Порфирий святой

День памяти: 19 ноября (2 декабря) (Конст.)

На пути к подвижничеству

Преподобный Порфирий Кавсокаливит (мирское имя: Евангелос Баирактарис) родился на территории Греции, в провинции Эвиа, близ Аливери, 7 февраля 1906 года.

Родители Евангелоса были простыми крестьянами, бедными, но благочестивыми. С раннего детства они приучали его к вере.

Они, конечно, желали для сына и хорошего светского образования. Однако, в связи с недостаточностью средств, не могли обеспечить ему полноценное обучение. В результате всё его пребывание в школе ограничилось двумя классами.

С детства Евангелос приучался к труду: хлопотал по хозяйству, пас скот, трудился в огороде. В возрасте 8 лет начал работать на шахте, а спустя некоторое время встал за торговый прилавок.

В юности он ознакомился с житием святого Божьего угодника Иоанна Кущника. Евангелос был до того тронут этим проникновенным повествованием, что и сам решил посвятить себя Богу и отправиться на Афон. Он предпринял несколько попыток вступить в новую жизнь, но всякий раз ему препятствовали какие-то обстоятельства.

Святой Горы он смог достичь лишь в возрасте 14 (или 15 лет).

Афон

Когда Евангелос плыл на корабле в сторону Афона, он познакомился с опытным подвижником, иеромонахом Пантелеймоном. Тот, узнав о желании юноши, согласился принять его под свое духовное окормление. Он же помог ему с устройством на Святой Горе: в силу юношеского возраста Евангелосу могли отказать в его просьбе; чтобы этого избежать отец Пантелеймон выдал его за своего племянника.

Пантелеймон дал Евангелосу приют в своей келье на Кавсокаливии, где уже подвизался его брат, отец Иоанникий. Таким образом, по Промыслу Божьему, юный Евангелос обрёл сразу двух духовных наставников.

Скит «Кавсокаливия» состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и расположен на южной оконечности Афонского полуострова, на скалах, по направлению к Великой Лавре. Название «Кавсокаливия» (переводится как «поджигатель хижин») утвердилось от имени преподобного Максима Кавсокаливита († 13 янв. 1365), который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда рядом с его каливой поселялись другие монахи, он сжигал свой домик, поднимаясь все выше в гору, где строил себе новую хижину.

С благословения отцов и по мере своих собственных сил, подвижник шаг за шагом старался усугублять свои подвиги: много молился; спал мало, причём ложем ему служил твёрдый пол; зимой и летом ходил босиком. Исполняя послушание, колол дрова, занимался резьбой по дереву, носил землю для огородов, собирал улиток.

Пройдя испытание трудностями и искушениями, окрепнув духовно, Евангелос был пострижен в монашество с именем Никита.

Монашеская жизнь

Приняв монашеский постриг, Никита стал служить Богу с ещё большей ревностью и самоотдачей. Он неоднократно испытывал радость живого ощущения Божественного присутствия. Он, казалось, уже и не мог представить себе жизнь вне подвижничества на Святой Горе.

Между тем, хождение босиком в зимний период, сон при открытом окне на холодном полу привели к воспалению лёгких. В свою очередь это заболевание перешло в плеврит. Принимая во внимание серьёзность болезни, старцы повелели ему оставить Афон и отправиться на лечение. Как ни тяжело ему было расстаться с Афоном, он подчинился их воле и перебрался на материк.

Пройдя курс необходимых оздоровительных процедур, Никита вернулся, но вскоре болезнь вновь дала о себе знать. Сознавая, что Афонский климат плохо сказывается на его неокрепшем здоровье, и что усугубление болезни может закончиться скорой смертью, старцы вновь благословили его покинуть Святую Гору, но на этот раз не благословили вернуться.

В возрасте 19 лет Никита оставил полюбившуюся ему землю и переселился в обитель святого Харалампия, располагавшуюся недалеко от его родного села. Здесь он продолжил жить строгой аскетической жизнью, однако пошатнувшееся здоровье не позволяло ему в полной мере практиковать правило особо строгого поста.

