Православие кратко

История православного христианства в России

Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80%). Это течение зародилось в момент, когда Римская империя признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. В Восточной части появился свой церковный глава — константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства — а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. После того как Западная церковь совершила небольшое добавление к христианскому Символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую и православную.

История возникновения христианства на Руси всем известна: великое русское княжество попросту решило установить более тесные контакты с Византией, то есть Восточной Римской империей и приняло православие.

Так в чем же отличие православной церкви от католической. Назовем основные признаки…
Первое отличие состоит в различном понимании единства церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе церкви – Папе.

Кстати, православные вообще не признают главенства Папы. Тогда как католики приняли догмат о всецелом догмате Папы над церковью.

Еще одно отличие в Символе Веры. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.

Также католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди.

Православная церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как католическая церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Православная церковь в России

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ ИСООБЩЕНИЯ»

ВОРОНЕЖСКИЙФИЛИАЛ

(ВФМИИТ)

РЕФЕРАТ

Тема :Православие

Подисциплине :РПЦ в истории России

Проверил: К.И.Н. доцент

ГостеваС.Р.

Воронеж2010

Планреферата:

1.Православие как разновидность христианства

2.Особенности православного вероученияи культа

3.Заключение

4.Списокиспользованных источников

  1. Православиекак разновидность христианства

Православие(от греч. правоверие) — одно из трехглавных, наряду с католицизмом ипротестантизмом, христианскихвероисповеданий распространенноепреимущественно в странах ВосточнойЕвропы Ближнего Востока и на Балканах.Сложилось православие как восточнаяветвь христианства после разделенияРимской империи (395г.) и оформилось послеразделения церквей (1054г.). Православиене имело единого церковного центра, таккак с начала своего формированияцерковная власть в Византии быласосредоточена, как отмечалось, в рукахчетырех патриархов — Константинопольского,Александрийкого, Антиохийского иИерусалимского. При этом Константинопольскийпатриарх, хотя и именовался вселенским,был всего лишь першим среди равных. Помере распада Византийской империикаждый из упомянутых патриархов сталвозглавлять самостоятельную (автокефальную)поместную православную церковь. Византияв то время представляла собой сильноецентрализованное государство. ИмператорВизантии считал себя главой всей Римскойимперии, столицей которой был объявленКонстантинополь. В VIв. глава Византийской церквиКонстантинопольский патриарх послеосвобождения Византией Рима от варваровстал именовать себя вселенским, т. е.главой как восточной, так и западнойцерквей. Борьба между главой Римскойкатолической церкви Папой иКонстантинопольским патриархом завласть над христианами продолжалась втечение многих веков с переменнымуспехом. После завоевания императоромфранков Карлом Великим Италии (конецVII— начало VIIIв.) Папа Римский выходит из-под юрисдикциивизантийского императора и его позицииусиливаются. Византия же в это времяподвергается атакам со стороны арабскогохалифата и теряет несколько важныхтерриторий, на которых консолидируютсясамостоятельные церковные организации.

Как икатолицизм, православие сформировалосьв начале средних веков. Католицизм иправославие едины в безоговорочномпринятии таких фундаментальныхмировоззренческих принципов, кактеоцентризм, креационизм, провиденциализм,персонализм и ревеляционизм. Рассмотримкаждый из этих принципов.

Теоцентризм.Всоответствии с этим принципом источникомвсякого бытия, блага и красоты являетсяБог. Служение Богу рассматривается какоснова нравственности, подражание иуподобление ему — как высшая цельчеловеческой жизни. Исходящее от теологиитребование представлять Бога бытиемабсолютным и единственно истиннымзаставляло таких мыслителей, как Ориген,Иларий, Августин и Боэций, углублятьсяв вопросы онтологии(разделфилософии,изучающий бытие)и уточнять понятия «бытие»,»существование», «сущность»,»субстанция», «акциденция»,»атрибут», «модус», «качество»,»свойство» и др. Следует отметить,что в анализе этих понятий был сделаншаг вперед по сравнению с предшествующейэпопей, Онтологическая терминология,давно употреблявшаяся греками, впервыеобрела твердые латинские эквиваленты,вошла в философский лексикон средневековьяи посредством его перешла в философиюНового времени.

Креационизм.Этотпринцип гласит, что все изменяемоесотворено богом из ничего и, наоборот,все сотворенное изменяется и стремитсяи к ничтожеству. Указанный принципнаиболее обстоятельно расмотрелАвгустин, которому он послужил поводомдля обсуждения Проблем изменения иразвития.

