Последствия блуда

Невидимая война с видимыми последствиями

19.02.2016

012.jpg

В наше время можно заметить удивительную вещь: то, что касается самого потаенного, сейчас выставляется на общее обозрение, что раньше считалось стыдным, ныне объявляется нормальным и даже достойным гордости. Своими мыслями о том, как блуд для современного человека стал хорошим тоном и почему это так опасно для человека, делится иерей Алексий Саливон-Гончаренко, клирик Покровского собора Запорожья.

Наш сегодняшний мир охватила великая «чума», и имя этой чумы – блуд. Яд этого греха проник, как никогда раньше, во все информационные структуры и все сферы нашей жизни.

Нынче блуд инфицировал все: телевидение, интернет, моду, газеты и журналы. Отсутствует всякая «цензура» на рекламных билбордах, на вывесках магазинов, рекламе продуктов и товаров, причем не где-то в рекламных буклетах, вдали от детских глаз, а на центральных улицах наших городов.

Очевидно, что все силы ада брошены на то, чтобы как можно сильнее и масштабнее извратить наше общество и, в частности, молодежь – будущее этого мира. Через такую «вездесущую» атаку на взор человеческий в человеке неминуемо разжигается до предела блудная страсть, и он становится словно пороховой бочкой, которая взрывается от попадания на нее самой малейшей искры.

Борьба на смерь вечную

Бес блуда – очень сильный. Святые отцы говорят, что если бы Господь не дал женщине застенчивости, то не спаслась бы в мире ни одна плоть. Священное Писание указывает нам на следующее: когда Господь отвечал молодому богатому юноше на его вопрос «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18) стал перечислять заповеди, только, на удивление, не в том порядке, в котором их дал Моисей. И первой заповедью, которую Он назвал, была «Не прелюбодействуй» (Лк. 18. 20.), то есть та, перед которой человек наиболее уязвим. Даже царь Давид, написавший книгу Псалтырь, будучи пророком, помазанником Божиим, не устоял перед красотой жены своего поданного и пал! И про эти вещи мы должны помнить, не быть беспечными!

Сейчас идет война – война не просто на жизнь или смерть, а на смерть вечную. На каждой войне командир взвода или роты посылает в тыл противника разведчиков, чтобы те узнали, в каком участке фронта враг будет осуществлять свое наступление. А зачем это нужно знать? Чтобы усилить оборону этих участков линии фронта. Так и мы из Евангелия узнаем о силе невидимого врага – беса блуда, и как мудрые воины Христовы облечемся в броню духовную – воздержание очей и целомудренность.

Зона риска

На кого в первую очередь лукавый направляет блудные стрелы? Кто под особым прицелом у него? Во-первых, те люди, которые являются авторитетным примером для населения – духовные лица, врачи, учителя, артисты, музыканты, политики и другие. Ведь погрешность известного многим человека является сильным соблазном для всех, кто его знает и уважает. Во-вторых, люди, не имеющие достаточного жизненного опыта, – школьники и студенты. Именно они в силу своей юности еще не в состоянии отличать в жизни любовь от влюбленности, влюбленность от похоти, «белое» от «черного».

Враг рода человеческого внушает подросткам следующее: «То, что приносит удовольствие, и есть источник истинного счастья». И не зная еще, куда приводят удовольствия, молодежь со всей силой бросается в праздность и пьянство, беспорядочные половые отношения, наркотики и прочие источники «счастья». Вот таким путем обманываются сатаной множество молодых людей, ведь в каждом человеке есть душа, которая по природе тянется к источнику счастья, а этим источником является Бог. Но, по неопытности своей жизни, молодые люди принимает сатанинскую логику за «чистую монету». А что потом? Великая внутренняя опустошенность, угнетенность, отчаяние, уныние и тоска. Войдя в такое состояние, некоторые люди заканчивают жизнь самоубийством. Это бывает с теми, кто осознано не признает понятие «грех» и не хочет слышать о Боге, о Его заповедях, о Его учении. Ведь что такое заповедь? Это не просто запреты или формальные правила, а просьба Бога, если хотите, это Бог умоляет по величайшей Своей любви к нам: «Не причини себе вреда!» Как родная мать говорит своему дитю: «Не прикасайся к горячей сковороде, а то ты обожжешься! Тебе, а не мне, будет от этого плохо!» Вот и предупреждает Господь всех нас: храните добрачное целомудрие, а иначе вы же сами потом будете страдать! Не Я, а ты – человек!

