ти чертог божественыя славыСвоея.

И ныне: Тебе необоримую стену имуще вернии, и спасения утвержение,Богородице Дево молим: сопротивных советы разори и людей Своих печальна радость преложи. Мир Свой умири и православных утверди, и о смирениимира молися, яко Ты еси Богородице, упование наше. Господи помилуй40.

Таже молитва Великаго Василия: Иже на всяко время, и на всяк час, нанебеси и на земли, покланяемыи и славимыи, Боже Благии, долготерпеливе имногомилостиве; Иже праведники любя и грешных милуя; Иже всех зовыико спасению, обещания ради будущих благ; сам Господи, приими молитвынаша в час сий, и в благости исправи живот наш, к заповедем Твоим. Душанаша освяти, и телеса очисти, помышления исправи, и мысли очисти, разумуцеломудри и истрезви, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, идушевных страстей, и огради нас святыми ангелы Твоими, яко даополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем во единство веры, и вразум неприкосновенныя Ти славы, яко благословен еси во веки,аминь.

Таже, Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истленияБога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон). ИменемГосподним благослови, отче. За молитв святых отец наших, Господи ИсусеХристе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

Аще есть пост, или кроме поста, егда поем Аллилуия, и творим трипоклоны великия, глаголюще молитву святаго Ефрема. Господи и Владыкоживоту моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия,отжени от мене (поклон). Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве,даруй ми рабу Твоему (поклон). Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моясогрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки,аминь (поклон).

И прочих поклонов 12, глаголюще в себе: Господи Исусе Христе, СынеБожии, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами).

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).

Создавыи мя Господи, помилуй (поклон).

Без числа согреших Господи, прости мя (поклон).

И паки скончав поклоны, глаголем молитву всю выше писаную: Господи,и Владыко животу моему… И поклон един.

И по изглаголании молитвы, или по Честнейшую херувим, глаголем сиюмолитву Великаго Василия: Владыко Боже, Отче Вседержителю, иГосподи Сыне Единородныи Исусе Христе, и Святыи Душе, единоБожество, и едина сила, помилуй мя грешнаго, и ими же веси судьбами,спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки,аминь.

Таже, Приидите, поклонимся… (трижды). И поклоны три.

Псалом 120/>

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя отГоспода, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, нижевоздремлет храняи тя. Се не воздремлет, ни уснет храняи Израиля. Господьсохранит тя, Господь покров Твой на руку десную твою. Во дни солнце неожжет тебе, ни луна нощию, Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранитдушу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое, и исхождение твое отныне и до века.

Псалом 133/>

Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храмеГосподни, во дворех дому Бога нашего. В нощех воздежите руки ваша восвятая, и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона,сотворивыи небо и землю.

Слава, и ныне. Трисвятое, и поклоны три. По Отче наш… тропари сия:Помяни Господи, яко благ, рабы Своя, и елика в житии сем согрешиша,прости. Никтоже бо без греха, токмо Ты могии преставленым дати покой.Иже глубинами мудрости, человеколюбне вся строя, и еже на пользувсем подавая, едине Содетелю, покой Господи, душа усопших рабСвоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Боганашего.

Слава: Со святыми покой, Христе, душа раб Своих, идеже несть болезни,ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная.

И ныне, Богородичен: Блажим, Тя вси роди, Богородице Дево, в Тя боневместимыи Христос Бог наш, вместитися изволи, блажени есмы и мыпомощницу Тя имуще, день бо и нощь молишися о нас, и державы царствияТвоими молитвами утвержаются. Тем благодаряще вопием Ти: радуися,Обрадованная, Господь с Тобою.

Господи помилуй 12.

Таже, молитву сию: Помяни Господи, иже в надежи воскресения, ижизни вечныя, усопшия отцы и братию нашу, и всех иже во благочестивейвере скончавшихся, и прости им всяко согрешение, вольное же иневольное, словом и делом, и помышлением согрешенное ими и вселиих в места светла, в места прохладна, в места покойна, отнюдужеотбеже всяка болезнь, и печаль и воздыхание, идеже присещает светлица Твоего, и веселит вся иже от века святыя Твоя. И даруй имцарствие Твое, и причастие неизреченных и вечных Твоих благ, иТвоея безконечныя, и блаженныя жизни наслаждение. Ты бо есивоскресение и живот и покой усопшим рабом Твоим, Христе Боже наш, иТебе славу возсылаем, со безначальным Ти Отцем, и с Пресвятым иБлагим и Животворящим Ти Духом, ныне и присно и во веки веком,аминь.