Провиденциализм.Положениео том, что Бог перманентно правитсозданным им миром, человеческой историейи поведением каждого отдельного человека,также было универсальным принципом.Применительно к космологии этот принципприводил к идее мировой гармонии иосмысленности всех происходящих в миресобытий. У Филона и апологетов онобъединяется с концепцией Логоса,стимулируя интерес к проблеме единствабытия и мышления, мышления и языка.Провиденциалисткое воззрение на историю,особенно характерное для Августина,косвенно содействовало преодолениюциклической концепции времени иутверждению важнейшего понятияисторического прогресса.

Персонализм.Этотфундаментальный принцип требовалпонимания человека как «персоны»— неделимой личности, обладающей разумоми свободой воли, сотворенной по образуи подобию Бога и наделенной совестью.С этой точки зрения каждая личность —это особый замкнутый мир, внутри которогоневидимо действует борющиеся междусобой силы добра и зла, духа и плоти,разума и чувственности, долга исклонностей; мир, в котором есть свойсуд (суд совести) и свой икон (внутреннийлогос, отражающий Логос божественный).Этот персональный мир фактическинепроницаем для других людей и совершеннопрозрачен только для Бога.

Ревеляционизм.Согласноэтому принципу самый надежный идостоверный способ познания наиболееважных для человека истин состоит впостижении смысла священных писаний,заключающих в себе божественноеоткровение, т. е. раскрытие перед человекомбожественной воли и тайн бытия.Ревеляционизм не исключал другихспособов познания, однако часто делалих излишними. Стимулируя развитиегерменевтики (искусствотолкования),и в какой-то мере семиотики (наука,исследующая свойства знакови знаковыхсистем)ревеляционизм в то же время существенносдерживал развитие опытного знания инаучного новаторства.

Таковыважнейшие инварианты, позволяющиеотнести православие и католицизм кодному духовному универсуму.

Однако нарядус общими позициями между православиеми католицизмом существуют глубокиемировоззренческие различия, наметившиесяеще до разделения церквей и вызванныекак разницей социальных условий Византиии Западной Европы, так и воздействиемкультурных традиций античной Греции иРима. Базой для теологических конструкцийправославия была непосредственновоспринятая традиция греческой философии,прежде всего неоплатонизма(идеалистическоенаправление античнойфилософии III—VI вв),придающего большое значение онтологическимпроблемам и, что особенно важно, с егоопытом такой организации религиозногопереживания, при которой мистика иэкстаз наиболее тесно связаны смифологически-интуитивным восприятиемлогических категориальных конструкций.Без этого платоновско-неоплатоническогоопыта была бы невозможна православнаяхристология с ее интуитивно-чувственным,почти наглядным продумываниемкатегориальных соотношений «ипостасей»в структуре триединства и «естеств»(и соответствующих им воль) в структуребогочеловечества. В западном богословиионтологическая проблематика проступаетменее явственно. На его стиль болееповлияла иная философская традиция —римский эклектизм с его субъективистскимподходом, в рамках которогоэтатистско-юридический практицизм(Цицерон) и рефлектирующий психологизм(Сенека) дополняют друг друга. Ввидуэтого для католической теологии Бог ичеловек суть, прежде всего субъектыволи, для православной — объектыонтологических процессов. Для первойнаиболее важно найти гармонию междудвумя волями либо в рационалистически-юридическойплоскости, либо в рамках сентиментальногопереживания с установкой наиндивидуалистический субъективизм(мистика); основная теоретическаяпроблема католицизма — соотношениесвободной воли человека и предопределяющейволи Бога. В этом смысле, как длякатолицизма, так и для протестантизмаконструктивно важна (позитивно илинегативно) теория предопределения,совершенно безразличная для православия.Православие ищет возможность объективного,сущностного приобщения человеческойприроды к божественной (учение АфанасияАлександрийского об «обожении»,определившее стиль православноймистики). Основная теоретическая проблемаправославия — онтологическое соотношениечеловеческой и божественной природы вБогочеловеке.