1455782122_20160217_214046.jpg

Как следствие такого грехопадения и возникают разочарование, обида, предательство, измены, венерические смертельные заболевания, аборты, рождение детей, которых никто не любит и не ждет, которых родители бросают или всю жизнь винят в своей «потраченной жизни», и множество других последствий.

Духовная близорукость

Почему добрачное половое воздержание называется «целомудрием»? Как мы видим, это слово состоит из двух слов «цело» и «мудрие», то есть «целостность и мудрование», «целостность ума». А как вы думаете, в чем заключается эта целостность? Может, человек, будучи целомудренным, лучше решает примеры по математики, лучше пишет диктанты, сочинения, может, он более остроумен, находчив? Так в чем же заключается эта «целостность»?

Когда человек теряет целомудрие, у него способности ума остаются прежними, а вот способность видеть и понимать духовные вещи отнимается, он теряет «духовные очи». Если человек лишился органа зрения – глаз, то, естественно, каким бы богатым и красивым ни был этот мир, он не сможет уже этого ни увидеть, ни понять, но будет видеть один мрак. Так и грех блуда и прелюбодеяния лишает нас духовных очей, духовного зрения. И говорил Господь о таковых: «Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13. 14-15). Человек теряет способность верить в невидимый, совершенный мир, видеть его теснейшую связь с нами.

Потеряв «духовную бдительность» пускается такой человек во все утехи житейские. Начинает жить по принципу «Бери от жизни все!». Вот почему сатана и поставил в приоритет распространение этого греха в мире. Повторюсь, что все силы ада брошены на то, чтобы как можно больше людей ввергнуть в блуд, чтобы отнять у людей способность видеть истинный смысл жизни. А истинный смысл жизни человека – не в том, чтобы «построить дом, посадить дерево и вырастить сына или дочку», а в том, чтобы спасти свою душу!

Тело – храм души

Грех блуда и прелюбодеяния является грехом самым омерзительным в очах Божьих. Потому что человеческая личность состоит из тела, духа и души. И если какой-то другой грех оскверняет одну душу, то этот грех оскверняет и душу, и дух, и тело. Когда священник отпевает усопшего, то он трижды кадит гроб новопреставленного. Зачем? Ведь кадилом кадится престол в алтаре, иконостас, мощи, иконы, стены храма, так почему вдруг священник кадит мертвеца? Да потому что наше тело является храмом души, которая создана не по желанию родителей каждого человека, а по решению Самого Господа!

031.jpg

К чистоте этого храма мы должны относиться с трепетом, ведь благодать Божия, которая украшает человека изнутри, не терпит греха, как огонь не терпит воду, и человек, не зная этого, повреждает свою внутреннюю уникальную красоту. А красота души отражается на красоте тела.

Не двое, но одно целое

Тяжелейший урон наносится также духу человека. Что сказано в Священном Писании? «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10. 7-8). Многие не знают смысла этих слов и последствий, которые идут за этим. Во-первых, хочу задать вопрос: в какой момент муж и жена становятся «единой плотью»? В момент росписи в ЗАГСе, в момент Таинства венчания? Или когда? На самом деле становятся они «единой плотью» в момент телесной близости, в момент «познания» друг друга.

А что же такое единая плоть? Это когда ноги, руки, голова, туловище соединены между собой в единое целое. И когда болит на руке мизинчик, то не могут все остальные члены довольствоваться, но будут страдать они все вместе. Когда болит зуб, болит тогда и все тело. Не могут при боли одного «радоваться» остальные части тела. Вот точно так же и муж с женой, когда кто-то из них получил травму, заболел или чем-то расстроен, второй не может уже полноценно радоваться жизни, а будет автоматически страдать со своим возлюбленным.

05-500x450.gif

Теперь представьте, что происходит с тем человеком, который ведет беспорядочную половую жизнь… С каждым человеком, с которым он вступил в половую связь, он стал «единой плотью» т.е. воссоединился с ним духовно. И затем все скорби и неприятности его половых партнеров соответственно будут отражаться на его настроении. И чем больше их было, тем глубже будет скорбь. Это может довести человека даже до уныния и самоубийства!

