Правильное питание детей

Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

Что понимается под правильным питанием и каким оно должно быть для ребенка дошкольного возраста?

Правильное, или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание

Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:

Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.

Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.

В-третьих, доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.

В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, так как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами.

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но и влияет на функцию головного мозга и работу иммунной системы организма. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Жиры – это источник энергии, принимают участие в обмене веществ, способствуют выработке иммунитета. Источники жиров — масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др.

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное же количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут происходить жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы, или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов. Наибольшее количество микроэлементов и минеральных веществ содержится в следующих продуктах:

  • кальций и фосфор — в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах, бобовых;
  • магний — в различных злаковых (хлеб, крупы, бобовые);
  • железо – в печени (свиная и говяжья), овсяной крупе, персиках, яичном желтке, рыбе, яблоках, зелени, изюме.

Витамины — в суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Организация питания, рацион, режим и примерное меню

В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Всего в день ребенок 4-6 лет должен получать: белков и жиров около 70 г, углеводов около 280 г, кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Завтрак

ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, мясо, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром.

Обед

должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре.

Полдник

ребенок должен выпивать стакан молока, кефира или простокваши, съедать печенье, ватрушку или булочку, фрукты.

Ужин

лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не следует.

В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты

Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.

Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.

Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.

Рекомендации родителям по питанию маленьких детей

Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей.

Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.

Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.

Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.

Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

  • Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Уметь правильно пользоваться ложкой.
  • Пользуясь столовым ножом, держать его в правой руке, а вилку — в левой. Взрослые должны приучить ребенка не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий.
  • Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.
  • Принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.
  • Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.
  • Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Помните! Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых.

Обычно мамы ответственно подходят к питанию малышей, стараясь выполнять все рекомендации педиатров. Но ребенок растет, идет в школу, и многие родители начинают легкомысленнее относиться к тому, что, когда и как он ест. Они считают, что ребенок уже достаточно взрослый и особого меню ему не требуется.

Школа – большая нагрузка для детского организма, и физическая, и психологическая, и интеллектуальная. И школьнику как никогда необходимо питаться таким образом, чтобы восполнить все энергозатраты. К тому же правильное, сбалансированное питание – это залог здоровья ребенка, причем не только сегодня, но и в будущем, когда он станет взрослым. Не секрет, что многие заболевания желудочно-кишечного тракта берут начало в детстве, когда из-за беспорядочного питания ребенок уже со школы получает хронический гастрит.

Питание младших школьников

В первую очередь родители должны позаботиться о режиме питания. Ребенок должен есть 4–5 раз в день: утром завтрак, затем перекус в школе, после школы обед, полдник и ужин. Желательно, чтобы он ел в одно и то же время.

Завтрак школьник должен получать обязательно. Некоторые дети утром плохо едят. Если по утрам у вашего ребенка нет аппетита, будите его на полчаса-час раньше, чтобы он проголодался. Кроме того, это позволит ему поесть спокойно, не торопясь.

Лучше всего на завтрак готовить углеводную пищу, так как для умственной работы необходима глюкоза. Но это должны быть не сладости, а медленные углеводы, такие как каши. Хорошо добавить в кашу фрукты или сухофрукты.

Второй завтрак ребенок получает в школе. Он может сам купить себе что-нибудь в школьном буфете, но скорее всего это будет малополезная сладкая булочка или совсем вредные чипсы. Поэтому лучше, если вы дадите ему еду с собой. Подойдут фрукты, например банан или яблоко, легкий салат, йогурт, простокваша, творожок. Чтобы малыш не покупал себе сладкий сок или, еще хуже, газировку, можно положить ему в школьный рюкзак термос с чаем.

Обед должен быть обязательно горячим. Он может включать овощной салатик, суп, второе и десерт. Если ребенок не хочет или не может съесть весь обед целиком, не заставляйте его. Можно исключить второе блюдо – он съест его позднее.

Полдник – легкий перекус. Это может быть стакан молока, кефира или йогурта, печенье, ватрушка.

