Поведение при ДТП

На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий — до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя в суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя — многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

Реклама

«Сегодня» с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

СИНДРОМ ФРОНТОВИКА

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название — посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», — делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми — ему казалось, что его сглазили завистники.

Реклама

«Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», — говорит эксперт.

ПУТЬ К АВТОРЕАБИЛИТАЦИИ

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию — вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх — естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма — чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

ОГРАДИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ

Реклама

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы — говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается — то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

Реклама

4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.

5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

Ярославскийгосударственный педагогическийуниверситет им. К.Д.Ушинского(Ростовскийфилиал)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по социальнойпсихологии

ТЕМА: Копинг-поведение в стрессовыхситуациях

Выполнила: студентка 4 курса

Специальности — педагог-психолог

Сапункова Вера

шифр-0344

Преподаватель: Чернышев Р.А.

Ростов, 2009 г.

Введение

Глава 3. Копинг и стресс

    1. Что такое копинг

    2. Стресс и стрессовые ситуации

Глава 2. Копинг-поведениев стрессовых ситуациях

Заключение

Списокиспользуемой литературы

Введение

Жизнь человека всовременном обществе предполагает егосуществование и развитие в условияхкрайней неопределенности. Нестабильностьэкономических, политических и социальныхусловий приводит к проблемам ориентировкичеловека в окружающей его социальнойдействительности, а также невозможностиосуществления точного прогноза своегобудущего. В связи с этим особую актуальностьприобретают вопросы, связанные сфункционированием, адаптацией ивыработкой личностью эффективныхстратегий преодоления ситуаций, связанныхс неопределенностью, различнымистрессовыми ситуациями. Процессыпреодоления человеком трудных жизненныхсобытий в психологической науке принятообозначать как совладающее, адаптивноеповедение или копинг-поведение.

Глава 1. Копинг-поведениеи стресс

1.1 Что такоекопинг-поведение

Работы, посвященныеизучению феномена копинг-поведения,появляются в зарубежной психологии совторой половины XX века. В работе немецкихавторов используется термин «bewaltigung»(преодоление). Отечественные исследователипонятие «Копинг-поведение»интерпретируют как совладающие поведениеили психологическое преодоление.Копинг-поведение подразумеваетиндивидуальный способ совладаниячеловека с затруднительной ситуациейв соответствии с ее значимостью в егожизни и с личностно-средовым ресурсами,которые во многом определяют поведениечеловека.

Понятие «копинг»интерпретируется по-разному в разныхпсихологических школах.

Первый подход — неопсихоаналитический.Копинг-процессы рассматриваются какэго-процессы, направленные на продуктивнуюадаптацию личности в трудных ситуациях.Функционирование копинг-процессовпредполагает включение когнитивных,моральных, социальных и мотивационныхструктур личности в процессе совладанияс проблемой. В случае неспособностиличности к адекватному преодолениюпроблемы включаются защитные механизмы,способствующие пассивной адаптации.Такие механизмы определяются какригидные, дезадаптивные способысовладания с проблемой, препятствующиеадекватной ориентации индивида вреальной действительности. Иначе говоря,копинг и защита функционируют наосновании одинаковых эго-процессах, ноявляются разнонаправленными механизмамив преодолении проблем.

Второй подход определяет копингкак качества личности, позволяющиеиспользовать относительно постоянныеварианты ответа на стрессовые ситуации.А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способасовладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный на оценку,- преодоление стресса, включающее в себяпопытку определить значение ситуациии ввести в действие определенныестратегии: логический анализ, когнитивнаяпереоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему,- совладание со стрессом, имеющее цельюмодифицировать, уменьшить или устранитьисточник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции,- преодоление стресса, включающее в себякогнитивные, поведенческие усилия, спомощью которых человек пытаетсяуменьшить эмоциональное напряжение иподдержать аффективное равновесие.

В третьем подходе копинг выступаеткак динамический процесс, которыйопределяется субъективностью переживанияситуации и многими другими факторами.Р.Лазарус и С.Фолькман обозначилипсихологическое преодоление каккогнитивные и поведенческие усилияличности, направленные на снижениевлияния стресса. Активная формакопинг-поведения, активное преодоление,является целенаправленным устранениемили ослаблением влияния стрессовойситуации. Пассивное копинг-поведение,или пассивное преодоление, предполагаетиспользование различного арсеналамеханизмов психологической защиты,которые направлены на снижениеэмоционального напряжения, а не наизменение стрессовой ситуации.

Р.Лазарус выделил три типастратегий совладания с угрожающейситуацией: механизмы защиты Эго; прямоедействие — нападение или бегство, котороесопровождается гневом или страхом;совладание без аффекта, когда реальнаяугроза отсутствует, но потенциальносуществует.

