Православие и баптизм

В чем отличие православной веры от баптистской

Подробности 03.09.2014 г.

Христиан много и разных, и вероисповедания их отличаются. Православная церковь очень древняя, все основные догматы ее вероучения сформулированы задолго до появления баптизма.
Так чем же, собственно, различаются баптизм и православие? Баптизм, как и всё протестантское сектантство, является религией внешнего благочестия, всё его устремление направлено на преобразование общества согласно социальным евангельским заповедям (таким, как «не укради», «почитай отца и мать», «не завидуй», «помогай ближнему» и т. д.), но совершенно отсутствует устремление к внутреннему преображению, «обожению» человека. Идеал баптизма — это добрый гражданин, живущий по заповедям. А идеал православия — святой. Для баптистов немыслим уход от мира в пустыню, затворничество, молчальничество, стремление к нищете и отсутствию удобств. Такой человек для них — асоциальный тип, отщепенец. Поэтому баптизм за всю историю своего существования не породил ни одного святого. А православие, между тем, не мыслится без его святых — именно они являются его столпами и учителями, начиная с самого Христа, и далее, через апостолов, — к Амвросию Оптинскому, Иоанну Кронштадтскому и подвижникам наших времен.
Главная задача для баптистов — евангелизация (привлечение всё новых и новых членов в их сообщество), преумножение своих рядов. Поскольку понимание христианства в баптизме — внешнее, они ничего не знают о глубинной жизни духа, интерес к такой жизни у баптистов даже не возникает, а отсюда и отрицание большей части проявлений Духа Божия, таких, как таинства. Для них Крещение — не таинство, а обряд приема в члены общины, причастие — простые хлеб и вино, пасторы — руководители из числа членов общины, а не священники, поставленные Благодатью Божией, храм — не дом Божий, а место для молитвенных собраний, и т. д. И иконы для них — просто картинки, даже более того — языческие идолы. Они считают православных идолопоклонниками и гордятся тем, что исполняют заповедь, но почему-то не замечают, что одновременно с заповедью Моисею было дано повеление — построить Храм и украсить его, в том числе — изображениями ангелов, перед которыми следовало совершать богослужение. И вообще, богословское учение баптистов очень фрагментарно: какие-то места (особенно касающиеся библейского текста) проработаны очень скрупулезно, постоянно исследуются, а где-то — сплошные белые поля, ускользающие от внимания исследователей, цельного мировоззрения нет. Для них как будто и не было всего первого тысячелетия от Рождества Христова, эпохи Вселенских соборов. Этакий провал в памяти: эпоха апостолов сразу переходит в эпоху баптизма, а из источников вероучения оставлена только Библия.
Богослужение у баптистов — тоже, скорее, школа, чем собственно богослужение. Если на православной службе преимущественно молятся (причем сами молитвы есть плод духовного опыта Псалмопевца Давида и Святых Отцов), то баптисты большей частью читают Библию, занимаются толкованием и изучением ее текстов, слушают проповеди пастора, иногда даже смотрят фильмы на религиозную тему. Их духовное пение — в основном самосочиненные гимны типа «дружной, радостной семьёю за Христом во след пойдем», а молитвы — хотя и искренние, но спонтанные, произвольные и очень поверхностные. В целом, молитвы у баптистов формальные, короткие и не занимают центрального места в их духовной жизни.

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8)

ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС на нашем сайте именем Господа нашего Иисуса Христа!

Да благословит вас Господь!

«Что такое братство евангельских христиан-баптистов?
Это ничто иное, как Церковь Иисуса Христа в нашей стране!»
(А. В. Карев, генеральный секретарь ВСЕХБ)

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

30.04.2021. Раздел «Апологетика». «Опасность ересей” (И. Колгарёв). Что говорит об этом Библия?

9.04.2021. Раздел «Апологетика». «Библия об лжеучениях” (П.С. Харчлаа)

9.04.2021. Раздел «Богословие». «Серьёзные последствия отлучения от церкви” (И. В. Шайфулин)

7.01.2021. Раздел «Вероучение». «Исповедание веры Одесской семинарии ЕХБ”

4.01.2021. Раздел «Вероучение». «Вероучение евангельских христиан-баптистов Северо-Западного объединения славянских церквей ЕХБ (США)”

18.12.2020. Раздел «История». «Вечность Церкви” (Лоуренс А. Джустайс)

18.12.2020. Раздел «Образ жизни». «Богословие интерактивной проповеди” (П. Варби)

17.12.2020. Раздел «Вероучение». «Вероучение консервативных церквей ЕХБ Белоруссии”

27.11.2020. Раздел «История». «Ландмаркизм в американском баптизме” (Ф. Мориц). Исследование возникновения и учения баптистов-ландмаркистов

25.11.2020. Раздел «Апологетика». «Апостольская преемственность: возникновение и развитие” (В. Власенко)

18.11.2020. Раздел «Апологетика». «О власти вязать и разрешать” (Д. Мазаев) Есть ли она у православных священников?

17.11.2020. Раздел «Апологетика». «О непротивлении и любви к врагам” (Д. Берсо).

16.11.2020. Раздел «Апологетика». «Об истинном священстве” (Д. Мазаев). Ответ на статью правосланых.

23.12.2019. Раздел «Богословие». «Второе Пришествие Христа, первое воскресение и восхищение Церкви” (В. С. Немцев).

20.12.2019. Раздел «Образ жизни». «Христианское молитвенное покрывало” (Л. Хэйнс).

18.12.2019. Раздел «Творчество». «Лев V Иконоборец” (из византийских хроник) (К. Прохоров).

28.09.2018. Раздел «Публицистика». «Православная церковь под сенью государства». (А. Э.).

8.09.2018. Раздел «Начала веры». «Атеизм как «знание» о несуществовании Бога». (О. Нагорный). Разбор некоторых «аргументов» с атеистических сайтов.

8.09.2018. Раздел «Апологетика». «Не поклоняйся и не служи им». (В. Шусев). Библейское учение против идолов и икон.

7.09.2018. Раздел «Апологетика». «Отношение русской православной церкви к переводу Библии»(А. Э.). По Материалам VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 26-28 ноября 2013 г.

7.09.2018. Раздел «Образ жизни». «Не судите…» (Ф. Дж. Халинг). Как правильно понимать заповедь «Не судите».

Уважаемый Сергий!

Евангельские христиане-баптисты в своем учении далеко ушли от спасительного и благодатного общения со Вселенским Православием, и ныне, несмотря на свою многочисленность, представляют из себя обыкновенную секту рационалистического направления. Они не признают Священного Предания Церкви, таинства для них имеют лишь символическое значение, и вся сила таинств, по их мнению, заключается лишь в личной уверенности молящегося, что он уже «оправдан» Богом. У них в употреблении только крещение и причащение, но и эти таинства для них лишь символы. Ложная духовность обнаруживается у баптистов в нездоровом мистицизме, в претензии на общение с Богом помимо установленных Церковью Таинств и богослужений. Баптисты отрицают необходимость молиться за усопших, не почитают святых угодников Божиих и не поклоняются святым мощам и иконам. Они не почитают даже Божию Матерь и даже отказались от крестного знамения. А все богослужение их состоит из чтения Библии и проповеди. Словом, это еретическая секта, которую не вправе называть Церковью, а общение с ней – пагубный грех. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4, 1).

Умудри Вас Господь!