Права и обязанности духовенства

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:
— оratores (молящиеся), то есть духовенство;
— bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;
— laboratores (работающие), то есть горожане.
Свободное крестьянство, как правило, входило в третье сословие, а зависимое крестьянство находилось вне сословий. Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить младшие сыновья в рыцарских семьях, не имевшие права на наследование имущества. Духовенство поглощало также избыточную часть горожан и крестьян. Сословие рыцарства пополнялось за счет аноблировавшегося слоя горожан, приобретавшего рыцарское звание за службу или за деньги, а также за счет свободного крестьянства, привлекавшегося для военной службы. В Англии сложилось правило, что каждый крестьянин, имевший 20 шиллингов дохода в год, обязан обратиться с просьбой к королю о предоставлении ему рыцарского звания. Сословие горожан пополнялось в результате переселений из земледельческой округи. Даже беглые несвободные крестьяне, прожив на территории города один год и один день, превращались в свободных горожан. Правда, в дальнейшем, к XV веку, наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Во главе духовенства стоял римский папа, избиравшийся пожизненно на конклаве кардиналов. Ниже его стояли архиепископы и епископы, возглавлявшие монашество в церковных округах – диоцезах, и городах; они назначались римским папой. Ниже архиепископов и епископов стояли аббаты и приоры, возглавлявшие монашество в монастырях и приоратствах. Наконец, нижнюю ступень составляли рядовые монахи, клирики и приходские священники.

Сословие рыцарства возглавлял император, избиравшийся на сейме курфюрстов. Ниже его стояли короли, власть которых определялась волей знати и наследственными правами. Ниже находились герцоги, графы, бароны, получавшие эти титулы и соответствующие инсигнии от королей. Все они составляли высшую феодальную иерархию, обладали суверенитетом и назывались сюзеренами. Низшую ступень иерархии образовывали рядовые рыцари, обладавшие низшей юрисдикцией в отношении зависимого крестьянства. Эта иерархическая структура рыцарства выглядела в целом следующим образом: каждый рыцарь имел право на укрепление, замок, герб и штандарт. При каждом рыцаре был оруженосец, или сквайр в Англии, или валет во Франции. Оруженосцы не входили в иерархию и в сословие, но за особые заслуги они могли быть удостоены посвящения в рыцарство.

Сословная структура горожан была также иерархизирована. В городах, обладавших статусом civitas, выделялись три уровня гражданства: cives, burgenses, habitatores. Всей полнотой прав обладали cives; они входили в городские советы, занимали выборные должности, имели право заниматься международной торговлей, обладали налоговыми иммунитетами и другими привилегиями. Burgenses могли избираться, заниматься предпринимательством и торговлей, кроме международной, не имели налоговых иммунитетов. Habitatores могли только избирать, обладали правом голоса, могли заниматься ремеслом и розничной торговлей. Кроме этого, купечество городов объединялось в гильдии, а ремесленники – в цехи. Полными правами в цехе обладали только мастера: они участвовали в собраниях цеха, избирали его руководящие органы, суды, вырабатывали цеховые регламенты – статуты. Подмастерья и ученики не обладали этими правами. Подмастерье становился мастером только после длительного совершенствования в ремесле; окончанием подготовки считалось изготовление изделия, которое мастера на своем собрании признавали шедевром; после этого подмастерье должен был устроить угощение, пир и признавался равноправным мастером. Каждый цех имел свой герб, штандарт, церковь, особые праздники, церемонии.

Крестьяне также делились на несколько категорий. Высший слой крестьянства составляли свободные крестьяне, называвшиеся во Франции вилланами, в Англии – фригольдерами, в Германии – мейерами. В некоторых землях, например в Скандинавии, Англии, Швейцарии, свободные крестьяне имели право носить оружие, участвовать в военных походах; они получали свои земельные держания в ритуале инвеституры, как рыцари. Низший слой составляли несвободные, зависимые крестьяне; во Франции их называли сервы, в Англии – копигольдеры. Зависимые крестьяне облагались наибольшими повинностями: они платили подушный налог – шеваж, подымный налог – фокаж, налог за право вступления в брак – формарьяж, налог за право передачи имущества по наследству – мэнморт; они отрабатывали барщину. В некоторых странах были и другие повинности, например, дарить феодалу первое родившееся животное, уступать новобрачную господину в первую ночь.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60–70-е годы XII века. Они назывались кортесы и состояли из четырех палат – бразо:
1) рикос омброс;
2) идальго;
3) духовенство;
4) горожане.
Кортесы возглавлял хустиция майор, который мог критиковать короля, обвинять его; именно хустиция майор принимал присягу у вновь вступающего на престол короля. Он обращался к новому монарху со словами: «Вот мы, которые ничем не хуже тебя, признаем тебя, который ничем не лучше нас, нашим королем на условиях верности кортесам и фуэрос. А если нет, то нет!» Кортесы принимали законы, утверждали налоги.
Далее ► Сословно-представительные собрания в странах Европы

