Поучение аменемхета

Повесть о красноречивом крестьянине (Обличение поселянина, Повесть о красноречивом жителе оазиса) — пример поучительной литературы Древнего Египта, относящийся к Первому переходному периоду Среднего царства.

17 отношения: IX династия, X династия, XII династия, Культура Древнего Египта, Правосудие в Древнем Египте, Пророчество Неферти, Плач (жанр), Поучение Хети, Поучение верноподданного, Первый переходный период, Небкара Хети, Среднее царство, Среднеегипетский язык, Список древнеегипетских папирусов, Вади-Натрун, Древний Египет, Литература Древнего Египта.

IX династия

IX (Гераклеопольская) династия (Царский дом Хети) — династия царей Древнего Египта эпохи Первого переходного периода, происходившая из рода номархов XX верхнеегипетского нома (септа) с центром в Гераклеополе.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и IX династия · Узнать больше «

X династия

X династия — одна из династий фараонов, правивших в Древнем Египте во время так называемого Первого переходного периода.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и X династия · Узнать больше «

XII династия

XII династия — одна из династий фараонов, правивших в Древнем Египте во время Среднего царства в XX—XVIII веках до н. э.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и XII династия · Узнать больше «

Культура Древнего Египта

Египетская иероглифическая надпись на саркофаге Цивилизация Древнего Египта, возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Культура Древнего Египта · Узнать больше «

Правосудие в Древнем Египте

Суд Осириса. Фрагмент папируса Хунефера ок.1275 г. до н. э. Британский музей, Лондон. Правосудие в Древнем Египте находилось под покровительством богини вселенского порядка Маат.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Правосудие в Древнем Египте · Узнать больше «

Пророчество Неферти

Пророчество Неферти (Ноферреху) — один из немногих сохранившихся текстов древнеегипетской литературы, хранящийся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Пророчество Неферти · Узнать больше «

Плач (жанр)

Петров Василий Григорьевич. Плач — литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — традиционные импровизации элегического характера, связанные, преимущественно, с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Плач (жанр) · Узнать больше «

Поучение Хети

Поучение Хети (полное название: Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи, Поучение Ахтойа, Дуауфова сына, его сыну Пиопи или Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи) — древнеегипетское литературное произведение жанра поучения (sb3jt) эпохи Среднего царства (XX—XVIII века до н. э.) или ранее (2150—1750 до н. э.). Сохранилось в копиях периода XVIII—XIX династий.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Поучение Хети · Узнать больше «

Поучение верноподданного

Поучение верноподданного, также Поучение Каирсу — древнеегипетское литературное произведение жанра «поучения» (sb3 jt), созданное в эпоху Среднего царства (сер. XIX — сер. XVIII века до н. э.) при ранней XII династии.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Поучение верноподданного · Узнать больше «

Первый переходный период

Первый переходный период в истории Древнего Египта (середина XXIII — середина XXI века или 2250—2050 гг. до н. э., VII—X династии).

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Первый переходный период · Узнать больше «

Небкара Хети

Небкара Хети — фараон из X (Гераклеопольской) династии.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Небкара Хети · Узнать больше «

Среднее царство

Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XI—XII династий фараонов, происходивших из Фив.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Среднее царство · Узнать больше «

Среднеегипетский язык

Среднееги́петский язы́к — стадия египетского языка (22—14 века до н. э.), развившаяся из староегипетской около 2100 года до н. э.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Среднеегипетский язык · Узнать больше «

Список древнеегипетских папирусов

Список древнеегипетских папирусов, с перечислением наиболее важных найденных древнеегипетских папирусов, а также основные данные о них.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Список древнеегипетских папирусов · Узнать больше «

Вади-Натрун

Монастырь Дейр-Суриани в Вади-Натрун Ва́ди-Натру́н (وادي النطرون) — впадина на северо-востоке Ливийской пустыни в египетском губернаторстве Бухейра, расположена к западу от дельты Нила.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Вади-Натрун · Узнать больше «

Древний Египет

Древний Еги́пет (от и), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Древний Египет · Узнать больше «

Литература Древнего Египта

Нового царства Литература Древнего Египта — литература, написанная на египетском языке с фараоновского периода Древнего Египта до конца римского господства.

