Пост смысл и значение

См. раздел ПРА­ВО­СЛАВ­НЫЙ ПОСТ

  • Пра­во­слав­ный кален­дарь
  • Пост Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия
  • Пост – сред­ство к духов­ному пере­рож­де­нию Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Пост по Типи­кону сост. Е. Ковина
  • Пост­ное и пост. Стра­ничка из исто­рии цер­ков­ной дис­ци­плины свмч. Ила­рион (Тро­иц­кий)
  • Пост как время само­по­зна­ния прот. Евге­ний Горя­чев
  • Пост и огра­ни­че­ния в пище прот. Алек­сий Умин­ский
  • Пост­ный устав суще­ствует только для мона­стыря Вла­ди­мир Махнач
  • О постах, с опро­вер­же­нием воз­ра­же­ний против соблю­де­ния их прот. Иван Буха­рев
  • Пси­хо­ло­гия поста архиеп. Иоанн (Шахов­ской)
  • Кратко о постах Пра­во­слав­ной Церкви
  • Посты в Ветхом и Новом Завете
  • АУДИО о посте
  • ВИДЕО о посте

***

Пост – аске­ти­че­ская прак­тика, состо­я­щая в воз­дер­жа­нии тела от пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния (также и от пере­на­сы­ще­ния и услаж­де­ния пост­ной пищей) и сла­до­стра­стия, а души от злых помыс­лов, дел и слов; время сугу­бого пока­я­ния и трез­ве­ния. Цель поста состоит в борьбе со стра­стью чре­во­уго­дия, кото­рая лежит в основе 5‑ти из 8‑ми основ­ных стра­стей, поэтому борьбе с ней и уде­ля­ется такое боль­шое вни­ма­ние.

Пост есть также сред­ство выяв­ле­ния стра­стей, и стя­жа­ния доб­ро­де­те­лей, в первую оче­редь доб­ро­де­тели воз­дер­жа­ния.

Цель поста

Цель постов: под­чи­не­ние тела духу (вос­ста­нов­ле­ние пра­виль­ной иерар­хии духа и тела), умно­же­ние любви, уси­ле­ние вни­ма­ния к своей духов­ной жизни, вос­пи­та­ние воли, кон­цен­тра­ция сил в духов­ной борьбе. По бла­го­сло­ве­нию духов­ника допол­ни­тель­ный пост может соче­таться с молит­вен­ными про­ше­ни­ями и браться для сугу­бого пока­я­ния (Исх.34:28).

Святой, пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
Поститься хри­сти­а­нину необ­хо­димо для того, чтобы про­яс­нить ум и воз­бу­дить и раз­вить чув­ство, и подвиг­нуть к благой дея­тель­но­сти волю. Эти три спо­соб­но­сти чело­века мы затме­ваем и подав­ляем более всего объ­яде­нием, пиян­ством и забо­тами житей­скими (Лк. 21:34), а чрез то отпа­даем от источ­ника жизни – Бога и нис­па­даем в тление и суету, извра­щая и осквер­няя в себе образ Божий…

Пост хорошо пока­зы­вает или обна­ру­жи­вает все немощи нашей души, все ее сла­бо­сти, недо­статки, грехи и стра­сти, как начи­на­ю­щая очи­щаться мутная, сто­я­чая вода пока­зы­вает, какие водятся в ней гады или какого каче­ства сор.

Пост, как Боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние

Пра­во­слав­ный пост имеет в себе глу­бо­кие дог­ма­ти­че­ские корни. Согласно сви­де­тель­ству святых отцов Пра­во­слав­ной Церкви, пост был дан как запо­ведь Адаму еще в Раю, где Бог запре­тил ему вку­шать плоды с дерева позна­ния добра и зла (Быт.2:16–17). И если нару­ше­ние поста в Раю послу­жило при­чи­ной иска­же­ния грехом Бого­по­доб­ной чело­ве­че­ской при­роды, то воз­дер­жа­ние в посте спо­соб­ствует обрат­ному про­цессу, то есть очи­ще­нию души от греха, ведь, по словам св. Иоанна Крон­штадт­ского, «без бла­го­дати Божией и усерд­ной молитвы и воз­дер­жа­ния – невоз­можно изме­ниться к луч­шему».

Суть ново­за­вет­ного духа пра­во­слав­ного поста, отли­ча­ю­щего его от ино­слав­ных и других прак­тик воз­дер­жа­ния, состоит в том, что опре­де­лен­ные виды пищи запре­ща­ются не для того, чтобы убе­речься от своего рода осквер­не­ния или нане­се­ния вреда здо­ро­вью, а для осво­бож­де­ния души от раб­ской зави­си­мо­сти чре­во­угод­ному чув­ству. Следуя духу пра­во­слав­ного поста, можно поститься, вкушая даже ско­ром­ное. В то же время можно нару­шать пост, вкушая только пост­ную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обли­чали тех, кто упо­треб­лял во время поста пищу хотя и пост­ную, но изыс­кан­ную. «Есть такие хра­ни­тели Четы­ре­де­сят­ницы, – гово­рит Бла­жен­ный Авгу­стин, – кото­рые более при­хот­ливо, нежели бла­го­че­стиво, про­во­дят ее. Они более изыс­ки­вают новые удо­воль­ствия, нежели обуз­ды­вают ветхую плоть. Бога­тым и доро­гим под­бо­ром разных плодов они хотят пре­взойти раз­но­об­ра­зие самого вкус­ного стола. Сосу­дов, в кото­рых вари­лось мясо, они стра­шатся, а не стра­шатся похоти чрева и гор­тани своей».

Авва Доро­фей пишет: «Есть два вида чре­во­уго­дия. Первый, когда чело­век ищет при­ят­но­сти пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкус­ного… Это назы­ва­ется гор­тан­обе­сие. Иного опять борет мно­го­яде­ние, и он не желает хоро­ших снедей, и не забо­тится о вкусе их; но хороши ли они, или нет, он хочет только есть, и не раз­би­рает, каковы они; он забо­тится только о том, чтобы напол­нить чрево свое: это назы­ва­ется чре­во­бе­сие… И так кто желает очи­ститься от грехов своих, тот должен с боль­шим вни­ма­нием осте­ре­гаться и избе­гать сих (видов чре­во­уго­дия); ибо ими удо­вле­тво­ря­ется не потреб­ность тела, но страсть, и если кто пре­да­ется им, то это вме­ня­ется ему в грех».

«Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно свя­заны между собой, что в Свя­щен­ном Писа­нии часто упо­ми­на­лись вместе, потому что «доброе дело – молитва с постом». Старая про­ро­чица Анна «не отхо­дила от храма, постом и молит­вою служа Богу день и ночь». Подоб­ным обра­зом посту­пал и апо­стол Павел и пер­во­хри­сти­ан­ская община. Этот обычай был столь глу­боко уко­ре­нен в древ­не­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, что неко­то­рые пере­пис­чики к слову «молитва» непро­из­вольно добав­ляли слово «пост» даже и там, где, по всей веро­ят­но­сти, его не было, как у Мф.17:21, Мк.9:29, в 1Кор.7:5″ (Читать далее…). схи­ар­хим. Гав­риил (Бунге).

Сте­пени поста

Суще­ствует шесть сте­пе­ней поста, согласно Уставу (при­во­дятся в порядке воз­рас­та­ния стро­го­сти поста):

1. Воз­дер­жа­ние только от мяса, все прочие про­дукты доз­во­ля­ются (такое бывает для мирян только на сырной сед­мице – мас­ле­нице).

2. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц и молоч­ных про­дук­тов, но раз­ре­ша­ется рыба (и, есте­ственно, горя­чая рас­ти­тель­ная пища, рас­ти­тель­ное масло, вино).

3. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц, молока и рыбы. Доз­во­ля­ется горя­чая рас­ти­тель­ная пища – «варе­ние» (т.е. про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку – варе­ная, пече­ная и т.п.) с рас­ти­тель­ным маслом и вино.

4. Воз­дер­жа­ние также от рас­ти­тель­ного масла и вина. Доз­во­ля­ется горя­чая пища без масла.

5. Сухо­яде­ние. Доз­во­ля­ется «хлеб и вода и сим подоб­ная» (глава 35), т.е сырые, суше­ные или моче­ные овощи, фрукты (в Типи­коне пред­ла­га­ются, напри­мер: изюм, мас­лины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.

6. Полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития – то, что в Типи­коне соб­ственно и име­ну­ется словом «пост».

Есте­ственно, что менее стро­гое уста­нов­ле­ние раз­ре­шает все, что воз­можно при более стро­гом посте. То есть напри­мер, если по уставу поло­жена рыба, то конечно можно вку­шать и рас­ти­тель­ное масло, а если раз­ре­ша­ются молоч­ные про­дукты, то можно вку­шать и рыбу.

Этапы при­уче­ния к посту

При­учать себя к посту надо посте­пенно, жела­тельно под руко­вод­ством духов­ника. При этом пост ни в коем случае не должен вре­дить здо­ро­вью. Посте­пен­ность и уме­рен­ность не только предот­вра­щают воз­мож­ные срывы, но и служат при­зна­ком духов­ной зре­ло­сти и чистоты. Бла­го­сло­ве­ние, посте­пен­ность, рас­су­ди­тель­ность и посто­ян­ство усилия – вот глав­ные усло­вия успеш­ного при­вы­ка­ния к посту.

В каче­стве пер­вого этапа, при­зван­ного сфор­ми­ро­вать навык душев­ной неза­ви­си­мо­сти от чре­во­угод­ного чув­ства, можно поре­ко­мен­до­вать выпол­не­ние таких обще­при­ня­тых правил здо­ро­вого образа жизни как отказ от пере­еда­ния, слиш­ком жирной и слад­кой пищи, приема пищи в позд­нее время и т.д. Не про­ти­во­ре­чит духу пра­во­слав­ного поста и соблю­де­ние раз­ного рода оздо­ро­ви­тель­ных диет, если во главу угла ста­вится не здо­ро­вье и кра­сота внеш­него вида, а фор­ми­ро­ва­ние навыка воз­дер­жа­ния. Без успеш­ного про­хож­де­ния этого под­го­то­ви­тель­ного этапа нельзя наде­яться на полу­че­ние в даль­ней­шем бла­го­дат­ных плодов поста.

Сфор­ми­ро­вав при­вычку неза­ви­си­мого от чре­во­уго­дия само­кон­троля при выборе пищи, можно начи­нать соблю­дать пост, отка­зы­ва­ясь в пост­ные дни сна­чала от мяса, а потом от яиц и молоч­ной пищи.

Время, необ­хо­ди­мое для при­вы­ка­ния к посту, а также каче­ство и коли­че­ство при­ни­ма­е­мой пищи очень инди­ви­ду­альны. «Днев­ную меру и коли­че­ство пищи – пусть каждый сам для себя уста­но­вит с тем, что если ока­жется излиш­нею и тяжесть про­из­во­дя­щею, то умень­шил бы; а когда усмот­рит, что при­ня­тая им мера недо­ста­точна к под­дер­жа­нию тела, то пусть сде­лает малую добавку; и таким обра­зом, дознав осно­ва­тельно – опы­тами, назна­чит себе такое коли­че­ство пищи, кото­рое может под­дер­жи­вать силы тела его, служа не сла­сто­лю­бию, а истин­ной нужде… Всем же одну меру уза­ко­нить невоз­можно, потому что тела имеют раз­лич­ные сте­пени в силе и кре­по­сти, подобно меди, железу, воску. Впро­чем, для ново­на­чаль­ных самая лучшая мера та, чтобы оста­вить пищу тогда, пока чув­ству­ешь еще алка­ние. Но ежели и насы­тится, не согре­шит. Пре­сы­тясь же, да укорит себя. Чрез сие он пре­ду­пре­ждает пора­же­ние (от врага своего) и про­ла­гает путь себе к победе над ним» (преп. Нил Сор­ский).

Как вре­мен­ную меру пере­ход­ного харак­тера на началь­ных этапах можно реко­мен­до­вать раз­лич­ные рецепты вкус­ных пост­ных блюд. Однако увле­каться этим, по-види­мому, не стоит, ведь при­го­тов­ле­ние вкус­ной пищи зани­мает много вре­мени, кото­рое при этом по сути дела тра­тится на убла­же­ние не сов­ме­сти­мого с духом поста чре­во­угод­ного чув­ства. Осо­бенно это отно­сится к пост­ным сла­до­стям. Зло­упо­треб­ле­ние ими при­во­дит к абсурд­ному резуль­тату, поскольку за время поста чело­век при­бав­ляет в весе, а пост, как утвер­ждал пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский, «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае чело­век ста­но­вится гораздо более вос­при­им­чив к бла­го­дати Божией, поскольку, по словам пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского, «бла­го­дать любит жить в сухом теле».

«Для тела одного чело­века доста­точно одного фунта хлеба, для тела дру­гого чело­века надо четыре фунта хлеба: мень­шим коли­че­ством хлеба он не насы­тится. Поэтому святой Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что пост­ник не тот, кто потреб­ляет малое коли­че­ство пищи, а тот, кто упо­треб­ляет пищи меньше того, что тре­бу­ется для его орга­низма. В этом-то и заклю­ча­ется воз­дер­жа­ние».

О воз­дер­жа­нии и трех сте­пе­нях сыто­сти пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе при­вы­кать к тому, чтобы поне­многу есть, так, чтобы после обеда еще быть голод­ной. Святые отцы уста­но­вили каса­тельно пищи три сте­пени: воз­дер­жа­ние – чтобы после при­ня­тия пищи быть несколько голод­ным, доволь­ство – чтобы не быть ни сытым, ни голод­ным, и сытость – чтобы есть досыта, не без неко­то­рого отя­го­ще­ния.

Из этих трех сте­пе­ней каждый может изби­рать любую, по своим силам и по своему устро­е­нию, – здо­ро­вый и боль­ной».

Пост и здо­ро­вье

Несмотря на оче­вид­ный для святых отцов оздо­ро­ви­тель­ный эффект поста, они нико­гда не при­зы­вали поститься ради здо­ро­вья. Целью поста всегда оста­ва­лось обуз­да­ние чре­во­уго­дия, а бла­го­твор­ное его вли­я­ние на здо­ро­вье рас­смат­ри­ва­лось как бла­го­дат­ный побоч­ный эффект. Однако, несмотря на вто­ро­сте­пен­ность вопро­сов здо­ро­вья, тем не менее, святые отцы счи­тали их доста­точно важ­ными и заслу­жи­ва­ю­щими опре­де­лен­ного вни­ма­ния.

Так св. Васи­лий Вели­кий утвер­ждал: «Надобно обра­щать вни­ма­ние, чтобы, чрез­мер­но­стью воз­дер­жа­ния осла­бив телес­ную силу, не сде­лать тела лени­вым и неде­я­тель­ным для важ­ней­ших заня­тий. Ибо Бог, творя чело­века, конечно, не желал, чтобы он оста­вался празд­ным и непо­движ­ным, но чтобы он был дея­тель­ным, в чем ему должно… Подвиж­нику надобно быть сво­бод­ным от вся­кого над­ме­ния и, идя путем истинно сред­ним и цар­ским, нимало не укло­ня­ясь ни в ту, ни в другую сто­рону, не любить неги и не при­во­дить тела в бес­си­лие изли­ше­ством воз­дер­жа­ния».

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) писал своей забо­лев­шей сестре: «…Непре­менно вкушай говя­жий бульон и другую нужную по тре­бо­ва­нию твоего тела мясную пищу. Цер­ковь поло­жила в извест­ные вре­мена воз­дер­жа­ние от мясной пищи для того, чтоб непре­станно упо­треб­ля­е­мая мясная пища не раз­го­ря­чала без­мерно тел, чтоб они на рас­ти­тель­ной пище пост­ного вре­мени про­хла­жда­лись и облег­ча­лись, а не потому, чтоб упо­треб­ле­ние мяса заклю­чало в себе соб­ственно какой грех или нечи­стоту. И потому уда­ле­ние от мяса при необ­хо­ди­мо­сти и болезни есть грубый пред­рас­су­док рус­ского чело­века, обре­ме­нив­шего небес­ную рели­гию мно­гими своими наци­о­наль­ными дебе­ло­стями».