По мнению С.Фолькман и Р.Лазаруса,копинг выполняет две основные функции:

1.регуляция эмоций (копинг,нацеленный на эмоции);

2. управление проблемами,вызывающими дистресс (копинг, нацеленныйна проблему).

Обе эти функции осуществляютсяв большинстве стрессовых ситуаций. Ихколичественное соотношение зависит оттого, как оцениваются стрессовыеситуации. Оценка происходящего играетважную роль в процессе эволюции человека,от нее зависит интенсивность и характерэмоций, которые испытывает человек,встречаясь с проблемами.

Д. Галахер выдвинул гипотезу,что оценка события зависит от объемаимеющихся у личности ресурсов, позволяющихсправиться с этим событием. Если индивидоценивает ресурсы как недостаточные,неадекватные, то событие воспринимаетсякак угроза. Обычно устойчивые к стрессулюди адекватно оценивают свои ресурсыи воспринимают стрессогенные событиякак изменения (Galagher D.,1990).

Выделяются два вида когнитивнойактивности — первичная и вторичнаяоценка.

Первичная оценка позволяетчеловеку решить, является ли даннаяситуация угрожающей или ее можно отнестик ситуации изменения, которая не содержитв себе угрозы его благополучию. Онапозволяет оценить силу стрессовоговоздействия, сопоставить возможностьнаносимого им вреда с индивидуальнымивозможностями.

Вторичная оценка дополняетпервичную. Она определяет, какимиметодами можно повлиять на негативноесобытие и его исход, то есть процессвыбора механизмов и ресурсов преодолениястресса. С ее помощью человек решает,что он может сделать в данной ситуации.

За когнитивной оценкой ситуацииследует выработка механизмов преодолениястресса.

Если у животных поведенческийответ на неблагоприятные воздействиясреды проявляется преимущественноизбеганием, уходом от угрожающейситуации, агрессией, то у человека припреодолении стресса включаютсякогнитивные мыслительные процессыпринятия адаптационного решения (LazarusR.S., 1984).

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфридпервыми описали процесс разрешениясоциальных проблем или копинг-процесс.Это явилось теоретически важным моментомв изучении формирования активногосовладающего поведения — стратегийразрешения проблем. Активное разрешениепроблем является когнитивно-поведенческимпроцессом, в результате которогоформируется общая социальная компетентностьличности .

Авторы выделили пять компонентовкопинг-процесса.

1. Ориентация в проблеме, подключениекогнитивного и мотивационного компонентовдля общего ознакомления.

2. Определение и формулированиепроблемы, ее описание в конкретныхтерминах и идентификация специфическихцелей.

3. Генерация альтернатив, разработкамногочисленных возможных вариантоврешения проблемы.

4. Выбор оптимального вариантарешения проблемы.

5. Выполнение решения с последующейпроверкой, подтверждением егоэффективности.

Другой исследователь копингаМурфи, указывает, что копинг как процесс,включает определенные усилия, поэтомуне может быть сведен к автоматизированнымадаптационным механизмам как, например,рефлексы. Они, в свою очередь, являютсяболее примитивными устройствами, посравнению с механизмами копинга. Автор,основываясь на своих исследованиях вповедении животных и маленьких детей,высказывает предположение, что по мереразвития человека, его когнитивныемеханизмы и символизация становятсявсе более распространенными вфункционировании, а роль примитивныхмеханизмов становится менее значимымв связях с копингом .

1.2 Стресс и стрессовые ситуации

Термин «стресс»получивший в наши дни столь широкоераспространение впервые был введен внаучное употребление применительно ктехническим объектам. В XVII в. английскийученый Роберт Гук применил этот терминдля характеристики объектов (напримермостов) испытывающих нагрузку исопротивляющихся ей. Эта историческаяаналогия интересна тем что понятие»стресс» в современной физиологиипсихологии медицине (базирующейся наклинических исследованиях Г. Селье)включает в себя представления о связяхстресса с нагрузкой на сложные системы(биологические психологическиесоциально-психологические) и ссопротивлением этой нагрузке. Всоответствии с этими представлениямистресс рассматривается как физиологическийсиндром слагающийся из совокупностинеспецифически вызванных измененийкак неспецифическая реакция организмана предъявляемые к нему требования.Характер этого синдрома относительнонезависим от вызвавших его факторов(стрессоров) что позволило Селье говоритьоб общем адаптационном синдроме.