На ужин тоже надо предложить ребенку горячее блюдо. Это может быть мясо или рыба с гарниром, но можно обойтись и без мяса (если мясное было на второе), приготовив творожную запеканку или тушеные овощи. Главное – ужинать ребенок должен не позднее, чем за 2 часа до сна.

В рацион школьника должны входить овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо, растительное масло, крупы и злаки. Пища должна быть разнообразной и обязательно свежей.

Питание подростков

Основные принципы питания подростков те же, что и младших школьников:

  • четырехразовое питание;
  • обязательный завтрак;
  • минимум два раза в день горячая пища.

Особенности подросткового возраста – это усиленный рост и половое созревание, что необходимо учитывать, составляя меню для ребёнка 10–16 лет.

Для роста костей нужен кальций, а следовательно, в рационе подростка должно быть достаточное количество молока и молочных продуктов.

Мясные продукты подростку необходимы, так как животный белок является основным строительным материалом» для мышц.

Период полового созревания нередко сопровождается сильной угревой сыпью, поэтому пищу, способствующую появлению угрей, следует ограничить. Это продукты с повышенным содержанием жиров, газированные напитки, кофе, шоколад, сладкая выпечка.

Если подросток занимается спортом, ему требуется больше калорий, и соответственно, больше еды.

Фастфуд

Это бич всех родителей. Как правило, ребенок привыкает к фастфуду в школьные годы. Как отучить его от этой вредной еды? Запретами тут ничего не добьешься. Можно объяснить, чем опасна такая пища, правда, это вряд ли подействует. А вот реальный шанс появления прыщей и угрей, риск располнеть, испортить фигуру могут оказаться сдерживающими факторами.

Для того чтобы у ребенка появилось желание есть здоровую пищу, надо стараться вкусно ее готовить и украшать перед подачей на стол.

Желательно хотя бы одну трапезу в день проводить всей семьей, собираясь вместе за красиво сервированным столом. А вообще вкусовые предпочтения, привычку к здоровой пище надо формировать с самого раннего детства, в том числе и собственным примером. Если родители сами не прочь подкрепиться хот-догом или похрустеть чипсами, то убедить ребенка, особенно подросшего, что это вредно, им будет трудно.

Не стоит водить ребенка в кафе быстрого питания, и совсем неправильно отмечать в них памятные события или детские дни рождения. Тогда ребенок будет связывать подобные общепиты с торжествами. И неудивительно, что потом он будет воспринимать поход туда как праздник.

Несколько правил питания школьников

  • В ежедневном рационе школьника должны присутствовать животные белки, но не обязательно красное мясо. Это может быть мясо птицы, очень полезна рыба.
  • Пищу для ребенка желательно варить, тушить, готовить на пару, старайтесь избегать жареных блюд.
  • Не приучайте ребенка к копченостям, маринадам, соленьям.
  • Никогда не заставляйте ребенка есть, если он отказывается от пищи, или доедать, если он оставил что-то на тарелке.
  • Готовьте те блюда, которые нравятся вашему школьнику. Даже самый полезный продукт, если его есть по принуждению, пользы не принесет.
  • Конфеты можно давать ребенку изредка, например по праздникам, а вот во фруктах ограничивать его не надо – в доме они должны быть всегда.
  • Желательно, чтобы ребенок ежедневно съедал несколько орехов – они очень полезны для деятельности мозга.
  • Придерживайтесь в семье принципов здорового питания с самого рождения малыша, и тогда привычка к полезной пище выработается у ребенка с раннего детства

Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу создать правильные пищевые привычки?

Чем важно здоровое питание

Все знают, что детей надо кормить здоровой и полезной едой, но это не так просто. Есть целый ряд препятствий, с которыми приходится сталкиваться:

  • С первого прикорма малыш пытается сделать собственные вкусовые пристрастия основой своего питания. Это может перерасти в отказ от любых нововведений — в итоге у него составляется однообразное меню, а там недалеко и до неправильного пищевого поведения в школе.
  • Телевизионная реклама, пример других детей и недостаток внимания родителей приводят к тому, что ребенок в дошкольном возрасте приобретает вредные пищевые привычки, предпочитая здоровой еде «сухомятку» и сладости.
  • Затем еда становится полем борьбы родителей и детей, это делает семейные взаимоотношения напряженными, подрывает взаимное доверие, наносит вред здоровью, но так и не приводит к созданию традиций правильного питания.