Как-то раз монастырь, где подвизался Никита, посетил архиепископ Порфирий, глава Синайской Церкви. Оценив опыт и духовную расположенность молодого монаха, он возвёл его в сан иеродиакона, а на следующий день рукоположил во священника. Причём, Никита получил и новое имя: Порфирий. Это произошло в 1927 году. Отцу Порфирию шёл тогда всего 22-й год.

Священническое служение

Прошло немного времени и Каристский митрополит Пантелеймон, несмотря на молодость иеромонаха Порфирия, определил его, как достойного, на должность монастырского духовника. Это ответственное послушание он исполнял в обители святого Харалампия вплоть до 1940 года.

Весь этот период отец Порфирий принимал множество посетителей со всех окрестностей. Кто-то искал у него наставлений, кто-то нуждался в его молитвах и утешении, кто-то испрашивал благословения на добрые дела.

На этой должности отец Порфирий проявил себя с положительной стороны, как добрый и любящий пастырь, заботливый отец, и в 1938 году его удостоили звания архимандрита.

Во время войны отец Порфирий исполнял послушание при Афинском больничном храме (во имя) преподобного Герасима. Получая более чем скромное жалование, он с радостью делился им со своими родственниками, которые не имели возможности заработка и, таким образом, зависели от него.

Со временем архимандрит Порфирий организовал куриный двор, вязальную мастерскую; стал изготавливать ладан.

Видя, насколько благочестивым пастырем является отец Порфирий, к нему всё чаще стали обращаться и врачи. Иногда они просили молитв за тяжёлых и безнадежных больных. Рассказывают, что порой преподобный Порфирий устанавливал диагноз больного (конечно, не без содействия благодати), а в некоторых случаях проявлял дар исцелений.

Последние годы земной жизни

В 1984 году до старца Порфирия дошла весть о том, что келья святого Георгия, где он начинал путь послушника на Афоне, опустела, так как последний её обитатель переселился в монастырь. Продолжая хранить в своём сердце любовь к Святой Горе, вскоре он отправился на Афон. Прибыв на место и встретившись с руководством Великой Лавры, которой принадлежала освободившаяся келья, он попросил, чтобы если возможно, ту келью предоставили ему.

Получив соответствующее просьбе благословение, он разместил там двух учеников, пообещав, что и сам поселится в ней после того, как количество учеников достигнет пяти. В 1991 году, как и обещал, отец Порфирий перебрался жить в келью.

Незадолго до смерти он пожелал приготовить недалеко от кельи место для своего будущего погребения, что и было исполнено. Затем он составил прощальное письмо, изложив там свои наставления и прося по-христиански простить его, грешного.

В последние часы жизни отец Порфирий исповедался, после чего братия, ученики старца, приступили к чтению канона на исход души.

2 декабря 1991 года старец Порфирий Кавсокаливит, истинный воин Христов, мирно почил о Господе. 3 декабря его тело было с благоговением предано Афонской земле.

Тропарь, глас 8:

Апоcтольскою рeвностию жительствуя / и Христово имя непрестанно призывая, всем любовь Божию проповедуя,/ выну в той пребывaл еси, многия дyши исцеляя и ко воскресшему Господу приводя.Темже, наследовавый селения святых, / потщися и настaви нaс, да приидем и мы во объятия Божия,/ рaдостно вопиюще ти: / рaдуйся, преподобне отче Порфирие.

Кондак, глас 3:

Радуйся, Афона смиренное овча, / Порфирие, Любве проповедниче, /монахов славо, святых удобрение. Овому бо Духом дадеся слово премудрости,/ другому же слово разума и действия сил, тебе же купно вся открышася, /
яко таиннику Божия благодати.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит (1906 — 1991), архимандрит, преподобный

Память 19 ноября (Греч. , Румын.) и в Соборе Эвбейских святых

В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему. В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре. На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.

Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита .

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 21 года был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В 1938 году был возведён в сан архимандрита.

В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня — большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно .

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова .

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Оценки и почитание

Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст. . Синодальным решением от 4-5 июля 2017 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви.