В православиигораздо непосредственнее и интенсивнеевыразилось характерное для христианскогомышления вообще утверждение адекватногораскрытия абсолюта через его вещественныепроявлении. В католицизме этот моментпредставлен менее ярко. Во-первых,западная теология вносит в пониманиетриединства эмационистские иубординационистские черты, благодарякоторым второе и особенно третье лицотроицы могут восприниматься как божествонизшей категории; между тем именно сэтими лицами связывается идея оботношении божества с человеком.Православие настаивает на том, что навоплотившемся Боге-Сыне и ниспосланномцеркви Святом Духе верующий реальнообладает всей полнотой божества безкакого-либо изъятия. Во-вторых, католическаядогматика ставит между Богом и человекомеще и категорию благодати, интерпретируяее как чисто феноменальное проявлениебожества, внешнее относительно к егонуменальной сущности. Напротив, вправославии благодать понимается идинепосредственное раскрытие божескогов человеческом, применительно к которомуне может быть речи о грани междунуменальным и феноменальным. В «энергии»божества присутствует его сущность —таков приговор восточной церкви впаламитских спорах XIVв. Поэтому в религиозной философииправославия важную роль играетпредставление об обожествленной материи,которое происходит через «усвоение»божественного эйдоса; причем в отличиеот неоплатонизма православие учит осущностном «взаимопроникновении»этих двух начал. Восточная теологиясклонна рассматривать освящение,очищение, которые происходят только вдуховной, идеальной сфере и не получаюттак или иначе вещественного подтверждения,как недостоверные.

Обожествляющеепреображение материи в пониманииправославия не только однажды имеломесто применительно к плоти Богочеловека(и регулярно воспроизводится в евхаристии),но оказалось возможным и в других сферах,например, в иконе. В ней православиеусматривает не условное изображение,призванное вызывать сентиментальныерелигиозные эмоции, но предметноераскрытие сверхчувственного (такоепонимание выкристаллизовалось в процессеиконоборческих споров). На первый взглядиногда кажется, что иконы статичны илишены искры жизни. Но вглядевшись в»Троицу» Андрея Рублева мы можем увидить, что внешнее движение, вбольшинстве случаев действительносведенное к минимуму, уступает местодвижению внутреннему, углубленности,перенасыщенности духовной жизни. ПокойТроицы — это духовное равновесие,ощущение незыблемости своего внутреннегомира, чувство вечности.

Эти и другиетипологические различия западной ивосточной теологии оформляются вдогматических разногласиях. Православиеотвергает западное добавление к символуверы (исхождение Святого Духа не толькоот Отца, но и от Сына).

Православиюосталась чуждой юридическая концепцияпервородного греха как правовойответственности, переходящей от предковк потомкам: в понимании православиягрех Адама вызвал только сущностнуюдеградацию человеческой природы,наследственную предрасположенностько злу, но юридической ответственностиза деяния Адама человек не несет. Поэтомув православии нет догмата о рожденииДевы Марии в результате «непорочногозачатия» (т. е. такого, при которомнаследственная ответственность запервородный грех оказалась бы снятой);неюридическое понимание греха вправославии исключает и концепциючистилища.