Norse Demons

XVII век стал временем оформления сословий в Русском государстве. Сложилась иерархическая система, в том числе и духовенства. Усиливается роль влияния церкви на государство. Оформлялись первые попытки ограничить духовную власть и подчинить светской.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Никон хотел большего: подчинить государство церкви, но Алексей Михайлович дал понять Патриарху, что не доволен его дальнейшими действиями. В итоге, с Никона был снят сан Патриарха, и он вынужден был отправиться в ссылку.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

Литература:

  • Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1
  • Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002

Последние задержания общественных активистов Армана Шураева, Альнура Ильяшева и других с формулировкой «за распространение ложной информации», говорят о том, что надо внимательно следить за внешне безобидными нововведениями в законодательстве. Например, «сословная рознь».

Что такое «сословие», вдруг появившееся в не соответствующей международным принципам ст. 174 УК РК? Данная дефиниция не получает в законе толкования, а этому следовало бы уделить самое пристальное внимание. Что такое сословие? Почему сословие как структурная единица социума есть одно из главных препятствий на пути формирования единой гражданской нации? Понимание сути этого явления позволяет понять, кто в стране сознательно создает основу для формирования сословия и, как следствие, т.н. «сословной» розни.

Из истории вопроса.

Следует напомнить, что сословия как социальная группа появились в период рабовладельческого общества и окончательно сложились на основе классовых отношений в период феодализма.

В Древнем Риме на смену патрициям (исконные римские рода) пришел Нобилитет, который состоял из представителей правящего сословия рабовладельческого класса — патрициев и богатых плебеев. Спустя некоторое время после формирования этого сословия и законодательного закрепления его прав и привилегий Нобилитет сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти.

Сословное деление было свойственно средневековой Европе и состояло из аристократии, священнослужителей и простолюдинов.

Формирование сословий – длительный исторический процесс, связанный с законодательным закреплением имущественного неравенства, определённых социальных функций (властных, военных, религиозных и др.) и связанных с ними привилегий. Не следует путать сословия с профессиональной корпорацией, поскольку принадлежность ей чаще всего является результатом личных достижений человека. Еще важная деталь: сословиям была характерная специфическая сословная мораль, кодекс поведения, стиль жизни.

Важно подчеркнуть, что сословия отличались по своему правовому положению, что и было закреплено законом. Т.е. равенство всех граждан перед законом не только не гарантировалось, но и априори не предполагалось. Более того, принадлежность к сословию (а значит, права и привилегии, например, составлять власть государства) передавалась по наследству.

Разрушение сословно-кастовой структуры общества было осуществлено в эпоху буржуазных революций, процессом формирования гражданских наций и национальных государств. Каждая революция или социальная реформа все больше стирала грань между ранее привилегированными сословиями и большинством. Так, в результате Английской буржуазной революции XVII века и Французской революции конца XVIII века прежняя аристократия была потеснена и вынуждена была поделиться своими правами и привилегиями с буржуазией. ХХ век был ознаменован активным продвижением принципа — равенства всех перед законом. Новые социальные группы получали больше прав и возможностей, что в итоге привело к искомому равенству всех перед законом и обеспечению их равными правами. Привилегии для отдельных каст остались в истории. Это – закономерный итог нациестроительства, когда стираются границы, разделяющие в правах граждан одной страны.

Коммунисты после октябрьской революции 1917 года, уничтожив прежнее довольно жесткое сословное разделение российского общества путем выдавливания прежней аристократии в эмиграцию и уничтожения оставшейся, взамен создали новую социально-политическую иерархию. В Казахстане коммунистами также была уничтожена прежняя элита (не сословие, а именно интеллектуальная элита и носители нравственного кода народа), ее место постепенно заняли те, кто составил верхушку компартии.