Внешне у человека вроде все хорошо, а внутренне – невыносимая тоска, от которой не знаешь куда деваться, и не хватает сил уже с ней дальше жить! В пример приведу голливудскую актрису-звезду прошлого столетия Мерлин Монро, которая накануне своего самоубийства стала вести беспорядочную половую жизнь, что и привело к депрессии, с которой она не смогла справиться. Конечно, любой скептик может сказать, что это просто совпадение, но любой священник, который исповедовал людей, скажет, что это логичная закономерность. Вот таковы плоды греховной «сладости», и стоит ли оно того? Ради «пятиминутных удовольствий» разрушать все то, что ты так долго до этого строил, разрушать всю свою жизнь?!

О том, что добрачные отношения приводят к печальным последствиям, говорят и научные доводы, ведь по статистике 90 процентов всех гражданских браков заканчиваются разводом, так как между такими парами быстро иссякает главное их связующее – любовь! А источником любви является только Бог, и тот человек, который даже и не осознает, что он грешит, все равно лишает себя и Божьей к нему любви и той любви, которая была дана ему Богом к своей возлюбленной половинке Но,через решительное намерение исправиться, через искреннее покаяние о своих грехах, Господь дарует такому человеку прежнее здравие и его духу, и душе, и телу. А в этом всецелом здравии возвращается сердцу человека радость, мир и любовь!

Днем строим, ночью разрушаем…

Если же снова человек забудется и возвратится к прежней своей греховной жизни, то будет ему так, как сказано в Священном Писании: «То тогда нечистый дух возвращается к тому человеку, и находит дом пустым, выметенным и убранным. Тогда он идет и приводит с собой семь других духов, еще злее его самого. И они входят в того человека и живут там все вместе, и тому человеку становится еще хуже, чем было прежде» (Лк 11. 24-26). Вот какое опасное предостережение делает нам всем Господь! Потому что знает, что человек таков, что когда ему хорошо, то он быстро забывает прошлые свои страдания, и снова начинает погружаться в то «болото», из которого выходил многими скорбями.

Но если ты, человек, идешь на это, то последствия теперь тебе уже известны. И тогда не ропщи ни на кого! Так как прежде ты этого не знал, а теперь осознано делаешь: живешь в невенчанном браке, позволяешь себе вступать в беспорядочные половые связи, заводить себе любовницу или любовника и тому подобное. И знай, что говорит Господь: «Раб же тот, который знал волю господина своего…и не делал по воли его, бит будет много, а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше…» (Лк. 12. 47-48). То есть прежние скорби, которые ты ранее нес по грехам своим, по сравнению с теми, в которые ты себя теперь ввергаешь, были «мелочью жизни». Так как через покаяние ты стал воином Христовым, а теперь осознанно становишься предателем Его…

041.jpg

Поэтому, однажды покаявшись, человек не может уже вести двойную жизнь, не может он идти одновременно и «вверх» и «вниз»: сначала строить свое счастье через покаяние и любовь, а затем бездумно разрушать его грехами. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6. 24), – говорит нам Господь.

Только двигаясь навстречу Богу, можно обрести такое счастье, такой мир и любовь, что будет хватать не только тебе, но и будет оно через тебя изливаться на всех твоих родных и близких. Великую радость и услаждение сердца обретает тот человек, который испытывает не только любовь от ближних, но который сам способен искренне любить всех, кого встречает на жизненном пути.

На днях мы молились за человека, который изменяет своей жене. И меня поразила одна молитва: «Господь, измени сердце этого человека, чтобы он меньше думал об удовольствии, которое получает, и больше о боли, которую причиняет».

Мне молитва показалась очень даже подходящей для такого случая. Супруг (или супруга) в прелюбодействе думает лишь о мгновении, о мимолетной радости и желании, напрочь забывая о вполне себе реальных последствиях.

