Попущение божие

«…любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу” (Римлянам 8:28)Этот детский и наивный вопрос я слышу довольно часто. И странно то, что я слышу его в большей части не от детей, а от людей взрослых, к тому же, считающих себя христианами. Почему ни в чём неповинные страдают, почему дети рождают-ся слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете, почему существует социальная несправедливость?Приехав в США, в первое время я никак не мог понять: по-чему мои знакомые, у которых есть маленькие дети, узнав, что какой-нибудь малыш у соседей или родственников заболел ветрянкой, хватали своего ребенка и относи-ли его к тем, у которых заболел малыш? Через некоторое время я понял – чтобы здоровый ребенок заразил-ся и заболел той же самой ветрянкой. Через 2-3 дня заразившийся и переболевший ребенок выздоравливал и от болезни не оставалось и следа. Делалось это для того, чтобы болезнь не постигла последнего в зрелом возрасте, т.к. взрослый человек переносит ее очень тяжело (месяц-полтора) и в некоторых случаях умирает. Мне это напоминает обыкновенные прививки, которые мы делаем детям.В одной хорошей, благочестивой семье, умерла мать. Остались муж и трое детей. Отец не мог найти себе места от горя. На кладбище он чуть не бросил-ся в открытую яму, куда опусти-ли гроб. Когда всё было кончено, оправившись, он повез детей домой, но, не проехав и пяти ми-нут, развернул машину и поехал обратно к кладбищу. Дети, пытаясь утешить его, стали уговаривать, но он, повернувшись к ним, спокойно сказал: «Не волнуйтесь, я кое-что забыл, всё в по-рядке”. Вернувшись, он пошел один к могиле. Через несколько минут он вернулся и сказал: «Я забыл поблагодарить Господа и вашу мать, что она не оказалась на моем месте. Представляете, каково было бы ей, если бы умер я прежде, чем она”. Други-ми словами, он не хотел бы подвергнуть свою жену такому испытанию и горю, которому он подвергся сам.

Попуще́ние Бо́жие — воле­изъ­яв­ле­ние Божье, поз­во­ля­ю­щее разум­ным тво­ре­ниям дей­ство­вать в рамках вло­жен­ной в них при созда­нии спо­соб­но­сти к осо­знан­ному и сво­бод­ному выбору, не пре­сту­пая доз­во­лен­ных и допу­сти­мых границ.

Чем попу­ще­ние Божье отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния?

В про­из­во­ле­нии Божьем раз­ли­чают два важных аспекта: бла­го­во­ле­ние и попу­ще­ние. Бла­го­во­ле­ние отно­си­тельно разум­ных существ харак­те­ри­зу­ется одоб­ре­нием их помыс­лов, жела­ний и поступ­ков, а также под­держ­кой, про­яв­ля­ю­щейся в бла­го­сло­ве­ниях и бла­го­дат­ной помощи со сто­роны Отца и Сына и Свя­того Духа. Попу­ще­ние же отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния тем, что оно выра­жа­ется в отно­ше­нии тех дел, кои явля­ются бого­про­тив­ными: Бог не бла­го­во­лит к этим делам, не спо­соб­ствует их реа­ли­за­ции; тем не менее, допус­кает их совер­шать.

При­ме­ром бла­го­во­ле­ния Божьего может слу­жить Его отно­ше­ние к доб­ро­де­тель­ным и умест­ным поступ­кам, совер­ша­е­мым доб­рыми анге­лами или людьми. Так, Гос­подь бла­го­во­лил к жерт­во­при­но­ше­нию Авеля, пере­се­ле­нию Авра­ама, выходу Изра­иля из Египта, стро­и­тель­ству скинии при Моисее, Храма при Соло­моне, испо­ве­да­нию апо­стола Петра, обра­ще­нию Павла и пр.

При­ме­ром же попу­ще­ния Божия явля­ется отно­ше­ние ко грехам, кото­рые Бог, конечно, не одоб­ряет, однако и не лишает зако­но­пре­ступ­ни­ков воз­мож­но­сти гре­шить. Так, Гос­подь не бла­го­во­лил гре­хо­па­де­нию Адама, и всё же не вос­пре­пят­ство­вал ему силой Своего все­мо­гу­ще­ства, не оста­но­вил его руку, потя­нув­шу­юся к запрет­ному плоду, доз­во­лил испро­бо­вать плод.

Как пони­мать выра­же­ние «на всё воля Божья»?

Данное выра­же­ние необ­хо­димо пони­мать в свете того дог­ма­ти­че­ского поло­же­ния, что никто и ничто не в состо­я­нии про­ти­во­сто­ять воле Творца. Следуя этой трак­товке, всё, что слу­ча­ется в мире сотво­рен­ных существ, слу­ча­ется только потому, что Гос­подь этого хочет или, как мини­мум, допус­кает. Доброе ли, злое ли, но всё, что ни про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно с ведома Отца и Сына и Свя­того Духа.

Тезис «на всё воля Божья» не сле­дует интер­пре­ти­ро­вать в том ложном смысле, будто Про­мысл Божий дей­ствует словно рок или фатум: не всё, что про­ис­хо­дит, должно было без­ого­во­рочно про­изойти, равно как и не всё, что не про­изо­шло, в дей­стви­тель­но­сти не могло про­изойти (см.: Судьба ).

Чело­век наде­лен разу­мом и сво­бо­дой про­из­во­ле­ния, и хотя он во многом огра­ни­чен по при­роде и инди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям, силой теку­щих обсто­я­тельств, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии он в состо­я­нии как выпол­нять, так и нару­шать волю Творца.

В случае соот­вет­ствия жела­ний и дей­ствий чело­века Божьему закону, Бог к нему бла­го­во­лит, спо­соб­ствует испол­не­нию добрых замыс­лов.

А когда дей­ствия и жела­ния греш­ника идут враз­рез с Божьим пред­на­чер­та­нием, Бог эти жела­ния и дей­ствия не одоб­ряет. В назван­ном случае Божья воля усмат­ри­ва­ется в том, что именно Он, по Своей воле, вложил в чело­века воз­мож­ность гре­шить; с другой сто­роны, Его воля, в этой связи, про­яв­ля­ется в тер­пе­нии или дол­го­тер­пе­нии (см. подроб­нее: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду? ).