Новый!!: Повесть о красноречивом крестьянине и Литература Древнего Египта · Узнать больше «

Птаххотеп — сынцаря пятой династии.70Произведение представляет собой 45 или46 поучений, начинающихся со слов: «Еслиты…» Эти поучения уже носят смешанныйхарактер. Мудрость уже понимается «какчто-то практическое, имеющее одновременнои нравственную ценность, и «пользудела»».71Здесь «рекомендации высокого нравственногохарактера чередуются с наставлениямижитейского толка и с советами,продиктованными подчас неприкрытоутилитарными соображениями».72Здесь, наряду с правилами житейскоймудрости, высказываются иногда и «немалосветлых правил, бичуются пороки,рекомендуются добродетели».73Автор довольно часто возвышается наджитейскими проблемами в мир этический.Там мы встречаем такие слова:

«Учёностью зря некичись!

Не считай, что одинты всеведущ!

Не только у мудрых-

У неискушённыхсовета ищи.

Искусство не знаетпредела».74

Наставления Ани

Ани даёт этинаставления своему сыну Хонсуцхотепу.Произведение написано уже в периодНового Царства и, по словам Тураева, внём мы находим то, «что являетсяхарактерным для духовной физиономииНового Царства — теплое интимноеблагочестие, идею воздаяния за поведениечеловека уже при жизни, монотеистическоенастроение».75Таким образом, в поздний периоддревнеегипетской литературы ужепоявляется произведение, схожее сВетхозаветными книгами жанра «Премудрости»,главной отличительной чертой которыхявляется строгий израильский монотеизм.

В наставлении, вотличие от предыдущих, более раннихкниг египетской премудрости, почти невидно правил хорошего тона и сквозитярко отрицательное отношение к карьеризму.На первый план теперь выступаетморально-житейская мудрость, которуюмы встретим в книге «ПремудростиСоломона»(Sofi,aSalwmw/noj).В последней книге сконцентрированы»все последовательно раскрывавшиесяэлементы древне-еврейской мудрости,соединенные в одно целое».76О времени написания и происхождениикниги»Премудрости Соломона»существует три мнения:

1. написана доплена;

2. написана послеплена;

3. сборник отрывковразличных сочинений.77

К этой же категориинеобходимо отнести книгу ПремудростиИисуса, сына Сирахова (Sofi,aSira.cили Sofi,aVIhsou/ ui`ou/ Seira,c).Время её происхождения, по мнениюбольшинства учёных, ок. 240 года доР.Х.78

Гимн Атону

Этот гимн составилфараон Аменхотеп IV Эхнатон, которыйотверг культ Амона и, произведя религиознуюреформу на территории Египта, провозгласилединственным богом Атона — видимыйсолнечный диск.79Гимн, составленный Аменхотепом, можноназвать «подлинным шедевром религиознойлирики».80В идейном плане фараон пытается отойтиот традиционной узости религиозныхпредставлений египтян, придумавших накаждый случай жизни своего бога. Встремлении придать полный универсализмновосозданному божеству, он провозглашаетАтона богом, покровительствующим «неодин только Египет, а всё человечество».81Давно замечено, что гимн Атону составленпо тому же принципу, что и 103‑й псалом.В гимне мы встречаем идеи, весьма сходныес идеями 103‑го псалма. Атон прославляетсякак создатель всего видимого и невидимогомира, который благодетельствует всемлюдям, даёт жизнь своему творению,управляет всей вселенной. Известно, чтоПсалтирь формировалась в более позднийпериод,82чем был написан гимн Атону. Из этогоможно сделать вывод о заимствованиисвященным автором принципов написаниявосхвалений Единому Богу из египетскойрелигиозной литературы. Взяв за образецструктуру гимна Атону, автор 103‑гопсалма на этой основе составил хвалебныйпсалом Яхве.