Критика

Изданная в 2006 году на русском языке книга «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова» подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова . Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:

два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы… Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло… Не нужно ни диавола бояться, ни ада — ничего. Должна царствовать любовь ко Христу… Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Нехорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!»

Далее проф. Осипов отмечает:

Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43-47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения… Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется «легкому пути» посредством любви.
Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин. Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла:
«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога… И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия . В частности, в нем говорится:

…старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми. В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине…
Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой. Непосредственная борьба с тьмой вводит в центр жизни «крестоносца» тьму, с которой, как предполагается, он сражается!..
Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина…
Старец Порфирий, очевидно, не был общественным богословом. Он был, как я сказал, садовником, делающим прививку, т.е. окулировщиком; и как таковой он привносит ключевые критерии. Его трезвая кротость радикально отличается от почти оскорбительного бреда ревностной агрессивности, которая процветает в наше время под предлогом защиты веры. «В нашем миссионерском усердии, – говорил он, – будем ненавязчивы… Немного слов… Лучшая миссия – это наш добрый пример, наша любовь, наша кротость». Свидетельства показывают, что старец Порфирий не вторгался в личное пространство человека. Он не говорил о Боге, если его не просили, и не спешил окроплять святой водой всех присутствовавших, когда не был уверен, что они этого хотят…
Старец испытывал глубочайшее уважение к литургической жизни и к ее освящающей силе. Однако совсем по-детски однажды выразил свое несогласие со святым Андреем Критским, поскольку в его главном творении, Великом Каноне, преобладает скорбный взгляд, обращенный в преисподнюю, к смерти, в то время как сам Порфирий предпочитал обращать свой взор к любви Христовой. Когда его собеседница привела в противовес его словам пример из Канона, где святой Андрей повествует о св. Игнатии Богоносце (святом, который выразил пламенную любовь ко Христу), отец Порфирий сказал замечательную фразу: «О, это уже не Канон, это огонь. В этом Каноне пропал Песнописец! Его поглотил, снес святой Игнатий».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Апо́cтольскою ре́вностию жи́тельствуя / и Христо́во имя непреста́нно призыва́я, всем любо́вь Бо́жию пропове́дуя, / вы́ну в той пребыва́л е́си, мно́гия дyши исцеля́я и ко Воскре́сшему приводя́. Те́мже, насле́довавый селе́ния святы́х, / потщи́ся и наста́ви нaс, да прии́дем и мы во объя́тия Божия, / ра́достно вопию́ще ти: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Порфи́рие.

Кондак, глас 3

Ра́дуйся, Афо́на смире́нное овча́, / Порфи́рие, Любве пропове́дниче, / мона́хов сла́во, святы́х удобре́ние. Óвому бо Духом даде́ся сло́во прему́дрости, // другому же слово ра́зума и де́йствия сил, тебе же ку́пно вся откры́шася яко таи́ннику Бо́жия благода́ти.

Литература

  • Elder Porphyrios, Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2001.
  • Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия, Изд-во Саратовской епархии, 2004.
  • Цветослов советов, Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.

Использованные материалы

  • «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013:
  • «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013:
  • Житийная справка календаря православной энциклопедии Азбука веры:
    • — молитвословия

«Όσιος Πορφύριος ο Καυσοκαλυβίτης ο διορατικός και θαυματουργός», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής,

Так по ст. «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, . По заметке «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013, — в то время был пострижен в рясофор.

Так по ст. «Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса», портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, . По заметке «Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 ноября 2013, — в возрасте 20 лет.

«Старец Порфирий Кавсокаливит», частный туристический сайт Лидии Левандовской,

Официальный сайт Каламосского монастыря преп. Симеона Нового Богослова,

«Канонизирован афонский старец Порфирий Кавсокаливит», портал Православие.Ru, 28 ноября 2013,

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006

Алексей Ильич Осипов. Об очень важном —

Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006. Стр. 204

Доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный выдающейся личности старца Порфирия Кавсокаливита. Материал был представлен на XVIII Международной богословской конференции в Бозе (Италия) (8–11 сентября 2010 года); тема форума – «Общение и уединение» —

В 14 лет будущий о. Порфирий (1906-1991) ушел на Афон. Через несколько лет афонские отцы постригли его в монахи.