Совсем недавно мне на глаза попалось семинарское эссе, озаглавленное «100 последствий прелюбодеяния». Написал его студент Семинарии Феникса – Филипп Джей. В списке было подробное перечисление, каким образом супружеская неверность может разрушить его брак и жизнь. Я выбрал лишь сорок пунктов из этого списка и с разрешения Филиппа приведу их здесь:

Если я совершил прелюбодеяние…

  1. Мои отношения с Богом нарушаются прекращением общения с Ним.
  2. Мне нужно искать прощения Господа
  3. Я принимаю на себя эмоциональные последствия содеянного, испытывая чувство вины
  4. Я проведу многие часы в «проигрывании в голове» своего проступка
  5. Моя супруга получит глубокие раны от содеянного мной. Настолько глубокие, что их даже описать невозможно
  6. Моя жена проведет бесконечное количество часов у психолога на консультировании
  7. Отправляться от полученных травм моя жена будет долго и больно
  8. Ее боль будет глубоко ранить и меня, вызывая мою собственную боль и стыд
  9. Наши отношения пострадают из-за разрыва нитей доверия, общения и близости
  10. Мы будем рядом, но чувствовать себя в одиночестве
  11. Репутация нашей семьи пострадает
  12. Мои сыновья будут глубоко разочарованы и растеряны
  13. Мои внуки этого не поймут
  14. Мои друзья также будут разочарованы и будут задаваться вопросами о моей честности
  15. Я потеряю свою работу в церкви
  16. Мое свидетельство о Христе обесценится среди моих знакомых и соседей
  17. Мое свидетельство родному брату также обесценится
  18. Мое свидетельство среди членов семьи моей жены также пострадает
  19. Меня, возможно, больше никогда не наймут на работу в церковь
  20. Я вряд ли когда-нибудь опять стану лидером мужского служения
  21. Бог может наказать меня как-нибудь
  22. Сатана обрадуется моему падению
  23. Сатана постарается, чтобы мой стыд никогда не покидал меня
  24. Моя жена может со мной развестись
  25. Мои дети, возможно, больше никогда не заговорят со мной
  26. Наши общие друзья перестанут с нами общаться, чтобы избежать неловких моментов
  27. Я причиню эмоциональную боль женщине, с которой изменил жене
  28. Я навлеку осуждение на эту женщину
  29. Если эта женщина замужем, ее муж может попытаться нанести ей и мне ущерб
  30. Он может с ней развестись
  31. Возможна нежелательная беременность
  32. Мое участие в зачатии нежелательного ребенка может привести к аборту и убийству невинного ребенка
  33. Возможно заражение венерическими заболеваниями
  34. Кто-нибудь сделает вывод, что все христиане – лицемеры
  35. Мой бизнес придет в упадок, потому что партнеры будут иметь причину мне не доверять
  36. Те, кем я руководил, возможно, сделают переоценку всего моего руководства над ними и перестанут воспринимать все сказанное и сделанное мной серьезно
  37. Мое желание принимать участие в служении пострадает, а в результате и другие прекратят свое в нем участие
  38. Пострадает мое здоровье
  39. Мне придется, возможно, начинать свою жизнь сначала
  40. Возможно, этот грех проявится в моей семье еще на четыре поколения

Довольно отрезвляющий список, не правда ли? Что еще более отрезвляет, так это тот факт, что многие примут во внимание этот список и все равно не остановятся на своем пути ко греху. Фантазия для них окажется более важной, чем реальность.

Кстати, несмотря на то, что список отражает перспективу мужчины на этот вопрос, последствия женского прелюбодеяния мало чем будут отличаться. Главная, пожалуй, польза этого списка в том, что он помогает нам понять необходимость выстроить правильные рамки для защиты верности нашему брачному завету. Если я убежден, что все это произойдет с моей семьей, реши я пойти на грех прелюбодеяния, мне придется следить за тем, куда смотрят мои глаза, и избегать опасных для моего брака ситуаций.

Просто фантазия не стоит того.

Целомурие этимология

«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» (моральная добродетель) указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни …. , цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» — П.Флоренский.

Целомудрие и благородство — две аксиологические категории, составляющие понятие чести. А наши предки советовали нам беречь честь смолоду…

Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Федоров Н.Ф.).

«Целомудрие — это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет всё человеческое» — св. Ефрем Сирин. Правдивость этого высказывания в современное время не требует доказательств, вся современная культура этому подтверждение.

Целомудрие — это состояние души и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия, свободой от внутреннего душевного разлада, которая не обусловливается внешними факторами; сохранение душевной и телесной чистоты в общении с другими людьми.

