Послушница в монастыре – кто это?

В окружной музейно-выставочный комплекс имени Шемановского в Салехарде приехала выставка «Безсмертный полк Валаама». Резчик-самоучка из Карельской деревни Иван Марценюк увековечил в дереве образы героев-инвалидов Великой Отечественной войны.
Война не оканчивается с победой. Раны, которые она нанесла земле и людям затягиваются медленно, а порой не вылечиваются вовсе. После Великой Отечественной больше 2,5 миллиона искалеченных в боях людей должны были найти себя в новой мирной жизни. Одиноких, тех, кто не мог помочь себе сам, определяли в дома-интернаты. В один из таких домов на Валааме попал художник Геннадий Добров. Так появилась серия рисунков «Автографы войны», которые потом послужили вдохновением для резчика из Карелии.
«Если работы Доброва время калечит – бумага желтеет, изображения уходят вглубь, – то работы Марценюка как будто притягивают глаз. Глаз скользит по этим шероховатостям неровностям, этим искалеченным телам», – говорит куратор выставки «Безсмертный полк Валаама» Сергей Баранов.
На работы мастера Сергей наткнулся в интернете. Вдохновившись идеей объединить произведения двух художников, он отправился на Онежское озеро в Карельскую деревню, чтобы лично договориться с Иваном о проведении выставки.
Сам автор рассказал: главное, что он хотел сделать, – продлить людям жизнь, передать силу духа и любовь к Родине.
«Здесь столько несгибаемых людей было. Они шли в атаку, шли сквозь колючую проволоку, в рукопашную с немцами. Может, и Победы бы не было, если бы не было бы таких людей», – говорит Иван Марценюк.
Горожанка Виктория попала на выставку случайно – в музее как раз шли лекции по искусству. С работами резчика будто можно вступить в диалог, уверена она.
«Они живые. Каждый штрих, цвет, каждая эмоция, деталь что-то свое передают. Это, конечно, очень тяжело – видеть, как люди жили», – говорит Виктория Зеленова.
«Безсмертный полк Валаама» – передвижной проект. Каждую весну микроавтобус Ивана, нагруженный резными досками, отправляется в путь. Выставки под открытым небом состоялись в Москве, Ярославле, Вологде, в селах Карелии, Ярославской и Ленинградской областей. В Салехарде увидеть работы можно до 30 мая.

Бывшие послушники Среднеуральского женского монастыря, основанного лишенным сана опальным священником Сергием (Николаем Романовым), жившие там с 2001-го по 2020 год, рассказали о психологическом и физическом насилии в их отношении. Их слова приводит Би-би-си.

Полная версия сайта ➞

По словам послушников, они были как жертвами, так и свидетелями насилия. Люди утверждают, что наказать их могли за то, что кто-то снял платок, вытаскивая картошку из погреба, за выход в город за едой через лес, за споры с монахинями, за дружбу между собой, за «распитую на семерых в 17-летие бутылку шампанского», за купание в ближайшем карьере. Бывшие жители монастыря заявили, что «бить детей было отдельным послушанием», от которого никто не отказывался. Они якобы получали пощечины, их публично пороли палками по пяткам, ставили на горох и сажали в муравейник.

Двое братьев вспомнили, что однажды их посадили на две недели в железный вагончик за то, что они выкурили сигарету. Они утверждают, что на день им давали булку хлеба, трехлитровую банку воды и ведро для туалета. Молодых людей подкармливали строители. Как пишет Би-би-си, братьев обвинили в употреблении наркотиков и заявили, что Сергий был против их жизни в монастыре.

Через какое-то время провинившихся начали сажать в кельи вместо вагончиков, там они проводили по несколько недель без разрешения на мытье. В туалет их выпускали дважды в день, кормили хлебом и водой, а тех, кто пытался накормить запертых, подселяли в то же помещение. Послушник отметил, что девочек наказывали чаще и строже.

В 2009 году одна из девушек заболела, у нее неделю держалась температура, но когда ее отвели к Сергию за благословением на больницу, тот сказал, что жар вызван «непослушанием» и надо покаяться, чтобы он спал. Через несколько дней она потеряла сознание и после этого ее доставили к врачам в Верхнюю Пышму. В больнице у девушки не было сменной одежды и она взяла ее у соседки по палате. После выписки ее якобы пристыдили за то, что она сняла юбку и платок, опозорив тем самым честь монастыря, избили обтянутым резиной железным кабелем, поставили на горох и отправили домой. Позднее Сергий заявил, что простил ее, однако на тот момент девушка нашла настоящую мать, которая обратилась с жалобами в комиссию по делам несовершеннолетних и патриарху. Все закончилось руганью Сергия в адрес девушки, пишет Би-би-си.