Таже, Слава, и ныне. Господи помилуй (дважды). Господи благослови.

И отпуст: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради ПречистыяТвоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех ради святых,помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

И прощение: Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения наша, вольная иневольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже воуме и в помышлении, яже во дни в нощи, вся ми прости, яко Благ иЧеловеколюбец, аминь.

И молитва с поклонами: Ненавидящих и обидящих нас прости, ГосподиЧеловеколюбче. Благотоворящим благо сотвори, братиям и всем сродникомнашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения иживот вечныи (поклон).

В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущия свободи, по водамплавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши(поклон).

Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныяверы, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).

Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам,недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).

Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их,идеже присещает свет лица Твоего (поклон).

Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светомразума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих,молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь(поклон).

Господи помилуй (трижды),

и обычные исходные поклоны.

Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве (1 Фес 5:17) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» (1 Кор 14:40).
Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными.

О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок:

  • происхождение последований связано с именем Франциска Скорины и изданной им в 1522 г. «Малой подорожной книжки»;
  • последования утренних и вечерних молитв представляют собой сокращенные повечерие и полунощницу с дополнительными молитвами;
  • дополнительные молитвы начинают появляться в славянских рукописях с XVI века, а в XVII веке уже весьма распространены;
  • молитвословы получили широкое распространение в Русской церкви с XVIII в.

Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра, рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян.

По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований.

В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу .

Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением .

Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50-й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5-я и 6-я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы.

Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381). 220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени.

Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей. Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию). Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу. Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.

Анализ самих молитв последования показал, что они индивидуалистичны по своему содержанию, которое ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах церкви и мира остаются не выявленными, что также отличает правило от общественного богослужения.

Вечерние и утренние молитвы… изложены так, — пишет свт. Афанасий (Сахаров), — что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник .

По мнению свт. Афанасия, именно помянники придают этим чинопоследованиям церковный характер. Однако, П. Брэдшоу, который является «ведущим исследователем в области ежедневной молитвы в раннем христианстве» , наиболее характерной чертой ежедневного христианского богослужения в первые века считает «молитву (и особенно ходатайство) о нуждах церкви и мира. «Это может представляться слишком очевидным, — пишет он, — чтобы заслуживать упоминания, но именно этот элемент суточных богослужений неуклонно сокращается вплоть до полного исчезновения» (пер. автора. — М. В.).

В последованиях утренних и вечерних молитв не предполагается лекционарных чтений из Священного писания. В текстах отсутствует новозаветный материал, есть лишь немного цитат из Ветхого завета. На конференции «Часослов и службы суточного круга» свящ. Михаил Желтов заявил, что «с точки зрения содержания современные вечернее и утреннее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов» . Для многих молитвослов не просто не предусматривает чтение Евангелия, но заменяет его: «Молитвослов — это самая читаемая православная книга. Как священник знаю, что большинство прихожан читают молитвословы чаще, чем Евангелие», — свидетельствует игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви .

В ХХ в. уклад церковной жизни конца XIX – начала XX вв., в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью», не требующий размышлений и рассуждений и не представляющий собой область ответственности самих членов церкви. Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются, в основном, как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследование показывает, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в., его очевидные недостатки как по характеру, так и по содержанию не позволяют считать его определяющим, формообразующим для молитвенного делания христианина.

Важнейшее исследование для дальнейшего осмысления богослужений суточного круга — работа Пола Бредшоу, в заключение которой он писал:

Фундаментальным для понимания ежедневной молитвы является то, что ее цель — нерушимое единение с Богом, а выбор определенного времени (как и формы, и места. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это только средство, ведущее к цели. Это приводит к мысли, что нет особого нормативного образца христианской ежедневной молитвы, но что время и частота такой молитвы могут изменяться в соответствии с духовными потребностями христиан, и определяться культурными и пастырскими соображениями. Определенные часы (как и формы. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это не столько обязательство, возложенное на нас, сколько водительство и помощь в практике непрерывной молитвы; и если они не выполняют этой функции, то есть серьезные основания поставить под вопрос их дальнейшее использование (пер. автора. — М. В.).

Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с ежедневной молитвой церкви, требует дальнейшего исследования и осмысления не только пастырского, но и богословского, исторического и литургического, оставаясь актуальным для современной практики личного благочестия.