Именно поэтому нужно прививать детям (и себе, если быть честными!) здоровые пищевые привычки. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно ел правильную еду, приучать его к этому нужно с самого раннего детства.

Какое пищевое поведение — правильное?

Здоровое питание – это сбалансированный по белкам, жирам и углеводам рацион, в котором есть все необходимые витамины и минералы. Правильное пищевое поведение — это не только грамотное составление ежедневного меню, но и режим питания, а также обучение ребенка пищевому этикету.

Как питаться правильно

Эти советы универсальны и для взрослых, и для детей:

  • Дробное питание 5 – 6 раз в день, с перерывами не более 4 часов, маленькими порциями. Последний прием пищи — за 2 – 3 часа до сна.
  • Рекомендуются 3 основных приема пищи: завтрак, обед и ужин — и 2 перекуса. На завтрак должно приходиться 15 – 25 % калорийности рациона, на обед — 30 – 40 %, на ужин — 30 %. Перекус может составлять около 10 % от дневной калорийности.
  • Предпочтение отдается натуральным продуктам, обладающим высокой питательной ценностью, и свежеприготовленным блюдам.
  • Разнообразный сбалансированный рацион.
  • Меню, при составлении которого учтена сезонность и местность проживания.
  • Соотношение в рационе белков, жиров и углеводов (для здорового организма) — 15:30:55. Белковую пищу лучше употреблять на завтрак и обед, углеводы (в основном овощи) — вечером.
  • Рекомендуется не злоупотреблять солью и сахаром, продуктами с консервантами, красителями, усилителями вкуса, жареной и острой пищей — все это может присутствовать в рационе, но в ограниченных количествах.
  • Предпочтительные способы приготовления еды — варка, варка на пару, запекание в духовке и на гриле, жарка без масла.
  • Калорийность ежедневного рациона должна быть равнозначна или немного меньше расходуемой в течение дня энергии. Примерная норма дневного потребления калорий для здорового человека зависит от возраста и пола: для ребенка от 1 до 2 лет — 1200 ккал, от 2 до 3 — 1400 ккал, до 1800 — для ребенка 3 – 7 лет, 2300 – 2500 — для подростков 11 – 14 лет, 2500 – 2900 — в возрасте от 14 до 18 лет.
  • Важно не забывать про поддержание водного баланса. В сутки детям от 1 до 3 лет рекомендуется употреблять 1100 – 1200 мл жидкости, от 4 до 8 лет — 1600 мл, в 9 – 13 лет — 1900 – 2100 мл, а подросткам 14 – 18 лет — 2000 – 2500 мл. При этом учитывается вся жидкость, поступающая в организм: суп, чай, соки и т. д.

А как вести себя родителям, чтобы прививать малышу правильные пищевые привычки, формировать и вовремя регулировать пищевое поведение в целом?

Первый вкусовой опыт

Когда учить малыша правильному пищевому поведению? Общий совет — чем раньше, тем лучше. Ученые провели исследование, в рамках которого наблюдали за пищевыми привычками 1500 детей от рождения до возраста 6 лет. Оказалось, что дети, которые ели мало овощей и фруктов до 1 года, отказывались их есть и в 6 лет.

По мнению ученых, лучший возраст для того, чтобы приучать детей к здоровой еде, — 11 – 12 месяцев. Причем дети, находящиеся на грудном вскармливании, более расположены пробовать новую еду.

Ребенок знакомится со вкусами еще до рождения: первый подобный опыт он приобретает в животе у мамы, когда заглатывает амниотическую жидкость, вкус которой зависит от ее питания. Затем, получая мамино молоко, ребенок также ощущает вкусы материнского питания. Возможно, этим объясняется более легкое привыкание таких детей к различным продуктам, вводимым с прикормом, чем у деток на искусственном вскармливании, получающих смеси со стабильным составом и однообразным вкусом.