Многие послушники утверждают, что им было тяжелее переносить унижения со стороны Сергия, а не избиения — он ругал жителей подворья во время обеда или во время проповеди, угрожая выгнать их из монастыря, одновременно оскорбляя и возводя руки к небу. В итоге послушникам якобы приходилось «бухаться на колени и выть: «Пожалуйста, не выгоняйте»». Послушницы рассказали, что Сергий мог обвинить их в занятии сексом из-за «чешущегося передка», после чего заставлял падать на колени и каяться, давя на затылок и угрожая попаданием в ад. Ездившие в монастырь паломники тоже рассказали, что Сергий часто ставил ослушавшихся на колени, а за отказ объявлял человека «бесноватым». Если кто-то начинал спорить, Сергий поднимал руку, говорил, что человек «заболеет раком» и крестил его. При этом через пару часов он мог подойти к ребенку, на которого ругался, и предложить ему вкусную еду, новую одежду. Послушники рассказали, что настолько привыкли к такому отношению, что иногда специально провоцировали схиигумена ради его внимания.

Еще одна послушница пожаловалась, что их всегда подозревали в сексуальной активности. Сергий иногда исповедовал на эту тему монахинь таким образом, что все разговоры были слышны детям. «Причем он человек специфический, он использует много тюремного жаргона, он же сидел и по-другому говорить не умеет», — сказала собеседница Би-би-си.

Мальчиков наказывали за дружбу с девочками и также постоянно подозревали в занятиях сексом. Живший в монастыре интерсекс, у которого женские внешние половые органы, но нет матки, рассказал, что однажды монахини застали его ночью за разговором с другим подростком, а наутро отвели к Сергию. Тот общался с прихожанками и в этот же момент закричал, что послушник — не рыба, не мясо и гермафродит. «Будешь лизать *** (женский половой орган) на помойке! Таких, как ты, раньше сжигали! Видеть тебя не хочу», — цитирует он Сергия. Когда одна из послушниц попыталась утешить подростка, ситуация с оскорблениями повторилась, и Сергий заставил их извиниться на коленях.

Иногда он называл девочек «шлюхами», «шалавами», «падалью» и обвинял в блуде. Подростков вели к Сергию и в случае, если они дарили друг другу иконы или читали одну и ту же книгу, все претензии сводили к сексуальной теме. При этом девушки жаловались на внимание со стороны взрослых мужчин, живших в монастыре. Один из них приглашал девочек в свою келью смотреть на хомяков, а во время визитов якобы «делал неловкие движения» в их сторону, дышал им в шею, гладил по спине и клал руку ниже талии. После очередного визита 11-летнюю девочку закрыли в келье и избили, запустив слух, что она совратила того мужчину. Сам он впоследствии исчез из монастыря, но была ли на него жалоба в правоохранительные органы, неизвестно.

Примеры употребления слова послушник в литературе.

Еще раньше один из послушников, состоявших при аббатском доме, бегом скатился со ступеней и промчался к Храмине.

Или сам авва Алексий или даже Леонтий-Станята, Станька попросту, молодой послушник, новогородец, прибившийся было к Троицкой обители, которого Сергий, испытав и понявши, что уединенное киновийное житие не для него, отослал в спутники к Алексию, собиравшемуся в Царьград, благо Станята, неведомо как, почти самоуком, научился разуметь по-гречески.

Пройдя мимо церквей и келий, мимо архипастырских палат и общежительского дома, мимо многих служб и трапезной, мимо домов, где жили странники, послушники, трудники, они вошли в баню и долго-долго плескались, мылись и просто так, ничего не делая, блаженствовали праздно, лежа на каменных лавках и нежась в тепле, чистоте, свежести.

Мы с Вильгельмом положили исполнять бенедиктинский обычай, меньше чем в полчаса приготовились встретить новый день и с тем сошли в хор, где монахи, павши ниц, читали первые пятнадцать псалмов в ожидании, пока наставник приведет послушников.

Этим и свидетельствуется, что он был некрещеный язычник, хотя и очень образованный, и не имел понятия о положении, в котором должен находиться совсем молодой бенедиктинский послушник, в его юношеские годы обреченный церковью на неизлечимость — лучше скажу, обрученный церкви, по собственному ли выбору, или по дальновидному рассуждению родителей, обрученный именно ради упасения от неизлечимостей любви.

Умалившись, поникнув, стоял я у подножия того самого престола, перед которым некогда совершилась церемония моего принятия в Братство, перед которым я получил посвящение в послушники и с ним кольцо Братства, чтобы вместе со слугою Лео идти в паломничество.