Посто­вые иску­ше­ния

Всту­пая в пост нужно быть гото­вым к иску­ше­ниям (испы­та­ниям), напад­кам со сто­роны падших духов. Обычно это выра­жа­ется в воз­ник­но­ве­нии кон­фликт­ных ситу­а­ций, раз­дра­же­нии, унынии, осуж­де­нии, высо­ко­ме­рии. По мет­кому заме­ча­нию свящ. Алек­сандра Ель­ча­ни­нова: «…в посте чело­век про­яв­ляет себя: у одних про­яв­ля­ются высшие спо­соб­но­сти духа, другие же дела­ются только раз­дра­жи­тельны и злы – пост откры­вает истин­ную сущ­ность чело­века».

Иску­ше­ни­ями мир­ской жизни также явля­ются празд­нич­ные собы­тия во время поста. Однако, не сле­дует дра­ма­ти­зи­ро­вать ситу­а­цию, редко на каком столе подают одно только мясо и совсем нет овощей и рыбы. В без­вы­ход­ной же ситу­а­ции запо­ведь госте­при­им­ства отме­няет пра­вила поста.

Пост для путе­ше­ству­ю­щих

При­ня­тые ранее послаб­ле­ния в пост для путе­ше­ству­ю­щих, были свя­заны с тем, что путе­ше­ствен­ники пере­дви­га­лись пешком, или верхом на вьюч­ных живот­ных, а не на ком­фор­та­бель­ных само­лё­тах, поез­дах и паро­мах. В то время путе­ше­ствие было испы­та­нием, свя­зан­ным со зна­чи­тель­ными физи­че­скими нагруз­ками, и про­дол­жа­лось от несколь­ких дней до несколь­ких меся­цев, а иногда и лет.

Сего­дня транс­порт и обслу­жи­ва­ние в нём раз­виты так, что путе­ше­ствие пере­стает быть испы­та­нием. А если путе­ше­ство­вать легко, то и пост во время такого путе­ше­ствия не пред­став­ляет невы­но­си­мой труд­но­сти.

Послаб­ле­ния в посте для боля­щих

Не все одно­значно и в случае послаб­ле­ний во время болез­ней. С одной сто­роны, каноны и свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция в этом случае ясно ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость ослаб­ле­ния поста, но обычно это отно­сится к остро­те­ку­щим или тяжё­лым болез­ням. Тема поста во время болезни очень сложна, и в оди­на­ко­вой сте­пени тре­бует совета жела­тельно веру­ю­щего врача и духов­ника. Хочется лишь обра­тить вни­ма­ние, что пол­но­цен­ный белок мяса, яиц и молока с успе­хом заме­няет рыба. Поэтому, с точки зрения физио­ло­гии, пере­ход на нее во время поста не пред­став­ляет опас­но­сти для орга­низма.

Если хри­сти­а­нин готов к испы­та­ниям, то он полу­чит и от них добрые плоды: все­це­лое упо­ва­ние на Бога, пока­я­ние, любовь, сми­ре­ние, трез­ве­ние. Пост вообще должен рас­смат­ри­ваться не только как личное воле­вое усилие в воз­дер­жа­нии, но и как уси­лен­ное обра­ще­ние к Богу, ста­ра­ние упо­до­биться Ему.

Пост и супру­же­ские отно­ше­ния

Помимо воз­дер­жа­ния от пищи пост пред­по­ла­гает также воз­дер­жа­ние от супру­же­ских отно­ше­ний, но только по вза­им­ному согла­сию, руко­вод­ству­ясь сло­вами апо­стола:

«Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим…» (1Кор.7:5).

При этом, как и при воз­дер­жа­нии от пищи, еще более важно соблю­дать прин­цип посте­пен­ного пере­хода к новому образу жизни.

Начи­нать можно с отказа от ини­ци­а­тивы со своей сто­роны в пост, следуя завету апо­стола Павла – «Жена не властна над своим телом, но муж; ровно и муж не вла­стен над своим телом, но жена» (1Кор.7:4).

Пост и каж­до­днев­ная уме­рен­ность в пище

И послед­нее. Нельзя думать, что полу­че­ние бла­го­дат­ных плодов поста цели­ком зави­сит от того, как он про­ве­ден. Очень важно и то, насколько мы при­вер­жены духу воз­дер­жа­ния до и после поста. Уме­рен­ность и не в пост­ное время изба­вит от многих иску­ше­ний во время поста и, прежде всего, от недо­мо­га­ния, свя­зан­ного с резкой сменой режима пита­ния.

Еще более важно время, сле­ду­ю­щее за окон­ча­нием поста. К сожа­ле­нию, очень многие вос­при­ни­мают его как без­удерж­ное раз­ре­ше­ние на всё и на вся. Осо­бенно это отно­сится к празд­ни­кам, кото­рыми окан­чи­ва­ется каждый пост. Поэтому, по словам свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова): «пост есть посто­ян­ная уме­рен­ность в пище с бла­го­ра­зум­ною раз­бор­чи­во­стью в ней».

Посты Пра­во­слав­ной Церкви

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют посты одно­днев­ные, мно­го­днев­ные и евха­ри­сти­че­ский (литур­ги­че­ский) пост.

Из мно­го­днев­ных постов сле­дует назвать, в первую оче­редь, Вели­кий пост, Святая Четы­ре­де­сят­ница, уста­нов­лен­ный в память соро­ка­днев­ного поста Спа­си­теля в иудей­ской пустыне. К Вели­кому посту при­мы­кает Страст­ная сед­мица (в пере­воде – неделя стра­да­ний), посвя­щен­ная собы­тиям послед­них дней земной жизни Иисуса Христа, Его Рас­пя­тия, Смерти и Погре­бе­ния. Страст­ная сед­мица явля­ется вер­ши­ной хри­сти­ан­ских постов, подобно тому, как Пасха – пре­крас­ней­шим венцом всех празд­ни­ков.

Время Вели­кого поста зави­сит от пере­хо­дя­щего празд­ника Пасхи и поэтому не имеет устой­чи­вых кален­дар­ных дат, но про­дол­жи­тель­ность его вместе со Страст­ной сед­ми­цей всегда 48 дней.

Петров пост (святых апо­сто­лов Петра и Павла) начи­на­ется через неделю после празд­ника Святой Пяти­де­сят­ницы и про­дол­жа­ется до 12 июля. Этот пост уста­нов­лен в честь про­по­вед­ни­че­ских трудов и муче­ни­че­ской кон­чины апо­сто­лов.

Успен­ский пост – с 14 по 28 авгу­ста – уста­нов­лен в честь Успе­ния Божией Матери.

Рож­де­ствен­ский пост – с 28 ноября по 7 января.

Коли­че­ство пост­ных дней в году – от 178 до 212 в зави­си­мо­сти от дня празд­но­ва­ния Пасхи и соот­вет­ственно более или менее про­дол­жи­тель­ного поста свя­того апо­стола Петра и Павла. Прак­ти­че­ски пост­ными днями в году явля­ется каждый второй день.

Время начала и окон­ча­ния поста

Мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты начи­на­ются в пол­ночь. Одно­днев­ные посты закан­чи­ва­ются в пол­ночь, мно­го­днев­ные – после Литур­гии празд­нич­ного дня.

Цер­ков­ные каноны о постах

64‑е Апо­столь­ское пра­вило о недо­пу­сти­мо­сти поста в суб­боту и вос­кре­се­нье: Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единыя только (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен. Аще же миря­нин, да будет отлу­чен.