Опытным путем доказано различное восприятие ребенком новых продуктов в зависимости от того, присутствовали ли они в питании матери в период беременности и кормления грудью. Позаботьтесь о собственной рациональной диете на этих этапах: именно она оказывает ведущее влияние на адекватное формирование вкуса малыша.

Некоторые вкусовые предпочтения заметны уже в первые месяцы жизни малыша: он может, например, благосклонно отнестись к сладкому и соленому вкусам и отвергнуть горький и кислый. В какой-то степени это защитная функция организма — избегать пищи, которая может содержать ядовитые и токсичные вещества, ведь именно она имеет горький вкус (однако не вся горькая еда токсична — вспомните грейпфрут или хурму).

Что влияет на пищевые предпочтения

Помимо собственно вкуса, на формирование пищевых предпочтений ребенка оказывают влияние также:

  • Запах пищи;
  • Ее консистенция;
  • Состав;
  • Внешний вид блюд.

Вводя прикорм, когда малыш начинает проявлять пищевой интерес, важно не наделать ошибок и позаботиться обо всех составляющих предлагаемого ребенку продукта:

  • Он должен вызывать интерес своим оформлением;
  • Возбуждать аппетит запахом;
  • Консистенцией и составом соответствовать возрасту малыша.

Продукты «Агуша» соответствуют всем требованиям к детскому питанию и не только помогают малышу строить правильное пищевое поведение, но и привлекают его интересной упаковкой.

Стоит заметить, что, если ребенок категорически отказывается от еды определенной консистенции (например, с кусочками), предпочитает пищу одного цвета или питание в необычных условиях (только в темноте или только на полу) — стоит проконсультироваться со специалистом.

Как быть, если ребенок отказывается от некоторых продуктов? Естественно, что еще неизвестные, впервые вводимые в рацион малыша продукты или блюда могут ему не понравиться. Нужно ли слишком легко соглашаться с нежеланием вашего маленького гурмана принимать то или иное новое блюдо? Нет, необходимо терпеливо и неоднократно предлагать его ребенку, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.

Правила еды

Итак, каковы же правила, соблюдение которых позволит привить ребенку необходимые пищевые привычки и обеспечить максимально здоровый рацион?