Так была рождена партийная номенклатура, которая формировалась в течение 20 лет и затем окончательно законсервировалась, обретя признаки привилегированного сословия или касты с доступом к материальным благам, власти и передачей кастовых прав по наследству. Большая часть людей советской страны была низведена до уровня закабаленного, в той или иной мере пораженного в гражданских правах населения. Процесс нациестроительства был подменен созданием некоего сообщества советских людей, часть которого ради этой фикции должна была быть лишена национальной культуры, истории, языка. При этом создание «советского человека» вовсе не отменяло существования и дальнейшего функционирования привилегированного сословия — партийной номенклатуры.

Провозглашенная перестройкой одной из задач борьба с привилегиями партийной номенклатуры и начатый процесс громких арестов партийных работников была свернута с распадом СССР. В Казахстане смены власти не произошло, и прежняя партийная номенклатура не только сохранила, но со временем и приумножила свои привилегии. Этот процесс продолжается, и его намеренно вводят в стадию окончательного закрепления и консервации.

Можно предположить, что упоминание сословия появилось в одиозной 174 статье отнюдь неслучайно. Эта формулировка призвана стать охранной грамотой для еще не сформированного, но в течение нескольких лет старательно формирующегося сословия, которому, по замыслу «архитекторов», предопределены особые роль, права, возможности и привилегии. Наблюдаемое нами засилье семейных кланов в судах, прокуратуре, появляющиеся на руководящих должностях дети и внуки нынешних представителей власти и есть искусственное формирование сословия с его претензией на особые права, присвоением себе привилегий, сохранением в своих руках властных полномочий с возможностью передачи их по наследству.

Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями захвата властных и материальных ресурсов, обхода закона и избегания наказания за совершенные деяния определенной категорией лиц. Все это пока не получило законодательного закрепления, но мы уже видим фактическое использование «сословных привилегий» вопреки требованиям закона. На наших глазах в режиме реального времени происходит сословиестроительство, которое априори предполагает подчиненное, ущербное положение остальной части населения страны.

Кто, какие силы создают сословие с его особой «моралью», правом быть выше закона, демонстрировать особые мораль и стиль поведения, приватизировать властные полномочия, распоряжаться богатством страны и землей? Претензия на особость, кастовость априори лишает остальных граждан страны равных прав и возможностей, равного доступа к образованию, качественной медицине, трудоустройству и т.д.?

Мы наблюдаем попытку посредством включения термина «сословие» заложить «правовую» основу под дискриминацию (учитывая сущностные характеристики понятия «сословие») большей части народа.

Сословное разделения граждан, наличие сословия как структурной единицы социума и практика сословных привилегий противоречат сути и духу Конституции, принципам равенства всех перед законом, равных возможностей, равных прав и обязанностей.

Таким образом, становится очевидным, что наспех слепленное «сословие» есть не что иное, как группа людей, находящихся у власти, претендующих на привилегии и намеревающиеся передать их по наследству.

Во избежание попыток лишить их самим себе присвоенных привилегий, а также доступа к распоряжению богатством страны узким кругом лиц и была заложена норма «сословная рознь». Эта мера позволит привлекать к суду всякого, кто воспротивится против привилегий лиц, принадлежащих к некоему «сословию». Более чем странное обозначение группы лиц в обществе, где де юре нет и не может быть сословно-кастового разделения, но где де факто это разделение пытаются реализовать.

Появление дефиниции «сословная рознь» в статье закона наводит на размышления относительно того, какова цель идеи возрождения привилегированной касты и чьи интересы эта идея призвана защищать, почему понадобилась защита некоего сословия в законодательном порядке? Насколько обосновано возрождение того, что сошло с исторической арены, более того, во многих странах искоренялось как явление, закрепляющее социальные различия и тормозящее процесс формирования единой гражданской нации.

Вывод один: если для нас актуально создание единой гражданской нации, не может быть и речи о привилегиях ни одной из социальных групп. Более того, должно быть обеспечено реальное равенство всех граждан страны перед законом, а также гарантированы всем без исключения равные права и возможности.