Поминание усопших 9 дней

Поминальный обед

Поминать в воскресенье усопших — это устоявший ритуал в православии, во время которого принято почитать память умершего. Важно проводить мероприятия согласно определенным датам. Узнать все правила и запреты поможет служитель церкви.

Нормально ли делать поминки за умершим в воскресенье

Священники утверждают, что распространенное в народе мнение о запрете на проведение поминок в данный день безосновательно. Относят его к разряду суеверий. Церковью не запрещается поминать умерших в выходной. Похороны могут быть проведены в любое время года.

Единственным воскресеньем в году, когда устраивать поминальное мероприятие запрещается, является праздник Светлой Пасхи.

Поминать умершего в воскресенье означает совершать молитву за покойного, подавать записки в храме на Сорокоуст за усопшего, заказывать панихиды. Можно проводить обряд в любой день, на который выпадает траур. После посещения церкви желательно проведение поминальной трапезы.

Священнослужители говорят о необходимости усердно молиться, поминать покойного. Приветствуется заказ панихиды в день погребения и на 3, 9 и 40 сутки. Речь идет о церковной службе по новопреставленному.

После похорон в храме делают заказ молитвенного поминовения — Сорокоуста.

Существует обычай собираться родным после похоронного обряда за поминальным столом. Церковью не воспрещает проводить ритуал в воскресенье. Приветствует общую молитву присутствующих, чтобы помянуть душу умершего.

Свечи у распятия Служба за упокой Поминальные свечи

Как правильно поминать усопшего в воскресенье

Почитать память усопших следует молитвой. В ней нуждается дух человека, отошедшего в мир иной. Долг родных — молиться за него. Проведение траурного мероприятия можно назвать данью традициям. Вечно живой душе почившего помогут молитвы родных за упокой.

Поминать покойного в воскресенье желательно, пользуясь церковными свечами. Православие не одобряет, когда на поминки приносят спиртное. Горячительным напиткам не место на могиле. Нежелательно оставлять на кладбище еду. Почтить усопшего предпочтительнее раздавая пищу неимущим. Передавая угощение, следует попросить о молитве за душу почившего.

expert

Нуждаетесь в совете специалиста?
Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы

По мнению священнослужителей, распитие спиртного на месте упокоения недопустимо. Не приветствуется во время поминальной трапезы в воскресенье. Почтить память новопреставленного следует добрыми словами, воспоминаниями о его хороших качествах, поступках.

Следует поминать усопших молитвами в воскресенье в церкви. Приветствуется молитва о них, подача записки. После посещения храма следует побывать на могиле. Нужно избегать причитаний и рыданий — тягостно присутствующим и душе покойного.

Оставить на могиле сладости допустимо. Угощение рассматривается в качестве подаяния бедным. Поведение родственников при посещении могилы должно быть приемлемым. Необходимо соблюдать тишину, оказывать почтение усопшему. На кладбище приветствуется молитва со свечой, мысленная беседа с умершим.

Следует помнить о необходимости поминать покойного не только первое время (3, 9, 40 дней), но в годовщины смерти, воскресенья.

Что нужно сделать в церкви

Церковное поминовение необходимо мертвым. Творить молитву по умершему – древнейшая православная традиция. Душа в момент смерти выходит из тела, покидает мир живых. Молитва способствует облегчению посмертной участи почившего, освобождению от грехов.

В течение года есть специальные дни, когда полагается поминать покойников. В воскресенье почитают память жертв внезапной смерти, умерших без покаяния и молитвенного напутствия перед загробной жизнью.

Поминальные дни носят название Вселенских родительских суббот. Они определяются согласно великопостно-пасхальному циклу. В церкви устраивают проведение панихид в день скорби.

Поминать мертвого следует в годовщины, связанные с его рождением и кончиной. Провести траурное мероприятие разрешено в любой день недели.

До посещения могилы родственникам следует побывать в храме до того, как начнется служба. Необходимо оставить записку, в которой упоминается имя покойного, чтобы его помянули у святого алтаря.

По воскресеньям в храмах совершается специальная молитва, чтобы поминать усопших в ходе литургии. Происходит специальное православное богослужение, называемое заупокойной литургией.

Священнослужители рекомендуют родственникам покойного подавать записки накануне воскресенья. Необходимо лично присутствовать на церковной службе, молиться об умершем. Скорбящему желательно причаститься. Дома можно помянуть почившего траурной трапезой.

Дни поминания Молитва за самоубийц Канон о усопшем

В какие дни поминать усопшего запрещено

Церковь запрещает проводить похороны в дни великих церковных праздников. Речь идет о Рождестве, Пасхе, Великой Седьмице.