Представления обэмоциональном (психическом) стрессесформировались благодаря тому что вмеждисциплинарных исследованиях былаустановлена роль психических факторовв развитии состояния стресса. Многолетниеисследования психического стрессаподтвердили общность физиологическихизменений возникающих при физиологическоми психическом стрессе и в то же времяпозволили говорить о некоторых важныхразличиях в механизмах их формирования.Если физиологический стресс возникаетв связи с непосредственным физическимвоздействием то при эмоциональномстрессе влияние психических стрессоров(или комплексной стрессогенной ситуации)опосредуется через сложные психическиепроцессы. Эти процессы обеспечиваютоценку стимула и сопоставление его спредыдущим опытом. Стимул приобретаетхарактер стрессора если в результатетакой психологической переработкистимула возникает ощущение угрозы.Обычно это имеет место в том случае еслипсихологическая оценка обнаруживаеточевидное несоответствие междутребованиями среды и потребностямисубъекта его психическими и физическимиресурсами которые необходимы дляудовлетворения этих потребностей.Субъективное отношение к стимулузависящее от неповторимого индивидуальногоопыта (в значительной мере восходящегок периоду раннего детства) личностныхособенностей характера когнитивныхпроцессов и психического состоянияпредставляет собой важный психологическиймеханизм и определяет индивидуальнуюзначимость стрессора.

Индивидуальная оценкаи индивидуальная интерпретациявоздействия обусловливают рольпсихических факторов и в формированиистресса вызванного физическим стимуломпоскольку такое воздействие обычносопровождается психической переработкой.Таким образом круг стрессоров существенныхдля развития психического (эмоционального)стресса весьма широк. В их число входятфизические стрессоры (благодаря процессупсихологической переработки ихвоздействия) психические стрессорыимеющие индивидуальную значимость иситуации в которых ощущение угрозысвязано с прогнозированием будущих втом числе и маловероятных стрессогенныхсобытий. Уже то обстоятельство чтостресс возникает при взаимодействиисубъекта с широким кругом стрессоровиндивидуальная значимость которыхсущественно варьирует и развиваетсякак ответ не только на реальные но и нагипотетические ситуации исключаетвозможность устанавливать непосредственнуюзависимость психического стресса отхарактеристик среды. Каждый раздражительпри определенных условиях приобретаетроль психологического стрессора ивместе с тем ни одна ситуация не вызываетстресс у всех без исключения индивидов.

Значение индивидуальнойпредрасположенности уменьшается причрезвычайных экстремальных условияхприродных или антропогенных катастрофахвойнах криминальном насилии но даже вэтих случаях посттравматический стрессвозникает далеко не у всех перенесшихтравматическое событие. С другой стороныповседневные жизненные события (такиекак изменения семейных взаимоотношенийсостояния собственного здоровья илиздоровья близких характера деятельностиили материального положения) в силу ихиндивидуальной значимости могутоказаться существенными для развитияэмоционального стресса приводящего красстройствам здоровья. Среди такихжизненных событий выделяются ситуациинепосредственно воспринимаемые какугрожающие (болезни конфликты угрозасоциальному статусу); ситуации потери(смерть близких разрыв значимых отношений)которые представляют собой угрозусистеме социальной поддержки; ситуациинапряжения «испытания» требующиеновых усилий или использования новыхресурсов. В последнем случае событиямогут даже выступать как желательные(новая ответственная работа вступлениев брак поступление в ВУЗ) а угроза будетсвязана с разрушением сложившихсястереотипов и возможной несостоятельностьюв новых условиях.

Важную роль в формированиистресса играют особенности социализациив детском возрасте когда в существенноймере определяется индивидуальнаязначимость жизненных событий и формируютсястереотипы реагирования. Вероятностьвозникновения связанных со стрессомпсихических (особенно невротических)расстройств зависит от соотношениястрессоров которые воздействовали начеловека в детстве и зрелом возрасте.По некоторым данным для лиц у которыхв зрелом возрасте под влиянием различныхжизненных событий возникали такиерасстройства в детстве были характерныстрессовые ситуации обусловленныенеадекватным поведением матери: ееупрямство нетерпимость к чужому мнениюзавышенные притязания авторитарностьвластность чрезмерные требования кребенку или напротив обидчивостьсниженный фон настроения пессимизмнеуверенность в себе. Выделялся такжекомплекс негативного воздействия состороны отца: его поведение снижающеесамооценку ребенка недостаток вниманияи понимания агрессивность или отчуждениезатрудняющее идентификацию с ним. Приэтом особенности взаимодействия сматерью не позволяли компенсироватьстрессогенные ситуации связанные сотцом. К числу других стрессовых ситуацийдетства следует отнести конфликтностьи нестабильность семьи и положение»обойденного» ребенка (предпочтениеему братьев или сестер). Описанныестрессогенные воздействия могутнепосредственно приводить к клиническивыраженным расстройствам уже в детствено они оказывают влияние и на возникновениестресса в зрелом возрасте порождаяотсутствие чувства базисной безопасности(что расширяет круг индивидуальнозначимых стрессоров и снижает устойчивостьк ним) и формирование неадекватныхмоделей поведения (что способствуетсозданию стрессогенных ситуаций ипрепятствует их эффективномупреодолению)..