2. Особенностиправославного вероучения и культа

Для всехправославных церквей общими являютсявероучение, культ и каноническаядеятельность. Основу православноговероучения составляет Никео-Цареградскийсимвол веры, принятый на первых двухвселенских соборах (в 325г. — Никейскими в 381г. — Константинопольским, илиЦареградским). Этот символ веры былутвержден в виде 12 членов (параграфов),содержащих догматические формулировкиосновных положений вероучения о Богекак Творце, о его отношении к миру ичеловеку, о триединстве Бога, Боговоплощении,искуплении, воскресении из мертвых,спасающей роли церкви. Для ученогобогословствования православная церковьпредоставляет своим членам широкийпростор; но в своем символическом ученииона дает богослову точку опоры и масштаб,с которыми и рекомендует сообразоватьвсякое религиозное рассуждение, воизбежание противоречия с «догматами»,с «верою церкви». В этом смысле П. никогоне лишает права читать Библию (как лишаетмирян этого права католичество), чтобыизвлекать из ее более подробные сведенияо вере церкви; но оно признает необходимымруководствоваться при этом истолковательнымитворениями св. отцов церкви, отнюдь неоставляя понимания слова Божия на личноеразумение самого христианина, как этоделает протестантство. П. не возводитучения человеческого, не содержащегосяв Св. Писании и Предании, на степеньучета богооткровенного, как это делаетсяв папстве; оно не выводит новых догматовиз прежнего учения церкви чрезумозаключение (как католическоеfilioque). не разделяет католического мненияо выше человеческом достоинстве личностиБогоматери (католическое. учение о ее»непорочном зачатии»), не приписываетсвятым сверх должных заслуг, тем болеене усвояет божеской непогрешимостичеловеку, хотя бы то был сам римскийпервосвященник; непогрешимою признаетсялишь церковь в ее целом составе, насколькоона выражает свое учение посредствомвселенских соборов. П. не признаетчистилища, так как учит, что удовлетворениеправде Божией за грехи людей принесеноуже однажды навсегда страданиями исмертью Сына Божия. Принимая семьтаинств, П. «усвояет тем должное значениетелесной нашей природе, как составнойчасти существа человека, освященнойвоплощением Сына Божия», и в таинствахвидит не знаки только благодати, носамую благодать; в таинстве евхаристиивидит истинное тело и истинную кровьХристовы, в которые пресуществляютсяхлеб и вино. Благодать Божия, по учениюП., действует в человеке, вопреки мнениюреформатов, не неодолимо, а согласно сего свободною волей; наши собственныедобрые дела вменяются нам в заслугу,хотя и не сами по себе, а в силу усвоенияверным заслуг Спасителя. Православныемолятся святым, почившим, веруя в силуих молитв пред Богом; почитают нетленныеостанки святых (мощи) и иконы. Не одобряякатолического учения о церковной власти,П. признает, однако, церковную иерархиюс ее благодатными дарованиями, и допускаетзначительную долю участия в делах церквисо стороны мирян, в звании церковныхстарост, членов церковных братств иприходских попечительств (см. А.С. Павлов,»Об участии мирян в делах церкви»,Казань, 1866). Нравоучение православиятакже имеет существенные отличия откатоличества и протестантства. Оно недает послабления греху и страсти, каккатолицизм (в индульгенциях); оноотвергает протестантское учение обоправдании одной верой, требуя от каждогохристианина выражения веры в добрыхделах. В отношениях церкви к государствуП. не желает ни властвовать над ним, каккатоличество, ни подчиняться ему в своихвнутренних делах, как протестантство;оно стремится сохранить полную свободудеятельности, оставляя прикосновенноюсамостоятельность государства в сфереего власти, благословляя всякое егомероприятие, не противное учению церкви,вообще действуя в духе мира и согласия,а в известных случаях принимая отгосударства помощь и содействие.С догматическимвероучением тесно связана системакультовых действий. Основы последнихсоставляют семь главных обрядов —таинств.Таинствамиэти культовые действия называютсябогословами потому, что в них «подвидимым образом сообщается верующимневидимая божественная благодать».Православные признают семь таинств:крещение, причащение (евхаристия),покаяние (исповедь), миропомазание,брак, елеосвящение (соборование),священство. Помимо совершения таинствкультовая система включает в себямолитвы, поклонение кресту, иконам,реликвиям, мощам и святым. Важное местов православном культе занимают праздникии посты. Наиболее почитаемый праздник— Пасха. Затем идут такие праздники —Рождество Христово, Крещение Господне,Сретение, Благовещение, Преображение,Рождество Богородицы, ВоздвижениеКреста, Вход Господень в Иерусалим, илиВербное воскресенье, Вознесение иТроица. За этими праздниками следуетпять праздников, называемых великими:Обрезание Господне, Рождество ИоаннаПредтечи, Праздник святых Иоанна иПавла, Усекновение главы Иоанна Предтечи,Покров Пресвятой Богородицы. Остальныепраздники называются престольными. Этоместные праздники, связанны с престолами— святым местом в храме, которое посвященотому или иному святому.

Заключение

Православиесложилось как восточная ветвь христианствапосле разделения Римской империи (395г.)и оформилось после разделения церквей(1054г.). Как и католицизм, православиесформировалось в начале средних веков.

Основнымипринципами православной веры являются:теоцентризм,креационизм, провиденциализм, персонализм,ревеляционизм.

В православиигораздо непосредственнее и интенсивнеевыразилось характерное для христианскогомышления вообще утверждение адекватногораскрытия абсолюта через его вещественныепроявлении.

Православиюосталась чуждой юридическая концепцияпервородного греха как правовойответственности, переходящей от предковк потомкам: в понимании православиягрех Адама вызвал только сущностнуюдеградацию человеческой природы,наследственную предрасположенность кзлу, но юридической ответственности задеяния Адама человек не несет.

Краеугольнымдогматом православия является учениео троичности божества.

Список использованных источников

1. ГараджаВ.И. Религиоведение.— М., 2005.

2. ГараджаВ.И. Социологиярелигии. — М., 2005.

3. Основырелигиоведения/ Под ред. И.Н. Яблокова. — М., 2007.