При­ме­ча­ние монаха Дио­дора (Лари­о­нова): «Пост в суб­боту и вос­кре­се­нье, запре­щен­ный 64 апо­столь­ским пра­ви­лом, озна­чает полное воз­дер­жа­ние от пищи. В кано­ни­че­ских текстах и типи­ко­нах пост озна­чает полное голо­да­ние, либо сухо­яде­ние до 9‑го часа (так это объ­яс­няет прп. Нико­дим в Пида­ли­оне, с. 76–77, изд. 1886 г.). В гре­че­ском языке слово «раз­ре­ше­ние” выра­жа­ется двумя поня­ти­ями, име­ю­щими раз­лич­ное зна­че­ние: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частич­ное раз­ре­ше­ние) озна­чает раз­ре­ше­ние на вку­ше­ние пост­ной пищи до 9‑го часа. Раз­ре­ше­ние на вино и елей (пост­ное масло) также входит в поня­тие частич­ного раз­ре­ше­ния поста. Κατάλυσις же озна­чает полное раз­ре­ше­ние (отмену) поста то есть раз­ре­ше­ние на сыр, молоко и яйца для мона­хов и мясо для мирян. По объ­яс­не­нию преп. Нико­дима, 64‑е Апо­столь­ское пра­вило запре­щает полный пост, но не тре­бует пол­ного раз­ре­ше­ния поста. Иначе пра­во­слав­ные хри­сти­ане согре­шали бы против 64-го пра­вила во все мно­го­днев­ные посты, когда как раз про­ис­хо­дит только частич­ное раз­ре­ше­ние поста (как известно, суб­бот­ние и вос­крес­ные дни не входят в число дней святой четы­ря­де­сят­ницы, т.е. Вели­кого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частич­ное, а не полное раз­ре­ше­ние Поста). В суб­боту дается раз­ре­ше­ние на вино и елей — отсюда сле­дует, что частич­ным раз­ре­ше­нием поста (λύσις) пра­вило не нару­ша­ется, но и пол­ного раз­ре­ше­ния поста (κατάλυσις) также не допус­ка­ется перед при­ча­стием (по образцу суб­бот­них и вос­крес­ных дней Вели­кого Поста)”.

69‑е Апо­столь­ское пра­вило, об обя­за­тель­но­сти поста: «Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или ипо­ди­а­кон, или чтец, или певец, не постится во святую четы­ре­де­сят­ницу пред пасхою, или в среду, или в пяток (см. одно­днев­ные посты), кроме пре­пят­ствия от немощи телес­ныя: да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен».

Кано­ни­че­ское пра­вило свт. Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского, 8‑е: «Пост уста­нов­лен для усми­ре­ния нашего тела. Итак, когда тело нахо­дится в сми­ре­нии и в немощи, то должна она (жена) при­ни­мать пищу и питие, как хочет и поне­сти может».

Его же, 10‑е: «Должно раз­ре­шать боль­ному при­ни­мать пищу и питие смотря по тому, что он может поне­сти».

Духов­ный пост

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин)

Многие хри­сти­ане счи­тают, что пост уста­нов­лен только для того, чтобы под­чи­нить тело душе. Однако это лишь одна сто­рона поста. Есть другая, еще более важная, то, что святые Отцы назы­вали «духов­ным постом».

Чело­век состоит из души и тела, но в самой душе можно раз­ли­чить две не сли­ва­ю­щи­еся друг с другом силы: первая – обра­щен­ность к веч­но­сти, к тому, что стоит над теку­щим пото­ком зем­ного бытия, – спо­соб­ность души к бого­об­ще­нию святые Отцы назы­вали духом; вторая сила – обра­щен­ность к земле, сово­куп­ность позна­ва­тель­ных сил: рас­судка, вооб­ра­же­ния, памяти, а также чув­ствен­ные вле­че­ния, эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния и, нако­нец, гене­ти­че­ски вло­жен­ные инстинкты, без кото­рых чело­век не мог бы суще­ство­вать ни одного дня.

Глав­ное в чело­веке – дух; в духе – образ и подо­бие Божие, дух отде­ляет чело­века как бы глу­бо­кой про­па­стью от всех осталь­ных оби­та­те­лей земли. В духе вло­жена целе­вая идея чело­века – вечное бого­об­ще­ние. Насколько чело­век живет духовно, настолько он живет достойно своего пред­на­зна­че­ния; это един­ствен­ная воз­мож­ность иметь радость и мир в земной жизни, в этом море стра­да­ний. У неко­то­рых хри­стиан такой три­мет­ри­че­ский взгляд на при­роду чело­века (дух, душа и тело) вызы­вает пред­став­ле­ние о душе как о чем-то низ­мен­ном и недо­стой­ном в срав­не­нии с духом. Это не так. Без душев­ных спо­соб­но­стей невоз­можна была бы для чело­века земная жизнь и, сле­до­ва­тельно, фор­ми­ро­ва­ние его как нрав­ствен­ной лич­но­сти для вечной жизни.

В самой при­роде чело­века нет ничего сквер­ного и низ­мен­ного; сквер­ное – это извра­ще­ние воли, раз­ру­ше­ние иерар­хии и пра­виль­ной сопод­чи­нен­но­сти спо­соб­но­стей и сил чело­века; низ­мен­ное и недо­стой­ное – это стра­сти и грех. В нашем налич­ном, а вернее, падшем состо­я­нии тело про­яв­ляет себя непо­кор­ным душе, а душа – непо­кор­ной духу.

Поэтому пост – это не только укро­ще­ние тела, но прежде всего – укро­ще­ние душев­ных стра­стей для того, чтобы мог про­бу­диться и дей­ство­вать дух.

Пост телес­ный под­ра­зу­ме­вает:

1) огра­ни­че­ние в пище;

2) упо­треб­ле­ние осо­бого вида пищи;

3) редкий прием пищи.

Душев­ный пост также должен вклю­чать в себя:

1) огра­ни­че­ние внеш­них впе­чат­ле­ний – пищи души, инфор­ма­ции, кото­рую привык полу­чать чело­век еже­дневно в огром­ных объ­е­мах, подоб­ных «пир­ше­ствам Гар­ган­тюа»;

2) кон­троль над инфор­ма­цией, то есть над каче­ством пищи, кото­рую полу­чает душа, исклю­че­ние того, что раз­дра­жает стра­сти;

3) редкий прием пищи, то есть пери­оды уеди­не­ния, мол­ча­ния, без­мол­вия, пре­бы­ва­ния с самим собой, кото­рые дают чело­веку воз­мож­ность познать свои грехи и осу­ще­ствить глав­ную цель поста – пока­я­ние.

С постом несов­ме­стимы все виды раз­вле­че­ний и зрелищ, бес­кон­троль­ное чтение, про­дол­жи­тель­ные раз­го­воры, шут­ли­вый тон, посе­ще­ние тех мест и домов, где царит мир­ской, нецер­ков­ный дух, – все то, что рас­се­и­вает чело­века, отклю­чает ум от молитвы, а сердце от пока­я­ния.

***

За многие века суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства поня­тие пост пре­тер­пело серьез­ную транс­фор­ма­цию. Когда-то в древ­ней Церкви соот­вет­ству­ю­щим словом обо­зна­чали полный отказ от пищи в тече­ние дня, до вечера, а вече­ром – вку­ше­ние как можно мень­шего ее коли­че­ства (ради чего и появи­лось, напри­мер, пра­вило о том, что еда в дни стро­гого поста пода­ется холод­ной, то есть менее при­вле­ка­тель­ной). Неупо­треб­ле­ние же ско­ром­ных про­дук­тов счи­та­лось про­стым «воз­дер­жа­нием». Как еще писал пре­по­доб­ный Никон Чер­но­го­рец, «Ино есть пост и ино – воз­дер­жа­ние. И пост убо есть еже не кос­ну­тися отнюдь ни коей снеди весь день… Воз­дер­жа­ние же … подо­бает всегда хотя­щим спа­стися» (Так­ти­кон, Слово 10‑е).

Как мы уви­дели, с раз­ви­тием мона­стыр­ских уста­вов пери­оды воз­дер­жа­ния, в смысле диеты без ско­ром­ных блюд, ста­но­ви­лись длин­нее. Но одно­вре­менно из-за уве­ли­че­ния числа празд­ни­ков ста­но­ви­лось все меньше по-насто­я­щему пост­ных дней, когда пищу на про­тя­же­нии целого дня вообще не вку­шали. К насто­я­щему вре­мени таких дней даже по букве устава оста­лось совсем немного, а на прак­тике под «постом» давно пони­ма­ется только изме­не­ние состава блюд, но не их коли­че­ства. Такое воз­дер­жа­ние – в свете мягких, как было пока­зано, пред­пи­са­ний Типи­кона о Рож­де­ствен­ском посте – без особых слож­но­стей может быть соблю­дено кем угодно (разу­ме­ется, за исклю­че­нием тех, кто имеет объ­ек­тив­ные меди­цин­ские про­ти­во­по­ка­за­ния), осо­бенно с учетом ска­зан­ного о нем пре­по­доб­ным Нико­ном Чер­но­гор­цем. Но сле­дует пом­нить, что пост пред­по­ла­гает нечто боль­шее.
свя­щен­ник Михаил Желтов

***

«Когда я сидел у одного Аввы, пришла неко­то­рая дева и ска­зала старцу: Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и еже­дневно изучаю Ветхий и Новый Завет. Старец отве­чал ей: сде­ла­лась ли для тебя ску­дость все равно что изоби­лие? Она ска­зала: нет. – Бес­че­стие как похвала? Ска­зала: нет, Авва. – Враги как друзья? Отве­чала: нет. Тогда гово­рит ей мудрый тот старец: иди тру­дись, ты ничего не имеешь».
преп. Анто­ний Вели­кий

СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО

Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка к христианскому празднику Пасхи и воскресению Христа. В современном мире где власть денежного мешка давно перевесила силу духовного очищения человека Великий пост превратился в формальность соблюдение которой обеспечивает некую защиту и осознание правильности своего поведения. Происходит это и потому что понимание Великого поста сводится к отказу от постных продуктов и не затрагивает глубоких духовных сфер человека.