Ценностьизучения индивидуально значимыхжизненных событий обусловлена тем чтотакие события увеличивают вероятностьстресса и его клинических проявленийпоскольку они изменяют взаимодействиечеловека и его окружения предъявляютповышенные требования к адаптационнымресурсам. Однако центр тяжести приоценке психического стресса не можетпереноситься на характеристики среды.Стресс представляет собой не совокупностьсредовых воздействий а внутреннеесостояние организма при которомосложняется осуществление егоинтегративных функций. Как первичноезвено в развитии психического стрессавыступает фрустрация — психическоесостояние которое возникает при блокадеудовлетворения значимых потребностейи проявляется ощущением неудовлетворенностии психического напряжения возникающегоиз-за невозможности реализовать те илииные цели. Клиническая оценка такогосостояния нередко сопряжена созначительными трудностями что связанос рядом обстоятельств. Во-первых диапазонпотребностей блокада которых вызываетсостояние фрустрации весьма широк иникогда не осознается во всей своейполноте. Это может быть обусловленонедостаточной интроспекцией илисопротивлением осознанию потребностейкоторые противоречат представлениючеловека о себе. Во-вторых блокадаудовлетворения потребностей чащеопределяется не видимым внешнимпрепятствием а существованиемконкурирующих и разнонаправленныхпотребностей. Такие состояния представляютсобой интрапсихический конфликт которыйтакже нередко не осознается. Простымпримером интрапсихического конфликтаможет быть поддержание отношений илипродолжение деятельности которые неудовлетворяют человека в силу того чтоони вызывают чрезмерное напряжение илинарушают сложившуюся самооценку ноосуществляются поскольку удовлетворяютсимбиотическую тенденцию или потребностьв повышении социального статуса.В-третьих в реальной ситуации мы обычноимеем дело с взаимодействием комплексапотребностей и совокупности фрустрирующихситуаций. При этом очень сложно выявитьзначение конкретной потребности аразвитие психического стресса связываетсяс одновременным или последовательнымвозникновением ряда фрустраций снарастанием суммарной фрустрационнойнапряженности.

Вероятностьразвития психического стресса приповышении фрустрационной напряженностизависит от особенностей личностиобусловливающих степень устойчивостик психическому стрессу. Подобные чертыобозначались как «чувство когерентности»повышающие ресурсы противостояниястрессогенным ситуациям «личностнаявыносливость» понимаемая какпотенциальная способность активногопреодоления трудностей. Личностныересурсы в значительной степениопределяются способностью к построениюинтегрированного поведения]что позволяет даже в условиях фрустрационнойнапряженности сохранить устойчивостьизбранной линии поведения соразмерноучитывать собственные потребности итребования окружения соотноситьнемедленные результаты и отставленныепоследствия тех или иных поступков. Прихорошей интегрированности поведенияэнергия распределяется по различнымнаправлениям поведения в соответствиис важностью реализуемых потребностей.Чем выше способность к интеграцииповедения тем более успешно преодолениестрессогенных ситуаций.

Клинические явленияобусловленные психическим стрессомможно разделить на острые стрессовыереакции которые возникают после сильноготравматического переживания исключительноугрожающего характера и завершаются втечение дней а иногда и часов;посттравматические стрессовыерасстройства которые представляютсобой затяжную непосредственную илиотставленную реакцию на подобного родапереживание; реакции адаптации прикоторых прослеживается четкая связь(в том числе и временная) со стрессовымсобытием влекущим за собой более илименее выраженное жизненное изменение;невротические состояния и личностныедекомпенсации при которых обычнообнаруживается зависимость от повторногоили хронического воздействия стрессоров(«жизненных событий») трудноразрешимых эмоциональных проблеминтрапсихических конфликтов длительногонарастания фрустрации и психическогонапряжения. При невротических состоянияхи личностных декомпенсациях рольпредшествовавшего опыта и особенностейличности которые определяют индивидуальнуюуязвимость наиболее выражены. Значениеэмоционального стресса при этихсостояниях очевидно поскольку стрессне связан с одной конкретной и явнойситуацией а реализуется в более широкомжизненном контексте..

Глава 2. Копинг-поведениев стрессовой ситуации

Проблемно-ориентированныйкопинг, по мнению авторов Фолькмана иЛазаруса, связан с попытками человекаулучшить отношения «человек-среда»путем изменения когнитивной оценкисложившейся ситуации, например, поискоминформации о том, что делать и какпоступить, или путем удержания себя отимпульсивных или поспешных действий.Эмоционально-ориентированный копинг(или временно помогающий) включает всебя мысли и действия, которые имеютсвоей целью снизить физическое илипсихологическое влияние стресса. Этимысли или действия дают чувствооблегчения, однако не направлены наустранение угрожающей ситуации, а простодают человеку почувствовать себя лучше.Примером эмоционально-ориентированногокопинга является: избегание проблемнойситуации, отрицание ситуации, мысленноеили поведенческое дистанцирование,юмор, использование транквилизаторовдля того, чтобы расслабиться .