Вывод

Таким образом, мызакончили разбор произведенийдревне-ближневосточной «литературымудрых». Где это требовалось проводилсясравнительный анализ, однако сравнительнойлитуратуры такое обилие, что вряд ликакая работа что-либо дополнит к уженаписанному. В данной работе большевнимания уделялось обзорным вопросам.

Как мы видели, жанр»Премудрости» имел широкое хождениесреди народов Ближнего Востока. Однаконе у всех он был развит, как например ухеттов, у угарито-финикийской цивилизации,несмотря на то, что именно финикийцевсчитают создателями алфавита. Империисменяли одна другую перенимая все самоелучшее из культурного наследия покоренныхнародов. Однажды зародившись в Шумережанр «литературы мудрых» пережил десяткивеков, несмотря на завоевания народовне развивавших и не поддерживавшихданную литературу (хетты, угариты ифиникийцы83,хотя, возможно, пока не найденыдидактические тексты этих народов),.Среди этих государств особняком стоялИзраиль, не чуждавшийся контактов, нои не перенимавший слепо чужую культуру.Используя готовые литературные формысвященные авторы Израиля создавалинеповторимые произведения, но уже включе истинного монотеистическогомировоззрения.

Кроме того,необходимо заметить, что на БлижнемВостоке существовал так называемый»священный канон». Все религиозныепроизведения должны были писаться наоснове ранее канонизированных произведенийи с использованием тех же самых героев,которые принимали участие в болеедревних произведениях. В этом планеИзраиль не мог выдумывать ничего нового,потому что если не следовать в написаниисакральных произведений установившемусяканону, то подобные произведения небудут уже пониматься как сакральные ине будут приняты народом как таковые.По словам Винклера, Израиль в областирелигиозной и культовой литературыдолжен был «пользоваться теми жесредствами, которые выработались раньшеего».84Только в таком случае эти произведениямогли быть приняты. Этим и можно отчастиобъяснить многие зачастую дословныезаимствования в религиозной литературе.

И все же ближневосточныекниги в еврейском изложении приобреталиболее возвышенный характер, вставая нанеизмеримо высшую ступень по сравнениюс их прототипами.85Они очистились от легенд и мифов, получиливысокий этический дух и «как бы созданывновь».86Если вавилонские и египетские произведения,в основной своей массе, имеют утилитарныйхарактер, поучая, как надо вести себячтобы добиться славы и почета средиграждан, как нужно усердно заниматься,чтобыстать писцом при дворе фараона и провестпостаток дней сыто и в спокойной обстановке,то ветхозаветные произведения, не тольколишены этого человекоугодническогодуха, но и ведут человека к богоугоднойжизни, идеалам истинной монотеистическойрелигии, к познанию ЕдиногоБогаиТворца.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ:

1. DavisonW.T., The Wisdom Literature of the Old Testament, London, 1894.

2. FowlerH.T., Studies In The Wisdom Literature of the Old Testament, NewYork, 1907.

3. Herbert A.S.Wisdom. Dictionary of the Bible, New York, 1963.

4. NewCatholic Encyclopedia, Volume XIV, Washington, 1967.

5. TheJewish Encyclopedia, London, 1905. Volume XII

6. АверинцевС.С., Литература «Премудрости»: нормативнаядидактика и протест против неё, /Историявсемирной литетаруры, т.1, М., 1983.

7. Арсений(Хейккинен), иером., Учительные книгиВетхого Завета и ближневосточные книгимудрости, курсовое сочинение, Л., 1989

8. Б.Брентьес,От Шанидара до Аккада, М., 1976г.

9. Вейсман, Греческо-русскийсловарь,М., 1991.

10.Винклер Г., проф.,Вавилонская культура, М., 1913.

11.ГавриловскийВ., Учительные книги Ветхого Завета,Вольск, 1911.

12.ГлаголевС., Очерки по истории религий, ч.1,Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.

13.ГревульА.Ф., Учительные книги Священного ПисанияВетхого Завета, Л., 1971.