Вскоре о. Порфирий заболел и перешел с Афона в монастырь святого Харалампия в Авлонари. Там болезнь прошла, и позже о. Порфирий большую часть жизни проживет монахом в миру, среди людей – видно, об этом и была Божия воля.

В 22 года о. Порфирия рукоположили в священника и сразу поставили духовником (!) монастыря св. Харалампия, — случай небывалый в Греции, где даже мирян разрешают исповедовать не всем священникам.

Но большую часть жизни (с 1940 по 1973 год) о. Порфирий служил в Афинах, в церкви Святого Герасима при поликлинике. За это время он помог тысячам людей. И лишь незадолго до смерти старец попросил увезти его «домой», на Афон, где вскоре и умер.

Святой Паисий Святогорец, лично знавший о. Порфирия, так говорил о его удивительных духовных дарах: «У о. Порфирия цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

Всего через 22 года после смерти старца Порфирия Синод Константинопольского патриархата прославил его в лике святых. В 2014 году его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Щека на сковороде

Иеромонах Порфирий. Фото: vk.com/kavsokalivit

По молитвам о. Порфирия Господь исцелил множество людей, но за свое здоровье старец никогда не молился, терпел. Врач отца Порфирия, доктор медицинских наук Георгий Папазахос говорил: «У старца было множество болезней: он перенес инфаркт, почти не действовала печень, он страдал от язв, которые часто кровоточили, от опоясывающего лишая на лице, дерматита на руках, хронического бронхита и прочего.

Как-то на вопрос, что он чувствует, отец Порфирий ответил: «Я чувствую, как будто моя щека лежит на раскаленной сковороде”. Он был совершенно спокоен и его страдания ни в чем внешне не выражались, от него никогда не было слышно даже малейшего стона».

Разговоры по душам

Изображение с сайта popsci.com

У о. Порфирия было 2 класса образования. Но никто не жаловался на неученость старца.

Однажды профессор астрономии с мировой известностью пришел к отцу Порфирию по какому-то неастрономическому вопросу. Разговорились. И вскоре профессор поймал себя на мысли, что уже обсуждает с «батюшкой» профессиональные вещи так, как сделал бы только со своим коллегой: «Он действительно знал то, о чем говорил, и ни в чем не допустил ошибки!»

В другой раз директор Афинского госпиталя, известный хирург, был не менее удивлен, когда отец Порфирий обсуждал с ним ход, медицинские нюансы и перспективы очень сложной операции, которую врачу предстояло сделать.

Храм преподобного Герасима, где служил отец Порфирий, часто посещали профессора Афинского университета. Никос Зиас, профессор кафедры философии, меломан, рассказал случай: «Как-то мы торопились на концерт в Адриановом Колизее. Велико было мое изумление, когда старец сказал, что знает композитора и дирижера и завел речь о классической музыке. Он говорил: хорошая, добрая музыка приносит душе пользу».

Чтобы умным понятней было

О. Порфирий нередко и свои духовные советы облекал в научные термины, чтобы умные поняли. «Весь мир пронизывают электромагнитные волны, но мы их обычно не ощущаем. Но если включим свой приемник, тогда слышим их. То же самое происходит, когда мы входим в духовный мир.

Если мы настроены на добро, мы «ловим» добро. И наоборот, если наш приемник перестроился на зло, мы будем ловить волны зла».

Почему стоит уважать технический прогресс

Изображение с сайта lims.ac.uk

Отец Порфирий положительно относился к современным технологиям и вовсю пользовался ими для своих пастырских нужд. Он восхищался тем, что Господь дал человеку способности познавать мир и советовал не гнушаться «техническим прогрессом»: «Господь помог человеку сделать множество открытий, почему дьявол может ими пользоваться, а мы, христиане, не смеем?!»