Великий пост связан с цифрой 40: столько дней Спаситель находился в пустыне подвергаясь дьявольским искушением и постясь. Эти 40 дней и называются Четыредесятницей — основным периодом поста к которому позднее добавились Суббота Лазаря и Пальмовое (Вербное) воскресенье а также Страстная седмица. Получилась Пятидесятница.

Длительность Великого поста — шесть седмиц (недель) к ним добавляется Страстная седмица он захватывает период от начала февраля (не раньше 2 числа) до начала мая (не позже 7 числа). Дата зависит от дня Пасхи.

Любой пост — это путь к Богу. Первоначально он имел значение подготовки к Крещению. Раньше постились только язычники которые собирались принять христианство и готовились к этому обряду очищаясь от старых заблуждений с помощью молитв проповедей и чтения духовной литературы. Это был своего рода жертвенный подвиг во имя веры
который подготавливал тело и душу к принятию христианства. Крестили в древности в Рождество и на Пасху перед Пасхой в Великую Субботу. Показывая свою солидарность с язычниками остальные христиане тоже приняли условия Великого поста и стали выполнять все причитающиеся в это время жертвенные условия. В те времена это касалось только Страстной седмицы.

СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТРЕХ АСПЕКТАХ:

Это знак солидарности и единства христиан. Общее послушание вызывающее чувство соборности и близости всех людей православного мира.
Утеснение плоти. Очищение души от пут плоти страстей искушений. Душа должна перестать зависеть от тела. Отказ от скоромной пищи (мясо молоко животные жиры яйца кондитерские изделия изготовленные с добавлением молока жиров и яиц).
Одухотворение человека. Молитва покаяние очищение от злых помыслов воцарение мира и любви в душе. Диалог с Богом.

Великому посту предшествует подготовка которая начинается за 4 седмицы до него и духовно подготавливает православных к покаянию. Каждая неделя называется по-своему и имеет свое назначение:

  1. Неделя о Закхее. Призывает к свободному желанию человека идти к Богу. Закхей — маленький, грешный и ограниченный человек, преодолевает свою робость и добивается внимания Иисуса Христа и приводит его к себе домой. Так проявляется его непреодолимое желание быть ближе к божественному свету истины.
  2. Неделя мытаря и фарисея. В это время вспоминают притчу о мытаре и фарисее, каждый из которых пришёл в храм молиться, но один (мытарь) — как кающийся грешник, а другой (фарисей) — как возвышающий сам себя. Смысл этой седмицы в искреннем покаянии, а не показном, совершающемся ради собственной гордыни и величия. Бог простил искренне кающегося мытаря, но осудил выполняющего все каноны, но обуянного гордыней фарисея. Как знак того, что важнее искреннее, а не показное покаяние, пост в это время не соблюдается, разрешено есть сыр, яйца, мясо.
  3. Неделя блудного сына. Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся.
  4. Неделя Страшного Суда. Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо.

Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей. Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост.

Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу. Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия (только по субботам и воскресеньям). Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше. В церкви в это время царит особая атмосфера.

ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:

  • От понедельника до пятницы — разрешён вечерний приём пищи в сухом виде (хлеб, овощи и фрукты).
  • В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда (исключение составляет суббота Страстной недели).
  • В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба (в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей).
  • Самый строгий пост — в первую и последнюю недели.
  • В Великую пятницу есть не положено.
  • В Великую субботу едят сырую пищу вечером.
  • В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру.

Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни.

«Не то, что входит в уста, оскверняет его, а то, что выходит из уст его», — написано в Евангелии. Это говорит о том, что главное в Великом посту не пища, которую человек ест и в которой себя ограничивает, а то, что он говорит, о чём думает, что делает. Но состояние души связано с состоянием тела, и если тело загрязнено, отягощено излишним, отравлено, душа очищается с трудом. Пост, молитва, покаяние — это способы, которые помогают душе освободиться от грехов и приблизиться к Богу.

Пост — это не самоцель, не мероприятие в виде разгрузочных дней и очищения организма от шлаков. Это средство достижения более высокой цели. Цель эта — очищение и просветление души, любовь к Богу. Если у человека изначально нет такой цели, то простое ограничение себя в пище даст только общий эффект похудения. Кстати, после окончания поста многие быстро набирают вес, но не обогащаются духовно, потому что даже не ставили себе такой задачи.

Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам. Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям. Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, — не «есть» окружающих (не злиться, не гневаться, не раздражаться).

Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв. Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого.

КАЖДАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА НЕСЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СМЫСЛ:

  1. Фёдорова неделя — первая в период Великого поста, носит такое имя потому, что читается молебен по великомученику Фёдору Тирону. В эту седмицу благословляется коливо (кутья).
  2. Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы.
  3. Третья неделя — Крестопоклонная. Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению.
  4. В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя (626 год) от иноземных захватчиков.
  5. Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря.
  6. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова.
  7. Седьмая седмица — Страстная.

О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Она почиталась особенно, в народе носила название Красной, Святой, Белой, Чистой, Русальной, Червоной. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень (или Пасха) был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их.

В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя. В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них. События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

  1. Страстной понедельник. День памяти ветхозаветного Иосифа — прообраза Иисуса Христа. Вспоминается бесплодная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных.
  2. В Великий вторник православные вспоминают произнесенные в Иерусалимском Храме притчи Иисуса: о дани кесарю, о десяти девах и Страшном суде, о воскресении мертвых и талантах.
  3. Страстная среда посвящена вспоминанию о вечере в Вифании — грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса.
  4. Великий четверг — его еще называют Чистым — связан с омовением Христом ног учеников, Тайной вечерей, его молитвой в Гефсиманском саду, поцелуем Иуды, 30 сребрениками и предательством Иуды, которое привело к аресту Иисуса.
  5. Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде Синедриона, бичевании, поругании, увенчании терновым венцом и распятии Иисуса Христа. Крестный путь и Распятие оказывают особенное влияние на христиан. В утреннем богослужении читают Евангелия Святых Страстей Христовых, а на вечернем — выносят плащаницу и поют канон о распятии Господа.
  6. Великая суббота наполнена воспоминанием о сошествии Христа в ад. В этот день освещают пасхальные яйца и другую еду. В Иерусалимском Храме сходит Благодатный огонь.
  7. Заканчивается Страстная неделя Пасхой и великим праздником всех христиан — Воскресением Христовым.

Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. И Пасха превращается в истинное воскресение, возрождение его к новой духовной жизни. Но происходит это тогда, когда человек не просто следует какому-то общепризнанному канону, внешним правилам, связанным с приемом пищи или религиозными обрядами, но проходит путь к Богу глубоко внутри, в своей душе. Великий пост — это способ духовного возрождения и проверки, а может быть, и обретения истинной веры в её священном божественном значении. Ограничивая себя в еде, пресыщенные благополучием люди получают возможность оценить её истинный вкус и ценность даров Божьих. Уменьшая развлечения, удовольствия, пустые разговоры, люди учатся слушать свою душу, начинают ценить действительно глубокие отношения, лучше понимают себя и окружающих, учатся любить Бога и понимают смысл его великой любви и милосердия к людям.

По материалам velikij-post.ru

В словаре Даля

см. постить.ПОСТ м. немецк. франц. место, должность. Чтоб должностные лица всебыли при своих постах. | Воен. караул, пикет, ведет; притин. Дозор всепосты, обошел. | См. постить.