Отворил двери, велел жарко истопить печь, раздел донага и обмыл Сергия, не страшась и не ужасаясь видом иссохших костей, едва прикрытых изможденною плотию, выкинул, изругав послушников, истлевшую постель с гнилою соломою внутри, совершенно не слушая Сергия, набил свежий пестрядинный тюфяк новою соломою, переодел наставника в чистую полотняную сряду, промазал медвежьим салом все пролежни, сам составил отвар, которым велел поить Сергия, наконец, все устроив, уложив погоднее жалкую, с запавшими висками и провалившимися ямами щек голову любимого учителя и дяди на мягкое взголовье, сел рядом на маленькую холщовую раскладную скамеечку, на которой сиживал Сергий, когда плел лапти или тачал сапоги, задумался, бестрепетно глядя в очи полутрупа, начал рассказывать о заботах своей обители, о том, где он был и почему не приходил раньше.

Невзирая на запреты Аббата, многие пытались проникнуть сквозь эту дверь: служки, ошарашенные новостью, монахи, оплакивающие собрата, послушники, вносившие чистую ветошь, вретище и тазы с водою — все необходимое для омовения и облачения тела.

Говорят ведийские гимны, пураны, Говорят ученые, произносят речи, Говорят брахмы, говорят индры, Говорят гопи и Говинд, Говорят шивы и говорят сиддхи, Говорят многие созданные Богом будды, Говорят данавы и говорят дэвы, Говорят музыканты, и молчальники, и послушники.

К нам приходил иеромонах Габриэль,- продолжает игумен,- он был послушником в Джвари в последние годы, когда Иоанн умер и Георгий остался один.

По владычному двору, среди больших и малых каменных палат, соединенных крытыми переходами, украшенных где каменными, а где резными древяными крыльцами, с крутыми кровлями в чешуе и черепице, с хороводом труб и дымников, тоже затейливо изузоренных, по всему обширному двору, мощенному где тесовыми плахами, а где и плитами камня или старинной плинфы, сновали взад-вперед монахи и послушники, служки, слуги, миряне, что служили во дворе владыки, а также и пришлые по делам граждане от простых до вятших, в боярском дорогом одеянии.

Готовность, это внутреннее состояние послушника, покроет все вредные последствия неверных указаний духовника, восполнит и внешнюю невозможность постоянного испрашивания его указаний.

Послушник, подбоченясь слегка левой рукой, а в правой держа свой клобучок, принял вид независимый, поклонился и представился: — Феодул Иванович!

Когда же послушник хотел объяснить, что не дьявол любострастия плотского искушает его, а демон духовной языческой прелести,— монах не понял, сперва удивился, потом заметил строго, что в ложных богах нет ничего, кроме нечистой похоти и гордыни, которые всегда безобразны, ибо красота заключается только в христианских добродетелях.

Траектория страстных, так похожих на классическую любовь-ненависть взаимоотношений послушника Мидзогути с Храмом причудлива и на первый взгляд непоследовательна, но есть в ней своя внутренняя логика, вполне вписывающаяся в уже знакомую формулу.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Послушничество

После определенного периода трудничества в монастыре, во время которого испытывается твердость намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу, по решению игумена или Духовного собора человек может быть принят в число послушников обители. Для этого трудник подает соответствущее прошение и выражает согласие исполнять устав избранной им обители.

Послушник – это уже член братии, готовящийся принять монашество и проходящий новый этап искуса – проверку, насколько этот образ жизни ему близок, насколько есть к нему призвание. Обычно срок монашеского искуса составляет не менее трех лет, но он может быть сокращен до одного года для тех, кто получил духовное образование или учится на дневном отделении духовного учебного заведения (еще одна причина уменьшения срока – тяжелая болезнь). Испытательный срок может быть и продлен, решение об этом принимает игумен обители – единолично или вместе с Духовным собором.

Следует сразу заметить, что желающий посвятить себя монашескому подвигу не должен быть связан в миру такими обстоятельствами, как оставленные без помощи престарелые родители, семья и не достигшие совершеннолетия дети, долговые и иные гражданские обязательства. Все отношения с миром нужно разрешить до ухода в монастырь.

Живя в монастыре, послушник должен неукоснительно исполнять устав. При этом он еще до пострига может отказаться от своего намерения и вернуться в мир, не понеся никаких канонических прещений. Помимо занятости на монастырских послушаниях, кандидат на принятие пострига участвует в богослужениях, в Таинствах Церкви. В этот период он находится под особым духовным окормлением самого игумена и назначенного ему духовного наставника.

Во время монашеского искуса особенно внимательно надо следить за собой и своими помыслами и понимать, что именно в данный момент полагается основа всей монашеской жизни. Монашество – особое призвание, особый вид подвига. Обстоятельства прихода в монастырь могут быть разными, но целью монаха всегда является, по слову Евангелия, стремление к нравственному совершенству и стяжание благодати Духа Святого путем оставления мира, отсечения своей воли, путем усиленной молитвы и труда.