14.Григорьев И.Ф.,Библейские псалмы и Древне-Вавилонскиегимны, Казань, 1911.

15.Дандашаев,Вавилонские писцы, М., 1983.

16.История ВсемирнойЛитературы, Т1, Москва., 1983г.

17.КарповК., Нравственная философия книгиЕкклезиаст, Казань, 1904.

18.Клима Йозеф,Общество и культура Древнего Двуречья,Прага, 1967.

19.Клочков И.С.,Духовная культура Вавилонии: человек,судьба, время. Очерки, М., 1983

20.КондаменА., Вавилон и Библия, Сергиев Посад, 1912.

21.КоростовцевМ.А., Литература Древнего Египта, /Историявсемирной литературы, т.1, М., 1983

22.Кузищин В.И.,Источниковедение истории ДревнегоВостока, М., 1984.

23.Марголин, «Вавилон,Иерусалим, Александрия», Петербург,1923г.

24.МатьеМ.Э., Древнеегипетские мифы, М., 1956.

25.МосцивскийИоанн, свящ., Открытия в Угарите и ВетхийЗавет, Л., 1987.

26.НемировскийА.И., Мифы и легенды Древнего Востока,М., 1994.

27.Оппенхейм А.,Древняя Месопотамия, М., 1990.

28.Петровский А.В.,проф. прот.,Книга Иова и вавилонская песнь страждущегоправедника, Петроград, 1916.

29.Поспехов Д., КнигаПремудрости Соломона, её происхождениеи отношение к иудейско-александрийскойфилософии, Киев, 1873.

30.Причард Д.Б.,Археология и Ветхий Завет, Бисбаден,б/г.

31.РождественскийА.П., прот., Книга Премудрости Иисуса,сына Сирахова, СПб., 1911.

32.СэмюэлН. Крамер, История начинается в Шумере,М., 1965.

33.Троицкий Герман,Значение термина «хохма» /Премудрость/в Учительных книгах Ветхого Завета, Л.,1962.

34.ТураевБ.А., Египетская литература, Петроград,б/г.

35.Филарет,Происхождение книги «Екклезиаст», Киев,1885.

36.ХаступисА., Введение в Ветхий Завет, ч.1, Афины,1981.

37.Хрестоматия поистории древнего Востока, под ред. СтрувеВ.В. и Редера Д.Г., М., 1963.

38.Чизхолм, Э.Миллард,Ранние цивилизации, М., 1994г.

39.ЯкимовИ., Ветхозаветные священные книги ивавилоно-ассирийские памятникиклинообразного письма, СПб., 1884.

1М.М. Марголин, «Вавилон, Иерусалим,Александрия», Петербург, 1923г., стр.5.

2История Всемирной Литературы, Т1,Москва., 1983г., стр.23.

3Там же, стр.52.

4Там же, стр.52.

5Б.Брентьес, От Шанидара до Аккада, М.,1976г., стр.132-133.

6Там же, стр.133.

7Там же, стр.138.

8Д. Чизхолм, Э.Миллард, Ранние цивилизации,М., 1994г.,стр.64.

9от греч. словаdida,skw- учить, наставлять, образовать,указывать, изучать,обучать, поучать.А.Д. Вейсман, Греческо-русскийсловарь, М., 1991.

дидактизм — «поучительность в литературномсочинении, склонность к поучению».Краткий словарь иностранных слов, М.,1952. с. 122.

10Троицкий Герман, Значение термина»хохма» /Премудрость/ в Учительныхкнигах Ветхого Завета, Л., 1962. с. 2.

11Толковый словарь живого великорусскогоязыка. Владимира Даля, т.3, СПб., 1882,с. 406.

12Herbert A.S. Wisdom. Dictionary of the Bible, New York, 1963.p. 1039.

Также см.: РопсД. Краткий толкователь к Ветхому Завету.Библия, книга священного Писания Ветхогои Нового Завета. Брюссель, 1973. с. 1906.