  • Формируйте пищевые привычки своего ребенка во время беременности.Здоровое питание во время беременности — путь к здоровому питанию после рождения малыша. То, как питается беременная женщина, оказывает влияние и на будущие предпочтения ее ребенка в еде. Важно понимать, что «здоровое» означает в первую очередь «сбалансированное», и полный отказ от всего «вкусного» здесь не подразумевается: в сбалансированном рационе могут быть все продукты, но следует ограничивать употребление пищи с высоким содержанием соли, сахара и насыщенного жира.
  • Продумывайте свое меню в период кормления грудью.Что грудное молоко матери обеспечивает иммунитет ребенка и уменьшает риск возникновения пищевой аллергии, известно многим. Но кроме этого, оно дает мамам дополнительную возможность сформировать у малыша правильные пищевые привычки. К продуктам, входящим в рацион мамы, младенец может «привыкнуть» уже в грудном возрасте.
  • Не сдавайтесь, если ребенок отказывается принимать вводимый вами полезный прикорм.Лучший способ приучить ребенка питаться правильно — это регулярно предлагать ему здоровые продукты. Не стоит опускать руки, если он раз за разом от них отказывается, — иногда нужно лишь терпеливо предлагать несколько раз (5, 10, 15 раз — на 16-й малыш сдается и начинает есть). Ваша позиция должна быть не жесткой, но настойчивой. Важно, чтобы у вас хватило терпения, поэтому четко сформулируйте для себя, к чему вы хотите приучить малыша, неотступно следуйте своим правилам и не сдавайтесь.
  • Соблюдайте режим питания.Постарайтесь организовать режим дня так, чтобы у малыша было 4 – 6-разовое питание небольшими порциями (пусть лучше кроха попросит добавки, чем недоеденная половина тарелки отправится в мусорное ведро), желательно примерно в одно и то же время. Так получится обеспечивать поддержание уровня сахара в крови, защищая мозг от голодания.
  • Ешьте в специально отведенном и оборудованном для этого месте.Принимайте пищу за правильно сервированным столом. Предоставьте ребенку свой индивидуальный набор посуды; если малыш уже достаточно взрослый, он может сам выбрать в магазине себе тарелку, чашку и приборы. Этот аспект не стоит недооценивать по одной простой причине: так малыш понимает, что еда — это важно, и в будущем относится к этой сфере своей жизни более ответственно и со вниманием.
  • Поддерживайте разнообразие в питании.Ежедневный рацион должен содержать в себе все необходимые витамины и минералы. Организму для здоровья и бодрости духа требуется достаточное количество жидкости, белки, жиры и углеводы, микроэлементы. Но заботьтесь о разнообразном меню. Если есть одно и то же, это может привести к дефициту необходимых витаминов, наскучить и малыш начнет отказываться от прежде любимых блюд.
  • Правильно рассчитывайте размер порции.Мы привыкли слышать от родителей, что на тарелке не должно ничего оставаться. Однако здоровью может быть нанесен значительно больший вред, если есть, когда мы уже наелись! Нам стоит отказаться от привычки доедать все, что положено на тарелку, и не приучать к этому своих детей. Интересна в этом смысле система измерения порции пищи «по ладони»: размер порции — это еда, которая «помещается» в вашей руке.
  • Ешьте вместе.Хотя бы раз в день совмещайте собственный прием пищи с кормлением ребенка — так вы не только будете прививать своему чаду здоровые пищевые привычки, но и поможете ему усваивать правила поведения за столом и соблюдать прочие ритуалы, связанные с едой.
  • Окружите еду положительными эмоциями.С едой у ребенка должны быть связаны исключительно положительные эмоции: прием пищи — это не только насыщение организма полезными веществами, но и удовольствие. Не заставляйте ребенка есть, давайте столько еды, сколько он охотно съедает, не торопите, не уговаривайте и не запугивайте. Если малыш отказывается от «невкусного», но полезного продукта, экспериментируйте со способами его приготовления и подачи, но не ругайте и не наказывайте ребенка за отказ. Продолжайте предлагать этот продукт в разных видах, без лишнего напора и с большими паузами. В конце концов отказ от той или иной еды со стороны малыша может быть сигналом о скрытой пищевой непереносимости, и, настояв на своем, вы можете не просто не добиться пользы, но еще и причинить вред.
  • Создавайте ритуалы, связанные с приемом пищи.Предупреждать заранее о времени приема пищи, приучить мыть руки перед едой и после, помогать взрослым с сервировкой, сидеть за столом прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться приборами и салфеткой, убирать со стола после еды, мыть посуду — несложные шаги для формирования правильной культуры еды. Ребенок не раз оценит ваши усилия, оказавшись в обществе, где к культуре поведения за столом относятся щепетильно.