4. РадугинА.А. Введениев религиоведение. — М., 1997.

5. РозановВ.В. Религия.Философия. Культура. — М., 2007.

6. СамыгинС.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н.Религиоведение:социология и психология религии. —Ростов на Дону, 2003.

photo644.jpgОсновное содержание Православия — вера в Бога-Троицу — в Отца, Сына, и Святого Духа. Церковь учит, что Бог един по Существу, но троичен в лицах: Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Святой Дух, причем все три Ипостаси единого Бога равны по своей Божественной природе и пребывают в нераздельном единстве, так что никакое действие Божие не бывает без совместного участия Трех Лиц Божественной Троицы.
Бог — Творец всего существующего мира, видимого и невидимого (т.е. мира физического и мира духовного). Бог сотворил мир свободно, не нуждаясь в творении, а по своей Любви.
Согласно православному учению, все сотворенное было сотворено совершенным и безгрешным, а грех и зло в мире появились только после того, как верховный ангел Люцифер (лат. — Светоносец), обладая свободной волей, возомнил себя равным Богу и, возгордившись, противопоставил себя Творцу. Тем самым Люцифер отпал от Бога сам и увлек с собой часть ангелов. Таким образом, зло в православном понимании не есть нечто само по себе сущее, но есть искажение устроенного Богом мира. Зло есть отсутствие добра, искажение истины.
Первый человек Адам вместе с женой своей Евой также от сотворения были безгрешны и святы, но сатана обманом склонил Еву, а через нее и мужа ее Адама к непослушанию Богу, что привело к грехопадению первых людей и утере ими святости, а как следствие, и к невозможности более находиться в непосредственной близости к Богу.
Искупление этого первородного греха свершилось через воплощение Бога-Сына от Приснодевы Марии, которая, будучи Девой, действием Духа Святого зачала во чреве сына, которому по рождению было дано имя Иисус. Так свершилось великое таинство Боговоплощения. Своей земной жизнью и крестными страданиями Иисус Христос искупил человека от власти тяготеющего над ним греха, возвел ранее падшее естество рода человеческого выше ангельского достоинства.
Православные исповедуют веру «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.» Церковь, в православном понимании, — это богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, явленный в видимом мире как от Бога установленное общество людей, объединяемых Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами. Днем основания Церкви почитается день Пятидесятницы — пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа, когда на апостолов снизошел Дух Святой. Составляя одно духовное тело, имея одну Главу — Христа и одушевляемая одним Духом Святым, Церковь называется Единой. Отдельное существование поместных Православных церквей в разных странах, например, Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской и др., не нарушает единства Церкви Христовой, так как все они являются частями Единой Церкви. Единство это проявляется в едином исповедании всеми православными христианами догматических основ Православной Веры, в единых Таинствах Церковных, в единстве епископата, в братской любви и общении.