13Гавриловский В., Учительные книгиВетхого Завета, Вольск, 1911. с. III-IV.

14История Всемирной Литературы, Т1,Москва., 1983г., стр.123.

15Сэмюэл Н. Крамер, Историяначинается в Шумере, М., 1965. гл.1, с. 17.

см. тж.:Дьяконов И.М., Люди города Ура, М., 1990.с. 141.

16Якимов И., Ветхозаветныесвященные книги и вавилоно-ассирийскиепамятники клинообразного письма, СПб.,1884. с. 40.

17The Jewish Encyclopedia, London, 1905.Volume XII, p. 537.

18История всемирной литературы, М., 1983г.,стр.93.

19Там же, стр.97.

20Там же, стр.97.

21Там же, стр.98.

22Арсений (Хейккинен), цит. соч.с.81.

23там же.

24там же, с.82.

25Там же, стр.95.

26Клочков И.С., Духовная культура Вавилонии:человек, судьба, время. Очерки, М., 1983.гл. VI, с. 118.

Под греховностьюв этом тексте, вероятнее всего, надоразуметь ритуальную нечистоту, а несовершение личных грехов.

27Арсений (Хейккинен), иером., Учительныекниги Ветхого Завета и ближневосточныекниги мудрости, курсовое сочинение,Л., 1989. с. 101.

28Клочков И.С.,цит. соч., гл.VI, с. 122.

29строка 58, 256-257. (здесь идалее текст Вавилонской теодицеицитируется по книге: Клочков И.С.,цит. соч., гл. VI, с.79-87.)

30Клочков И.С.,цит. соч.,гл.VI, с. 125.

31256. «Как средина небес, сердце богадалеко,

257. Познать его трудно, не поймут (его)люди».

32Davison W.T., The Wisdom Literature of theOld Testament, London, 1894. c.III, p. 45.

33Сендерленд, Библия илиСвященные Книги Ветхого и Нового Завета,Их происхождение, развитие и характер,СПб., 1907. гл.IX, с. 88.

34Гревуль А.Ф., Учительные книгиСвященного Писания Ветхого Завета, Л.,1971. с. 4.

35Михаил, еп., Учительные книгиВетхого Завета, Тула, 1900. с.63.

см. тж.: Афанасьев Д., Учебноеруководство по предмету СвященногоПисания, Ставрополь, 1888. § 4,с. 10.

36Аверинцев С.С., Литература»Премудрости»: нормативная дидактикаи протест против неё, /История всемирнойлитетаруры, т.1, М., 1983./, с. 295.

37Вавилонский Страдалец былцарём.

38Петровский А.В., проф. прот.,Книга Иова и вавилонская песнь страждущегоправедника, Петроград, 1916.с. 8.

39Петровский А.В., цит. соч.с.14.

40Григорьев И.Ф., Библейские псалмы иДревне-Вавилонские гимны, Казань, 1911.с. 7.

41Дандашаев, Вавилонские писцы,М., 1983. гл.II, с. 52.

42цит. по Григорьев И.Ф.,цит. соч.с. 13.

43Мосцивский Иоанн, свящ.,Открытия в Угарите и Ветхий Завет, Л.,1987, с. 87.

Гревуль А.Ф., цит. соч.,с. 4.

44Григорьев И.Ф.,цит. соч.с. 13.

45Григорьев И.Ф.,цит. соч.с. 14.

46Афанасьев В.К., Литература ДревнегоДвуречья, /История всемирной литературы,т.1, М., 1983/. гл.2, с. 113.

текст диалога см.: Хрестоматия по историидревнего Востока, под ред. Струве В.В.и Редера Д.Г., М., 1963. с. 277-279.

47Клима Йозеф, Общество и культура ДревнегоДвуречья, Прага, 1967. гл. XVI,с. 237.

48Клима Йозеф, цит. соч. гл. XVI,с. 237.

49Оппенхейм А., Древняя Месопотамия, М.,1990. гл. V, с. 216-217.