  • Принимайте пищу в спокойной обстановке.На время еды нужно убрать из поля зрения ребенка все игрушки, выключить телевизор и устранить прочие раздражители. Так малыш сможет сосредоточиться на самой еде, прислушиваться к сигналам о насыщении, получить удовольствие от блюда. Даже разговоры (кроме подкрепляющих на стадии введения прикорма) стоит отложить на другое, более подходящее время: когда я ем, я глух и нем!
  • Выбирайте продукты и готовьте еду вместе.Ребенок будет с удовольствием пробовать то, к созданию чего сам приложил немало усилий. Готовьте вместе с ним полезную еду вкусно и с фантазией, чтобы малыш понял, что «полезное» не значит «невкусное». Осваивайте новые рецепты вместе с ребенком, пусть он тоже проявит фантазию.
  • Позаботьтесь о том, чтобы перекусы между едой были здоровыми.Небольшие перекусы могут выступать как второй завтрак и полдник. Свежие фрукты и овощи, сыр, зерновые хлебцы, орехи, сухофрукты — постарайтесь, чтобы эти перекусы присутствовали в вашем доме и всегда были доступны ребенку.
  • Готовьте сами здоровые аналоги полюбившихся промышленных «вкусностей».Однако баловать «вкусностями» промышленного производства иногда можно! Кроме того, дома есть возможность приготовить почти все: чипсы из картофеля или других корнеплодов, шоколад, мармелад, желе, мороженое, карамель. Конфеты можно заменить фруктами, йогуртами, орехами и сухофруктами, шоколадные батончики — горьким шоколадом, мороженое — домашним ягодным сорбетом.
  • Обязательно хвалите.Уже доказано не один раз, что похвала работает значительно лучше наказания и положительное закрепление дает гораздо более сильный результат. Хвалите ребенка, когда он выбирает правильные продукты, поощряйте его, если убирает за собой со стола, старается кушать аккуратно и не проливает, когда доедает до конца, соблюдает правила, спокойно сидит за столом. Причин для похвалы можно найти очень много, не упускайте шанс и радуйте ребенка своим одобрением.
  • Не манипулируйте с помощью еды.Еда не должна быть утешением, поощрением или наказанием. Также пересмотрите свои пищевые привычки. Даже совсем маленький ребенок все замечает: если вы постоянно едите конфеты, потом он обязательно захочет их попробовать, и вам не удастся объяснить ему, что это вредно.
  • Будьте внимательны к подсказкам, которые вам посылает малыш.Попробуйте следовать принципам интуитивного питания. Возможно, вы и не заметите, что ваш малыш «сам», легко и без принуждения выбрал здоровые продукты как основу своего рациона: ведь он всего лишь следует естественным потребностям своего растущего организма.
  • Не смотрите в экран во время приема пищи.Научно доказано, что таким образом съедается гораздо больше еды, чем необходимо. А если в доме постоянно работает телевизор, ребенок становится не только зависимым от экрана, но еще и жертвой рекламы, к которой маленькие дети очень восприимчивы, поэтому дозируйте поступающую информацию.
  • Личный пример.До сих пор психологи и педагоги не нашли ничего, что работало бы лучше, чем личный пример. Очень важно иметь общесемейные застолья, когда ребенок будет наблюдать, как кушает папа, что делает за столом мама. Конечно, когда оба родителя работают, а ребенок находится в садике, организовать это трудно, но все равно возможно. Пусть это будут хотя бы совместные завтраки или ужины, а может, просто застолья в выходные дни.
  • Вся семья должна придерживаться единых правил.Постарайтесь договориться со всеми членами семьи (даже с теми, кто живет отдельно, но с кем регулярно видится ваш ребенок) о единых подходах к принципам здорового питания и культуры еды. Аналогичным образом запрет на регулярные отлучки от стола во время приема пищи для набегов к телевизору или по другим «важным делам, не терпящим отлагательства» должен поддерживаться всеми членами семьи, заботящимися о воспитании ребенка.
  • Семейные ужины.Во многих семьях уже не принято проводить семейные ужины, когда все собираются за большим накрытым столом, обсуждают события дня, планы на будущее, выражают эмоциональную поддержку друг другу. При современном ритме жизни теплый семейный ужин в конце рабочего дня иногда единственная возможность для семьи сплотиться вновь, подпитаться энергией и настроиться на следующий день. Сохраняйте эту традицию и передавайте ее своим детям: семья, собравшаяся за ужином, — это наша поддержка и опора, наша тихая гавань.