Согласно народному поверью, умереть в Воскресенье Христово – божья милость. Покойный удостоится Царствия Небесного. Существует особый пасхальный чин для отпевания, но поминать усопших в светлый праздник не стоит.

Чтить память покойных церковь разрешает в любой день. Единственным запрещенным днем в году, является Пасха. Делать поминки в воскресенье, если они приходятся на Пасху, запрещено. Их переносят на Радоницу.

Нежелательно проведение траурных мероприятий на Рождество. В праздник рождения Иисуса Христа православные радуются торжеству жизни над смертью. Следует поговорить со священнослужителем о перенесении похорон и траурных обрядов.

Поминать в Вербное воскресенье церковь не запрещает. День подходит для ритуала скорби на Страстной неделе.

Проводить мероприятие на Троицу нежелательно. Радостный праздник не годится для скорби. Предпочтительнее провести церемонию в Троицкую Родительскую субботу. Поминать на Троицу можно, если на праздничный день пришлись похороны.Хорошим днем, чтобы почтить память усопшего, является православный праздник Прощеного воскресенья.

Поминание покойного – обязанность родственников. Важно соблюдение традиций в виде обеденного стола, совершение молитвы за душу умершего. Молиться при погребении, в храме, дома. Близкие просят у Бога для почившего Царствия Небесного и прощения прегрешений.

Рубрика: Мир иной, Молитва, Церковный этикет

Переход в вечность

Согласно Православному учению, смерть человека не является его полным и окончательным исчезновением. Сотворенная Богом душа живёт вечно. Поэтому у христиан подлинная цель земной жизни — это обретение бессмертия, встреча с Создателем. Смерть воспринимается как день рождения в новую жизнь. Но от того, какой была земная жизнь, напрямую зависит участь души в вечности. Что ее ждет — райское блаженство или вечные мучения? Поэтому людей волнуют самые разные вопросы, связанные с загробной участью души. В частности, что происходит с душой полгода со дня смерти — как поминать и помочь ей.

полгода со дня смерти - как поминать?
Полгода со дня смерти — как поминать?

Святые Отцы Церкви призывали иметь всегда «память смертную»,. Нужно было постоянно помнить о временности и конечности земной жизни. И быть готовым к переходу в иной мир. Из жизнеописания святых известно, что ожидание смерти было для многих из них долгожданным и радостным. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994), узнавший о своем диагнозе (рак), от радости готов был плясать.

«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением брани, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей, и вообще, пределом всех зол» (преподобный Максим Исповедник, 580-662).

Участь души человека после смерти

Смерть близких — это всегда печальное расставание. Но даже после кончины земной их жизни Церковь не оставляет молитвы за христиан. Верующие молятся о прощении согрешений усопшего для упокоения в раю со святыми. Эти молитвы способны повлиять на загробную участь умершего: изменить от худшего к лучшему.

Большое значение для души почившего имеет усиленная молитва на протяжении определенных дней после смерти. Это связано с тем, что первые три дня душа не покидает землю. Она находится рядом со своим телом, родными и близкими. Затем до девятого дня душа находится в райских обителях. После чего до сорокового дня после смерти видит наказания грешников в аду. Через сорок дней по смерти происходит частный Суд. На нем решается, где будет пребывать душа до Второго пришествия в мир Спасителя. Это может быть наслаждение в райских обителях или мучения в аду. Но даже после совершения частного Суда христиане способны вымолить у Господа помилование усопшего, изменение его участи.

«Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека, и несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека здесь, на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов, и несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям» (священник Димитрий Шишкин).

Отмечают ли полгода после смерти?

После ухода человека в мир иной первый полугодовой период является достаточно сложным для родных. Это время, когда нужно свыкнуться с утратой и продолжать жить, но уже по другому. Большое утешение дают воспоминания об умершем, частая молитва о его душе.

Поминки в полгода после смерти являются необязательными с точки зрения церковных канонов. Это постепенно сформировавшаяся народная традиция. Поэтому православные сами решают, как поминать на полгода после смерти. Это произвольная дата, с ней не связано никаких «событий с душой», никаких особых церковных действий. Православная Церковь не запрещает поминать усопших в любое время, если на то имеется желание, хоть каждый день.

«Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи» (протоиерей Игорь Фомин).

Полгода со дня смерти — как поминать правильно

Если есть желание и возможность, через полгода после смерти умершего можно организовать поминальную трапезу или заказать поминовение в храме.

Как же лучше поминать в полгода смерти? Из церковных поминовений самым главным является Божественная Литургия, на которой приносится Бескровная Жертва Богу.