Трудовая деятельность послушников и монахов – неотъемлемая часть жизни в стенах монастыря. Послушания, налагаемые на братию, необходимы не потому только, что нужно создавать какие-то материальные блага для поддержания существования. Приходя в обитель, человек приносит с собой и свои страсти, которые являются следствием измененной грехом человеческой природы; пагубные для спасения привычки. Именно через самоотверженный труд тело, а вместе с ним и душа освобождаются от страстей, отсекаются греховные воля и желания, побеждаются гордость, самолюбие и саможаление. «Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет, и когда на вещи смотрит просто…» (преподобный Амвросий Оптинский). И зачастую именно неправильное отношение к послушаниям, налагаемым в монастыре, является причиной того, что человек по наущению врага рода человеческого оставляет этот благодатный и спасительный путь и уходит из обители. Исполнение послушаний – это прежде всего жертвенное служение Богу и братии, во исполнение заповедей Христовых.

Но послушнический труд должен быть постоянно сопровождаем молитвенным деланием, которое является основанием жизни монашеской.

Во время монашеского искуса послушник должен стараться внимательно и деятельно изучать Священное Писание и аскетические творения святых отцов, прежде всего – Поучения аввы Дорофея, «Оглашения» преподобного Феодора Студита, «Лествицу» преподобного Иоанна Синайского, «Руководство к духовной жизни…» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (начиная с ответа 216), творения преподобного Ефрема Сирина, творения святителя Игнатия Брянчанинова и прочие – с совета и благословения игумена или игумении монастыря.

При принятии в послушники благословляется ношение подрясника. При этом совершается обряд, который называется «перемена риз» или «совлечения мира»: трудник (трудница), положив три земных поклона в Алтаре перед святыми Престолом (а трудница перед Царскими вратами) и один поклон игумену (игумении), принимает из его (ее) рук подрясник, монашеский пояс, скуфью и четки. С этого момента он не носит в монастыре мирской одежды.

В некоторых случаях, если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению правящего архиерея и при письменном согласии послушника может быть совершен чин его облачения в рясу и клобук. После этого послушник именуется рясофорным послушником или иноком, что налагает на него более серьезную ответственность. Покидая монастырь, послушник не имеет более права носить особые одежды, в которые был облачен в период испытания. Игумен монастыря, внимательно наблюдающий за прохождением послушником монашеского искуса и видя его готовность к принятию ангельского образа, сам, или совместно с Духовным собором, письменно представляет кандидата правящему архиерею, испрашивая благословения на монашеский постриг.

***

Время послушничества – это особый период в жизни монаха. Многие вспоминают его с любовью. Вот что пишет, например, о послушничестве в своей книге «Несвятые святые» наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов): «Неповторимым и, быть может, самым счастливым временем монашеской жизни надо признать послушничество. Это потом у инока будут и духовные взлеты, и превосходящие всякое воображение события, которых мирской человек даже представить не может. Будут победы и поражения в невидимой аскетической брани, удивительные открытия – мира и самого себя. Но все равно – годы послушничества не сравнимы ни с чем.

Как-то у престарелого патриарха Пимена спросили:

– Ваше Святейшество, вы достигли высшей ступени церковной иерархии. Но если бы сейчас можно было выбирать, кем бы вы хотели быть?

Обычно малоразговорчивый, погруженный в себя патриарх, не задумываясь, ответил:

– Послушником, сторожем на нижних воротах Псково-Печерского монастыря <…>

Это напоминает лишь светлую отраду беспечального детства – жизнь состоит из одних прекрасных открытий в новом бесконечном и неизведанном – мире. Кстати, две тысячи лет назад апостолы, по сути, три года были самыми настоящими новоначальными послушниками у Иисуса Христа. Их главным занятием было следовать за своим Учителем и с радостным изумлением открывать для себя Его всемогущество и любовь.

Ровно то же самое происходит с послушниками наших дней. Апостол Павел сделал великое открытие: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Эти слова подтверждаются всей историей христианства. Меняются времена и люди, но Христос и для поколения первых христиан, и для наших современников остается все Тем же.

Истинные послушники получают от Бога бесценный дар – святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы».

1. В настоящее время решение о принятии в число послушников утверждается правящим архиереем. Проект «Положения о монастырях и монашествующих» предлагает передать право окончательного решения о приеме послушников игумену/игумении и Духовному собору монастыря. Сегодня этот вопрос находится в компетенции Межсоборного присутствия.

А. Покровская
Фото А. Ольшанской

19 июня 2014

Социальные сети

Короткая ссылка:

скопировано