В словаре Ожегова

ПОСТ , -а, м. 1. У верующих: воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви. Строгое соблюдение постов. Проводить время в посте и молитве (поститься). Вынужденный п. (перен.: о невольном голодании; шутл.). 2. Период, в к-рый, по предписанию церкви, запрещается употребление скоромной пищи и действуют нек-рые другие ограничения. В посту (во время поста). Однодневные посты (среда и пятница каждой недели, крещенский сочельник и нек-рые другие). Многодневные посты. Великий п. (весенний семинедельный пост перед Пасхой). Петров п. (летний пост перед Петровым днем). Успенский п. (осенний двухнедельный пост в августе). Рождественский п. (зимний сорокадневный предрождественский пост). * Не все коту масленица, придет и Великий пост — посл. о том, что на смену беззаботной жизни и удовольствиям придут неприятности, трудности. || прил. постный , -ая, -ое. Постные дни.

В словаре Ефремовой

  1. м.
      1. Предписываемое церковью воздержание от принятия скоромной пищи.
      2. Период, в который церковью предписывается такое воздержание.
    1. разг. Любое воздержание.
  2. м.
      1. Место, откуда наблюдают за кем-л., чем-либо; пункт, который охраняют.
      2. Любое место, с которого наблюдают за чем-либо
    1. Постоянный пункт охраны (на границе, линии обороны и т.п.); застава, кордон.
    2. устар. Населенный пункт, образовавшийся на месте пункта охранения.
    3. Лицо или группа лиц, поставленных в определенном месте для охранения кого-л., чего-л., наблюдения за кем-л., чем-либо
    4. перен. Ответственная должность.

В словаре Фасмера Макса

I I, род. п.-а́, укр. пiст, род. п. по́сту, др.-русск., ст.-слав. постъ νηστεία (Остром., Клоц., Супр.), болг. пост, сербохорв. по̑ст, по̏ст, словен. pòst, род. п. pósta, чеш. půst, слвц. pôst, польск. роst, в.-луж. póst, н.-луж. spót.
Заимств. из д.-в.-н. fasto «пост» (Мi.ЕW 260; Уленбек, AfslPh 15, 490; Янко, «Slavia», 9, 352; Кипарский 261; Рудольф, ZfslPh 18, 270 и сл.; Ван-Вейк, AfslPh 36, 339 и сл. Скорее это заимствование было осуществлено моравско-паннонскими славянами, чем южными из балканогерм. языков. Мысль о родстве слова *роstъ с д.-в.-н. fasto нужно отвергнуть, вопреки Бернекеру (IF 9, 364), Младенову (496). Глаг. пости́ться, укр. пости́тися, др.-русск., ст.-слав. постити сѩ νηστεύειν (Мар., Зогр., Еuсh. Sin.), болг. постя́ (се), сербохорв. по̀стити, чеш. postiti (sе), слвц. роstit᾽ sа, в.-луж. posćić(so), возм., тоже происходит из д.-в.-н. fastên «поститься», гот. (sik) fastan: д.-в.-н. festi «крепкий», но он мог также явиться деноминативным производным от слав. *роstъ (Кипарский, там же; Стендер-Петерсен 430 и сл.)
II II, напр. сторожевой, начиная с Петра I; см. Смирнов 234. Из франц. роstе от ит. роstо, народнолат. positum; см. Христиани 36.

В словаре Д.Н. Ушакова

ПОСТ, поста-поста, о посте, на посту, мн. посты, ·муж. (·франц. poste).
1. Ответственная должность (в органах управления; ·книж. ). Пост директора. Важный пост.
2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на определенном месте для охранения чего-нибудь, наблюдения за чем-нибудь (воен., спец.). Сторожевой пост. Милицейский пост. Расставить посты.
| Место, пункт, откуда можно наблюдать, охранять. Занять свой пост. Стоять на посту.
3. Род небольшой вспомгательной станции на двухпутных железных дорогах (·ж.-д. ).
• На посту — перен. при неустанном, честном и деятельном исполнении обязанностей. Умер на посту.
II. ПОСТ, поста, о посте, в посту, ·муж.
1. только ед. Предписываемое церковными правилами воздержание от принятия (скоромной) пищи. «Сваха и подсваха вели под руки Евдокию, — от тяжелого платья, от поста, от страха у бедной подгибались ноги.» А.Н.Толстой. Наложить на себя пост.
2. Период времени, в который церковью предписывается такое воздержание. «Не все коту масленица, придет и великий пост.» (посл.).
3. перен. Вообще — воздержание от чего-нибудь (·разг. ·шутл. ).

В словаре Синонимов

должность, место, позиция, положение; воздержанность, шутцпункт, пикет, бекет, работа, абвахта, выпрямитель, работенка, уразу, воздержание, кордон, служба, филипповки, рамазан, рамадан, секрет, портфель, аппаратура

В словаре Энциклопедии

(франц. poste), 1) военный объект, охраняемый и обороняемый часовым, а также место и участок местности, на котором часовой выполняет свои обязанности. 2) Солдат или небольшое воинское подразделение, выполняющие специальные задачи, напр. сторожевой пост, пост воздушной связи.—в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). В православии существуют посты: весенний — Великий, 7 недель перед Пасхой; летний — Петровский; осенний — Успенский; зимний — Рождественский, или Филипповский, и в некоторые другие дни. Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступление в брак.—(Post) Уайли (1898-1935) , американский летчик. В 1933 первым совершил кругосветный перелет в одиночку. В 1935 проводил испытания высотного скафандра. Погиб вместе с писателем У. Роджерсом при попытке перелета через Северный полюс.—(Post) Франс (ок. 1612-80), нидерландский пейзажист. После путешествия в Бразилию писал, в основном, виды этой страны.

В словаре Синонимов 2

сущдолжность, местослужебное положение

В словаре Синонимы 4

абвахта, аванпост, агрометеопост, аппаратура, артпост, бекет, блокпост, брандвахта, воздержание, воздержанность, выпрямитель, гидропост, должность, звукопост, кордон, место, метеопост, петров пост, пикет, погранпост, портфель, радиопост, рамадан, рамазан, санпост, секрет, ураза, уразу, филипповки, форпост, шифрпост, шутцпункт, энергопост, эрбайн

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

по́ст,
посты́,
поста́,
посто́в,
посту́,
поста́м,
по́ст,
посты́,
посто́м,
поста́ми,
посте́,
поста́х

В словаре Словарь иностранных слов

а, на посту, мн. посты, ов, м.

1. Часовой или группа военнослужащих, ведущая наблюдение или охраняющая что-нибудь Сторожевой п.||Ср. ПИКЕТ» title=’ПИКЕТ, ПИКЕТ это, что такое ПИКЕТ, ПИКЕТ толкование’>ПИКЕТ, СЕКРЕТ» title=’СЕКРЕТ, СЕКРЕТ это, что такое СЕКРЕТ, СЕКРЕТ толкование’>СЕКРЕТ II.

2. Место, откуда ведется наблюдение, где находится охранение. Стоять на посту. Постовой — 1) стоящий на посту; 2) относящийся к посту, постам. Постовой (сущ.) — стоящий на посту милиционер.

3. Ответственная должность. Занять п. министра.

4. Место, в котором сосредоточено управление чем-нибудь Диспетчерский п. П. управления.||Ср. ПУЛЬТ, ЦЕНТР.

logo

Logo of the Holy and Great Council

Важность поста
и его соблюдение сегодня

1. Пост – Божия заповедь (Быт. 2: 16-17). Согласно свт. Василию Великому, пост – ровесник человечества, ибо он был установлен в раю (О посте 1, 3. ­ PG 31, 168А). Это – великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Православная Церковь, неуклонно следуя предписаниям святых Апостолов, правилам Соборов и святоотеческому преданию в целом, всегда указывала на высокое значение поста для духовной жизни человека и его спасения. В богослужении всего годового круга в полной мере отражено святоотеческое предание о посте и учение о непрестанном и неослабевающем бодрствовании человека и преуспеянии в духовных подвигах. Поэтому пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей.