Кому лучше не спорить о «религии»

В одной горной деревушке не было воды. Ее жители обращались в разные инстанции, платили деньги, но безрезультатно. Было сказано, что в этом районе нет подземных вод. Пошли к о. Порфирию.

О. Порфирий сказал, что в деревне много хорошей воды, и сначала показал на чертеже место, где она протекает и на какой глубине. А после того, как мелиораторы ему не поверили, пришел в деревню и ткнул туда, где нужно копать. Стали копать и на указанной о. Порфирием глубине нашли воду, которая била из-под земли чистейшим ключом.

С трудом вырвавшись из объятий жителей деревни, о. Порфирий сел в автобус. Кондуктор, человек неверующий, стал громко высмеивать «религию» и «всякие чудеса».

Старец Порфирий. Фото: vk.com/kavsokalivit

Атмосфера накалялась. Пассажиры разделились на два лагеря: одни за батюшку, другие — против. Перебранка грозила рукопашной.

Отец Порфирий расстроился, но участие в «споре» не принял. На остановке он подошел к кондуктору и тихонько, чтобы слышал лишь он, сказал: «Я, быть может, и не умею находить воду, но знаю, что ты страдаешь сифилисом. Будь осторожен, не женись теперь, потому что можешь заразить жену и детей. Продолжай лечиться, ты поправишься, а потом женишься».

Кондуктор онемел и больше за всю дорогу не произнес ни слова. Доехали в полной тишине. (Через много лет человек, работавший тогда кондуктором, рассказал о том, что сказал ему о. Порфирий).

Душевные травмы отступают

Старец обладал даром видеть в душах людей то, что открывал ему Бог. Об одном моем знакомом он сказал: «Я вижу у него в душе, правда, нечетко, очень нехорошую вещь. Это старая душевная травма, нанесенная бесами. Я точно не знаю, что это такое. Может быть, Бог откроет мне это позже».

Через несколько недель о. Порфирий вернулся к разговору: «Нехорошая вещь, которую я увидел в душе твоего друга, может уйти, но только в том случае, если он начнет стремиться к святости. Такое стремление меняет человека, и душевные травмы уходят. Сейчас врачи называют эти травмы психическими заболеваниями, тогда как на самом деле это бесовские нападения, порой попущенные и за грехи».

Про «чувства»

Р. Вьюгова, «Исповедь». Изображение с сайта pemptousia.com

«Иногда мы должны проходить полную исповедь, — говорил отец Порфирий, — потому что различные психологические травмы, самые разные события в нашей жизни становятся действительной причиной наших телесных недугов.

На исповеди, кроме грехов, мы должны рассказывать и о своих помыслах и чувствах: страха, скорби, уныния, тревоги, которые посещают нас из-за переживаемых событий и являются следствием греха — нашего маловерия, надежды на себя, а не на Бога».

Микробы неврастении везде летают

Близкому родственнику одного нервнобольного человека о. Порфирий посоветовал быть осторожным, чтобы не заразиться. На вопрос, как это может произойти, ведь эта болезнь не заразная, о. Порфирий ответил: «Это не совсем так, как ты говоришь. Нематериальные микробы неврастении летают, подобно комарам, нападают на душу и заражают ее. Хорошо помогать нервнобольному человеку. Но, оказывая помощь, ты должен благодатью Христовой защитить свою душу от заражения».

Почему мы требуем от других «хорошести»

Старец Порфирий. Фото: vk.com/kavsokalivit

«Один из видов нашего выказывания себя — в том, чтобы требовать от других стать хорошими. В действительности же мы сами желаем стать хорошими, но поскольку не можем, то требуем этого от других и чем меньше хороши сами, тем больше требуем этого от других».

Болит одно место, а причина-то в другом

Отец Порфирий рассказывал: «Когда я был настоятелем больничного храма, то часто сталкивался со следующими случаями. Врач, проводящий обследование больного, неожиданно заявлял, что поражено не то место, которое болит, а другое. Он говорил: «Ты можешь чувствовать боль в одном месте, но на самом деле то, что ее вызывает, может находиться где то рядом».