Источники и литература

  1. Домострой = Домострой / Подгот. текста и перевод с древнерус. Д. В. Колесова // Библиотека литературы Древней Руси : В 20 т / Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб. : Наука, 1998. Том 10. С. 116–215.
  2. Келейное правило = Келейное правило Серафимо-Знаменского скита. Шамордино Калужской губернии : Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1913. 71 с.
  3. Лука Жидята = Лука Жидята, еп. Новгородский. Поучение к братии // Историческая хрестоматия для изучения истории русской церковной проповеди с общей характеристикой периодов ея, с биографическими сведениями о замечательнейших проповедниках русских (с XI–XVIII в. включительно) и с указанием отличительных черт проповедничества каждаго из них / Сост. свящ. М. А. Поторжинский, преподаватель Киевской духовной Семинарии. Киев : Тип. Г. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1879. С. 60–61.
  4. Молитвослов = Молитвослов. Полный календарный месяцеслов с календарными сведениями на 12 лет : Для народного употребления / Сост. А. А. Никольский. М. : Типография С. Орлова у Бородинского моста, 1882. 346 c.
  5. Молитвослов с акафистами = Молитвослов с акафистами / Репр. воспроизведение изд.1915 г. — М. : Ключ : Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 334 с.
  6. Молитвы и песнопения = Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян) / С пер. на рус. яз., объясн. и прим. Николая Нахимова. Репр. воспр. изд. СПб. : Синодальная Типография, 1912. М. : Донской монастырь, 1994. 236 c.
  7. Православный молитвослов = Православный молитвослов с объяснениями. М. : Православная Беседа, 1992. 84 с.
  8. Сказание = Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу // Библиотека литературы Древней Руси : В 12 т. / Под ред. Д. С. Лихачева и др. Т. 1: XI–XII века. URL : http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4871 (дата обращения: 27.10.14).
  9. Сказания о святых Борисе и Глебе = Сказания о святых Борисе и Глебе : Сильвестровский список XIV века. СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1860. , XXVI, 92 стб., 147 с. факс., 1 л. цв. ил.ил.; 34.
  10. Часослов = Часослов. М. : Сибирская благозвонница, 2007. 176 с.
  11. Часословец = Часословец. Вильна : Типография Франциска Скорины, . URL: http://dlib.rsl.ru/0100409043 (дата обращения: 27.10.14).
  12. Афанасий (Сахаров) = Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб. : Сатис, 1995. 238 с.
  13. Денисов = Денисов Д. В. Практика личного благочестия на Руси в XVI в. : Статьи, посвященные евхаристической дисциплине и келейному правилу в рукописи РГБ. ТСЛ. 793, XVI в. // Вестник ПСТГУ. 2005. № 14. С. 162–168. (Серия I. Богословие. Философия.).
  14. Евфимий (Моисеев) = Евфимий (Моисеев), игум. «Важно, чтобы каждая молитва прошла проверку церковной жизнью» : . URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2545640.html (дата обращения: 27.10.14).
  15. Желтов = Желтов Михаил, диак. Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник : Каноны Божией Матери на каждый день. М. : ПСТГУ, 2006. С. 188–191.
  16. Желтов, Правдолюбов = Желтов М. С., Правдолюбов Сергий, свящ. Богослужение Русской Церкви, Х–XX вв. // Православная энциклопедия. М. : Православная энциклопедия, 2000. : Русская Православная Церковь. С. 485–517.
  17. Молитвослов = Молитвослов. URL : http://azbyka.ru/dictionary/12/molitvoslov.shtml (дата обращения: 27.10.14).
  18. Сопова, Желтов = Сопова А., Желтов Михаил, свящ. Часослов : богословие ежедневной молитвы. URL : http://www.taday.ru/text/384810.html (дата обращения: 27.10.14).
  19. Темчин = Темчин С. Ю. Происхождение названия Малой подорожной книжки Франциска Скорины в свете описи Супрасльского монастыря 1557 года // Amoenitates vel Lepores Philologiae. Krakow : LEXIS, 2007. Р. 463–471.
  20. Турилов = Турилов А. А. Акафистник. Православная энциклопедия. М. : Православная энциклопедия, 2000. Т. 1. С. 383–384.
  21. Шишкин = Шишкин А. В. Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. тип. (ф.381). 220, XVI в. // Вестник ПСТГУ. 2005. № 14. С. 158–161. (Серия I. Богословие. Философия.).
  22. Bradshaw = Bradshaw P. F. Daily Prayer in the Early Church : A study of the Origin and Early Development of the Divine Office. Eugene, OR : WIPF and STOCK, 2008. 206 p.

10. Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует вторая часть полунощницы (повседневной и субботней) из псалмов 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 псалом «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас…», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему…» на которое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…» а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…» и отпуст с обычным прощением.

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).