2. Как древнейшее установление пост имеет место уже в Ветхом Завете (Втор. 9:18; Ис. 58:4-10; Иоиль 2:15; Иона 3:5-7) и получает подтверждение в Новом. Сам Господь постился в течение сорока дней до начала Своего общественного служения (Лк. 4:1-2) и преподал наставления о том, каким образом следует упражняться в посте (Мф. 6:16-18). В целом в Новом Завете пост предстает как средство воздержания, покаяния и духовного возрастания (Мк. 1:6; Деян. 13:2; 14:23; Рим. 14:21). С самой апостольской эпохи Церковь указывала на высокое значение поста и установила среду и пятницу как постные дни (Дидахи 8, 1), а также пост перед Пасхой (Сщмч. Ириней Лионский у Евсевия, Церковная история 5, 24. PG 20, 497B-508AB). В церковной практике, свидетельствуемой на протяжении веков, существовало разнообразие не только в отношении продолжительности поста перед Пасхой (Свт. Дионисий Александрийский. Послание к Василиду, PG 10, 1278), но и в отношении количества и содержания прочих постных периодов, которые сформировались под влиянием различных факторов, прежде всего, литургической и монашеской традиций, с целью надлежащей подготовки к великим праздникам. Таким образом, неразрывная связь между постом и богослужением указывает на меру и предназначение пощения и подчеркивает духовный характер поста, к которому призываются все верующие, каждый по своим силам и возможности, не пренебрегая этим священным установлением: «Смотри, чтобы кто тебя не совратил с этого пути учения… Ибо, если можешь понести все иго Господне, будешь совершен; если же не можешь, делай, что можешь. О пище же, что можешь, понеси» (Дидахи 6, 1-3).

3. Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием. «Покаяние без поста бездейственно» (Свт. Василий Великий. О посте 1, 3. PG 31, 168A); также и пост без дел милосердия мертв, особенно в современную эпоху, когда неравномерное и несправедливое распределение благ лишает целые народы даже насущного хлеба. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы…» (самогласен среды первой седмицы Великого поста, на вечерне; см. Ис. 58:6-7). Пост не исчерпывается простым, формальным воздержанием лишь от определенных видов пищи. Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу (ср. Флп. 4:18). Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост – прекрасное дело. (Свт. Василий Великий. О посте 2, 7. PG 31, 196D). Воздержание во время поста от определенных видов пищи и умеренность не только в выборе, но и в количестве употребляемой пищи составляют осязаемую сторону духовного подвига. Пост есть воздержание от пищи, согласно смыслу слова; однако пища не делает нас ни более праведными, ни более неправедными. В таинственном же смысле слово «пост» означает, что как для всех и каждого от пищи происходит жизнь, а от неядения – смерть, так и нам надлежит воздерживаться от всего мирского, чтобы нам умереть для мира, а затем, приобщившись божественной пищи, начать жить для Бога (Климент Александрийский. Эклоги. PG 9, 704D-705A). Таким образом, истинный пост соотносится со всей жизнью верующих во Христе и увенчивается их участием в богослужении и особенно в таинстве Божественной Евхаристии.

4. Сорокадневный пост Господа является образцом для поста верующих, делающего их причастными послушанию Господню, чтобы соблюдением возвратить себе то, что потеряли несоблюдением (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху, 28. PG 36, 661C). Христоцентричное понимание духовной составляющей поста, в особенности Великой Четыредесятницы, свойственное всему святоотеческому преданию, характерным образом обобщено свт. Григорием Паламой: Если ты будешь соблюдать пост таким образом, то не только станешь участником страстей и смерти Господней, но и совоскреснешь с Ним, и совоцаришься со Христом в нескончаемые веки: ибо через пост такого рода, став сроден подобию смерти Его, ты будешь участником и воскресения и наследником жизни в Нем (Свт. Григорий Палама. Гомилия 13, в пятое воскресенье Великого поста. PG 151, 161AB).

5. Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства – мера «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и совершенство совершенных. Все призваны по силе своей стараться соответствовать требованиям высоких православных критериев, чтобы достигнуть обожения по благодати. И достигающие сего, хотя и исполняют все повеленное, никогда не превозносятся, но исповедуют, что они – рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Всем, согласно православному восприятию духовной жизни, необходимо не оставлять доброго подвига поста, но, и допуская послабления, полагаться на милость Божию в самоукорении и осознании своего недостоинства, ибо православная духовная жизнь недостижима без духовного подвига поста.

6. Православная Церковь, как любящая мать, определила все полезное ко спасению и установила священное время постов как богодарованную защиту новой жизни верующих во Христе от всякаго навета чуждаго. Следуя божественным отцам, она сохраняет, как и прежде, священные апостольские установления, соборные правила и священные предания, всегда предлагает священные посты как наилучшую аскетическую стезю духовного совершенствования и спасения верующих и провозглашает необходимость соблюдения ими всех установленных постов лета Господня, т.е. Великой Четыредесятницы, среды и пятницы, которые засвидетельствованы в священных канонах, равно как и постов Рождественского, святых Апостолов, Успенского и однодневных постов в Воздвижение Честного Креста, в канун Богоявления и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи, а также постов, устанавливаемых из пастырских соображений или соблюдаемых по желанию верующих.

7. Вместе с тем Церковь по пастырскому рассуждению определила и границы человеколюбивой икономии в уставе поста. Поэтому для случаев телесной немощи, крайней необходимости или же тяжких времен она и предусмотрела соответствующее применение принципа церковной икономии согласно ответственному суждению и пастырскому попечению епископата Поместных Церквей.

8. Фактом является то, что сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений поста либо по малодушию, либо ввиду существующих условий жизни, что бы под этим ни подразумевалось. Однако все случаи отхода от священных предписаний о посте, носят ли они более общий или частный характер, должны с пастырской ответственностью восприниматься Церковью, потому что Бог «не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез. 33:11). При этом не должно принижаться значение поста. Поэтому оставляется на рассуждение Поместных Православных Церквей определять меру человеколюбивой икономии и снисхождения для испытывающих затруднения в соблюдении действующих постановлений о посте, по индивидуальным ли причинам (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.), или более общим (климатические условия, а также социально-экономические особенности некоторых стран, как, например отсутствие постных продуктов), смягчая в этих особых случаях «тяготу» священных постов в рамках вышесказанного, ни в коей мере не умаляя священного установления поста.

Это милосердное снисхождение должно быть оказываемо Церковью со всякой осмотрительностью и, несомненно, с большей снисходительностью в отношении тех постов, по которым не всегда и не во всех случаях в церковной традиции и практике существует единообразие. «…Хорошо поститься каждый день, но неядущий ядущего да не осуждает. В таковых делах не нужно ни устанавливать законы, ни совершать насилие, ни принудительно обращаться со вверенной тебе паствой, но пользоваться убеждением, мягкостью и словом, сдобренным солью» (Прп. Иоанн Дамаскин, О святых постах, 3. PG 95, 68B).

9. Соблюдение поста перед Святым Причастием в течение трёх или более дней оставляется на благочестивое усмотрение верующих, согласно словам Cв. Никодима Святогорца: «При том, что Божественные правила не предписывают поста перед Божественным Причащением, могущие же поститься перед приятием таинства даже и целую неделю поступают хорошо» (Пидалион, Комментарий на 13-е правило 6-го Вселенского Собора, c. 191). Тем не менее всем верным Церкви, чтобы должным образом приступать к Божественному Причастию, которое является главным выражением сущности Церкви, следует соблюдать и святые посты, и воздержание от вкушения пищи с полуночи. Подобает также поститься в знак покаяния, во исполнение духовного обета, для достижения той или иной священной цели, во время искушения, в соединении с прошениями к Богу, перед Крещением (для приступающих ко Крещению в зрелом возрасте), перед хиротонией, при наложении епитимий, во время паломничеств и в прочих подобных обстоятельствах.