Православная Церковь имеет иерархию. В таинстве священства, или хиротонии, человеку сообщается благодать для совершения таинств и служения Богу. Высшим и важнейшим чином является чин епископа. Епископ представляет всю полноту Церкви, он возглавляет большую церковную общину на определенной территории (епархии), духовно руководит верующими своей епархии. Именно епископ совершает таинство священства, то есть рукополагает священнослужителей, епископа же рукополагает собор епископов. В лице епископов Церковь хранит апостольское преемство — череду рукоположений, непрерывно восходящую к апостолам, получившим благодать от Самого Иисуса Христа. Все епископы равны по данной им благодати, но по степени старшинства различают также архиепископов и митрополитов. Патриарх — епископ, поставленный предстоятелем большой поместной церкви. Пресвитеры, или священники, следующий чин иерархии, совершают по благословению своего епископа все таинства (кроме рукоположения). Диаконы сами не совершают богослужений, но помогают епископу или священнику. Духовенство делится на белое и черное. Белое духовенство — священники и диаконы, имеющие свои семьи. Черное — монашествующие, то есть принесшие особые обеты служения Богу, в том числе обет безбрачия. Монахи могут не принимать священного сана, либо могут быть рукоположены в сан диакона (иеродиакон), или священника (иеромонах). Настоятели монастырей носят сан игумена или архимандрита. Епископы поставляются только из монашества.
Однако эта церковная иерархия не предполагает того, чтобы высшее церковное руководство было свободно от заслуженной критики со стороны всех прочих членов православной церкви. Любой православный христианин должен впитать в себя дух православного предания. Верность Богу — это верность прежде всего Преданию, верность святоотеческим нормам духовной жизни и веры. Поэтому всякий человек, который уклоняется от Православной Веры, независимо от того, какое место в иерархии он занимает, может и должен подвергаться критике со стороны любого другого члена Церкви. Мы видим, что это установка на принципиальную внутреннюю духовную свободу для членов Православной Церкви. В истории Православия множество примеров того, как даже высшее руководство Церкви, митрополиты и патриархи подвергались самой строгой критике со стороны других членов Церкви в тех случаях, если они уклонялись в ересь.
Важнейшими принципами Православия являются открытость для всех Православной Веры и свобода человеческой личности. Православие учит, что человек изначально свободен, и смысл всей духовной жизни человека в том, чтобы человек обрел эту подлинную свободу, свободу от страстей, свободу от грехов, которыми человек порабощается. Достичь этой свободы, по Православному вероучению, трудно, это свершается только великим подвигом. Но вместе с тем, спасение возможно только как свободное деяние самого человека. Святые отцы Церкви учат, что для спасения человеку необходимо два момента: во-первых, это действие благодати Божией, во-вторых, это свободное соизволение человека, его собственный труд. Таким образом, Православная Церковь настаивает на принципиально свободном принятии человеком истин Евангелия. Православная Церковь учит, что свобода — это самое главное качество в личности человека. Человек есть прежде всего личность, а личность, по учению Святых Отцов, есть великая тайна, ибо это есть образ Божий внутри самого человека. И никто не может посягать на эту Богом данную человеку свободу. Именно в свободе человека заключается возможность спасения, ибо спасение — это совершенствование человека настолько, что он становится подобным Богу, свободно принимает и избирает жизнь по Божьим заповедям. Именно в этом состоит спасение человека, его соединение с Богом, подчинение своей воли воле Божьей. Совсем иные учения мы находим в других христианских вероисповеданиях, где господствует юридическое понимание спасения. Согласно такому пониманию спасение человека зависит от того, сумеет ли он своими добрыми делами, верой и покаянием умилостивить строгого судию — Бога.