«Лишь сохраните, я молю,
Всю чистоту души прекрасной
И взгляд на жизнь простой и ясный, …»
Аполлон Григорьев 1850 год
Ю.М.Масютин «Ассоль»

Отождествление целомудрия с девственностью — сужение понятия. Так Амвросий Медиоланский говорит минимум о трёх формах целомудрия: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства… «.

Таким образом, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека, его личности в целом. Отсюда и само слово «целомудрие», т.е. мудрость целого и единого — пребывание в сознании Вселенского мироустройства и его законов.

Потеря целомудрия — это растление

Растление — это деятельность, которая сужает видение реального мироустройства до его незначительной материальной составляющей, которая и провозглашается как самая важная и ценная в жизни живого существа.

«Следует заметить, что душа растлевается не только плотскими грехами, но и:

  • сребролюбием,
  • славолюбием (тщеславием),
  • завистью и ненавистью,
  • гневом,
  • дерзостью и жестокосердием,
  • ложью,
  • лихоимством и богозабвением,
  • и всяким другим злом … » — преподобный Ефрем Сирин.

Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» — преп. Амвросий Оптинский.

«Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей.»
Иоанн Златоуст

Поэтому и говорится, что если по-своему внутреннему состоянию человек исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений и живёт этими страстными мыслями, чувствами, то целомудренным его назвать никак нельзя, хотя внешне это пока ещё мало проявляется, но для мудрого и опытного ока это будет сразу же видно.

» … чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота… «

В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывеской души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы.

К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение — живое отображение благочестивого духа, благонравия и скромности. Целомудренная скромность проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)… Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты» — свят. Амвросий Медиоланский. Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский).

Целомудрие и чистота речи

Целомудрие является и в слове – в чистоте нашего языка. Взор и слух целомудренного человека отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.). Как говорится, что в голове, то и на языке: «Много срамного изрыгает язык (людей) похотливых (и развратных), много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих» — святой Григорий Богослов.

Целомудрие и окружающий мир

«Как неповрежденный глаз всё видит чисто, действительно так определяя, как что есть… так и чистая душа всё видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое пылью греха, и хорошего не может видеть хорошим» — преподобный Ефрем Сирин —, и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках.

Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению и восхищению Бога. Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к Верховной святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом, они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Богу, «создавшему всякую красоту Себе ради» — святой Иоанн Кронштадский.

Плоды целомудрия

«Чистота, следствие целомудрия, есть признак здравия души, источник духовной радости. Кто желает стяжать любовь к Богу, должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием её.» — преподобный Исаак Сирин.

У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота – дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения. Чистота радует сердце, приобретшее её, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль, Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие.

«Приятность чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело» — Пс. 138:14.

«Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и непоколебимую чистоту тела и души и есть не что иное, как святость.»

Фундамент целомудрия

«Целомудрие — это состояние того, кто достиг такой духовной цельности, такой внутренней мудрости, которая не дает ему отклониться от Бога, отклониться от чистоты, отклониться от своего человеческого величия, то есть от служения Образу Божию в себе самом.» — митрополит Сурожский Антоний. В таком состоянии нет необходимости в воздержании, о чём говорит преподобный Иоанн Кассиан: «Иное, – говорит он, – быть воздержанным, а иное чистым и, так сказать, прийти в расположение непорочности и нерастленности, что называется невинностью… «.

«Святость, — пишет епископ Феофан Затворник, — есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий».

Праведно жить — значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво – значит всё творить посвящая Богу и всячески прославляя Его имя. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего — молитву и творение всего во славу Его.

«Целомудрие зиждется на смирении. «Нельзя приобрести этой добродетели, если прежде не будут положены основания смирения». За смиренномудрием следует воздержанность во всём, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием» — преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению — «сочетавают с Богом» — преп. Никита Стифат.

Целомудрие, заключительное слово

Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному здоровью личности.

Апостол Павел так пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Поэтому последствия блуда наступают не в будущем только, они настигают человека и в земной его жизни.

Целомудрие — мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил.

Распутство отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает.

Kris.h.Nive
по материалам «Азбуки Веры»
Vedic-Culture.in.ua

Ещё по теме «целомудрие»: