Православие в Иерусалиме

Кафедральный собор Воскресения Христова является замечательным архитектурным украшением древнего города Борисова. Согласно официальной статистике, в 1865 году Борисов пережил пять пожаров, которые уничтожили 345 домов. Огонь не пощадил и деревянный собор, который размещался рядом с рынком. В первой половине 1867 года были представлены проект и смета на строительство нового, каменного собора в в городе Борисове. Окончательный проект разработан архитектором П. Меркуловым при участии ректора Академии художеств в Петербурге Л.Н. Бенуа и был утвержден по личному ходатайству епископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) товарищем министра внутренних дел 25 января 1868 года. Рисунок иконостасов было поручено составить губернскому архитектору Штрауху. Контракт на устройство трех иконостасов и двух киотов был заключен с мещанином Ковельской губернии Гиршем Эляшевским. Иконы для иконостасов и киотов были выполнены художником Н. Трутневым. Вопросами финансирования строительства и обеспечением необходимыми материалами заведовал предводитель местного дворянства Владимир Ермольский. В журнале Минского губернского церковно-строительного присутствия от 21 мая 1871 года сказано о назначении архитектора Иванова производителем работ по Борисовскому собору. Строили храм высококвалифицированные каменщики из местечка Ивенец. Строительство собора, освященного в честь Воскресения Христова, длилось три года и закончилось 15 октября 1874 г. А 20 октября состоялось торжественное освящение, которое совершил епископ Александр с участием губернского начальства и высокопоставленного духовенства.

Собор — трёхпридельный. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова, правый — в честь святого благоверного князя Александра Невского, левый — в честь святого равноапостольного князя Владимира. Первым настоятелем Воскресенского собора был священник Климент Гродицкий. В начале XX века местный чиновник, он же церковный староста, Нил Бурцев выступил инициатором постройки кирпичной звонницы. Эта идея была воплощена в жизнь в 1907 году с помощью минского епархиального архитектора Виктора Струева. Он является также автором проекта храма святого благоверного князя Александра Невского на военном кладбище в г. Минске и святого Архистратига Михаила в д. Зембин Борисовского района. Перед началом Первой мировой войны в приход Воскресенского собора входило 1123 двора, в которых проживало 4495 мужчин и 4852 женщины. Причт состоял из протоиерея-настоятеля, иерея, диакона и псаломщика. При соборе действовала одна из трех имеющихся в городе церковно-приходских школ.

В 1937 году собор был закрыт для богослужения: верующих изгнали из храма, кресты с куполов спилили, внутреннее убранство разграбили. В нем было устроено зернохранилище, а колокольню переоборудовали в парашютную вышку. Во время немецкой оккупации храм был передан верующим. Все внутреннее убранство пришлось восстанавливать заново. После освобождения Беларуси от нацистских захватчиков гонения на духовенство и верующих продолжились. Однако храм уже не закрывали, хотя в период правления Хрущева был запрещен колокольный звон. Имеются сведения о двух священниках, которые служили в Воскресенском соборе и причислены к лику новомучеников. Протоиерей Василий Измайлов служил в храме несколько месяцев до ареста в 1927 г. Иерей Николай Мацкевич осуществлял окормление православных верующих не только Воскресенского собора, но и всего Борисовского уезда на протяжении нескольких лет до заключения под стражу в 1937 г. Оба священника из лагерей не вернулись. В 1941-1944 гг. настоятелем собора был протоиерей Иоанн Строк, затем протоиерей Федор Шарковский.После смерти отца Федора Шарковского (1954) настоятелем собора стал протоиерей Антоний Былевец. С 1959 года — протоиерей Борис Ненадкевич, прослуживший в соборе не менее двадцати пяти лет. После него настоятелями были священники Анатолий Грушевский и Анатолий Ковалев.