Православная Церковь учит, что есть два пути для спасения человека. Один путь — это путь уединения, отрешения от мира, путь монашеский. Это путь напряженной борьбы человека с грехами, с пороками, подчинения своей воли целиком и полностью воле Божьей. Это путь подвижничества и особого служения Богу, Церкви и ближним. Другой путь — это путь служения в миру. Это путь семейной жизни. Семья рассматривается Православной Церковью, как один из важнейших институтов общественной жизни и одновременно как путь для спасения человека. Семья называется на церковном языке малой церковью или домашней церковью. Именно с семьи начинается вхождение человека в Церковь большую, его путь ко спасению. Именно в семье вырабатываются основные нормы общественного поведения человека с пониманием того, что каждый член общества и каждый член семьи несет особое послушание. Так, муж — глава семьи, а жена является помощницей мужу. Муж должен все заботы и все свои силы посвятить своей жене и своей семье. Христианская семья построена на любви, на самоотречении человека, на жертвенности его по отношению к другим членам своей семьи. Такова любовь и старших по отношению к младшим, и младших по отношению к старшим.
Такие же принципы лежат в основе христианской православной государственности. Православная Церковь очень большое внимание уделяет вопросам государственной жизни. Когда-то христианство начиналось в условиях гонений Римской империи на христианскую Церковь. Но даже в то время Апостол Павел заповедует христианам молиться за власть и почитать царя не только страха ради, но и ради совести, зная, что власть есть установление Божие. Любая власть есть образ Божьего порядка на Земле, в противоположность беспорядку, в противоположность царству произвола человеческого. Такова даже власть безбожная. Идеалом признается Православное Царство — самодержавная монархия. Во многих трудах Святых Отцов и в Православном Предании содержится мысль о том, что Православное Царство есть образ Царства Небесного. Царь является первым молитвенником за весь народ. Царю вверяется власть от Бога для того, чтобы следить прежде всего, за нравственным и духовным состоянием своего народа, не позволяя злу и греху беспрепятственно распространяться среди народа, и заботясь об уровне жизни и благосостоянии своих людей.
Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение. Православная Церковь прославляет многих святых воинов. Это и воины древние, прежде всего раннехристианские мученики, это и многие воины Святой Руси, такие как святой князь Александр Невский. Служение воина понимается как исполнение заповеди Христовой: «Нет любви выше той, как если кто душу свою положит за други своя.»
Национальная русская культура — это культура людей, прежде всего связанных с Православной Церковью. Евангельские Заповеди, которые внесла в жизнь человека проповедь Православной Церкви, легли в основу всей жизни, всего быта русского народа, что было зафиксировано во всех чертах традиционной национальной русской культуры: песни, танцы, обряды, мораль. Православие тесно связано именно с национальной культурой.
Целью православной жизни является соединение с Богом. По Православной Вере, это совершается в молитве и в церковных таинствах. В таинствах человек может сочетаться с Богом самым тесным образом. Из всех таинств самым важным является таинство Евхаристии или причащения, таинство Тела и Крови Христовых, в которых человек приобщается к самому Божеству. Таинство крещения и миропомазания — это таинство, через которое человек входит в Церковь, делается частью Тела Христова, избавляясь от греха и получая возможность начать новую жизнь. Таинство брака — это таинство, в котором человек сочетается с другим человеком для того пребывать единым союзом, чтобы жить единым целым, единою семьею. В таинстве елеосвящения или соборования для человека испрашивается прощение всех его грехов, в том числе и забытых, и прошение об излечении человека от болезней. Таинство покаяния — важнейшее в духовной жизни Православной Церкви. В этом таинстве человеку действительным образом прощается грех, который он совершил, при условии искреннего покаяния в этом грехе и исповедания этого греха в таинстве исповеди. Таинство исповеди — также одно из важнейших таинств, потому что именно через частое исповедание своих грехов человек получает благодатную возможность, благодатную силу и поддержку, чтобы избавиться, очиститься от греха и научиться впредь его не совершать. Таинство священства — это таинство, в котором человеку преподается благодать Святого Духа для совершения таинств, для свершения богослужения, та благодать, которая некогда была преподана самим Христом-спасителем своим апостолам.
В молитве человек сочетается с самим Богом, обращаясь к нему. Молитва бывает общей и домашней. В домашней молитве человек один на один предстоит Богу и раскрывает перед Ним свое сердце. А молитва церковная — это молитва общая, в которой участвуют все члены Церкви, причем не только те, кто видимо и зримо присутствуют на богослужении, но и те, кто присутствует незримо, включая и святых, и ангелов, которые ходатайствуют и молятся вместе с нами, и самого главу Церкви Иисуса Христа.
Церковь учит, что молитва должна проходить в трезвении, чтобы она была чужда всякой душевной экзальтации, и Церковь предупреждает человека от прелести — состояния обманчивой духовности, когда человек, считая, что он достиг каких-то особых духовных высот, думая общаться с ангелами, со святыми и с самим Богом, на самом же деле ублажает свою собственную гордость, свой собственный эгоизм. Так Церковь предостерегает человека от соблазнов — опасных срывов для психики человека.

ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЦИЗМ.
Епископ Александр (Милеант)

21.10.2016

Уже не первый год в России идет дискуссия об интеграции православного вероучения в общеобразовательную программу. DW выясняла, в каком виде оно присутствует в школе сегодня.

С 2016/17 учебного года в российской школьной программе в 5-9 классах выделены обязательные часы на воспитание нравственности. Пока что в большинстве школ это светская дисциплина, направленная на развитие патриотических чувств. Но православная церковь, похоже, собирается использовать эту возможность для расширения своего влияния.

Предмет по выбору

До недавнего времени в российской школе был обязательным только предмет ОРКСЭ — «Основы религиозной культуры и светской этики». «Этот предмет модульный, на него выделен один час в неделю в 4 классе, — рассказал DW преподаватель московской гимназии 1543 Леонид Кацва. — Родители должны выбрать один из шести вариантов: светская этика, история мировых религий, православие, ислам, иудаизм и буддизм». По статистике, в четвертом классе 46 процентов семей выбирают модуль «светская этика», около 30 процентов — православие, 20 процентов — истории мировых религий, 4 процента — ислам, менее одного процента — иудаизм и буддизм.

Еще три года назад, как сообщает «Интерфакс», модуль «православие» выбирали только 11 процентов родителей. Но с тех пор их количество возросло — во многом потому, что школы ненавязчиво склоняют родителей выбрать православный модуль. «На родительское собрание пришел директор, — рассказала DW мама ученика одной из гимназий Санкт-Петербурга, — и стал объяснять: мол, вы же понимаете, в какой стране мы живем, нужно знать свою культуру, и так далее. В итоге родители всем классом выбрали православие».