«Души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слезы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что все Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них.

Облегчение же получают они по бесконечной благости чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь» (Послание восточных Патриархов, 1723 год, Константинополь).

Также в этот день желательно заказать особую поминальную службу — панихиду. Для близких усопшего можно организовать поминальный обед.

Поминальная трапеза на полгода после смерти

Устраивая поминки через полгода после смерти, нужно помнить, что это не праздничное застолье. Поэтому ничего плохого и предосудительного нет, если еда будет скромная, без гастрономических излишеств. Главным является не блюда на столе, а память об усопшем. Церковь призывает не поминать алкоголем, чтобы не превратить поминки в пьянку. Вино не способствует молитвенному настроению. Святые Отцы утверждали, что поминовение вином усопшего усугубляет участь умершего.

Для поминального обеда по народной традиции считается обязательным кутья (коливо). Впрочем, полгода со дня смерти это не каноническая дата для панихиды, так что отсутствие кутьи в меню вполне допустимо. Наличие остальных блюд зависит, в основном, от времени года, приходится ли в это время пост. Также влияют местные традиции. Это могут быть овощные салаты, суп с лапшой, мясные и рыбные блюда, блины, кисель.

Главный смысл поминок заключается в воспоминании об усопшем и в совместных молитвенных прошениях за него. Это не должен быть лишь повод собраться «выпить-закусить».

«Ничто земное уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов» (священник Павел Гумеров).

Молитва об усопших

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Давайте сначала определимся, о чем вы спрашиваете. Если речь идет о поминальных столах, то здесь благочестивые христиане следуют церковным датам поминовения усопших, но никто их в этом не неволит. Церковное же поминовение в 3, 9 × 40 дни основывается на древней церковной практике. Преподобный Макарий Александрийский, живший в IV веке, как-то задал похожий вопрос ангелу, сопровождавшего его в пустыне. И тот отвечал, что в Церкви нет ничего неблагопотребного и бесполезного. Два дня после смерти душа человека находится на земле, посещая те места, где она любила бывать при жизни. На третий день, по образу Того, Кто Сам воскрес в третий день, призывается душа для поклонения Богу. Затем в течение шести дней ангелы показывают душе обители святых и красоту рая, а в девятый день после поклонения Богу отводится душа в ад, где в течение тридцати дней рассматривает разные отделения ада и места мучений грешников. На сороковой же день опять возносится душа на поклонение Богу, и тогда уже Он решает, где ей находиться до Страшного Суда. Таким образом, церковное молитвенное воспоминание усопшего именно в эти дни имеет большое значение для него и для облегчения страданий от разлуки с телом, и для умилостивления Владыки, Который один определяет по земным делам человека подобающее ему место за гробом.

Что же касается самих поминок как угощения за столом, то для пользы умершего и напоминания самим себе о грядущем суде, которого никто не избежит, не лучше ли поступить по слову Спасителя: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12—14).

МИНСК, 21 мая — Sputnik. Православные отмечают 21 мая Вознесение Господне — один из главных христианских праздников, сообщили в Белорусском экзархате.

Вознесение Господне всегда приходится на четверг, потому что отмечается на 40-й день после Пасхи.

«Вознесение Господне относится к числу двунадесятых, то есть самых великих праздников православной церкви. Через 40 дней после Воскресения Иисус Христос в последний раз явился ученикам-апостолам и пообещал, что скоро на землю снизойдет Святой Дух», — сообщили Sputnik в четверг в экзархате.

Потом Спаситель привел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору, благословил их и вознесся на небеса, этим событием и завершилось земное служение Христа, сообщили священнослужители.

По их словам, сегодня также отмечается последний день Пасхи — День Отдания.

Собеседники агентства рассказали, что сегодня, в последний день пасхальных праздников, в церквях и соборах проходят богослужения, которые отличаются особой торжественностью.

Священнослужители в этот день облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые одежды, рассказали в экзархате.

Всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска на праздник Воснесения
© Photo : официальный портал БПЦ
Всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска на праздник Воснесения

И со Дня Отдания Пасхи верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе — Воистину Воскрес», как это было все 40 дней после Пасхи.

20 мая 2015 года, в канун праздника Вознесения Господня, митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска, сообщили в БПЦ.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики кафедрального собора, богослужебные песнопения исполнил соборный хор под управлением Виталия Соболевского.

Проповедь после чтения Евангелия произнес клирик Свято-Духова кафедрального собора протоиерей Игорь Латушко, рассказали священнослужители.