Так бывает и в духовной жизни. Мы видим все под одним углом. А на самом деле причины происходящего внутри нас могут быть совсем ”в другом месте»”. Поэтому так важно обсуждать свое внутреннее со священником, которому доверяешь».

Слова часто лишь ударяют в уши

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но часто не умеют молиться. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце».

Почему не состоялось усыновление

У молодых супругов не было детей, которых они очень хотели. У женщины постоянно случались выкидыши, ей сделали операцию, и в конце концов врачи сказали, что она не сможет иметь детей. Тогда супруги решили усыновить ребенка. Посредник в усыновлении пошел к о. Порфирию. Старец выслушал и вдруг сам стал подробно рассказывать ему о характере супругов. У женщины были психологические трудности.

– Я правильно говорю? – спросил старец.

– Да, Геронда. Вы говорите так, как будто видите их перед собой.

– Да, они стоят передо мной. Поэтому-то Бог и не дал им ребенка — чтобы он не был несчастен. Перестань выступать посредником в деле усыновления.

Усыновление не состоялось.

Если дадим волю гневу

Изображение с сайта mindful.org

«Когда кто-то нанесет нам обиду каким бы то ни было образом, клеветой, оскорблением, подумаем о том, что он – наш брат, которым овладел враг. Он стал жертвой врага. Поэтому мы должны молиться Богу, чтобы Он помиловал и нас, и его. И Бог поможет обоим.

Но если мы дадим волю гневу, враг с него перескачет на нас и будет играть нами двоими».

Смиренный не нервничает

«Смиренный человек осознает свое внутреннее состояние и, каким бы плохим оно ни было, не теряет себя, ровности духа, уравновешенности. Смиренный – не «нервничает». Для него всегда есть завтрашний день.

Будем как соловьи

«Нельзя насиловать другого человека. Настанет его час, придет тот момент, нужно лишь молиться за него. Молчанием, терпением и прежде всего молитвой мы таинственно приносим пользу другим».

«Соловей дивно поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно».

Благодарный козел

Отец Порфирий помогал не только людям, но и животным. И животные его понимали.

Однажды девушка, пасшая стадо коз, попросила его помолиться о ее животных, которые стали болеть. Отец Порфирий встал перед стадом, поднял руки к небу и начал молиться словами псалмов, где говорится о разных животных. За все время молитвы ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только о. Порфирий закончил и опустил руки, из стада вышел козел, подошел к отцу Порфирию, ткнулся мордой старцу в руку и тихо отошел назад. А козам стало легче.

Одушевленный попугай

В Раю человек был призван Богом «возделывать сад», то есть заботиться не только о возрастании своей души, но и об окружающем мире и всех его тварях. До грехопадения тварь и Адам понимали друг друга, могли общаться. Адам был призван к дальнейшему «одушевлению» твари, передаче ей части своей разумности.

Когда в человеке восстанавливается «новый человек», новый Адам, он уподобляется Адаму в Раю – способен понимать зверей, те перестают его бояться, слушают. Так было со многими святыми.

Так было и с о. Порфирием. У него одно время жил попугай, которого отец Порфирий научил говорить и иногда играл с ним. Старец научил его и словам Иисусовой молитвы. Однажды к о. Порфирию пришел гость. Попугай стал говорить что-то старцу, и отец Порфирий попросил гостя: «Не смотри на моего попугая, а то он стесняется. Отвернись, и тогда он скажет».

Капли любви

Изображение с сайта dailymail.co.uk

«Все вокруг нас — это капли любви Божией; и одушевленное, и неодушевленное, и растения, и звери, и птицы, и горы, и море, и закат, и усыпанное звездами небо. Это маленькая любовь, через которую мы приходим к Любви великой, ко Христу.

У цветов, например, своя красота. Они учат нас своим благоуханием, своим величием. Они говорят нам о любви Божией. Они распространяют свой аромат, свою красоту и на грешных, и на праведных».

При подготовке статьи использованы книги:

Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Цветослов советов»

Митрополит Лимасольский Афанасий «Открытое сердце Церкви»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Житие и слова»

Преподобный Порфирий Кавсокаливит «Дети и молодежь»