50Матье М.Э., Древнеегипетскиемифы, М., 1956. гл. IV, с. 77-78.

51Коростовцев М.А., Литература ДревнегоЕгипта, /История всемирной литературы,т.1, М., 1983/. гл.2, с. 68.

см. тж. Матье М.Э.,цит. соч.,гл. IV,с.77-78.

52Тураев Б.А., Египетская литература,т.1., М., 1920. с.68.

53О том, почему он это хочетсделать, видимо, описывалось в утерянномначале произведения.

54Несовсем понятно, что за духимеется ввиду: то ли это гений-хранительчеловека, то ли это дух человека в нашемпонимании как духовное начало человеческойприроды.

55Коростовцев М.А., ЛитератураДревнего Египта, /История всемирнойлитературы, т. 1, М., 1983. гл.2, с. 68.

56Тураев Б.А., цит. соч. с.69.

57Тураев Б.А., Египетскаялитература, Петроград, б/г., 135.

58VEkklhsia,sthj,tl#h#q)- — «проповедь на собрании» от словаlhq- собрание(Степанов Николай, Вклад русскихбогословов в экзегезис книг Соломоновых»Екклезиаст» и «Песнь Песней», Л., 1957.с. 41.)

59Е. Филарет, Происхождениекниги «Екклезиаст», Киев, 1885. с.77.

60Хаступис А., Введение в ВетхийЗавет, ч.1, Афины, 1981. с. 405.

61Е. Филарет, цит. соч. с.2-21.

62Карпов К., Нравственнаяфилософия книги Екклезиаст, Казань,1904. с. 1.

63Fowler H.T., Studies In The WisdomLiterature of the Old Testament, New York, 1907. p. 83.

64Тураев Б.А., цит. соч. с.77.

65Тураев Б.А., цит. соч. с.78.

66Причард Д.Б., Археология и Ветхий Завет,Бисбаден, б/г. с. 295.

67Тураев Б.А., Египетская литература,т.1., М., 1920. с. 80.

68Струве В.В., История ДревнегоВостока, М., 1934. с. 39.

см. тж.:Зотов В., История всемирной литературы,СПб., 1877. гл. V, с.191.

69Коростовцев М.А., ЛитератураДревнего Египта, /История всемирнойлитературы, т. 1, М., 1983. гл.1, с.64.

70Зотов В., цит. соч., гл. V,с.191.

71New Catholic Encyclopedia, Volume XIV,Washington, 1967. p.967.

72Коростовцев М.А., цит. соч.гл.1, с.63.

73Глаголев С., Очерки по историирелигий, ч.1, Свято-Троицкая СергиеваЛавра, 1902. гл.2, с.132.

74Коростовцев М.А., цит. соч.гл.1, с.63.

75Тураев Б.А., Египетская литература,т.1., М., 1920. с.185.

76Поспехов Д., Книга Премудрости Соломона,её происхождение и отношение киудейско-александрийской философии,Киев, 1873. с. 68.

77Поспехов Д., цит. соч. с.69-75.

78Рождественский А.П., прот., КнигаПремудрости Иисуса, сына Сирахова,СПб., 1911. с. XXX.

79Кузищин В.И., Источниковедение историиДревнего Востока, М., 1984. с. 38.

80Коростовцев М.А., цит. соч., гл.3, с. 73.

81Немировский А.И., Мифы и легенды ДревнегоВостока, М., 1994. с. 12.

82V-IV века до Р.Х. см: Вишняков Н., Опроисхождении Псалтири, СПб., 1875. с. 515.

см. тж.: Сендерленд,Библия или Священные книги Ветхого иНового Завета, их происхождение, развитиеи характер, СПб., 1907. гл.IX, с. 91.

83История всемирной литературы, М., 1983г.,стр.127.

84Винклер Г., проф., Вавилонская культура,М., 1913. с. 151.

85Кондамен А., Вавилон и Библия,Сергиев Посад, 1912. с. 79.

86Р-ский В.П., Библия и новыеоткрытия в Вавилонии, СПб., 1904. с. 16.