Данная классификация, по мнениюФолькман и Лазарус, не указывает на то,что человек прибегает исключительно кодному типу копинга. Каждый человекиспользует комплекс приемов и методовкак проблемно-ориентированного, так иэмоционально-ориентированного копингадля того, чтобы справиться со стрессом.

Т.е. процесс копинга представляетсобой комплексный ответ на стресс.

Интересной на наш взглядпредставляется расширенная классификациякопинга, которую предложили американскийисследователь Кавер и его сотрудники. По их мнению, наиболее адаптивнымикопинг-стратегиями являются те, которыенаправлены непосредственно на разрешениепроблемной ситуации. К такимкопинг-стратегиям авторы отнеслиследующие:

  1. «активный копинг»- активные действия по устранениюисточника стресса;

  2. «планирование»- планирование своих действий в отношениисложившейся проблемной ситуации;

  3. «поиск активнойобщественной поддержки» — поискпомощи, совета у своего социальногоокружения;

  4. «положительноеистолкование и рост» — оценка ситуациис точки зрения ее положительных сторони отношение к ней как к одному из эпизодовсвоего жизненного опыта;

  5. «принятие» — признаниереальности ситуации

Другой блок копинг-стратегий,по мнению авторов, также можетспособствовать адаптации человека встрессовой ситуации, однако он не связанс активным копингом. К таким стратегиямсовладания относятся:

  1. «поиск эмоциональнойобщественной поддержки» — поисксочувствия и понимания со стороныокружающих;

  2. «подавлениеконкурирующей деятельности» — снижениеактивности в отношении других дел ипроблем и полное сосредоточение наисточнике стресса;

  3. «сдерживание» -ожидание более благоприятных условийдля разрешения ситуации

Третью группу копинг-стратегийсоставляют те, которые не являютсяадаптивными, однако, в некоторых случаях,помогают человеку адаптироваться кстрессовой ситуации и справиться с ней.Это такие приемы преодоления как:

  1. «фокус на эмоцияхи их выражение» — эмоциональноереагирование в проблемной ситуации;

  2. «отрицание» -отрицание стрессового события;

  3. «ментальноеотстранение» — психологическоеотвлечение от источника стресса черезразвлечения, мечты, сон и пр.;

  4. «поведенческоеотстранение» — отказ от разрешенияситуации .

Отдельно Кавер выделяеттакие копинг-стратегии как «обращениек религии», «использование алкоголяи наркотиков», а также «юмор».

Приведенная вышеклассификация копинг-стратегий неозначает то, что человек используеткакую-то одну из них. В той или инойситуации личность прибегает к целомукомплексу копинг-стратегий в зависимостиот своих личностных особенностей ихарактера ситуации, т.е. существуютпаттерны копинга.

Одним из центральных вопросовв теории копинга Фолькмана и Лазарусаявляется вопрос о его динамике. По мнениюавторов, копинг — это динамическийпроцесс с составляющими структурнымиэлементами, т.е. копинг не являетсяпостоянным, а подвержен модификации сизменением социального контекста .

Копинг представляет собоймногомерный процесс когнитивных ибихевиоральных стратегий, которыеиспользуют люди для управлениятребованиями в специфических стрессовыхситуациях .

Вопрос о динамики копинга напрямуюсвязан с проблемой прогноза того илииного поведения человека в стрессовойситуации.

Социальный контекст копинга, аименно специфика и особенности события,с которыми взаимодействует человек впроцессе преодоления, способны влиятьна процесс совладания. Значениеситуационных детерминант подчеркиваетсяв ряде работ .

Так, например, С.К.Нартова-Бочавер отмечает, что «…ситуацияво многом определяет логику поведениячеловека и меру ответственности зарезультат его поступка» . ХХекхаузен пишет о том, что «особенностиситуации … в большей степени детерминируютповедение, чем диспозиции субъекта».

Стрессовая ситуация оказываетна личность значительное влияние.

А.О. Прохоров подчеркиваетее значимость для появления новыхличностных образований, таких какпоявление новых ценностей, изменениеотношения к людям, появление осмысленностижизни и пр. . Н.В. Волкова отмечаетзначимость критических ситуаций вусловиях реализации «базовых»ценностей для личности .

Учет специфики ситуации и основныхее характеристик играет важную роль вситуационном подходе к копингу.

По мнению Л.И. Дементий, существуетряд методологически важных положенийпри исследовании копинга. Одно из нихсвязано с тем, что эффективностьпреодоления во многом зависит от разницыв объективных параметрах стрессора иих субъективной оценки .

Л.И. Анцыферова указывает на то,что поведение во многом детерминированоне объективно заданной ситуацией, а еесубъективной оценкой и восприятием,однако нельзя недоучитывать и объективныепоказатели ситуации, которые отражаютсяв субъективной репрезентации индивида.