Надо ли заставлять детей есть

Как же убедить ребенка есть здоровую еду, если он отказывается? Между убеждением и принуждением к еде огромная пропасть. Когда мама убеждает, она не обижается на отказ ребенка и не требует от него продолжить есть.

«Пока не съешь все, из-за стола не выйдешь», — знакомые слова? Понятно, что у наших бабушек просто не было выбора, но не стоит продолжать эту традицию пищевой тирании.

Да, обидно, когда любовно приготовленный ужин остается на тарелке практически нетронутым. Кажется, что ребенок пренебрегает нашей заботой — всеми теми силами, что были потрачены на добывание пищи и ее приготовление. И словно охваченные духами из далекого советского детства, мы яростно повторяем слова бабушки: «Столько людей голодает, а ты! Мама с папой стараются, работают, а ты кочевряжишься! Не будешь есть — останешься маленьким и слабеньким!»

Но подумайте лучше о том, что такие слова диктуются не заботой, а эгоистическим чувством обиды за то, что нашу любовь и заботу отвергли.

Согласно многим исследованиям, есть связь между воспитанием ребенка и пищевыми нарушениями в его взрослой жизни. Родители по всему миру ведут себя похоже, но по-разному оправдывают принуждение к еде.

На Западе взрослые руководствуются тем, что это «вкусно», «полезно», «дорого» и «должно быть съедено свежим», а в таких странах, как, например, Мавритания, маме будет стыдно за своего худого ребенка, так как все соседи будут считать их семью бедной. Особенно это касается девочек, которых в арабских деревнях до сих пор откармливают до стандартов сказок «1001 ночи», согласно которым пупок женщины должен «вмещать унцию орехового масла».

Вредное последствие принуждения к питанию: еда как утешение.

Но в итоге послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, а начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они точно так же будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.

К сожалению, слишком сильный контроль со стороны родителей в отношении питания очень часто приводит к подобным результатам. То же касается и запретов на вредные продукты: ребенок перестает воспринимать их как еду и видит в них лишь недоступное удовольствие. Когда мы заставляем малыша есть полезный продукт, от которого он настойчиво отказывается, он опять же перестает воспринимать его как пищу. Для него это навсегда остается проигранной битвой, в которой его разгромил более сильный противник.

72 % людей, которых заставляли в детстве есть конкретные полезные блюда, полностью исключили их из рациона во взрослой жизни.

Что такое интуитивное питание

Концепция «интуитивного питания» противостоит идее принуждения к еде. Она основана на способности слушать свое тело, доверять ему и исходить из истинных потребностей именно своего организма, а не усредненных рекомендаций. Можно по-разному относиться к этой методике, но интуитивное питание в ответ на сигналы, идущие от тела, действительно гармонизирует наши отношения с едой.

А главное — человек вспоминает, что можно внимательно относиться к своим ощущениям, эмоциям, потребностям и опираться на них в выборе.

  • Чтобы следовать этим подходам, не требуется много усилий. Особенно когда мы говорим о маленьких гурманах. Ведь дети, чей организм еще не знаком с несбалансированным меню, стрессами, нездоровыми привычками, знают, когда, в каких количествах и какая еда им необходима для хорошего самочувствия, и часто своим поведением дают нам, взрослым, подсказки. К сожалению, мы нередко оказываемся глухи к ним, даже будучи движимыми самыми лучшими намерениями: накормить общепризнанной здоровой пищей… и побольше!
  • Лучшее, что могут сделать родители, задумывающиеся о том, насколько среднестатистические нормы и показатели должны регулировать жизнь их детей, — это отказаться от стереотипов. Очень важно не заглушить природную мудрость малыша, настаивая на своих взрослых, «правильных» представлениях о здоровых моделях пищевого поведения.
  • Но если малыш предпочитает кефир ежедневно, мясо — не чаще раза в неделю, а от молока и вовсе всегда отказывается, доверьтесь ему: помимо того, что он интуитивно корректирует некоторый дисбаланс в организме (возможно, именно сейчас ему не хватает бифидобактерий), он также хочет научить вас чему-то очень важному и хорошо вами забытому — умению доверять себе.

Привычки в еде, которые формируются у человека с детства, будут с ним на протяжении всей его жизни, а потом он так же научит питаться своих детей. Именно поэтому так важно именно сейчас, пока ребенок маленький и ест в основном то, что мы готовим и предлагаем, заложить правильные привычки, которые помогут сохранить его здоровье. Дисциплинируйте себя, следите за соблюдением принципов здорового питания и образа жизни и передавайте их своим детям. Здоровья вам и вашим семьям!

Статья на нашем канале Яндекс.Дзен