Это происходит не во всех школах: так, москвичка Татьяна Лидская рассказала, что в школе, где учится ее дочь, класс, как и полагается по закону, разделился. «Их прямо разбили на группы, и каждый посещает ту, что он выбрал, — говорит она DW. — Мы выбрали историю мировых религий. Делали доклад про шумерского бога Ану, в принципе интересно. Ведет отдельная преподавательница, а у тех, кто выбрал светскую этику, — их основная учительница».

Не только в 4 классе?

Православная церковь давно призывает расширить преподавание ОРКСЭ. «Ни один вуз, ни одна школа, ни один авторский коллектив не готовы всерьез развивать тематику, ограниченную всего лишь 34 учебными часами, только в одном, 4 классе школы», — говорил в начале учебного года в интервью РИА «Новости» заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов. В Российской академии образования, похоже, придерживаются близких к РПЦ позиций: так, в начале октября президент академии Лариса Вербицкая говорила о том, что, по ее мнению, в школьную программу должны входить произведения духовной литературы, в том числе Библия.

Преподаватель истории Леонид Кацва

Впрочем, пока это только теоретические рассуждения. Летом 2016 года Российская академия образования разослала на экспертизу программу расширенного курса «Основы православной культуры» со 2 по 11 классы, но он не был утвержден экспертами Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Однако с этого учебного года в школьной программе появился другой обязательный предмет, вернее, предметное направление. Его сокращенное название запомнить непросто: аббревиатура ОНДКНР расшифровывается как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В стандартах министерства образования ОДНКНР рассматривается как логическое продолжение ОРКСЭ в средней школе. Но только уже без модулей.

Уроки патриотизма

Государственный стандарт не регламентирует, сколько часов и лет школы должны уделить ОДНКНР, но требует, чтобы школьники ознакомились с этим направлением в 5-9 классах. Как объяснила DW эксперт Центра карьерного развития управленческих кадров Московского института открытого образования (МИОО) Наталья Никулина, школы могут выбрать один из трех вариантов: преподавать ОДНКНР как отдельный предмет, включить его содержание в программы других общеобразовательных предметов (как, например, литература, история, география) или реализовать в форме внеурочной деятельности — различных экскурсий, выездных занятий или проектной деятельности, но тоже обязательной для всех учеников. Решает администрация школы.

Большинство школ выбирают ОДНКНР как отдельный предмет. По словам москвички Анны Кузьминской, дочь которой учится в 5 классе общеобразовательной школы 1601 на севере столицы, курс фактически дублирует программу по истории России, но предлагает «осмысление исторических событий с моральной, так сказать, точки зрения. Сейчас вот Куликовскую битву проходят, подвиг народа».

Как это все связано с православием? Пока никак, утверждает Анна Кузьминская: «Это не религиозные уроки, там больше про победы в боях». Но РПЦ, похоже, собирается использовать время, отведенное на ОДНКНР, для того, чтобы постепенно внедрить православное вероучение. «К решению этих вопросов в школах следует привлекать родительскую общественность. Это имеет значение для работы епархиальных структур, стимулирования родителей для поддержки или инициирования преподавания в «своих» школах курсов православной культуры в рамках ОДНКНР», — говорится в комментарии Синодального отдела религиозного образования и катехизации, опубликованном на сайте этого религиозного ведомства.

Критика в церкви и вне ее

Не все представители православного духовенства довольны тем, что у церкви появилась дополнительная возможность участвовать в жизни школы. Так, диакон Андрей Кураев, автор учебника «Основ православной культуры» для 4 класса, возмущен тем, что предмет ОДНКНР появился в школьной программе без широкой общественной дискуссии. «Когда я писал учебник, я каждую новую главу обсуждал с представителями других конфессий. А сейчас без серьезного оповещения педагогической общественности, без дискуссии в прессе этот предмет стал важной частью школьной программы. На мой взгляд, эта идея катастрофическая».

А учитель истории Леонид Кацва считает, что церковь вообще не должна участвовать в жизни школы: «Когда ребенку на уроках истории рассказывают о происхождении человека от общих с обезьяной предков, а на уроках ОПК рассказывают о происхождении человека в библейской версии, то в голове у человека 10-11 лет, а это 4-5 класс, создается довольно странная картина», — считает Кацва. По его мнению, экспансия религии в школу — это естественное следствие дефицита идеологии в постсоветском обществе: «Советское общество было предельно идеологизировано, а сегодня возник некий идеологический вакуум. Наше государство и значительная часть нашего общества без идеологии жить не умеет».