Зарубежные исследователи Сингери Девидсон отмечают, что люди по-разномуинтерпретируют стрессовую ситуацию.Они могут оценивать ее как угрозу иликак требование. Стрессовые последствия,по мнению ученых, возможны только в томслучае, если событие воспринимаетсяиндивидом как угроза, если же событиевоспринимается как требование, то этовызовет другой способ ответа на него.По их мнению, оценка того или иногострессового события зависит от оценкиличности своих ресурсов совладания сострессором, которые могут быть основанына индивидуальном опыте, знаниях илипрактики или же на самооценке, восприятиисобственной компетентности и др. Насегодняшний день, как указывают Сингери Девидсон, вопрос остается открытымпо поводу того, какие характеристикисреды или личности могут оказыватьнаибольшее влияние на процесс преодоления.

Когнитивная оценка стрессовойситуации, согласно теории Фолькмана иЛазаруса, является ключевым механизмов,обуславливающим процесс преодоления.

Лазарус предлагаетдве формы оценки – первичную и вторичную.При первичной оценке человек оцениваетсвои ресурсы, другими словами отвечаетна следующий вопрос — «Что я имею дляпреодоления этой ситуации?». Ответна этот вопрос содействует качествуего эмоциональных реакций и ихинтенсивности. При вторичной оценкечеловек оценивает свои возможныедействия и прогнозирует ответныедействия среды. Другими словами задаетследующие вопросы — «Что я могу сделать?Какие у меня стратегии преодоления? Икак среда ответит на мои действия?».Ответ влияет на тип копинг-стратегий,которые будут выбраны для управлениястрессовой ситуацией .

Л.И. Анцыферова указываетна значимую роль способности к оценкеситуации, от которой зависит адекватныйвыбор стратегий преодоления. Характероценки во многом зависит от уверенностичеловека в собственном контроле ситуациии возможности ее изменения. Автор вводиттермин «когнитивное оценивание»,определяя его как некую активностьличности, а именно «…процессраспознавания особенностей ситуации,выявление негативных и позитивных еесторон, определение смысла и значенияпроисходящего» . От того, как учеловека работает механизм когнитивногооценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой,зависят стратегии, которые будетиспользовать человек при разрешениитрудной ситуации. Результат когнитивногооценивания – вывод человека о том,сможет ли он разрешить данную ситуациюили нет, сможет ли он контролироватьход развития событий или ситуациянеподконтрольна ему. По словам Л. И.Анцыферовой, если субъект расцениваетситуацию как подконтрольную, то онсклонен применять для ее разрешенияконструктивные копинг – стратегии .

По мнению Фолькман иЛазарус, когнитивная оценка – этоинтегральная часть эмоциональногосостояния. Гнев, например, обычно включаетоценку параметров вреда или угрозы,счастье включает оценку условий»человек-среда» с точки зрения ихвыгоды или полезности .

Авторы пишут, что любоепреодолевающее поведение начинаетсяс оценки среды, которая оценивается какзначимая для жизни и хорошего самочувствия,как вредная, выгодная, угрожающая илиизменчивая. Характер такой оценки влияетна копинг, который в свою очередь изменяетотношения «человек-среда», и какследствие, эмоциональный ответ. Т.о.копинг выступает как «медиаторэмоционального ответа» .

По мнению ученых,отношения между эмоциями и копингом неносят статичный характер. Определенныеэмоции облегчают процесс преодоления,но в то же время и копинг можетдетерминировать определенные эмоциональныесостояния. Фолькман и Лазарус отмечают,что как копинг, так и эмоции необходиморассматривать с точки зрения процесса.Процессуальный подход спецификивзаимосвязи эмоций и копинга заключаетсяв анализе динамики мыслей и поведениячеловека в процессе взаимодействия»человек-среда». Клиническиеисследования и эмпирические фактыпоказывают, что эмоции и копинг в нормехарактеризуются высокой степеньюизменчивости среди людей. Более того,копинг – это многомерный процесскогнитивных и бихевиоральных стратегий,которые используют люди для управлениятребованиями в специфических стрессовыхситуациях .

Т.о. важно отметить, что копингне стоит сводить только к эмоциональнымаспектам, т.е. копинг не простой ответна напряженную (эмоциональную) ситуацию,он зависит от когнитивной оценки своегосостояния или произошедшего события,которая включается в эмоциональнуюоценку и предопределяет качество эмоций.

Особый интерес представляетсобой оценка человеком стрессовогособытия в условиях неопределенности.

Неопределенность ситуацииявляется одним из важнейших ситуационныхдетерминант, влияющих на спецификупроцесса преодоления. По мнению В.А.Бодрова, неопределенность ситуацииведет к ощущению беспомощности и квозрастанию стрессовых реакций . Вусловиях повышенной неопределенностив целом затруднена оценка ситуации.