† Вселенский Патриарх Кир Варфоломей, Председатель

† Патриарх Александрийский Кир Феодор

† Патриарх Иерусалимский Кир Феофил

† Патриарх Сербский Кир Ириней

† Патриарх Румынский Кир Даниил

† Архиепископ Кипрский Кир Хризостом

† Архиепископ Афинский и всея Эллады Кир Иероним

† Митрополит Варшавский и всея Польши Кир Савва

† Архиепископ Тиранский, Дурресский и всея Албании Кир Анастасий

† Архиепископ Прешовский и всея Чехии и Словакии Кир Ростислав

ДЕЛЕГАЦИЯ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА

† Архиепископ Карельский и всея Финляндии Лев

† Митрополит Таллинский и всея Эстонии Стефан

† Старец-Митрополит Пергамский Иоанн

† Старец-Архиепископ Американский Димитрий

† Митрополит Германский Августин

† Архиепископ Критский Ириней

† Митрополит Денверский Исаия

† Митрополит Атлантский Алексий

† Митрополит Принкипонисский Иаков

† Митрополит Приконисский Иосиф

† Митрополит Филадельфийский Мелитон

† Митрополит Галльский Эммануил

† Митрополит Дарданелльский Никита

† Митрополит Детройтский Николай

† Митрополит Сан-Францисский Герасим

† Митрополит Киссамский и Селинский Амфилохий

† Митрополит Корейский Амвросий

† Митрополит Селиврийский Максим

† Митрополит Адрианопольский Амфилохий

† Митрополит Диоклийский Каллист

† Митрополит Иеропольский Антоний (Глава Украинских Православных в США)

† Архиепископ Тельмисский Иов

† Архиепископ Харупольский Иоанн, Глава Патриаршего Экзархата Приходов Русской Традиции в Западной Европе

† Епископ Нисский Григорий (Глава Карпаторусских Приходов в Юрисдикции Вселенского Патриархата в США)

ДЕЛЕГАЦИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА

† Старец-Митрополит Леонтопольский Гавриил

† Митрополит Найробский Макарий

† Митрополит Кампальский Иона

† Митрополит Зимбабвийский и Анголийский Серафим

† Митрополит Нигерийский Александр

† Митрополит Трипольский Феофилакт

† Митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий

† Митрополит Киринский Афанасий

† Митрополит Карфагенский Алексий

† Митрополит Мванский Иероним

† Митрополит Гвинейский Георгий

† Митрополит Ермупольский Николай

† Митрополит Иринупольский Димитрий

† Митрополит Йоханнесбургский и Преторийский Дамаскин

† Митрополит Аккрский Наркисс

† Митрополит Птолемейский Эммануил

† Митрополит Камерунский Григорий

† Митрополит Мемфийский Никодим

† Митрополит Катангский Мелетий

† Епископ Бразавильский и Габонский Пантелеимон

† Епископ Бурундийский и Руандский Иннокентий

† Епископ Мозамбикский Хризостом

† Епископ Ниерский и Кенийских гор Неофит

ДЕЛЕГАЦИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА

† Митрополит Филадельфийский Венедикт

† Архиепископ Константинский Аристарх, Старец-Архиграмматевс

† Архиепископ Иорданский Феофилакт

† Архиепископ Амфидонский Нектарий

† Архиепископ Пелльский Филумен

ДЕЛЕГАЦИЯ СЕРБСКОЙ ЦЕРКВИ

† Архиепископ Охридский и Митрополит Скопийский Иоанн

† Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий

† Митрополит Загребский и Люблянский Порфирий

† Епископ Сремский Василий

† Епископ Будимский Лукиан

† Епископ Новограчаницкий Лонгин

† Епископ Бачский Ириней

† Епископ Зворницкий и Тузлинский Хризостом

† Епископ Жичский Иустин

† Епископ Враньский Пахомий

† Епископ Шумадийский Иоанн

† Епископ Браничевский Игнатий

† Епископ Далматинский Фотий

† Епископ Бихачский и Петровацкий Хризостом

† Епископ Никшичский и Будимлянский Иоанникий

† Епископ Захумский и Герцеговинский Григорий

† Епископ Вальевский Милутин

† Епископ в Западной Америке Максим

† Епископ в Австралии и Новой Зеландии Ириней

† Епископ Крушевачский Давид

† Епископ Славонский Иоанн

† Епископ в Австрии и Швейцарии Андрей

† Епископ Франкфуртский и в Германии Сергий

† Епископ Тимокский Иларион

ДЕЛЕГАЦИЯ РУМЫНСКОЙ ЦЕРКВИ

† Архиепископ Ясский и Митрополит Молдавский и Буковинский Феофан

† Архиепископ Сибиуский и Митрополит Трансильванский Лаврентий

† Архиепископ Вадский, Фелеакский и Клужский и Митрополит Клужский, Албийский, Крисанский и Марамурешский Андрей

† Архиепископ Краевский и Митрополит Олтенийский Ириней

† Архиепископ Тимишоарский и Митрополит Банатский Иоанн

† Митрополит в Западной и Южной Европе Иосиф

† Митрополит в Германии и Центральной Европе Серафим

† Митрополит Тырговишский Нифон

† Архиепископ Альба-Юльский Ириней

† Архиепископ Романский и Бакыуски Иоаким

† Архиепископ Нижне-Дунайский Кассиан

† Архиепископ Арадский Тимофей

† Архиепископ в Америке Николай

† Епископ Орадийский Софроний

† Епископ Страхайский и Северинский Никодим

† Епископ Тулчинский Виссарион

† Епископ Сэлажский Петроний

† Епископ в Венгрии Силуан

† Епископ в Италии Силуан

† Епископ в Испании и Португалии Тимофей

† Епископ в Северной Европе Макарий

† Епископ Плоештский Варлаам, Викарий Патриарха

† Епископ Ловиштенский Эмилиан, Викарий Архиепископа Рымникского

† Епископ Вичинский Иоанн Кассиан, Викарий Архиепископа в Америке

ДЕЛЕГАЦИЯ КИПРСКОЙ ЦЕРКВИ

† Митрополит Пафский Георгий

† Митрополит Китийский Хризостом

† Митрополит Киринийский Хризостом

† Митрополит Лимассольский Афанасий

† Митрополит Морфский Неофит

† Митрополит Константский и Аммохостский Василий

† Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор

† Митрополит Тамасский и Оринисский Исаия

† Митрополит Тримифунтский и Левкарийский Варнава

† Епископ Карпасийский Христофор

† Епископ Арсинойский Нектарий

† Епископ Амафунтский Николай

† Епископ Лидрский Епифаний

† Епископ Хитрский Леонтий

† Епископ Неапольский Порфирий

† Епископ Месаорийский Григорий

ДЕЛЕГАЦИЯ ЭЛЛАДСКОЙ ЦЕРКВИ

† Митрополит Филиппийский, Неапольский и Тассоский Прокопий

† Митрополит Перистерийский Хризостом

† Митрополит Илийский Герман

† Митрополит Мантинийский и Кинурийский Александр

† Митрополит Артийский Игнатий

† Митрополит Дидимотихийский Орестиадский и Суфлийский Дамаскин

† Митрополит Никейский Алексий

† Митрополит Навпактский и Святовласийский Иерофей

† Митрополит Самосский и Икарийский Евсевий

† Митрополит Касторийский Серафим

† Митрополит Димитриадский и Алмирский Игнатий

† Митрополит Кассандрийский Никодим

† Митрополит Идрский, Спетский и Эгинский Ефрем

† Митрополит Серрский и Негритский Феолог

† Митрополит Сидирокастронский Макарий

† Митрополит Александрупольский Анфим

† Митрополит Неапольский и Ставропольский Варнава

† Митрополит Мессинийский Хризостом

† Митрополит Илийский, Ахарнийский Петрополийский Афинагор

† Митрополит Ланкадасский, Литийский и Рентинийский Иоанн

† Митрополит Новоионийский и Филадельфийский Гавриил

† Митрополит Никопольский и Превезийский Хризостом

† Митрополит Иерисосский, Святой Горы и Ардамерионский Феоклит

ДЕЛЕГАЦИЯ ПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

† Архиепископ Лодзинский и Познанский Симон

† Архиепископ Люблинский и Холмский Авель

† Архиепископ Белостокский и Гданьский Яков

† Епископ Семятычский Георгий

† Епископ Горлицкий Паисий

ДЕЛЕГАЦИЯ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ

† Митрополит Корчинский Иоанн

† Митрополит Гирокастринский Димитрий

† Митрополит Аполлонийский и Фьерский Николай

† Митрополит Эльбасанский Антоний

† Митрополит Амантийский Нафанаил

† Епископ Вилидский Астий

ДЕЛЕГАЦИЯ ЧЕШСКОЙ И CЛОВАЦКОЙ ЦЕРКВИ

† Архиепископ Пражский Михаил

† Епископ Шумперкский Исаия