В 1988 г. настоятелем собора был назначен протоиерей Иоанн Мисеюк, немного позднее ставший также благочинным Борисовского церковного округа. По его инициативе не только была проведена реставрация собора, но и возрождались ранее действовавшие церкви, строились новые.16 июня 1997 года состоялось повторное освящение звонницы Воскресенского собора. Были освящены 5 колоколов, отлитых в Москве на пожертвования прихожан.По ходатайству протоиерея Иоанна в 1998 году властями города собору было передано здание бывшего казначейства, которое являлось первым каменным зданием старого Борисова. Сейчас в нем располагается Борисовское епархиальное управление. В начале 70-х годов XX века в результате понижения уровня грунтовых вод началось разрушение дубовых свай, просел фундамент собора. Это привело к образованию трещин в стенах, сводах и колоннах. Здание было признано аварийным, и в 2005 году богослужения в храме временно перестали проводиться. По распоряжению Главы государства Министерством культуры Республики Беларусь, Минским облисполкомом и при участии отца Иоанна была разработана комплексная программа по реставрации собора. С 2006 года в Воскресенском соборе, который является исторической ценностью и находится под охраной государства, стали проводиться реставрационные работы.

Активное содействие этому нелегкому процессу обновления старинного храма оказал назначенный в 2010 г. новым настоятелем собора епископ Борисовский Вениамин (ныне митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси). 28 апреля 2013 года, в неделю Ваий, в праздник Входа Господня в Иерусалим владыка Вениамин совершил первую за 7-летнею реставрацию Божественную литургию в обновленном храме. В 2014 году рождественским подарком для жителей города Борисова и окрестностей стало окончательное открытие Воскресенского кафедрального собора: накануне Рождества Христова владыка Вениамин совершил малое освящение храма. Полное освящение совершил 19 октября 2014 года митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси (ныне митрополит Екатеринодарский и Кубанский).

Напомню, что подобного закрытия доступа в названный Храм не было с 1990 года.

Храм Гроба Господня – самое святое место для всех христиан. Согласно Священному Писанию, на месте, где сегодня стоит этот Храм, был распят, погребeн, а затем воскрес Иисус Христос. В нем ежегодно сходит Благодатный огонь.

Менее чем через полтора месяца, 7 апреля христиане всего мира вновь будут ожидать здесь схождения Благодатного огня. Так почему же власти Иерусалима вдруг устроили прессинг христиан, в связи с которым руководство Братства Святого Гроба (образованного Греко-православной церковью, Армянской Апостольской церковью и католическим Орденом францисканцев) вынуждено было принять столь беспрецедентное решение, как закрытие доступа к главной святыне христианского мира?

Чиновники мэрии Иерусалима объясняют свой прессинг накопившимися долгами этих церквей городу, что не выдерживает никакой критики. Даже если бы между церквями и мэрией существовали какие-то договора, согласно которым патриархаты обязаны были бы платить в муниципальную казну конкретные суммы, то объявленная городскими властями «задолженность» (около 200 миллионов долларов) на самом деле с лихвой перекрывается теми прибылями, которые Иерусалим получает от сотен тысяч и миллионов христианских паломников, стремящихся к Храму Гроба Господня со всех стран мира.

Но договоров, предписывающих церкви платить налоги со своей деятельности, не существует, сумма долга более чем сомнительна, а существующие хозяйственные споры вполне решаемы без применения властями города методов рэкета. Получается, что мэрия Иерусалима своим давлением нарушает сложившийся веками порядок беспрепятственного служения названных выше церквей Богу и своей пастве. То есть, утилитарные, коммерческие причины – даже если они присутствуют в решении городских властей – играют здесь далеко не определяющую роль.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме
© Sputnik / Н. Михальченко

Даже британская The Guardian усматривает в действиях чиновников мэрии Иерусалима и очевидно стоящих за ними каких-то политических сил Израиля политические причины.

С моей точки зрения, если британская газета права, то можно предположить, что недовольство каких-то израильских политиков распространяется сегодня преимущественно на Армянскую Апостольскую церковь и, следовательно, Армению.

Не далее как две недели назад кнессет (парламент Израиля) отказался принять закон о признании геноцида армян в Османской империи. И это решение носит далеко не случайный характер, вписываясь в некую стратегическую линию так называемых глобалистов на Ближнем Востоке. Теперь вот – очевидный недружественный шаг в отношении Армянской церкви.

По мнению руководителя Экспертного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) Александра Рудакова, «вполне возможно, что мэрия Иерусалима оказала показательное давление на христианские церкви и, вероятно, это касается, в первую очередь, армян, которые в сирийской войне находятся на стороне правительства этой страны».

Сегодня, после трех дней противостояния иерусалимских патриархатов христианских церквей городским чиновникам, когда конфликт вроде бы разрешен, вряд ли стоит полагать, что прессинг со стороны властей Израиля на христиан прекратится. Возможно, он просто примет другую, не столь явную форму.

Полагаю, что властям Иерусалима (а может и Израиля) удалось главное – заложить основания для того, чтобы христианские церкви уже не чувствовали себя свободными в этом городе, но, напротив, утвердились в мысли, что они на Святой земле – не хозяева, но гости. И что они зависимы от властей Израиля, а значит и их вера находится в зависимости от конкретных политических сил.

Фактически чиновники мэрии Иерусалима дали понять, что Храм Гроба Господня и сам Иисус не имеют для них священной силы. Что они могут простым административным решением лишить христиан всего мира Благодатного огня или даже доступа к их главной святыне.

Собор Святого Иакова расположен в Армянском квартале города Иерусалима (Старый город). Он назван в честь Иакова Праведного, брата Иисуса. Его почитают как первого иерусалимского епископа и одного из двенадцати апостолов.
По некоторым версиям он был не родным, а сводным или двоюродным братом. Согласно Евангелие от Марка Иаков не признавал Иисуса Мессией при его жизни. Лишь после Чуда воскрешения Спасителя он поверил и, обратившись, стал христианином.
Брат Господень был канонизирован в 9 веке Папой Римским. Святой Иаков считается покровителем испанских воинов. Считается, что он помог спасти Испанию, когда ее захватили мавры.
День его памяти празднуется католиками – 3 мая, а православными – 5 ноября.
История возникновения
Кончина Брата Господня была мученической. Он был сброшен с высокого храма и забит камнями. По некоторым предположениям именно на месте его смерти и был воздвигнут Собор в Иерусалиме. Ему предшествовали несколько других святых построек.
Первоначально на этом месте высилась византийская церковь. Она была разрушена во времена крестовых походов. Крестоносцы воздвигли свой храм в 12 веке. В течение долгого времени (12-18 вв.) Храм перестраивался и дополнялся.
Во времена Второй мировой войны здесь было армянское убежище.
Собор в Иерусалиме был отреставрирован и в настоящее время представляет собой целый комплекс построек разных периодов. Он относится к Армянской конфессии.
Архитектура
Собор Святого Иакова в Иерусалиме, как и большинство соборов крестоносцев, сооружен в романском стиле. Согласно традиции, он ориентирован на запад и на восток. Основная часть здания имеет круглую, в плане форму, увенчанную конусообразным куполом. С четырех сторон к нему примыкают узкие башни. Его внутреннее убранство и фасад украшен иконами, фресками и ковкой. Повсюду можно увидеть множество масляных ламп и свечей, которые освещают залы. Это единственный источник света в Соборе. Его западный вход богато украшен орнаментами и имеет массивную резную деревянную дверь. По левую сторону от него находятся три часовенки. В одной из них устроена могила Макария, который был иерусалимским епископом 4 века.
Три алтаря Собора посвящены Святому Иакову, Иоанну Крестителю и Богородице. Рядом с ними расположены два трона. На одном из них, согласно верованиям, восседает дух Иакова, в день его поминовения, а на втором – Патриарх.
При входе находится место захоронения головы Святого. Само тело, по некоторым версиям погребено в Испании.
Туристу на заметку
Посетить Собор Святого Иакова в Иерусалиме можно каждый день бесплатно. Он открыт с 06:30 до 07:30 и с 15:00 до 15:40 – в будние дни и воскресенье, а в субботу с 06:30 до 09:30
Сюда можно добраться автобусными маршрутами №1, №3, №20, №38, №99 и другие, проходящие остановку «Яффские ворота» или «Сионские ворота».
Окрестности
Армянский квартал Иерусалима, в котором расположен Собор Святого Иакова, несмотря на сравнительно небольшую занимаемую территорию, является достаточно богатым на историко-религиозные памятники. Здесь расположена Армянская Патриархия, Маронитский Монастырь, Церковь Масличного дерева, Церковь Святого Креста и другие.
Интересные коллекции фрагментов фресок, найденных на горе Сион, можно увидеть в Музее Мардиджиана. Их происхождение датируется еще первым веком.
Из Армянского квартала можно попасть в Старый город в Иерусалиме, известный своими достопримечательностями, посвященными библейским событиям, связанным со Страстями Христовыми.