Существует целый комплексситуационных переменных, которые могутпредопределять копинг-ответ. К такимпеременным относятся – значимостьсобытия в жизни человека, сила стрессовоговоздействия, длительность действия,трудность преодоления, возможностьпрогноза и степень субъективногоконтроля ситуации человеком.

Неопределенностьситуации напрямую связана с такимипараметрами оценки ситуации каквозможность прогноза .Прогнозируемость события означает то,насколько человек способен предсказатьдинамику, развитие ситуации. С ростомнеопределенности ситуации уменьшаетсястепень прогнозируемости события ,и, как следствие, становится невозможнымприменение копинг-стратегий, связанныхс планированием своих действий попреодолению стрессового события . Х.Хекхаузен пишет, что «чем сильнееменяется ситуация, тем менее однороднымстановится поведение» . Эффективнойстратегией, по мнению В.А. Бодрова, вданном случае является поиск информациио данной ситуации или проблеме .

Неопределенность ситуациисвязана с субъективным контролем событиясо стороны человека. Чем более неоднозначнаситуация, тем менее она воспринимаетсякак подконтрольная субъекту . В.А.Бодров отмечает, что отсутствиевозможности и способности предсказыватьразвитие событий ведут к невозможностиосуществления эффективного преодоленияситуации .

В свою очередь отсутствиевозможности прогнозировать развитиесобытия, а также низкий контроль ситуацииприводят к снижению проблемно-ориентированныхкопинг-стратегий, и увеличениюэмоционально-ориентированныхкопинг-ответов.

Как отмечают Фолькман и Лазарус,проблемно-ориентированные формы копинга,скорее всего, будут использованы, еслирезультат столкновения оценен субъектомкак поддающийся изменению. В то времякак эмоционально-ориентированные формыкопинга более вероятны, если ситуацияоценивается им как неподдающаясяизменению .

Проблемно-ориентированныйкопинг, по мнению авторов, связан спопытками человека улучшить отношения»человек-среда» путем изменениякогнитивной оценки сложившейся ситуации,например, поиском информации о том, чтоделать и как поступить, или путемудержания себя от импульсивных илипоспешных действий. Эмоционально-ориентированныйкопинг (или временно помогающий) включаетв себя мысли и действия, которые имеютсвоей целью снизить физическое илипсихологическое влияние стресса. Этимысли или действия дают чувствооблегчения, однако не направлены наустранение угрожающей ситуации, а простодают человеку почувствовать себя лучше.Примером эмоционально-ориентированногокопинга является избегание проблемнойситуации, отрицание ситуации, мысленноеили поведенческое дистанцирование,юмор, использование транквилизаторовдля того, чтобы расслабиться и т.д. .

Заключение

В заключении важно отметить, чторазличные стрессовые ситуации,неопределенность события для человекаможет являться следствием как объективнозаданных параметров ситуации (ееизменчивость и высокая динамика), таки его субъективной интерпретации,которая связана с личностными особенностямичеловека, отсутствием опыта или навыковв решении данного типа жизненных событий.На сегодняшний день исследования копингатолько начинают развиваться в различныхприкладных аспектах психологическойнауки. Однако уже сейчас ученые,занимающиеся проблемами преодолевающегоповедения, должны уделять особое вниманиепоиску причин и выявлению механизмовоптимальных форм реагирования ипреодоления ситуаций человеком вусловиях неопределенных социальныхусловий жизни.

Список используемойлитературы

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудныхжизненных условиях: переосмысливание,преобразование ситуаций и психологическаязащита // Психологический журнал. 1994.Т.15. №1.

  2. Анцыферова Л.И.Психология повседневности: жизненныймир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал. 1993. №2.

  3. Бодров В.А. Когнитивные процессыи психологический стресс // Психологическийжурнал. 1996. Т. 17 №4

  4. Волкова Н.В. Coping strategies как условиеформирования идентичности // Мирпсихологии. 2004. №2

  5. Дементий Л.И. К проблеме диагностикисоциального контекста и стратегийкопинг-поведения // Журнал прикладнойпсихологии. 2004. №3.

  6. Нартова-Бочавер С.К.»Coping behavior» в системе понятийпсихологии личности // Психологическийжурнал. 1997. Т.18. №5.

  7. Прайс Р. Ситуации риска //Психология социальных ситуаций.Хрестоматия. / Сост. и общая редакцияН.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001.

  8. Прохоров А.О. Саморегуляцияпсихических состояний: феноменология,механизмы, закономерности. – М.: ПЕРСЭ. 2005.

  9. Хекхаузен Х. Личностные иситуационные подходы к объяснениюповедения // Психология социальныхситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общаяредакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер.2001.

  10. Carver, C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessingcoping strategies: a theoretically based approach // Journal ofPersonality and Social Psychology 1989

  11. Folkman S. and Lazarus R.S. Coping and emotion // MonatA. and Richard S. Lazarus. Stressand Coping. N.-Y. 1991.

  12. Lazarus Richard S. and Folkman Susan The concept ofcoping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stressand Coping. N.-Y. 1991.

  13. Murphy L. Coping vulnerability and residence inchildhood. Coping and adaptation N.-Y., 1974

АВАРИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

Знайте, что с точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном или расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки.
Как только Вы оказались в вагоне, узнайте, где расположены аварийные выходы и огнетушители. Соблюдайте следующие правила: — при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон; — тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; — не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; — запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложниться эвакуация; — курите только в установленных местах; — не возите с собой горючие, химически- и взрывоопасные вещества; — не включайте в электросеть вагона бытовые приборы; — при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВАРИИ

Сразу после аварии быстро выбирайтесь из вагона через дверь или окна – аварийные выходы (в зависимости от обстановки), так как высока вероятность пожара. При необходимости разбивайте окно купе только тяжелыми подручными предметами. При покидании вагона через аварийный выход выбирайтесь только на полевую сторону железнодорожного пути, взяв с собой документы, деньги, одежду или одеяла. При пожаре в вагоне закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходите от пожара в передние вагоны. Если не возможно – идите в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, куски ткани, смоченные водой. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни.
Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить окна, вытаскивайте пострадавших и т.д.
Если при аварии разлилось топливо, отойдите от поезда на безопасное расстояние, т.к. возможен пожар и взрыв.
Если токонесущий провод оборван и касается земли, удаляйтесь от него прыжками или короткими шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается электроток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).
В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека.

АВАРИИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).
Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ
Сохраняйте самообладание – это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.
Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ
Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ
При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.
При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.
Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.
В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.
При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ
ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ
Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.
Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ВЫСАДКЕ С СУДНА
Помните, что решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа и соблюдайте следующие правила:
— в первую очередь в шлюпках предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам;

— перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя побольше одежды, а сверху – спасательный жилет. Если есть возможность, погрузите в шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;
— если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно с высоты не более пяти метров, закрыв рот и нос одной рукой, второй крепко держась за жилет;
— так как в воде с каждым движением увеличиваются потери тепла, плывите только к спасательному средству;
— после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть на безопасное расстояние от тонущего судна (не менее 100 м).
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки.
Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бедра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчетный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте, лежа на спине.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НАХОЖДЕНИИ НА СПАСАТЕЛЬНОМ ПЛАВАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ
Примите таблетки от морской болезни. Чтобы сберечь тепло, на шлюпке держитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. В открытом море, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь держаться вместе с другими шлюпками вблизи места гибели судна.
Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой дозой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите их применение одному человеку.
Не паникуйте! Помните, что без питья средний взрослый человек может оставаться в живых от 3 до 10 дней. При рационе 500-600 мл воды в сутки разумно действующий взрослый человек способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме. Без пищи можно прожить месяц и более.

ЕСЛИ ВЫ РАНЕНЫ:

— постарайтесь сами себе перевязать рану платком, полотенцем, шарфом, куском ткани;

— остановите кровотечение прижатием вены пальцем к костному выступу или наложите давящую повязку, используя для этого ремень, платок, полосу прочной ткани;

— окажите помощь тому, кто рядом, но в более тяжелом состоянии.

ЕСЛИ ЗАГОРЕЛАСЬ КВАРТИРА:

— не поддавайтесь панике;

— сообщите в пожарную охрану (телефон 01, 112);

— обесточьте квартиру;

— постарайтесь сбить пламя огнетушителем, водой;

— покидайте зону огня пригнувшись или ползком;

— закройте дверь в комнату, где разгорается пламя;

— постарайтесь выбраться на балкон (лоджию);

— избавьтесь от одежды с примесью синтетики (она быстро плавится и оставляет на теле раны);

— если в квартире находится ребенок, заверните его в одеяло и срочно выносите;

— по возможности подойдите к окну, вызывайте о помощи, но не прыгайте вниз.

ЕСЛИ ВЫ ЗАДЫХАЕТЕСЬ:

— наденьте влажную ватно-марлевую повязку;

— защитите органы дыхания мокрой тканью;

— при запахе газа раскройте окна, не пользуйтесь зажигалкой или спичками, электроприборами, не включайте освещение.

ЕСЛИ ВАС ЗАВАЛИЛО:

— обуздайте первый страх, не падайте духом;

— осмотритесь, нет ли поблизости пустот;

— постарайтесь подать сигнал. Лучше это делать, когда услышите голоса людей, лай собак;

— как только наступит полная тишина – значит объявлена «минута молчания». В это время спасатели с приборами и собаками ведут усиленную разведку. Привлекайте их вниманием любым способом. Вас обнаружат по этому звуку, даже по дыханию.